Научная статья на тему 'МЕСТО КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ В СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ'

МЕСТО КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ В СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
37
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА / АТТЕСТАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / MUNICIPAL SERVICE / CERTIFICATION OF MUNICIPAL EMPLOYEES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Попова В.Ю.

В данной статье рассмотрено место коммуникативных компетенций в системе муниципального направления как условие успешной их профессиональной деятельности. Проанализировав нормативно-правовую базу в сфере муниципальной службы, опираясь на позиции и мнения исследователей, автором статьи проведено исследование уровня коммуникативных компетенций, выявлена проблема и предложены рекомендации. Деятельность муниципальных служащих должна отвечать запросам современного российского общества, в этой связи, тема статьи является актуальной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«PLACE OF COMMUNICATIVE COMPETENCES OF MUNICIPAL EMPLOYEES IN THE MUNICIPAL MANAGEMENT SYSTEM»

This article discusses the place of communicative competencies in the municipal system as a condition for their successful professional activity. After analyzing the regulatory framework in the field of municipal service, relying on the positions and opinions of researchers, the author of the article conducted a study of the level of communicative competencies, identified a problem and made recommendations. The activities of municipal employees should meet the needs of modern Russian society, in this regard, the topic of the article is relevant.

Текст научной работы на тему «МЕСТО КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ В СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

УДК 004.02:004.5:004.9

Попова В.Ю. студент магистратуры ФГБОУВО «Сочинский Государственный Университет»

Россия, г. Сочи

МЕСТО КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ В СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация: В данной статье рассмотрено место коммуникативных компетенций в системе муниципального направления как условие успешной их профессиональной деятельности. Проанализировав нормативно -правовую базу в сфере муниципальной службы, опираясь на позиции и мнения исследователей, автором статьи проведено исследование уровня коммуникативных компетенций, выявлена проблема и предложены рекомендации. Деятельность муниципальных служащих должна отвечать запросам современного российского общества, в этой связи, тема статьи является актуальной.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, муниципальная служба, аттестация муниципальных служащих.

Popova V. Yu. master's degree student «Sochi State University»

Russia, Sochi

«PLACE OF COMMUNICATIVE COMPETENCES OF MUNICIPAL

EMPLOYEES IN THE MUNICIPAL MANAGEMENT SYSTEM»

Annotation: This article discusses the place of communicative competencies in the municipal system as a condition for their successful professional activity. After analyzing the regulatory framework in the field of municipal service, relying on the positions and opinions of researchers, the author of the article conducted a study of the level of communicative competencies, identified a problem and made recommendations. The activities of municipal employees should meet the needs of modern Russian society, in this regard, the topic of the article is relevant.

Key words: communicative competence, municipal service, certification of municipal employees.

Современное социально-политическое, экономическое развитие России определяет приоритетные направления в области социальной политики, объектом которой выступают социальные отношения, выражающие контакты между людьми. Государственные и муниципальные служащие создают условия для установки оптимальных отношений между

государством и обществом, оказания помощи, нуждающимся в социальной защите и поддержке.

Профессию служащих можно назвать «коммуникативной» профессией, поскольку общение тесно вплетено в контекст практической деятельности. Эта профессия, успех которой в значительной степени зависит от его коммуникативной компетентности - компетентности в межличностной коммуникации, межличностном взаимодействии, межличностном восприятии. Кроме того, интенсификация социальных связей, расширение поля общения, связанные с этим психологические нагрузки, создают напряженность в процессе общения.

Коммуникативная компетентность является важным объектом управления, являясь не только процессом обмена информации, задачами и ценностями, но и своеобразным «зеркалом» происходящего в государстве. Управляя коммуникацией, государственная и муниципальная власть реализует свои сильные и слабые стороны.

Функционирование вертикальной коммуникации не представляется возможным без восходящих и нисходящих потоков информации, от высшего уровня к низшему и наоборот. Это свидетельствует, в первую очередь, о грамотном подходе к управлению, четком и сбалансированном обмену информацией как руководству к действию в государстве. [2]

Коммуникация в системе муниципального управления преследует ряд целей и задач, а также выполняет различные функции.

Во-первых, это информационно-коммуникативная функция. Особенностью является то, что информация формируется, что является важным инструментом творческого подхода в работе муниципальных служащих. Во-вторых, важнейшей функцией в системе управления является регулятивно-управляющая, которая позволяет координировать действия при принятии управленческих решений.

Говоря о функциях коммуникации в системе муниципального управления, необходимо упомянуть и идеологическую функцию. Грамотно налаженная обратная связь с населением располагает граждан к доверию действующей власти. [5]

Существуют различные подходы к определению компетентности специалиста. Так, например, Талызина Н.Ф. считает, что он должен соответствовать трем основным частям: качеством, знаниям и умениям. В их число входят:

- качества: выражающие отношения к работе, трудолюбия, внимания, творческий подход;

- характеризующие общий стиль поведения: исполнительность, самостоятельность, верность слову, авторитетность;

- умственные способности: гибкость, прозорливость, дальновидность;

- административно-организаторские: умение создавать трудовую атмосферу, умение руководить людьми;

- характеризующие отношение к людям: честность, воспитанность;

- характеризующие отношения к себе: требовательность, уверенность, самосовершенствование. [3]

Высокий же уровень коммуникативной компетентности делает муниципального служащего более подготовленным и защищенным в условиях развития современного российского государства.

