УДК 343.98.67
М. В. Кремлёв МЕСТО КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕГИСТРАЦИИ В СИСТЕМЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
M. V. Kremlyov PLACE OF CRIMINALISTIC REGISTRATION IN SYSTEM OF INFORMA TION SUPPORT OF PROCESS OF INVESTIGA TION OF THE CRIMES COMMITTED IN CORRECTIONAL FACILITIES
В статье определено значение криминалистической регистрации в процессе информационного обеспечения деятельности по расследованию преступлений, обозначены основные потенциально значимые учётно-регистрационные ресурсы в указанном процессе, предложены иные актуальные банки данных.
This article defines the value offorensic registration process to provide information support to investigate the crimes identified the main potentially significant accounting and registration resources in this process, suggested other relevant databases.
Ключевые слова: криминалистическая регистрация; дактилоскопический учет; геномная регистрация; профилактический учет осуждённых и иные ведомственные информационные системы.
Keywords: forensic registration; fingerprint records; Genomic registration; preventive account convicts and other departmental information systems.
Расследование пенитенциарных преступлений, равно как и иных уголовно наказуемых правонарушений, зачастую сопряжено с обращением к различным информационным системам, регистрирующим ту или иную сторону общественных отношений. Не исключено, что среди обширного объёма учтённых сведений будет содержаться то искомое, представляющее актуальное криминалистическое значение для органов предварительного расследования.
На сегодняшний день в рамках криминалистической техники разработана и внедрена в практическую деятельность научно обоснованная учётно-регистрационная система значимых для расследования данных, причём её использование допустимо при производстве любой категории дел, включая преступления, совершаемые в исправительном учреждении.
Основной объём учитываемой криминалистически значимой информации и, соответственно, информационных ресурсов содержится в базах данных Главном информационно-аналитическом центре и Экспертно-криминалистическом центре МВД России с подчинёнными им подразделениями различных уровней. Кроме того, аналогичная деятельность ведётся в других службах - ФСБ, ФСКН, ФТС России и пр.
При этом ведомственная принадлежность информационных систем не предупреждает обращение к таковым иных правоохранительных структур, осуществляющих производство по уголовным делам.
Всё это в равной степени относится и к преступлениям, ограниченным местом их совершения - территорией исправительного учреждения.
Как показывает анкетирование следователей следственных подразделений, в чьей непосредственной практике встречались уголовные дела, возбуждённые по факту совершения «пенитенциарных» преступлений, количество таких обращений при расследовании указанной категории сводится к минимуму и ограничивается «формальными»1 запросами к соответствующему виду учёта, аккумулирующему «достоверную» информацию о ранее полученных судимостях2.
Что касается иных учётов, то их применение, со слов опрашиваемых, отрицалось:
1. обстоятельствами дела;
2. отсутствием изъятых с мест происшествий материальных следов3;
3. их неактуальностью по указанной категории дел.
Если с первыми двумя пунктами трудно не согласиться, то с последними согласимся отчасти.
К примеру, чтобы сформировать учёт следов обуви с нераскрытых преступлений, совершённых в исправительных учреждениях, необходимо, во-первых, обнаружить пригодный для идентификации следообра-зующего объекта след, причём в месте, нахождение в котором для лица, его оставившего, исключает или существенно ограничивает законность пребывания на нём, а во-вторых, путём сравнительного исследования установить отсутствие тождества с обувью лиц, подозреваемых в совершённом преступлении, а также той обувью, владельцы которой находились на месте происшествия до производства его осмотра на законном основании. Только после выполнения приведённых условий возможно говорить о формировании объекта указанного учёта.
Теоретически возможно предположить выполнение первого условия - обнаружение в соответствующем месте нужного «качества» следа обуви, однако второе представляется маловероятным, поскольку ограниченность контингента исправительного учреждения, а уж тем более узость круга подпадающих под идентификационную проверку лиц делают шансы оставаться обнаруженному следу не идентифицированным абсолютно ничтожными.
1 Говоря о «формальности», респонденты отмечают, что информация о наличии иных судимостей у осуждённого была им известна ещё до обращения в ИЦ из материалов его личного дела.
2 Следует оговориться, что в данном случае речь идёт о преступлениях, совершаемых на территории исправительного учреждения исключительно осуждёнными, без соучастия иных лиц. В противном случае применение учётно-криминалистической информации осуществляется в полном объёме.
