Научная статья на тему 'МЕСТО И РОЛЬ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНОГО КРУЖКА КАФЕДРЫ ДЕРМАТОВЕНЕРОЛОГИИ В АСПЕКТЕ ОБУЧЕНИЯ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЕ'

МЕСТО И РОЛЬ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНОГО КРУЖКА КАФЕДРЫ ДЕРМАТОВЕНЕРОЛОГИИ В АСПЕКТЕ ОБУЧЕНИЯ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО / ДЕРМАТОВЕНЕРОЛОГИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / КЛИНИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Торшина И. Е., Бусько Т. М., Авсянникова О. О.

В статье представлен опыт работы студенческого научного кружка кафедры дерматовенерологии, косметологии и дополнительного профессионального образования Смоленского государственного медицинского университета в качестве инструмента повышения профессиональных навыков будущих врачей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Торшина И. Е., Бусько Т. М., Авсянникова О. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PLACE AND ROLE OF THE STUDENT SCIENTIFIC SOCIETY OF THE DEPARTMENT OF DERMATOVENEREOLOGY IN THE ASPECT OF TEACHING CLINICAL MEDICINE

The article presents the experience of the student scientific circle of the Department of Dermatovenereology of Smolensk State Medical University as a tool for improving the professional skills of future doctors.

Текст научной работы на тему «МЕСТО И РОЛЬ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНОГО КРУЖКА КАФЕДРЫ ДЕРМАТОВЕНЕРОЛОГИИ В АСПЕКТЕ ОБУЧЕНИЯ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЕ»

УДК [616.5+616.97]:378.183 DOI: 10.37963/SMA.2021.4.73

^ МЕСТО И РОЛЬ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНОГО КРУЖКА КАФЕДРЫ

ДЕРМАТОВЕНЕРОЛОГИИ В АСПЕКТЕ ОБУЧЕНИЯ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЕ

Торшина И.Е., Бусько Т.М., Авсянникова О.О.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, г. Смоленск, ул.

Крупской, 28

Резюме: В статье представлен опыт работы студенческого научного кружка кафедры дерматовенерологии, косметологии и дополнительного профессионального образования Смоленского государственного медицинского университета в качестве инструмента повышения профессиональных навыков будущих врачей.

Ключевые слова: студенческое научное общество, дерматовенерология, эффективность

образовательного процесса, клиническая медицина

^ THE PLACE AND ROLE OF THE STUDENT SCIENTIFIC SOCIETY OF THE DEPARTMENT OF DERMATOVENEREOLOGY IN THE ASPECT OF TEACHING CLINICAL MEDICINE

Torshina I.E., Busko T.M., Avsyannikova O.O.

Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, st. Krupskaya, 28

Summary: The article presents the experience of the student scientific circle of the Department of Dermatovenereology of Smolensk State Medical University as a tool for improving the professional skills of future doctors.

Key words: student scientific society, dermatovenerology, educational effectiveness, clinical

medicine.

Введение

Важной составляющей образовательного процесса в медицинском ВУЗе является научно-исследовательская деятельность студентов, ординаторов и аспирантов, которая отражает способности обучающихся к разработке и презентации творческих, исследовательских, методических научно-экспериментальных работ [1, 3, 4]. Научно-исследовательская деятельность позволяет обеспечить выработку у студентов, клинических ординаторов научного мировоззрения и получить необходимый в клинической практике опыт по работе с постоянно обновляющейся информацией и результатами экспериментальной деятельности [2, 5].

В резко меняющихся социальных, экономических, организационных и эпидемиологических условиях, характеризующих современное состояние клинической медицины, возникает обоснованная потребность к высокому уровню адаптации будущих врачей. Решение этих задач помогает обеспечивать деятельность студенческих научных обществ (СНО) посредством наиболее максимального индивидуального подхода в обучении и воспитании будущих врачей.

Ознакомление и обучение творческим методам решать разноплановые научные и профессиональные задачи создает условия для формирования мобильности и стрессоустойчивости студентов и клинических ординаторов, а также подготовить их к будущей профессиональной деятельности как в индивидуальном режиме, так и работе в коллективе будучи частью команды [4, 5, 6].

Образовательная направленность СНО выполняет задачи по совершенствованию организации научно-исследовательской деятельности студентов и клинических ординаторов, становлению их стойкой мотивации к исследовательской работе, привлечению обучающихся к участию в научно-практических конференциях, формированию практических навыков исследовательской работы [6, 7, 8].

Важным средством в подготовке будущего врача к профессиональной деятельности является научно-исследовательская работа (НИР), осуществляемая в студенческих научных кружках (СНК), деятельность которых базируется на актуальных направлениях научной работы кафедр.

Цель настоящей работы: оценка эффективности работы СНК кафедры дерматовенерологии, косметологии и дополнительного профессионального образования (ДПО) в аспекте клинической медицины выпускника медицинского ВУЗа.

