Научная статья на тему 'Анализ влияния социокультурных факторов развития общества на формирование спортивных предпочтений поколений y и z'

Анализ влияния социокультурных факторов развития общества на формирование спортивных предпочтений поколений y и z Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
306
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА / СПОРТ / ТЕОРИЯ ПОКОЛЕНИЙ / МИЛЛЕНИАЛЫ / ЦЕНТЕНИАЛЫ / SOCIO-CULTURAL FACTORS / SOCIO-CULTURAL DYNAMICS / SPORT / THEORY OF GENERATIONS / MILLENNIALS / CENTENIALS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Аверина М.В.

В статье представлены результаты анализа влияния социокультурных факторов, выделенных в рамках теории поколений, на развитие спорта современности. Акцентирование авторов теории Н. Хоува и У. Штрауса на значимости социокультурных факторов в становлении и развитии описываемых поколений свидетельствует о серьезности их воздействия на все сферы жизни людей, что и определило релевантность анализа их влияния на тенденции развития спортивных предпочтений у современных поколений Y и Z и обозначение общих тенденций социокультурной динамики спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE INFLUENCE OF SOCIO-CULTURAL FACTORSOF THE SOCIETY DEVELOPMENT ON THE FORMATIONOF SPORTS PREFERENCES OF GENERATIONS Y AND Z

The article presents the results of the analysis of the socio-cultural factors impact, highlighted in the framework of the theory of generations, on a modern sport’s development. The emphasis of the theory’s authors Neil Howe and William Strauss on the importance of socio-cultural factors in the formation and development of the described generations, once again demonstrates the seriousness of their impact on all spheres of people’s life, which determined the relevance of the analysis of their impact on trends in the development of sports preferences of the modern generations Y and Z, and identification of general trends of socio-cultural dynamics of sport.

Текст научной работы на тему «Анализ влияния социокультурных факторов развития общества на формирование спортивных предпочтений поколений y и z»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 316.4.063 М.В.Аверина

профессор, доктор культурологии, доцент кафедры коммуникационных технологий Института международных отношений и социально-политических наук Московского государственного лингвистического университета; e-maiL: m-averina@List.ru

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ФАКТОРОВ

РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ СПОРТИВНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПОКОЛЕНИЙ Y И Z

В статье представлены результаты анализа влияния социокультурных факторов, выделенных в рамках теории поколений, на развитие спорта современности. Акцентирование авторов теории Н. Хоува и У. Штрауса на значимости социокультурных факторов в становлении и развитии описываемых поколений свидетельствует о серьезности их воздействия на все сферы жизни людей, что и определило релевантность анализа их влияния на тенденции развития спортивных предпочтений у современных поколений Y и Z и обозначение общих тенденций социокультурной динамики спорта.

Ключевые слова: социокультурные факторы; социокультурная динамика; спорт; теория поколений; миллениалы; центениалы.

M. V. Averina

Doctor of cuLturaL studies, associate professor, Department of communication technology, Institute of International Relations and Social and Political Sciences (Faculty), MSLU, professor; e-mail: m-averina@list.ru

ANALYSIS OF THE INFLUENCE OF SOCIO-CULTURAL FACTORS OF THE SOCIETY DEVELOPMENT ON THE FORMATION OF SPORTS PREFERENCES OF GENERATIONS Y AND Z

The articLe presents the resuLts of the anaLysis of the socio-cuLturaL factors impact, highlighted in the framework of the theory of generations, on a modern sport's development. The emphasis of the theory's authors Neil Howe and WiHiam Strauss on the importance of socio-cultural factors in the formation and development of the described generations, once again demonstrates the seriousness of their impact on aH spheres of people's life, which determined the relevance of the analysis of their impact on trends in the development of sports preferences of the modern generations Y and Z, and identification of general trends of socio-cultural dynamics of sport.

Key words: socio-cultural factors; socio-cultural dynamics; sport; theory of generations; miHennials; centenials.

