Научная статья на тему '11. 12. Понятие и значение субъективного права на информацию в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина'

11. 12. Понятие и значение субъективного права на информацию в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1409
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ / ПРАВО НА ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ / ПОИСК / ПОЛУЧЕНИЕ / ПЕРЕДАЧА / ПРОИЗВОДСТВО / РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ / INFORMATION / RIGHT TO INFORMATION / RIGHT TO DECENT-THUMP TO INFORMATION SEARCH / ACQUISITION / TRANSFER / MANUFACTURE / SPREAD OF INFORMATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гавришов Дмитрий Валентинович

В статье представлена эволюция за-крепления субъективного права на информацию в нормативных актах международного и национально-го уровней. Дана авторская трактовка права на ин-формацию на основе современных конституционно-правовых положений России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT AND IMPORTANCE OF THE SUBJECTIVE RIGHT TO INFORMATION IN THE SYSTEM CONSTITUTIONAL RIGHTS AND FREEDOMS OF MAN AND CITIZEN

The article presents the evolution of the consolidation of the subjective right to information in the regulations of international and national levels there. We indicate the author's interpretation of the right to informa-tion based on current constitutional and legal provisions of Russia.

Текст научной работы на тему «11. 12. Понятие и значение субъективного права на информацию в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина»

11.12. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ СУБЪЕКТИВНОГО ПРАВА НА ИНФОРМАЦИЮ В СИСТЕМЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Гавришов Дмитрий Валентинович, аспирант. Место учебы: кафедра международного права и государство-ведения, юридический факультет, Белгородский государственный университет. E-mail: shok93@yandex.ru

Аннотация: В статье представлена эволюция закрепления субъективного права на информацию в нормативных актах международного и национального уровней. Дана авторская трактовка права на информацию на основе современных конституционноправовых положений России.

Ключевые слова: информация, право на информацию, право на доступ к информации, поиск, получение, передача, производство, распространение информации.

THE CONCEPT AND IMPORTANCE OF THE SUBJECTIVE RIGHT TO INFORMATION IN THE SYSTEM CONSTITUTIONAL RIGHTS AND FREEDOMS OF MAN AND CITIZEN

Gavryshov Dmitry Valentinovich, postgraduate student.

Place of study: international law and gosudarstvovedeniya chair, Law School, Belgorod State University. E-mail: shok93@yandex.ru

Annotation: The article presents the evolution of the consolidation of the subjective right to information in the regulations of international and national levels there. We indicate the author's interpretation of the right to information based on current constitutional and legal provisions of Russia.

Keywords: information, right to information, right to decent-thump to information search, acquisition, transfer, manufacture, spread of information.

Трансформация российского общества в современных условиях во многом зависит от его информатизации. Происходящие процессы влияют не только на вариативность развития институтов государства и гражданского общества, но также напрямую связаны с правами и свободами человека и гражданина. В связи с этим актуализируется исследование неотъемлемого действительности права на информацию.

Не будет преувеличением утверждение, что начало XXI в. связано, в том числе, с широкомасштабным признанием особой значимости информации во всех сферах и форматах. Современный мир все больше неотделим от информационных и коммуникационных технологий. Последние за сравнительно короткий по историческим меркам период стали мощной движущей силой интеллектуального, экономического, социального, культурного прогресса, значимым фактором политической жизни1. Происходящие перемены в гражданском обществе опосредованы масштабным созданием общедоступных информационных и телекоммуникационных ресурсов; развитием Интернет, а также активным продвижение услуг через эту сеть; постепенным переходом к системе электронного документооборота и государства. Таким образом, информация стала

1 Башаратьян М.К. Информация как объект права и содержание права на информацию // Современное право. - 2006. - № 12.

важным ресурсом социально-экономического, технологического и культурного развития, а масштабы ее применения сопоставимы с охватом использования традиционных необходимых ресурсов (энергия, сырье и т.п.).

Для того чтобы перейти к определению понятия и значения субъективного права на информацию, полагаем, необходимо установить содержание самого термина «информация».

С полной уверенностью можно утверждать, что термин «информация» является общенаучным феноменом. К его определению обращаются специалисты самых разных областей: философы, социологи, естественники, юристы и др.

Термин «информация» происходит от латинского слова Погтайо - «ознакомление, разъяснение, изложение». В XIX в. он переводился несколько иначе: от слов «ин» - «в» и «форма» - «образ», «вид», то есть то, что вносит форму2. Данное токование больше относилось к информации в виде посланий или сообщений. В XIX в. информация представлялась как учение или наставление. В таком понимании в ней отображалось действие, активно вносящее нечто новое в другой объект3.

