Научная статья на тему 'Место изучения предмета "спортивная медицина" в гуманитарном вузе при подготовке специалиста сферы физической культуры и спорта'

Место изучения предмета "спортивная медицина" в гуманитарном вузе при подготовке специалиста сферы физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / STUDENTS / СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА / SPORTS MEDICINE / ПРЕПОДАВАНИЕ / TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прокопьев Николай Яковлевич

В подготовке современного специалиста в сфере физической культуры и спорта важно заложить ему многогранную и долгосрочную информацию о морфофункциональном состоянии лиц получающих различные по продолжительности и интенсивности физические нагрузки. Получаемые в ходе обучения теоретические знания должны отражать современные достижения в возрастной морфологии и физиологии, биомеханике, биохимии и т.д. и обязательно подкрепляться практическими навыками. Задача современной высшей школы состоит в формировании у студента готовности к самостоятельной практической деятельности. Представлены результаты построения учебного процесса при преподавании предмета «Спортивная медицина» в гуманитарном вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прокопьев Николай Яковлевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The place of the subject “sports medicine” in humanities higher educational institution in the training of a specialist in the sphere of physical education and sport

In the preparation of a modern specialist in the sphere of physical education and sports it is important to lay multifaceted and long-term information about the morphological and functional status of people receiving different physical activities. Obtained in the course of training, theoretical knowledge needs to reflect modern achievements in age-specific morphology and physiology, biomechanics, biochemistry, etc. and must be supported with practical skills. The task of the modern higher school is to develop the student's readiness for independent practice. It is represented the results of the teaching process in teaching the subject "Sports medicine" in a humanities higher educational institution.

Текст научной работы на тему «Место изучения предмета "спортивная медицина" в гуманитарном вузе при подготовке специалиста сферы физической культуры и спорта»

СЛОВО УЧЕНОМУ

УДК 616

Н.Я. Прокопьев, г. Тюмень

Место изучения предмета «Спортивная медицина» в гуманитарном вузе при подготовке специалиста сферы физической культуры и спорта

В подготовке современного специалиста в сфере физической культуры и спорта важно заложить ему многогранную и долгосрочную информацию о морфофункциональном состоянии лиц получающих различные по продолжительности и интенсивности физические нагрузки. Получаемые в ходе обучения теоретические знания должны отражать современные достижения в возрастной морфологии и физиологии, биомеханике, биохимии и т.д. и обязательно подкрепляться практическими навыками. Задача современной высшей школы состоит в формировании у студента готовности к самостоятельной практической деятельности. Представлены результаты построения учебного процесса при преподавании предмета «Спортивная медицина» в гуманитарном вузе.

Студенты, спортивная медицина, преподавание.

N.Y. Prokopiev, Tyumen

The place of the subject "sports medicine" in humanities higher educational institution in the training of a specialist in the sphere of physical education and

sport

In the preparation of a modern specialist in the sphere of physical education and sports it is important to lay multifaceted and long-term information about the morphological and functional status of people receiving different physical activities. Obtained in the course of training, theoretical knowledge needs to reflect modern achievements in age-specific morphology and physiology, biomechanics, biochemistry, etc. and must be supported with practical skills. The task of the modern higher school is to develop the student's readiness for independent practice. It is represented the results of the teaching process in teaching the subject "Sports medicine" in a humanities higher educational institution.

Keywords: students, sports medicine, teaching.

В последние годы в различных странах мира, в том числе и в нашей стране, все шире рассматривается опасность для человека его физической неактивности, поэтому принимаются значительные усилия для того, чтобы побудить население стать физически более активными [28].

В практической деятельности преподавателю физической культуры, например, в общеобразовательной школе или тренеру в ДЮСШ часто приходится решать вопросы рационального выбора дозирования детям физических нагрузок, свойственных их возрасту, полу и физической подготовленности, толерантности к нагрузке. Не нужно сбрасывать со счета и вопросы возрастной диагностики физической работоспособности. Основная цель изучения студентами бакалавриата дисциплины «Спортивная медицина» видится в том, чтобы научиться проведению врачебного обследования различных

контингентов населения, занимающихся физической культурой и спортом в свете требований государственных образовательных стандартов [1, 2, 6, 8, 9, 12, 15, 19].