Введение

Рассматривая развитие спорта на протяжении существования человечества, можно констатировать примерно два основных направления его функционирования: как особого вида физической соревновательной активности, демонстрирующей наивысшие двигательные возможности человека, и как вида повседневной телесной практики для поддержания здоровья, бодрого настроения, приемлемых физических кондиций. И в той и другой ипостаси наблюдается сравнительно перманентное реальное его присутствие в общественном пространстве и, что значимо, определенное то меньшее, то большее его воздействие на общее развитие социума.

Как атрибутивный компонент функционирования социума спорт стал объектом научного исследования представителей разных отраслей знания, в том числе и общественных наук. Наряду со многими аспектами изучения предметом интереса являются социокультурные факторы, способствующие - препятствующие - влияющие на его развитие.

В работах таких авторов, как К. Айзенберг (2009), Н. Элиас (1986), П. Бурдье (1977), Э. Франке (2006), Б. Дубин (2006), Н. Визитей (2009) и других, при анализе причин возникновения и развития современного спорта основной акцент сделан на исследовании социокультурных факторов, повлиявших на данный процесс.

К. Айзенберг в качестве факторов становления современного спорта выделяет: распространение образования, рост свободного времени, солидные государственные вливания на фоне холодной войны, а главное, прорыв телевидения и сопутствующих этому тенденций к коммерциализации, что придало спорту массовый характер [Айзенберг 2009].

Н. Элиас, специалист по теории цивилизации, связывает распространение спорта с формированием английского парламентаризма как мирной системы разрешения конфликтов (Elias & Dunning 1986). В этом же контексте рассматриваются механизмы переплетения интересов спортивных объединений и тоталитарных режимов.

С образованием организационной структуры мирового спорта и появлением таких наднациональных организаций, как МОК, ФИФА и других спортивных союзов, предметом исследовательского интереса стали такие факторы, как культурный трансфер в глобальных масштабах, взаимопроникновение телесных культур, двигательного поведения (Tenbruck 1992; Burke 2000).

Отдельно стало изучаться влияние медиатизации на развитие спорта, его коммерциализацию, исследовалась зрелищная составляющая спорта как фактор, способствующий замещению затрудненных к реализации мировоззренческих моделей [Зверева 2006; Визитей 2006, с. 214].

Авторский анализ в рамках философского, социологического и культурологического направлений исследования спорта позволил выделить блок теоретико-методологических проблем, касающихся обсуждения недостатков существующих теорий о физическом воспитании, физической культуре, спорте и необходимости выработки новой интегративной теории физической культуры, теории спорта с учетом изменения социальных, культурных условий существования цивилизации и определения факторов, способствующих появлению этих изменений [Аверина 2018, с. 366-370].

Поиски адекватной концепции, не претендующей на методологическую универсальность, но обладающей необходимой эвристич-ностью, позволяющей вычленить значимые социокультурные факторы и проанализировать их влияние на развитие спорта, привели автора вначале к концепции маргинальности [Аверина 2015], а затем и к теории поколений. В качестве цели исследования была предпринята попытка определения величины и степени возможного влияния того или иного социокультурного фактора, выделенного в контексте теории поколений, на развитие спорта современности.

Актуальные положения теории поколений в контексте авторского анализа

Теория американских исследователей историка Уильяма Штрауса и демографа Нейла Хоува (Strauss-Howe generational theory) [Howe, Strauss 1991], опубликованная ими в работе «Поколения» (1991), несмотря на достаточно активную критику, тем не менее приобрела дальнейшее широкое распространение, что подвигло профильных специалистов провести адаптационные исследования в разных странах с учетом менталитета и событий, значимых для этих стран в определенные временные отрезки [Ожиганова 2015, с. 94-97; Радаев 2018].

