Научная статья на тему 'МЕСТО ПИСЬМЕННОГО НАСЛЕДИЯ ХАФИЗ-И АБРУ В ПРИДВОРНОМ ЛЕТОПИСАНИИ ТИМУРИДСКОГО ПЕРИОДА'

МЕСТО ПИСЬМЕННОГО НАСЛЕДИЯ ХАФИЗ-И АБРУ В ПРИДВОРНОМ ЛЕТОПИСАНИИ ТИМУРИДСКОГО ПЕРИОДА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
56
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Хафиз-и Абру / Амир Тимур / Тимуриды / Ильханиды / «Зубдат ат-таварих» / придворное летописание / всеобщая история / зайл / маджмуа‘ / сал-нама / Hafiz-i Abru / Amir Temur / Temurids / Ilkhanids / “Zubdat al-Tawarikh” / historiography / general history / zayl / majmua‘ / sal-nama

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фаромарзи Файзулло

Исторические произведения, написанные в Мавераннахре и Хорасане в XIV–XV вв., занимают особое место в придворном летописании мусульманского Востока по стилю написания и охвату темы, поскольку они явились основой для развития области придворного летописания и появления в ней новых направлений. Развитие области историписания обусловлено, прежде всего, покровительством Амира Тимура и тимуридских принцев, а также заслугами великих историков, живших в тот период. На сегодняшний день имеется ряд исследований по истории Амира Тимура и политической и культурной жизни тимуридского периода, в частности, труды историков этого периода. Однако мало внимания уделялось роли научного наследия историков, живших в этот период, в развитии придворного летописания. В данной статье анализируется роль научного наследия одного из известных историков и географов Средневековья Хафиз-и Абру в придворном летописании эпохи Тимуридов. Для этого будет выделен вклад историка в развитие культурной жизни Тимуридского периода, особенно в области придворного летописания в связи с историей этого периода. Обсуждается значение научного наследия Хафиз-и Абру в изучении истории Амира Тимура и Тимуридского периода. Анализируются сходства и различия историка с другими историками его времени. Работы, написанные в этот период, классифицируются по тематике. Обсуждаются лингвистические особенности произведений и используемые в них жанры прозы и поэзии. Также дается информация о новых жанрах придворного летописания, возникших в этот период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PLACE OF THE WRITTEN HERITAGE OF HAFIZ-I ABRU IN THE COURT CHRONICLE OF THE TIMURID PERIOD

Historical works written in Maverannahr and Khorasan in the 14th-15th centuries occupy a special place in the court annals of the Muslim East in terms of writing style and scope of the topic because they were the basis for the development of the field of court chronicle writing and the emergence of new directions in it. The development of the field of history writing is primarily due to the patronage of Amir Timur and the Timurid princes, as well as the merits of the great historians who lived in that period. To date, there are a number of studies on the history of Amir Timur and the political and cultural life of the Timurid period, in particular, on the works of historians of this period. However, little attention was paid to the role of the scientific heritage of historians who lived during this period in the development of court chronicles. This article analyzes the role of the scientific heritage of one of the famous historians and geographers of the Middle Ages, Hafiz-i Abru, in the court annals of the Timurid era. For this, the contribution of the historian to the development of the cultural life of the Timurid period, especially in the field of court chronicle writing, in connection with the history of this period, will be highlighted. The significance of the scientific heritage of Hafiz-i Abru in the study of the history of Amir Timur and the Timurid period is discussed. The similarities and differences of the historian with other historians of his time are analyzed.

Текст научной работы на тему «МЕСТО ПИСЬМЕННОГО НАСЛЕДИЯ ХАФИЗ-И АБРУ В ПРИДВОРНОМ ЛЕТОПИСАНИИ ТИМУРИДСКОГО ПЕРИОДА»

12. Мулукаев Р.С., Скилягин А.Т. История советской милиции. Хронологический справочник. Л., 1991. 107 с.

13. Национальный архив Республики Башкортостан. Ф. 122. Оп. 26. Д. 516. Л. 329.

14. Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР. Казань, 1992. 302 с.

REFERENCES

1. Vedomosti Verhovnogo Soveta SSSR [Gazette of the supreme soviet of the USSR], 1947. No. 19. (in Russian).

2. Gosudarstvennyi arhiv Rossijskoy Federacii [State arhiv of the Russian Federation], Fond 5446, opis 1, delo 286, list 229-233. (in Russian).

3. Gosudarstvennyi arhiv Rossijskoy Federacii [State arhiv of the Russian Federation], Fond 9415, opis 1, delo 13, list 108. (in Russian)..

4. Gosudarstvennyi arhiv Rossijskoy Federacii [State arhiv of the Russian Federation], Fond 9415, opis 3, delo 1073, list 124. (in Russian).

5. Gosudarstvennyi arhiv Rossijskoy Federacii [State arhiv of the Russian Federation], Fond 9415, opis 5 s, delo 217, list 1. (in Russian).

6. Gosudarstvennyi arhiv Rossijskoy Federacii [State arhiv of the Russian Federation], Fond 9415, opis 5s, delo 206, list 3, 12. (in Russian).

