Научная статья на тему 'МЕСТО ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ COVID -19'

МЕСТО ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ COVID -19 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
24
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"КОРОНАВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ" / "ОСЛОЖНЕНИЯ РЕСПИРАТОРНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ" / "РЕЖИМ САМОИЗОЛЯЦИИ" / "МОНИТОРИНГ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ СВЯЗАННОЙ С РАСПРОСТРАНЕНИЕМ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ COVID - 19"

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Цветикова Татьяна Викторовна

Коронавирусная инфекция COVID -19 привела к глобальному кризису во всех сферах жизнедеятельности общества и государства: экономике, социальных отношениях, образовании, медицине; заставила пересмотреть правовые нормы и принять законы и подзаконные акты, регламентирующие поведение людей в условиях новой пандемии. Наиболее страшные ее последствия связаны с массовой гибелью людей на всех континентах, как от самого заболевания, так и от его осложнений. Только в Российской Федерации за 2020-2021 годы неоднократно принимались органами верховной власти постановления о введении и продлении особого положения, которое заключается в ведении масочного режима на предприятиях и в организациях различных форм собственности; установления социальной дистанции в 1,5м, перевод детских дошкольных и образовательных учреждений на дистанционное обучение и т.д.. Идентичные ограничения были введены и за рубежом в тех странах, где уровень заболевших и умерших от новой инфекции достаточно высок. Изобретение и применение вакцин от данного недуга тоже пока не гарантирует 100%-гарантии защиты. К сожалению, отдельные граждане, привитые от COVID - 19, скончались впоследствии от осложнений, вызванных сопутствующими заболеваниями. В ряде стран прошли массовые выступления против закрытия предприятий и перевода производства в заочную форму, что неизбежно привело к росту расходов предпринимателей, вызванных необходимостью внедрения новых технологий в авральном порядке. Для предотвращения всеобщего хаоса и роста случаев правового нигилизма назрела необходимость преобразования существующей правовой культуры с учетом экстраординарных обстоятельств, вызванных глобальным мировым кризисом. Способам и рекомендациям приспособления правовых механизмов, действующих как в мире, так и в Российской Федерации, к последствиям коронавирусной инфекции COVID - 19 посвящена представленная публикация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Цветикова Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕСТО ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ COVID -19»

Российская газета — Федеральный выпуск № 55(8109). URL : //https:// pravo.ru 8. https://pravo.ru/story/228327

9.

https://vestnik.utmn. ru/sociology/vypuski/20204ош-6/3_23/981787

Цветикова Татьяна Викторовна

аспирантка II курса юридического факультета по направлению «Теория и история права и государства; история политических и правовых учений» ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского», преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ КО «Калужский колледж народного хозяйства и природообустройства».

МЕСТО ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ COVID -19

Tsvetikova Tatyana Viktorovna

a post-graduate student of the second year of the Faculty of Law in the direction of "Theory and history of law and the State;

history of political and legal doctrines " Bryansk State University named after Academician I. G. Petrovsky, teacher of the highest qualification category GBPOU CO "Kaluga College of National Economy and Environmental Management"

THE PLACE OF LEGAL CULTURE IN THE CONDITIONS OF OVERCOMING THE CONSEQUENCES OF THE COVID-19 CORONAVIRUS INFECTION

DOI: 10.31618/ESSA.2782-1994.2021.3.75.167

Аннотация. Коронавирусная инфекция COVID -19 привела к глобальному кризису во всех сферах жизнедеятельности общества и государства: экономике, социальных отношениях, образовании, медицине; заставила пересмотреть правовые нормы и принять законы и подзаконные акты, регламентирующие поведение людей в условиях новой пандемии. Наиболее страшные ее последствия связаны с массовой гибелью людей на всех континентах, как от самого заболевания, так и от его осложнений. Только в Российской Федерации за 2020-2021 годы неоднократно принимались органами верховной власти постановления о введении и продлении особого положения, которое заключается в ведении масочного режима на предприятиях и в организациях различных форм собственности; установления социальной дистанции в 1,5м, перевод детских дошкольных и образовательных учреждений на дистанционное обучение и т.д..

