Научная статья на тему 'Место коренных малочисленных народов Дальнего Востока РСФСР в политике государства (1922 - 1941 гг. )'

Место коренных малочисленных народов Дальнего Востока РСФСР в политике государства (1922 - 1941 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
472
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место коренных малочисленных народов Дальнего Востока РСФСР в политике государства (1922 - 1941 гг. )»

Место коренных малочисленных народов Дальнего Востока РСФСР в политике государства (1922 — 1941 гг.)

А.А. Асеев

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 года №225 утвержден Единый перечень коренных малочисленных народов, в который включены 45 народов. В районах Севера, Сибири и Дальнего Востока проживают представители 40 коренных малочисленных народов. Следовательно, в национально-этнической структуре населения страны, объединяющей более 160 народов, доля малочисленных народов составляет 28%, каждый четвертый -это малочисленный народ, проживающий на Севере, в Сибири и Дальнем Востоке. Их общая численность по итогам Всероссийской переписи населения 2002 года составила 288,02 тыс. человек1.

Дальний Восток Российской Федерации является исторической родиной 19-и коренных малочисленных народов (таблица 1).

Общим признаком объединения этих разных народов стало своеобразие хозяйственного и культурно-бытового уклада, а также оседлый, полукочевой и кочевой образ жизни. Сам же термин «коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока» скорее является метафорой, чем точным научным термином.

Октябрьская революция 1917 года формально уравняла их в правах с другими народами России. Это утверждалось принятой в ноябре 1917 года Декларацией прав народов России, которая провозглашала право на свободное развитие всех национальных меньшинств и этнических групп, населяющих Россию. Следует отметить, что вопрос об их развитии в соответствии с их собственными представлениями и традициями властью никогда не ставился. Само же отношение коренного населения к революционным событиям можно охарактеризовать как равнодушное и безучастное.

Теоретической основой деятельности государства по преобразованию традиционно-

го уклада жизни коренного населения Севера, Сибири и Дальнего Востока являлось учение В.И. Ленина о возможности перехода отсталых народов к социализму, минуя промежуточные стадии. Он писал: «Мы постараемся оказать этим отсталым и угнетенным, более чем мы, народам «бескорыстную культурную помощь», по прекрасному выражению польских социал-демократов, т.е. помочь им перейти к употреблению машин, к облегчению труда, к демократии, к социализму»2.

Формированию государственной политики в отношении коренных малочисленных народов в 20-х годах XX века способствовала дискуссия, разгоревшаяся в кругах научных и практических работников.

Часть ученых настаивала на недопустимости быстрого вовлечения коренных малочисленных народов в преобразования, происходящие в стране, предлагала меры защиты их от резких перемен. Одним из способов предлагалось создание «заказных» территорий, по своей сути - резерваций. В «Набросках к проекту организации управления ту-

Асеев Александр Александрович - заведующий сектором отдела по организационно-методической работе главного управления территориальной политики, кадров и общественных связей губернатора и правительства Хабаровского края

Таблица 1

Перечень коренных народов Дальнего Востока и территории их

проживания

№ п/п Название народа Территория проживания

1. Алеуты районы Камчатской области, Корякский автономный округ

2. Алюторцы Корякский автономный округ

3. Ительмены Корякский автономный округ, районы Камчатской области, Магаданская область

4. Камчадалы районы Камчатской области, Корякский автономный округ

5. Кереки Чукотский автономный округ

6. Коряки Корякский автономный округ, районы Камчатской области, Чукотский автономный округ, Магаданская область

7. Нанайцы Хабаровский край, Приморский край, Сахалинская область

8. Негидальцы Хабаровский край

9. Нивхи Хабаровский край, Сахалинская область

10. Ороки (ульта) Сахалинская область

11. Орочи Хабаровский край

12, Тазы Приморский край

13. Удэгейцы Приморский край, Хабаровский край

14. Ульчи Хабаровский край

15. Чукчи Чукотский автономный округ, Корякский автономный округ

16. Эвенки Хабаровский край, Амурская область, Сахалинская область

17. Эвены Хабаровский край, Магаданская область, Чукотский автономный округ, Корякский автономный округ, районы Камчатской области

