Научная статья на тему 'МЕСТО МИЛЛЕНИАЛОВ В СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА КАК ОБЪЕКТА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ'

МЕСТО МИЛЛЕНИАЛОВ В СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА КАК ОБЪЕКТА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
130
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИЛЛЕНИАЛЫ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО / MILLENNIALS / SOCIALIZATION / SOCIAL STRUCTURE / MODERN RUSSIAN SOCIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Меленчук Савелий Геннадьевич

Статья посвящена описанию поколения миллениалов, его особенностей и отличительных черт, с целью определить место поколения Y как значимого объекта трансформационных изменений в социальной структуре современного российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PLACE OF MILLENNIALS IN THE SOCIAL STRUCTURE OF MODERN RUSSIAN SOCIETY AS AN OBJECT OF SOCIOLOGICAL RESEARCH

The article is devoted to the description of the millennials generation, their features and distinctive features, in order to determine the place of Generation Y as a significant object of transformational changes in the social structure of modern Russian society.

Текст научной работы на тему «МЕСТО МИЛЛЕНИАЛОВ В СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА КАК ОБЪЕКТА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

Слово - молодым ученым

УДК 316.3

DOI 10.34823/SGZ.2020.5.51502

C.n МЕЛЕНЧУК аспирант кафедры социологии Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета*

Место миллениалов в социальной структуре современного российского общества как объекта социологических исследований

Статья посвящена описанию поколения миллениалов, его особенностей и отличительных черт, с целью определить место поколения Y как значимого объекта трансформационных изменений в социальной структуре современного российского общества.

Ключевые слова: миллениалы, социализация, социальная структура, современное российское общество.

S.G. MELENCHUK1 Post-graduate Student, Department of Sociology, School of Education, Psychology and Sociology, Siberian Federal University

The place of millennial* in the social structure of modern Russian society as an object of sociological research

* Меленчук Савелий Геннадьевич, e-mail: saveliy.melenchuk@gmail.com

The article is devoted to the description of the millennials generation, their features and distinctive features, in order to determine the place of Generation Y as a significant object of transformational changes in the social structure of modern Russian society.

Key words: millennials, socialization, social structure, modern Russian society.

Общество как целостная система взаимосвязанных элементов сегодня находится в состоянии модификации и не только переживает экономический кризис, но и стакивается со структурными изменениями, сменой установившегося режима работы системы, перестройкой существующих социальных норм и ценностей и устоявшихся парадигм. Это общемировая тенденция, которую в России в настоящее время мы также можем наблюдать.

В данных условиях неопределенности особенно важно понимать сценарии дальнейшего развития и действующих лиц трансформационных изменений. В качестве одной из движущих сил и основных акторов изменений сегодня выступают не отдельно взятые личности, а целые поколения, смена и развитие которых обеспечивают общественные метаморфозы.

Особое место среди всех поколений на данный момент занимает поколение миллениалов, доля которых во всем мире составляет около 32%1. В России же численность представителей данного поколения составляет приблизительно 24% от общего числа жителей, а это около 43% трудоспособного населения страны2. Таким образом, поколение миллениалов, вступающее в период ранней зрелости, становится главным драйвером экономического роста и основной движущей социально-политической силой как в России, так и на мировой арене.

Это поколение уже имеет свои ценности и устоявшиеся нормы, отличные от своих родителей, однако процесс их социализации продолжается. При этом прежние инструменты социализации, факторы и агенты влияния уже морально устарели и не представляются настолько эффективными для

1 Gen Z Is Set to Outnumber Millennials Within a Year [сайт]. URL: https://www. bloom berg .com/news/ articles/2018-08-20/gen-z-to-outnumber-m illen-nials-within-a-year-demographic-trends (дата обращения: 05.05.2020).

2 Федеральная служба государственной статистики [сайт]. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 05.05.2020).

прогрессивного поколения молодых людей. Что требует актуализации проблем изучения социализационных и жизненных траекторий изучаемого поколения и определения места миллениалов в социальной структуре современного российского общества как объекта социологических исследований.

Как отмечает Е.М. Авраамова, изучение поколений в качестве социальной общности, обладающей схожими моделями поведения и моральными нормами, продолжается с начала ХХ в. В этой области успели сформироваться несколько различных традиций и подходов, применимость которых остаётся предметом дискуссий1.

Так, в основу теории поколений Н. Хоува и У. Штраусса заложен конфликт поколений, причиной которого является не разница в возрасте, а противоборство и противостояние ценностей изучаемых групп2. Однако концепция Н. Хоува и У. Штраусса применима больше к западному миру.

