Научная статья на тему 'Место муниципального хозяйства и его ресурсы в системе экономических отношений'

Место муниципального хозяйства и его ресурсы в системе экономических отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
481
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / САМОУПРАВЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ПРАВОВОЙ РЕСУРС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Туманян Ю. Р.

В статье рассматривается ряд вопросов, связанных с муниципальной экономикой и механизмами ее функционирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место муниципального хозяйства и его ресурсы в системе экономических отношений»

30У

Решение проблем транспортной системы ЮФО требует использования методов программно-целевого и нормативно-целевого управления как в целом региональными социально-экономическими процессами, так и отдельно производственно-хозяйственной, предпринимательской деятельностью, бюджетным и частым субсидированием и кредитованием, системой государственных закупок, совершенствованием налогового законодательства, правового регулирования, административного контроля. Данные инструменты позволят повысить инвестиционную привлекательность транспортного комплекса региона, и, следовательно, воздействовать на качество инвестиционного потенциала.

Несомненно, что качество инвестиционного потенциала напрямую связано с разработкой и реализацией инновационных проектов, что позволит:

- улучшить инвестиционный климат в регионе через привлечение финансово-кредитных институтов для участия в инвестиционной программе;

- увеличить количество рабочих мест в регионе;

- увеличить налоговые поступления в бюджеты регионов, входящих в состав ЮФО;

- повысить конкурентоспособность российских производителей за счет оптимизации логистики экспорта;

- расширить географию внешней торговли РФ.

Сегодня для России в целом и для ЮФО, в частности, развитие транспортного комплекса имеет первостепенное значение, так как позволит ускорить интеграцию нашей страны в мировое экономическое пространство. Решение этой задачи диктует необходимость повышения качества инвестиционного потенциала транспортного комплекса, которое повлечет увеличение конкурентоспособности не только данного сектора, но и всей экономики региона, в существенной мере экспортоориентированной. Кроме этого,

Туманян Ю.Р., Северо-Кавказский технологический университет, д.э.н., профессор, 355029, г. Ставрополь, просп. Кулакова, 2

П

развитие транспортного комплекса положительно влияет на инвестиционный климат региона, то есть по- ^

вышение качества его инвестиционного потенциала будет способствовать росту объемов перевалки и ка- Ь

чества услуг, что положительно скажется на экономическом росте и внесет значительный вклад в решение щ

задачи роста ВВП РФ и, следовательно, в реализацию стратегических целей страны. ^

ЛИТЕРАТУРА Z

GD

1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. http://www.gks.ru. ]>

2. Court, Andrew T. Hedonic Price Indexes with Automotive Examples // Dynamics of Automobile Demand - New

York: The General Motor Corporation, 1969. p. 99-117. щ

ТУМАНЯН Ю.Р. ^

CD

МЕСТО МУНИЦИПАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЕГО РЕСУРСЫ Ц В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ |

- со

I

>

Экономика любой современной страны относительно ограничено ее границами, а сами права государс-

□ о

В статье рассматривается ряд вопросов, связанных с муниципальном экономикой и механизмами ее

функционирования Ф

т

Ключевые слова: муниципальная экономика; самоуправление; муниципальные предприятия; правовой ресурс О

Коды классификатора JEL: R 13, R 58 ^

О

тва при осуществлении экономической деятельности напрямую зависят от формы собственности хозяйс- §

твующих на его территории субъектов. о

С этой точки зрения государство имеет ряд особенностей при осуществлении хозяйственной деятельности, поскольку оно, с одной стороны, выступает как равноправный субъект экономических отношений ;= (собственник), с другой стороны - как субъект, выполняющий в силу своего особого статуса функцию ре- £ гулирования хозяйственных отношений на своей территории. Местное самоуправление несет на себе как ф признаки государства, так и признаки хозяйствующего субъекта. В этой двойственности природы местного самоуправления и кроется корень долгих дискуссий по вопросу определения понятия муниципальной эко- 5

номики [2]. ^

Первая группа исследователей данного вопроса рассматривает муниципальную экономику лишь как совокупность предприятий и учреждений, относящихся к муниципальной собственности (коммунальное ^ хозяйство), и подходит к решению вопроса с позиции, кому принадлежит данная собственность. Подобный ^ подход снимает с органов местного самоуправления заботу о создании условий для развития территории ^

муниципального образования и значительно снижает их интерес в создании условий для инвестиционной и иной деятельности, направленной на создание благоприятных условий для хозяйствования на данной территории [4].

