7.9. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА ИНФОРМАЦИЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Григорьев М.А., аспирант
Казанский государственный университет
Перейти на Главное МЕНЮ
Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
В статье автор формирует свое видение права на информацию.
Ключевые слова: конституционное право, право на информацию, свобода человека.
Право на информацию находится в ряду важнейших конституционных прав и свобод человека и гражданина, которые признаются и гарантируются в Российской Федерации. Согласно п. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации1 каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Признание и гарантии права на информацию в нашей стране отражают тенденцию следования требованиям международных принципов и стандартов по правам человека.
Право на информацию имеет многоаспектный характер, что предполагает его дифференциацию на ряд основных юридических возможностей, которые вытекают из содержания конституционных положений и основных принципов международных соглашений.
Во-первых, возможность доступа к информации, которая реализуется через право каждого свободно искать ее и получать. Данная возможность детализирована, в частности, Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»2 в форме, устанавливающей обязанность органов государственной власти и местного самоуправления и их должностных лиц облегчить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно их касающимися, если иное не предусмотрено законом.
Во-вторых, возможность обмена информацией, которая реализуется через право ее передавать и распространять. Указанная возможность получила дальнейшее развитие, к примеру, в статье 25 Зако-
1 Конституция РФ - принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г./ СЗ РФ, 1996, N3, Ст.152, N7, Ст.676; 2001, N24, Ст.2421; 2003, N30, Ст.3051; 2004, N13, ст.1110.
2 Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»/ СЗ РФ-2006. № 31 (14). Ст. 3448.
на РФ «О средствах массовой информации»3, согласно которой воспрепятствование осуществляемому на законном основании распространению продукции средств массовой информации со стороны граждан, объединений граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций, государственных органов не допускается.
В-третьих, возможность производства информации, которая реализуется через ряд нормативных предписаний о свободе творчества, разработке и производстве информационных систем, о культуре,
о науке и т.п.
Указанные возможности должны осуществляться законным способом и не выходить за рамки допустимых ограничений, предусмотренных для осуществления данного права. Требования к подобного рода ограничениям содержатся, в частности, в п. 3 ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах4, Также ч. 3 ст. 55 Конституции РФ провозглашена возможность ограничений прав и свобод человека и гражданина.
Право на информацию отнесено к разряду основных прав, и поэтому в соответствии с Конституцией РФ этому праву присущи особые свойства -неотчуждаемость и принадлежность каждому от рождения.
Конституционное право на информацию в силу предписания ч. 1 ст. 15 Конституции РФ имеет прямое действие и поэтому не требует дополнительной регламентации в законе. Вместе с тем конституционная норма ч. 4 ст. 29 предполагает, что способы его реализации раскрываются нормами специальных законов, регулирующих отдельные сферы общественных отношений, возникающих по поводу информации. Конституционное право на информацию является базовым для возникновения разнообразных форм и многочисленных способов его осуществления и реализации в тех или иных конкретных правоотношениях. Таким образом, конституционные нормы дают общее направление дальнейшему регулированию информационных отношений, а нормы отраслевого законодательства устанавливают соответствующие правовые механизмы, посредством которых и обеспечивается реализация конституционного права.
В свою очередь, группа правил, закрепленная в праве и реализующая информационную свободу человека, именуется информационными правами человека.
3 Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации"/ Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 13 февраля 1992 г. N 7 ст. 300.
4 Международный пакт о гражданских и политических правах - принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16.12.1966 года, вступил в силу 23.03.1976 года/ Международные акты о правах человека: Сб. док-тов. М., 1999. С.53.
БИЗНЕС В ЗАКОНЕ
4’ 2008
Обращает на себя внимание тот факт, что толкованию информационных прав человека в России часто уделяется вторичное внимание.
Понятие информации в свою очередь также интерпретируется лишь в явно усеченной форме: «информация - понятие, связанное с:
- конституционным правом граждан РФ на информацию;
- статусом средств массовой информации;
- правом граждан РФ знакомиться в органах государственной власти и местного самоуправления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы;
- депутатской деятельностью (информированием депутатами избирателей)»5.
Различными учеными предпринимаются попытки разделения права на информацию на две составляющих: «право на информацию состоит из права на доступ к информации и права на информационную деятельность»6. Такая позиция частичного объединения информационных прав, содержится и в ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации», где в статье 8 создано новое право - право на доступ к информации, содержащее в себе право на поиск и получение информации7.
