Научная статья на тему 'МЕСТО И РОЛЬ СУБЪЕКТОВ АЗРФ В РАЗВИТИИ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ В СОВРЕМЕННОЙ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ И ГЕОЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ'

МЕСТО И РОЛЬ СУБЪЕКТОВ АЗРФ В РАЗВИТИИ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ В СОВРЕМЕННОЙ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ И ГЕОЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
38
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕСТО И РОЛЬ СУБЪЕКТОВ АЗРФ В РАЗВИТИИ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ В СОВРЕМЕННОЙ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ И ГЕОЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ»

Бхагват Дж.В.

PhD, доцент кафедры регионоведения, международных отношений и политологии САФУ

Шапаров А.Е.

д.полит.н., профессор кафедры регионоведения, международных отношений и политологии САФУ

МЕСТО И РОЛЬ СУБЪЕКТОВ АЗРФ В РАЗВИТИИ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ В СОВРЕМЕННОЙ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ И ГЕОЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

Ключевые слова: Арктика, Северный морской путь, геополитика, геоэкономика, Арктическая зона Российской Федерации, транспортный коридор.

Keywords: Arctic, Northern Sea Route, geopolitics, geo-economics, Arctic zone of the Russian Federation, transport corridor.

Арктический регион в современных условиях по-прежнему остается одним из наиболее перспективных регионов. Это уникальная территория, имеющая огромный потенциал и в области экономики, и в области научно-технического развития, и в области транспортно-логического формирования. Кроме того, деятельность в Арктической зоне дает огромное поле для развития международных отношений и сотрудничества стран в области совместной реализации проектов.

Важным элементом Арктического региона как для нашего государства, так и для иных стран, является Северный морской путь - кратчайший морской путь между Европейской частью России и Азией - «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике»1.

Путь получил своё развитие, начиная с 1525 г, когда со слов русского дипломата Дмитрия Герасимова был составлен первый проект Северо-Восточного прохода и по наши дни. Границы Северного морского пути, имевшие место в разные исторические периоды, представлены на рис. 1.

Архангель область

"У"

IБаренцево море уу» рский сектор

ч

Ненецкий АО

Карскоеуморе

•Я

Саб erra

СЕКТОР ВосточИ°- /

севморпути Сибирское море J __f

Море Лаптевых

ЧГ

Республика Саха (Якутия)

Петропавло! Камчатский

Охотское море

Исключительная экономическая зона РФ

Сухопутные территории Арктической зоны РФ (го указу президента РФ от 02.05.2014 г., в редакции указа президента РФ от 13.05,2019 г.)

Акватория Северного морского нута (по №132-ФЗ от 28.07.2012 г) Северный морской транспортный коридор

Северный морской путь

Границы района деятельности Главного управления Северного морского пути (по постановлению Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 22.06.1936 г.)

Границы применения Полярного кодекса

Рисунок 1.

Границы Северного морского пути в разные периоды времени2

Филина В.Н. Транспортное обеспечение арктических территорий // Проблемы развития территории. 2021. - Т. 25, № 2. С. 32. БО!: 10.15838/рШ021.2.112.2

" Консультационный центр Гекон.

- http://newsite.gecon.ru/

31

Данная транспортная коммуникация имеет ряд преимуществ, таких как:

- минимальные сроки, необходимые для транспортировки полезных ископаемых;

- сокращение рейсовых затрат на транспортировку;

- экономия топлива, которая осуществляется за счет снижения расстояния, которые необходимо пройти;

- низкая загруженность Северного морского пути;

- безопасность для рейсов из-за отсутствия на пути пиратства1.

Значение Северного морского пути для России невозможно переоценить. В первую очередь - это прямой доступ к ресурсам Арктической зоны, которые достаточно разнообразны. Так, на сегодняшний день в исследуемой зоне добывают 10% нефти и 25% газа от общемирового объема. И большая ее часть (80%) приходится на долю России.

Международной ассоциацией государственных оценщиков было выявлено, что ориентировочная стоимость сырья, расположенного в арктических недрах, более 30 трлн долларов, из них разведано сырья лишь на 1,5-2 трлн долларов2.

От того, насколько успешно будет происходить развитие Северного морского пути, напрямую зависит экономика 29 российских субъектов. Данный транспортный коридор взаимодействует с 70% регионов, и фактически обеспечивает для них доставку товаров первой необходимости.