Идентичные ограничения были введены и за рубежом в тех странах, где уровень заболевших и умерших от новой инфекции достаточно высок.

Изобретение и применение вакцин от данного недуга тоже пока не гарантирует 100%-гарантии защиты. К сожалению, отдельные граждане, привитые от COVID - 19, скончались впоследствии от осложнений, вызванных сопутствующими заболеваниями. В ряде стран прошли массовые выступления против закрытия предприятий и перевода производства в заочную форму, что неизбежно привело к росту расходов предпринимателей, вызванных необходимостью внедрения новых технологий в авральном порядке.

Для предотвращения всеобщего хаоса и роста случаев правового нигилизма назрела необходимость преобразования существующей правовой культуры с учетом экстраординарных обстоятельств, вызванных глобальным мировым кризисом. Способам и рекомендациям приспособления правовых механизмов, действующих как в мире, так и в Российской Федерации, к последствиям коронавирусной инфекции COVID - 19 посвящена представленная публикация.

Ключевые слова: «коронавирусная инфекция»; «осложнения респираторных заболеваний»; «режим самоизоляции»; «мониторинг эпидемиологической ситуации, связанной с распространением коронавирусной инфекции COVID - 19».

Введение.

Коронавирусная инфекция, возникшая в мировом масштабе в 2006 году, вновь заявила о

ив

ЦЩВ

себе через 13 лет. Причисленная к группе респираторных заболеваний, наряду с гриппом и ОРЗ, она поражает не только своими масштабами, но и тяжестью последствий.

Впервые родственная аномалия была зафиксирована в 2002 - 2003гг. в форме атипичной пневмонии. Переносчиками заболевания тогда стали летучие мыши, виверры.

В 2019г. до настоящего времени идет распространение новой коронавирусной инфекции СОУГО - 19. Ее возбудители однозначно не установлены, предполагается, что ими могут оказаться панголины. При этом уже на 22 июня 2020г. только в США было зафиксировано более 468 жертв указанного недуга. [1]

Естественно, что в такой ситуации ряд стран, столкнувшихся с аналогичной проблемой и не имевших четких представлений о способах ее преодоления, пошли на масштабные ограничения во всех сферах жизнедеятельности общества и государства: экономике, социальных отношениях, проведение культурно-массовых мероприятий, организация празднования религиозных торжеств различными конфессиями и т.д.. Кроме того, был введен повсеместный масочный режим, в местах массового пребывания людей устанавливалась социальная дистанция не менее 1,5м. Людям запрещалось без особой необходимости покидать места своего постоянного проживания или пребывания.

В ответ на подобную политику правящих кругов в ряде стран прокатилась волна протестов. Тем самым было продемонстрировано неприятие гражданами любого наступления на их свободы, что в данной ситуации уполномоченными властными органами было интерпретировано как проявления правового нигилизма.

Данная статья раскрывает механизмы сохранения правовой культуры в условиях кризисных явлений, которые имеют место не только в настоящий исторический период, но могут повториться и в будущем на примере нормативно -правовых источников и специальной литературы соответствующей тематики.

Целью ее написания является раскрытие различных точек зрения по поводу состояния правовой культуры и особенностей механизмов ее сохранения, применяемых в ситуации существования и распространения новой коронавирусной инфекцией.

Задачи исследования состоят в следующем:

- раскрытие особенностей появления и развития пандемии СОУГО -19 в имеющихся публикациях;

- рассмотрение последствий негативных явлений в различных сферах жизнедеятельности общества и государства, ведущих к активизации правового нигилизма;

- представление рекомендаций по сохранению правовой культуры в условиях существования коронавирусной инфекции СОУГО - 19 на основе

текстов работ исследователей данной проблематики.

Объектом данного исследования является категория «правовая культура». Предмет изучения составляет проблема ее сохранения в условиях господства в мире в целом и в Российской Федерации, в частности, вышеназванной респираторной аномалии.