Вторая группа исследователей относит к муниципальной экономике всю совокупность хозяйств, расположенных на территории муниципального образования, поскольку властные полномочия органов местного самоуправления распространяются на все хозяйствующие на его территории субъекты. Подобный подход ставит местное самоуправление над другими хозяйствующими субъектами и предполагает известные монопольные права органов местного самоуправления, дает им необоснованные преимущества в конкуренции, прежде всего, с частным сектором на территории муниципального образования [7].

Кроме того, при подобном походе происходит размывание понятия власти и подрыв ее авторитета, так как происходит подмена ориентиров, что в свою очередь приводит к недобросовестному исполнению местным самоуправлением той части общественных дел, исполнение которых возложено на нее законом.

В связи с этим известный российский исследователь Л. Велихов указывает на особенность муниципального хозяйства, которая лежит, прежде всего, в его целях. По определению Л. Велихова муниципальное хозяйство - это «деятельность города в лице его городских публичных органов, направленная к удовлетворению известных коллективных потребностей городского населения» [1]. В данном определении присутствует тот критерий, по которому мы можем развести две предыдущие точки зрения, определив, что в понятие муниципальная экономика включаются хозяйствующие субъекты как муниципальной, так и иных форм собственности, но лишь те, деятельность которых служит удовлетворению коллективных потребностей населения муниципального образования.

Таким образом, муниципальная экономика - это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей населения. О Из сказанного выше следует, что система местного самоуправления занимает особое место в государс-^Г тве в силу своей общественно-государственной природы. С этой точки зрения она выполняет две важнейшие функции:

• связь между государством и населением; И • связь между государством и мелким собственником.

Ш В связи с этим очень важно определить отличия местного самоуправления от государственной власти, 2 и муниципальной экономики от государственной и частной.

° Являясь неотъемлемой частью государства, органы местного самоуправления тем не менее имеют осо-щ бенности, отличающие его от органов государственной власти. Эти особенности местного самоуправления

□ сформулированы в книге Л. Велихова «Основы городского хозяйства». Он определяет четыре основных

□ отличия органов местного самоуправления от органов государственной власти, вызванных общественным характером этой власти:

1. Самоуправление в отличие от государственной власти - власть подзаконная, действующая в пределах и на основании законов, принимаемых органами государственной власти.

2. Самоуправление возможно лишь тогда, когда строго определена часть общественных дел, которыми о оно занимается (предметы его ведения). В этом его отличие от советов, где все уровни власти зани-ф мались всем, и окончательным являлось только решение центральных органов власти.

^ 3. Для реализации полномочий по этим предметам ведения местное самоуправление должно иметь > собственные ресурсы в виде самостоятельного бюджета и муниципальной собственности.

4. Эта власть требует обязательного наличия представительства населения, другими словами, она выборная по своей природе.

Эти четыре принципа показывают, с одной стороны, отличия местного самоуправления от государственной власти, с другой стороны, - неразрывную связь местного самоуправления с государственной влас-о. тью в целом.

^ Какие же черты государства несет на себе местное самоуправление и муниципальное хозяйство? ^ Формирование предметов ведения органов местного самоуправления происходит с двух сторон: со о стороны населения, которое поручает органам местного самоуправления исполнение определенных фун-о кций, и со стороны государства. В целом же компетенция органов местного самоуправления закрепляется 9 законом. Иными словами, государство не только позволяет органам местного самоуправления исполнять о часть общественных дел самостоятельно, но возлагает на него исполнение ряда собственных функций,

исполнение которых, как правило, сопряжено с постоянными контактами с населением. ^ При этом особенно важно, что государство передает не только функции, но и полномочия по принятию ^ от его имени общеобязательных решений, оставляя за собой право контроля за исполнением по результа-^ там деятельности.

^ Иначе говоря, местное самоуправление является властью, но властью, производной от государственен ной, действующей с позволения государства и в рамках, четко обозначенных государством в законе.

Особенности положения местного самоуправления в государстве и, прежде всего, его двойственная § природа накладывают отпечаток и определяют особенности муниципального хозяйства. ф В чем же проявляется двойственность природы местного самоуправления применительно к муници-5 пальной экономике?

^ Муниципальная экономика, с точки зрения ведения хозяйственной деятельности, в значительной сте-^ пени носит черты частного хозяйства, так как выступает на рынке как самостоятельный и, что особенно ^ важно, равноправный субъект экономической деятельности. То есть оно может самостоятельно распоря-

О о

I—

ф

0

1

I

ф

ш

30Э

X СП

жаться находящейся в его распоряжении собственностью, финансовыми ресурсами, землей. Однако использовать все эти ресурсы органы местного самоуправления должны в целях выполнения общественных функций, возложенных на них. В связи с этим и формы распределения результатов экономической деятельности общественны по своей природе. В этом смысле муниципальная экономика представляет собой акционерное общество, участниками которого являются все жители муниципального образования. Однако выплаты «дивидендов по акциям» производятся в виде общественно значимых товаров и услуг. В этом проявляется общественный характер муниципального хозяйства, поскольку жители являются одновременно и заказчиками услуг, оказываемых органами местного самоуправления по их поручению, и коллективным собственником муниципального имущества.

