Научная статья на тему 'Место культурологии в системе высшего медицинского образования'

Место культурологии в системе высшего медицинского образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1636
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГИЯ / МЕДИЦИНА / МЕДИКО-ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРА / МЕДИЦИНСКАЯ КУЛЬТУРА / ВЫСШЕЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / КУЛЬТУРНЫЙ ЧЕЛОВЕК / ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ / CULTURAL STUDIES / MEDICINE / MEDICAL AND HUMANITIES EDUCATION / CULTURE / MEDICAL CULTURE / HIGHER MEDICAL EDUCATION / HIGHER EDUCATION INSTITUTION / CULTURED PERSON / HUMANITIES KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Марьина Марина Гумеровна, Двуреченская Анастасия Сергеевна

Статья посвящена рассмотрению образовательного статуса культурологии в контексте высшего медицинского образования. Авторы определяют междисциплинарный характер культурологии и содержание предмета ее исследования. Основное внимание уделяется заблуждениям относительно трактовки термина «культура» в образовательном пространстве медицинских вузов, обозначается взаимосвязь культуры и медицины. Определяя возможность союза культуры и медицины, авторы раскрывают понятие «медицинская культура», в котором находят отражение особенности человеческой жизнедеятельности, влияющие на состояние здоровья и качество жизни как общества в целом, так и отдельной личности. В статье обозначается актуальность культурологии как дисциплины в контексте компетентностно-ориентированного подхода в современном образовании. Учитывая интегративный характер культурологии, авторы указывают на ее уникальные возможности в сфере формирования как общекультурных, так и профессиональных компетенций. В результате анализа аргументируется позиция о необходимости культурологического знания в медицинском образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Place of cultural studies in higher medical education

This paper deals with the education status of cultural studies in the context of higher medical education. The authors define the interdisciplinary nature of cultural studies and the subject of the study. The research focuses on the misinterpretation of the term ‘culture’ in the academic environment of medical universities, shows the relationship between culture and medicine. Combining culture and medicine, the authors reveal the concept of medical culture which includes the features of human activity influencing the health status and the quality of life of the society and individual. Cultural studies is relevant as a subject in the context of the competency-based approach to modern education. Considering the integrative nature of cultural studies, the authors show its unique capabilities in the field of cultural and professional competence development. Based on the results of the analysis, the research identifies that cultural studies knowledge is necessary for medical education.

Текст научной работы на тему «Место культурологии в системе высшего медицинского образования»

УДК 008:378.661

Марьина Марина Гумеровна

Maryina Marina Gumerovna

кандидат культурологии, доцент кафедры философии и культурологии Кемеровского государственного медицинского университета

Двуреченская Анастасия Сергеевна

PhD in Cultural Studies, Associate Professor, Department of Philosophy and Cultural Studies, Kemerovo State Medical University

Dvurechenskaya Anastasia Sergeevna

кандидат культурологии, доцент, заведующий кафедрой культурологии Кемеровского государственного института культуры

МЕСТО КУЛЬТУРОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

PhD in Cultural Studies, Associate Professor, Head of the Department of Philosophy and Cultural Studies, Kemerovo State Institute of Culture

PLACE OF CULTURAL STUDIES IN HIGHER MEDICAL EDUCATION

Аннотация:

Статья посвящена рассмотрению образовательного статуса культурологии в контексте высшего медицинского образования. Авторы определяют междисциплинарный характер культурологии и содержание предмета ее исследования. Основное внимание уделяется заблуждениям относительно трактовки термина «культура» в образовательном пространстве медицинских вузов, обозначается взаимосвязь культуры и медицины. Определяя возможность союза культуры и медицины, авторы раскрывают понятие «медицинская культура», в котором находят отражение особенности человеческой жизнедеятельности, влияющие на состояние здоровья и качество жизни как общества в целом, так и отдельной личности. В статье обозначается актуальность культурологии как дисциплины в контексте компетентностно-ориентированного подхода в современном образовании. Учитывая интегратив-ный характер культурологии, авторы указывают на ее уникальные возможности в сфере формирования как общекультурных, так и профессиональных компетенций. В результате анализа аргументируется позиция о необходимости культурологического знания в медицинском образовании.

