Научная статья на тему 'Место информационных технологий в исследовании и интерпретации фортепианной музыки Дебюсси'

Место информационных технологий в исследовании и интерпретации фортепианной музыки Дебюсси Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
149
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Дебюсси / интерпретация / пианизм / репертуар / исполнительство / фортепиано / Debussy / interpretation / piano playing / repertoire / performance / piano

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Портная Ирина Викторовна

Статья посвящена анализу роли информационных ресурсов, технологий и возможностей интернета в учебном процессе работы над музыкальным произведением в классе фортепиано, способствующих наиболее полному и разностороннему охвату материала и адекватному прочтению авторского текста студентами, педагогами и молодыми исполнителями. Отмечается усиление интереса к фортепианному наследию Дебюсси, исполнению и записи на диски ранее не столь популярных его произведений: Двенадцати этюдов и 13-го этюда, информация о котором стала доступна широкой аудитории в настоящее время благодаря развитию современных технологий. Отмечается также множественность интерпретаций, доступных в записи, и открывающиеся в этой связи возможности для развития творческой фантазии и аналитических способностей учащихся. Прослушивание записей пианистов, относящихся к разным исполнительским стилям, играющим одно и то же произведение, позволяет найти то общее, что характерно для интерпретации данной музыки. Приводится пример исследовательской работы музыковедов по анализу авторского исполнения Дебюсси, приведшей к корректировке печатного нотного текста и, как следствие, изменению традиции исполнения пианистами Прелюдии Дебюсси «Затонувший собор». В статье особо освещается, какому этапу работы над музыкальным произведением соответствуют какие возможности использования мультимедиа или библиотечных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of information technology in interpretation and research of Debussy’s piano music

This article reviews how information resources, technology and internet can assist students, teachers and performers in finding the correct creative interpretation of the urtext at the piano classes. The interest in Debussy’s piano legacy is increasing, his music, even lesser popular pieces such as 12 Etudes and Etude retrouvee, is widely performed and recorded by different pianists. The modern technologies made these rare pieces accessible to the general public. Access to the recordings of many different interpretations provides opportunities for the creative and analytical development of the students. Listening to the recordings of the same piece performed by pianists of different performing styles allows seeing the similarities typical for the interpretations of this particular music. The article gives an example of correcting the published score and therefore changing interpretation tradition of the prelude La cathidmle engloutie based on Debussy’s own performance. The article also discusses how different stages of studying Debussy’s piano music can be assisted by utilization of multimedia or library resources.

Текст научной работы на тему «Место информационных технологий в исследовании и интерпретации фортепианной музыки Дебюсси»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

УДК 781.68

И. В. Портная

МЕСТО ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИССЛЕДОВАНИИ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКИ ДЕБЮССИ

ортепиаеные произведения Дебюсси (две тетради «Образов», «Остров радости», «Детский уголок», «Эстампы», Прелюдии, 12 этюдов) в начале XXI века продолжают оставаться актуальными в качестве концертного и педагогического репертуара. Интерес к ним как к наполнению концертных программ со временем только усиливается. Исполняется целиком и записан многими исполнителями не столь популярный ранее (до 50-х годов XX века) цикл этюдов. Тринадцатый этюд Дебюсси, рукопись которого сохранилась, имеющий авторское название «Для сложных арпеджио», как и этюд, вошедший в цикл, также записан на диски и исполняется такими выдающимися пианистами, как Жан-Эффлам Бавузе, Артур Писарро, Жан-Ив Тибоде. Нередко 13-й этюд {«Etude retrouvée») ставят как интермеццо между двумя тетрадями этюдов, а также исполняют отдельно.

Благодаря использованию современных технологий мы смогли услышать и вообще узнать о существовании 13-го этюда Дебюсси. Рой Ховат, исследователь творчества Дебюсси, опубликовал на своем сайте информацию о собственном открытии — он издал рукопись этюда (Debussy Cl. Étude retrouvée. A First Version of «Pour les arpèges composés». Piano solo realized by Roy Howat — Bryn Mawr: Theodor Presser) и смог доказать, что это другое произведение, а не черновая версия этюда, вошедшего в цикл. (Ноты и рукопись были им изданы еще в 1980, но отечественным исследователям эта информация стала доступна только в начале XXI века).

