димости фиксации на материальном носителе; 6) по перечню случаев, когда допускается использование информации о частной жизни и обработка персональных данных без согласия лица.
Перечисленные критерии позволяют сделать вывод о том, что понятия «информация о частной жизни» и «персональные данные» не тождественны. Проводимое нами разграничение данных понятий имеет не только теоретическую, но и практическую значимость. Правовое регулирование общественных отношений должно учитывать специфику того объекта, по поводу которого данные отношения складываются. Поэтому для повышения эффективности правового регулирования отношений, связанных с использованием информации о человеке (имеются в виду любые действия с информацией), законодателю необходимо обращать внимание на то, о какой информации идет речь (об информации о частной жизни или о персональных данных), т.е. подход законодателя к правовому регулированию использования информации о частной жизни и персональных данных должен быть различным.
1 См.: БачилоИ.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А Информационное право: учебник. СПб., 2001. С. 224-245.
2 См.: Цадыкова Э.А. Гарантии охраны и защиты персональных данных человека и гражданина // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 14.
3 См.: ПетрыкинаН.И. К вопросу о конфиденциальности персональных данных // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. № 6.
4 См.: КлимовичЕ.В. О сущности понятия «персональные данные» как конфиденциальной информации особой категории // Международные юридические чтения: материалы ежегодной международной научно-практической конференции (14 апреля 2005 г.). Омск, 2005. Ч. 2. С. 27.
5 См.: Ветров Д.М. Защита персональных данных и защита информации на предприятии. Некоторые спорные вопросы применения // Проблемы права. Челябинск, 2010. № 1. С. 119.
6 См.: Пилипенко С.Г., Федосин С.А. К вопросу о защите права на неприкосновенность частной жизни при обработке персональных данных // Актуальные проблемы современного государства и права: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Саранск, 22-23 мая 2008 г.). М., 2009. С. 73.
7 См.: Лушников А.М. Защита персональных данных работника: сравнительно-правовой комментарий главы 14 Трудового кодекса Российской Федерации // Трудовое право. 2009. № 9.
8 См.: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 31, ч. 1, ст. 3451; 2009. № 48, ст. 5716; № 52, ст. 6439; 2010. № 27, ст. 3407; № 31, ст. 4173, 4196; № 49, ст. 6409; № 52, ст. 6974; 2011. № 23, ст. 3263; 2011. № 31, ст. 4701.
9 См.: Пилипенко С.Г., Федосин С.А. Указ. соч. С. 70.
10 См.: Малеина М.Н. Личные неимущественные права граждан: понятие, осуществление, защита. М., 2000. С. 153.
11 См.: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»; Указ Президента РФ от 30 мая 2005 г. № 609 (в ред. от 23 октября 2008 г.) «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 23, ст. 2242; 2008. № 43, ст. 4921.
М.В. Короткова
МЕСТО КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА НА ИНФОРМАЦИЮ В СИСТЕМЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
В статье рассматриваются место и роль конституционного права человека и гражданина на информацию в системе конституционных прав; исследуется структура конституционного права на информацию.
Ключевые слова: информация, право на информацию, доступ к информации, поиск информации, получение информации.
© Короткова Маргарита Валерьевна, 2012
Аспирант кафедры конституционного и международного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail [email protected]
M.V. Korotkova
PLACE OF CONSTITUTIONAL HUMAN AND CIVIL RIGHTS IN THE INFORMATION SYSTEM OF CONSTITUTIONAL RIGHTS
The article investigates the role and place of the constitutional human and civil rights in the information system of constitutional rights, as well as studying the structure of the constitutional right to information.
Key words: information, right to information, access to information, information retrieval, information.
Право на информацию занимает особое место в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина, т. к. может быть отнесено как к личным правам (ст. 23 Конституции РФ закрепляет право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, а значит сведений (информации) о них), так и к социально-экономическим (ст. 35 Конституции РФ закрепляет право частной собственности в т. ч. на информацию, ст. 24 Конституции РФ закрепляет право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии) и к политическим (ч. 5 ст. 29 Конституции РФ закрепляет свободу массовой информации). Именно из сообщений средств массовой информации (телевидение, радио, Интернет и др.) человек черпает большое количество сведений о фактах, событиях и явлениях. Право на информацию может быть охарактеризовано как своеобразная гарантия полной реализации личных, социально-экономических и политических прав граждан. Можно предположить, что если бы в Конституции ™ РФ отсутствовало право каждого свободно искать, получать, передавать, произ-^ водить и распространять информацию любым законным способом, то реализация 5 всего спектра прав и свобод человека и гражданина была бы невозможна. Напри-| мер, чтобы гражданин в полном объеме смог реализовать свое право избирать в I органы государственной власти и органы местного самоуправления, ему необхо-| дима информация о выдвигаемых кандидатах, а также об их программах, о ме-
го
| сте и времени проведения голосования, т. к. отсутствие данной информации де-
| лает реализацию избирательного права гражданином невозможной. Без предо-
| ставления информации о себе гражданин не может попасть в списки избирате-
§■ лей и реализовать свое право избирателя.