В Институте физической культуры Тюменского государственного университета предмет «Спортивная медицина» преподаётся студентам на 6 семестре. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов. Форма промежуточной аттестации - экзамен. Для студентов отделения дневного обучения (ОДО) из 108 часов 58,65 часа выделено на контактную работу с преподавателем (лекций - 19 часов, практических занятий - 38 часов, иные виды работ - 4,75 часов: консультации по дисциплине - 1,9 часа индивидуальные консультации - 0,6, консультации перед экзаменом - 2, экзамен - 0,25 часа). На самостоятельную работу отводится 51 час. Для студентов отделения заочного обучения (ОЗО) из 108 часов 23,75 часа выделено на контактную работу с преподавателем (лекций - 10 часов, практических занятий - 10 часов, иные виды работ - 3,75: консультации по дисциплине - 1,5 часа, консультации перед экзаменами - 2 часа, экзамены - 0,25 часа). На самостоятельную работу выделено 96 часов.

Образовательные подходы обучения студентов дисциплине «Спортивная медицина» направления «Физическая культура» - бакалавриата носят многоцелевой характер [4, 14, 16, 17, 20, 21, 22, 23] и предусматривают следующее:

а) Практическая цель заключается в формировании у студента способности и готовности к самостоятельной практической деятельности, что предполагает развитие умений обследования лиц, занимающихся физической культурой и спортом.

б) Образовательная цель предполагает изучение спортивной медицины как средства межкультурного общения и инструмента познания особенностей интерпретирования информации у спортсменов различной национальности и вероисповедания, расширение кругозора студента, повышение уровня его общей культуры и образованности, а также совершенствование культуры мышления, общения и речи.

в) Развивающая цель предполагает учет потребностей, интересов, общее интеллектуальное развитие личности студента, овладение им различными приемами оценки физического развития и деятельности функциональных систем, позволяющими тренеру осуществлять познавательную коммуникативную деятельность, развитие способности к взаимодействию и взаимопониманию.

г) Воспитательная цель - предмет «Спортивная медицина» позволяет формировать грамотное и уважительное отношение к здоровью человека, независимо от его возраста и национальности, совершенствовать нравственные качества личности студента.

д) Конечная цель - формирование у студентов способности и готовности к самостоятельному мышлению и творческому анализу полученного результата -обусловливает коммуникативную направленность курса спортивной медицины и её связи с физиологией, биохимией, биомеханикой, гигиеной. Достижение этой цели обеспечивается компетентностным подходом к организации и осуществлению учебного процесса по спортивной медицине, основное внимание в котором акцентируется на формировании всех видов компетенций, от которых зависит успешность/эффективность деятельности преподавателей физической культуры и тренеров.

Конкретной целью преподавания дисциплины являются:

• Усвоение знаний студентами о структуре врачебного контроля над лицами, занимающимися физической культурой и спортом [24];

• Усвоение знаний студентами основных способов и методов соматоскопии, антропометрии, определения физического развития и функционального состояния, физической работоспособности лиц занимающихся физкультурой и спортом [10, 13, 18].

• Усвоение знаний студентами основных правил оказания первой помощи при несчастных случаях, травмах и заболеваниях, связанных с занятиями физкультурой и спортом [3, 5, 7, 25, 26, 27].

• Студенты должны усвоить основы медицинских знаний и овладеть умениями и навыками, необходимыми в практической работе преподавателям физкультуры [12].

Учебная программа курса «Спортивная медицина» проводится в виде лекций, практических занятий, зачетов и экзаменов.

На лекциях и практических занятиях студенты изучают структуру службы спортивной медицины, её задачи и организацию работы, знакомятся с современными методами исследования, применяемыми в спортивной медицине, и овладевают навыками использования этих методик.

Задачи, конкретизирующие цели обучения:

■ Формирование личностного представления современного уровня развития отечественных и зарубежных знаний о теоретических и практических проблемах медицинской науки.