7. Gosudarstvennyi arhiv Rossijskoy Federacii [State arhiv of the Russian Federation], Fond R-9401, opis 2, delo 168, list 411-434. (in Russian).

8. Gosudarstvennyi arhiv Rossijskoy Federacii [State arhiv of the Russian Federation], Fond R-9415, opis 5, delo 98, list 8. (in Russian).

9. Glavnoe upravlenie vnutrennih del. SPb. i LO [Main department of internal affairs. SPb. and LO]. Fond 2, opis 1, delo 79, list 303. (in Russian).

10. Istorija gosudarstva i prava Rossii v documen-tah i materialah. 1930-1990-e godi [History of the state and law of Russia in documents and materials. 1930-1990s], Minsk, 2000. 624 p. (in Russian).

11. Kuzmin, S. Lagerniki [Campers]. In: Molodaja gvardija [Young guard], 1993. No. 5-6. P. 160-189. (in Russian).

12. Mulukaev, R.S., Skiljagin, A.T. Istorija sovetskoy milicii. Hronologicheskii spravochnik [History of the soviet militia. Chronological directory], Leningrad, 1991. 107 p. (in Russian).

13. National,nyj arhiv Respubliki Bashkortostan [National Arhives of the Republic of Bashkortostan], Fond 122, opis 26, delo 516, list 329. (in Russian).

14. Sbornik documentov po istorii ugolovnogo zakonodatelstva SSSR I RSFSR [Collection of documents on the history of the criminal legislation of the USSR and the RSFSR], Kazan, 1992. 302 p. (in Russian).

БОГ 10.24412/2223-0564-2023-3-21-28 Фаромарзи Файзулло УДК 930.2:94(55)"1370-1507"

МЕСТО ПИСЬМЕННОГО НАСЛЕДИЯ ХАФИЗ-И АБРУ В ПРИДВОРНОМ ЛЕТОПИСАНИИ ТИМУРИДСКОГО ПЕРИОДА

Аннотация

Исторические произведения, написанные в Мавераннахре и Хорасане в XГV-XV вв., занимают особое место в придворном летописании мусульманского Востока по стилю написания и охвату темы, поскольку они явились основой для развития области придворного летописания и появления в ней новых направлений. Развитие области историписания обусловлено, прежде всего, покровительством Амира Тимура и тимуридских принцев, а также заслугами великих историков, живших в тот период. На сегодняшний день имеется ряд исследований по истории Амира Тимура и политической и культурной жизни тиму-ридского периода, в частности, труды историков этого периода. Однако мало внимания уделялось роли научного наследия историков, живших в этот период, в развитии придворного летописания. В данной

Фаромарзи Файзулло, младший научный сотрудник, Институт востоковедения им. Абу Райхана Беруни, Академия наук Республики Узбекистан (Ташкент), e-mail: f.faromarzshoh@gmail.com

Faromarzi Fayzullo, Junior research fellow, al-Beruni Institute of Oriental Studies, Academy of Sciences of the Republic of Uzbekistan (Tashkent), e-mail: f.faromarzshoh@gmail.com

статье анализируется роль научного наследия одного из известных историков и географов Средневековья Хафиз-и Абру в придворном летописании эпохи Тимуридов. Для этого будет выделен вклад историка в развитие культурной жизни Тимуридского периода, особенно в области придворного летописания в связи с историей этого периода.

Обсуждается значение научного наследия Хафиз-и Абру в изучении истории Амира Тимура и Тимуридского периода. Анализируются сходства и различия историка с другими историками его времени. Работы, написанные в этот период, классифицируются по тематике. Обсуждаются лингвистические особенности произведений и используемые в них жанры прозы и поэзии. Также дается информация о новых жанрах придворного летописания, возникших в этот период.

Ключевые слова: Хафиз-и Абру, Амир Тимур, Тимуриды, Ильханиды, «Зубдат ат-таварих», придворное летописание, всеобщая история, зайл, маджмуа', сал-нама

Faromarzi Fayzullo

THE PLACE OF THE WRITTEN HERITAGE OF HAFIZ-I ABRU IN THE COURT CHRONICLE OF THE TIMURID PERIOD

Abstract

Historical works written in Maverannahr and Khorasan in the 14th-15th centuries occupy a special place in the court annals of the Muslim East in terms of writing style and scope of the topic because they were the basis for the development of the field of court chronicle writing and the emergence of new directions in it. The development of the field of history writing is primarily due to the patronage of Amir Timur and the Timurid princes, as well as the merits of the great historians who lived in that period. To date, there are a number of studies on the history of Amir Timur and the political and cultural life of the Timurid period, in particular, on the works of historians of this period. However, little attention was paid to the role of the scientific heritage of historians who lived during this period in the development of court chronicles. This article analyzes the role of the scientific heritage of one of the famous historians and geographers of the Middle Ages, Hafiz-i Abru, in the court annals of the Timurid era. For this, the contribution of the historian to the development of the cultural life of the Timurid period, especially in the field of court chronicle writing, in connection with the history of this period, will be highlighted. The significance of the scientific heritage of Hafiz-i Abru in the study of the history of Amir Timur and the Timurid period is discussed. The similarities and differences of the historian with other historians of his time are analyzed.