Отметим, что в юридической науке и практике термин «информация» впервые был употреблен не в специализированном законодательстве, а в связи с правами человека и гражданина. Так, провозглашение субъективного права на информацию в качестве одного из основных стало итогом соответствующей тенденции в международном праве, которая наметилась

4

после второй мировой войны .

В 1945 г. на межамериканской конференции в Мехико делегацией США был выдвинут лозунг «свободы информации», который понимался как неприкосновенность со стороны государства международного обмена информацией5. На первой сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1946 г. была принята Резолюция 59 (I) под названием «Созыв международной конференции по вопросу о свободе информации». В этом документе свобода информации стала определенно рассматриваться как основное право человека, состоящее в возможности беспрепятственно собирать, передавать и опубликовывать информацию6. Позднее, при подготовке Декларации прав человека был учтен предшествующий опыт работы над нормативным обобщением информационных прав, в результате чего положение о праве на свободу убеждений и их выражения включило в себя информационные правомочия, причем реализуемые «независимо от государственных границ» (ст. 19)7.

Правовая система Российской Федерации также пошла по пути первоначального закрепления термина «информация» в связи с правами личности. Так, в

2 Никодимов И.Ю. Информационно-коммуникативная функция государства и механизм ее реализации в современной России: теоретический и сравнительно-правовой анализ: Дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2001. - С. 107.

3 Федосеева Н.Н. Термин «информация» в современной науке и законодательстве // Информационное право. - 2008. - № 2.

4 См.: Хижняк B.C. Право человека на информацию: Механизм реализации / Под ред. В.Т. Кабышева. - Саратов, 1998. - С. 112.

5 См.: Колосов Ю.М. Массовая информация и международное право. - М., 1974. - С. 117-118.

6 См.: Международное публичное право: Сб. документов. Т. 1. -М.: БЕК, 1996. - С. 125-128.

7 Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной

Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Российская газета. - 1998,

10 декабря.

России право на информацию впервые было отражено в Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 г.8: каждый имеет право искать, получать и свободно распространять информацию. Ограничения этого права могут устанавливаться законом только в целях охраны личной, семейной, профессиональной, коммерческой и государственной тайны, а также нравственности. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, устанавливается законом (ч. 2 ст. 13).

Отметим, что в современный период на конституционном уровне в Российском государстве это право рассматривается более чем в двадцати нормативных установлениях. Если обратиться к законодательному уровню, то по оценкам специалистов, в этот институт входят нормы свыше трех десятков законодательных актов9. «Соответствующие нормы, даже без учета информационных прав СМИ, имеются как минимум в 38 законах, 1 указе Президента, 18 постановлениях и 1 распоряжении Правительства, 30 актах ведомственного уровня, регулирующих вопросы здравоохранения, экологии, транспорта, связи, прав потребителей, деятельности органов внутренних дел, охраны труда, взаимоотношений с таможенными налоговыми органами и других сфер жизни»10.

Вместе с тем необходимо отметить, что легальное определение самого термина «информация» все-таки появляется в специальном нормативном правовом акте. Сейчас это Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»11. В его ст. 2 информация представлена в качестве сведений (сообщений, данных) независимо от формы их представления. То есть - это данные о ком-либо или о чем-либо, получаемые из любого источника в любой форме: письменной, устной, визуальной и т.п. В приведенном определении сведения понимаются как реальные объекты социальной жизни: лица, предметы, факты, события, явления, процессы. Они могут служить и объектом познания, и ресурсом пополнения информационной базы: с одной стороны, сведения могут быть получены в результате исследования окружающей действительности и приобщены к уже существующей объективной системе знаний о мире, а с другой - быть объектом поиска, производимого конкретным потребителем для достижения его целей12.

Основополагающей нормой и системообразующим звеном в регулировании права на информацию является ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации -каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом13. При этом перечень све-

8 Декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1991. - № 52. - Ст. 1865.

9 Гришаева Ю.И. Конституционно-правовые основы права граждан на информацию и на доступ к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления // Юрист. - 2007. - № 6.

10 Хургин В.М. Право на доступ к информации, или Как (и чем) сражаться с бюрократом // Информационное общество. - 2001. -№ 4. - С. 35-43.

11 Российская газета. - 2006, 29 июля.