■ Использовании многообразия приемов и методов творческого стиля работы в различных сферах отрасли физической культуры и спорта: общеобразовательных учреждениях, ССУЗах, ВУЗах, учреждениях дополнительного образования, спортивных и физкультурно-оздоровительных клубах, предприятиях и организация любой формы собственности и др.

■ В овладении технологией подготовки высококвалифицированного специалиста, способного самостоятельного принятия управленческого решения, типология контроля и его выполнения.

■ Использовать в практической деятельности самые современные научные и теоретические знания в вопросах оценки физического развития, функционального состояния и физической работоспособности у лиц занимающихся физической культурой и спортом;

■ Научиться применять методологические подходы познания и управления морфофункциональным состоянием физкультурников и спортсменов различных возрастных групп для решения научно-практических задач медико-биологического сопровождения спортивно-тренировочной и спортивно-оздоровительной деятельности.

Для освоения предмета «Спортивная медицина» в институте оборудован кабинет, содержащий наглядные и методические пособия, подготовленные сотрудниками кафедры; различные виды таблиц; велоэргометр, ступеньки для проведения Гарвардского степ-теста, степ-теста PWC 170; аппараты для измерения артериального давления, секундомеры, фонендоскопы; электрокардиографы; кровоостанавливающие жгуты, бинты, транспортные шины для оказания первой (доврачебной непрофессиональной) медицинской помощи.

Для лучшего усвоения дисциплины мы предлагаем студентам написать реферат по тематике, разработанной кафедрой (или по инициативе студентов) и защитить его.

Тематика рефератов весьма разнообразна и охватывает широкий круг вопросов, начиная с истории развития и становления в нашей стране спортивной медицины и заканчивая современными проблемами физической культуры, спорта, здоровья и здорового образа жизни. Обязательным условием защиты считаем мультимедийное сопровождение. Мы полагаем, что данная форма организации занятий по дисциплине «Спортивная медицина» позволит студенту расширить его теоретическую подготовку по предмету и поможет в дальнейшей преподавательской и тренерской деятельности.

Обучение спортивной медицине в гуманитарном вузе рассматривается нами как обязательный компонент подготовки специалиста любого профиля, а владение знаниями спортивной медицины - как фактор, повышающий степень востребованности на рынке труда, и как один из показателей образованности современного выпускника института физической культуры.

1. Позволяет использовать полученные навыки и знания:

• в практике спортивного отбора,

• в оценке течения физического развития,

• в оценке деятельности функциональных систем организма в покое и при физической нагрузке,

• в оценке физической работоспособности,

• в прогнозировании получения спортсменом спортивного результата,

• в контроле течения тренировочного и соревновательного процесса.

2. Позволяет научиться применять методологические подходы познания и управления морфофункциональным состоянием физкультурников и спортсменов для решения научно-практических задач медико-биологического сопровождения спортивно-тренировочной и спортивно-оздоровительной деятельности.

В реализации данных положений на кафедре проводятся регулярные заседания студенческого научного общества, предусматривающего отражение и обсуждение студентами тех или иных собственных научных изысканий в различных разделах спортивной медицины. Кроме того, студенты имеют возможность опубликовать результаты своих исследований в регулярно издаваемом в апреле межрегиональном сборнике научных трудов студентов, магистрантов и аспирантов «Здоровье нации - наша забота».

В кабинете № 316, предназначенного для изучения спортивной медицины, для текущей и самостоятельной работы студентов представлены научные и методические разработки сотрудников института, включающие в себя пособия и словари: «Конституциональные типы человека», «Медико-педагогические подходы изучения спортивной медицины», «Концепции современного естествознания», «Спортивная медицина: глоссарий», «Спортивная медицина: функциональные системы в покое и при физической нагрузке», «Медико-педагогическое сопровождение здоровьесбережения в дошкольных образовательных учреждениях», «Психолого-педагогический глоссарий», «Физическое развитие и физическое воспитание детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения осанки», «Тесты по физиологии и спортивной медицине». А также монографии: «Морфофункциональное состояние и уровень вегетативного обеспечения у курсантов военных училищ, занимающихся гиревым спортом», «Педагогические основы образования учащихся и студентов в сфере физической культуры», «Коренные жители Ханты-Мансийского автономного округа: биологический возраст и циркадианная

организация показателей кардиореспираторной системы», «Циркадианные ритмы показателей кардиореспираторной системы и биологический возраст жителей Тюменской области», «Особенности циркадианных ритмов показателей кардиореспираторной системы у женщин зрелого возраста».