Множественность интерпретаций, количество записей на дисках музыки Де-

© И. В. Портная, 2014

бюсси пианистами различных исполнительских стилей позволяет ознакомиться с вариантами прочтения нотного текста и выявить то общее, что характерно для интерпретации данной музыки в принципе, что можно почерпнуть для собственной работы над произведением как студенту, так и педагогу. Из записей можно извлекать конкретную пользу: студент приучается не копировать чью-то запись, а анализировать и извлекать полезное, развивать творческую фантазию, замечать, что точное прочтение авторских указаний характерно для всех крупных исполнителей, а индивидуальное участие исполнителя складывается из не указанных автором в нотах: темпа по метроному, диапазона динамики, педализации и туше (прикосновения к клавиатуре).

Записи исполнения самого Дебюсси стали в настоящее время общедоступны: их можно прослушать на youtube.com, что также имеет немаловажное значение не только как историческое свидетельство, но и то, что может оказывать влияние на интерпретацию музыки французского композитора. Так, исследования музыковедов, проведенные после выхода этих записей (сделанных в 1913 и ранее не доступных большинству пианистов и, соответственно, не оказывавших влияния на более ранние интерпретации) на пластинке в 1962 году, привели к уточнению темпа в начале прелюдии Дебюсси «Затонувший собор». Исполнители руководствовались изданным нотным текстом. В своей книге «Дебюсси в пропорциях» [6] Рой Ховат математически проанализировал темиовые соотношения и рассчитал точку золотого сечения в формообразовании этой Прелюдии в изданном варианте и в авторской интерпре-

Ф

ВЕСТНИК МУЗЫКАЛЬНОЙ НАУКИ

тации. Исполнение Дебюсси отличалось от нотной записи совершенством формы. П. Перейра отмечает, что «это позволило Р. Ховату установить истинные темповые изменения, с которыми Прелюдия и была опубликована в издании Дюрана в 1985» [7, с. 110]. В своей статье П. Перейра опубликовал таблицу, из которой следует, что пианисты, работавшие непосредственно с Дебюсси, такие, как Джордж Копиленд и Альфред Корто, играли эту прелюдию в тех же темпах, что и сам композитор. «Впоследствии, начиная с 1990 года, все большее число исполнителей придерживаются скорректированной в соответствии с авторским исполнением версии» [2, с. 213].

Работа над произведением складывается в несколько этапов: ознакомление, разбор, разучивание (техническая работа), выигрывание, концертное исполнение — как итог проделанной в классе и дома работы. На всех предшествующих концерт-

ному исполнению этапах работа с библиографическими и медиа материалами и ресурсами имеет немаловажное значение. В этом плане в отечественном музыкальном образовании сложилась определенная традиция. На этапе ознакомления с произведением прослушивается музыка данного автора, не только непосредственно то произведение, которое будут исполнять, с целью расширения общей эрудиции и выявления стилистических особенностей музыки. На этапе разбора проходит работа с нотным текстом. Для нее привлекаются, как правило, библиотечные ресурсы. В случае с фортепианной музыкой Дебюсси, в частности, в работе над этюдами, мы имеем возможность ознакомиться с рукописными нотными листами автора, существующими в изданном виде [4]. Кроме того, воспоминания пианистов (М. Лонг), в том числе, изданные на русском языке, помогают исполнителям лучше понимать намерения автора.

Литература

1. Корыхалова Н. Увидеть в нотном тексте...: О некоторых проблемах, с которыми сталкиваются пианисты (и не только они). - СПб.: Композитор, 2008. — 256 е.: нот.

2. Портная И. Исполнительское искусство Клода Дебюсси // Казанская наука. 2010, № 5. - Казань: Иад-во Казанский Издательский Дом, 2010. - С. 209-213.

3. Рабинович Д. Исполнитель и стиль. Избранные статьи. Вып. I, Проблемы пианистической стилистики. - М.: Сов. композитор, 1979. - 320 с.

4. Debussy Cl. Etudes pour le piano. Fac-similé des esquisses autographes (1915). Introduction de Roy Howat - Publications du centre de

documentation Claude Debussy, Tome V. -Minkoff, Genève, 1989.

6. Dunoyer C. Debussy and Early Debussystes at the Piano // Debussy in Performance, edited by James R. Briscoe. — Yale University Press. New Haven & London, 1999 - P. 91-118.