12 Королев А.Н., Плешакова О.В. Комментарий к Федеральному закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (постатейный). - М.: Юстицинформ, 2007.

13 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декаб-

дений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Более подробно содержание ч. 4 ст. 29 Конституции РФ нашло свое отражение в ч.ч. 1, 2 ст. 8 и ст. 10 Федерального закона РФ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Данный нормативный правовой акт устанавливает право физических и юридических лиц на поиск и получение информации при соблюдении требований законодательных актов.

В юридической литературе имеется мнение о широком и узком подходе к определению права на информацию.

Широкий подход отождествляет право на доступ с правом на информацию и не проводит между ними каких-либо терминологических или смысловых различий (И.Д. Тиновицкая )14.

Узкий воспринимает только право на доступ к информации. При этом:

- право на доступ - это лишь отдельное правомочие права на информацию (наряду с правомочиями на произведение, распространение информации, на тайну и др.) (В.Н. Монахов15, В.Н. Лопатин16, Л.К. Терещенко и др.) или

- право на доступ имеет статус самостоятельного права наряду с традиционными информационными правами личности (свобода мысли, слова, печати) (С. Шевердяев18, О.В. Парахина, Ю.Е. Поляк19).

В фокусе научного внимания в этой связи оказывается также ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, которая закрепляет право каждого на доступ к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц.

В продолжение ч. 2 ст. 24 Конституции РФ Указом Президента РФ от 31 декабря 1993 г. № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию»20 определено, что деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости, что выражается:

- в доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан;

- в систематическом информировании граждан о предполагаемых или принятых решениях;

ря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. - 1993, 25 декабря;

2009, 21 января.

14 См.: Тиновицкая И.Д. Право на информацию и механизм его реализации // Законодательные проблемы информатизации общества: Труды ВНИИСЗ. - М., 1992. Тр. 52. - С. 29-41.

15 См.: Монахов В.Н. Государственно-правовые вопросы информационного обслуживания граждан в СССР: Конституционный аспект: Дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 1983.

16 См.: Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учебник / Под ред. Б.Н. Топорнина. - СПб: Юрид. центр Пресс, 2001. - С. 219-220.

17 См.: Терещенко Л.К. Разработка проекта Закона РФ «Об охране прав граждан в условиях информатизации» // Научнотехническая информация. Сер. 1. Организация и методика информационной работы. - М., 1993. - № 7. - С. 18-20.

18 См.: Шевердяев С. Право на доступ к информации в России: проблемы теории и законодательства // Институт проблем информационного права. Серия «Журналистика и право». - Вып. 35.

19 См.: Парахина О.В., Поляк Ю.Е. Конституционное право на доступ к информации и проблемы его реализации // http://confifap.crip.ru/spb2004/russian/org_403.html

20 Российская газета. - 1994, 10 января.

- в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан;

- в создании условий для обеспечения граждан Российской Федерации зарубежными информационными продуктами и оказания им информационных услуг, имеющих зарубежное происхождение.

Необходимо обратить внимание на то, что норма ч. 2 ст. 24 Конституции РФ свое непосредственное продолжение получила в недавно принятом Федеральном законе РФ от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»21. Появление указанного акта можно охарактеризовать как явление положительное, показывающее серьезное отношение властных структур к праву граждан на доступ к информации, ставшему одним из ключевых в цивилизованных государствах.

На наш взгляд, приведенные положения дают основания утверждать, что современное право на информацию в виду его особой значимости в глобализирующемся обществе следует воспринимать не только как конституционную мононорму. Нецелесообразно отождествлять право на информацию только с положениями ч. 4 ст. 29 Конституции РФ или же только с правом доступа к таковой (ч. 2 ст. 24). Полагаем, что рассматриваемое право в настоящее время носит комплексный характер и состоит из нескольких конституционно закрепленных элементов. Следует учитывать содержание ч. 3 ст. 41, ст. 42 (сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей; право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии), которые являются продолжением сущности права на доступ к информации.

Право на интеллектуальную собственность, полученную в результате творчества, доступ к культурным ценностям также в некоторой степени отражает содержание права на информацию (ч. 1 ст. 44, ч. 2 ст. 44).