Можно заключить, что современная высшая школа предполагает переход на многоуровневую систему подготовки специалиста сферы физической культуры и спорта с усилением практической ориентации образовательного процесса путем использования интерактивных методов обучения, что будет способствовать повышению конкурентоспособности выпускников и их востребованности на рынке труда. Для этого, как мы полагаем, в целях повышения качества подготовки специалиста сферы физической культуры и спорта целесообразно включить в дисциплину «Спортивная медицина» разделы функциональной анатомии, спортивной психологии, прикладной биомеханики, первой (доврачебной медицинской) помощи и увеличить количество часов на практику.

Целиком разделяем точку зрения профессора В.В. Матова [11] «Без спортивной медицины спорт прогрессировать не может».

ЛИТЕРАТУРА

1. Бакулин, В.С. Опыт применения инновационных технологий в педагогическом процессе на кафедре спортивной медицины [Текст] / В.С. Бакулин, М.М. Богомолова, И.Б. Грецкая // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2016. - № 2 (16). - С. 90-94.

2. Бакулин, В.С. Организация процесса преподавания спортивной медицины в условиях реализации ООП нового поколения [Текст] / В.С. Бакулин, И.Б. Грецкая, Н.А. Куропаткина // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2011. - № 1 (1). - С. 180-183.

3. Бондаренко, М.П. Спортивный фактор травматизма в профессиональном спорте [Текст] / М.П. Бондаренко, А.И. Шамардин, А.А. Шамардин, Ю.А. Зубарев, И.Н. Солопов // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 7. - С. 59-61.

4. Булдашева, О.В. Курс по выбору «спортивная медицина» в подготовке будущих педагогов физической культуры [Электронный ресурс] / О.В. Булдашева // Концепт : науч.-метод. электрон. журн. -2017. - Т. 31. - С. 1151-1155. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=29216280.

5. Буянов, В.Н. Первая помощь (доврачебная непрофессиональная) при проведении физкультурно-спортивных мероприятий [Текст] : учеб. пособие / В.Н. Буянов [и др.]. - Ульяновск, Ульяновский государственный технический университет, 2016. - 170 с.

6. Вершинина, Т.И. Медико-биологический контроль лиц, занимающихся физическими упражнениями [Текст] : словарь-справочник / Т.И. Вершинина. - Иркутск : Аспринт. 2016. - 96 с.

7. Гентова, А.И. Спортивный травматизм и его влияние на занятия спортом [Текст] / А.И. Гентова, А.В. Крутов // Потенциал российской экономики и инновационные пути его реализации : материалы междунар. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов, проводимой в рамках III Междунар. конгресса молодых ученых по проблемам устойчивого развития, регион. форума предпринимательства «Свое дело - твой успех» / под ред. В.А. Ковалева, Б.Г. Хаирова. - Ч. II. - Омск, 2017. - С. 78-81.

8. Додонова, Л.П. Методы соматотипирования в возрастной и конституциональной антропологии [Текст] : учеб. пособие / Л.П. Додонова. - Новосибирск : Новосибирское книжное издательство, 2006. - 160 с.

9. Дуров, А.М. Основы возрастной и спортивной морфологии [Текст] : учеб.-метод. пособие / А.М. Дуров. - Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2016. - 52 с.

10. Макарова, Г.А. Спортивная медицина [Текст] : учебник / Г.А. Макарова. - М. : Советский спорт, 2003. - 480 с.

11. Матов, В.В. Без спортивной медицины спорт прогрессировать не может [Текст] / В.В. Матов // Вестник спортивной науки. - 2008. - № 4. - С. 86-89.

