Научная статья на тему 'Место игры в духовно-практической деятельности человека'

Место игры в духовно-практической деятельности человека Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
247
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА / ДУХОВНОСТЬ / ДУХОВНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СОЦИАЛЬНО-РОЛЕВЫЕ НОРМЫ / ТВОРЧЕСТВО / GAME / SPIRITUALITY / SPIRITUAL AND PRACTICAL ACTIVITIES / PUBLIC RELATIONS / SOCIAL-ROLE NORMS / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Желтов Михаил Павлович, Гущина Екатерина Вячеславовна

Показана одна из важнейших составляющих духовно-практической жизни человека – игра, в которой рождается и реализуется духовность. Отмечено, что игровая деятельность способствует трансляции прогрессивного духовно-нравственного опыта при наличии в ней творческой составляющей, морально-нравственных норм и ценностей предшествующих поколений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PLACE OF GAMES IN SPIRITUAL AND PRACTICAL HUMAN ACTIVITIES

The article shows one of the most important components of spiritual and practical life of a man − a game in which spirituality is born and realized. The authors regard that the play activity promotes the progressive transmission of spiritual and moral experience in the presence of its creative part, moral norms and values ​​of previous generations.

Текст научной работы на тему «Место игры в духовно-практической деятельности человека»

мокшанском, эрзянском и чувашском языках. Появление негосударственных коммерческих телеканалов в масштабах всей страны не изменило ситуацию, когда государственное ТВ доминировало в региональном телевещании благодаря созданной в советский период материально-технической базе. ГТРК «Марий Эл», «Мордовия» и «Чувашия» остаются единственными телекомпаниями, распространяющими вещательный продукт на всей территории этих республик.

Одним из существенных качеств современной телевизионной журналистики становится регионализация, интерес самой широкой аудитории к новостям местного масштаба. Региональное ТВ тем самым способствует многофакторному развитию общества, стимулирует инициативу, открывает новые возможности для расширения свободы слова, выполняет объединяющую население функцию на основе как традиционных, так и инновационных культурных ценностей, самобытных этнокультурных особенностей того или иного народа. В современном обществе ТВ стало универсальным каналом воздействия человека на материальный и духовный опыт. Оно также является действенным инструментом ценностного ориентирования личности, выступает не только как средство массовой информации и коммуникации, но и как зеркало, проекция всей объективной действительности.

Литература

1. Данилов А.А. Становление и развитие телевидения в регионах России во второй половине XX - начале XXI вв. (на материалах Марийской, Мордовской и Чувашской республик): дис. ... докт. ист. наук. Казань, 2010.

ДАНИЛОВ АНДРЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ. См. с. 94.

УДК 101.1:316

М.П. ЖЕЛТОВ, Е.В. ГУЩИНА МЕСТО ИГРЫ В ДУХОВНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Ключевые слова: игра, духовность, духовно-практическая деятельность, общественные отношения, социально-ролевые нормы, творчество.

Показана одна из важнейших составляющих духовно-практической жизни человека - игра, в которой рождается и реализуется духовность. Отмечено, что игровая деятельность способствует трансляции прогрессивного духовно-нравственного опыта при наличии в ней творческой составляющей, морально-нравственных норм и ценностей предшествующих поколений.

M.P. ZHELTOV, E.V. GUSHCHINA THE PLACE OF GAMES IN SPIRITUAL AND PRACTICAL HUMAN ACTIVITIES

Key words: game, spirituality, spiritual and practical activities, public relations, social-role norms, creativity.

The article shows one of the most important components of spiritual and practical life of a man - a game in which spirituality is born and realized. The authors regard that the play activity promotes the progressive transmission of spiritual and moral experience in the presence of its creative part, moral norms and values of previous generations.

Жизнь общества неразрывно связана с процессами социализации, сохранения ценностей культуры, закрепленных в обрядах, традициях, играх, музыке, живописи и архитектуре, а также с их передачей последующим поколениям. Распространяясь на все социокультурные процессы, игра проявляется в таких формах общественной деятельности, как духовно-практическое освоение социальной действительности (моральная, политическая и правовая) и духовное освоение окружающего мира (например, искусство, философия, религия). В игре рождается и реализуется то, что отличает человека от других живых су-

ществ - это духовность, которая является смыслообразующим отношением человека к миру, другому человеку и самому себе. Она связана с интеллектуально-мыслительной, чувственно-эмоциональной и волевой сторонами личности и формируется в процессе внутренней работы человека над собой путем проявления чувства любви и творческой самоотдачи людям, обществу, миру. Однако проявление духовности возможно только во взаимодействии с другими людьми, и игра представляется нам универсальным способом духовного бытия человека в мире и мира в человеке.