В основу теории положена идея 4-х фазовой цикличности смены поколений через каждые 20-25 лет, в рамках которых поколения ориентируются на определенный цикл общественного

и экономического развития: подъем, пробуждение, спад, кризис (high, awakening, unraveling, crisis), вырабатывая специфические ценности, поведение и восприятие мира, причем каждое пятое поколение повторяет поведение первого. Авторы предположили, что причиной смены и «конфликта поколений» являются способы воспитания и обстановка в семье, а также крупные события в стране и мире, свидетелями которых представители поколений становятся до 12 лет. Каждому из четырех циклов соответствует определенное поколение: high - беби-бумеры, awakening - поколение Х, unraveling - миллениалы, или Y, crisis - центениалы, или Z.

Из представленной классификации активные исследования, в первую очередь, поколений Y и Z были изначально инициированы глобальными брендами в силу необходимости разработки инструментов формирования лояльной аудитории, поскольку именно Y явился создателем интернет- и цифровых технологий, т. е. кардинально изменил систему коммуникаций в мире, а Z родился в цифровой среде и адекватно ориентируется, в первую очередь, в ней. Анализ исторически важных событий, социальной, политической и экономической обстановки в конкретной стране и мире, а также условий воспитания в семье данных поколений позволили определить значимые социокультурные факторы, повлиявшие на формирование характерных особенностей поколений, учет которых лег в основу разработки инструментов привлечения и удержания целевых аудиторий. Пристальное внимание авторов теории к социокультурным факторам, влияющим на становление и развитие описываемых поколений, свидетельствует о серьезности их воздействия на все сферы жизни людей, а не только в контексте экономического интереса брендов, что подвигло автора статьи на попытку анализа влияния выделенных факторов на развитие спорта современности.

Социокультурные факторы, повлиявшие на формирование значимых характеристик поколений Y и Z

«Поколение Y», название которого впервые было использовано порталом Ad Age для предварительного обозначения поколения, следующего за X, Н. Хоув и У. Штраус переименовали в «миллениалов» и популяризировали его в своих книгах [Strauss, Howe 1991]. В определении возрастных рамок наблюдаются колебания: сами авторы обозначили 1970-1990 гг., другие исследователи - 1980-2000 гг.

В качестве определяющих социокультурных факторов, повлиявших на формирование поколения Y, авторы выделяют:

- развитие электронных технологий - информационную революцию, повлекшую за собой появление таких ресурсов и сервисов, как Интернет, СМС, электронную почту, социальные сети и онлайн-магазины1 [Barnes, Lescault URL];

- финансовый кризис и задолженности, что породило относительно низкий уровень экономического процветания и безопасности по сравнению с подобными показателями у представителей предшествующих поколений (большое распространение получили предпринимательство и инвестирование в собственный бизнес);

- разобщенная культура, сформировавшаяся благодаря широкому распространению Интернета и привычки использования нескольких платформ для сбора информации из различных источников (появилось огромное количество многочисленных новых жанров, форматов и способов создания контента)

- концепция вечной молодости (с депрессивными вкраплениями) - стремление оттягивать переход во взрослую жизнь, феномен кидалтов2.

«Поколение Z» - название было предложено в 2012 г. в журнале USA Today, хотя существовал ряд вариаций, в число которых входили такие названия, как постмиллениалы, хоумлэндеры, центениалы, «цифровые аборигены», Gen Tech, Plurals [Малетин 2017]. Возрастные рамки этого поколения Н.Хоув и У.Штраус определяют периодом с 2005 г. по 2025 г., по другим источникам - с 1995 по 2010 гг.

На формирование поколения Z, по мнению авторов теории, повлияли следующие социокультурные факторы:

- разнообразие и инклюзивность, подразумевающие культурную диверсифицированность, толерантность и терпимость;

1 По данным исследования Центра маркетинговых исследований UMD, 62 % миллениалов подписаны на обновления хотя бы одной компании в сети Facebook, при этом самыми распространенными брендами среди них являются Apple, Nike, Target, Starbucks. Twitter используется для взаимодействия с брендами 23 % миллениалов, среди которых самые популярные страницы -у Nike, Starbucks, NFL и NHL. 11 % миллениалов предпочитают для связи с брендами использовать Pinterest.

2 По данным исследования ВШЭ в 2016 г. в возрасте 27 лет в браке находилось 54 % миллениалов, 41 % еще никогда не вступали в брак.