Методика: многолетний анализ работы СНК кафедры дерматовенерологии, косметологии и ДПО с использованием ежегодных планов и отчетов работы СНК, программ научно-практических конференций студентов и молодых ученых Смоленского государственного медицинского университета (СГМУ) и результатов оценки мнений участников СНК.

Результаты исследования.

Многолетний анализ работы СНК с 1996 по 2020 гг. показал, что коллективом кафедры всегда проводилась кропотливая систематическая работа по организации работы СНО, формированию и сохранению традиций, а также инновационного развития СНК:

1. общее руководство научно-исследовательской работой (НИР) студентов (а ранее, также интернов) и ординаторов заведующим кафедрой,

2. преемственность взаимодействия всех уровней, обучающихся при выполнении, подготовке и представлении результатов НИР,

3. соответствие тематики НИР студентов и клинических ординаторов научной направленности, деятельности кафедры с учетом актуальности и современности проблем дерматовенерологии,

4. практическая значимость НИР, включая расширенный спектр изучения дерматовенерологии, выходящий за рамки учебной программы дисциплины,

5. обязательный клинический разбор больных с привлечением студентов, ординаторов и аспирантов под контролем профессорско-преподавательского состава кафедры,

6. междисциплинарный подход работы СНО и СНК, когда проблемы дерматовенерологии рассматриваются в неразрывной связи с клинической медициной,

7. аппликация теоретических основ НИР в аспекте клинической медицины.

Ежегодный контент работы СНК кафедры дерматовенерологии, косметологии и ДПО составляет 912 заседаний, 25-30 активных участников из числа студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов, клинических ординаторов кафедры и врачей слушателей факультета дополнительного профессионального образования.

Тематика докладов, представляемых на заседаниях СНК, всегда диктуется актуальностью текущей проблематики дерматовенерологии и зависит от частоты встречаемости различных дерматозов и инфекций, передаваемых преимущественно половым путем. Ежегодное планирование работы СНК также учитывает пожелания самих обучающихся в отношении проблемных тем для углубленного изучения.

Спектр тематики НИР СНО кафедры многоплановый и охватывает проблемы венерологии (научные работы студентов и молодых ученых 1996-2005 гг были посвящены сифилитической и гонококковой инфекции в связи с эпидемией этих заболеваний в тот период; итогом которых стали успешно защищенные диссертационные работы Торшиной И.Е., Вознесенского Д.Л., Плешкова П.В.) и дерматологии (в период 1998-2010 гг изучались вопросы дерматологических аспектов клещевого боррелиоза, бактериальных и микотических инфекций кожи, заболевания волос, ногтей и многие другие).

Большое значение в работе СНО кафедры придается вопросам изучения истории дерматовенерологии (доклады об истории дерматовенерологической службы Смоленского региона и кафедры дерматовенерологии Смоленского государственного медицинского университета); взаимосвязям медицины, литературы, искусства (доклады об изображении различных заболеваний кожи и инфекций, передаваемых половым путем, в произведениях литературы и изобразительного искусства русских и зарубежных классиков) и этическим проблемам дерматовенерологии (влияние врожденных и приобретенных дерматозов на качество жизни и психологический статус больных). Работа участников СНК кафедры по подготовке докладов нравственной и этико-деонтологической направленности («Художественные описания дерматозов в русской классической литературе», «Проблемы дерматовенерологии в произведениях зарубежных классиков», «Несмертельные дерматозы - смертельный исход?», «Психологические аспекты витилиго: трагедия Майкла Джексона») и последующие за ними дискуссии, обладают несомненным положительным воспитательным воздействием, способствуют установлению лучшего взаимопонимания между преподавателями и студентами, укреплению взаимного доверия между людьми разных поколений. Помимо этого, они способствуют развитию у студентов навыков речи и культуры общения.

Пандемия новой коронавирусной инфекции со^-19 изменила тематическую направленность НИР при работе СНК: так, в первом полугодии 2020-2021 учебного года участниками СНК и профессорско-преподавательским составом кафедры были подготовлены

доклады (на основании данных литературы и собственных наблюдений) по разнообразным проявлениям новой коронавирусной инфекции в аспекте поражения слизистых оболочек, кожи и ее дериватов.

Профессорско-преподавательский состав кафедры уделяет особое внимание проблемам обратной связи «студент-преподаватель» в оценке преподавания учебной дисциплины «Дерматовенерология». На систематической основе в течение 15 лет проводится анонимное анкетирование студентов и клинических ординаторов с целью выявления положительных и отрицательных моментов в преподавании дерматовенерологии (лекции, практические и семинарские занятия) с учетом направления подготовки (лечебное дело, педиатрия, стоматология) и медицинской специализации (дерматовенерология, стоматология, педиатрия, терапия и др.). Результаты таких исследований представляются на заседаниях СНК и научно-практических конференциях, неизменно вызывают большой интерес у обучающихся и стимулируют преподавателей кафедры к совершенствованию учебного процесса с учетом пожеланий студентов и клинических ординаторов.