Представленная публикация опирается на следующие нормативно-правовые источники: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020г. № 15 (ред. от 13.11.2020г.) «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597 - 20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID - 19)» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.05.2020г. № 58465); «Рекомендации по профилактике рисков, связанных с распространением коронавирусной инфекции (COVID - 19), при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, иных выборов и референдумов, назначенных на единый день голосования 19 сентября 2021 года» (утв. Главным государственным санитарным врачом

08.07.2021г.); Федеральный закон Российской Федерации от 20.07.2020г. № 215 - ФЗ (ред. от 22.12.2020г.) «Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции»; Указ Президента Российской Федерации от 15.06. 2021г. № 364 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID - 19)»; изменения в гражданском, трудовом, административном, уголовном и иных законодательных системах Российской Федерации. Иностранный опыт выявления и преодоления последствий новой коронавирусной инфекции приводится в подборке материалов по теме: «Наука и борьба с COVID - 19», подготовленной Департаментом международного и регионального сотрудничества.

В качестве учебной литературы привлекаются публикации Б.К.Романова «Коронавирусная инфекция covid - 2019», В.Ю. Мельникова «Российское законодательство в период противодействия коронавирусной инфекции», М.А. Ефремовой, А.А. Шутовой, А.А. Никифоровой «Трансформация российского административного и уголовного законодательства в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (Covid-19)»; коллективная публикация «Новая коронавирусная инфекция Covid-19 в практике акушера-гинеколога: обзор современных данных и рекомендаций» и т.д..

Материалы и методы. Методологическая база представлена описанием, анализом, обобщением, прогнозированием.

Описание как основной прием изложения материала используется при обращении к текстам документов, касающихся ограничений и специфики поведения граждан в условиях распространения коронавирусной инфекции COVID - 19.

Анализ в качестве основного метода исследования привлекается при рассмотрении изменений, касающихся настоящей

эпидемиологической ситуации в ряде законодательных баз Российской Федерации, а также действующих за рубежом.

Обобщения представлены в выводах, как по отдельным фрагментам статьи, так и в заключительной части.

Наконец, прогнозирование позволяет оценить состояние правовой культуры в мировом масштабе и в отечественной традиции при дальнейшем распространении новой коронавирусной инфекции.

Результаты. В связи с тем, что коронавирусная инфекция возникла внезапно и заставила мировое сообщество позаботиться, главным образом, о минимизации ее вредных последствий с медицинской точки зрения; правовой аспект при разрешении сложившейся ситуации изначально был тесно связан со сферой здравоохранения и лекарственного обеспечения. Хотя теоретическая база по данной проблематике только начинает формироваться, прослеживается намерение общества и государства актуализировать действующие нормы права для обеспечения максимального сохранения физического и психического здоровья населения в сложившихся обстоятельствах, о чем можно судить по текстам приведенных документов и публицистическим материалам. При этом законотворцы и лица, осуществляющие правоприменительную деятельность, считают необходимость сформировать как на личностном, так и на групповом уровнях, ответственное поведение населения, понимающего

необходимость применения ряда ограничительных мер в борьбе с пандемией COVID - 19.

Обсуждение. Обратимся прежде всего к нормативно-правовой базе, предлагающей способы борьбы с данным недугом, исходя из его симптоматики.

Поскольку новая коронавирусная инфекция относится к категории тяжелых респираторных заболеваний, от граждан требуют соблюдения следующих мер безопасности:

- ношение индивидуальных средств защиты при посещении мест массового пребывания людей;

- соблюдение социальной дистанции 1,5 - 2 м;

- периодическое проведение влажной уборки с добавлением дезинфицирующих средств на предприятиях, в организациях и в домашней обстановке;

- регулярное мытье рук, протирание поверхностей столов, компьютеров и других элементов мебели, с которыми непосредственно соприкасается человек. [2]

Для локализации очагов распространения указанного заболевания после анализа текущей эпидемиологической обстановки Правительство РФ и Президент могут своими актами отменять или продлевать период чрезвычайного положения (последнее имеет место в настоящее время). [3]

Для предотвращения нежелательных последствий коронавирусной инфекции СОУГО -19 при проведении массовых мероприятий общественного или государственного значения также разработано и принято ряд актов, регламентирующих поведение граждан и должностных лиц, принимающих участие в их проведении.