- глобализация и FOMO, интернет-технологии сделали универсально доступными моду, еду, индустрию онлайн-развлечений;

- следование социальным трендам и именно страх упущения чего-либо стоящего и интересного (fear of missing out) со временем становится причиной зависимости от социальных сетей [Fromm URL];

- кибербуллинг и кибертерроризм, порождающие множество новых проблем: издевательство и ненависть по отношению к другим пользователям и публичным личностям (кибербуллинг), которые могут стать причиной высокого уровня депрессии и тревожности среди подростков;

- метамодернизм, провозглашающий искренность и мотивацию действовать и доносить до окружающих важные сообщения, а не критиковать [Vermeulen, Akker 2010];

- климатические изменения и глобальное потепление, подразумевающие проявление характерно высокой осведомленности о состоянии экологических проблем в мире и отслеживание новостей о климатических изменениях.

Формирование спортивных предпочтений поколений y и Z

Определение и формулирование содержания значимых факторов, влияющих на социокультурную динамику, достаточно сложный и трудоемкий процесс, требующий учета и анализа не только видимых, но и латентных составляющих. Соответственно, и оценка степени воздействия обозначенных факторов, конкретно на развитие спорта, требует выделения и качественных и количественных параметров как для видимых изменений, так и для латентных.

В рамках данной статьи рассмотрим количественные параметры, определяемые социологическими данными, анализируя которые возможно подтвердить или опровергнуть воздействие обсуждаемых социокультурных факторов на развитие спорта. Как уже отмечалось выше, масштабные социологические опросы были осуществлены в мире и России, в первую очередь, в рамках маркетинговых исследований, из которых, тем не менее, возможно выделить релевантные статистические показатели [Исследование Google URL; Исследование MarketWatch URL; Исследование агентства Validata URL].

Так, в рамках исследования Rock Health подтверждается, что мил-лениалы тратят на wellness-практики треть своего дохода [Adams,

Shankar, Tecco URL]. У поколения Y в приоритете обретение гармонии между телом и сознанием, что влечет за собой переориентацию со спорта и диет на медитативные практики. Приложения для смартфонов, направленные на обучение медитации и правильному дыханию (например, Calm, Headspace, 10 % Happier), в 2018 г. ворвались в топ-лист сторов и показали взрывной рост. Согласно отчету TechCranch, в начале 2018 г. их выручка увеличилась на 170 %% [Perez URL].

Более 70 %% миллениалов привлекают комьюнити вокруг спортивных клубов, а именно - встречи с друзьями на групповых тренировках активно мотивируют на занятия спортом, хотя бы раз в неделю [Valentine URL].

Обращение к российским исследованиям позволяет констатировать, что на март 2014 г. в составе возрастной группы людей от 15 до 29 лет доля лиц, занимающихся физической культурой и спортом на постоянной основе, составляла 43,4 %о от общего числа индивидов, относящихся к данной возрастной группе (доклад о развитии массового спорта и физического воспитания населения в Совете при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта) [Герасимов 2019].

Онлайн-опрос (апрель-май 2017 г.) в 15 городах-миллионниках России среди 1500 молодых людей, поколение Y было представлено участниками в возрасте от 18-35 лет, показал, что из топа 10 интересов аудиторий у поколения Y тема «спорт, фитнес, ЗОЖ» занимает 36 %о [Поколения Y и Z в России... URL].

В рамках популяризации культуры бега в парках Москвы зародилось движение parkrun и в течение нескольких лет распространилось по России: в настоящее время в 32 городах и 57 парках страны проводятся постоянные еженедельные бесплатные забеги [5 лет parkrun. URL]. В 2014 г. в Московском марафоне приняли участие 4 тыс. человек, а в 2018 г. - к финишу пришло уже 30 тыс. [Гусейнова, Парня-ков URL; Самый масштабный забег страны: как прошел Московский марафон URL].

Переключаясь на поколение Z, с учетом содержания факторов, повлиявших на его становление, также ориентируемся на анализ количественных параметров при оценке воздействия обозначенных факторов на развитие спорта.

