Научная статья на тему 'Место Президента Российской Федерации в системе государственной власти в России'

Место Президента Российской Федерации в системе государственной власти в России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Ключевые слова
президент / глава государства / разделение властей / государственная власть / ветви власти / полномочия / president / head of state / separation of powers / state power / branches of government / powers

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Милана Джабраиловна Дадаева

Статья посвящена исследованию места Президента Российской Федерации в системе государственной власти в России и представляет собой попытку определения соотнесения полномочий и функций главы государства к определенной ветви власти. Посредством анализа положений Конституции РФ 1993 г., в том числе и в контексте конституционной реформы 2020 г., проводится сопоставление статуса Президента РФ с тремя традиционными ветвями власти. При этом делается вывод о невозможности его рассмотрения применительно к одной из них. Приводятся различные авторские позиции и делается вывод о том, что Президент РФ стоит вне трех ветвей власти, обладая координационными полномочиями обеспечительного характера. При этом отмечается, что его полномочия наиболее близки к исполнительной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The place of the President of the Russian Federation in the system of state power in Russia

The article is devoted to the study of the place of the President of the Russian Federation in the system of state power in Russia and is an attempt to determine the correlation of the powers and functions of the head of state to a certain branch of government. Through the analysis of the provisions of the Constitution of the Russian Federation of 1993, including in the context of the constitutional reform of 2020, the status of the President of the Russian Federation is compared with the three traditional branches of government. At the same time, it is concluded that it is impossible to consider it in relation to one of them. The following are various author's positions and it is concluded that the President of the Russian Federation stands outside the three branches of government, having coordinating powers of a security nature. At the same time, it is noted that his powers are closest to the executive branch.

Текст научной работы на тему «Место Президента Российской Федерации в системе государственной власти в России»

Закон и право. 2024. № 5. С. 61-65. Law and legislation. 2024;(5):61-65.

Научная статья УДК 342.51

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-5-61-65 EDN: https://elibrary.ru/AMPQEI

NIION: 1997-0063-5/24-244 MOSURED: 77/27-001-2024-5-444

Место Президента Российской Федерации в системе государственной власти в России

Милана Джабраиловна Дадаева

Юридический институт Дагестанского государственного университета,

Махачкала, Россия, milana_dadaeva_97@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена исследованию места Президента Российской Федерации в системе государственной власти в России и представляет собой попытку определения соотнесения полномочий и функций главы государства к определенной ветви власти. Посредством анализа положений Конституции РФ 1993 г., в том числе и в контексте конституционной реформы 2020 г., проводится сопоставление статуса Президента РФ с тремя традиционными ветвями власти. При этом делается вывод о невозможности его рассмотрения применительно к одной из них. Приводятся различные авторские позиции и делается вывод о том, что Президент РФ стоит вне трех ветвей власти, обладая координационными полномочиями обеспечительного характера. При этом отмечается, что его полномочия наиболее близки к исполнительной власти.

Ключевые слова: президент, глава государства, разделение властей, государственная власть, ветви власти, полномочия.

Для цитирования: Дадаева М.Д. Место Президента Российской Федерации в системе государственной власти в России // Закон и право. 2024. № 5. С. 61—65. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-5-61-65 ЕБЫ: https://elibrary.ru/AMPQEI

Original article

The place of the President of the Russian Federation in the system of state power in Russia

Milana D. Dadaeva

Law Institute of Dagestan State University, Makhachkala,

Russia, milana_dadaeva_97@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the study of the place of the President of the Russian Federation in the system of state power in Russia and is an attempt to determine the correlation of the powers and functions of the head of state to a certain branch of government. Through the analysis of the provisions of the Constitution of the Russian Federation of 1993, including in the context of the constitutional reform of 2020, the status of the President of the Russian Federation is compared with the three traditional branches of government. At the same time, it is concluded that it is impossible to consider it in relation to one of them. The following are various author's positions and it is concluded that the President of the Russian Federation stands outside the three branches of government, having coordinating powers of a security nature. At the same time, it is noted that his powers are closest to the executive branch.

