го достоинства способствовали формированию у многих людей установки межэтнической интолерантности. Стремительное распространение межэтнической интолерантности в современном российском обществе отчасти объясняется сформировавшимися и укоренившимися в советский период представлениями о возможности существования единственно верной точки зрения, которую необходимо отстаивать всеми возможными средствами; о необходимости любыми способами бороться с теми, «кто шагает не в ногу», многолетними традициями нетерпимого отношения ко всему «чуждому» - идеологии, психологии, взглядам, искусству.
Преодоление негативных тенденций в сфере межэтнического взаимодействия, обеспечение мирного сосуществования всевозможных человеческих общностей - одна из важнейших задач современного общества. Именно толерантность, как признание многообразия культур, нормативно-ценностных систем, религий, стилей жизни, понимание ценности этого многообразия и отказ от попыток его устранения, признание равенства всех элементов, составляющих это многообразие, отказ от доминирования и насилия в отношениях между этими элементами, делает осуществимой эту задачу. Мы исключаем из смыслового поля толерантности такие понятия, как уважение к различиям, их восторженное принятие, восхищение ими. Эти способы отношения к различиям, являясь, безусловно, социально желательными, представляют собой в то же время некий моральный идеал, высшую форму развития социальной коммуникации. Толерантность же мы понимаем как необходимость, как неотъемлемое условие социальной безопасности. Толерантность обеспечивает не процветание, а выживание современного общества. В сущности, требование толерантности - это минимальное требование, которое любое общество может предъявить к любому из своих членов.
М. Б. Королёва
Значение музыкального воспитания в Древней Греции
Издавна люди воспевали музыку как чудесный дар богов. Музыка успокаивала в минуты скорби, делала счастливее и полнее в радости, возвращала силы, утраченное здоровье, объединяла общими переживаниями.
Самая древняя притча об исцелении музыкой есть в Ветхом Завете: Давид, играя на арфе, излечил Саула от нервной депрессии. В мифологии древних греков образы Аполлона и его сына Асклепия являлись символами связи искусства и медицины. Мифы Древней
36
Греции повествуют о том, как Асклепий утихомиривал музыкой ссорящихся, а с помощью звуков трубы улучшал слух слабослышащим. По мнению древних греков, исполняемая на цитре музыка улучшала пищеварение. Е. В. Герцман в своём исследовании пишет, что музыка лесбийского кифарода Терпандра помогала прекратить раздоры в Спарте, а мелодии Фалета укрепляли мужество спартанцев во время страшной эпидемии чумы.
Музыкальному образованию, как и спортивному, древние греки придавали огромное значение. Платон, говоря об образовании «доброго старого времени», указывал на то, что оно было двоякого рода: гимнастика для тела, музыка для души. Таким образом, с самого начала греческие культура и образование содержали одновременно спортивный, интеллектуальный и художественный элементы, воспитывающие гармоничную личность.
Музыкальное образование выполняло не только лечебную функцию, но и имело значение для нравственности. Музыка, по словам Платона, поселяла в душах людей эвритмию и гармонию, направляя душу к доброму и прекрасному. Греки считали, что музыкальный ритм и гармония приучают к упорядоченности в движениях, мыслях, эмоциях и деятельности.
Греческая музыка имела объективный характер, и ее строго нравственные, но светлые и ясные мелодии служили выражением общенравственных чувств. Только вместе с разложением греческой жизни стала преобладать лидийская музыка с ее более мягким, более роскошным, затрагивающим субъективные чувства, характером. Основанием для музыки в Греции служили законы гармонии и ритма.
Музыка и поэзия занимали самое почетное место в жизни воинственных греческих племен, неизменно присутствуя на пирах, праздниках и военных предприятиях. Музыкальными инструментами были флейта, лира и авлос (рожок). Пение, сопровождаемое игрой на лире, было большей частью речитативом, так как самым важным считался ритм текста. Мелодия составляла душу музыки, выражая прекрасные движения чувства. Греческая музыка не знала полифонии: хоры пели в унисон, в крайнем случае, при участии смешанного хора, в октаву. Их пение всегда сопровождал авлос.