На основе разработок американских ученых российской школой теории поколений «RuGeneratюns» также разработана классификация поколений, однако она не в полной мере соотносится с российской историей, психологическими и поведенческими особенностями населения3.

Обе классификации имеют общий недостаток, выражающийся в трактовке авторами периода социализации до 1012 лет, что противоречит концепции социализации4. В связи с этим представляется необходимым рассмотреть еще одну концепцию.

В.В. Радаев обосновал идеи социального перелома, обусловленного сменой поколений, что дало импульс развитию социологического подхода к анализу поколений. Ученый выделяет периоды рождения и взросления, которые представляются наиболее значимыми в процессе социализации и

1 См.: Авраамова Е. М. Социальное позиционирование и социальные практики российских миллениалов // Вестник Института социологии, 2019, т. 10, № 3, с. 78-95. DOI: 10.19181/vis.2019.30.3.591.

2 Howe N, Strauss W. Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069. N. Y.: William Morrow & Company, 1991.

3 См.: Одеркова Е. Теория поколений: как в рекламе найти общий язык с любой аудиторией [Электронный ресурс]. URL: https://texterra.ru/blog/teoriya-pokoleniy-kak-v-reklame-nayti-obshchiy-yazyks-lyuboy-auditoriey. htm l (дата обращения: 05.05.2020).

4 Попов Н. П. Российские и американские поколения XX века: откуда пришли миллениалы? // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены, 2018, № 4, с. 309-323.

становления личности, учитывая разную продолжительность исторических процессов. Так, В.В. Радаев выделяет шесть поколений:

1) «Мобилизационное» поколение; 2) Поколение «Оттепели»; 3) Третье поколение родилось в послевоенный период (1947-1967); 4) «Реформенное» поколение (1985-1999); 5) Миллениалы - «дети» реформ (1982-2000); б) Поколение Z. Самое молодое поколение, только вступающее в период взросления1.

Обобщая теории и научные исследования, можно утверждать, что людей одного поколения связывают особенности, имеющие фундаментальную основу. Поколение разделяет коллективную память благодаря нахождению в одной и той же исторической точке с конкретными членами общества, связанными вместе и получающими приближенный к одинаковому жизненный опыт.

В этой связи перейдем к подробному рассмотрению объекта нашего исследования - миллениалам, или Поколению Y. Являясь значительной частью трудовых ресурсов, представители данного поколения принимают активное участие в общественной жизни и занимают значимую долю в секторе экономики как потребители товаров и услуг, а также

являются весомым политическим игроком, наращивая долю

2

активного электората .

Тем самым миллениалы оказывают и глобальное влияние на социальные институты и общественные процессы, становясь значимым субъектом социальной трансформации. При этом Поколение Y имеет свои особенности и характерные черты, обусловленные нахождением его представителей в определенном историческом периоде во время своего взросления и личностного становления, а также присвоением норм и ценностей, характерных для своего социального эгрегора.

Социологические исследования позволяют выделить особые черты миллениалов, а именно: коммуникабельность; индивидуализм; семейность; свободолюбие; стремление к

1 Радаев В.В. Миллениалы на фоне предшествующих поколений: эмпирический анализ // Социологические исследования, 2018, № 3, с. 15-33. 10.7868^0132162518030029

2 См.: Попов Н. П. Российские и американские поколения XX века: откуда пришли миллениалы? // Мониторинг общественного мнения : Экономические и социальные перемены, 2018, № 4, с. 309-323.

профессиональному развитию; проектное мышление; опти-

1

мизм; патриотизм .

Опрос поколения третьего тысячелетия, в котором приняли участие 13416 миллениалов из 44 стран, позволил выявить следующие перемены в настроении современной молодежи:

Технологический и социальный разлад в нынешнее время заставляет миллениалов разочаровываться в традиционных институтах власти. Экономический и социальный прогресс миллениалы оценивают пессимистично. Однако сохраняют оптимизм и веру в свои силы, оценивая себя положительно как со стороны потребителей, так и со стороны работников2.

Портрет российских миллениалов практически идентичен с портретом миллениалов по всему миру, лишь с отличием в целях и их приоритизацией (Россия мир, в процентном соотношении):

1) желание увидеть мир или путешествовать - 70%/57%;

2) высокий заработок/разбогатеть - 66%/52%;

3) купить дом - 53%/49%;

4) завести детей/создать семью - 48%/39%;

5) начать свой собственный бизнес - 41%/46%3.