3 Подчеркнём наметившуюся тенденцию со стороны должностных лиц, осматривающих место происшествия в исправительном учреждении, направленную на изъятие исключительно следов-объектов и лишь в некоторых редких случаях биологических следов (не говоря уже о папиллярных и иных материальных отображениях), что, безусловно, является негативной практикой.
Касаемо учётов следов орудий взлома следует сказать, что официальная пенитенциарная статистика на сегодняшний день не содержит сведений о совершении серийных преступлений на территории исправительного учреждения, которые бы сопровождались взломом преград.
Также считаем несостоятельными по указанной категории преступлений использование учётов субъективных портретов. В условиях исправительного учреждения такая деятельность по понятным причинам не востребована.
Аналогичные примеры можно приводить и далее, однако что касается учётов, объекты для которых предоставляются на основании вовлечения лица в уголовно-процессуальную сферу1, то они в пенитенциарных условиях не утрачивают своей актуальности.
На сегодняшний день таковыми являются дактилоскопический учёт и учёт геномной информации.
Как известно, централизованный дактилоскопический учёт относится к оперативно-справочным и предназначен для идентификации лиц с помощью дактилоскопической информации и информационного обеспечения деятельности государственных органов по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, а также по установлению личности.
Объектами учёта выступают:
- граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, неспособные сообщить данные о своей личности;
- подозреваемые, обвиняемые в совершении преступления, осуждённые за совершённое преступление, подвергнутые административному аресту;
- совершившие административные правонарушения;
- иностранные граждане и лица без гражданства, незаконно находящиеся на территории РФ или подлежащие депортации;
- неопознанные трупы.
Из сказанного очевидно, что осуждённое лицо гарантированно подпадает под условия обязательного дактилоскопирования и постановки на одноимённый учёт. Следовательно, при совершении преступления в исправительном учреждении и обнаружении в ходе осмотра места происшествия папиллярных узоров существует возможность оперативного обращения к имеющимся дактилоскопическим массивам через экспертно-криминалистические подразделения. Тем более, что таковые на данный момент полностью интегрированы в общероссийскую централизованную дактилоскопическую базу данных посредством применения программного обеспечения системы АДИС «Папилон».
Другим, более перспективным направлением криминалистической регистрационной деятельности, способным обеспечивать значимой для
1 Подозреваемые, обвиняемые в совершении преступления, а также осуждённые подлежат обязательной дактилоскопической регистрации.
расследования пенитенциарных преступлений информацией, на наш взгляд, выступает геномная регистрация. Это обосновывается рядом причин.
а) Поскольку концентрация лиц в исправительном учреждении, состоящих на геномном учёте, будет достаточно большой, следовательно, представляется более вероятным получить положительный идентификационный результат при анализе биологического следового материала, обнаруженного при осмотре места происшествия анализируемых в настоящем исследовании категории преступлений и его проверке по ФБДГИ1.
б) Многообразие биологических следоносителей человека позволяет рассчитывать на определённый успех в их поиске, причём для этого зачастую не требуется применения специальных технических средств. Достаточно правильно изъять биологическое вещество (кровь, сперму, волосы, частицы кожи, кости и т. д.) или предполагаемый объект-следоноститель (окурки с предполагаемой локализацией слюны, «заточку» с возможно находящемся на нём потожировым веществом2).
Данное обстоятельство наиболее актуально для условий исправительного учреждения ввиду низкой технико-криминалистической оснащённости должностных лиц, осуществляющих проверку сообщения о преступлении и неотложные следственные действия на территории ИУ.
На сегодняшний день с принятием Федерального закона от 03.12.2008 г. № 242 «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» и следующим за ним Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.2011 г. № 828 «Об утверждении Положения о порядке проведения обязательной государственной геномной регистрации лиц, осужденных и отбывающих наказание в виде лишения свободы»4 был утверждён порядок проведения обязательной государственной геномной регистрации лиц, осуждённых и отбывающих наказание в виде лишения свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, а также преступлений против половой неприкосновенности.
Исходя из специфики учитываемого контингента, обязанность по забору ДНК-носителей возложена на сотрудников исправительного учреждения. Для этого руководитель учреждения своим приказом
1 Федеральная база данных геномной информации.
2 Следует заметить, что для ДНК-анализа само потожировое вещество не представляет интереса, однако в его составе могут находиться частицы кожных покровов. Именно они «сообщают» исследователю геномную информацию.
3 О государственной геномной регистрации в Российской Федерации: Федеральный закон от 03.12.2008 № 242-ФЗ (с изм. от 17.12.2009) // Собрание законодательства РФ. 2008. № 49. Ст. 5740.
