gs4 права человека ^d
УДК 347 ВОЛОГИРОВА Марианна Магомедовна,
ББК 67.404 аспирантка кафедры судебной власти, правоохранительной
и правозащитной деятельности Юридического института Российского университета дружбы народов e-mail: [email protected]
12.00.15 — Гражданский процесс; арбитражный процесс
МЕСТО НОТАРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ПРАВОЗАЩИТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. Автору представляется позитивным в научных исследованиях делать акцент на интеграционных факторах, на тех признаках и свойствах отечественной правовой системы, которые могут обеспечить уже в ближайшей перспективе активизацию межнационального сотрудничества и создание, в частности, межнотариальных систем.
В этом плане можно обнаружить определенное единство взглядов относительно перспектив развития и совершенствования российской правовой системы, ибо здесь доминирует мнение о том, что оптимизация процедур защиты прав и свобод индивида - важнейшая и неотложная задача Российского государства.
Ключевые слова: нотариальная деятельность, правозащитная деятельность, государство, межнотариальные системы.
VOLOGIROVA Marianna Magomedovna,
post-graduate student of the Department of judicial power, law enforcement
and human rights activities of the Law Institute Peoples ' friendship University of Russia
PLACE OF NOTARIAL ACTIVITIES IN THE SYSTEM HUMAN RIGHTS ACTIVITY IN RUSSIA
Annotation. The author believes that it is positive in scientific research to focus on integration factors, on those features and properties of the domestic legal system that can ensure in the near future the activation of international cooperation and the creation, in particular, of inter-national systems.
In this regard, it is possible to find a certain unity of views on the prospects for the development and improvement of the Russian legal system, because here it is argued that the optimization of procedures for the protection of the rights and freedoms of the individual is the most important and urgent task of the Russian state.
Key words: notaries, advocacy, government, between the notary systems.
Правовая деятельность нотариата анализируется как субстанция, сущность которой проявляется лишь в условиях конкретной правовой системы; в этом плане «самобытность» российской правовой системы многими исследователями несколько преувеличивается и это создает потенциальную опасность для «самоизоляции» такой системы. Кроме того, если следовать «логике» такого научного подхода, то «самобытная» правовая система, как верно пишет В.В. Ралько,
включает в себя и «самобытный» нотариат, который в силу своей гипертрофированной индивидуальности не может стать элементом межнотариальных систем и, в целом, системы международного сотрудничества в правовой сфере [1].
Как представляется, спорный характер такой позиции достаточно очевиден. Безусловно, российская правовая система имеет весьма специфичный характер; однако вряд ли это позволяет сделать вывод о том, что право и
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2018
законодательство, на которых основана российская правовая система, закономерно должны отличаться большим удельным весом обычного, национально-традиционного, «сакрального» элемента правового регулирования. Автору представляется позитивным в научных исследованиях делать акцент, напротив, на интеграционных факторах, на тех признаках и свойствах отечественной правовой системы, которые могут обеспечить уже в ближайшей перспективе активизацию межнационального сотрудничества и создание, в частности, межнотариальных систем.
В этом плане можно обнаружить определенное единство взглядов относительно перспектив развития и совершенствования российской правовой системы, ибо здесь доминирует мнение о том, что оптимизация процедур защиты прав и свобод индивида - важнейшая и неотложная задача Российского государства.
В отечественной правовой системе идеология правовой деятельности нотариата должна быть ориентирована на конституционные идеи и ценности. Так, в ст. 1 Конституции РФ Российское государство провозглашается демократическим федеративным и правовым, закрепляется естественно-правовая концепция прав человека, выраженная в п. 2 ст. 17: «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения». В п. 1 ст. 17 закрепляется положение о том, что в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым нормам международного права. Это дает основания разделить мнение о том, что, опираясь на идеологическую программу, в сжатом виде изложенную в Конституции РФ, нужно развивать и совершенствовать концептуальные идеи о праве в целях активной пропаганды государством правовой идеологии, содержащей нравственный потенциал, подразумевающей приоритет прав и свобод личности, высокую роль нотариата в обществе и государстве[1].