Key words: Hafiz-i Abru, Amir Temur, Temurids, Ilkhanids, "Zubdat al-Tawarikh", historiography, general history, zayl, majmua', sal-nama

Введение. Хафиз-и Абру (1361-1430), один из историков эпохи Тимуридов, первоначально начал фиксировать исторические события, происходившие в Мавераннахре и Хорасане с начала XIV в. до выхода Амира Тимура на поле политической борьбы [9, с. 15-16]. В связи с этим традиции мавераннахрской и хорасанской школ придворного летописания были реконструированы под названием «Придворное летописание периода Тимуридов».

Исторические труды, написанные в период Амира Тимура и Тимуридов, занимают особое место в истории центральноазиатского придворного летописания по количеству исторических трудов и полноте их тематики. Они принимали участие во многих исследованиях за последние два столетия. Кроме того, были осуществлены

их переводы и научно-обоснованные публикации на английском, русском, немецком, арабском, турецком и узбекском языках. Однако они охватили широкий круг тем, требующих критического изучения. Для детального анализа вклада каждого автора в мусульманское придворное летописание XIV-XV вв. необходимо отдельное исследование. В соответствии с этим, ниже будет проанализирована роль историка Хафиз-и Абру в становлении Амира Тимура и Тимуридской школы придворного летописания. Реализация этой задачи послужит показу специфики придворного летописаниия в Мавераннахре и Хорасане в XV в. и ее места в истории культурной жизни стран Востока, в частности, Средней Азии, а также непосредственной роли и вклада Хафиз-и Абру.

Не отрицая того факта, что придворное летописание существовало в Хорасане до Амира Тимура и периода Тимуридов, можно сказать, что комплекс придворной школы летописания сформировался в период правления Мирзы Шахруха. Уникальной особенностью придворного летописания периода Мирзы Шахруха было то, что, в отличие от периода Амира Тимура, большое внимание уделялось написанию исторических трудов, основанных на нескольких направлениях. В частности, это ясно видно из вклада Хафиз-и Абру, который более 20 лет руководил историками, собравшимися во дворце Мирзы Шахруха.

Основные результаты и выводы. Маула-на Шихаб ад-дин Абдаллах бин Лутфаллах бин Абд ар-Рашид ал-Бихдадини ал-Хавафи, один из крупных деятелей придворного летописания XV в., известный как Хафиз-и Абру, не оставил никаких сведений о своей биографии. В связи с этим, мы располагаем лишь небольшими сведениями, дошедшими до нас из кратких воспоминаний современников, его работ и некоторых исследований. Хотя записи Хафиз-и Абру о себе в его произведениях были краткими и разрозненными, они содержат много важных фактов.

Хафиз-и Абру родился приблизительно в 1361 г. в Бехдодине, близ провинции Хаваф, относящейся к Герату, центру Хорасана [3, с. 12]. Он учился в Хамадане и с юных лет изучал Коран, хадисы, тафсир, историю, географию, литературные науки, арабскую каллиграфию и инженерное дело. Он начал свою карьеру катибом в канцелярии (диван) султана Ахмада Джалаира (?/1382-1410) [12, с. 20].

Из-за тщательного изучения трудов арабских географов, Хафиз-и Абру стремился собрать больше сведений о географии стран во время путешествий с Амиром Тимуром, а также во время его походов после 1386 г., и эти знания впоследствии стали основой для написания труда «География» [8, с. 7а-9б]. После того, как дворец Амира Тимура был открыт для Хафиз-и Абру, он был известен как искусный шахматист и стал одним из близких друзей Амира Тимура [15, с. 96].

Шихаб ад-дин Абдаллах лично участвовал в международных делах государства Амира Тимура в качестве посла в дипломатическом

корпусе по особому поручению [7, с. 333а]. Во время военных походов Тимура Хафиз-и Абру в течение месяца руководил строительством Байлаконского (Барлосского) канала, снабжающего водой город Байлакон [9, с. 1011]. В своих работах Хафиз-и Абру частично упоминает исторические события, связанные с Амиром Тимуром [7, с. 36; 9, с. 667, 748, 767, 852, 912, 916, 26, с. 380].

О деятельности Хафиз-и Абру, начиная с 1386 г. и до смерти Амира Тимура в 1405 г., можно судить по зафиксированным в его трудах сюжетам. В частности, события тех лет историк писал на основе событий, свидетелем которых он был лично или слышал от заслуживающих доверия свидетелей, а также имеющихся в его распоряжении источников и официальных документов. Кроме того, ясно, что события 1305-1360 гг. он писал на основе первоисточников этого периода. Несмотря на то, что эти источники не дошли до нас, их содержание сохранилось благодаря трудам Хафиз-и Абру. Непосредственная связь Хафиз-и Абру с событиями периода Амира Тимура означают, что его труды в изучении истории 1336-1405 гг. ценнее, чем труды других историков, описывающих историю Тимура, т.к. он имел возможность пользоваться официальными документами того периода.