18. Эскимосы Чукотский автономный округ, Корякский автономный округ

19. | Юкагиры Магаданская область

земными племенами» известный этнограф

В.Г. Тан-Богораз писал о том, что традиционная жизнь северных народов должна быть надежно защищена от пагубного влияния внешней среды и особенно предостерегал от экономических экспериментов, которые, по его мнению, могли подвергнуть опасности само существование этих народов8. В докладе Наркомату национальностей РСФСР 2 апреля 1923 года В.Г. Тан-Богораз настаивал на выделении особых территорий, поскольку считал, что слияние русского и коренного населения «есть смерть для инородцев». Эти территории, по его мнению, должны быть достаточно обширными, соответствующими традиционному быту и занятиям коренных народностей; на них должен был действовать запрет на вселение соседей как русских, так и других инородцев.

Общий принцип, сформулированный В.Г. Тан-Богоразом и его сторонниками, состоял в том, что целью освоения Севера должно стать сохранение уникальных особенностей местного населения и подъем его благосостояния, так как туземное население составляет главное богатство северных территорий. «С большой чуткостью и осторожностью должны мы подходить к устоям туземной жизни, сломать эти устои нетрудно, но это только приведет туземцев к гибели», - писал он4.

Другая часть ученых считала, что коренные малочисленные народы, как и все население страны, должны идти по одному пути преодоления социальных различий, а богатые территории их обитания должны быть без всякого ограничения вовлечены в процесс интенсивного освоения. При

этом туземное население рассматривалось как средство освоения пространств и богатств Севера, Сибири и Дальнего Востока. Только из этих соображений признавалась необходимость участия в решении проблем этих народов5. Такой подход просматривается в основном печатном органе Комитета Севера - журнале «Северная Азия» - уже в 1925 году. В статье о развитии горного дела на Севере горный инженер А. Крылов достаточно четко определяет практическое предназначение коренных народов края: «Без ездовых собак, без опытного проводника-туземца должно остановиться наше исследование Севера и открытие в нем новых горных богатств»6. Если первая точка зрения отвергалась лидерами большевизма как политически ошибочная и неприемлемая, то вторая позволяла включить эти народы в процесс социально-экономических преобразований на равных условиях с другим населением страны. Следовательно, вполне возможен вывод о том, что уже в 20-е годы территории, населенные коренными малочисленными народами, рассматривались с точки зрения их экономической привлекательности, а коренное население этих территорий - как средство для реализации целей их освоения.

Но здесь возникал вопрос, как сделать эти народы восприимчивыми к предстоящим переменам, повысить их культурный и образовательный уровень, иначе социалистические преобразования среди них стали бы невозможными. Живущие традиционной жизнью, они не могли воспринять грядущих кардинальных перемен. Нужны были формы работы, органы управления коренным населением, которые были бы им знакомы и понятны. Стало очевидным то, что без реальной и активной работы государства преодоление политической, экономической и культурной отсталости коренного населения невозможно.

Затянувшиеся на огромной территории Дальнего Востока Гражданская война и интервенция привели к небывалому упадку хозяйства коренного населения, разрыву сложившихся здесь давних хозяйственных связей, что крайне тяжело отразилось на положении коренного населения. Резко сократился завоз продовольствия, орудий охоты и лова, а также предметов первой необходимости. С 1919 по 1923 годы на Чукотку

не было направлено ни одного судна с продовольствием. Мука, крупа, соль, чай, сахар, дробь и многие другие товары не завозились в течение многих лет, а те товары, что поступали из-за границы, продавались по завышенной в несколько раз цене7. Вследствие этого значительно снизилась добыча пушнины, морского зверя, рыбы. Оленеводы Северо-Востока испытывали большие трудности в связи с сокращением численности поголовья оленей. Бедственное положение коренного населения заставило власть принимать чрезвычайные государственные меры по оказанию ему продовольственной, материальной и финансовой помощи. Одновременно с этим государством стали предприниматься меры к решению и перспективных задач административного устройства, хозяйственного и культурного возрождения коренных народов.