Научная методология исследования правовой деятельности нотариата представляет собой обусловленную философским мировоззрением систему взаимосвязанных принципов, законов и категорий и вытекающих из них средств (способов), а также процедур познания форм проявления данной субстанции правореализации, ее изучение, как в национальных, так и формирующейся межнациональной правовой системе. В рамках ее полиструктурной системы может быть выделено несколько уровней тех познавательных и преобразовательных средств, которые составляют ее содержание:
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2018
- философский уровень, складывающийся из принципов, законов и категорий диалектики, которые обусловили исходные позиции автора монографии при решении поставленных задач. Диалектика как исходный уровень научных исследований обеспечила возможность определить общую стратегию исследования правовой деятельности нотариата и межнотариальных систем;
- уровень общенаучных методов, которые, первоначально появившись в рамках какой-либо отдельной области человеческой деятельности, позволили переносить соответствующие знания на все другие области.
В их числе, к примеру, наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование. Следует особо выделить формально-логические методы, системный подход, структурно-функциональный анализ и др.; они выступают в качестве средств познания так называемого «среднего уровня», не связанного непосредственно с мировоззрением, идеологией, и являются существенным дополнением, продолжением и одним из необходимых способов реализации философского уровня. Так, например, на основе применения формально-юридического метода исследована специфика правовой деятельности российского нотариата, охарактеризованы ее место и роль в механизме правового регулирования. Эта же методика позволила автору вскрыть недостатки (противоречия, пробелы) в правовой деятельности нотариата в Российской Федерации и разработать предложения, направленные на их преодоление (минимизацию);
- уровень частнонаучных методов, из которых одни применимы во всех науках, другие -целесообразно применять при анализе правовой деятельности нотариата и межнотариальных систем. К первой группе методов можно отнести социологический, математический, кибернетический, статистический и некоторые другие методы, которые, будучи разработанными в рамках иных, неюридических, наук, могут успешно применяться для изучения правовых явлений. Вторую группу методов, называемых часто специально-юридическими, составляют те из них, которые имеют принципиальное значение именно для нотариата. Их особенность состоит в том, что они пригодны лишь для изучения отдельных сторон, ограниченных и специфических областей правовой реальности; они по своей сути - лишь определенные модификации тех или иных научных законов и категорий, приспособленные к специфике анализируемого явления, такие как приемы толкования норм права, способы систематизации нормативных правовых актов [1].
Публичность нотариата определяет ограниченность количества нотариусов. Нотариат является видом правозащитной деятельности и одновременно частью правоохранительной системы. По сути, система нотариата связывает гражданское общество и государство. Он обладает дуалистической природой. С одной стороны, нотариус выступает как уполномоченный представитель государства, выполняет публичные функции и действует от имени и по поручению государства, а с другой - нотариус является представителем «свободной профессии» и независимым юридическим консультантом, что в конечном счете уравновешивает права граждан и государства.
Таким образом, правозащитная форма правовой деятельности нотариата обеспечивает возможности для выбора нотариусом (компетентным лицом квазинотариальной структуры) того источника права (нормативный правовой акт, судебный прецедент), который применительно к конкретным общественным отношением обеспечивает максимальные гарантии обеспечения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, являющегося субъектом этих отношений. В этом плане она имеет наибольший потенциал для преодоления «конкуренции» законодательства суверенных государств и организации межнотариального сотрудничества [1].
Правовая деятельность нотариата -форма проявления субстанции правореализа-ции, составная часть механизма правового регулирования как в национальных, так и в формирующейся межнациональной правовой системе, которая имеет приоритетной задачей обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
Правозащитная форма правовой деятельности нотариата - деятельность, обеспечивающая возможность выбора нотариусом (компетентным лицом квазинотариальной структуры) конкретного источника права (международный договор, национальный нормативный правовой акт, судебный прецедент), который применительно к конкретным общественным отношением обеспечивает максимальные гарантии для защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, являющегося субъектом этих отношений и в этом плане имеет наибольший потенциал для преодоления «конкуренции» законодательства суверенных государств и организации межнотариального сотрудничества [1].
Правда, по мнению В.Г. Румянцева и А.В. Тутинас, нотариат выполняет лишь предупредительно - профилактическую функцию, которая никоим образом не относится к правоохранительным функциям; такого рода функции явля-
ются компетенцией лишь правоохранительных органов государства, в число которых нотариальные органы не входят. Для того чтобы охарактеризовать обоснованность данного суждения, отметим, что в юридической науке под правоохранительными органами понимают «такие государственные органы и общественные организации, которые всей своей деятельностью на основе закона, в соответствующих формах и на демократических принципах призваны обеспечить законность и правопорядок, защиту прав и интересов граждан, трудовых коллективов, общества и государства, предупреждать и пресекать правонарушения, применять государственное принуждение или общественное воздействие к лицам, нарушившим законность и правопорядок» [2]. В этом плане нотариат действительно имеет ряд отдельных признаков, которые можно сопоставить с иными формами организации и деятельности так называемых «правоохранительных структур», но систематизация (группировка) по отдельным элементам не должна носить абсолютный характер [3].