Keywords: president, head of state, separation of powers, state power, branches of government, powers.

For citation: Dadaeva M.D. The place of the President of the Russian Federation in the system of state power in Russia // Law and legislation. 2024;(5):61—65. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-5-61-65 EDN: https://elibrary.ru/AMPQEI

© Дадаева М.Д. М., 2024. LAW & LEGISLATION • 05-2024

Принятые в 2020 г. поправки в Конституцию РФ внесли существенные изменения в организацию публичной власти и распределение полномочий по структурным элементам этой системы, что актуализировало дискуссии в рамках исследования места и роли Президента РФ в системе органов государственной власти.

Сами поправки, касающиеся организации государственной власти, как отмечают некоторые авторы, во многом были призваны нивелировать существующие противоречия и неоднозначные трактовки организации государственной власти [13]. В конечном счете ключевой задачей и ориентиром конституционной трансформации было создание целостной концепции публичной власти в государстве, о потребности которой многие исследователи говорили уже задолго до поправок [15].

При рассмотрении места главы государства в системе государственной власти важно, прежде всего, раскрыть его через определение его места в системе разделения властей. Следует отметить, что с момента принятия Конституции 1993 г. высокий градус дискуссии относительно этого вопроса практически не снижался. Поправки 2020 г. еще более усилили и развили размышления вокруг этой темы [5].

Многочисленные споры порождает неоднозначность положений статей 10 и 11 Конституции РФ, которые закрепляют три классические ветви власти и органы, осуществляющие их. То есть, при утверждении принципа разделения властей не определено место Президента как главы государства в системе разделения власти [4, с. 176].

В современном мире президентом считается глава государства в странах с республиканской либо смешанной (полупрезидентской) формой правления, избираемый на установленный законодательством государства срок [12]. При этом, чтобы ответить на вопрос его отнесения к конкретной ветви власти, необходимо выстроить соответствие между его статусом и характеристиками соответствующей ветви, отнесение главы государства к той или иной ветви власти должно быть обусловлено наличием полномочий, характеризующих соответствующую ветвь власти.

Если рассматривать судебную власть, то ключевой ее характеристикой выступает осуществление правосудия. Единственное полномочие, которое лишь отдаленно может быть отнесено к полномочиям судебной власти, — право на помилование — не может быть основанием для отнесения Президента РФ к судебной власти. При

этом особенность полномочий, отражающих взаимодействие Президента и органов судебной власти, в большей степени может быть отнесена к проявлению инструментов системы сдержек и противовесов, что выступает еще одним аргументом невозможности отнесения Президента РФ к судебной власти.

Если говорить о законодательной власти, то ее основными характеристиками выступает представительный и законодательный характер. Избрание Президента РФ на всеобщих выборах позволяет соотнести его с первой характеристикой. Кроме того, законодательная власть в демократическом государстве имеет коллегиальную форму, что выступает одним из факторов ее независимости. Президент РФ не обладает этой характеристикой. Что касается непосредственно законодательных полномочий, то Президент РФ ими фактически не обладает, хотя его роль в законодательном процессе весьма велика (например, право законодательной инициативы и право вето). Если мы обратим внимание на характер этих полномочий, а также на целый ряд иных полномочий, отражающих особенности его взаимодействия с парламентом (например, ежегодные послания к парламенту о положении в стране [2]), то они снова в большей степени отражают инструменты системы сдержек и противовесов и не позволяют отнести его к законодательной власти.

Можно было бы предположить по остаточному принципу, что, поскольку Президент РФ не относится ни к судебной, ни к законодательной власти, то можно его рассматривать как исполнительную ветвь власти. Однако анализ его полномочий не позволяет дать на этот вопрос однозначного ответа.

При анализе места Президента РФ в системе органов публичной власти представляется недостаточным ограничиться лишь сопоставлением его полномочий с полномочиями трех ветвей власти. Считаем также важным проанализировать и особенности деятельности отдельных создаваемых под его непосредственным руководством органов власти и назначаемых им должностных лиц, не относящихся напрямую ни к одной из ветвей власти, но во многом характеризующих статус главы государства и его место в системе публичной власти.