Основа коммуникативной компетентности - социальный интеллект. Профессионал должен уметь выслушать и понять, разъяснить и доказать, спросить и ответить, создать атмосферу доверчивости и делового настроя в собеседовании.

Владение коммуникативной техникой общения - важный признак профессиональной пригодности. Теории общения как самостоятельной дисциплины не существует, однако методы научного исследования, различных концепций, школ и направлений постоянно исследуются.

Особое внимание необходимо застроить на том, что коммуникативная компетенция служащих занимает одно из важных мест в системе профессиональной подготовки муниципальных и государственных служащих в ВУЗе. Однако, данная специальность является сравнительной молодой, поэтому существенное количество специалистов на местах не обладают базовыми знания, в связи с чем, возникает необходимость совершенствования исследуемой компетенции в системе муниципального управления. [6]

Автором статьи проведено исследование уровня коммуникативной компетенции муниципальных служащих Ставропольского края по методике - разработанной авторской анкете. Используя полученные результаты в ходе исследования, а также весь собранный материал, провели SNW-анализ поставленной проблемы. При его проведении выявляются сильные и слабые стороны - это факторы внутренней среды, которые будут способствовать или препятствовать эффективной деятельности муниципальных служащих (табл. 1).

Таблица 1 - SNW-анализ проведенного исследования

Сильные стороны Слабые стороны

Прозрачность и открытость муниципальной власти Низкий уровень доверия населения

Мотивация муниципальных служащих Отсутствует поддержка населения принимаемых решений

Стабильность принимаемых решений Слабая конкурентоспособность специалистов

Стратегическая направленность муниципальных служащих Падение престижа и имиджа муниципальной службы

Возможность влиять и формировать муниципальную политику Интолерантная социальная среда

Заинтересованность муниципальных служащих к обучению и личностному росту Отсутствие интереса населения к деятельности органов муниципальной власти

Адаптация и поддержка эффективных механизмов совершенствования профессиональной деятельности Низкий уровень правовой компетентности и интеллектуальных способностей муниципальных служащих

Гибкая кадровая политика Высокий уровень социальной

ответственности

Падение уровня доверия населения к чиновничеству справедливо лишь отчасти и во многом связано с более широкими причинами - общим кризисом доверия к государственным институтам, а также с возросшими требованиями и ожиданиями граждан, - но реагировать на данное обстоятельство необходимо. Во-первых, доверие граждан - одна из фундаментальных основ демократии, во-вторых, люди, как известно, во многом живут в мире своих субъективных представлений, в том числе о власти, которая в демократическом обществе обязана стремиться улучшать эти представления. Поэтому моральный аспект поведения служащих очень важен и с точки зрения публичной политики.

По результатам проведенного нами исследования установлено, что муниципальные служащие в недостаточной степени обладают навыками и умениями, отнесенным к коммуникативным компетенциям как условие их эффективной и успешной профессиональной деятельности, недооценивают важность и потребность в совершенствовании исследуемой компетенции, однако имеют стремление и мотивацию обучаться и повышать свою квалификацию.

В целях совершенствования коммуникативных компетенций муниципальных служащих целесообразно предложить служащих прохождение тренинговой программы «Коммуникативная компетенция в деловом взаимодействии», а также необходимо менять и совершенствовать систему отбора кандидатов на муниципальную службу и процедуру аттестации муниципального служащего замещающего муниципальную должность муниципальной службы.

Быть профессионалом в своей деятельности нелегко, поэтому необходимо стремиться к достижению более высокого уровня коммуникативной компетентности.

Использованные источники

1. Федеральный закон Российской Федерации от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»;

2. Агибалов Ю.В., Агибалова О.Ю. Подготовка и повышение квалификации кадров органов муниципального управления: практика, проблемы и пути совершенствования // Регион: системы, экономика, управление. 2016. № 4 (15). С. 144-151.

3. Бондалетов В.В., Суняйкина И.С. Теоретические и практические подходы к формированию профессиональной компетенции муниципальных служащих // Материалы Ивановских чтений. 2017. № 2-1 (12). С. 59-65.

4. Горшенина, Я.Л Критерии и показатели оценки педагогического сопровождения развития коммуникативной компетентности будущего специалиста в деятельности кафедры вуза / Я.Л Горшенина // Международные юридические чтения: Материалы научно-практической конференции - Омск: Омский юридический институт, 2016. - С. 164-169.

5. Кутергина Е.А., Санина А.Г. Компетентностные профили чиновников в современной России // Журнал исследований социальной политики. 2017. Т. 15. № 1. С. 113-128.

6. Михайлова А.В. Попова Л.Н., Составляющие профессиональной компетентности муниципальных служащих: социальная и профессиональная компетентность // Фундаментальные исследования. 2017. № 4-1. С. 188-192.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.