УДК-17
И.Н. ПОНОМАРЕНКО МЕСТО МУЗЫКИ В ДУХОВНОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА,
В данной статье искусство рассматривается в свете общей эстетической композиции. Анализируются и дифференцируются его возможности в нравственном воспитании человека.
Неисчерпаемые возможности музыки воздействовать на внутренний мир человека, формировать его нравственный облик издавна привлекал внимание ученых, мыслителей, музыкантов.
Уже в древности было замечено, что музыка способна изменять настроение человека, перестроить его внутренние способности. В классической Греции музыка воспринималась как триединство "мусических искусств" - поэзии, танца и собственно музыки, считавшейся одним из самых могущественных средств воздействия на духовный мир человека. Древнегреческие мыслители говорили о значении музыкального воспитания для подрастающего поколения Они подметили, что именно в детском возрасте формируются нравственные и гражданские качества человека, и музыка почиталось ими, как одно из могущественных средств формирования этих качеств.
Аристотель писал, что в основе музыки лежат зародыши нравственных состояний, по этому музыка должна быть обязательным предметом обучения и воспитания. В одном из древнейших трактатов о музыке говорилось, что тот, кто приобщится к музыке «не запятнает себя никаким неблагородным поступком, но, стяжав благодаря музыке величайшую пользу, будет полезен и. себе, и родине, ни допуская никакого нарушения гармонии ни делом, ни словом, но всегда и всюду соблюдая пристойность, благоразумие и порядок" [1]. В этом рассуждении Аристотеля отражена глубокая мысль, к которой наука многократно возвращалась впоследствии. Ведь в дальнейшем человечеством было сделано не много открытий на этом пути. В самом деле, что представляла собой с этой точки зрения белее поздняя «теория аффектов» или романтическая «эстетика чувства», гегелевское учение духовном содержании или шопенгауэровская "мировая воля", отраженная в музыке? Все эти теории, сыгравшие роль в развитии взглядов на музыку, так или иначе варьировали открытую в далеком прошлом закономерность: колоссальной духовное влияние музыки на человека. Природу этого влияния определяют то как этос, то как чувство, то как волю, но единой, было признание" высокой организующей силы музыкального искусства, его способности обеспечивать целостность внутреннего мира личности.
Платон писал: «...не в мусическом ли искусстве (заключено) самое значительное воспитательное средство, так как ритм и гармония больше всего проникает в глубину души и сильнее всего захватывают ее, доставляя благообразие и, делая ее благообразной, если воспитание представлено правильно; если же нет, (получается противоположное)» Эту мысль развил Аристотель: «Не должна ли музыка, помимо того, что она доставляет обычное наслаждение (это чувство испытывается всеми, так как действительно музыка дает физическое наслаждение, почему слушание ее и любо людям всякого возраста и всяких ступеней развития), служить еще более высокой цеди, а именно: производить свое действие на человеческую этику психику? Это стало очевидным, если было бы доказано, что музыка оказывает известного рода на наши моральные качества. Что так бывает на самом деле, доказывают, по мимо многого иного, в особенности песни Олимпа, которые, по общему признанию, наполняют наши души энтузиазмом, а энтузиазм есть эффект этического порядка в нашей психике». Разобрав этот
вопрос подробно, Аристотель приходит к выводу: «Из всего вышесказанного следует, что музыка способна оказать известное воздействие на этическую сторону души» [3].
Климент Александрийский уделял много внимания музыка; хорошо зная на основе пифагорейского учения об "этосе" и своих личных наблюдений о ее сильном психофизиологическом воздействии на человека и даже на животных. Поэтому-то, - заметает Климент - музыка и используется на войне для поднятия боевого духа, в войсках, на праздниках и мистериях — для создания определенного настроения у их участников, на пиршествах - для дополнительного опьянения и возбуждения необузданной чувствительности.
Различные мелодии и различные инструменты по-разному воздействуют на слушателя. В связи с этим Климент делит музыку на полезную и вредную для человека. Вредной он считает разнеживающую и расслабляющую душу музыку, возбуждающую "разнообразные ощущения: то грустные и склоняющие к задумчивости то непристойные и чувствительность распаляющие, то неистовые и сумасбродные. Наиболее гибельны для нравов «звуковые переливы музыки хроматической», развивающие у людей «склонность к жизни бездеятельной и беспорядочной». Но есть и другая музыка, улучшающая человека и смягчающая его характер. «Поэтому-то, заявляет Климент, - во время христианских трапез мы взаимно побуждаем себя к пению. Мелодии же нам следует выбирать бесстрастные и целомудренные, своей серьезностью и строгостью в зародыше предупреждающие "бесстыдство и дикое пьянсгво"[4. Однако и христианская музыка должна быть гармоничной, ибо, по мнению Климента, "недостаток гармонии в музыке разрушает гармонию духа", так необходимую человеку, сгремящимуся к познанию истины.
Аристотель в «Политике» выделил три основные задачи искусства, в том числе и музыки, оно призвано участвовать в нравственном воспитании, давать возможность для заполнения досуга и приятного время провождения, и таким образом, помогать восстановлению сил после напряженной трудовой деятельности и, наконец, оказывать очистительное воздействие, приводя к должной пропорции чувства и эмоции людей. Аристотель пишет в «политике»: «Музыкой следует пользоваться не ради одной цели, а ради нескольких: и ради воспитания, и ради очищения; в-третьих, ради времяпрепровождения, т е. ради усвоения и отдохновения от нормальный деятельности" [5].