Центениалы - первое полностью цифровое поколение, представители которого уже рождаются, будучи интегрированными

в интернет-сферу1, получают оттуда информацию, общаются в ней и все чаще находят там работу [Kennedy URL]. Глобальное интернет-пространство стало их вторым, а может быть, и первым домом.

Яркой отличительной особенностью, в некоторой степени революцией явилось появление киберспорта, логически адекватного направления развития спорта современности в контексте интересов поколения Z. Киберспорт подразумевает соревнование людей, где компьютер, выступая в роли спортивного инвентаря, моделирует виртуальное пространство, внутри которого происходит состязание. Наиболее развитые дисциплины: Conter-Straike (4 версии), Quake (6 версий), dota (3 подвида), StarCraft (5 эпизодов), Warcaft.

Киберспорт стал одним из популярнейших видов спорта-парадокса в мире. С одной стороны, в нем воплощены главные принципы классического спорта: четкое следование правилам и возможность победы сильнейшего. С другой стороны, для победы киберспортсмену не нужны особые физические кондиции. Скорость реакции, стратегическое мышление, азарт - всё это спортсмен с приставкой кибер может реализовать с помощью компьютера, подключенного к Интернету. 66 % опрошенных называют гейминг своим главным способом развлечения, при этом для многих центениалов это занятие стало видом заработка с появлением киберспорта и онлайн-стриминга [Sparks & Honey].

Статистические показатели в качестве количественных параметров представлены в исследовании медиакомпании Whistle Sports Network, контролирующей около 2000 различных каналов в соцсе-тях с общей аудиторией 450 млн подписчиков, осуществленном ею в октябре 2018 г. (опрос затронул молодых людей до 21 года, максимум 1997 г. р.) [Исследование поколения Z в спорте: цифры, желания, отношение к рекламе URL].

Наиболее значимые выводы этого исследования:

• по мнению 80 % опрошенных в возрасте 13-21 года в настоящее время меняется содержание самого термина «спорт». Наряду с традиционными видами (топ-5: футбол, хоккей, баскетбол, американский футбол, бейсбол и др.) в него следует включить non-traditional sports -

1 В исследовании AVG Technologies, компании по производству антивирусного программного обеспечения, установлено, что средний возраст, при котором ребенок в современном мире получает первое online presence («онлайн-присутствие / след») - 6 месяцев. 81 % детей оставляют след в Интернете уже к возрасту 2 лет.

любое соревнование, где есть физическое или психологическое напряжение, правила, набор навыков. «Им больше нужно соревнование, чем трофеи, поэтому они не оценивают качество игрока призами и титулами. На это обращает внимание 41 %, тогда как на уровень выступления - 78 %», - фиксируется в summary;

• 56 %о центениалов больше привлекают нетрадиционные виды спорта, чем из списка топ-5. «Они оценивают такие виды как более креативные, изобретательные, соответствующие своему времени», -комментирует Whistle;

• 65 %о представителей следят за нетрадиционными видами спорта благодаря соцсетям, в первую очередь You Tube, куда ежедневно заходят 73 %;

• «скилл-челленджи ближе к их интересам и привычкам, молодые люди привыкли изучать все внутри соцсетей. Традиционному спорту нужно адаптироваться под все платформы», - отмечает Whistle;

• огромной популярностью пользуются трикшоты из видео на You Tube: практически 50 % зрителей в возрасте 13-20 лет идут пробовать трикшоты в оффлайне. «Активность сообщества повлияла и на контент: он все сильнее нацелен на вовлечение. Поколение Z рассматривает трикшоты как что-то доступное - хочется пробовать всё самому. Как раньше молодежь играла на улицах, так теперь пытается повторить движения из соцсетей, снимает эти попытки и выкладывает в ответ. В киберспорте дистанция еще короче: фанаты теоретически могут испытать свои навыки прямо в бою против профессионала», -комментирует Whistle;

• 55 % представителей поколения Z утверждают, что смотрят только хайлайты, чтобы избежать лишней рекламы - полноформатные матчи предпочитают лишь 45 % молодых. За 2018 г. общее время просмотра смешных спортивных видео выросло на 50 %, а хайлайтов -на 80 %.