12. Миллер, Л.Л. Врачебный контроль [Текст] : учеб. пособие / Л.Л. Миллер ; Национал. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 2011. - 203 с.

13. Прокопьев, Н.Я. Физическое развитие детей и подростков [Текст] / Н.Я. Прокопьев, С.А. Орлов, П.Г. Койносов. - М. : КРУК, 1999. - 192 с.

14. Прокопьев, Н.Я. Формирование пропорций тела у детей разных соматических типов [Текст] / Н.Я. Прокопьев, Т.В. Потапова, С.А. Орлов. - Тюмень : Вектор Бук, 2001. - 153 с.

15. Прокопьев, Н.Я. Учебно-методическое совершенствование преподавания спортивной медицины в свете требований государственных образовательных стандартов [Текст] / Н.Я. Прокопьев // Качество высшего профессионального образования в начале XXI века : материалы Всерос. науч.-метод. конф., 13-15 сентября 2002 г.- Туапсе, 2002. - С. 128-131.

16. Прокопьев, Н.Я. Определение количества и качества здоровья. Часть 1. Основные понятия и методы [Текст] : учеб. пособие / Н.Я. Прокопьев, В.М. Чимаров. - Тюмень : Тюменский государственный университет, 2003. - 112 с.

17. Прокопьев, Н.Я. Возрастные особенности физического развития человека [Текст] : в 2 т. / Н.Я. Прокопьев. - М. : Висла, 2007.

18. Прокопьев, Н.Я. Физиологические возрастно-половые особенности физического развития человека [Текст] / Н.Я. Прокопьев, Т.В. Никитина, М.Н. Прокопьева, С.В. Соловьева // Библиография отечественной литературы. - Шадринск : Шадринский Дом Печати, 2007. - 347 с.

19. Прокопьев, Н.Я. Методическое совершенствование преподавания спортивной медицины в свете требований государственных образовательных стандартов [Текст] / Н.Я. Прокопьев // Альманах современной науки и образования. - 2007. - № 6. - С. 109-112.

20. Прокопьев, Н.Я. Спортивная медицина: учебно-методическое обеспечение преподавания [Текст] / Н.Я. Прокопьев // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2011. - № 1 (10). - С. 5-8.

21. Прокопьев, Н.Я. Современные образовательные подходы преподавания спортивной медицины в гуманитарном вузе [Текст] / Н.Я. Прокопьев // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2014. - № 1 (21). - С. 7-12.

22. Прокопьев, Н.Я. Образовательные подходы преподавания спортивной медицины в гуманитарном вузе [Текст] /Н.Я. Прокопьев //Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. 2016. - Т. 9. - № 1. - С. 8-14.

23. Прокопьев, Н.Я. Медико-педагогические подходы в оценке типов конституции человека [Текст] : учеб.-метод. пособие для самоподготовки студентов по дисциплинам «Анатомия человека», «Спорт. медицина» направления 49.03.01 «Физ. культура» / Н.Я. Прокопьев, В.И. Назмутдинова. - Тюмень : Изд-во Тюменского государственного университета, 2017. - 60 с.

24. Руководство по спортивной медицине [Текст] / под ред. В.А. Маргазина. - СПб. : СпецЛит, 2012. - 487 с.

25. Русакова, А.А. Принцип оказания первой помощи спортсменам и методы лечения [Текст] / А.А. Русакова // Бюллетень медицинских интернет-конференций. - 2014. - Т. 4. - № 5. - С. 842.

26. Скопинцов, В.И. Спортивный травматизм и его профилактика в процессе занятий физической подготовкой [Текст] / В.И. Скопинцов, Д.И. Толпеев, В.А. Горжий // Научные исследования: от теории к практике. - 2016. - № 1 (7). - С. 87-89.

27. Трушков, К.О. Спортивный травматизм, его особенности, виды, профилактика [Текст] // К.О. Трушков // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. - 2015. - № 3. - С. 213-215.

28. Sports medicine [Electronic resource] // Wikipedia. - Mode of access: https://en.wikipedia.org/wiki/Sports_medicine.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.