Слово - молодым ученым
УДК 316.3
DOI 10.34823/SGZ.2020.5.51502
C.n МЕЛЕНЧУК аспирант кафедры социологии Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета*
Место миллениалов в социальной структуре современного российского общества как объекта социологических исследований
Статья посвящена описанию поколения миллениалов, его особенностей и отличительных черт, с целью определить место поколения Y как значимого объекта трансформационных изменений в социальной структуре современного российского общества.
Ключевые слова: миллениалы, социализация, социальная структура, современное российское общество.
S.G. MELENCHUK1 Post-graduate Student, Department of Sociology, School of Education, Psychology and Sociology, Siberian Federal University
The place of millennial* in the social structure of modern Russian society as an object of sociological research
* Меленчук Савелий Геннадьевич, e-mail: saveliy.melenchuk@gmail.com
The article is devoted to the description of the millennials generation, their features and distinctive features, in order to determine the place of Generation Y as a significant object of transformational changes in the social structure of modern Russian society.
Key words: millennials, socialization, social structure, modern Russian society.
Общество как целостная система взаимосвязанных элементов сегодня находится в состоянии модификации и не только переживает экономический кризис, но и стакивается со структурными изменениями, сменой установившегося режима работы системы, перестройкой существующих социальных норм и ценностей и устоявшихся парадигм. Это общемировая тенденция, которую в России в настоящее время мы также можем наблюдать.
В данных условиях неопределенности особенно важно понимать сценарии дальнейшего развития и действующих лиц трансформационных изменений. В качестве одной из движущих сил и основных акторов изменений сегодня выступают не отдельно взятые личности, а целые поколения, смена и развитие которых обеспечивают общественные метаморфозы.
Особое место среди всех поколений на данный момент занимает поколение миллениалов, доля которых во всем мире составляет около 32%1. В России же численность представителей данного поколения составляет приблизительно 24% от общего числа жителей, а это около 43% трудоспособного населения страны2. Таким образом, поколение миллениалов, вступающее в период ранней зрелости, становится главным драйвером экономического роста и основной движущей социально-политической силой как в России, так и на мировой арене.
Это поколение уже имеет свои ценности и устоявшиеся нормы, отличные от своих родителей, однако процесс их социализации продолжается. При этом прежние инструменты социализации, факторы и агенты влияния уже морально устарели и не представляются настолько эффективными для
1 Gen Z Is Set to Outnumber Millennials Within a Year [сайт]. URL: https://www. bloom berg .com/news/ articles/2018-08-20/gen-z-to-outnumber-m illen-nials-within-a-year-demographic-trends (дата обращения: 05.05.2020).
2 Федеральная служба государственной статистики [сайт]. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 05.05.2020).
прогрессивного поколения молодых людей. Что требует актуализации проблем изучения социализационных и жизненных траекторий изучаемого поколения и определения места миллениалов в социальной структуре современного российского общества как объекта социологических исследований.
Как отмечает Е.М. Авраамова, изучение поколений в качестве социальной общности, обладающей схожими моделями поведения и моральными нормами, продолжается с начала ХХ в. В этой области успели сформироваться несколько различных традиций и подходов, применимость которых остаётся предметом дискуссий1.
Так, в основу теории поколений Н. Хоува и У. Штраусса заложен конфликт поколений, причиной которого является не разница в возрасте, а противоборство и противостояние ценностей изучаемых групп2. Однако концепция Н. Хоува и У. Штраусса применима больше к западному миру.
На основе разработок американских ученых российской школой теории поколений «RuGeneratюns» также разработана классификация поколений, однако она не в полной мере соотносится с российской историей, психологическими и поведенческими особенностями населения3.
Обе классификации имеют общий недостаток, выражающийся в трактовке авторами периода социализации до 1012 лет, что противоречит концепции социализации4. В связи с этим представляется необходимым рассмотреть еще одну концепцию.
В.В. Радаев обосновал идеи социального перелома, обусловленного сменой поколений, что дало импульс развитию социологического подхода к анализу поколений. Ученый выделяет периоды рождения и взросления, которые представляются наиболее значимыми в процессе социализации и
1 См.: Авраамова Е. М. Социальное позиционирование и социальные практики российских миллениалов // Вестник Института социологии, 2019, т. 10, № 3, с. 78-95. DOI: 10.19181/vis.2019.30.3.591.