Заключение

Опираясь на общую характеристику исследуемых поколений, можно констатировать определенные тенденции развития спортивных предпочтений. Для поколения Y занятия спортом рассматриваются, прежде всего, как способ держать тело в тонусе, как возможность получить дополнительную порцию положительных эмоций, как источник эндорфинов и адреналина, ориентация на коллективные

виды спорта, где нет победителя и проигравшего, «побеждает дружба», и каждый получает «благодарность за участие в соревновании» [Ron URL].

Поколение Z предпочитает активность в виртуальном мире. Две медиа компании - Activision Blizzard, одна из крупнейших в сфере компьютерных игр и развлечений, и ведущий издатель видеоигр Electronic Arts делают ставку на революционное развитие кибер-спорта. Тем более в 2022 г. в Китае на следующих олимпийских играх заявлены соревнования по киберспорту: «Лига легенд» и Pro Evolution Soccer.

Учитывая, что ролевые компьютерные игры, предполагающие переход с уровня на уровень при выполнении определенных условий и правил и набора очков за количество времени, формируют такое же отношение к жизни у центениалов, вполне возможно предположить появление и развитие видов спорта, подразумевающих соблюдение подобных правил, не только в онлайн, но и в реальности.

Даже пилотный анализ количественных параметров социокультурных факторов, повлиявших на становление современных поколений Y и Z, выделенных в контексте теории поколений, демонстрирует их актуальность при исследовании социокультурной динамики спорта. Как уже отмечалось, действие одних факторов более очевидное, других - скорее латентное. Как известно, любые теоретические, эмпирические и статистические исследования подтверждаются практикой, реальным развитием событий, актуализацией действия латентных факторов, что потребует дальнейшего осмысления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Айзенберг К. Открытие спорта современной исторической наукой. М. : Логос,

2009. № 6 (73). С. 82-98. Аверина М. В. Социокультурные исследования сферы физической культуры и спорта в фокусе публикаций ТиПФК (2000-2017) // Научно-педагогические школы в сфере физической культуры и спорта: материалы Международного научно-практического конгресса, посвященного 100-летию ГЦОЛИФК, 30-31 мая 2018 г. / под общ. ред. А. А. Передельского [и др.]. М. : РГУФКСМиТ, 2018. Ч. I. 500 с. Аверина М. В. Концепция маргинальности как инструмент анализа социокультурной динамики (на примере сферы спорта): дис. ... д-ра культурологии. Санкт-Петербург, 2015. 402 с.

Визитей Н. Н. Курс лекций по социологии спорта. М. : Физическая культура, 2006. 318 с.

ГерасимовМ. В. Социальное неравенство современной российской молодежи в сфере массового спорта. Социальная стратификация в цифровую эпоху. К 130-летию со дня рождения Питирима Сорокина: XIII Междунар. науч. конф. «Сорокинские чтения - 2019»: сб. материалов. М. : МАКС Пресс, 2019. 1662 с. URL: www.socio.msu.ru/documents/sbornik_sorokin2019.pdf.

Гусейнова М., Парняков В. Московский марафон - 2017 в цифрах: неожиданный шаг назад. URL: skirun.ru/2017/09/26/moscow-marathon-2017-v-zifrah-neozidanni-shag-nazad/#xzz5j0tJ0zwZ.

Зверева В. Телевизионный спорт // Философско-литературный журнал «Логос». 2006. № 3. С. 63-75.

Исследование Google: It's lit (Think with Google). URL: storage.googleapis. com/think/docs/its-lit.pdf.

Исследование MarketWatch - Nike. URL: www.marketwatch.com/story/nikes-online-sales-jumped-31-after-companyunveiled-kaepernick-campaign-2018-09-07.

Исследование агентства Validata по заказу Сбербанка «30 фактов о российской молодежи». URL: www.sberbank.ru/ru/person/familybank?utm_source=sl.