° Исходя из содержания ст. 17 Конституции, праву на информацию присущи
ж такие свойства, как неотчуждаемость и принадлежность каждому от рождения
| (естественный характер). Неотчуждаемость права на информацию выражается в
е недопустимости лишения этого права и в невозможности его ограничения. Поль-
1 зование каждого человека правом на информацию не должно встречать иных
0
° границ, кроме тех, которые гарантируют другим членам общества пользование ¿5 теми же правами. Право граждан на информацию может ограничиваться толь-
1 ко на основании закона.
I Вопрос о естественном характере права на информацию необходимо рассматри-
вать исходя из смысла, вкладываемого в содержание данного понятия. На наш взгляд, необходимо согласиться с такой точкой зрения, что естественным правом будет лишь «право знать», которое не нуждается в законодательном закреплении, в свою очередь, право на информацию предоставляется человеку только законом (в широком смысле этого понятия) и реализуется только на основании
60
закона («любым законным способом»)1. Очевидно, что принадлежность права на
информацию каждому от рождения связана не только с фактором рождения, но и с наличием ряда иных предусмотренных законом обстоятельств.
Формирование права человека и гражданина на информацию как самостоятельного института права происходило на протяжении длительного периода времени. Этот процесс осложнялся тем, что даже в международных правовых актах его принято было рассматривать как элемент свободы слова и печати, а не как самостоятельный институт права. В настоящий момент в современной юридической литературе существуют различные мнения о природе права гражданина на информацию. Например, Ю.А. Дмитриев и А.А. Златопольский считают право гражданина на информацию составной частью свободы слова и печати. Они отмечают следующее: «Сложнее обстоит дело с соотношением содержательных сторон свободы на информацию и свободы слова и печати. Рассматриваемое право включает и возможность беспрепятственно получать информацию. Согласно же сложившемуся пониманию свободы слова и печати оно состоит преимущественно из правомочий, охватывающих различные формы распространения мнений и информации. Поэтому необходимо или несколько раздвинуть традиционные рамки правового содержания свободы слова и печати за счет правомочия на получение полной и достоверной информации, или рассматривать право на информацию в качестве самостоятельного субъективного права. Первый вариант представляется наиболее логичным... Таким образом, право на информацию... охватывается понятием свободы слова и печати»2.
Существует также понимание права на получение информации и права на распространение информации как части свободы информации, под которой понимается «условное обозначение целой группы свобод и прав: свободы слова или сво- ш боды выражения мнений, свободы печати и иных средств массовой информации, н права на получение информации, имеющей общественное значение, свободы рас- С
а
пространения информации»3. т
о
Имеются и противоположные точки зрения. Например, как указывает к
о
А.В. Малько, право на информацию не охватывается полностью свободой слова о' и печати. Оно богаче, содержательнее их, имеет собственную субстанцию и игра- | ет свою роль в удовлетворении определенных интересов субъектов. Поэтому зау- в
живание данного важнейшего права не обосновано4. н
о
На наш взгляд, право на информацию — это самостоятельный правовой ин- Ю ститут, который имеет многоаспектный характер, вытекающий из содержания и ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, которая гласит: «Каждый имеет право свободно ис- с
к
кать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым а законным способом». Например, Е.С. Лисицина считает, что фактически право Л на информацию представляет собой синтез права на доступ к информации и пра- | ва на информационную деятельность. В свою очередь, под информационной дея- • тельностью она понимает производство информации и ее распространение5. Дан- 88 ный подход к содержанию права на информацию не совсем точен, т. к. производ- ^ ство информации и ее распространение нельзя объединить. Такие действия име- § ют различные цели и механизмы реализации. Исходя из этого, право на информацию следует дифференцировать на ряд основных юридических возможностей: возможность доступа к информации, возможность обмена информацией, возможность производства информации.
Можно говорить о том, что право на доступ к информации — это всего лишь часть (элемент) права на информацию. С одной стороны, данное право будет обла- 61
дать всеми признаками, которые присуши в целом праву на информацию, с другой стороны, будет обладать частными признаками, отграничивающими его от двух других юридических возможностей.