Философ рассматривает искусство в свете своей общей этической концепций, анализируя и дифференцируя его. возможность в восприятии добродетели. Основным достоинством искусства в плане нравственного воздействия Аристотель считает его способность изображать величественные и благородные поступки и характеры и тем самым приучать людей испытывать удовольствие от созерцания прекрасного и величественного в жизни.
У Аристотеля в большей степени, чем у Платона, раскрываются социальные и классовые цели музыкального воспитания. Здесь Аристотель выступает перед нами как представитель афинской аристократии, говоря] что обучение музыке не должно преследовать никаких ремесленных и профессиональных целей. Его назначение - заполнение досуга свободнорожденных. Поэтому обучение музыке должно иметь цель в самом себе и сочетать эстетические, нравственные и интеллектуальные цели. В то же время Аристотель считает, что музыкальное воспитания не должно ограничиваться одним только слушанием музыки, оно предполагает и практическое знакомство с этим искусством, например, владение каким-нибудь музыкальным инструментом.
Одним из величайших завоеваний древнегреческой эстетики было учение о музыкальном этосе. Оно было основой всей педагогической теории древних греков классической эпохи'. На музыке и музыкальном воспитании основывалась вся система общественного образования древних греков. Не случайно, в греческом языке «образованный» человек звучит «мусический», т.е. тот, кто получил воспитание с помощью муз. В античной Греции всякое общественное воспитание - художественное, интеллектуальное, нравственное -
основывается главным образом на музыкальном воспитании. Античные мыслители полагали, что без музыки не возможно ни какое воспитание и рассматривали музыку как важнейшее средство воздействия на нравственный мир человека, как средство исправления и воспитания характеров, создания определённой психологической настроенности личности - этоса. В соответствии с этим античная музыкальная эстетика разработала четкую классификацию этических свойств музыкальных ладов, ритмов, мелодий. Инструментов, выделяя из них те, которые представлялись более подходящими для воспитания мужественной, героической личности. Так, как Аристотель в своей «Политике» делит музыкальные лады на три типа: этические, практические и энтузиастические. К первому типу относятся лады, которые способны воздействовать на «этос». Среди них - дорийский, которому свойственно «наибольшая стойкость» и которая отличается «мужественным характером». Сюда же относятся и лидийский лад, который, по мнению Аристотеля, наиболее «благопристоен» и по этому более всего «приличествует юношескому возрасту». Оба этих лада - дарийский и лидийский - более всего соответствуют целям воспитания.
Аристотель полагает, что воспитывать молодежь следует на лучших образцах искусства. Это относится не только к предмету изображения, но и к способу и манере исполнения. По мнению философа, следует избегать непристойного и стремиться к благородному и добродетельному. Устранение непристойного из области искусства - цель, к достижению которой в равной степени призывали Платон и Аристотель. Аристотель опирается на мысль Платона о необходимости с самого раннего возраста воспитывать детей на наилучшем и заслушивающем подражания, устраняя от них все дурное и низменное. Но если Платон стремится к тому, чтобы людям вообще были незнакомы скорбь и сострадание, то Аристотель ставит вопрос иначе, рекомендуя, чтобы от молодых людей было укрыто грубое, отвратительное, непристойное и все, что может вызвать недобрые чувства к себе подобным: «Мы всегда больше любили наши первые впечатления. Поэтому должно и молодежь оберегать от соприкосновения со всем дурным, в особенности с тем, в чем есть что-либо низменное или разжигающее ненависть» [6].
В любом случае, полагает Аристотель, прежде чем предлагать какие-то меры по исправлению людей или устанавливать новые законы, следует лучше исследовать саму человеческую природу. Хотя изменение или исправление существующего порядка вещей может быть определено в качестве одной из основных целей законодателя, его действия должны быть не произвольными, а согласованными с эмпирической реальностью. Он должен стремиться к наилучшему, однако исходя из имеющегося в наличии, из природного как материала, подлежащего Формированию и дополнению соответственно природе и в согласии о -ее целями: «... следует сообразовываться с природой. Ведь всякое искусство и воспитание имеет целью восполнить то, чего недостает от природы» [7].
Перечень ссылок
1. Аристотель. Соч. в 4т. - М:, 1983. -Т.4: -С. 640.
2. Плутарх Херонейский. О музыке .//Античная музыкальная эстетика. - М., 1960. - С. 291.
3. ТолстойИ. Аэды. Античные творцы и носители древнего эпоса. -М., 1958. -С. 61.
4. Геруман.Е. Античное учение о эпосе //Критика и музыкознание. - Л., 1987 - Вып. 4. - С.;
40.
5. Аристотель. Соч. в 4 т. - М., 1983. - Т.4. - С. 636.
6. Геруман.Е. Боэций и европейское музыкознание//Средние века. - Вьш.48. -1985.
7. Аристотель. Соч. в 4 т. - М., 1983, - Т.4. - С. 639.
0
38