«Нотариат, - полагает И.Л. Казаневич, - как правозащитный институт имеет принципиально отличные от иных правоохранительных органов черты, не позволяющие ему находиться (условно) в их общей системе. Прежде всего, по способу организации, финансированию и роду деятельности, по профессиональному признаку, самоуправлению и самофинансированию, а также по оказанию квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной, что наиболее характерно для нотариата и адвокатуры. Обязанность соблюдать тайну (нотариальную или адвокатскую) в целях защиты прав и законных интересов обратившихся за помощью лиц, а не публичных интересов (к примеру, тайны следственных действий) также характерна для правозащитных институтов» [4].
Как верно пишет П.А. Кучеренко, нотариат действует в точке пересечения частного и публичного права и в силу этого обладает дуалистической природой. Нотариус одновременно выступает как уполномоченный представитель государства, выражающий его волю в правоотношениях, и как независимый юридический консультант субъектов правоотношений. Отсюда закономерно вытекает потребность в существовании независимого нотариата, свободного как в организационном, так и в процессуальном отношении [5, с. 60, 61].
В условиях конвергенции частого и публичного права такая позиция нотариуса оказывается наиболее гармоничной, и этот институт вполне вписывается в существующую правовую систему [6]. Важно отметить, что нотариальная
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2018
деятельность не является предпринимательской и не преследует цели извлечения прибыли. Нотариус не является предпринимателем, он действует от имени государства. Его назначение на должность производится государственным органом — органом юстиции. Выступая как правомочный представитель государства, нотариус осуществляет определенные правовые функции, в основном применительно к имущественным правоотношениям граждан и юридических лиц.
По мнению В.В. Яркова, эти функции можно разделить на две группы. Первая группа представляет собой социальные функции нотариата, которые характеризуют место данного института в системе органов гражданской юрисдикции и правовой системе России в целом. Вторая группа характеризуется цитируемым автором в качестве содержательных функций, которые отражают характер и специфику нотариальной деятельности. В рамках данной классификации правозащитная функция нотариата может быть отнесена к его социальным функциям. В современных условиях именно эта функция нотариата выступает на первый план [7].
Г.Г. Черемных и И.Г. Черемных все функции нотариата подразделяют на две большие группы:
1) функции нотариата, вытекающие из публично-правового характера нотариальной деятельности;
2) функции нотариата, вытекающие из частноправового содержания нотариальной деятельности [5, с. 60, 61].
В каждую из указанных групп включается различное количество функций. Так, в первую группу входят: правоохранительная функция (выражается в обеспечении законности в сфере гражданского оборота); правоприменительная (характеризуется разрешением юридических дел в отношении конкретных фактических ситуаций, например совершение исполнительных надписей); предупредительно-профилактическая осуществляется по следующим направлениям:
а) обеспечение процесса доказывания в
суде;
б) разрешение гражданско-правовых дел бесспорного характера [8]. Правозащитная функция нотариата является производной от его правовой природы. Именно эта функция в определенной мере сближает нотариат с судебными органами [9]. Ее значимость повышается в условиях правового государства, где существует выраженная потребность в эффективных юридических механизмах, позволяющих осущест-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2018
влять защиту прав и законных интересов субъектов общественных отношений [10].
В современной России нотариат представляет собой негосударственный институт, которому в соответствии с ч. 1 ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате делегированы отдельные полномочия государства по осуществлению одной из важнейших государственных функций, а именно - по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Для реализации данной функции нотариат наделен некоторыми полномочиями государственно-властного характера. В данном качестве он в своей деятельности реализует публичную власть и государственную волю [11].
В этой связи современные ученые рассматривают нотариуса как «лицо, не являющееся государственным органом, но выполняющее от имени государства государственную функцию, направленную на защиту прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц»
[12]. Аналогичный подход встречается не только в Российской Федерации, но и в других государствах, входящих в романо-германскую правовую семью. Об этом свидетельствует, в частности, одно из положений резолюции Европейского парламента, где говорится, что «деятельность нотариуса характеризуется передачей ему государством части своей верховной власти... что необходимо, в частности, для удостоверения подлинности соглашений и придания им публичного характера и доказательственной силы.»
[13]. Правозащитная функция нотариата тесно взаимосвязана с таким важным принципом его деятельности, как принцип публичности. Защищая права и законные интересы граждан и юридических лиц, нотариус тем самым обеспечивает реализацию публичного интереса, что проявляется в создании благоприятных условий для экономической деятельности и гражданского оборота, для стабильного развития общества [5, с. 62].