С точки зрения борьбы с сокрытием информации важной является ч. 1 ст. 15 Конституции РФ. В соответствии с ней право на доступ к информации гарантировано Конституцией РФ и не нуждается в подтверждении иными правовыми актами. Это положение подтвердил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 18 февраля 2000 г. № 3-П: «Информация... в силу непосредственного действия ст. 24 (ч. 2) Конституции Российской Федерации должна быть доступна гражданину, если собранные документы и материалы затрагивают его права и свободы, а законодатель не предусматривает специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты». В силу предписаний ст. 23, 24, 29 и 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации «не допускается ограничение прав и свобод в сфере получения информации, в частности права свободно, любым законным способом искать и получать информацию, а также права знакомиться с собираемыми органами государственной власти и их должностными лицами сведениями, документами и материалами, непосредственно затраги-

21 Российская газета. - 2009, 13 февраля.

вающими права и свободы гражданина, если иное не предусмотрено федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»22.

Особое внимание на наш взгляд следует обратить на право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33), которое является одновременно и политическим правом, и условием реализации права на доступ к информации. Полученные ответы от публичных структур и органов местного самоуправления являются не чем иным как информацией.

С учетом приведенных тезисов-аргументов, полагаем, что современное понимание права на информацию должно быть комплексным. Естественно, включение в его содержание всех перечисленных конституционных установок не будет целесообразным, так как подобное многообразие приведет к обнаружению новых связей между нормами и, таким образом, получится «неисчерпаемое право на информацию», которое отражено во всех нормах Конституции РФ.

На наш взгляд, наиболее полное содержание современного права на информацию должно компилироваться с учетом ч. 4 ст. 29, ч. 2 ст. 24 и ст. 33 Конституции Российской Федерации. В этой связи необходимо сделать еще одну ремарку. Конструкции норм ч. 4 ст. 29 и ч. 2 ст. 24 Конституции РФ используют термин «каждый» применительно к адресату зафиксированного права. А в формулировке ст. 33 Конституции РФ используется термин «граждане».

Содержание понятий «права человека» и «права гражданина» нетождественны. Права человека проистекают из естественного права, а права гражданина -из позитивного, хотя и те и другие носят неотъемлемый характер. Права человека являются исходными, они присущи всем людям от рождения, независимо от того, граждане ли они государства, в котором живут или нет, а права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству. Права гражданина не имеют естественного происхождения. Гражданскими правами человек наделяется государством, по мере наступления определенных условий, в соответствии с интересами и возможностями общества и государства23. Права гражданина - своеобразное ограничение равенства между людьми, поскольку их лишаются лица, живущие в стране, но не имеющие гражданства. Таким образом, каждый гражданин того или иного государства обладает всем комплексом прав, относящихся к общепризнанным правам человека и всеми правами гражданина, признаваемыми в данном государстве. В связи с этим можно заключить, что всякий гражданин - это человек, но не всякий человек, в том числе проживающий в России, является ее гражданином.

Часть населения любого государства представлена иностранцами, т.е. гражданами других государств, постоянно или временно проживающими в данной стране; лицами без гражданства, т.е. не имеющими гражданства какого-либо государства. В стране могут находиться лица с двойным и множественным

22 СЗ РФ. - 2000. - № 9. - Ст. 1066.

23 См.: Демидов И.Ф. Проблемы прав человека в современном российском уголовном процессе (концептуальные положения): Дисс. ... докт. юрид. наук в форме научного доклада. - М., 1996. -С. 25.

гражданством - граждане нескольких государств, беженцы, вынужденные переселенцы, легальные и нелегальные иммигранты. Все эти лица обладают определенными правами и несут определенные обязанности, вступают в различные правоотношения. Эти права, обязанности, правоотношения могут быть одинаковыми для всех. В Конституции РФ такие права и обязанности человека выражаются формулами: «каждый имеет право» или «каждый обязан». Но многие права, обязанности, правоотношения могут быть неодинаковыми в связи со статусом того или иного физического лица24.

Таким образом, наличие нескольких субъектов-адресатов («человека» и «гражданина») рассматриваемого права, дает нам основание использовать термин «субъективное право на информацию». Под которым следует понимать конституционно закрепленное притязание человека и гражданина на поиск, получение, передачу, производство, распространение информации любым законным способом (ч. 4 ст. 29), в том числе, посредством обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления по установленным законом основаниям с возможностью ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы (ч. 2 ст. 24, ст. 33).

Список литературы:

Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. - 1993, 25 декабря; 2009, 21 января.

Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Российская газета. - 1998, 10 декабря.

Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учебник / Под ред. Б.Н. Топорнина. - СПб: Юрид. центр Пресс, 2001. - С. 219-220.