Так, при голосовании на выборах депутатов Федерального собрания Российской Федерации, а также регионального и муниципального уровней требуется проводить термометрию, как участников избирательных комиссий, наблюдателей и представителей правоохранительных органов, так и голосующих граждан.

Всех посетителей избирательные комиссии должны обеспечить индивидуальными ручками, масками и перчатками (указанные средства индивидуальной защиты выбрасываются в урну после завершения гражданином процедуры голосования и выхода с избирательного пункта).

Между кабинками для голосования и столами, за которыми заполняются бюллетени, устанавливается дистанция в 1,5 м.

В самом помещении для голосования устанавливаются запреты рукопожатий и иных форм тесных контактов между людьми, которые могут привести к заражению указанным вирусом.

Если у кого-либо из участников избирательной комиссии, наблюдателей или представителей правоохранительных органов будет зафиксирована температура выше 37,1 0, его помещают в изолированное помещение и вызывают медицинского работника для установления причины повышенной температуры и оценки общего состояния здоровья.

Таким образом, указанные мероприятия свидетельствуют о необходимости наличия высокой правовой культуры не только у гражданского населения, но также у юристов, разрабатывающих соответствующие правила поведения и должностных лиц, осуществляющих контроль за их исполнением в определенной обстановке. [4]

Учитывая, что чрезвычайная ситуация, вызванная атипичным заболеванием, неизбежно отражается на различных сторонах общественной жизни, по мере необходимости вносятся изменения в акты гражданского, административного, уголовного и иных систем законодательства Российской Федерации.

ив

ЦЩВ

В частности, в отношении должников -юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами малого или среднего бизнеса, по их заявлению или заявке доверенных лиц, может быть предоставлена рассрочка кредитных платежей. Исключение составляют случаи, когда в отношении соответствующих субъектов уже было возбуждено дело о банкротстве. Тем самым властные структуры побуждают кредиторов, независимо от их статуса, делать послабления обязанным лицам, понимать тяжесть их положения в материальной сфере из-за неординарной ситуации.

Что касается рядовых граждан, то рассрочка обязательных платежей им предоставляется, если их единственный источник дохода - пенсионное обеспечение по старости, инвалидности или по случаю потери кормильца, сумма которого не превышает 2- х минимальных размеров оплаты труда, установленных для федерального центра, региона или муниципального образования. [5]

В целом от предпринимателей и представителей предприятий и организаций требуется честное информирование

уполномоченных властных структур о своем материальном положении в связи с существующим эпидемиологическим кризисом; от представителей уполномоченных органов - деятельное вмешательство в ситуацию для ее стабилизации в отношении лиц, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации в силу стечения обстоятельств. Подобный пример также свидетельствует о необходимости наличия высокого уровня правовой культуры у всех сторон взаимодействия.

Кроме граждан Российской Федерации, тяжелое положение, вызванное новой коронавирусной инфекцией, отразилось и на судьбах иностранных гражданах и лиц без гражданства, оказавшихся на чужой территории в этот непростой период времени либо ожидающих разрешения на въезд в Россию в рамках программы поддержки соотечественников, оказавшихся за пределами государства. [6]

Так, в период с 15.03.2021г. по 15.06.2021г. приостанавливалось течение сроков временного или постоянного пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации по месту их пребывания или по зарегистрированному месту жительства, если данные сроки истекали.

При невозможности по эпидемиологическим показаниям въезда на территорию Российской Федерации лиц в рамках программы поддержки соотечественников, оказавшихся за пределами государства, срок разрешения для переезда в Российскую Федерацию продлевался, если не истек 6-ти месячный период выдачи разрешения на переезд в государство.