Исходя из вышесказанного, материальные ценности для

ныне живущих миллениалов отходят на второй план. Для них приоритетней познать мир, а желание путешествовать больше желания приобрести дом или автомобиль. Покупка уступает место аренде, что позволяет миллениалам оставаться максимально мобильными.

Ценности семьи сохраняются, однако возраст вступления в брак и рождения детей смещается в сторону увеличения,

1 См.: Хомякова Е.И. «Поколение Y» в контексте социального взаимодействия в современном обществе // Известия ТПУ. 2011. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pokolenie-y-v-kontekste-sotsialnogo-vzaimodeystviya-v-sovremennom-obschestve (дата обращения: 05.05.2020).

2 The Deloitte Global Millennial Survey 2019. Societal discord and technological transformation create a "generation disrupted" [Электронный ресурс]. URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/global/ Documents/About-Deloit-te/deloitte-2019-millennial-survey.pdf (дата обращения: 05.05.2020).

3 Результаты опроса поколения третьего тысячелетия за 2019 год. Перемены в настроениях современной молодежи. Результаты по России. Май 2019 год [Электронный ресурс]. URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/De-loitte/ru/Documents/about-deloitte/ru/deloitte_millennials_russia-report.pdf (дата обращения: 05.05.2020).

поскольку в первую очередь миллениалам важно самореализоваться в профессии и удовлетворить потребности в иных сферах. Миллениалы не торопятся «взрослеть», - как утверждает В.В. Радаев, в связи с чем их нередко упрекают в

инфантилизме, что на самом деле является необоснованным

1

в отношении нынешнего времени .

По той же причине миллениалы не начинают свой бизнес, это ограничивает их свободу и накладывает дополнительную ответственность. Но в случае необходимости представители третьего тысячелетия достигнут этой цели, усвоив нужные знания.

Групповой портрет миллениалов, представленный В.В. Радаевым, также является весьма показательным, в него входят такие характеристики как: расширение границ, свобод и формирование гибкого мышления, отличного от старших поколений; толерантность как способ мышления; внутренняя психоэмоциальная проблема, связанная с необходимостью выбора, которая становится приоритетной на протяжении всей жизни; доминирующее значение материальных ценностей постепенно уходит в пользу впечатлений и эмоционального опыта; потребность в активном отдыхе и досуговой деятельности; бесконечное откладывание наиболее важных дел; отстаивание неотъемлемого права на личный суверенитет; ориентация на ЗОЖ2.

Отличным является и социальное позиционирование мил-лениалов. Критерием социальной идентификации для них выступает не только уровень дохода, в отличие от предыдущих поколений, но и социальный статус. Уровень образования особого влияния на социальное позиционирование мил-лениалов не оказывает. А материальный достаток, наоборот напрямую коррелирует с оценкой миллениалами своего социального положения. При этом современное поколение молодых людей можно охарактеризовать как потребителей, наделенных критическим мышлением, обладающих высоким уровнем потребительской осведомленности3.

1 Миллениалы: Как меняется российское общество [Текст] / В. В. Радаев; Нац. исслед. ун-т .Высшая школа экономики. 2-е изд. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. 224 с.

2 Там же.

3 См.: Авраамова Е. М. Социальное позиционирование и социальные практики российских миллениалов // Вестник Института социологии, 2019, т. 10, № 3, с. 78-95. DOI: 10.19181/^.2019.30.3.591.

Обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы. Поколение миллениалов, являясь носителем ярко выраженной культурной идентичности, обусловленной социа-лизационными процессами в беспрецедентных условиях глобализации, а также культурной и экономической интеграцией, имеет особо важное значение как объект социологического исследования в условиях трансформации российского и мирового общества. Культурный бэкграунд Поколения Y обусловливает взаимосвязи поколений внутри общества и сложившиеся тренды поведения миллениалов и их отношения к протекающим социально-экономическим процессам. Изучение специфических черт, характеристик, ценностей и норм поколения миллениалов требует пристального внимания по причине того, что миллениалы сегодня - движущая трансформационная сила общества.

Изучение поколенческих особенностей, процесса социализации представителей поколений, усвоения ими социальных норм и ценностей, а также реализации полученного опыта и анализ взаимодействия с другими поколениями и социальными институтами представляется важным аспектом в изучении прогнозируемых изменений и оценки ближайшего будущего, поскольку поколение миллениалов в ближайшее время будет ключевым фактором изменений во всех сферах общественной жизни: в образовании, политике, экономике, средствах массовой информации, институтах брака и религии, - все подвергнется изменениям, конструируемым «цифровыми аборигенами».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.