Анализ директивных документов и постановлений ЦК ВКП(б), ЦИК и СНК СССР, ВЦИК и СНК РСФСР показывает общую направленность политики государства в отношении коренных народов и изменение их социально-экономического облика в процессе реализации этой политики. За период с 1924 по 1932 годы по проблемам коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока было принято более 50 государственных нормативных актов8.

В марте 1922 года был образован подотдел по управлению и охране туземных племен (Полярный подотдел) отдела национальных меньшинств Наркомата национальностей РСФСР. Задачей этого правительственного органа являлось управление туземными народами, исходя из особенностей их хозяйственного уклада и культуры. Он был призван защищать туземные народы от всякой эксплуатации, оказывать содействие в снабжении их промысловым инвентарем, продовольствием, одеждой через соответствующие органы; регулировать пользование охотничьими и рыболовными угодьями, пастбищами для оленей; способствовать улучшению культурно-просветительской работы, медико-санитарного обслуживания с целью вовлечения их в социальные преобразования страны9. Однако малочисленность этого органа, слабая материальная база и отсутствие подготовленных кадров на местах не позволяли решать вопросы улучшения жизни коренных народов. Подотдел не успел сколь-

ко-нибудь заметно проявить себя и заметного влияния на хозяйственную жизнь и быт коренного населения не оказал10.

Постановлением ВЦИК от 20 июня 1924 года взамен ликвидированного Наркомнаца был создан Комитет содействия народностям северных окраин или Комитет Севера, проводивший государственную политику в отношении коренных народов в течение десяти последующих лет. Именно с его деятельностью связаны глубокие перемены, произошедшие в социально-экономическом облике коренных народов. Система законодательных актов, разработанных Комитетом Севера, признавала экономическую и социальную необходимость сохранения своеобразного уклада жизни северных народов.

За время своего существования Комитет Севера провел огромную работу. Представление о проводимой государственной политике в отношении коренных малочисленных народов дают материалы его пленумов.

Среди рассмотренных вопросов на заседаниях Комитета Севера наиболее важными являлись: советское и колхозное строительство, административное и судебное устройство, национальное районирование, земельно-водное устройство, налоговая политика, финансирование и кредитование, порядок снабжения коренных народов, торговля, организация пушного и рыбного промыслов, оленеводства; подъем их культуры и другие. Как правило, они рассматривались ежегодно11.

Нередко предложения, вносимые Комитетом Севера в ЦИК Союза ССР или в ВЦИК РСФСР, принимали силу постановлений правительства.

На территории Дальнего Востока эти решения выполнялись местными органами партийной и государственной власти: Даль-ревкомом до 1926 года, затем Далькрайко-мом РКП(б) и Далькрайисполкомом. В числе местных органов Комитета Севера в 1925 году был образован Дальневосточный комитет Севера. Задачи, поставленные перед ним, были крайне трудными и масштабными: создание органов местной власти, развертывание коллективизации среди коренного населения Дальнего Востока, создание простейших производственных объединений и товариществ (ППО и ППТ), организационное и хозяйственное укрепление коллективных хозяйств, перевод кочевого населения

на оседлый образ жизни, повышение культурно-политического уровня коренного населения, внедрение культуры в их повседневный быт, организация образования и здравоохранения, а также выполнение хозяйственных планов.

Поиск форм национально-государственного устройства коренного населения на территории Дальнего Востока проходил сложно, путем проб и ошибок: родовое управление сменилось территориальным, национальные районы были заменены смешанными. Изменения, постоянно вносимые в структуру органов местного самоуправления, дезориентировали коренное население, которое искренне не понимало, а подчас не принимало нововведений. Однако партийные органы, руководившие деятельностью комитетов Севера, считали свои установки единственно правильными. Традиционная система хозяйственного взаимодействия коренного населения мало сочеталась с установками партии, поэтому в полной мере добиться выполнения поставленных задач оказалось невозможно.

Итоги проведенных преобразований противоречивы. Ряд принятых документов показывают непоследовательность, а иногда и ошибочность принятых решений.