В числе таковых, в частности, можно назвать, Администрацию Президента РФ, которая выполняет ключевые задачи по организации эффективной работы главы государства, а в ее структуру включены различные подразделения,

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2024

призванные осуществлять взаимодействие и обеспечивать полноценную реализацию полномочий главы государства в направлении взаимодействия с различными органами публичной власти в системе разделения властей.

Также следует отметить Государственный Совет РФ, который хотя и выступает совещательным органном, содействует реализации полномочий главы государства по вопросам, обеспечивающим функционирование и взаимодействие органов государственной власти, а также и через различные структуры, создаваемые в формируемые им в соответствии со ст. 83 Конституции РФ Администрацией Президента РФ и государственными органами исполнительной власти. Указанное выступает еще одним аргументом в пользу позиции о выведении Президента за рамки традиционных трех ветвей власти и наличия у него определенных полномочий арбитражного характера.

Аналитическое сопоставление полномочий Президента РФ с характеристиками отдельных ветвей власти позволило ряду авторов сделать вывод о том, что у Президента Российской Федерации имеются схожие черты со всеми тремя ветвями власти, однако он не может быть отнесен непосредственно к какой-то одной ветви власти.

При этом И.А. Кузнецов, И.Е. Деметьев [9] отмечают, что он имеет свой уникальный правовой статус и главной задачей Президента России является в первую очередь руководить государством, ставить определенные цели и задачи перед Правительством России, регулировать вопросы, связанные с внутренней и внешней политикой России.

Вместе с тем вывод о выведении главы государства из классической триады властей поддерживается не всеми.

Э.В. Краснов, критикуя этот подход, отмечает, что это «позволяет ему по умолчанию вобрать все те полномочия, которые прямо не отнесены к какой-либо из ветвей власти» [8].

С.А. Авакьян на основе анализа положений статей 10 и 11 Конституции РФ делает вывод о наличии «президентской власти», не отнесенной к какой-либо из трех ветвей власти в классической триаде, и представляющей собой самостоятельную ветвь власти [1, с. 349].

Известный конституционалист М.В. Баглай предлагает исходить из классической триады государственной власти, критически относится к выделению четвертой, так называемой «прези-

дентской» власти. При этом он отмечает наличие у Президента определенных собственных полномочий и комплексный характер его разнообразных прав и обязанностей во взаимодействии с другими властями, при этом наиболее близки эти полномочия с исполнительной властью [3, с. 459].

Следует отметить, что большая часть конституционалистов придерживаются позиции неотнесения Президента ни к одной из трех традиционных ветвей власти, с признанием наиболее близкого его положения к исполнительной власти.

При этом O.E. Кутафин характеризовал Президента как конституционный орган исполнительной власти, осуществляемой Президентом совместно с Правительством РФ и другими органами государственного управления [10, с. 321].

Другие авторы в возражение указанной позиции отмечали несоответствие Президента РФ статусу главы исполнительной власти, поскольку на это указывает напрямую Конституция РФ, отмечая, что исполнительная власть осуществляется Правительством РФ. За Президентом же закреплены иные характеристики, прежде всего, как главы государства, хотя они и признают, что фактически «он руководит всей системой органов исполнительной власти, формально возглавляемой Правительством РФ»1.

На наш взгляд, несмотря на наличие у Президента РФ полномочий исполнительной власти, нельзя относить его к последней. Да, действительно, Президент РФ обладает широкими полномочиями по отношению к исполнительной власти, что во многом делает его схожим с французским институтом президентуры [11], однако в полной мере он не может быть соотнесен с исполнительной властью. Помимо полномочий по отношению к исполнительной власти у главы государства имеются полномочия и по отношению к другим ветвям власти, что вполне коррелируется с одним из его ключевых направлений деятельности — обеспечение функционирования и взаимодействия органов государственной власти, закрепленное в ч. 2 ст. 80 Конституции [16].