Ключевые слова:

культурология, медицина, медико-гуманитарное образование, культура, медицинская культура, высшее медицинское образование, высшее учебное заведение, культурный человек, гуманитарное знание.

Summary:

This paper deals with the education status of cultural studies in the context of higher medical education. The authors define the interdisciplinary nature of cultural studies and the subject of the study. The research focuses on the misinterpretation of the term 'culture' in the academic environment of medical universities, shows the relationship between culture and medicine. Combining culture and medicine, the authors reveal the concept of medical culture which includes the features of human activity influencing the health status and the quality of life of the society and individual. Cultural studies is relevant as a subject in the context of the competency-based approach to modern education. Considering the integrative nature of cultural studies, the authors show its unique capabilities in the field of cultural and professional competence development. Based on the results of the analysis, the research identifies that cultural studies knowledge is necessary for medical education.

Keywords:

cultural studies, medicine, medical and humanities education, culture, medical culture, higher medical education, higher education institution, cultured person, humanities knowledge.

Современное российское образование претерпевает довольно радикальные трансформации, связанные с определенными историческими процессами в стране. Среди множества проблем, возникших вследствие этого в высшей школе, стоит обратить внимание на вопрос формирования гуманистической направленности личности будущего специалиста в негуманитарных вузах. Особый интерес для исследования представляют институты высшего образования медицинской направленности, в большинстве которых необходимые будущим врачам «непрофильные» гуманитарные дисциплины (кроме находящихся в базовой части учебных планов) безжалостно исключаются из программы обучения. Выполняя социальный заказ, многие медицинские вузы ориентируются на формирование профессиональных качеств будущего специалиста, оставляя в ряде случаев воспитание гуманистической личности за пределами образовательного интереса. Сложившаяся ситуация является, по сути, иллюстрацией назревающего кризиса медико-гуманитарного образования, профессионализация которого может привести к развитию у студентов узкопрофильного мышления, формированию «человека знающего», занимающего пассивную позицию в образовательном процессе [1].

В структуре высшего медицинского образования наибольшие сложности испытывает, на наш взгляд, культурология, которой в процессе воспитания будущего специалиста отводится незначительная роль. Одна из причин дискредитации обозначенной дисциплины лежит в сфере неправильного определения ее статуса и заблуждений относительно предмета и объекта ее исследования.

Культурология - самая молодая гуманитарная наука современности. На протяжении долгого времени в отечественных научных кругах ведется активная дискуссия о статусе культурологии даже внутри культурологического сообщества. Мнения о предмете и объекте дисциплины колеблются «от полного отрицания какой-либо проблематизированности культурологического знания... до признания за культурологией значительного познавательного потенциала.» [2, с. 6].

Культурология обладает междисциплинарным, интегративным характером, который многие исследователи трактуют как отрицательное научное качество. С нашей же точки зрения, в этом, напротив, заключается достоинство данной дисциплины. А.С. Запесоцкий отмечает, что культурологическая наука, совмещая в себе позитивистские и антропологические подходы, в большей степени опирается на антропологическое «видение мира», позволяя формировать у будущего специалиста целостные представления о человеке и культуре [3].

Перед культурологической наукой стоит задача комплексного изучения генезиса, структуры, закономерностей развития и функционирования культуры. М.Ю. Резник предлагает понимать культурологию как «проект общей науки о культуре» [4].

В современных гуманитарных науках понятие «культура» относится к числу фундаментальных, имеющих огромное количество смысловых оттенков, вследствие чего представляется трудным точно определить содержание данного термина, что приводит к неверной оценке его значимости. «Определите значение слов, и вы избавите человечество от половины заблуждений» [5].