Приполярная перепись 1926 года позволила собрать ценнейший материал о фактическом состоянии хозяйств коренных народов Дальнего Востока. Он мог бы стать основой научного подхода к проведению экономических преобразований жизни коренного населения12. К сожалению, эти работы, не имеющие к. тому времени аналогов в мире, не были завершены, так как начавшееся в это время насаждение коллективных форм организации труда привело к разрушению традиционного хозяйственного уклада коренных народов. Проблема укрепления хозяйства малочисленных народов потребовала в октябре 1925 г. принятия правительством СССР решения о частичном освобождении северных народов от налогов, дополненном в марте 1928 г. Постановлением «О налоговых льготах племенам, населяющим северные окраины Союза ССР»13. Однако осенью 1930 года с началом индустриализации Президиумом ВЦИК РСФСР льготы для северных народов были отменены и введен общесоюзный подоходный налог14. В сентябре 1925 г. правительство приняло постановление о регулировании торговли и защите малочислен-

ных народов от эксплуатации частного капитала, по которому за деятельностью частных торговцев вводился контроль со стороны местных комитетов Севера и органов власти. Однако на смену экономическим методам вытеснения частника пришли административные - выселения, конфискации, запреты. Кредитование и снабжение малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока перешло к государственным и кооперативным торговым организациям, но желаемых результатов это не принесло. Просчеты, допущенные в организации снабжения государственными торговыми организациями, не способствовали развитию хозяйства коренного населения. К тому же, методы ведения дел кооперативными и государственными организациями мало отличались от методов, на которых основывалась частная торговля. Между государственной и кооперативной системами торговли существовала конкуренция, которая не способствовала улучшению снабжения коренных народов необходимыми товарами. Очередной попыткой содействия укреплению хозяйств коренных народов стало кооперирование, в основном носившее интегральный (смешанный) характер. Кооперативы, объединявшие потребительские, заготовительные и кредитные функции, занимались организацией снабжения и сбыта продукции, содействием промыслу, кредитным обслуживанием. Система интегральных кооперативов концентрировала средства в одних руках и, таким образом, препятствовала их распылению. Деятельность интегральных кооперативов также была подконтрольна местным комитетам Севера. В целом, деятельность кооперации ожидаемых результатов не дала в связи с частой невозможностью возврата населением полученных кредитных средств. В конце первой пятилетки была сделана попытка включить в сплошную коллективизацию хозяйства малочисленных народов Дальнего Востока, основным занятием которых была охота, рыболовство, оленеводство, а образ жизни - преимущественно кочевой. Колхозное строительство здесь могло осуществляться только на основе простейших производственных объединений. Однако дело дошло даже до создания коммун. На основе применения административных методов у местных жителей отбирались (обобществлялись) оле-

ни, охотничий инвентарь, собаки и даже жилища (чумы). Принудительное изъятие оленей у населения практиковалось и при комплектовании стад оленеводческих совхозов. Обстановка в ряде районов Крайнего Севера весьма обострялась вплоть до открытых выступлений против Советской власти15. В созданных колхозах отношение к личной и общественной собственности было неоднозначным. В ряде хозяйств на Чукотке, например, общественных оленей просто проедали, устраивая различные праздники, так как считали колхозную собственность ничьей, после этого со своими личными стадами нередко откочевывали в разные стороны. В 1933 - 1934 годах процесс коллективизации на Чукотке был далек до завершения. В 10-и созданных к этому времени оленеводческих колхозах поголовье составляло лишь 16680 оленей. Материальное положение их членов было хуже, чем в среднем единоличном хозяйстве. К 1941 году в колхозы была объединена основная масса оленеводов (70,1%), однако суммарная численность оленей в них составляла 52 тысячи голов, в то же время в личном стаде колхозников было 85,6 тысяч оленей, а в частном секторе -298 тысяч голов. Социалистическое переустройство хозяйств Севера Дальнего Востока к 1941 году завершено не было16.

Осуществление национально-территориального районирования на Дальнем Востоке проводилось в соответствии с Постановлением Президиума ВЦИК «Об организации национальных объединений в районах расселения малых народностей Севера», принятого в декабре 1930 г., и было завершено к 1936 году. К этому времени были созданы национальные районы, национальные округа - Корякский, Чукотский и Охотско-Эвенский (ликвидированный в 1934 году).