Именно поэтому стратегиям развития Арктики и Северного морского пути в российской государственной системе уделяется такое значение: формируются нормативно-правовые акты, контроль осуществляется лично президентом страны и пр. И теоретическая база, и методические рекомендации для практических действий, тщательно проработаны и проанализированы. А для наибольшей эффективности и максимальной поддержки инвесторов на всей арктической территории был сформирован новый объект государственного управления - Арктическая зона Российской Федерации (далее - АЗРФ).

АЗРФ - новый вид государственной поддержки, распространяющийся на всю территорию Арктической зоны. Компании, представившие проекты с объемом инвестиций более 1 млн рублей, могут получить статус резидента АЗРФ и воспользоваться льготами и другими преимуществами3. Существуют такие федеральные налоговые льготы, как:

- Нулевой налог на прибыль в течение 10 налоговых периодов после получения первой прибыли;

- 0,5 действующей ставки НДПИ только в отношении твердых полезных ископаемых и новых месторождений;

- Отсутствие НДС на перевозку грузов за пределы РФ морским транспортом и на ледокольную проводку морских судов, выполняющих перевозку грузов за границу РФ;

- Нулевая ставка по НДПИ при добыче горючего газа для производства сжиженного природного газа и (или) для производства нефтехимических продуктов, произведенных на новых мощностях, которые были введены в эксплуатацию после 1 января 2022 года;

- 75% страховых взносов субсидируются только для новых рабочих мест;

- 3,75% - ставка по страховым взносам субъектов МСП-резидентов АЗРФ4.

Расположение АЗРФ на карте представлено на рис. 2.

Для регионов предусмотрены льготы по налогу на доходы физических лиц и административные льготы, которые дают возможность:

- создания свободной таможенной зоны (ЗСТ) на специально оборудованных территориях жителей Арктической зоны;

- выделения земли жителям российской части Арктики без торгов;

- выполнения проверок жителей только после разрешения Министерства по развитию Востока России;

- проведения экологической и государственной экспертизы документов в одно и то же время;

- защиты прав и интересов резидентов Арктики;

- особых правил работы пропускных пунктов на границе страны в российской части Арктики5.

Для достижения наибольшей эффективности, с сохранением при этом законности, вся деятельность резидентов АЗРФ подлежит тщательной регламентации. Более того, для АЗРФ предусмотрено комплексное сопровождение, которое осуществляется АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» и его дочерние предприятия.

Развитие АЗРФ и ее субъектов напрямую будет влиять на развитие Северного морского пути, именно поэтому ему уделяется такое значение. Особенно важно это учитывать в современной геополитической и геоэкономической ситуации. Рассмотрим основные направления развития АЗРФ на сегодняшний день.

По указу Президента РФ в АЗРФ будут развивать направление круизного туризма, данная область развития отражена и в государственной программе «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федера-

1 Лукин Ю.Ф. Анализ деятельности Северного морского пути // Вестник МГТУ. 2015. - № 3. - https://cyberleninka.ru/ article/n/analiz-deyatelnosti-severnogo-morskogo-puti

2 Ассоциация «Саморегулируемая организация оценщиков». - https://srosovet.ru/activities/international/us-structure-appraisers/

3 Северный морской путь история, регионы. Т. 3 / Центр энергетики Московской школы управления СКОЛКОВО. 2020. -С. 72. - .skolkovo.ru/downloads/documents/SEneC/Research/SKOLKOVO_EneC_RU_Arctic_Vol3.pdf

4 Сахарова С.М., Долгова С.А., Боброва Е.А., Овсянникова С.И. Стратегические мероприятия государственного управления социально-экономическим развитием территории Арктической зоны // Экономика и предпринимательство. 2021. - № 5 (130). -С. 423-432.

5 Серова Н.А., Серова В.А. Основные тенденции развития транспортной инфраструктуры российской Арктики // Арктика и Север. 2019. - № 36. - С. 46. Б01: 10.17238Zissn2221-2698.2019.36.42

ции» от 30 марта 2021 г. № 484. План мероприятий по реализации концепции должен быть разработан Ростуризмом и внесен в Правительство до 1 июля 2022 года1.