Древнейшие сведения о воспитательном значении музыки у греков относятся к Спарте. Посредством музыки здесь достигалось духовное образование, способное зажечь в душе храбрость и любовь к отечеству и предохранить от всякого развращения. Существование богослужебных гимнов доказывает, что музыка служила также прославлению божества. Мальчики и юноши в Спарте учились играть на кифаре и петь хором или в одиночку. Хоралы в дорическом стиле должны были посеять в сердцах юных спартанцев мужество и дисциплину, благородную гордость, истинную скром-
37
ность, презрение ко всему рабскому и низкому, стремление к доблести. Источники свидетельствуют, что песни Тиртея помогали воинам побеждать в Мессенской войне, а царь Спарты Ликург сам сочинял музыку, которую исполняли на трубах и барабанах для поднятия боевого духа воинов перед битвой. Девушки тоже учились музыке. В суровом спартанском воспитании светлым элементом были искусства, поэзия, музыка и национальные торжества, на которых поклонялись богам.
У афинян, в противоположность спартанцам, в воспитании преобладала индивидуальная сторона. Уже с самого рождения дети слышали музыку. Чтобы дитя заснуло, няньки укачивали его под колыбельные песни. Музыка также использовалась в играх с детьми, а первыми музыкальными инструментами были погремушки.
В семилетнем возрасте кончался период игры. Образование девочек ограничивалось рамками семейного воспитания на женской половине дома. Здесь девочки получали элементарные знания чтения, письма и навыки пения и игры на музыкальном инструменте.
Обучение мальчиков было иным. Место няньки заступал педагог. Выбор наук зависел от желания отца, но обязательным было обучение сына гимнастике и музыке. Общий музыкальный курс мальчики получали у кифариста, где учились владеть лирой и кифарой. Некоторое время преподавалась также игра на флейте, но впоследствии от нее отказались, так как считали, что это искажает естественные формы лица. К тому же играющий на этом музыкальном инструменте не мог ни говорить, ни петь.
Занимаясь музыкой, мальчики изучали также законы стихосложения, ритмики и мелодики. Все это приучало их слух к чувству соразмерности и придавало речи ритмичность и гармоничность. Заучивалось наизусть множество песен, приобретался навык исполнять целые народные драмы и застольные песни. Как и спартанцы, афиняне предпочитали дорический стиль, который лучше всего выражал важное спокойствие и имел характер силы и мужества.
Древнегреческая цивилизация дала миру немало превосходных мыслителей, в философские концепции которых включены бесценные идеи, касающиеся воспитания, в том числе и музыкального. Греки считали, что музыка воспитывает в человеке все высокое, благородное и прекрасное. Они называли музыку философией, а Сократ, в свою очередь, почитал философию лишь совершеннейшей музыкой. Философия у древних греков являлась завершением всего художественного образования. Занятия музыкой, поэзией и гимнастикой должны были положить основание философскому мышлению, которому предшествовала гармонизация всей жизни человека.
38
Древнегреческие философы Пифагор, Аристотель и Платон указывали на профилактическую и лечебную силу воздействия музыки. Они считали, что музыка восстанавливает порядок во Вселенной и нарушенную гармонию в человеческом теле, с помощью мелодии и ритма меняет настроение человека.
Пифагор особое значение уделял музыкальному воспитанию. Он был убежден, что «музыкальная гармония мира» доступна только бескорыстному и высоконравственному исследователю. Мудрец создал математическую науку о числовых законах, управляющих музыкой, состоявшую из двух частей: изучения структуры интервалов и ритмики. Первая часть (гармоника, или каноника) анализировала численные отношения, характеризующие различные интервалы в гамме. Числа, составляющие соотношение частот высоты каждого тона, используются до сих пор.