Также приостанавливалось действие административных постановлений о выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства из страны за противоправную деятельность,

предусматривающую подобную меры воздействия к нарушителю, если в государстве преимущественного или постоянного проживания таких граждан был установлен карантин по коронавирусной инфекции СОУГО - 19. Тоже касается и добровольного выезда граждан в другие государства с территории Российской Федерации.

Одновременно приостанавливается истечение сроков действия въездных документов: виз, разрешений на временное проживание, вида на жительство, миграционных карт, удостоверений беженца, свидетельств о рассмотрении ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, а также свидетельства участника Государственной программы о переселении соответствующих граждан.

Подобные изменения в положении иностранных граждан и лиц без гражданства, оказавшихся на территории Российской Федерации в период коронавирусной инфекции, а также политика, проводимая в отношении российских граждан, находящихся за границей и желающих переехать на постоянное место жительства в Россию, свидетельствуют о необходимости наличия высокой правовой культуры не только у законодателей, принимающих подобные решения, но также и у представителей исполнительных органов власти, осуществляющих их реализацию на практике в условиях неординарной политической и правовой ситуации, вызванной коронавирусной инфекцией СОУГО - 19, когда ими демонстрируется понимание физического и морального состояния людей, оказавшихся в чужом государстве в кризисный период, которые не должны из-за экстраординарных обстоятельств превращаться в категорию индивидов без определенных мест жительства и работы.

В качестве перехода от нормативно-правовой базы, регламентирующей поведение людей в условиях коронавирусной инфекции СОУГО - 19, можно обратиться к отчету по теме: «Наука и борьба с СОУГО - 19», подготовленного Департаментом международного и регионального сотрудничества.

В данной работе описываются история возникновения соответствующего заболевания и сходных недугов; эпидемиологическая картина развития; приводятся методики предупреждения роста случаев заражения соответствующим вирусом через проведение вакцинации.

Последовательность изложения и подробное описание разных сторон развития коронавирусной патологии показывают понимание медицинскими работниками не только Российской Федерации, но и ряда зарубежных стран, в частности, США, необходимости скорейшего внедрения на практике эффективных медикаментозных средств минимальными побочными явлениями для минимизации случаев заражения и

распространения указанной, опасной, на сегодняшний день, инфекции. [7]

После анализа отдельных документов, тексты которых направлены на стабилизацию ситуации, связанной с распространением новой респираторного заболевания, стоит обратиться к публицистическим источникам. Так, Б.К. Романов в своей статье, посвященной непосредственно заболеванию, вызванному вирусом 2019 - nCov, излагает стратегию борьбы с указанным недугом по версии ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения). [8]По приведенным им данным, 31 декабря 2019г. прошла информация о первом случае заражения неизвестной болезнью в провинции Ухань (Китайская народная республика). Уже к 3 январю следующего года заболевание было подтверждено у 44 пациентов; возбудителем считались морепродукты, с которыми соприкасались все указанные лица. Первые симптомы нового недуга возникли в период между 12 и 29 декабрем 2019 года.

Первый отчет о распространении и развитии указанного заболевания представители ВОЗ опубликовали 21 января 2020г. 31января 2020г. случаи появления коронавирусной инфекции были зафиксированы на территории России, но пострадавшими являлись жители Китая.

Для поиска путей преодоления заболевания представители уполномоченных властных структур на первом этапе попытались найти родственные аномалии, имевшие место в мире в последние годы. Были проанализированы симптомы недуга; оценены сезонные проявления.

10 января 2020г. в ряде стран мира были подготовлены и утверждены руководящие указания о подготовке к проявлениям вышеназванной инфекции.11-12 февраля был созван Глобальный научно-инновационный форум по проблеме мобилизации международных усилий в ответ на COVID - 19.

Лицам, находящимся в кратковременном контакте с заболевшими, рекомендовалось перейти на 14 -дневный карантин. Тем, кто находился в более длительных взаимодействиях с индивидами, у которых был выявлен указанный недуг, рекомендовалось перейти на более длительную изоляцию в рамках гостиниц, домов отдыха, профилакториев.