1 - Мурманская область 6 - Красноярский край (в составе Таймырского (Долгано-Ненецкого) муниципального района,

1 - Республика Карелия (в составе Лзухского, Кемскога и Беломорского городского округа Норильск, муниципального образования гор. Игарка Туруханского

муниципальных районов) муниципального района)

3 ■ Архангельская область (а составе Онежского, Приморского и Мезенского 7 ■ Республика Сака (Якутия) (в составе - Абыйского, Аллаиховского, Анабарского, муниципальных районов, городских округов Архангельск, Северодвинск и Новодвинск, Булуьского, Верхоянского, Жиганского, Оленекского, Нижнеколымского, Среднеколымсного. а также административно принадлежащих ей арктических островов) Усгь-Якского и Эвено-Бытавайского улусов)

4 Ненецкий автономный округ 8 - Чукотский автономный округ

5 - Ямало-Ненецкий автономный округ 9 - Республика Коми (в составе городского округа Воркута)

(О Лукин Ю.Ф.; Еремии А.Э.. 2011г.

Рисунок 2.

Расположение АЗРФ на карте2

Данное направление было выработано в связи с большой популярностью туризма в арктическом направлении как среди наших граждан, так и среди зарубежных туристов. Эти экспедиции требуют некоторой подготовки, но они довольно востребованы. Наиболее актуальными признаны следующие территории:

- архипелаг Земля Франца-Иосифа,

- архипелаг Новая Земля,

- острова Чукотского моря;

- арктические города (Салехард, Дудинка, Диксон)3.

Кроме того, большой популярностью пользуются специальные туры на борту атомохода «50 лет Победы» по маршруту Ном (Аляска, США) - Северный морской путь - Тромсе (Норвегия). Такую востребованность можно объяснить уникальными природными условиями региона.

Однако в данном направлении необходимо предпринять ряд шагов к его совершенствованию. Следует:

- провести работу по совершенствованию нормативно-правовой базы;

- увеличить уровень транспортной доступности;

- разработать новые продукты;

- расширить маршрутные сети;

- сформировать маркетинговую политику в области арктических круизов4.

Это будет способствовать как развитию АЗРФ, так и развитию Северного морского пути. Кроме того, будут сформированы новые рабочие места, а также налажен товарооборот в отдалённых субъектах Арктической зоны.

Контейнерные перевозки по Северному морскому пути также продолжают развиваться. В рамках данной миссии правительством РФ было принято решение об экономической поддержке тех компаний, которые осуществляют деятельность по арктической магистрали5.

Специальные субсидии будут предоставляться компаниям, которые осуществляют контейнерные перевозки по СМП. Для осуществления мероприятий в федеральном бюджете было выделено 560 млн рублей на три года. Предполагается, что такие субсидии будут компенсировать компаниям те доходы, которые они недополучили из-за льготных

1 Лукин Ю.Ф. Гибридность многоликой Арктики в ковидном 2020 году. - Архангельск, 2021. - С. 241.

2 Лукин Ю.Ф. Арктические проекты межрегиональной интеграции // Арктика и Север. 2013. - № 13. - М1р8://суЬег1етпка. ru/artic1e/n/arkticheskie-proekty-mezhregiona1noy-integratsii

3 Пилясов А.Н., Путилова Е.С. Новые проекты освоения российской Арктики: пространство значимо! // Арктика и Север. 2020. - № 38. - С. 38. Б01: 10.37482Zissn2221-2698.2020.38.21.

4 Филина В.Н. Транспортное обеспечение арктических территорий // Проблемы развития территории. 2021. - Т. 25, № 2. -С. 24-43. Б01: 10.15838^.2021.2.112.2

5 Сахарова С.М., Долгова С.А., Боброва Е.А., Овсянникова С.И. Стратегические мероприятия государственного управления социально-экономическим развитием территории Арктической зоны // Экономика и предпринимательство. 2021. - № 5 (130). -С. 423-432.

тарифов, действующих в Арктической зоне, а также снижать расходы, которые несет судно при заходе в арктический порт.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все это позволит сделать маршруты, проходящие по СМП, более регулярными, и, тем самым, укрепить связь между портами, находящимися на западе и портами Дальнего Востока. Все это послужит дополнительным импульсом к развитию АЗРФ и СМП.