На самостоятельное положение Президента РФ как главы государства, при котором он не входит ни в одну из ветвей власти, но способствует поддержанию устойчивости и единства

1 Краснов М.А., Шаблинский И.Г. Российская система власти: треугольник с одним углом // URL: https:// www.hse.ru/ (Дата обращения: 22.03.2024)

LAW & LEGISLATION • 05-2024

системы публичной власти в стране, указывают и такие известные конституционалисты, как Т.Я. Хабриева [6, с. 43] и В.И. Фадеев2.

Все это в целом позволяет говорить об особой роли главы государства в системе разделения властей. Этот институт, по мнению многих авторов, способствует государственному единству и преемственности, Президент выступает своего рода арбитром в системе деятельности государственных органов [10, с. 14].

Следует отметить, что выведение Президента за триаду ветвей власти с арбитражными задачами вполне отражает закрепленные за главой государства функции и задачи, которые традиционно признает за ним российское общество [7].

Важно также понимать, что Президент РФ обладает и характерными для главы государства атрибутивными представительскими полномочиями и выступает как «необходимый атрибут государства» [14, с. 31]. При этом, в отличие от монархической власти, президентская приобретает свою легитимность в результате выборного процесса, который сам по себе напрямую не связан с какой-либо отдельной властью [3, с. 457]. Легитимность президентской власти вытекает непосредственно из власти народа, не вытекает и не исходит от какой-то из традиционных ветвей власти из классической триады.

Таким образом, на основе анализа различных позиций считаем необходимым сделать вывод о невозможности отнесения Президента РФ к одной из трех традиционных ветвей власти.

Глава государства стоит в системе разделения властей вне законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, обладая координационными полномочиями обеспечительного характера и выполняя общую задачу поддержания стабильности всей государственной власти.

Список источников

1. Авакъян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2-х т. Т. 2. 7-е изд. М.: Норма: ИНФРА-М, 2023. 936 с.

2. Ахилъгов P.M., Галаев А.М., Исаева Я.М. Президент Российской Федерации в системе органов государственной власти / / Юрид. факт. 2022. № 192. С. 15-17.

2 Конституционное право: Учебник для бакалавров / М.В. Варлен, E.H. Дорошенко, С.А. Зенкин и др.; отв. ред. В.И. Фадеев. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2017. С. 345.

3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. 14-е изд., изм. и доп. М.: Норма: ИНФРА-М, 2023. 704 с.

4. Глава государства: Монография / А.М. Будаев, С.С. Заикин, С.В. Кабышев и др.; отв. ред. А.М. Осавелюк. М.: Проспект, 2021. 400 с.

5. Гончаров В.В. О месте и роли Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти // Аграрное и земельное право. 2021. № 2 (194). С. 90-94.

6. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный): с учетом изменений, одобренных в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года / Под ред. Т.Я. Хабриевой. М.: ИНФРА-М, 2023. 368 с.

7. Котовой А. С. Политико-правовой статус Президента РФ в свете конституционной реформы 2020 года // Вопросы рос. юстиции. 2023. № 26. С. 43-55.

8. Краснов Э.В. Принцип разделения властей в трудах отечественных ученых // Общество: политика, экономика, право. 2017. № 6. С. 80—82.

9. Кузнецов И.А., Деметъев И.Е. Место и роль Президента в системе органов государственной власти Российской Федерации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 2-2 (65). С. 120—123.

10. Кутафин О.Е. Глава государства: Монография. М.: Проспект, 2015. 560 с.

11. Радъко Е.Д., Резниченко В.А. Институт президента в России и Франции: сравнительно-правовой анализ // Youth World Politic. 2019. № 1. С. 49—56.

12. Филимонова О.Г. Президент Российской Федерации в системе разделения властей / / Экономика и управление в XXI веке: стратегии устойчивого развития: Сб. ст. победителей Меж-дунар. науч.-практ. конф. 2017. С. 183—185.

13. Чеботарев Г.Н. Как укрепить единую систему публичной власти? / / Конституционное и муниципальное право. 2020. № 3. С. 19—23.