6. Howat R. Debussy in proportion: A Musical Analysis. - Cambridge: Cambridge University Press, 1983.

7. Pereira R.P. La cathédrale engloutie: Is musicology changing the way we perform? — International Symposium on Performance Science, 2007. -P. 109-114. [Электронный ресурс]. URL: http://www.legacyweb.rcm.ac.uk/cache/ fl0020188.pdf

References

1. Korykhalova N. Uvidet' v notnom tekste...: O nekotorykh problemakh, s kotorymi stalkivaiutsia pianisty (i ne tol'ko oni). [To find in music score: Regarding certain problems encountered by pianists (and not only them)] SPb.: Kompozitor. Sankt-Peterburg, 2008. 256 s.: not.

2. Portnaia I. Ispolnitel'skoe iskusstvo Kloda Debiussi. [Performing art of Claude Debussy] Kazanskaia nauka. 2010, № 5. Kazan': Izd-vo Kazanskii Izdatel'skii Dom, 2010. 8. 209-213.

3. Rabinovich D. Ispolnitel' i stil'. Izbrannye stat'i. Vyp. I, Problemy pianisticheskoi stilistiki. [Performer and Style. Selected articles. Problems of piano playing stylistic] M.: Sov. kompozitor, 1979. 320 s.

4. Debussy CI. Etudes pour le piano. Fac-similé des esquisses autographes (1915). Introduction de Roy Howat - Publications du centre de documentation Claude Debussy, Tome V. Minkoff, Genève, 1989.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ..

5. Dunoyer C. Debussy and Early Debussystes at the Piano Debussy in Performance, edited by James R. Briscoe. Yale University Press. New Haven & London, 1999. P. 91-118.

6. Howat R. Debussy in proportion: A Musical Analysis. Cambridge: Cambridge University Press, 1983.

7. Pereira R. P. La cathédrale engloutie: Is musicology changing the way we perform? -International Symposium on Performance Science, 2007. P. 109-114. http:// www. legacyweb.rcm.ac. uk/cache/ fl0020188.pdf

Место информационных технологий в исследовании и интерпретации фортепианной музыки Дебюсси

Статьи посвящена анализу роли информационных ресурсов, технологий и возможностей интернета в учебном процессе работы над музыкальным произведением в классе фортепиано, способствующих наиболее полному и разностороннему охвату материала и адекватному прочтению авторского текста студентами, педагогами и молодыми исполнителями. Отмечается усиление интереса к фортепианному наследию Дебюсси, исполнению и записи на диски ранее не столь популярных его произведений: Двенадцати этюдов и 13-го этюда, информация о котором стала доступна широкой аудитории в настоящее время благодаря развитию современных технологий. Отмечается также множественность интерпретаций, доступных в записи, и открывающиеся в этой связи возможности для развития творческой фантазии и аналитических способностей учащихся. Прослушивание записей пианистов, относящихся к разным исполнительским стилям, играющим одно и то же произведение, позволяет найти то общее, что характерно для интерпретации данной музыки. Приводится пример исследовательской работы музыковедов по анализу авторского исполнения Дебюсси, приведшей к корректировке печатного нотного текста и, как следствие, изменению традиции исполнения пианистами Прелюдии Дебюсси «Затонувший собор». В статье особо освещается, какому этапу работы над музыкальным произведением соответствуют какие возможности использования мультимедиа или библиотечных ресурсов.

Ключевые слова: Дебюсси, интерпретация, пианизм, репертуар, исполнительство, фортепиано.

Role of information technology in interpretation and research of Debussy's piano music

This article reviews how information resources, technology and internet can assist students, teachers and performers in finding the correct creative interpretation of the urtext at the piano classes. The interest in Debussy's piano legacy is increasing, his music, even lesser popular pieces such as 12 Etudes and Étude retrouvée, is widely performed and recorded by different pianists. The modern technologies made these rare pieces accessible to the general public. Access to the recordings of many different interpretations provides opportunities for the creative and analytical development of the students. Listening to the recordings of the same piece performed by pianists of different performing styles allows seeing the similarities typical for the interpretations of this particular music. The article gives an example of correcting the published score and therefore changing interpretation tradition of the prelude La cathédrale engloutie based on Debussy's own performance. The article also discusses how different stages of studying Debussy's piano music can be assisted by utilization of multimedia or library resources.

Keywords: Debussy, interpretation, piano playing, repertoire, performance, piano.

Портная Ирина Викторовна — кандидат искусствоведения, старший преподаватель Института музыки, театра и хореографии Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург.

E-mail: irLna.portnaya@gmail.com

Irina Portnaya, PhD in Arts History, Senior lecturer at the Institute of Music, Theater and Choreography of the Herzen Pedagogical State University, St. Petersburg.

E-mail: irina.portnaya@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.