В новейшем философском словаре понятие «культура» трактуется как «система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях» [6, с. 743]. Биологическая жизнь на Земле изначально осуществлялась в форме самодостаточных отдельных организмов - одноклеточных, потом многоклеточных, а на определенном этапе эволюции приняла групповой, популяционный характер [7, р. 66]. В рамках популяции сохранение и продолжение жизни стало напрямую зависеть от эффективности взаимодействия между составляющими популяцию организмами (так называемая программа коллективного существования). Человеческая культура, по существу, представляет собой такую же поведенческую программу, только гораздо более сложный ее вариант. Другими словами, культура есть особая надбиологическая форма бытия человека, существование которой, вне всякого сомнения, обладает особым статусом.

Полемизируя с З. Фрейдом, Э. Фромм призывает преодолевать рамки своей «биологичности», обращаясь к культуре как возможности возвышения человека над всем остальным миром живых существ. Однако, следуя логике противников культурологии, науки о природе имеют приоритетное значение в медицинском образовании, что отчасти оправдано стоящими перед ним профессиональными задачами, а проблемы культуры остаются вне рамок заслуженного внимания. Причина сложившего отношения к рассматриваемой дисциплине в образовательном пространстве медицинских вузов кроется во многом в подмене понятий, когда предмет и объект культурологии трактуются слишком узко или в каком-либо одном контексте. Еще одним культурологическим заблуждением является проведение границы между культурным и некультурным человеком. Понятие «человек» имеет неразрывную логическую связь с прилагательным «культурный», поскольку само наличие культуры есть отличительный признак человека как особого надбиологического вида среди других уровней биологической жизни. «Культурный человек» -это, по сути, априорное аналитическое суждение: человек не потому культурен, что является человеком, а потому он и человек, что является культурным. Таким образом, аксиома, что все мы -носители некой культуры, живем в пространстве культуры и отличаемся друг от друга не по принципу «культурный - некультурный», а по уровню своего культурного развития.

В научных и околонаучных кругах в последнее время существует довольно устойчивое мнение о том, что мы находимся в стадии культурного кризиса и упадка. Данная позиция, с нашей точки зрения, не совсем оправдана. Следует говорить не о кризисе культуры вообще, а, скорее, о кризисе классической культуры. То, что подразумевают под культурным кризисом, есть всего лишь закономерные культурные видоизменения. Культура никогда не остается неподвижной: она возникает, развивается, изменяется, модифицируется во времени и пространстве (культурная динамика), а для оценки этих видоизменений и модификаций необходимы культурологические знания.

Возвращаясь к вопросу о месте культурологии в системе высшего медицинского образования, следует рассмотреть ее не только как науку, но и как образовательную дисциплину и отметить актуальность культурологии в контексте компетентностно-ориентированного подхода. Интегратив-ный характер культурологии расширяет ее учебно-образовательные возможности в сравнении с

другими общегуманитарными дисциплинами, особенно в сфере формирования общекультурных компетенций. Помимо сугубо образовательных задач, культурология подчеркивает тесную онтологическую связь медицины и культуры. Медицина не может развиваться вне культурного контекста: на нее влияют особенности исторического развития государства, существующие в обществе традиции и стереотипы мышления, национальные черты характера. «Любая медицинская система является продуктом истории и существует внутри конкретного экологического и культурного контекста. <...> Если этот контекст изменяется, то меняется и медицинская система» [8, с. 71].

Медицина - это особый многогранный вид человеческой деятельности, включающий мировоззренческую, нравственную, экологическую культуру врача. Всеми своими гранями медицина и культура связаны друг с другом и решают одну большую общую задачу - качественного существования человека.

Возможность союза культуры и медицины иллюстрирует наличие такого понятия, как «медицинская культура». Медицинская культура представляет собой сложное и многогранное социокультурное явление, в котором находят отражение особенности человеческой жизнедеятельности, влияющие на состояние здоровья и качество жизни как общества в целом, так и отдельной личности. Если культура в широком смысле этого слова представляет собой совокупность всего созданного человечеством, то медицинская культура - совокупность созданного человечеством того, что оказывает влияние на поддержание и сохранение жизни и здоровья человека (медицинские, духовно-нравственные ценности, способы коммуникации с пациентами и коллегами и т. д.).