14. Чиркин В.Е. Глава государства. Сравнительно-правовое исследование: Монография. 2-е изд., испр. и доп. М.: Норма: ИНФРА-М, 2022. 240 c.

15. Чиркин В.Е. Современность и публичная власть // Конституционная теория и практика публичной власти: закономерности и отклонения: Сб. матер. Междунар. науч. конф. / Отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Юстицинформ, 2015. С. 18—20.

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2024

16. Шхагапсоев З.Л. Президент России в системе разделения власти РФ: место и роль // Общество и право. 2007. № 2. С. 24—30.

References

1. Avakian S.A. Constitutional law of R/ussia: The training course: Iln 2 volumes. Volume 2. 7th ed. Moscow: Norma: INFRA-M, 2023. 936 p.

2. Akhilgov R..M., Galaev A.M., Isaeva Ya.M. The President of the Russian Federation in the system of state authorities // Legal fact. 2022. № 192. Pp. 15—17.

3. Baglay M. V. Constitutional law of the Russian Federation: Textbook. 14th ed., ed. and add. Moscow: Norma: INFRA-M, 2023. 704 p.

4. Head of State: Monograph / A.M. Budaev, S.S. Zaikin, S.V. Kabyshev, etc.; ed. by A.M. Osa-velyuk. Moscow: Prospekt, 2021. 400 p.

5. Goncharov V.V. On the place and role of the President of the Russian Federation in the system of state authorities // Agrarian and Land Law. 2021. № 2 (194). Pp. 90—94.

6. Commentary to the Constitution of the Russian Federation (article by article): taking into account the changes approved during the all-Russian vote on July 1, 2020 / Ed. T.Ya. Khabrieva. Moscow: INFRA-M, 2023. 368 p.

7. Kotovoi A.S. The political and legal status of the President of the Russian Federation in the light of the constitutional reform of 2020 // Issues of Russian justice. 2023. № 26. Pp. 43—55.

8. Krasnov E. V. The principle of separation of powers in the works of Russian scientists // Society: politics, economics, law. 2017. № 6. Pp. 80—82.

9. Kuznetsov I.A., Demetyev I.E. The place and role of the president in the system of state authorities of the Russian Federation / / International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2022. № 2-2 (65). Pp. 120-123.

10. Kutafin O.E. Head of State: Monograph. Moscow: Prospekt, 2015. 560 p.

11. Radko E.D., Reznichenko V.A. The Institute of the President in Russia and France: comparative legal analysis // Youth World Politic. 2019. № 1. Pp. 49-56.

12. Filimonova O. G. The President of the Russian Federation in the system of separation of powers // Economics and Management in the XXI century: strategies for sustainable development: Collection of articles by the winners of the International scientific and practical conference. 2017. Pp. 183—185.

13. Chebotarev G.N. How to strengthen the unified system of public authority? / / Constitutional and municipal law. 2020. № 3. Pp. 19—23.

14. Chirkin V.E. Head of State. Comparative legal research: Monograph. 2nd ed., ispr. and add. Moscow: Norma: INFRA-M, 2022. 240 p.

15. Chirkin V.E. Modernity and public power // Constitutional theory and practice of public power: patterns and deviations: Collection of materials of the International Scientific Conference / Ed. S.A. Avakian. M.: Justicinform, 2015. Pp. 18—20.

16. Shkhagapsoev Z.L. The President of Russia in the system of separation of power of the Russian Federation: place and role // Society and law. 2007. № 2. Pp. 24—30.

Информация об авторе

Дадаева М.Д. — аспирант кафедры конституционного и международного права

Статья поступила в редакцию 09.03.2024; одобрена после рецензирования 08.04.2024; принята к публикации 14.04.2024.

Information about the author

Dadaeva M.D. — postgraduate student of the department of constitutional and international law

The article was submitted 09.03.2024; approved after reviewing 08.04.2024; accepted for publication 14.04.2024.

LAW & LEGISLATION • 05-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.