Научная статья на тему 'Образование и воспитание коренных малочисленных народов Дальнего Востока в 1920-1930-е гг'

Образование и воспитание коренных малочисленных народов Дальнего Востока в 1920-1930-е гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
585
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / ИНТЕРНАТ / КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / АЛФАВИТ / THE RADICAL SMALL PEOPLE / THE FAR EAST / BOARDING SCHOOL / CULTURE / FORMATION / EDUCATION / THE ALPHABET

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ахметова А. В.

В статье изложено становление образовательной системы традиционных этносов Дальнего Востока. Становление системы народного образования, открытие техникумов и специальных факультетов, набор представителей из числа коренного населения в вузы страны, создание письменности все это имело определенное положительное значение для их развития и способствовало вовлечению в управление своими территориями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education and upbringing of native people of Far East in 1920-19301

This article describes the educational system formation of Far East traditional people. National education system formation, technical schools opening and special facilities, hiring representatives from native people in the universities of the country, creation of writing; all that factors had positive effect on their development and stimulated implication in territory management.

Текст научной работы на тему «Образование и воспитание коренных малочисленных народов Дальнего Востока в 1920-1930-е гг»

А. В. Ахметова, канд. ист. наук, доцент, кафедра истории и архивоведения, Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет, г. Комсомольск-на-Амуре, Россия, wyrds@rambler.ru

ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В 1920-1930-Е ГГ*.

Октябрьская революция 1917 г., историческое значение которой трудно отрицать, открыла новый этап государственной политики в отношении коренных малочисленных народов России. Отличительной особенностью этого исторического этапа можно считать процесс формирования органов государственной власти и управления аборигенов, сопровождаемый учреждением специальных органов общероссийского и местного значения, осуществляющих государственную защиту этих народов.

Впечатляющими были успехи в сфере образования, которые можно оценивать как наиболее позитивный аспект среди всех преобразований у северных народов. Социально-экономическое переустройство районов проживания малочисленных народностей Дальнего Востока шло параллельно с включением их в общее русло культурной жизни страны. Одной из важнейших задач считалась ликвидация общекультурной отсталости народов, их просвещение и образование.

Процесс школьного обучения осложняло отсутствие материальной базы, недокомплект учителей, владеющих языками коренных народов и методикой их преподавания.

На Северо-Востоке России, в Приамурье, Приморье, на Сахалине создавались разнообразные типы школ: временные, передвижные, кочевые. По мере развития начального всеобуча развивалась сеть неполных средних школ. Процесс школьного обучения осложняло отсутствие материальной базы, недокомплект учителей, владеющих языками коренных народов и методикой их преподавания. Первыми учителями были приезжие русские, которым приходилось осваивать языки коренного населения, так как большинство детей в те годы не знали русского языка. Несомненно, выдающуюся роль в просвещении коряков, нанайцев, чукчей, эскимосов, удэгейцев и др. сыграли в 1920-1930-х гг. И. С. Вдовин, С. Н. Стебницкий, П. Я. Скорик, Г. Я. Кузьмин, Е. С. Рубцова и другие педагоги-просветители.

В 1924 г. был образован Комитет содействия народностям северных окраин при Президиуме ВЦИК. Предложения Комитета Севера по школьной программе были

* Статья опубликована при финансовой поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (тема проекта «Национальная политика советского государства в отношении коренных малочисленных народов Дальнего Востока (1917-1991 гг.)», номер соглашения: 14.B37.21.0482).

дискуссия

журнал научных публикаций

обсуждены и приняты в 1925 г. Главная идея программы — необходимость удержать население северной зоны на родине, так как хозяйственное использование тундры без них было невозможно. В этот период программа была построена по следующему принципу: образование не должно было оторвать аборигена от его привычной хозяйственной деятельности и быта, от традиционного производства. Система обучения согласовывалась с местными обычаями и сезонными производственными циклами.