В результате политической борьбы, начавшейся в Самарканде после смерти Амира Тимура, Хафиз-и Абру вернулся в Герат по приглашению Мирзы Шахруха вместе со многими учеными. Он прослужил в этой должности до конца жизни и внес достойный вклад в развитие придворного летописания периода Тимуридов. Хафиз-и Абру написал более 10 работ и трактатов на историко-географические темы по просьбе Мирзы Шахруха, а позже стал главным историком при его дворе. Как историк-летописец, он писал дворцовые хроники вместе с такими историками XV в., как Муин ад-дин Натанзи, Фасих Ахмад Хавафи и Тадж ад-дин Салмани.

Исследование научного наследия Хафиз-и Абру показало, что он - автор 14 трудов (8 крупных исторических сочинений и 6 трактатов)1: сочинения: 1. «Зайл-и Джами' ат-Таварих-и Рашиди» («Дополнение к «Джами' ат-таварих» Рашида);

1 Его труды перечислены исследователями следующим образом: В. Бартольд (1869-1930) - 2, Али Акбар Дехудо (1879-1956) - 8, Феликс Тауэр (1893-1981) - 11, Ю.Э. Брегель (1925-2016) - 11, Ханбаба Баяни (19101997) - 11, Мейл Харави (1951-2021) - 9, Сайд Камаль Джавади (1952 г.р.) - 11. Джон Вудс в своей статье «Возвышение тимуридского придворного летописанья», опираясь на сведения Феликса Тауэра, процитировал 6 работ и 5 трактатов историка [15, л. 96а-97б].

2. «Зайл-и «Зафар-нама»-и Шами» («Дополнение к «Зафар-нама» Шами); 3. «Джуграфийа-йи тарихи» («Историческая география»); 4. «Зайл-и «Тарих-и Табари» («Дополнение к «Тарих-и Та-бари»»); 5. «Тарих-и хазрат-и Сахиб-Кирани» («История Хазрат Сахиб-Киран»); 6. «Тарих-и Шахрух Мирза» (История Мирза Шахруха);

7. «Маджмуа'-йи Хафиз-и Абру» или «Тарих-и Хафиз-и Абру» («Сборник Хафиз-и Абру»);

8. «Маджма' ат-Таварих-и Султанийа» («Сборник истории султанов»), или «Зубдат ат-Таварих» («Сливки летописей»);

трактаты: 1. «Тарих-и Ал-и Музаффар» («История династии Музаффаридов»); 2. «Тарих-и мулук-и карт» или «Тарих-и салатин-и карт» («История курдских султанов») 3. «Тарих-и амира-йи Сарбадарийа», или «Сарбадарийа ва-хакикат-и кар-и ишан» («История амиров Сар-бадаров»); 4. «Падшахи-йи Тага Тимур» («Царство Тага Тимура»); 5. «Падшахи-йи Амир Вали» («Царство Амира Вали»); 6. «Тарих-и Амир Аргуншах» («История Амира Аргуншаха») [9, с. 17].

Это - первые труды Хафиз-и Абру как историка, и, хотя записи о дате написания отсутствуют, можно предположить, что они были написаны до того, как автор поступил на службу к Мирзе Шахруху (1405 г.). Все они вошли отдельными произведениями в «Маджмуа'» историка, написанного в период Мирзы Шахруха. Хафиз-и Абру, помимо написания работ на историческую и историко-географическую тематику, подготовил новые копии сочинений «Тарих-и Табари» и «Джами' ат-таварих».

Придворные летописания, написанные в придворных школах Герата и Самарканда в XIV-XV вв., можно классифицировать согласно их тематике по следующим направлениям: - всеобщая история; - история отдельных стран и регионов; - историческая география; - династическая история и генеалогия; - история отдельных политических деятелей; - история отдельных событий; - сафар-нама; - произведения рода Зафар-нама; - сийасат-нама; - хроники;

- зайл (дополнение) хроники; - автобиографии;

- агиографии; - зийарат-нама (Книга о паломничестве); - хронографы бахши и других видов исторических произведений и официальных документов. Также исторические произведения, написанные в этот период, можно разделить на категории «исторические трактаты», «исторические произведения» и «исторические сборники», исходя из их общего содержания.

В трудах историка Хафиз-и Абру, в отличие от других историков XIV-XV вв., мы можем увидеть почти все эти направления. Свою деятельность историк начал с написания исторических трактатов, в которых старался охватить короткие исторические периоды, например, историю отдельных стран, областей, отдельных лиц (политических деятелей) или событий.

Исторические трактаты Хафиз-и Абру, такие как «Тарих-и салатин-и карт», «Подшахи-йи Тага Тимур ва падшахи-йи Амир Вали», «Тарих-и Амир Аргуншах» и «Тарих-и Ал-и Музаффар» к этой категории. Они освещали политическую деятельность эмиров и членов их семей, правивших различными областями Хорасана и Ирана в период правления ильханского султана Абу Саид-хана, и ставших независимыми в своей провинции после смерти Абу Сайда.

В жанре придворного летописания в XV в., включенная в серию биографических работ, написаны такие произведения Хафиза-и Абру, как «История Хазрата Сахиб-Кирани», «Тарих-и Шахрух Мирза». Это направление в придворном летописании было создано, исходя из необходимости легитимации династической истории и биографических историй политических деятелей, главным образом их происхождения и занимаемого ими положения.