Недооценка российскими правоведами конца XX в. важной роли нотариата как института романо-германского права привела к достаточно противоречивому законодательному урегулированию вопросов нотариального удостоверения и закрепления юридических фактов в сфере имущественных отношений. Например, сделки продажи, мены и дарения недвижимого имущества не требуют в России обязательного нотариального удостоверения, в то время как для ипотеки недвижимости, которая не связана с непосредственным отчуждением имущества, а также для договоров ренты такое удостоверение обязательно.
Список литературы:
[1] Ралько В.В. Теория правовой деятельности нотариата и организация межнотариальных систем: монография. М.: Юрист, 2014.
[2] Правоохранительные органы Российской Федерации. М., 1998. С. 16.
[3] Казаневич И.Л. Проблемы реформирования нотариата в Российской Федерации // Нотариус. 2002. № 2. С. 44.
[4] Новиков A.A. Завещание и завещательный отказ в современном российском гражданском праве // Закон. 2006. № 10. С. 12.
[5] Кучеренко П.А. Правозащитная функция современного нотариата // Вестник РУДН. Сер. «Юридические науки». 2015. № 2. С. 60 -61.
[6] Пашенцев Д.А. Роль частного права в формировании институтов гражданского общества // Вестник Академии права и управления. 2014. № 36.
[7] Жуйков В.М. Нотариат как институт превентивного правосудия: общие цели, принципы и полномочия // Российская юстиция. 1998. № 6.
[8] Черемных Г.Г., Черемных И.Г. Нотариальное право РФ. М., 2006.
[9] Калиниченко Т.Г. Нотариальная защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц // Нотариус. 2008. № 1.
[10] Гражданское право / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Т. 1. 5-е изд. М.: «Проспект», 2016.
[11] Шарафетдинов Н.Ф. У бюрократической модели нотариата нет будущего! // Нотариус. 2012. № 6.
[12] Дмитриев Ю.А., Николаев А.Н. Система государственной власти в России и в мире: историко-правовая ретроспектива. М., 2002.
[13] Нотариат в Европейском Сообществе. Резолюция Европейского парламента / / Нотариальный вестник. 1999. № 5-6.
Spisok literatury:
[1] Ral'ko V.V. Teoriya pravovoj deyatel'nosti notariata i organizaciya mezhnotarial'nyh sistem: monografiya. M.: Yurist, 2014.
[2] Pravoohranitel'nye organy Rossijskoj Federacii. M., 1998. S. 16.
[3] Kazanevich I.L. Problemy reformirovaniya notariata v Rossijskoj Federacii // Notarius. 2002. № 2. S. 44.
[4] Novikov A.A. Zaveshchanie i zaveshchatel'nyj otkaz v sovremennom rossijskom grazhdan-skom prave // Zakon. 2006. № 10. S. 12.
[5] Kucherenko P.A. Pravozashchitnaya funkciya sovremennogo notariata // Vestnik RUDN. Ser. «Yuridicheskie nauki». 2015. № 2. S. 60 - 61.
[6] Pashencev D.A. Rol' chastnogo prava v formirovanii institutov grazhdanskogo obshchestva // Vestnik Akademii prava i upravleniya. 2014. № 36.
[7] Zhujkov V.M. Notariat kak institut preventivnogo pravosudiya: obshchie celi, principy i polnomochiya // Rossijskaya yusticiya. 1998. № 6.
[8] Cheremnyh G.G., Cheremnyh I.G. Notarial'noe pravo RF. M., 2006.
[9] Kalinichenko T.G. Notarial'naya zashchita prav i zakonnyh interesov grazhdan i yuridi-cheskih lic // Notarius. 2008. № 1.
[10] Grazhdanskoe pravo / pod red. A.P. Sergeeva, Yu.K. Tolstogo. T. 1. 5-e izd. M.: «Prospekt», 2016.
[11] Sharafetdinov N.F. U byurokraticheskoj modeli notariata net budushchego! // Notarius. 2012. № 6.
[12] Dmitriev Yu.A., Nikolaev A.N. Sistema gosudarstvennoj vlasti v Rossii i v mire: istoriko-pravovaya retrospektiva. M., 2002.
[13] Notariat v Evropejskom Soobshchestve. Rezolyuciya Evropejskogo parlamenta // Nota-rial'nyj vestnik. 1999. № 5-6.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2018