Духовность заключается в утверждении ценности человека, признании приоритета интересов другого над собственными и не дается человеку изначально. Встраиваясь в предметный мир, духовность развивается как в процессе исторического опыта социального взаимодействия, так и в ходе специально организованного игрового процесса с целью включения человека в широкий социокультурный контекст освоения общечеловеческих ценностей. Мы рассматриваем игру как особый вид целевой коммуникации, в ходе которой человек перенимает духовный опыт и профессиональную компетенцию других людей для удовлетворения индивидуальных интересов. Игра всегда объединяла участников друг с другом, позволяла многократно повторять важные для духовной жизни общества действия (обряды, ритуалы), и это способствовало сохранению самоидентификации и способствовало передаче накопленного опыта предшествующих поколений (знаний, культуры, традиций).

Как известно, любые общественные изменения, протекающие в мире, носят двойственный характер. С наступлением эпохи Постмодернизма жизнь современного общества невозможно представить без игры, в этот период ее влияние усиливается и всё стремится к тому, чтобы стать игрой, придавая ей универсальное значение. На первый план выходят игровые элементы, сущность которых изменяется и начинает приобретать негативную окраску - условность границ между игрой и жизнью (подмена реальности), необязательность цели игры (игра ради игры) и соблюдения правил игры (узаконенность хаоса и дезорганизации), эскапизм (бегство от реального мира путем создания собственных фантазийных или иллюзорных миров, уход в мир игры). Это привело к нарушению духовной сферы жизни: сдвигу социокультурных ориентиров в сторону девальвации духовных ценностей и амбивалентности морально-нравственных установок, распространению потребительского типа воспроизводства общественной жизни. Под влиянием таких изменений стала отвергаться творческая составляющая игры, которая необходима для раскрытия ее позитивного потенциала. Происходят отторжение игрока и общества, разобщение игроков. В этих условиях невозможна трансляция прогрессивного духовно-нравственного опыта. В современном мире трансформировалось и значение игры. Она стала объектом потребления, средством извлечения прибыли, образом жизни, а это, в свою очередь, породило такие явления, как, например, Интернет-зависимость, игромания (лудомания). Кризис духа человека привел к формированию ценностей индивидуалистического характера, связанных с практическим успехом и достижением личного благополучия с ориентацией на независимость и личную свободу.

Игровая деятельность, как исторически сложившееся общественное явление, представляет собой один из компонентов целостной культуры общества и развивается вместе с ним. Вопрос об историческом возникновении игровой деятельности наиболее содержательно проработал Д.Б. Эльконин, обосновавший положение о том, что ее возникновение тесно связано с воспитанием подрастающего поколения. Ребенок входит в этот мир через игру, содержанием которой является не предмет, его изменение или употребление, а отношения между людьми, осуществляемые через действия с предметами, т.е. отношения не человек-предмет, а человек-человек. На основе подготовки подра-

стающего поколения к жизни в качестве полноценного члена общества, как подчеркивает Д.Б. Эльконин, выделились «особые упражнения, направленные на формирование таких способностей, как сила, ловкость, выносливость, меткость» [4. С. 94]. Познавая мир человеческой культуры через игру, дети в процессе воспитания и обучения приобщаются и к духовной жизни. В игре с детства усваиваются такие основополагающие понятия, как нравственность, мораль, умение понимать не только себя, но и других, разрешать возникшие в ходе игры проблемы. Реальный и игровой - это миры, в которых существуют люди. Эти миры находятся в постоянном психологическом противоречии между необходимостью соблюдать правила и свободой действий. Игра, как форма осознания общности человека с другими людьми, дает возможность укрыться от этого противоречия бытия, включая бытие собственного «Я».

Игра ориентирует человека в мире бытия и дает возможность различать жизнь и псевдожизнь. И в псевдожизни проявляется активность, однако направлена она на достижение внешнего соответствия, что приводит к поиску псевдозаменителей в алкоголе, наркотиках, компьютерных и азартных играх, и человек начинает жить в мире иллюзий. Как индивидуальность человек может состояться лишь в том случае, когда он представляет ценность не только для себя самого. Человек, который не играл в детстве, будет испытывать значительные трудности адаптации, став взрослым, потому что огромный пласт духовно-нравственного опыта будет скрыт от него.