О происхождении, лидерах сарбадарского движения, которым в источниках XIV-XV вв. уделялось мало внимания, подробно рассказывается в его труде «Тарих-и амира-йи Сарбадарийа» («История амиров Сарбадара»). Помимо истории этого движения, в нем также описываются общественно-политические процессы Ма-вераннахра, Хорасана и Ирана в середине XIV в.

Хафиз-и Абру одним из первых в придворном летописании эпохи Тимуридов написал два исторических труда по всеобщей истории и занял почётное место среди таких мусульманских историков, как Табари, Ибн ал-Асир, Джувейни и Рашиддин. Этот жанр является важным направлением в мусульманском придворном летописании. Хафиз-и Абру написал свои произведения из этой серии, основываясь на принципе Рашид ад-дина Фазлаллаха Хамадани (1247-1318), т.е. рассматривать историю стран Востока как часть мировой истории.

Свой первый труд, посвященный всеобщей истории, «Маджмуа'-йи Хафиз-и Абру», Хафиз-и Абру написал в 1415-1418 гг. по приказу Мирзы Шахруха. По общеисторической традиции, в

произведение включены события с древнейших времен до 1412 г. Особенности этого придворного летописания заключаются в том, что, помимо использования трудов своих предшественников, таких как Табари, Рашид ад-Дин и Шами, автор также добавил труды «зайл», т.е. историю, написанную в качестве хронологического дополнения к этим трудам.

«Маджма' ат-Таварих-и Султанийа», написанная Хафиз-и Абру в 1413-1427 гг., является вторым придворным летописанием историка, посвященным всеобщей истории, написанным по заказу Мирзы Шахруха и спонсируемой Мирзой Байсунгуром. Сборник из 4-х томов содержит события периода от зарождения жизни на земле до 1427 г. Его 4-й том под названием «Зубдат ат-Таварих-и Байсунгурий» написан в 1423-1427 гг. и посвящен непосредственно авторскому периоду (события 1336-1427 гг.). Произведения Хафиза-и Абру «Маджмуа-йи Хафиз-и Абру» и «Маджма' ат-Таварих-и Султанийа» являются единственными работами, написанными в направлении исторического сборника придворного летописания тимуридского периода, т.е. включающие в себя несколько произведений и трактатов автора, а некоторые исторические произведения, не дошедшие до нас.

Хафиз-и Абру написал первый труд по исторической географии в период правления Амира Тимура и Тимуридов. Его труд «Джуг'рофия-йе тарих-и» или «Тарих-и Хафиз-и Абру» [8] является вторым из произведений в этом направлении, написанным на персидском языке после «Худуд ал-'Алам». До Хафиза-и Абру историко-географические книги Х-ХГГ вв. в основном писались на арабском языке. К XV в. возникла необходимость перевести их на персидский язык и зафиксировать изменения, происходившие в географии регионов на протяжении XП-XIV вв. В результате, на основании особого указания Мирзы Шахруха, Хафиз-и Абру перевел историко-географические источники с арабского на персидский язык и добавил их в труд «География» с учетом последующих изменений в географии регионов [8, л. 123а-344б]. Более того, впервые география Хорасана, особенно Герата и его окрестностей, была подробно освещена Хафиз-и Абру в его работе [8, л. 2216-4696]. Например, сведения о том, что Амударья изменила свое русло с Хазарского моря (Каспия) на Хорезмское озеро (Арал), известны в науке, в том числе по данному труду [8, с. 34б-35а]. Хафиз-и Абру, за-

фиксировав полученные им знания о географии регионов в результате своих многолетних путешествий в труде «География», внеся тем самым большой вклад в развитие географии Тимуридского периода [4].

Еще одним вкладом Хафиз-и Абру в формирование гератской придворной школы летописания стало то, что его труды способствовали развитию актуальных направлений в придворном летописании. В труде «География», помимо географии регионов, упоминается и об их краткой истории. Фасих Хавафи, 'Абд ар-Раззак Самарканда Мирханд и Хандамир использовали этот труд в качестве первоисточника при написании своих работ [1, с. 4; 5, с. 18]. В частности, в трудах «Равзат ас-Сафа» и «Хабиб ас-Сийар» помимо использования в качестве источника исторических трудов Хафиз-и Абру «География» была включена в качестве географической главы в них.

«География» известна тем, что освещает не только теоретические, но и практические проблемы исторической географии. В этой книге автор вместе с нарисованной им самим картой Земли уделил внимание таким вопросам математической географии и геодезии, как долгота и широта географических областей и внес большой вклад в развитие этих сфер.

Можно сказать, что «География» является введением в сафар-наме XV в., поскольку автор был в походе в Мавераннахре, Хорасане и многих других арабских городах, пока не поступил на службу ко двору Амира Тимура в 1386 г. После этого он принимал активное участие в военных походах, дипломатических миссиях, творческой деятельности Сахибкирана и записывал в своих мемуарах увиденное и пережитое там [9, с. 1011]. К «Географии» он добавил карту земного шара и карты провинций Мавераннахра и Хорасана [8, л. 2а-3б, 2226.].