Такую практику на наш взгляд следует признать неправильной, так как информационные права в своей совокупности призваны реализовать информационную свободу человека, разделение же их, а тем более противопоставление сделает эту задачу трудновыполнимой. Не облегчит такое размежевание и процесса изучения информационных прав, так как они взаимосвязаны, и их раздельное изучение или регулирование невозможны.
Необходимо дать такую трактовку информационных прав, где, прежде всего, учитывается их основная составляющая - информационная свобода. Учитывая это можно утверждать, что информационные права человека - это совокупность норм, охраняемых публичной властью, которые закрепляют принцип равноправия людей, устанавливают приоритет свободы человека и охраняют свободу человека в сфере получения, производства и передачи человеком информации.
В указанном определении учтена как совокупность информационных прав, так и влияние свободы человека, основополагающая роль информационной свободы при реализации информационных прав.
В соответствии с Конституцией РФ (статья 29) информационные права человека состоят из следующих прав: свободно искать, получать, переда-
5 См.: Там же. С. 261.
6 Лисицына Е. С. Право на информацию и информационная деятельность в РФ; Конституционно-правовые аспекты.: ав-тореф. дис.канд. юрид. наук. М. 2002. С. 12.
Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите инфор-
мации»/ СЗ РФ-2006. № 31 (14). Ст. 3448.
вать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Такой состав информационных прав отличается от группы информационных прав, принятых на международном уровне.
Термин «информация» в контексте провозглашения основных прав и свобод человека и гражданина впервые был употреблен во Всеобщей декларации прав человека 1948 года8.
Группу информационных прав некоторыми учеными предлагается разделить на подгруппы основных, вспомогательных и гарантийных информационных прав в России, что на наш взгляд является наиболее оптимальным.
К основным, собственно информационным правам, мы относим права и свободы, непосредственно закрепляющие право на информацию: право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию (ч.4 ст.29); право на доступ к информации, непосредственно затрагивающей права и свободы индивида (ч.2 ст.24); право на информацию о состоянии окружающей среды (ст.42); свобода массовой информации (ч.5 ст.29).
Вспомогательные - призваны способствовать осуществлению информационных прав, и эту подгруппу наполняют, например, свобода мысли и слова (ч.1 ст.29); неприкосновенность частной жизни, личная, семейная тайна (ч.1 ст.23); право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч.2 ст.23); право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч.2 ст.26); режим государственного языка и государственных языков республик (ч.ч.1,2 ст.68); право на сохранение родного языка (ч.3 ст.68); право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения (ст.28); право свободно выбирать, иметь и распространять иные убеждения (ст.28); свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ч.1 ст.44); право на образование (ч.1 ст.43); право на участие в культурной жизни (ч.2 ст.44); право собираться, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст.31); право обращаться лично и коллективно в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. ЗЗ).
К подгруппе гарантийных прав относится, например, право не быть принужденным к выражению своих мнений и убеждений и отказу от них (ч. 3 ст. 29); запрет пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, языковое превосходство (ч.3 ст.29); режим государственной тайны (ч. 4 ст. 29); интеллектуальной собственности (ч.
8 Всеобщая декларация прав человека, принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г./ Российская газета. № 235 от 10.12.1998
1 ст. 44); ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (ч. 3 ст. 41).
Исходя из вышеизложенного, предпринятый нами анализ приводит к выводу о том, что право на информацию как таковое не представляет собой конкретное субъективное право человека, а лишь соотносится с традиционными информационными правомочиями: свободой убеждений, свободой слова, свободой средств массовой информации, правом на доступ к информации. Подобная трактовка права на информацию не противоречит современным исследованиям в этой сфере. Напротив, многие исследователи под правом на информацию понимают совокупность информационных прав человека и гражданина, включающую помимо правомочий, предоставленных частью 4 статьи 29 Конституции РФ, иные права и свободы человека в информационной сфере.
То есть для российской науки конституционного права характерно понимание понятия права на информацию как права комплексного, включающего в себя целый ряд закрепленных в Конституции РФ конкретных правомочий. При этом очевидно, что комплексный подход к информационным правам дает большие возможности для их реализации.
Таким образом, право на информацию - это фундаментальное комплексное право человека, принадлежащее ему от рождения, представляющее собой возможность свободно совершать с информацией любые не запрещенные законом действия (получение, хранение, распространение, преобразование), если они не наносят вред информационной безопасности человека, индивида, государства и общества.