Еще одной мерой поддержки АЗРФ и Северного морского пути стала инициатива правительства РФ грантовой поддержки молодых предпринимателей, осуществляющих инновационную деятельность в Арктической зоне. Об этом заявил премьер-министр России Михаил Мишустин в ходе заседания правительства, состоявшегося 24 марта 2022 года. «Сегодня правительство дополнительно окажет помощь молодым предпринимателям в возрасте до 25 лет. Они смогут получить на создание или развитие собственного дела грант от 100 тыс. до 500 тыс. рублей. И до 1 млн рублей, если ведут деятельность в Арктической зоне», - сообщил глава правительства1.

Для осуществления инициативы из федерального бюджета было выделено 2 млрд рублей. Данные мероприятия являются ответной мерой на санкции, введенные в отношении Российского государства западными партнерами. Считается, что данная мера будет способствовать снижению возможного негативного эффекта. Также в правительстве отмечают, что несмотря на тот факт, что экономические показатели в обозримом будущем снизятся, очень важно поддерживать развитие малого и среднего предпринимательства в АЗРФ, ведь данное направление в бизнесе является прямым социально-экономическим двигателем. Малый и средний бизнес в Арктике не только формирует рабочие места, но и является влиятельным игроком рынка и может, в отличие от более крупных компаний, подстраиваться под текущую повестку.

Несмотря на нынешнюю геополитическую и геоэкономическую ситуацию проект 22220 продолжает свое развитие. Проект 22220 - название универсального атомного ледокола нового поколения. В рамках данного проекта, под руководством главного конструктора В.М. Воробьева, были спроектированы три ледокола:

1) «Арктика» (закладка в 2013 г.),

2) «Сибирь» (закладка в 2015 г.),

3) «Урал» (закладка в 2016 г.)2.

Ледоколы, спроектированные в рамках проекта 22220, отличаются своей универсальностью. Для ее обеспечения суда были оснащены двухосадочной системой, благодаря которой они могут осуществлять деятельность и как мелкосидящий ледокол (актуально для сибирских рек), и как линейный ледокол (актуально для Северного морского пути). Для достижения такого результата в осуществлении проекта был задействован целый ряд новых технологий, в том числе система «струнной защиты». Кроме того, для оснащения ледоколов использовали новое оборудование: двухреакторную установку «РИТМ-200», пропульсивный комплекс, новейшие паротурбинные установки, современную автоматику и системы электродвижения.

На сегодняшний день реализация проекта подходит к завершению. Так, в Турции было начато строительство плавучего дока для ледоколов. Предполагается, что весь процесс (в том числе и доставка в порт Мурманска) займет 29 месяцев. Новый плавучий док необходим из-за больших габаритов универсальных ледоколов.

Реализация проекта 22220 будет способствовать и развитию субъектов АЗРФ, и развитию Северного морского пути в нынешней в геополитической и геоэкономической ситуации.

Стоит отметить, что в свете последних событий, происходящих в области внешней политики, многие иностранные компании отказались от сотрудничества с Россией, в том числе и в области арктического развития. При этом под угрозой находятся и многие уже начатые совместные проекты.

Так, французская нефтегазовая компания Total, которая является крупным инвестором в ряде проектов АЗРФ, в марте 2022 г. объявила о приостановке какого-либо сотрудничества с Россией. Таким образом, компания выходит из проекта «Арктик СПГ-2»3. Total не будет участвовать в проекте ни в качестве инвестора, ни в качестве регистратора. Однако компания не отказывается от своих обязательств, предусмотренных долгосрочным договором по поставке российского газа в страны ЕС.

Кроме того, ряд стран, такие как Дания, Исландия, Канада, Норвегия, США, Финляндия и Швеция, приостановили свое участие в Арктическом совете. При этом страны подчеркивают тот факт, что продолжают считать Арктический совет важной структурой, но продолжение сотрудничества с Россией в текущей повестке, по их мнению, невозможно. При этом отмечено, что сотрудничество и поддержка странами будет продолжать оказываться.

Глава Минвостокразвития Алексей Чекунков заявил: «Несмотря на приостановку отдельными странами участия в мероприятиях Арктического совета, мы продолжим интенсивную работу по развитию Арктики»4. Таким образом, несмотря на обстоятельства, мероприятия Совета будут реализовываться согласно плану и ориентация Российской Федерации на ответственный подход в Арктической зоне остается неизменной.