Медицинская культура возникла в процессе целенаправленной деятельности людей по осознанию и изменению такой грани человеческого бытия, как существование человека в состоянии болезни, в том числе потенциальной возможности ее возникновения, и после перенесенной болезни, а также по выработке средств для сохранения здоровья и жизни человека. Глубинной антропологической причиной возникновения врачевания, медицинской деятельности является чувство сострадания человека своему сородичу, испытывающему боль. Это чувство предшествует рациональной деятельности человека по оказанию помощи больному, оно иррационально, но настолько сильно, глубинно для человеческой природы, что становится стимулом для медицинской деятельности и формирования медицинской культуры на протяжении всей истории человечества [9].

Медицинская культура, синтезируя в себе различные виды гуманитарного знания, вырабатывает свою мировоззренческую систему, свое понимание таких категорий, как болезнь, жизнь, смерть, здоровье. Как и культура в целом, она имеет свою духовную составляющую, включающую такие компоненты, как этика и деонтология, аксиология, религиозный и эстетический компоненты. В рамках медицинской культуры сегодня происходит трансформация многих моральных ценностей, связанных с вопросами эвтаназии, трансплантологии, выхаживания младенцев с ЭНМТ (экстремально низкая масса тела) и др.

Из всего вышесказанного рождается актуальность культурологического знания в медицинском образовании, обусловленная рядом аспектов.

1. Использование культурологического подхода к анализу профессиональных проблем в сфере медицины: «введение любой проблемы в социокультурный контекст, использование инструментария, позволяющего "считывать" коды и "дешифровать" знаки, в которых выражены результаты человеческой деятельности, расширяет диапазон ее интерпретаций и углубляет понимание» [10]. Понимание закономерностей культурных изменений и их влияние на профессиональную деятельность.

2. Культурологическое знание способствует установлению социальной, профессиональной, политической, этнической и конфессиональной идентичности. Именно культурология дает представление о системе ценностей и норм, помогает студенту в осмыслении своего места в культуре, в выборе ценностных ориентиров и облегчает процессы межличностного взаимодействия. Это важный момент в процессе профессионального становления, поскольку будущий врач наверняка столкнется в своей деятельности с пациентами различных социальных групп, с ситуациями, требующими нравственного выбора.

3. Культурология способствует формированию профессиональной культуры врача: формирует способность адекватно принимать решения в критической ситуации, опираясь не только на узкопрофессиональные, но и на общечеловеческие регуляторы.

4. Культурология пробуждает интерес к творческой деятельности, что имеет определенную важность в некоторых медицинских специальностях, например в работе врача-педиатра.

5. Культурология уберегает от заблуждений и предрассудков, нередко рождающихся в сфере медицины вследствие интеграции разрозненных идей из философских, эзотерических, религиозных, парапсихологических, научно-психологических и научно-медицинских теорий, что может привести к появлению псевдоцелительных практик.

6. Человек в поле медицинской деятельности сам отчасти является инструментом врачевания, вследствие чего становление его профессиональных качеств невозможно вне культурологического образования.

Обладая только профессиональными качествами, индивид не может овладеть своими обстоятельствами, так как он будет зависим от спроса на свою профессию [11, с. 102]. Поэтому культура - это соответствующий эпохе уровень интеллектуального развития человека, обеспечивающий его способностью ориентироваться в окружающем социальном хаосе, отыскивая собственный путь [12].