Со своей стороны общество предъявляет к человеку систему требований, прав и обязанностей, которые с возрастом становятся более серьезными, а степень самостоятельности и ответственности за поступки повышается. Круг обязанностей и интересов определяется системой требований, ожиданий и воздействий со стороны взрослых. Социальное взаимодействие устанавливается сначала с близкими и родными людьми, расширяясь позднее до окружающего социума. Бытие общественных отношений отражается на личности через присвоение человеком общественно значимых ценностей, усвоение социально-ролевых норм и установок, принятых в общественно-исторической ориентации его культуры. Таким образом, индивидуальное бытие личности формируется через внутреннюю позицию, личностные смыслы, на основе которых человек строит свое мировоззрение и определяет индивидуальные варианты ценностных ориентаций, формирующих его жизненный опыт.

Происходящие в обществе преобразования предъявляют высокие требования к современному человеку. Его личностный успех во многом зависит от умения ориентироваться в ситуации интенсивного развития рыночных отношений. Это вызывает необходимость в новых подходах к проблеме духовно-нравственного формирования личности, и в качестве одного из них мы рассматриваем значение игрового начала в духовно-практическом освоении социальной действительности.

Игровые и моральные нормы распространяются и на отношения между людьми, которые невозможно регулировать государственными органами, например, на дружбу, товарищество. При всех меняющихся условиях жизни относительную устойчивость имеют особые отношения, которые называются нравственными. Игра учит различать добро и зло, нравственность и безнравственность, выражая их в чувствах по поводу своих действий. Нравственные нормы поведения людей поддерживаются общественным мнением, а правовые - правилами игры государственной власти. Нравственные санкции в виде одобрения или осуждения имеют духовный характер.

Нормы пронизывают всю нашу жизнь. Человек усваивает те нормы и правила, которые признаются окружающими его людьми, обеспечивают взаимопони-

мание, облегчают установление контактов и достижение общей цели в ходе совместной деятельности. Социальные нормы являются нормативно одобренными формами поведения в системе ролевых отношений и предполагают наличие у человека соответствующих желаний, целей, убеждений, чувств, ценности действий и установок. Через осознание социальных ролей в качестве правил поведения человек переживает свое соответствие или несоответствие этим правилам.

Производство материальных и духовных благ, политика и управление, общение и познание, творчество, воспитание и самовоспитание связаны с игрой как универсальной формой и способом удовлетворения многообразных потребностей личности и общества. Позитивное влияние игр широко используется во многих сферах деятельности человека. Существуют профессиональные имитационные игры (деловые, организационно-деловые, управленческие), которые имитируют производственную ситуацию, а группа профессионалов (коллектив, команда) совместно вырабатывает оптимальное решение. Характерной чертой таких игр является наличие ролей и их распределение между участниками. Имитационные игры дают возможность участвовать в проектировании профессиональной деятельности. В лечебных целях формой игровой деятельности служит игротерапия. Учебные игры подразделяются на дидактические, учебно-дидактические и сочетают в себе игровую и учебную деятельности.

Политические институты общества накладывают заметный отпечаток на идеологию и общественное сознание. Воздействие идеологии на политическую практику осуществляется через овладение сознанием людей с помощью игровых технологий. Активным проводником политики в современном мире становятся средства масс-медиа (от лат. «media», «medium» - средство, посредник), выступающие активными участниками политических игр, оказывая огромное влияние на общественное мнение и поведение, формируя массовое, групповое и индивидуальное сознание. С помощью политтехнологов, политических имиджмейкеров, PR-специалистов (от англ. public relations - связь с общественностью) осуществляется публичная деятельность политика, цель которой - установление и поддержание связей с тем контингентом людей, которые для субъекта PR играют значительную роль в достижении поставленной им цели.