С другой стороны, органы управления муниципальным хозяйством выступают в роли подрядчика, исполняющего государственные функции, которые оплачиваются государством. Прежде всего, это касается функций, исполнение которых невозможно централизованными государственными структурами. Это учет движения населения и собственности, организация повседневных контактов с населением по вопросам, отнесенным к ведению государства (социальное обеспечение и др.). Организация подобной деятельности требует значительной регламентации со стороны государства и создает базу для эффективной деятельности самих органов государственной власти всех уровней.

Таким образом, муниципальная экономика отличается от государственной достаточно широкими правами в области производственной деятельности и, прежде всего, в области распоряжения собственными ресурсами, а от частного хозяйства - общественным характером использования результатов деятельности.

Из определения муниципальной экономики следует, что некоторое число предприятий и учреждений, выполняющих общественно значимые функции, нуждается в координации их деятельности. Именно эту функцию на практике и выполняют органы местного самоуправления. СП

По своему содержанию деятельность органов местного самоуправления распадается на два направле- л ния, поскольку методы деятельности органов местного самоуправления по реализации групповых интере- [] сов граждан напрямую связаны с формами организации субъектов экономической деятельности, с которы- ш ми вынуждены контактировать в процессе своей деятельности органы местного самоуправления. Сами же субъекты хозяйственной деятельности можно разделить на следующие основные группы:

• муниципальные предприятия и учреждения; 2

• предприятия и учреждения иных форм собственности. Ш Естественно, что права органов местного самоуправления в отношении этих групп и методы управле- ]>

ния будут различными.

Так, права органов местного самоуправления в отношении муниципальных предприятий не должны ^ отличаться от прав любого собственника в отношении принадлежащего ему предприятия, права же на □ регулирование хозяйственной деятельности в отношении других собственников должны быть строго рег- □ ламентированы законодательством, поскольку здесь речь идет о применении властных полномочий, а сами органы местного самоуправления выступают не как хозяйствующий субъект, а как власть.

В связи с этим и возникают сложности в определении понятия «муниципальное управление», посколь- 2 ку оно, как и понятие «муниципальная экономика», имеет двойственную природу. |

Управленческая деятельность органов местного самоуправления включает в себя как вопросы обще- о го взаимодействия органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами вне зависимости от ф формы собственности, так и вопросы более глубокого регулирования хозяйственных отношений для муни- § ципальных предприятий и учреждений. В связи с этим в основу определения данного понятия должна быть > положена цель управленческой деятельности органов местного самоуправления, а именно реализация об- о щественных интересов, отнесенных к ведению местного самоуправления. §

И в связи с этим основным видом деятельности органов местного самоуправления является подчине- ^ ние деятельности предприятий и учреждений, расположенных на территории муниципального образова- ^ ния, целям удовлетворения общественных интересов граждан.

Понятие «муниципальное управление» должно в обязательном порядке включать в себя не только цель о деятельности, но и ее формы, определяемые законом. >

Муниципальное управление есть деятельность органов местного самоуправления, направленная на о удовлетворение общественных интересов, осуществляемая в определенных законом формах посредством о муниципального хозяйства. о

Это несколько громоздкое определение тем не менее, с нашей точки зрения, наиболее полно отражает о содержание понятия «муниципальное управление», поскольку включает в себя и цель деятельности, и спе- о цифические средства ее осуществления. о

Не менее важно отметить тот факт, что на основе этого определения можно очень рельефно показать о-отличия муниципальной службы от службы в органах государственной власти. Они также проистекают Ц из двойственной природы муниципального хозяйства, поскольку муниципальный служащий должен об- Е ладать знаниями, необходимыми для непосредственной экономической деятельности, и в этом смысле его ф деятельность мало чем отличается от предпринимательства. С другой стороны, общественный характер распределения приобретенной в результате деятельности прибыли и задача регулирования хозяйственных интересов иных собственников, осуществляющих экономическую деятельность на территории муниципального образования, требуют знаний и навыков, больше присущих государственной службе.

Для того, чтобы раскрыть содержание изложенного выше понятия, необходимо рассмотреть вопрос о структуре муниципального хозяйства и провести некоторую классификацию тех связей, которые возникают внутри муниципального хозяйства между его элементами.

Ш

О

о ф

т

Прежде всего, необходимо выяснить, что из себя представляют элементы муниципальной экономики, и по какому основанию мы можем провести их классификацию. Методика, предложенная при определении самого понятия «муниципальная экономика», предлагает подход, исходящий из того, что:

1. Муниципальная экономика - это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования.