4 Об утверждении Положения о порядке проведения обязательной государственной геномной регистрации лиц, осужденных и отбывающих наказание в виде лишения свободы: Постановление Правительства РФ от 11.10.2011 № 828 // Собрание законодательства РФ. 2011. № 42. Ст. 5926.
назначает ответственных за проведение обязательной геномной регистрации, а кроме того, определяет лиц подлежащих такой регистрации.
К слову сказать, последнее указание, на первый взгляд, выглядит необязательным дополнением, поскольку в соответствующих нормативных документах точно указано, кто подлежит постановке на данный вид учёта. Однако при анализе технико-обеспечительной деятельности правоохранительных служб приходит понимание основной проблемы формирования геномной базы данных - её дороговизны. Представляется, что подобное дополнение выступает вынужденной мерой и обусловлено целевыми бюджетными ассигнованиями в сочетании с индивидуальным подходом к каждой личности осуждённого с точки зрения его потенциальной опасности.
Помимо организации указанной деятельности, на начальнике исправительного учреждения лежит функция контроля за достоверностью сведений о персональных данных лиц, подлежащих регистрации, а также соблюдением сроков получения биологического материала.
Следует отметить, что наряду с дактилоскопической и геномной информационными системами при расследовании пенитенциарных преступлений достаточно успешно могут применяться внутриведомственные «околокриминалистические» учёты.
К примеру, в каждом учреждении, исполняющем наказание в виде лишения свободы, в рамках деятельности по профилактике правонарушений среди осуждённых, предусмотренных соответствующей Инструкцией1, досконально изучается личность подозреваемого, обвиняемого или осуждённого, его криминальные связи и криминально значимые свойства характера, привычек, наклонностей.
Всё это и некоторые иные ценные для расследования обстоятельства (сигналетические фотографии, словесный портрет, дактилоскопическая карта, описание и локализация татуировок, анатомические особенности строения тела) находят своё закрепление в служебной документации учреждений уголовно-исполнительной системы.
Кроме того, необходимо отметить, что современное реформирование правоохранительных органов включает в себя внедрение комплексного информационного сопровождения и электронного документооборота внутриведомственного пользования, выраженного в создании и ведении автоматизированных систем, отчасти повторяющих по принципу действия уже существующие и частично несущие в себе схожую с точки зрения криминалистической значимости информацию. Однако их целевое назначение серьёзно отличается ровно настолько, насколько разнится вся деятельность существующих правоохранительных подразделений. В данном случае речь идёт о программно-техническом комплексе автоматизированного карточного учета спецконтингента (ПТК
1 Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы : приказ Минюста России от 20.05.2013 № 72 // Российская газета. 2013. 05 июня.
АКУС). Именно в этом электронном ресурсе при условии ответственного подхода к его формированию возможно обнаружить криминалистически значимую информацию.
Помимо сказанного, в целях предупреждения побегов, а в случае их совершения - облегчения поиска сбежавших, в дежурных частях исправительных учреждений могут формироваться хранилища одорологических объектов, изъятых у осуждённых, склонных к подобного рода правонарушениям. Однако сегодня подобный опыт приостановлен практически повсеместно, со слов самих сотрудников уголовно-исполнительной системы, «в силу его неэффективности».
Подводя итог сказанному, отметим, что потенциально значимыми для расследования преступлений, совершаемых в исправительных учреждениях, следует считать такие учёты, объекты для которых формируются на основании вовлечения лица в уголовно-процессуальную сферу. Это дактилоскопический учёт и учёт геномной информации. Наряду с указанными информационными системами, при расследовании пенитенциарных преступлений достаточно успешно могут применяться внутриведомственные учёты ФСИН России, среди которых выделяется профилактический учет, а также программно-технический комплекс автоматизированного карточного учёта спецконтингента (ПТК АКУС).
Литература
1. О государственной геномной регистрации в Российской Федерации : Федеральный закон от 03.12.2008 № 242-ФЗ (с изм. от 17.12.2009) // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 49. - Ст. 5740.
2. Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста России от 20.05.2013 № 72 // Российская газета. - 2013. - 05 июня.
3. Усманов Р. А. Информационные основы предварительного расследования. - М., 2006. - 208 с.
4. Ищенко П. П. Информационное обеспечение следственной деятельности : науч.-практич. пособие / под ред. докт. юрид. наук, засл. деятеля науки РФ, проф. Е. П. Ищенко. - М.: Юрлитинформ, 2011. -168 с.