Первая ступень (10-11 или 13-14 лет) предполагала изучение курса начальной школы, причем преподавать планировалось вначале на родном языке и только в конце — на русском. Вторая ступень (13-17 лет) должна была дать одаренным детям возможность обучаться дальше, чтобы они могли получить профессии учителя, ветеринара, фельдшера и др.

Значительная часть коренного населения Севера вела кочевой и полукочевой образ жизни, а та, что перешла к оседлому, располагалась в небольших поселках, находящихся далеко друг от друга. Поэтому обычные школы были непригодны в ус-

Образование не должно было оторвать аборигена от его привычной хозяйственной деятельности и быта, от традиционного производства.

школы, соответствующий своеобразию жизни и быта местного населения.

Таким новым типом стали школы-интернаты, где дети не только учились, но и жили в течение всего учебного года, получая от государства бесплатное питание, одежду, белье, имея возможность основательно овладеть новыми культурными навыками. С 1925/26 учебного года Наркомпрос РСФСР начал оказывать районам Крайнего Севера финансовую помощь для обустройства новой интернатской системы. Из средств госбюджета было отпущено 138 000 руб. На них содержалось 6 школ-интернатов. В 1926/27 учебном году количество госбюджетных школ возросло до 121.

Если в 1928-1929 гг. на Дальнем Востоке функционировало всего 29 национальных школ, то на 1 сентября 1940 г. их было уже 136. Контингент учащихся соответственно возрос с 1 488 до 3 648 чел.2 Это дало возможность активнее готовить новые педагогические и медицинские кадры.

Кузницей кадров для Севера стал Ленинградский государственный университет (ЛГУ), на базе которого по инициативе Комитета Севера и Наркомпроса

ловиях Севера. Здесь требовался иной тип РСФСР в 1925 г. был создан Северный рабо-

чий факультет (рабфак) ЛГУ в Детском Селе около Ленинграда (Царское Село), который представлял собой небольшую «18-ю группу» рабфака Ленинградского государственного университета.

Осенью 1926 г. по ходатайству Комитета Севера был открыт рабфак при Ленинградском институте живых восточных языков (ЛИЖ-ВЯ). 8 ноября 1927 г. рабфак был реорганизован в Северный факультет ЛИЖВЯ путем слияния северной группы ЛГУ и подготовительных курсов ЛИЖВЯ3.

Местные органы власти направляли молодежь из отдаленных кочевий и стойбищ на учебу, хотя многие из них были неграмотны. За годы учебы в институте они получали необходимые знания, а по возращении на родину становились пропагандистами новой советской культуры и быта.

В декабре 1929 г. Северный факультет ЛИЖВЯ был преобразован в Институт народов Севера при ЦИК СССР. Ему было присвоено имя П. Г. Смидовича. Все расходы на создание и содержание рабфака взял на себя Главсевморпуть. Первым возглавил рабфак Н. Г. Таланов. Позднее группой руководили профессора В. Г. Богораз и Я. П. Алькор (Кошкин).

В целом, преподаватели института не только занимались педагогической деятельностью, но и постоянно вели научно-исследовательскую работу, выезжали в районы Крайнего Севера, собирали новые сведения о языках, обычаях и традициях аборигенов. К этому делу они систематически подключали и студентов.

Одним из важнейших результатов деятельности Института Севера была разработка письменности для дальневосточных народов. Работа по созданию письменности началась в Восточном институте, где с 1926 г. преподавались национальные языки для представителей народов Севера. Впоследствии в разработке письменности приняли участие не только

Местные органы власти направляли молодежь из отдаленных кочевий и стойбищ на учебу, хотя многие из них были неграмотны. За годы учебы в институте они получали необходимые знания, а по возращении на родину, становились пропагандистами новой советской культуры и быта.

лингвисты и этнографы, но и учителя северных школ.

В записке, прилагавшейся к проекту северного алфавита, объяснялось использование латинской графической системы: «Латинский алфавит приобретает все более интернациональный характер, на что указывает и переход народов Востока (турецких и монгольских) на латинскую графику; латинский алфавит представляет больше возможностей для графической передачи звуков туземных языков, чем русский алфавит»4.