«Сафар-намайи Чин» («Китайский дневник путешествий») Гийас ад-дина Наккаша, представлявшего Мирзу Байсунгура в рядах послов, посланных в Китай Мирзой Шахрухом, и «Сафар-намайи Хинд» («Книга путешествий по Индии») 'Абд ар-Раззака Самарканди, одного из представителей делегации, посланной в Индию, являются редкими образцами путевых книг этого периода. Важно отметить, что «Китайский путевой дневник» Гийас ад-дина Наккаша дошел до нас через «Зубдат ат-Таварих» Хафиз-и Абру.

В XV в. исторические сюжеты писались в

жанре династической истории и генеалогии. Например, Низам ад-дин Шами и Шараф ад-дин 'Али Иазди, как и Хафиз-и Абру, в первой главе «Зубдат ат-Таварих» представили генеалогическое древо Амира Тимура и его предков до четырнадцатого деда, т.е. Алана-Кува.

Он также внес свой вклад в такое направление, как записи истории триумфальных походов правителей, ставшее традицией в дворцовом придворном летописании древних и средневековых стран Востока. В таком стиле были написаны произведения «Тарих-и хазрат сахиб-кирани», «Тарих-и Шахрух Мирза» и «Зубдат ат-Таварих-и Байсунгури».

Одной из классических хроник победоносных походов Амира Тимура является «Зафар-нама-йи Тимури» Шараф ад-дина 'Али Иазди, а второй - книга Хафиз-и Абру «Зубдат ат-Таварих-и Байсунгури». В произведении «Зафар-наме» основное внимание уделяется военным походам правителей, направленным на завоевание стран, а затем освещаются другие вопросы.

Один из значительных вкладов Хафиза-и Абру в придворное летописание XV в. заключается в его введении жанра «зайл», под которым понимается описание событий более позднего периода как дополнение к работе предшествующего историка. Также произведение в этом жанре может быть не только хронологическим продолжением, но и содержательным продолжением. Хронологические особенности в основном наблюдаются в исторических сочинениях, тогда как содержательные (или тематические) черты чаще встречаются в юридических (фикх) произведениях в форме комментариев (шарх) и супра-комментариев (хашийа).

Кроме того, Хафиз-и Абру в качестве основного ввел принцип того, что название произведения, написанного в жанре зайл, должно отражать название книги, на которую было написано дополнение. Например, «Зейл-и «Джами ат-Таварих»-и Рашиди» («Дополнение к трудам Рашиди «Джами ат-Таварих»), Этот труд является одной из исторических записей историка, написанных в жанре зайл. Наряду с добавлением истории потомков Чингисхана после 1304 г. к труду Рашид ад-дина Фадлаллаха Хамадани «Джами' ат-Таварих» автор описывает исторические события вплоть до 1393 г. В частности, история чингизидов от смерти Ильхани Газан Султана (1271/1295-1304 гг.) до смерти последнего хана Султана Абу Са'ида Бахадур-хана (1335 г.) и в историю Мавераннахра, Хорасана,

Ирана были добавлены история Азербайджана и Ирака с 1335 по 1393 г.

Другим «зайл» Хафиз-и Абру является «Зайл-и «Зафар-нама»-йи Шами». Произведение написано как дополнение к книге «Зафар-нама» Низам ад-дина Шами, добавляющее события

1404-1412 гг. Это произведение было написано в 1412 г. и послужило основным источником для всех сочинений, связанных с историей Амира Тимура последних дней жизни Сахиб-Кирана. Работа Тадж ад-дина ас-Салмани «Шамс ал-Хусн» («Тарих-нама»), написанная в период правления Мирзы Шахруха, по содержанию близок к «Зафар-нама» Низам ад-дина Шами

1405-1409 гг., написанному как дополнение к кратким историческим событиям.

В труде «Зубдат ат-Таварих» Хафиз-и Абру во многих местах использовал биографические и тазкирные сведения об известных правителях, ученых, религиозных деятелях, писателях и поэтах своего времени. Хотя придворные летописания, написанные под влиянием «Зубдат ат-Таварих», такие как «Равзат ас-Сафа» и «Ха-биб ас-Сийар» в период последних Тимуридов, относятся к общей истории, тазкиры писателей (в частности, «Тазкират аш-шу'ара'» [3]) и ма-накибы также эффективно использовались для письма. Произведения этого жанра дают информацию о процессах развития культурной жизни на основе жизни и творчества ученых, а также о жизни и деятельности представителей тарика-та и пройденном ими пути, а также о различных политических и социальных процессах эпохи, в которой они жили.

Во время своих военных походов Амир Тимур брал с собой группу дворцовых летописцев, состоявшую в основном из персидских летописцев и уйгурских бахшей, и поручал им фиксировать события. На этом основании источником для большинства упомянутых летописей послужили записи летописцев и бахшей, а также официальные судебные документы (указ, вакф-нама, инйат-нама, васика, барат, грамота, сулх-нама, документы-фетвы, акт о заключении брака и др.). Важными историческими источниками являются также письма Амира Тимура и Мирзы Шахруха правителям разных стран, их письма эмирам, письма падишахов и эмиров, адресованные им. Эти письма также вошли в виде отрывков в труд «Зубдат ат-Таварих». Например, письмо правителя Хорасана шаха Шуджи Амиру Тимуру [9, с. 61], а также письмо китайского императора Мирзе Шахруху [1, с. 347].