2. Деятельность, осуществляемая этими предприятиями и учреждениями, направлена на удовлетворение общественных интересов.

3. Поскольку деятельность осуществляют разнородные по своей природе субъекты этой деятельности, то необходим и субъект, координирующий их деятельность.

Исходя из данного анализа, основным признаком, по которому мы можем классифицировать элементы муниципальной экономики, является роль и место того или иного элемента в реализации общественных потребностей [6].

И с этой точки зрения мы можем выделить следующие элементы:

• муниципальные предприятия (поскольку их деятельность полностью подчинена интересам населения муниципального образования);

• иные предприятия и учреждения, чья деятельность частично связана с реализацией общих интересов населения муниципальных образований;

• органы местного самоуправления.

Роль каждого из названных элементов различна. Муниципальные предприятия, являясь по своей природе явлением общественным, все свои результаты, будь то прибыль или конкретные товары и услуги, направляют на общественные нужды. Иные предприятия и учреждения вынуждены участвовать в реализации общих интересов в силу нормативного (в виде налагаемых на них в нормативном или законодательном порядке обязанностей) либо общественного (добровольного по форме) принуждения. О Третья группа, обозначенная в нашей классификации, осуществляет особую функцию - функцию регу-^Т лирования деятельности двух предыдущих групп в интересах населения муниципального образования. ^ Ценность данной классификации в том, что она позволяет на основе выделения этих трех групп опре-а делить не просто роль и место каждой из них в решении вопросов местного значения, но и в зависимости Й от этого цели деятельности этих элементов в процессе управления муниципальным хозяйством, учитывать Ш их особенности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Так, из этой классификации явно видно, что при построении отношений между населением муници-° пального образования и экономическими субъектами по вопросам местного значения наиболее выгодно щ иметь отношения с муниципальными предприятиями, так как они не только реализуют населению това-

□ ры и услуги, но и прибыль, полученная в итоге их деятельности, является также собственностью данного

□ местного сообщества. Поэтому эффективно работающее муниципальное предприятие в принципе всегда выгоднее для муниципальной экономики.

Однако это лишь теоретическая модель, поскольку подобное состояние муниципальных предприятий является плодом достаточно длительной и сложной работой. Так, для муниципалитетов дореволюционной России потребовалось почти пятьдесят лет реформ для того, чтобы хозяйственная деятельность муниципале литетов начала приносить до пятидесяти процентов доходной части бюджетов.

си Поэтому с точки зрения того, какую роль в решении вопросов местного значения играют те или иные ^ элементы муниципального хозяйства, мы можем выделить несколько видов муниципального хозяйства, > прежде всего, по признаку возрастания роли собственной хозяйственной деятельности [3]. 1. Коммунальная модель муниципальной экономики.

Характеризуется тем, что основную тяжесть затрат на реализацию общественных интересов и потребностей несут сами жители муниципального образования и основным ресурсом являются налоги на население. Главным элементом в этой системе выступает орган местного самоуправления, который осущест-о. вляет как накопление ресурсов, так и их расходование. Данная модель наиболее приемлема и существует ^ в наиболее «благополучных» странах Европы, где права органов местного самоуправления на ведение хо-^ зяйственной деятельности ограничены. Недостаточность ресурсов для исполнения задач, возложенных на о местное самоуправление, восполняется государством. о 2. Коммунально-рентная модель муниципальной экономики.

9 Данная модель по сравнению с предыдущей отличается тем, что предусматривает участие органов мес-о тного самоуправления в сфере использования ресурсов территории и в ее развитии через предоставление ограниченных прав в финансово-кредитной деятельности и права ресурсной ренты. То есть налоги с насе-^ ления дополняются возможностью обложения производителя продукции и услуг на территории муници-^ пального образования.

^ 3. Муниципально-рентная модель муниципальной экономики.

^ Данная модель подразумевает, что основное бремя по обслуживанию интересов населения и по решети нию вопросов местного значения несут органы местного самоуправления, для чего им предоставляется

возможность стать полноценным хозяйствующим субъектом на своей территории. § Безусловно, та или иная модель не существует в чистом виде, однако роль и место того или иного эле-си мента в различных странах серьезно отличаются друг от друга

СП

и ь

О о

I—

ф

0

1

I

ф

ш

т

Развитие муниципальной экономики, как любая деятельность, должно опираться на наличие вполне § определенных ресурсов.

^ Традиционно под ресурсами понимают некую совокупность возможностей той или иной территории. Применительно к экономическим отношениям под ресурсами, как правило, понимаются материальные и не-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.