Общие итоги всей этой работы подвела 1-я Всероссийская конференция по развитию языков и письменности народностей Севера, состоявшаяся в январе 1932 г. в Ленинграде. Она утвердила проект создания литературных языков Крайнего Севера к их письменности (на латинизированной основе): эвенкийского (тунгусского), эвенского (ламутского), нанайского (гольдского), чукотского (луораветланского), корякского, эскимосского, нивхского и др.

Для руководства работой «по созданию и внедрению в массы народов РСФСР письменности» и ее координации в Ленинграде был организован Комитет = нового алфавита народов Севера (май 1932 г.), а при Дальневосточном КНА — Северная секция. В состав последней входили окружные и межрайонные комитеты: Чукотский (луораветлан-

дискуссия

журнал научных публикаций

ский), юитский и частично эвенский языки), Корякский (нымыланский, ительменский и частично эвенский), Охото-Эвен-ский (эвенкийский и эвенский), Нивхский и Нанайский с соответ- =

ствующими языками.

Внедрению грамоты на родных языках способствовала подготовка и выпуск Учпедгизом в 1932 г. букварей. Их авторы: В. А. Ав-рорин — «Новый путь» (нанайский), В. Г. Бо- =

гораз — «Красная грамота» (чукотский), Г. М. Василевич — «Новый путь» (эвенкийский), А. П. Козловский и Н. Е. Афанасьева — «Новая жизнь» (нанайский, для взрослых), Е. А. Крейнович — «Новое слово» (нивхский), Е. П. Орлова — «Наша книга» (эскимосский), С. Н. Стебницкий — «Красная книга» (корякский), В. И. Цинциус — «Новое слово» (эвенский), Е. Р. Шнейдер — «Наша грамота» (удэйский). С изданием букварей обучение в школах стало проводиться на родных языках, а русский изучался как учебный предмет.

В начале 1937 г. ЦИК СССР утвердил постановление Совета Национальностей о переводе письменности народов Севера с латинизированной основы алфавита на русскую. Объяснялся этот акт ходатайством местных организаций и населения; учитывалось и то, что коренное население тесно общалось с русскими, в значительной мере пользовалось их языком и письменностью. Упразднялся КНА народов Севера, а работа по исследованию языков и развитию письменности возлагалась на Центральный институт языков и письменности народов СССР.

Связано это было с очередной кампанией политических репрессий, на этот раз направленных против ученых-североведов. В 1937 г. была арестована большая группа сотрудников Института народов Севера по обвинению в «шпионаже и организации контрреволюционно-террористического заговора»5.

Создание письменности северных народностей способствовало их просвещению, как и созданная сеть специальных учебных заведений, где готовились национальные кадры.

Если в 1928-1929 гг. на Дальнем Востоке функционировало всего

29 национальных школ, то на 1 сентября 1940 г. их было уже 136. Контингент учащихся соответственно возрос с 1 488 до 3 648 чел.

К концу 1930-х гг. литературные языки были созданы для чукчей, коряков, эскимосов (азиатских), нанайцев, эвенков, эвенов, удэгейцев, что явилось серьезным достиже-= нием российских ученых и предметом специального изучения зарубежных специалистов.

Началось издание литературы на языках коренных народов Дальнего Востока: учебной, художественной, политической. В 1931-1932 гг. вышло в свет 19 книг тиражом в 61,6 тыс. экз., в 1933-1934 гг. — 141 книга тиражом 461,8 тыс. экз.6 Широкое распространение получила периодическая печать. В национальных округах и районах стали издаваться газеты «Советская Чукотка», «Охот-ско-Эвенская правда», Алеутская правда» и др. Национальная печать служила важным средством политической информации и культурного просвещения аборигенного населения.

Создание письменности северных народностей способствовало их просвещению, как и созданная сеть специальных учебных заведений, где готовились национальные кадры. Развивалась сеть педагогических училищ непосредственно на Дальнем Востоке. В 1930-х гг. учителей для начальной школы Северо-Востока стали готовить Тигильское и Анадырское педагогические училища. Специалистов для школ народов Приамурья и Сахалина выпускало Николаевское-на-Амуре педучилище.