Возможность доступа к информации, в т. ч. о деятельности органов публичной власти, реализуется посредством реализации права ее искать и получать. «Искать» — стараться получить что-либо, добиться чего-либо6. Соответственно право на поиск информации будет выражаться в попытке разузнать законным путем информацию о ком-либо или о чем-либо у субъекта (должностного лица или органа публичной власти), обладающего данной информацией на законных основаниях. «Получить», с юридической точки зрения, означает стать владельцем (обладателем) информации, которая была добыта законным способом у субъекта, владеющего ей на законных основаниях. Право искать и право получать информацию взаимно дополняют друг друга и, на наш взгляд, обозначают две разные стороны одного и того же действия, а в совокупности составляют намерение и результат доступа к информации.
Возможность обмена информацией воплощается посредством реализации права ее передавать и распространять. «Передавать», с юридической точки зрения, означает доводить до сведения кого-либо информацию, передача которой не запрещена законом. «Распространять информацию», с юридической точки зрения, означает право лица на совершение действий, связанных с передачей сведений и ознакомлением с ними широкого круга субъектов права, на информацию. Необходимо отметить, что право на распространение информации реализуется посредством права на передачу информации и, можно сказать, поглощает данное право. 2 Возможность производства информации в настоящее время реализуется по-
? средством творческой деятельности субъекта права на информацию. Термин «про-5 изводить информацию» связан с авторским правом. Производить информацию | означает создать в результате обдумывания, изучения, творческих усилий. Пра-I во производить информацию и право ее распространять, хотя и представляют со-
1 бой различные юридические возможности, но в совокупности, так же как и право
го
| искать и получать информацию, составляют итог намерения и полученного ре-
| зультата. Это обосновывается тем, что любая информация создается с целью ее
| дальнейшего использования, которое возможно только в результате ее теорети-
2 ческой переработки или распространения (передачи) другим субъектам права на ° информацию. Например, Т.Ш. Иззатов считает, что стандартный цикл обраще-£ ния информации можно представить в виде простейшей формулы: «... производ-| ство — распространение — потребление.»7, с чем следует согласиться. В данном I случае «потребление» необходимо рассматривать как элемент цикла, обеспечи-1 вающий возможность доступа к информации.
0
° Исходя из определения информации, данного ЮНЕСКО, в котором она по-
(Го
¿5 нимается как «универсальная субстанция, пронизывающая все сферы челове-
1 ческой деятельности, служащая проводником знаний и мнений, инструментом | общения, взаимопонимания и сотрудничества, утверждения стереотипов мышления и поведения»8, можно сделать вывод, что право на информацию является универсальным. Универсальность права человека на информацию подтверждается тем, что, как правило, возможность доступа к информации, возможность обмена ею, возможность производства информации необходимы ему для реализации других конституционных прав и свобод (политических, экономических,
62
социально-культурных).
Можно утверждать, что право на информацию представляет собой совокупность гражданских и публичных прав человека. Это положение обусловлено тем, что гражданин входит в социум и благополучно существует в нем не только и не столько посредством реализации своих имущественных и личных неимущественных прав, а в большей степени в процессе активного использования политических, культурологических и иных социальных каналов связи.
Следуя логике проведенного анализа содержания права на информацию, можно сделать вывод, что в соответствии с Конституцией РФ право человека и гражданина на информацию — это одно из основных, фундаментальных прав, выступающее важнейшей гарантией реализации личных, социально-экономических и политических прав граждан, имеющее универсальный характер. Под данным правом следует понимать возможность (нормативно установленный порядок) искать, получать, передавать, производить и распространять любые сведения о фактах, событиях, процессах и явлениях любым законным способом в целях, не противоречащих свободам, правам, интересам личности, государства и общества.
1 См.: Информационные ресурсы развития Российской Федерации: Правовые проблемы. М., 2003. С. 211.
2 Дмитриев Ю.А., Златопольский А.А. Гражданин и власть. М., 1994. С. 37.
3 Конституционное (государственное) право зарубежных стран / под ред. Б.А. Страшуна. М., 1993. Т. 1. С. 102.
4 См.: Малько А.В. Право гражданина на информацию // Общественные науки и современность. 1995. № 5. С. 58.
5 См.: ЛисицынаЕ.С. Право на информацию и информационную деятельность в Российской Федерации: конституционно-правовые аспекты: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003.
6 См.: Словарь русского языка / под ред. А.П. Евгеньевой: в 4 т. М., 1986.
7 См.: Иззатов Т.Ш. Механизм реализации конституционного права граждан на информацию в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 11.
8 Лопатин В.Н. Информационное право: учебник / под ред. Б.Н. Топорнина. СПб., 2001. С. 38. ш
о
о
го
о ^
О
Sc о
о
д
ш тз о т
го ф
X X
о
SC
5
TD S
д
s
.с
ф
о
О Sc а ш
д
Ф 2
ю —
8
)
2 О 2