Заключение. Хафиз-и Абру, работавший катибом и историком при дворах Амира Тимура и Мирзы Шахруха, отличался от других историков своего времени тем, что следил за историческими процессами и фиксировал их в летописях. Естественно, что большая часть официальных документов была составлена им, либо историк имел возможность использовать необходимую их часть для написания своих работ. Это, в свою очередь, повышаер уровень достоверности на-учново наследия историка. Еще одна заслуга Хафиза-и Абрд в развитии придворного летописания заключается в том, что он создил теоретическую основу придворного летописания периода Тимуридов. В частности, историческую философию овоего времени он создсвчл на основе тааэкпредставлений, как история и ее определение, знаменре ртого елова, польза остории, необходавость пооимяния исаории, позиция историка, квк он должен относиться к исто-ихе-ским процессам [8, л. 96-10а]. Таким образом, историки XV в. пииаои (свои работы на основе; этих теорий.

Согласно Хафизу-и Абру, «история» определялась следушщрм образом: «Истордр естс определение врнмени в словаре, а в виде исллючен1м это осседеление врелени, еозникнование тащси или аознокновеиме госсдорства, илис присмалим возникновения сильного потопа или землетрясения являасся исступление крупного события, например, настипление какого-либо события, касающегося [хланесы] Земли » [8, л. 96]. Своими трамю зсолемд он заполнил пробилы е истории восточных страе, не оеромсенные в исторических енигох. В чаатности, он предоставил сведения по истории и геогдеИии Хорадана со иремин Адаб-ского халифата до своего времени. Таким ибра-зом, аго ico щзаер мззыоааа «иултаноа историков» Гераса XV в. 13 целом Хафиз-и Абру внес асачительнейший вклад в придворнсе летописание Амира Тимура и псриода Тимуридов как в теоретическом, так и в практичсском плане.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1. Самарцандий Л. Матлаи сеъдайн ва мажмаи бахрайн еСамарканди д(. (Сияние двух счастливых звезд и место соединения двух морей). Т. II. Ч. 1. Ташкент, 2008. 631 с

2. Бартолья 13.В. Хафиз-и АХру са его сачале-ния. Сочиненюг Т. VIII. М.? аСаука, 1<973. С. а4-97, 600-601.

3. Баяни X. IIIapx-е хал ва зиндаге Ba осор ва таълефот-e Хофиз-и А0ур$ (Обзор жизни, научного наследия и творчества Хафиз-и Абру) /3 Хофиз-и Абру. Зайли-и «Жами ат-таварихи»-и Рашиди

( -' **У*" j ¡¡j- ' ¥ 1 "j (—jljjSl ¿(-j (J* .j<)

± V.f . V Г3 +1939 jljeX- blU). Те^рон. Донишгох,, 19939. С. 6-61.

4. p—paiB O. -l,is(^i"j)!^(:--i3,L3^c/ciie зходения i/ трудих Хафиз-и Абру: Дисс. ... кан. истор. наук. Ташкент, 1388. 195 с.

5. Хавофий Ф. Мужмаеи Фасих,ий (<1)ааихов соод). Toniieco: Фдн, 2018. 541 с.

6. ИИлрзвийМ. Хофиз-и Абру ]\+^,Е1рр]их^д i6@xiipr-e Харсви ва шарх,е-з осop-e у (Хафиз-и Абру, историк города Харави, и озмментирий ia сои трудам) 33 Жхд.офиё-йе 3офиз-и Абру засмадф рубъи Хуро-сон. TexpoH: Бунёде фархднг, 1971. С. 6-40.

7. Хсфиз-и Аббр. Зубд—а ст-тсварих. фда'аИ --с-. j„»l '' ") 33 Рукзпись Фонда Фатии библиотеки Сулнймания. № 43703I. 605 лист.

8. Хсфиз-и Абру. Жугрофиёсйо тдрщфд. (Д—(¡> l(nj*- dbJ—^juspO Рукопись ИВ АНРУз, №-53561. 4>70 лист.

9. Жаво-ий С.К. Мувадоивв (Ваедения) 33 ХтДиз-и АПрд -дб-ар зф-асворих. Техрон: Иршаде Истом5, 2001. С. 5-66.

10. Мирхонд. Равзат ус-сафо. Том 10 (.UlaJij в Hlj »IjjjVl-jj in ^j-a 1 °. viU , ^jj ¡c_jjlj

• 'A • /1ТТУ <—.Li "¿Lh^Cc,0) .«jjlji^»'

- (jj —( ( L i.). •

Техро^Асхтщу, 1992. X. )137-5644.

11. Шомий H. Зафарнома. Тошкент: Узбекистан, 1966.3380 с.

122. Реваволязвоех Н.В. Особехсоооти исторических взглядов Хааиза АЩку. Дике. оа соискание очен. стеоенс искор. осук. Душонбе, л0с5. С. 166.