Если у граждан выявлялись осложненные формы коронавирусной инфекции, то их рекомендовалось помещать в специализированные стационары и проводить процедуры интенсивной терапии. При этом в ранней стадии заболевания рекомендовалось применять антибиотики для подавления активности вируса. Однако, подобные мероприятия были неприемлемы для граждан, у которых уже были выявлены респираторные заболевания типа ОРВИ (острой респираторной вирусной инфекции).

Устанавливались также нормы выделяемого кислорода для лиц, страдающих заболеваниями, сопровождаемыми затрудненным или

отсутствующим дыханием, тяжелой дыхательной недостаточностью, центральным цианозом и иными патологиями верхних дыхательных путей. Делалось предупреждение относительно неправильного установления оптимальной дозы насыщения легких этим компонентом, что могло вызвать летальный исход. Все предлагаемые рекомендации, в конечном итоге были направлены на стабилизацию состояния инфицированного человека; предотвращение его смерти, что свидетельствует о высоком уровне правовой культуры автора публикации, понимающего, с одной стороны, опасность дальнейшего распространения опасного недуга; с другой, готового бороться до конца за жизнь каждого пациента, даже находящегося в тяжелом состоянии.

Представленная информация свидетельствует о том, что вышеуказанный публицист делает акцент на понимании каждым индивидом сути новой патологии. При обнаружении ее признаков у себя любой из них должен быть готов на ограничительные мероприятия и пройти необходимый курс лечения для сохранения здоровья у окружающих лиц, а также недопущения рецидива заболевания у себя.

М.А. Ефремова, А.А. Шутова, А.А. Никифорова, рассматривая изменения

административного и уголовного законодательных систем в условиях существования коронавирусной инфекции COVID - 19, пришли к выводу, что нововедения коснулись, прежде всего, рекомендаций лицам, у которых не был выявлен данный вирус, находиться на самоизоляции в привычных для себя помещениях; инфицированным субъектам советовали немедленно обратиться в медицинское учреждение и при необходимости пройти госпитализацию. [9] По их мнению, правовая культура граждан в условиях коронавирусной инфекции,

реализовывалась, в первую очередь, в их готовности к самоизоляции для предотвращения заражения либо распространения вируса от больного человека к здоровому. При нарушении указанного режима, особенно заболевшими гражданами, устанавливалась уголовная ответственность, установленная статьей 236 «Нарушение санитарно -эпидемиологических правил» Уголовного кодекса РФ. [10] При этом в качестве наступивших последствий указывали массовое заболевание граждан.

В.Ю. Мельников в своей публикации отражал действия властей г. Москвы по отслеживанию лиц, нарушающих режим самоизоляции и использующих в отношении их штрафные санкции, о которых им сообщалось по электронной почте или посредством телефонной связи. Подобные меры воздействия должны были хотя бы в принудительном порядке сформировать должный уровень правовой культуры в сфере соблюдения ограничений, связанных с новой инфекцией, у широкого круга населения.

ив

1Ш5И

Идентичный опыт был реализован еще в 21 регионе Российской Федерации. [11]

Е. Ю. Юпатов, Л.И. Мальцева, Р.С.Замалеева, Т.П.Зефирова и др. в своей коллективной публикации пытаются провести мониторинг случаев осложнений беременности и преждевременных родов у лиц, страдающих указанной инфекцией.[12] При этом были выявлены 2 случая передачи новой инфекции от матери плоду; из 10 новорожденных только один ребенок родился недоношенным, у троих была диагностирована бактериальная пневмония. Была проведена антибактериальная терапия, после чего новорожденные с матерями были выписаны домой; материнской или детской смертности впоследствии зафиксировано не было.

Подобные наблюдения и опубликование их результатов свидетельствуют о высоком уровне профессиональной правовой культуры врачей, готовых не только поделиться опытом в применении профилактических средств, но также считающих необходимым информировать население об эпидемиологической ситуации, связанной с коронавирусной инфекцией в области гинекологии и акушерства, т.е. сфере, связанной с рождением новых людей.