Это привело к тому, что большая часть коренного населения Дальнего Востока была переселена и потеряла права на земли традиционного использования. Создание национальных округов, декларируя политическое самоопределение малочисленных народов, изначально не предполагало справедливого разделения земель, ресурсов между государством и коренными народами. Однако созданные национальные районы просуществовали недолго. С 1932 года началась их ликвидация. На основании специального Положения, утвержденного ВЦИК и СНК

РСФСР 20 апреля 1932 года, реорганизации были подвержены и национальные Советы17. В соответствии с «Положением» национальные Советы подразделялись на сельские и кочевые, началось их объединение с русским населением. Это объяснялось отсутствием в руководстве национальными районами «пролетарской базы»18. Однако основной причиной ликвидации национальных районов и преобразования Советов коренных народов была их скорейшая интеграция в социалистическое строительство наравне с русским населением. Категорическое выступление Комитета Севера против ликвидации национальных органов власти было оставлено партийным руководством без внимания19. Преобладание русского населения в объединенных Советах позволяло проводить политику без должного учета национальных интересов и вело к росту процессов ассимиляции. Поставленные в положение сторонних наблюдателей, не имея реальной возможности влиять на принятие решений, коренные народы Дальнего Востока постепенно устранялись от активного влияния на свою жизнь. Но и вновь созданные объединенные Советы не могли работать самостоятельно, выполняя установки партийных и государственных органов, которые заменяли местную инициативу. Это позволяло государственным ведомствам использовать исконные территории коренных народов без учета их интересов.

Интенсивное использование ресурсов Дальнего Востока, начавшееся уже в ходе первой пятилетки (1928 - 1932 гг.) и хлынувший, в скором времени, поток вынужденных переселенцев, в том числе обитателей дальневосточного ГУЛАГА, ознаменовали собой начало индустриального развития Дальневосточного региона. XVII съезд партии принял решение создать на Дальнем Востоке ряд крупных промышленных предприятий. На развитие отраслей тяжелой промышленности, металлургии, энергетики, горнодобывающей, угольной промышленности направлялись значительные капиталовложения. В 1936 году на развитие экономики Дальнего Востока было направлено средств в 22,5 раза больше, чем в 1928 году20. За сравнительно короткий срок на Дальнем Востоке возникли новые отрасли промышленности. За период первой и второй пятилеток Дальний Восток был превращен в огромную

строительную площадку.

Внимание государства к коренным народам Дальнего Востока заметно ослабло. В 1935 году был ликвидирован Комитет Севера. В период его деятельности были заложены основы политики в отношении к коренным народам, которая в условиях директивно-планового управления представляла собой политику государственной опеки. С середины 30-х годов XX века особые черты этой политики, проявившиеся в советизации, коллективизации, всеобуче коренных народов постепенно утрачиваются. Созданные за эти годы интегральная кооперация, родовые, туземные, кочевые советы, национальные районы - ликвидируются. Органы власти превратились в орудие проведения государственной политики колонизации территорий, занимаемых коренными народами Дальнего Востока, а культура и образование -инструментом социалистической пропаганды. Наступило время жесткого директивного индустриального освоения территорий, населяемых коренными народами, где ведущую роль играли организации типа ГУЛАГА и Главсевморпути. Именно последнему были переданы функции ликвидированного Комитета Севера.

Коренные народы были поставлены в полную зависимость от государственных органов в сфере оленеводства, охоты, рыболовства. В то же время они не получили права заметно влиять на проекты промышленного развития, чтобы промышленное развитие Дальнего Востока, добыча природных ресурсов, профессиональное обучение, создание рабочих мест отвечали их интересам.

Деятельность Главсевморпути в этом направлении продолжалась недолго. Уже накануне Великой Отечественной войны руководство по развитию хозяйства и культуры коренных народов Дальнего Востока было возложено на местные партийные и советские органы. Вплоть до конца 1950-х годов народы Севера, Сибири и Дальнего Востока упоминались в государственных Постановлениях лишь косвенным образом в контексте экономических преобразований.