135. ..Ул!^ ^)зд,))^. Зафарнома. Тош-

кехи: cCii.H, 1972. С. 1270.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а4. Tauer S Vorbericht tiber die Edition des ra^^mE^r^a von Nizcm Sami und dar wichtigsten TT^il den Gcochichtswerke t^^fiz-^ (Iljae/ii^^atiiTiCJiib^

ны1^ отчет об издании «.афарняиа» Низм Ашми и ^а5^нейшхТ ч;з1Рт:и imcTyjj^mecitH?^ сочиъеапхй У^£>]рз^)). Orie;ni^£ilni_^ IV\2). I^rrcitia,

IE5. 28^П—2556.

15. Wood- J.E. Tl-e IR.i^e of Timurid Historiography (Возвышение тимуридскош nj)i0r:B0liH0in0 летописания) )3 Jodirni^^ oi?i>3e^ Eastern StuOiey ITTlie uni-\sisr^ity o^ Chikaro ss toiu^als;. ^Т/е»^. 416. No. H (Apr., 1987). Published by: The University of Chicago Press. April, 1987. P. 81-108.

REFERENCES

1. Samarkandi, A. Siyanie dvuh schastlivyh zvezd i mesto soedineniya dvuh morej [The shine of two lucky stars and the junction of two seas]. Tashkent: O'zbekiston, 2008. 631 p. (in Uzbek).

2. Barthold, VV Khafiz-i Abru i ego sochineniya [Hafiz-i Abru and his works]. Vol. VIII. Moscow: Nauka, 1973. P. 74-97, 600-601. (in Russian).

3. Bayoniy, Kh. Sharh-e hoi va zindage va osor-e va ta'lefot-e Hofiz-i Abru [Overview of the life, scientific heritage and work of Hafiz-i Abru] // Hofiz-i Abru. Zayl-i "Jome' at-tavorix"-i Rashidiy. Tehran: Donishgoh, 1939. P. 6-17. (in Persian).

4. Buriev, O. Geograficheskie svedeniya v trudax Khafiz-i Abru [Geographical information in the writings of Hafiz-i Abru], PhD Thesis. Tashkent, 1988. 195 p. (in Russian).

5. Khavafiy, Fasih. Fasihov svod [Collection of works by Fasih], Tashkent: Fan, 2018. 541 p. (in Persian).

6. Haraviy, M. Hofiz-i Abru muarrix-e shahir-e Haravi va sharh-e osor-e u [Hafiz-i Abru, historian of the city of Haravi, and a commentary on his writings] // Jug'rofiyo-ye Hofiz-i Abru qismat-e rub'e Xuroson. Tehran. Bunyode farhang, 1971. P. 6-40. (in Persian).

7. Hofiz-i Abru. Zubdat al-tavorikh // Manuscript of Sulaymoniya library, fund of Fatih. № 4370/I. 605 sheet, (in Uzbek).

8. Hofiz-i Abru. Jugrofiyo-ye torix-i. // Manuscript of Institute of Oriental Studies, Uzbekistan Academy of Sciences, №-5361. 470 sheet, (in Uzbek).

9. Javodiy, S.K. Muqaddima [Introductions] // Hofiz-i Abru. Zubdat at-tavorikh. Tehran. Irshode Islomi, 2001. P. 5-66. (in Persian).

10. Mirxond. Ravzat us-safo. Vol. 10. Tehron, 1992. P. 5137-5644. (in Persian).

11. Shamiy, Nizomaddin. Zafarnama. Tashkent: O'zbekiston, 1996. P. 380. (in Uzbek).

12. Rezagulizadeh, N.V Osobennosti istoricheskix vzglyadov Khafizi Abru [Features of the historical views of Hafiz Abru], PhD Thesis. Dushanbe, 2015. P. 166. (in Russian).

13. Sharafiddin Ali Yazdiy. Zafarnama. Tashkent: Fan, 1972. P. 1270. (in Uzbek).

14. Tauer, F. Vorbericht über die Edition des Zafarnama von Nizam. Sämi und der wichtigsten Teil der Geschichtswerke Hafiz-i Abru's [Preliminary report on the edition of Nizam Shami's Zafarnama and the most important part of the historical works of Hafiz-i Abru]. In: Archiv Orientalni. № IV\2. Praha, 1932. P. 250-256. (in German).

15. Woods, J.E. The Rise of Timurid Historiography // Journal of Near Eastern Studies (The university of Chikago ss journals). Vol. 46. No. 2 (April, 1987). Chikago, Published by: The University of Chicago Press. April, 1987. P. 81-108. (in English).

DOI 10.24412/2223-0564-2023-3-28-35 A.M. Смирнова УДК 94

ВЗГЛЯД ИРАНСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ НА ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРЫ БОЛЬШОГО ИРАНА В КАШМИРЕ

Аннотация

Данная статья посвящена вопросу изучения Кашмира современными иранскими исследователями. Кашмир является сложным для изучения регионом. В силу разнообразия его культурных и языковых особенностей исследователи не всегда имеют доступ ко всем источникам информации. Изучение иран-

Смирнова Анастасия Михайловна, аспирантка, Институт Восточных рукописей, Российская академия наук (Санкт-Петербург), e-mail: anastasiiasmimovalll@gmail.com

Anastasia M. Smirnova, postgraduate student, Institute of Oriental Manuscripts, Russian Academy of Sciences (St. Petersburg), e-mail: anastasiiasmirnovalll@gmail.com

© Смирнова A.M., 2023

ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2023/3 (101)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.