Менее сложной в числах, но точной была теория ритма. Музыкальная ритмика греков выполняла свою задачу добавлением единичных неделимых величин. Это позволяло учитывать более богатые и сложные ритмы, чем современная теория сольфеджио.
Пифагорейцы на много веков сделали нормой «алгеброй поверять гармонию», выражая «музыкальный лад» Вселенной в математических соотношениях. Именно через поиск музыкальноматематических связей пришел к своим законам обращения планет уже в XVII в. И. Кеплер. Идея поиска эстетических форм в устройстве природы и по сей день важна в естествознании. Интересно, что, придавая важное, ритуальное значение музыке, пифагорейцы предпочитали струнные инструменты, поскольку духовые не подходили для мелодекламации, выражающей «ритмическое биение Вселенной».
Поиск музыкальной гармонии мира рассматривался как путь к нравственному совершенству, к согласию с природой. Музыка представала как элемент морального воспитания. В древних источниках описан случай, когда Пифагор музыкой предотвратил убийство, наиграв мелодию, «изгоняющую желчь». Одним из главных понятий в этике Пифагора была эвритмия - способность человека находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности - пении, игре, танце, речи, жестах, мыслях, поступках, в рождении и смерти. Мудрец считал, что верный ритм человека созвучен космическому ритму мирового целого. От него пошла традиция сравнивать общественную жизнь с музыкальным ладом и музыкальным инструментом. Появилась целая доктрина, связанная с этосом различных музыкальных ладов.
Платон в своем проекте идеального государства требовал самого жесткого контроля над музыкой для воспитания в гражданах суровой простоты и мужества. Он совершенно исключал те музы-
39
кальные лады, которые, по его мнению, способствовали изнеженности и чувственности: надменный гиподорийский лад, скорбный и мрачный лидийский, сладостный гиполидийский. Философ разрешал употребление только двух ладов: дорического, который воспроизводил мужественные и суровые звуки воинов и вдохновенного и взволнованного фригийского, который мог использоваться в мирное время. Также скрупулезно Платон отбирал и музыкальные инструменты, допуская в городе употребление только лиры и кифары, а в деревне - свирели.
Мудрец был убежден, что музыка оказывает не только высоконравственное, но и развращающее влияние, поэтому необходимо правильно пользоваться ею. Так как музыка у греков всегда была во взаимосвязи со словом, он требовал тщательного отбора текстов.
Платон также изучал целительное и благотворное воздействие музыки на людей. Он предлагал для усиления воздействия целебных трав на головные боли использовать пение и музыку магического характера. По его мнению, ритмы и лады воздействовали на мысль.
Вслед за Платоном и Пифагором мысль о влиянии искусства на человека как средстве гармонизации личности с общественной жизнью развивал Аристотель в «учении о мимесисе», которое раскрывало представления о внутреннем мире людей и различных способах воздействия на них с помощью музыки. В этом учении была разработана теория катарсиса, согласно которой в душе слушателя происходило очищение и освобождение от болезненных аффектов.
Музыка играла особую роль в формировании прекрасного начала. Аристотель считал, что она должна иметь преимущество перед другими видами искусства, так как оказывает влияние на человеческую психику и этику, на моральные качества человека.
Как и Платон, Аристотель производил строгий отбор ладов и музыкальных инструментов, деля лады на этические (действующие на моральные качества человека), практические (вызывающие волю к действиям) и энтузиастические (приводящие в восторженное состояние). Он указывал, в каких случаях этими ладами нужно пользоваться. Для воспитания добропорядочности рекомендовался дорийский лад.
Из музыкальных инструментов Аристотель предпочитал для воспитания детей группу струнных - кифары, лиры, наблы, считая, что исполнение музыки на авлосе, флейтах, бубнах и тимпанах приводит к необузданности и вредит нравственности слушателей.
Таким образом, музыка играла большую роль в античном образовании как средство нравственного и эстетического воспитания гармонично развитой личности.
40