2 Howe N, Strauss W. Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069. N. Y.: William Morrow & Company, 1991.
3 См.: Одеркова Е. Теория поколений: как в рекламе найти общий язык с любой аудиторией [Электронный ресурс]. URL: https://texterra.ru/blog/teoriya-pokoleniy-kak-v-reklame-nayti-obshchiy-yazyks-lyuboy-auditoriey. htm l (дата обращения: 05.05.2020).
4 Попов Н. П. Российские и американские поколения XX века: откуда пришли миллениалы? // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены, 2018, № 4, с. 309-323.
становления личности, учитывая разную продолжительность исторических процессов. Так, В.В. Радаев выделяет шесть поколений:
1) «Мобилизационное» поколение; 2) Поколение «Оттепели»; 3) Третье поколение родилось в послевоенный период (1947-1967); 4) «Реформенное» поколение (1985-1999); 5) Миллениалы - «дети» реформ (1982-2000); б) Поколение Z. Самое молодое поколение, только вступающее в период взросления1.
Обобщая теории и научные исследования, можно утверждать, что людей одного поколения связывают особенности, имеющие фундаментальную основу. Поколение разделяет коллективную память благодаря нахождению в одной и той же исторической точке с конкретными членами общества, связанными вместе и получающими приближенный к одинаковому жизненный опыт.
В этой связи перейдем к подробному рассмотрению объекта нашего исследования - миллениалам, или Поколению Y. Являясь значительной частью трудовых ресурсов, представители данного поколения принимают активное участие в общественной жизни и занимают значимую долю в секторе экономики как потребители товаров и услуг, а также
являются весомым политическим игроком, наращивая долю
2
активного электората .
Тем самым миллениалы оказывают и глобальное влияние на социальные институты и общественные процессы, становясь значимым субъектом социальной трансформации. При этом Поколение Y имеет свои особенности и характерные черты, обусловленные нахождением его представителей в определенном историческом периоде во время своего взросления и личностного становления, а также присвоением норм и ценностей, характерных для своего социального эгрегора.
Социологические исследования позволяют выделить особые черты миллениалов, а именно: коммуникабельность; индивидуализм; семейность; свободолюбие; стремление к
1 Радаев В.В. Миллениалы на фоне предшествующих поколений: эмпирический анализ // Социологические исследования, 2018, № 3, с. 15-33. 10.7868^0132162518030029
2 См.: Попов Н. П. Российские и американские поколения XX века: откуда пришли миллениалы? // Мониторинг общественного мнения : Экономические и социальные перемены, 2018, № 4, с. 309-323.
профессиональному развитию; проектное мышление; опти-
1
мизм; патриотизм .
Опрос поколения третьего тысячелетия, в котором приняли участие 13416 миллениалов из 44 стран, позволил выявить следующие перемены в настроении современной молодежи:
Технологический и социальный разлад в нынешнее время заставляет миллениалов разочаровываться в традиционных институтах власти. Экономический и социальный прогресс миллениалы оценивают пессимистично. Однако сохраняют оптимизм и веру в свои силы, оценивая себя положительно как со стороны потребителей, так и со стороны работников2.
Портрет российских миллениалов практически идентичен с портретом миллениалов по всему миру, лишь с отличием в целях и их приоритизацией (Россия мир, в процентном соотношении):
1) желание увидеть мир или путешествовать - 70%/57%;
2) высокий заработок/разбогатеть - 66%/52%;
3) купить дом - 53%/49%;
4) завести детей/создать семью - 48%/39%;
5) начать свой собственный бизнес - 41%/46%3.
Исходя из вышесказанного, материальные ценности для
ныне живущих миллениалов отходят на второй план. Для них приоритетней познать мир, а желание путешествовать больше желания приобрести дом или автомобиль. Покупка уступает место аренде, что позволяет миллениалам оставаться максимально мобильными.