Исследование поколения Z в спорте: цифры, желания, отношение к рекламе. URL: sport-connect.ru/opinion/whistle.

Малетин С. Особенности потребительского поведения поколения Z // Российское предпринимательство. 2017. № 21. Т. 8. С. 3348-3360.

Ожиганова Е. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения // Управленческий учет и российский бизнес.

2015. № 1. С. 94-97.

Поколения Y и Z в России: сходства и различия. Исследования. URL: adindex. ru/publication/analitics/search/2017/05/18/159832.phtml.

5 лет parkrun: впечатляющая статистика парковых забегов в России. URL: marathonec.ru/5-years-of-parkrun.

Радаев В. Миллениалы на фоне предшествующих поколений: эмпирический анализ // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 15-33.

Самый масштабный забег страны: как прошел Московский марафон. URL: www.mos.ru/news/item/45621073.

Adams A., Shankar M., Tecco H. 50 things we now know about digital health consumers. URL: rockhealth.com/reports/digital-health-consumer-adoption-

2016.

Barnes M. G., Lescault A. M. Millenials transform social commerce. URL: www.umassd.edu/cmr/social-mediaresearch/millennials-transform-social-commerce.

Fromm J. FOMO & FOLO: The Social Addiction of Gen Z. URL: www.barkleyus. com/insights/fomo-folo-the-social-addiction-of-gen-z.

Howe N., Strauss W. Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069. New York : William Morrow & Company, 1991. 538 c.

Kennedy J. Children are now 'leaving' a digital footprint before birth. URL: www. siliconrepublic.com/gear/children-arenow-leaving-a-digital-footprint-before-birth.

Perez S. Self-care apps are booming. URL: techcrunch.com/2018/04/02/self-care-apps-are-booming.

Ron A. The Trophy Kids Grow Up: How the Millennial Generation is Shaking Up the Workplace. URL: www.amazon.com/Trophy-Kids-Grow-Millennial-Generation/dp/0470229543.

Sparks & Honey. Meet Generation Z: Forget Everything You Learned About Millennials. URL: www.slideshare.net/sparksandhoney/generation-z-final-june-17/10-this_is_how_Gen_Z

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Vermeulen T., Akker R. van. Notes on metamodernism // Journal of Aesthetics & Culture. 2010. Vol. 2. URL: www.emerymartin.net/FE503/Week10/Notes%20 on%20Metamodernism.pdf.

Valentine O. 76 % of Millennials Exercise At Least Once a Week. URL: blog. globalwebindex.com/chart-of-the-day/76-percent-of-millennials-exercise-at-least-once-a-week.

REFERENCES

AjzenbergK. Otkrytie sporta sovremennoj istoricheskoj naukoj. M. : Logos, 2009. № 6 (73). S. 82-98.

Averina M. V. Sociokul'turnye issledovanija sfery fizicheskoj kul'tury i sporta v fokuse publikacij TiPFK (2000-2017) // Nauchno-pedagogicheskie shkoly v sfere fizicheskoj kul'tury i sporta: materialy Mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo kongressa, posvjashhennogo 100-letiju GCOLIFK, 30-31 maja 2018 g. / pod obshh. red. A.A. Peredel'skogo [i dr.]. M. : RGUFKSMiT, 2018. Ch. I. 500 s.

Averina M. V. Koncepcija marginal'nosti kak instrument analiza sociokul'turnoj dinamiki (na primere sfery sporta): dis. ... d-ra kul'turologii. Sankt-Peterburg, 2015. 402 s.

Vizitej N. N. Kurs lekcij po sociologii sporta. M. : Fizicheskaja kul'tura, 2006. 318 s.

Gerasimov M. V. Social'noe neravenstvo sovremennoj rossijskoj molodezhi v sfere massovogo sporta. Social'naja stratifikacija v cifrovuju jepohu. K 130-letiju so dnja rozhdenija Pitirima Sorokina: XIII Mezhdunar. nauch. konf. «Sorokinskie chtenija - 2019»: sb. materialov. M. : MAKS Press, 2019. 1662 s. URL: www.socio.msu.ru/documents/sbornik_sorokin2019.pdf.