Тем не менее, проблема сохранения правовой культуры в условиях преодоления последствий, вызванных коронавирусной инфекцией СОУГО -19, существует. Если специалисты стараются вводить меры по предупреждению этого опасного заболевания через вакцинацию, то рядовые граждане, как в Российской Федерации, так и за рубежом выступают против проведения подобной процедуры.

Так, власти стран ЕС (Европейского Союза) столкнулись с массовыми акциями протеста после введения обязательной вакцинации для врачей, медсестер, сиделок, пожарных, военных.

Власти Франции поставили население перед выбором: либо пройти вакцинацию от коронавируса, либо на время оказаться безработными без всяких средств к существованию. Для 16-17-ти - летних подростков ввели право вакцинироваться без согласия родителей.

Все рекорды по выступлениям против вакцинации от указанного заболевания бьет Германия. [13]

В Российской Федерации в 52 городах прошли акции, направленные против принудительной вакцинации от новой коронавирусной инфекции.[14]

Подобные проявления правового нигилизма связаны со следующими факторами:

- во-первых, до конца не были изучены последствия вакцинации и установлены показания и ограничения к ее проведению;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- во- вторых, на сегодняшний день нет однозначно эффективной вакцины, а смертность от уже примененных инъекций пугает население;

- в-третьих, не налажена разъяснительная работа с людьми разных социальных слоев и групп, как об опасности данного респираторного заболевания, так и о необходимости проведения вакцинации в целях предупреждения осложнений указанного недуга;

- наконец, из всего вышеизложенного можно сделать вывод о необходимости совместной деятельности представителей властных структур, медицинских работников и рядовых граждан над повышением уровня правовой культуры в условиях преодоления последствий коронавирусной инфекции COVID - 19.

Заключение.

Таким образом, для сохранения и повышения уровня правовой культуры населения в целом как в Российско Федерации, так и за рубежом в вопросе преодоления последствий новой коронавирусной инфекции COVID -19, представителям властных структур, в первую очередь, следует отказаться от давления на граждан и перейти к разъяснительной и консультативной работе.

Также необходимо проводить испытания каждого нового лекарства вначале на животных со сходным с человеком генотипом, а затем на группах добровольцев и только после достаточного количества позитивных результатов исследований внедрять массовую вакцинацию.

Наконец, нужно своевременно проводить мероприятия, направленные на поддержку различных сфер жизнедеятельности общества и государства: экономики, социальных отношений, медицинского и лекарственного обслуживания, совершенствования культурно-досуговой

деятельности, образовательной среды, чтобы предупреждать системные кризисы, подобные последствиям новой коронавирусной инфекции COVID-19.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Коронавирус в США.//[Электронный ресурс]: URL: coronavirusstat.ru (Дата обращения: 21.09.2021г.);

2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 № 15 (ред. от 13.11. 2020г.) «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597 -20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции COVID - 19» (вместе с СП 3.1.3597 - 20 «Санитарно-эпидемиологические правила...») (Зарегистрировано в Минюсте России 26.05.2020г. № 58465);

3. Указ Президента РФ от 11.05.2020г. № 316 «Об определении порядка продления мер по обеспечению санитарно - эпидемиологического благополучия населения в субъекта Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID - 19);

4. «Рекомендации по профилактике рисков, связанных с распространением коронавирусной инфекции COVID - 19, при подготовке и

проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, иных выборов и референдумов, назначенных на единый день голосования 19 сентября 2021 года» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 08.07.2021г.);

5. Федеральный закон РФ от 20.07.2020г. № 215 - ФЗ (ред. от 22.12.2020г. № 450 - ФЗ) «Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции»;

6. Указ Президента РФ от 18.04.2020г. № 274 (ред. от 02.01.2021г.) «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID - 19);

7. Б.К. Романов Коронавирусная инфекция COVID - 2019. //[Электронный ресурс]: URL: https://doi.org/10.30895/2312-7821-2020-8-1-3-8 (Дата обращения: 21.09.2021г.);