Башаратьян М.К. Информация как объект права и содержание права на информацию // Современное право. - 2006. - № 12.

Гришаева Ю.И. Конституционно-правовые основы права граждан на информацию и на доступ к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления // Юрист. - 2007. - № 6.

Демидов И.Ф. Проблемы прав человека в современном российском уголовном процессе (концептуальные положения): Дисс. ... докт. юрид. наук в форме научного доклада. -М., 1996. - С. 25.

Колосов Ю.М. Массовая информация и международное право. - М., 1974. - С. 117-118.

Королев А.Н., Плешакова О.В. Комментарий к Федеральному закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (постатейный). - М.: Юстицинформ, 2007.

Международное публичное право: Сб. документов. Т. 1. -М.: БЕК, 1996. - С. 125-128.

Монахов В.Н. Государственно-правовые вопросы информационного обслуживания граждан в СССР: Конституционный аспект: Дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 1983.

Никодимов И.Ю. Информационно-коммуникативная функция государства и механизм ее реализации в современной России: теоретический и сравнительно-правовой анализ: Дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2001. - С. 107.

Парахина О.В., Поляк Ю.Е. Конституционное право на доступ к информации и проблемы его реализации // http://confifap.crip.ru/spb2004/russian/org_403.html

24 Чиркин В.Е. Конституционное право России. - М., 2005. - С. 114.

Терещенко Л.К. Разработка проекта Закона РФ «Об охране прав граждан в условиях информатизации» // Научнотехническая информация. Сер. 1. Организация и методика информационной работы. - М., 1993. - № 7. - С. 18-20.

Тиновицкая И.Д. Право на информацию и механизм его реализации // Законодательные проблемы информатизации общества: Труды ВНИИСЗ. - М., 1992. Тр. 52. - С. 29-41.

Федосеева Н.Н. Термин «информация» в современной науке и законодательстве // Информационное право. - 2008. - № 2.

Хижняк B.C. Право человека на информацию: Механизм реализации / Под ред. В.Т. Кабышева. - Саратов, 1998. - С. 112.

Хургин В.М. Право на доступ к информации, или Как (и чем) сражаться с бюрократом // Информационное общество. -2001. - № 4. - С. 35-43.

Чиркин В.Е. Конституционное право России. - М., 2005. - С. 114.

Шевердяев С. Право на доступ к информации в России: проблемы теории и законодательства // Институт проблем информационного права. Серия «Журналистика и право». -Вып. 35.

Рецензия

на статью аспиранта кафедры международного права и го-сударствоведения юридического факультета Белгородского государственного университета - Гавришова Дмитрия Валентиновича - «Понятие и значение субъективного права на информацию в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина»

Конституционно-правовое исследование проблем прав человека не утрачивает своей актуальности уже потому, что состояние гуманитарной сферы в России не может быть признано надлежащим ни в целом, ни применительно к отдельным правам человека. Поэтому обращение Д.В. Гавришова к выявлению понятия, сущности и содержания субъективного права на информацию с учетом его значения в системе конституционных прав и свобод заслуживает поддержки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Автором верно подчеркнуто, что трансформация российского общества в современных условиях во многом зависит от его информатизации, что сказывается на вариативности развития институтов государства и гражданского общества, а также на правах и свободах человека и гражданина, в системе которых особое место занимает право на информацию.

В статье правильно акцентировано внимание на том, что конституционные и законодательные положения, касающиеся права на информацию, адресуют данное право как человеку, так и гражданину. Именно это дало основание автору рассматривать и дефинировать субъективное право на информацию.

Основываясь на подходах, сложившихся в современной отечественной конституционно-правовой науке, в работе представлена довольно удачная трактовка права на информацию. Автор обоснованно исходит из того, что постижению содержания субъективного права на информацию будет способствовать комплексный подход. Именно исходя из него, субъективное право на информацию предлагается понимать как конституционно закрепленное притязание лица на поиск, получение, передачу, производство, распространение информации любым законным способом, в том числе, посредством обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления по установленным законом основаниям с возможностью ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы.

Рецензируемая статья является завершенной в рамках заявленной тематики. В ней выдвинуты заслуживающие внимания тезисы, выстроена довольно удачная система аргументации, сделаны корректные обобщения и самостоятельные выводы. Это дает основания рекомендовать статью Д.В. Гав-ришова «Понятие и значение субъективного права на информацию в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина» к опубликованию.

Рецензент - доктор юридических наук,

профессор М.В. Мархгейм

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.