В 1942 г. при Хабаровском пединституте было открыто Северное отделение.

В специальном постановлении директивных органов «О наборе слушателей на Северное отделение Хабаровского педагогического института», принятом в 1943 г., определялись условия жизни уча-= щихся: они находились на полном государственном обеспечении, им бесплатно предоставлялись общежитие, питание, одежда. Кроме того, при Хабаровском пединституте были организованы го-

дичные курсы переподготовки учителей на чальных школ Крайнего Севера.

Такая политика советской власти при несла значительные плоды в деле формиро вания широкого интеллектуального слоя у народов Севера. В первую очередь, это касается национальных кадров учителей, предназначенных для обеспечения системы школьного образования в северных регионах. Кроме того, национальная интеллигенция этих народов включала немалое число врачей, ученых, писателей, поэтов, руководящих работников и представителей других профессий. Значительный процент руководителей местных органов управления в этот период составляли представители северных народов.

К концу 1930-х гг. многие выпускники института вернулись в свои родные места, прежде всего в качестве учителей, а также различных должностных лиц. Доля интеллигенции среди аборигенного населения была не меньше доли интеллигенции в целом по отношению к населению всей страны. Коренные народы отличались лишь малым удельным весом технической интеллигенции, в то время как доля гуманитарной интеллигенции являлась чрезмерно большой7.

Однако все это не означало решение кадрового вопроса на местах. В низовых органах управления руководителей из числа коренного населения катастрофически не хватало. Несмотря на значительные трудности в области развития просвещения на Севере: слабую материальную базу, нехватку квалифицированных кадров, недостаточное внимание советских организаций к школе, отсутствие пригодных школьных помещений — задача ликвидации неграмотности коренного населения постепенно решалась.

Таким образом, советское государство придавало огромное значение развитию системы народного образования. В дореволюционный период народы Севера не имели не только своих школ, но и письменности. Нужны были свои национальные преподаватели, знающие не только язык, но и

В начале 1937 г. ЦИК СССР утвердил постановление Совета Национальностей о переводе письменности народов Севера с латинизированной основы алфавита на русскую.

культуру, обычаи народа. Осуществлению этой задачи препятствовали сплошная неграмотность и кочевой образ жизни аборигенов. Несмотря на недостаток материальных средств, в исследуемый период произошли положительные сдвиги в деле ликвидации неграмотности населения: были подготовлены педагогические кадры, позволившие создать разветвленную сеть национальных школ, началась серьезная работа по подготовке специалистов в системе высших учебных заведений.

Становление системы народного образования, открытие техникумов и специальных факультетов, набор представителей из числа коренного населения в вузы страны, создание письменности — все это имело определенное положительное значение для их развития и способствовало вовлечению в управление своими территориями. V

1. Базанов А. Г., Казанский Н. Г. Школа на Крайнем Севере. - Л.: Учпедгиз, 1939. С. 67.

2. Иващенко Л. Я. Современные российские просветители и исследователи дальневосточных народностей Севера. — Владивосток: Дальнаука, 1996. С. 9.

3. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 3977, оп. 1, д. 532, л. 10.

4. Алькор (Кошкин) Я. П. Письменность народов Севера. — Ленинград: Институт народов Севера, 1931. С. 14.

5. Михайлова Е. А., Крупник И. И. Пейзажи, лица и истории: эскимосские фотографии Александра Форштейна (1927-1929 гг.) // Антропологический форум. 2006. № 4. С. 188-218.

6. Зибарев В. А. Большая судьба малых народов. — Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1972. С. 81.

7. Ахметова А. В. Социокультурные процессы аборигенного населения Дальнего Востока в 1930 — первой половине 1940-х гг. // Четвертые архивные научные чтения имени В. И. Чернышевой: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Дальний Восток России: историческое наследие и современность». — Хабаровск: КГУП «Хабаровская краевая типография», 2012. С. 218-221.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.