В ряде компаний игра часто основывается на элементах театрального действа: создание корпоративного кодекса, устанавливающего правила игры для сотрудников, четкое распределение ролей, совместное пение гимна компании под музыкальное сопровождение на собственных праздниках и ежегодных собраниях компании. Играть стало не просто престижно, но и необходимо. Сотрудников фирм обязывают участвовать в корпоративных праздниках, заниматься модными видами спорта для создания положительного имиджа фирмы. Уклонение от подобных мероприятий рассматривается руководством как неуважительное отношение к корпоративной (организационной) культуре и ее ценностям [2. С. 39]. Следовательно, бизнес можно рассматривать как игру, включающую «в себя множество более мелких игр, которые все вместе и образуют бизнес. Секрет правильного ведения одной игры часто включает умение в то же самое время грамотно играть в другие игры» [3. С. 25]. Американские исследователи в области экономики и бизнес-коммуникаций Дж. Гриффин и С. Паркер игрой называют «набор действий или маневров, направленных на достижение определенного результата - вознаграждение затраченных усилий» [3. С. 19], а элементами корпоративных игр - ключевую ценность, набор действий, принцип власти, распределение ролей, результат (развязка). Именно она помогает отделить «явные элементы» от настоящей цели проведенных маневров.

Игра чрезвычайно многообразна, и всех ее конкретных форм не перечислить. Вся наша жизнь пронизана игрой, в которой находят свое выражение

любовь, гнев, радость, печаль. В игре мы приучаемся смотреть на себя глазами другого человека, внутренний мир человека обогащается ролями других людей. Игра становится одним из самых востребованных и влиятельных явлений и как вид социальной коммуникации дает ключ к общенациональной культуре и сохранению духовного здоровья общества. Понять игру - означает осознавать растущую силу ее влияния.

Литература

1. Голви У.Т. Работа как внутренняя игра: фокус, обучение, удовольствие и мобильность на рабочем месте. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 252 с.

2. Гриффин Дж., Паркер С. Корпоративные игры: пособие по выживанию / пер. с англ. Ю.М. Филиппова. М.: Вершина, 2004. 160 с.

3. Эльконин ДБ. Избранные психологические труды. М.: Междунар. пед. акад., 1995. 221 с.

ЖЕЛТОВ МИХАИЛ ПАВЛОВИЧ. См. с. 79.

ГУЩИНА ЕКАТЕРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНА - соискатель ученой степени кандидата философских наук кафедры философии и методологии науки, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (evgushchina@gmail.com).

GUSHCHINA EKATERINA VYACHESLAVOVNA - a competitor of scientific degree of Philosophical Sciences candidate of Science Philosophy and Methodology Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

УДК 130.122

Ю.П. КУЛЬКОВ

ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО

Ключевые слова: эпистемология, сущность, трансцендентальный, социокультурная реальность, субъект теоретического познания.

Исследован термин «трансцендентальное», введенный в средневековой философии для обозначения выхода за пределы ограниченного существования эмпирического бытия. И. Кант придал этому термину особый статус, характеризующий собой все то, что относится к априорному знанию возможного опыта. Автор статьи утверждает, что истолкование трансцендентального в качестве априорного знания возможно лишь с позиций научно ориентированной философии К. Маркса. Научное знание характеризует собой достижение человеческой практики, представленное в теоретическом познании отражением социокультурной реальности. Организацией, воспроизводящей такую реальность, становится мировоззренческая структура, характеризующая независимость мышления от частного опыта и выступающая в познании в качестве априорного знания.

Yu.P. KULKOV EPISTEMOLOGICAL STATUS TRANSCENDENTAL

Key words: epistemology, essence, transcendental, socio-cultural reality, the subject of theoretical knowledge.

The present article is devoted to the investigation of the term transcendental. The term was introduced at the middle-ages philosophy to determine an exit out of the limit of empirical existence.

Kant attached a content of a priori knowledge to the term «transcendental». The author of this article affirms investigative meaning of transcendental from the position of Marx’s scientific philosophy. Scientific knowledge was evidently the refection of man’s organization of nature as sociocultural reality. The reflection of this reality is world-views structure of independent thinking from an individual’s experiment. This thinking produces a priori knowledge.

Формирование понятия трансцендентального происходило в недрах средневековой схоластики для обозначения наличия особой высшей характеристики бытия, содержание которого не в состоянии объяснить категориями, характеризующими ограниченность, конечность, эмпиричность мира.

И. Кант придал категории «трансцендентальность» новое содержание с позиций гносеологии субъективного идеализма. В познании он четко сумел провести подразделение опытного («предметы чувствами нам даны») и доопытного,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.