Ценности семьи сохраняются, однако возраст вступления в брак и рождения детей смещается в сторону увеличения,
1 См.: Хомякова Е.И. «Поколение Y» в контексте социального взаимодействия в современном обществе // Известия ТПУ. 2011. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pokolenie-y-v-kontekste-sotsialnogo-vzaimodeystviya-v-sovremennom-obschestve (дата обращения: 05.05.2020).
2 The Deloitte Global Millennial Survey 2019. Societal discord and technological transformation create a "generation disrupted" [Электронный ресурс]. URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/global/ Documents/About-Deloit-te/deloitte-2019-millennial-survey.pdf (дата обращения: 05.05.2020).
3 Результаты опроса поколения третьего тысячелетия за 2019 год. Перемены в настроениях современной молодежи. Результаты по России. Май 2019 год [Электронный ресурс]. URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/De-loitte/ru/Documents/about-deloitte/ru/deloitte_millennials_russia-report.pdf (дата обращения: 05.05.2020).
поскольку в первую очередь миллениалам важно самореализоваться в профессии и удовлетворить потребности в иных сферах. Миллениалы не торопятся «взрослеть», - как утверждает В.В. Радаев, в связи с чем их нередко упрекают в
инфантилизме, что на самом деле является необоснованным
1
в отношении нынешнего времени .
По той же причине миллениалы не начинают свой бизнес, это ограничивает их свободу и накладывает дополнительную ответственность. Но в случае необходимости представители третьего тысячелетия достигнут этой цели, усвоив нужные знания.
Групповой портрет миллениалов, представленный В.В. Радаевым, также является весьма показательным, в него входят такие характеристики как: расширение границ, свобод и формирование гибкого мышления, отличного от старших поколений; толерантность как способ мышления; внутренняя психоэмоциальная проблема, связанная с необходимостью выбора, которая становится приоритетной на протяжении всей жизни; доминирующее значение материальных ценностей постепенно уходит в пользу впечатлений и эмоционального опыта; потребность в активном отдыхе и досуговой деятельности; бесконечное откладывание наиболее важных дел; отстаивание неотъемлемого права на личный суверенитет; ориентация на ЗОЖ2.
Отличным является и социальное позиционирование мил-лениалов. Критерием социальной идентификации для них выступает не только уровень дохода, в отличие от предыдущих поколений, но и социальный статус. Уровень образования особого влияния на социальное позиционирование мил-лениалов не оказывает. А материальный достаток, наоборот напрямую коррелирует с оценкой миллениалами своего социального положения. При этом современное поколение молодых людей можно охарактеризовать как потребителей, наделенных критическим мышлением, обладающих высоким уровнем потребительской осведомленности3.
1 Миллениалы: Как меняется российское общество [Текст] / В. В. Радаев; Нац. исслед. ун-т .Высшая школа экономики. 2-е изд. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. 224 с.
2 Там же.
3 См.: Авраамова Е. М. Социальное позиционирование и социальные практики российских миллениалов // Вестник Института социологии, 2019, т. 10, № 3, с. 78-95. DOI: 10.19181/^.2019.30.3.591.
Обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы. Поколение миллениалов, являясь носителем ярко выраженной культурной идентичности, обусловленной социа-лизационными процессами в беспрецедентных условиях глобализации, а также культурной и экономической интеграцией, имеет особо важное значение как объект социологического исследования в условиях трансформации российского и мирового общества. Культурный бэкграунд Поколения Y обусловливает взаимосвязи поколений внутри общества и сложившиеся тренды поведения миллениалов и их отношения к протекающим социально-экономическим процессам. Изучение специфических черт, характеристик, ценностей и норм поколения миллениалов требует пристального внимания по причине того, что миллениалы сегодня - движущая трансформационная сила общества.
Изучение поколенческих особенностей, процесса социализации представителей поколений, усвоения ими социальных норм и ценностей, а также реализации полученного опыта и анализ взаимодействия с другими поколениями и социальными институтами представляется важным аспектом в изучении прогнозируемых изменений и оценки ближайшего будущего, поскольку поколение миллениалов в ближайшее время будет ключевым фактором изменений во всех сферах общественной жизни: в образовании, политике, экономике, средствах массовой информации, институтах брака и религии, - все подвергнется изменениям, конструируемым «цифровыми аборигенами».