Определяя место культурологии в медицинском образовании, следует определить характер медицинской специальности как «элитарный». Примечательно, что многие врачи прошлого активно обращались к иным, помимо медицинской, сферам человеческой деятельности - искусству, философии (Аристотель, Ж.О. Ламетри, Ф. Шиллер, А.К. Дойль, А. Швейцер, К. Ясперс, А. Чехов, М. Булгаков и многие другие). Данное обстоятельство дает понимание того, что функции врача простираются далеко за пределы необходимого минимума профессиональных компетенций, требуют воспитания его как человека ищущего, думающего, творческого, способного выйти при необходимости за рамки заданного алгоритма. Искусство врачевания требует хотя бы основных культурологических знаний для того, чтобы исключить из своей профессиональной деятельности «ролевой автоматизм». Медицина в своем познании человека не может ограничиться чисто рациональными, логическими аспектами. Врач обязан видеть и чувствовать эмоционально-духовную сторону человеческой личности, учитывать ее значение в процессе выполнения своих профессиональных обязанностей, уметь влиять на них.

Из вышесказанного следует необходимость культурологического воспитания обучающихся медицинских вузов. В преподавании культурологии стоит отойти от историко-культурного подхода вне связи с актуальными проблемами современности. Обучение культурологии должно быть проблемным. Именно с проблемами будет сталкиваться врач в своей будущей профессиональной деятельности. Ставя пациенту диагноз, определяя причину заболевания, продумывая методы наиболее эффективного лечения, он должен задействовать свое мышление, свою личность. В этом случае культурология может заявить о себе в качестве успешной интеллектуальной позиции, так как культурные потребности становятся сегодня определяющим фактором социального развития.

Изъятие культурологии из учебных планов ставит под угрозу сам феномен медицины. Все то, что мы пытаемся «поправить» - будь то политика, экономика или наше здоровье, - есть продукт культуры, и от состояния «здоровья» нашей общечеловеческой культуры будет зависеть «здоровье» этих областей.

Культурология как дисциплина приобретает особую актуальность в контексте компетент-ностно-ориентированного подхода в современном образовании. Ее интегративный характер расширяет ее учебно-образовательные возможности в сравнении с другими общегуманитарными дисциплинами в сфере формирования не только общекультурных, но и профессиональных компетенций. Культурология - наука изначально гуманная, и не учитывать заложенный в ней гуманитарный потенциал в решении огромного количества медицинских задач непростительно.

Ссылки:

1. Хасянова М.Г. Роль философии в медицинском вузе // Медицина в Кузбассе. 2009. № 3. С. 174-175.

2. Агошков А.В., Москаленко К.А. О проблемах современной российской науки о культуре // Вопросы культурологии. 2012. № 10. С. 6-15.

3. Запесоцкий А.С. Становление культурологии как отрасли научного знания (философско-методологический анализ) // Вопросы культурологии. 2012. № 2. С. 4-10.

4. Резник Ю.М. Культурология как проект общей науки о культуре // Обсерватория культуры. 2011. № 3. С. 4-12.

5. Кургузов В.Л. Почему нужна культурология в высшей школе? [Электронный ресурс] // Новая университетская жизнь. 2010. № 1. URL: http://gazeta.sfu-kras.ru/node/2024 (дата обращения: 02.02.2017).

6. Новейший философский словарь / сост. А.А. Грицанов. Минск, 2003. 1280 с.

7. Shapiro J.A. Evolution: A View from the 21st Century. Upper Saddle River, 2011. P. 66-71.

8. Цит. по: Ковтюх Г.С., Козлова М.А. Взаимосвязь медицины и культуры // Лечебное дело. 2016. № 2. С. 71-75.

9. Жарова М.Н. Медицинская культура российского общества [Электронный ресурс] // Научно-культурологический журнал. 2012. № 17 (255). URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?tex-tid=3367&level1=main&level2=articles (дата обращения: 02.02.2017).

10. Место культурологии в образовательном процессе [Электронный ресурс]. URL: http://studopedia.ru/10_150068_mesto-kulturologii-v-obrazovatelnom-protsesse.html (дата обращения: 02.02.2017).

11. Захаров И.В., Ляхович Е.С. Миссия университета в европейской культуре. М., 1994. 240 с.

12. Там же. С. 102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.