Научная статья на тему 'Миллениалы: социологический портрет поколения'

Миллениалы: социологический портрет поколения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2352
369
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИЛЛЕНИАЛЫ / ПОКОЛЕНИЕ / МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ПОСТСОВЕТСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / СОЦИОЛОГИЯ ПОКОЛЕНИЙ / MILLENNIALS / GENERATION / INTERGENERATIONAL ANALYSIS / POST-SOVIET YOUTH / SOCIOLOGY OF GENERATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ядова М.А.

Анализируются отличительные особенности поколения миллениалов, период взросления которого пришелся на 2000-е годы. На примере российских миллениалов показано, что в настоящее время концепт «советского простого человека» претерпевает изменения и уходит в прошлое.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Millennials: Sociological portrait of a generation

The review analyses distinctive features of the millennial generation that grew up in the 2000 s. Using the example of Russian millennials, the author shows that at present, the «Soviet common man» concept is undergoing changes and is becoming obsolete.

Текст научной работы на тему «Миллениалы: социологический портрет поколения»

СОЦИОЛОГИЯ ПОКОЛЕНИЙ

2019.03.018. М.А. ЯДОВА. МИЛЛЕНИАЛЫ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПОКОЛЕНИЯ. (Обзор).

M.A. YADOVA. Millennials: Sociological portrait of a generation. (Review). DOI: 10.31249/rsoc/2019.03.09

Аннотация. Анализируются отличительные особенности поколения миллениалов, период взросления которого пришелся на 2000-е годы. На примере российских миллениалов показано, что в настоящее время концепт «советского простого человека» претерпевает изменения и уходит в прошлое.

Abstract. The review analyses distinctive features of the millennial generation that grew up in the 2000 s. Using the example of Russian millennials, the author shows that at present, the «Soviet common man» concept is undergoing changes and is becoming obsolete.

Ключевые слова: миллениалы; поколение; межпоколенческий анализ; постсоветская молодежь; социология поколений.

Keywords: millennials; generation; intergenerational analysis; post-Soviet youth; sociology of generations.

Термин «миллениалы» (от лат. millennium - тысячелетие) был введен в научный оборот американскими исследователями Уильямом Штраусом и Нилом Хоувом в конце прошлого столетия [Howe, Strauss, 2000] для обозначения детей, которые родились после 1981 г. и должны были окончить среднюю школу на рубеже веков. Иногда их называют Поколением Y (на контрасте с предыдущим Поколением X), NEXT, сетевым или цифровым поколением, подчеркивая глубокую вовлеченность миллениалов в цифровые технологии.

В зависимости от культурных, социально-экономических и политических условий взросления характеристики миллениалов

разных стран существенно варьируются. В Европе и США к этому поколению принято относить родившихся в 1981 - начале 2000-х годов; в России старшей когортой миллениалов обычно считают ровесников горбачевской перестройки или тех, кто родился в период распада СССР.

Без преувеличения можно сказать, что миллениалов сформировали сетевые технологии, прочно вошедшие в их жизнь в юные годы: электронная почта, социальные сети, средства обмена мгновенными сообщениями, видеоканалы типа УоиТиЬе и пр. Использование новых средств связи практически в режиме нон-стоп для миллениалов не предмет гордости и признак «современности», как, допустим, для поколения их родителей, а неотъемлемая и привычная часть жизни.

Помимо личностной «цифровизации» и ориентации на новые технологии, миллениалов отличает более позднее вступление во взрослую жизнь по сравнению с их сверстниками из старших поколений. Прежде всего это связано со сложными социальными и экономическими условиями, в которых им пришлось взрослеть: мировой финансовый кризис, рост безработицы, трудности с приобретением жилья, необходимость получения качественного образования, а значит, удлинение периода обучения.

Представляется интересным выяснить ключевые характеристики российских миллениалов. Самым крупным исследованием на эту тему в нашей стране стал проект д-ра экон. наук, профессора, первого проектора НИУ ВШЭ В.В. Радаева [Радаев, 2018 а]. По словам Радаева, наблюдаемый сегодня в российском обществе социальный перелом в значительной мере является наследием политических и экономических реформ 1980-1990-х годов. В то же время более молодые поколения, вошедшие в новую жизнь без багажа опыта советской жизни, повзрослев, начали воспроизводить новые поведенческие практики, делая происходящие сегодня социальные сдвиги необратимыми.

Опираясь на результаты социологического межпоколенче-ского анализа, В.В. Радаев предложил собственную классификацию поколений в современной России. Он исходит из представлений о том, что общность восприятия и поведенческих паттернов представителей одного поколения складывается на основании пережитого ими исторического опыта в одном и том же возрасте.

По его мнению, на сегодняшний день существует пять поколений россиян с разными периодами взросления:

1) мобилизационное поколение (1941-1956);

2) поколение оттепели (1956-1964);

3) поколение застоя (1964-1984);

4) реформенное поколение (1985-1999);

5) поколение миллениалов (1999-2016).