Таким образом, место коренных малочисленных народов Дальнего Востока РСФСР в политике государства менялось на протяжение 20-х - 30-х годов XX века. Если в 20-е годы хотя бы теоретически обсуждался вопрос об их органичном включении в общую

жизнь страны, то уже в 30-е годы исчез и этот теоретический интерес к их судьбе.

Ввиду их малочисленности и отсутствия сколько-нибудь значительного влияния на политику и экономику, государственное управление ими было передано вначале в руки краевых органов власти, а затем и районных. Они были включены в общую канву социалистического развития без учёта сложившихся веками традиций и самобытной культуры. Это привело к почти полному разрушению традиционного образа жизни коренных малочисленных народов дальневосточной окраины страны.

Литература и источники:

1. Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. - М.: Госкомстат России. - 2003. - С. 13 - 14.

2. Ленин, В.И. ПСС. - Т. 30. - С. 120.

3. Богораз, В.Г. О первобытных племенах (наброски к проекту организации управления туземными племенами). / В.Г. Богораз // Жизнь национальностей. -1922. - №1; Сергеев, МА. Некапиталис тический путь развития малых народов Севера / МЛ. Сергеев. - М.: Наука. - 1955.

- С. 215 - 216; Об изучении и охране окраинных народов // Жизнь национально стей. Кн. III и IV. - 1923. - С. 168 - 177.

4. Советский Север. - 1929. - М3. (При ложение ).

5. Вахтин, Н.Б. Коренное население Крайнего Севера Российской Федерации / Н.Б. Вахтин. - СПб., 1993. - С. 21 - 24.

6. Крылов, А. Проблемы развития горного дела на советском Севере. Северная Азия. Кн. 5 - 6 / А. Крылов. - М., 1925. - С. 20.

7. История Чукотки с древнейших времен до наших дней. - М.: Мысль, 1989. -С. 157.

8. Соколовский, С.В. Понятие «коренной народ» в российской науке, политике, законодательстве / С.В. Соколовский / / Этническое обозрение. -1998. - М3. -

С. 83.

9. Балицкий, В.Г. От патриархально-общинного строя к социализму / В.Г. Балицкий. - М.: Мысль, 1969. - С. 69 - 70.

10. Вдовин, И.С. Малые народности Севера на социалистическом пути развития за 50 лет Советской власти / И.С. Вдовин II Советская этнография. - 1967. - Мг5. -С. 80.

11. Кузаков, К.Г. Ожившая тундра (Со циализм и судьба народов Севера Дальнего Востока) / К.Г. Кузаков. - Владивосток, 1973. -С. 50 - 58.

12. Сергеев, МЛ. Некапиталистический путь развития малых народов Севера / МЛ. Сергеев. - М. - Л.: Наука, 1955. - С. 227; Рагулина, М.В. Коренные этносы сибирской тайги: мотивация и структура природопользования (на примере тофаларов и эвенков Иркутской области) / М.В. Рагулина. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2000

- С. 163.

13. Сергеев, МЛ. Некапиталистический путь развития малых народов Севера / МЛ. Сергеев. - М.Л.: Наука, 1955. - С. 246.

14. Яковлева, Е.В. Малые народности Приамурья после социалистической революции / Е.В. Яковлева. - Хабаровск, 1957.- С. 38.

15. Г АРФ. - Ф. 3316. - Оп. 3. - Д. 78.

- Л. 7; История Чукотки с древнейших времен до наших дней. - М.: Мысль, 1989.

- С. 211.

16. История Чукотки с древнейших времен до наших дней. - М.: Мысль, 1989. - С. 212 - 215.

17. Зибарев, ВА. Советское строительство у малых народностей Севера (1917 -1932 гг.) / ВА. Зибарев. - Томск, 1968. -

С. 117.

18. РГИА ДВ. - Ф.Р 2413. - Оп. 2. - Д. 513. - Л. 107.

19. Там же.

20. Хачатуров, Т.С. Капитальное строительство в СССР / Т.С. Хачатуров. - М., 1967. - С. 16, 27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.