Однако ряд компаний ЕС продолжают свое участие в арктических проектах совместно с Россией. Так, итальянская корпорация Enel Green Power не отказывается от участия в проекте по развитию возобновляемой энергетики.

1 Арктика сегодня. Новости. - https://goarctic.ru/news/arktika-segodnya-pravitelstvo-podderzhit-molodykh-biznesmenov-arktiches коу^опу/

2 Там же.

3 Там же.

4 Инвестиционный портал Арктической зоны России. - https://arctic-russia.ru/northsearoute/

«Компания сохраняет обязательства по завершению строительства и вводу в эксплуатацию Кольской ВЭС»1, - говорится в официальном сообщении, опубликованном 22 марта 2022 г. Кольская ВЭС является важным проектом в области декарбонизации, сдача которого запланирована на конец 2022 г.

В рамках нынешней геополитической и геоэкономической ситуации 13.04.2022 было проведено видеосовещание, в котором, в том числе, принял участие Президент Российской Федерации В.В. Путин. По итогам конференции было отмечено, что несмотря на санкционное давление и отказ многих партнеров от дальнейшего сотрудничества социальные, экономические и инфраструктурные задачи в АЗРФ будут продолжать решаться согласно намеченным ранее планам. Президент подчеркнул, что Россия все так же нацелена на сотрудничество со всеми сторонами, которые в этом заинтересованы. Также президент заявил, что не считает Арктическую зону полем для геополитических интриг. При этом был отмечен тот факт, что страны, с которыми было налажено наиболее тесное сотрудничество (Китай и Индия) от своих обязанностей не отказываются и продолжат участие в арктических проектах.

В ходе видеосовещания были выделены следующие приоритетные направления развития:

1) экологическое,

2) инвестиционное,

3) социальное2.

В рамках первого направления все проекты, реализуемые в Арктике, формируются в строгом соответствии с принципом экологичности. При этом учитывается и видовое разнообразие арктических экосистем, и долгосрочная перспектива в области общемирового климата. Так, реализуются проекты по ликвидации вреда, уже причиненного окружающей среде.

Второе направление напрямую влияет на саму возможность дальнейшего развития АЗРФ и Северного морского пути. В данную повестку входит благополучие жителей АЗРФ и создание новых рабочих мест.

При этом важным условием является также выполнение Россией обязательств, данных партнерам. Все это подчеркивает важность инвестиционного направления. Однако в связи с изменившейся геополитической и геоэкономической ситуацией многие проекты нуждаются в корректировке как финансовой, так и структурной.

Социальное направление включает в себя контроль за постройкой социальных объектов в АЗРФ, таких как школы, детские сады, больницы и др. Президентом было особо подчеркнуто, что все социальные программы в АЗРФ должны бать реализованы в полном объеме.

В области развития Северного морского пути были сделаны следующие выводы:

во-первых, Северный морской путь имеет огромный потенциал для развития. Так, согласно оценкам «Росато-ма» в 2024-2030 гг. объем совокупного ВВП, который будет создан в ходе реализации арктических проектов, осуществляющих логистику через СМП может достичь 31,5 трлн рублей. Налоговые поступления от них составят порядка 13 трлн рублей3.

Во-вторых, было предложено ввести новый термин - «Большой Северный морской путь», который будет подразумевать транспортный морской коридор от Мурманской области до Приморского края, в целях его комплексного развития.

В завершении была отмечена необходимость в следующих судах: транспортные суда (преимущественно производства отечественных верфей), ледоколы, аварийно-спасательные суда.

Таким образом, можно сделать вывод, что место и роль субъектов АЗРФ в развитии Северного морского пути в нынешней геополитической и геоэкономической ситуации чрезвычайно значимы. Несмотря на санкции со стороны ЕС, Арктика продолжает оставаться приоритетным направлением для России, и все задуманные проекты будут реали-зовываться.

1 Арктика сегодня. Новости. - https://goarctic.ru/news/arktika-segodnya-pravitelstvo-podderzhit-molodykh-biznesmenov-arktiches koy-zony/

2 Там же.

3 Инвестиционный портал Арктической зоны России // Электронный ресурс [Офиц. сайт]. URL: https://arctic-russia.ru/ northsearoute/ (дата обращения: 25.06.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.