Таким образом, миллениалы родились преимущественно в период позднесоветских и постсоветских реформ (1982-2000), но их взросление происходило в более стабильный и относительно благополучный период - с начала нового тысячелетия. В качестве источника информации автор использовал данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS-HSE) 25-й волны 2016 г. и объединенный массив данных за 1994-2016 гг.

В результате исследования выяснилось, что поколение мил-лениалов отличается от своих предшественников по ряду признаков. Например, они откладывают до более позднего возраста многие поступки, которые ассоциируются со «взрослостью» -вступление в брак, рождение детей, выход на рынок труда. Их также называют «поколением гаджетов»; они активнее предыдущих поколений пользуются компьютером, Интернетом, смартфоном и социальными сетями. Однако важен не только сам факт использования Интернета, но и его характер. Одним из хороших индикаторов «цифровой продвинутости» может служить доля выходивших в Интернет с мобильных устройств (сотовых телефонов, смартфонов) за последние 12 месяцев. Эта доля в 2016 г. устойчиво возрастает от поколения к поколению - от 11% в самом старшем поколении до 80% пользователей Интернета у миллениалов. Также миллениалы чаще совершают онлайн-покупки и более активны в социальных сетях.

Кроме того, миллениалы потребляют существенно меньше алкоголя, меньше курят и более расположены к ведению здорового образа жизни и активному досугу по сравнению с предыдущими поколениями россиян. Примечательно, что медианный возраст, в котором респонденты впервые попробовали алкоголь, от поколения к поколению снижается - от 18 лет в старших когортах до 17 лет в реформенном поколении и 16 лет у миллениалов. Но не-

смотря на то что молодежь пробует алкоголь раньше, она пьет реже и меньше.

Представляются интересными полученные оценки относительно религиозности россиян. Радаев, сравнивая по всем поколениям доли тех, кто считает себя определенно верующими, обнаружил, что число верующих постепенно снижается с 56% в мобилизационном поколении до 32% у миллениалов. Примечательно, что подобное происходит на фоне усиления в последние годы влияния РПЦ на российского общество. Возникает вопрос: не является ли это обратным эффектом подобного влияния?

По оценкам субъективного благополучия поколение миллениалов отличает большая удовлетворенность жизнью по сравнению с другими поколениями. В целом, как отмечает Радаев, чем моложе поколение, тем чаще счастливыми себя ощущают его представители. Среди миллениалов таковых почти 60%, а с каждым более старшим поколением эта доля уменьшается и в итоге падает вдвое - до 30%. Данное наблюдение подтверждается и при расчете индекса счастья (разницы между теми, кто ощущает себя счастливым и несчастным). По сравнению с двумя самыми старшими поколениями, этот индекс в каждом более молодом поколении значительно возрастает.

В целом В.В. Радаев отмечает, что гипотеза о значимых отличиях миллениалов от предшествующих поколений нашла подтверждение. Вместе с тем полученные результаты не вписываются в единую схему: межпоколенческие различия проявляют себя по-разному. В одних случаях имеет место ступенчатый рост анализируемого показателя от старших поколений к более молодым (использование гаджетов и цифровых технологий) или, наоборот, его постепенное снижение (уровень религиозности). В другом - все поколения демонстрируют сходство, несмотря на возрастные различия, за исключением миллениалов, которые стоят особняком (здоровьесберегающее поведение и занятия спортом). В третьем случае наблюдается общее для всех поколений уменьшение распространенности определенных практик, но миллениалы во многом обеспечивают перелом сложившихся ранее трендов (потребление алкоголя, отношение к курению). В четвертом случае их показатели заметно выше, чем у старших поколений, но во многом

это можно считать преходящим феноменом (субъективное благополучие, экономический оптимизм).

Все это, по мнению В.В. Радаева, является свидетельством того, что, вопреки оценкам некоторых исследователей, идея так называемого «советского простого человека» уходит в прошлое, по крайней мере, если говорить о неполитических сферах [Радаев, 2018 b]. В связи с этим он предлагает обратить пристальное внимание на два самых активных сегодня поколения россиян - реформенное и миллениалов, которые взрослели в постсоветский период и, не имея деятельного советского опыта, наиболее трансформируют российский социум. Причины этих изменений, полагает Радаев, еще ждут своего содержательного объяснения и должны стать предметом дальнейших исследований. Тем не менее, на его взгляд, уже сейчас стоит подумать о новых интерпретационных поколенческих схемах, которые могли бы быть альтернативой широко известной концепции «советского простого человека».

Список литературы

Радаев В.В. Миллениалы на фоне предшествующих поколений: Эмпирический анализ // Социологические исследования. - М., 2018 a. - № 3. - С. 15-33. -DOI: 10.7868/S0132162518030029

Радаев В.В. Прощай, советский простой человек! // Общественные науки и современность. - М., 2018 b. - № 3. - С. 51-65.

Howe N., Strauss W. Millennials rising: The next great generation. - N.Y.: Vintage books, 2000. - 415 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.