Gusejnova M., Parnjakov V. Moskovskij marafon - 2017 v cifrah: neozhidannyj shag nazad. URL: skirun.ru/2017/09/26/moscow-marathon-2017-v-zifrah-neozidanni-shag-nazad/#xzz5j0tJ0zwZ.

Zvereva V. Televizionnyj sport // Filosofsko-literaturnyj zhurnal «Logos». 2006. № 3. S. 63-75.

Issledovanie Google: It's lit (Think with Google). URL: storage.googleapis.com/ think/docs/its-lit.pdf.

Issledovanie MarketWatch - Nike. URL: www.marketwatch.com/story/nikes-online-sales-jumped-31-after-companyunveiled-kaepernick-campaign-2018-09-07.

Issledovanie agentstva Validata po zakazu Sberbanka «30 faktov o rossijskoj molodezhi». URL: www.sberbank.ru/ru/person/familybank?utm_source=sl.

Issledovanie pokolenija Z v sporte: cifry, zhelanija, otnoshenie k reklame. URL: sport-connect.ru/opinion/whistle.

Maletin S. Osobennosti potrebitel'skogo povedenija pokolenija Z // Rossijskoe predprinimatel'stvo. 2017. № 21. T. 8. S. 3348-3360.

Ozhiganova E. Teorija pokolenij N. Houva i V. Shtrausa. Vozmozhnosti prakticheskogo primenenija // Upravlencheskij uchet i rossijskij biznes. 2015. № 1. S. 94-97.

Pokolenija Y i Z v Rossii: shodstva i razlichija. Issledovanija. URL: adindex.ru/ publication/analitics/search/2017/05/18/159832.phtml.

5 parkrun: vpechatljajushhaja statistika parkovyh zabegov v Rossii. URL: marathonec.ru/5-years-of-parkrun.

Radaev V. Millenialy na fone predshestvujushhih pokolenij: jempiricheskij analiz // Sociologicheskie issledovanija. 2018. № 3. S. 15-33.

Samyj masshtabnyj zabeg strany: kak proshel Moskovskij marafon. URL: www. mos.ru/news/item/45621073.

Adams A., Shankar M., Tecco H. 50 things we now know about digital health consumers. URL: rockhealth.com/reports/digital-health-consumer-adoption-2016.

Barnes M. G., Lescault A. M. Millenials transform social commerce. URL: www.umassd.edu/cmr/social-mediaresearch/millennials-transform-social-commerce.

Fromm J. FOMO & FOLO: The Social Addiction of Gen Z. URL: www.barkleyus. com/insights/fomo-folo-the-social-addiction-of-gen-z.

Howe N., Strauss W. Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069. New York : William Morrow & Company, 1991. 538 s.

Kennedy J. Children are now 'leaving' a digital footprint before birth. URL: www. siliconrepublic.com/gear/children-arenow-leaving-a-digital-footprint-before-birth.

Perez S. Self-care apps are booming. URL: techcrunch.com/2018/04/02/self-care-apps-are-booming.

Ron A. The Trophy Kids Grow Up: How the Millennial Generation is Shaking Up the Workplace. URL: www.amazon.com/Trophy-Kids-Grow-Millennial-Generation/dp/0470229543.

Sparks & Honey. Meet Generation Z: Forget Everything You Learned About Millennials. URL: www.slideshare.net/sparksandhoney/generation-z-final-june-17/10-this_is_how_Gen_Z.

Vermeulen T., Akker R. van. Notes on metamodernism // Journal of Aesthetics & Culture. 2010. Vol. 2. URL: www.emerymartin.net/FE503/Week10/Notes%20 on%20Metamodernism.pdf.

Valentine O. 76 % of Millennials Exercise At Least Once a Week. URL: blog. globalwebindex.com/chart-of-the-day/76-percent-of-millennials-exercise-at-least-once-a-week.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.