8. Наука и борьба с COVID -19. Дайджест подготовлен Департаментом международного и регионального сотрудничества в 2020г. - 45с.// [Электронный ресурс]: URL: Covid - 19 - science. pdf (Дата обращения: 21.09.2021г.);

9. М.А. Ефремова, А.А. Шутова, А.А. Никифорова Трасформация российского

административного и уголовного законодательства в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).// [Электронный ресурс]: URL: https://cyberleninka.ru. (Дата обращения: 21.09.2021г.);

10. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996г. № 63

- ФЗ (ред. от 01.07.2021г.). - ст. 236;

11. В.Ю. Мельников Российское законодательство в период противодействия коронавирусной инфекции.//[Электронный ресурс]: URL: https://cyberleninka.ru. (Дата обращения: 21.09.2021г.);

12. Е.Ю. Юпатов, Л.И. Мальцева, Р.С. Замаева, Т.П. Зефирова, О.В. Чечулина, М.И. Мазитова, Т.Е. Курманбаев. Новая коронавирусная инфекция COVID - 19 в практике акушера-гинеколога: обзор современных данных и рекомендаций.//[Электронный ресурс]: URL: https://doi.org/10.17749/2313-7347/ob.gyn.rep.2020.142. (Дата обращения: 21.09.2021г.);

13. «Руки прочь от наших прав!» Как карантин в Европе привел к массовым беспорядкам и акциям протеста против вакцинации. //[Электронный ресурс]: URL: LENTA.ru. (Дата обращения: 21.09.2021г.);

14. В 52 городах России прошли акции в защиту права человека на добровольность вакцинации. //[Электронный ресурс]: URL: новости

- россии.т - an.info. (Дата обращения: 21.09.2021г.).

Черненко Павло Валершович

астрант докторантури та астрантури Днтропетровський державний yHiверситет внутрштх справ

ФАЛЬСИФ1КАЦ1Я ВИБОРЧИХ ДОКУМЕНТ1В: КРИМ1НАЛЬНО-ПРАВОВИЙ АНАЛ1З ОБ'СКТИВНИХ ОЗНАК

Chernenko Pavlo Valeriyovych postgraduate and postgraduate studies Dnipropetrovsk State University of Internal Affairs

FALSIFICATION OF ELECTORAL DOCUMENTS: CRIMINAL AND LEGAL ANALYSIS OF OBJECTIVE SIGNS

Анотащя. Наукову статтю присвячено кримшально-правовому аналiзу об'екгивних ознак фальсифшаци виборчих докуменпв. У межах дослвдження наголошуеться на тому, що вщповщно до чинного кримшального законодавства Украши, кримшальна вщповвдальтсть за фальсифшацш виборчих докуменпв передбачена в ст. 158, 158-1, 158-2 та 158-3 Кримшального кодексу Украши. Загострюсться увага на тому, що уа щ кримiнально-правовi норми, не зважаючи на те що вони об'еднат единим родовим об'ектом, мають власний безпосереднш об'ект. Проаналзовано розумшня та змтст предмету складу кримшального правопорушення, який мае мтсце у випадку фальсифшацй виборчих докуменпв. Зазначено те, що сусшльно небезпечне дiяння, як едина обов'язкова ознака об'ективно! сторони фальсифшаци виборчих докуменгiв, передбачена законодавцем у формi активно! дii. Наголошуеться увага на тому, що правильний кримшально-правовий аналiз ознак складiв кримшальних правопорушень мае невiд'емне та актуальне значення пiд час здiйснення ефективно! протидii даному негативному кримiнально-протиправному явищу.

Abstract. The scientific article is devoted to the criminal-legal analysis of objective signs of falsification of election documents. The study emphasizes that in accordance with the current criminal legislation of Ukraine, criminal liability for falsification of election documents is provided in the following articles of the Criminal Code of Ukraine - 158, 158-1, 158-2, and 158-3. Attention is drawn to the fact that all these criminal law norms, even

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.