Важным аспектом деятельности СНК является его клиническая направленность: обучение будущих врачей работе с больными. Поэтому на каждом заседании СНК представляются для обсуждения 1-2 клинических наблюдения из практики: в допандемический период при очном формате заседаний СНК клинический ординатор кафедры под руководством сотрудника кафедры готовил для представления историю болезни и больного, находящегося на стационарном лечении в дерматологическом отделении лечебной базы кафедры. В настоящее время в условиях необходимости соблюдения противоэпидемического режима, обусловленного пандемией Covid-19, традиция обсуждения больных на заседаниях СНК сохранилась в полном объеме, однако данные истории болезни и иллюстрации на основе фотодокументирования дерматологического статуса позволяют в дистанционном режиме (без очного присутствия самого пациента) обсудить проблемы, связанные с диагностикой и терапией различных дерматозов у больных как стационарных, так и амбулаторного звена. При подготовке к представлению больных традиционной является совместная работа студента и клинического ординатора: подбор литературы по теме нозологии, дифференциальный диагноз и методы терапии с учетом показаний и противопоказаний. Общее руководство по подготовке презентации пациента осуществляет преподаватель и заведующий кафедрой накануне непосредственного заседания СНК. Участниками заседаний СНК также бывают и врачи - слушатели курсов повышения квалификации, если цикл усовершенствования совпадает с датой проведения СНК. Такие заседания всегда отличаются живыми дискуссиями и обменом опытом между студентами, ординаторами и практическими врачами.

Таким образом, у обучающихся формируется очень важный навык коллегиальности и работе в команде для генерации общего итога по разработке плана ведения конкретного больного с учетом индивидуальных особенностей течения его заболевания.

Междисциплинарное взаимодействие работы СНК достигается путем проведения совместных заседаний СНК и объединенных секций научной конференции студентов и молодых ученых с участием кафедр дерматовенерологии, косметологии и ДПО (зав. кафедрой Торшина И.Е.), поликлинической педиатрии (заведующая кафедрой, профессор Авдеева Т.Г.), аллергологии и клинической иммунологии (заведующая кафедрой, профессор Мешкова Р.Я). Разноплановый взгляд на изучаемую патологию с точки зрения дерматовенерологии, педиатрии и аллергологии позволяет расширять горизонты в решении междисциплинарных проблем.

Обсуждение результатов и перспективы работы СНК кафедры дерматовенерологии, косметологии

и ДПО.

Организация научно-исследовательской деятельности СНК кафедры основана на совместном со студентами и клиническими ординаторами планировании его работы. При этом учитываются актуальные проблемы современной медицины, региональные особенности дерматологической патологии в аспекте перспективного научного плана развития кафедры.

В работе СНК принимают активное участие все «поколения» коллектива кафедры: руководитель СНК, преподаватели, аспиранты, клинические ординаторы и студенты. Примечательно, что, будучи самими в категории обучающихся, ординаторы и аспиранты кафедры активно курируют научно-исследовательскую работу студентов под контролем профессорско-преподавательского состава. Такая преемственность позволяет сохранить и приумножить научный потенциал и практический опыт, накопленный кафедрой за все время её существования.

Заседания СНК способствуют приобретению обучающимися компетенций к самостоятельной творческой работе, активному участию в дискуссиях на основе единства нравственно-этического и деонтологического воспитания студентов. Исторические сведения из практики известных ученых-клиницистов, врачей, писателей, свидетельствуют о необходимости осведомленности врача в различных областях знаний для решения неординарных клинических задач. Обсуждение художественных описаний различных дерматозов и венерических заболеваний позволяет студентам увидеть за медицинской

характеристикой болезни, изучаемой в специальной литературе, живого человека, которому необходимо участие и сострадание.

Тематическая направленность работы СНК способствует активному формированию у студентов необходимых профессиональных умений и навыков:

- знание современных методик и инновационных технологий в клинической медицине и медицинской науке.

- Владение обучающимися способностью к анализу и коррекции процесса решения задач на основе духовно-нравственных принципов.

Деятельность СНК знакомит и совершенствует полученные исследовательские навыки, развивает аналитическое мышление, формирует личность врача-исследователя, ориентирует потенциал студента на профессиональное, интеллектуальное и социальное творчество, обеспечивает условия для самообразования.

Самостоятельная работа студентов в СНК является средством повышения его познавательной деятельности, с помощью которого обучающийся осуществляет собственное образование, развитие и профессиональную подготовку в соответствии с поставленными перед собой задачами и, в итоге, представляет собой одно из обязательных условий успешной организации учебного процесса в становлении врача.

Таким образом, СНК кафедры дерматовенерологии является творческим центром, где рождаются новые идеи и возможности для их развития и реализации. Отрадным является факт высокой оценки работы СНК кафедры выпускниками Смоленского государственного медицинского университета, которые будучи активными участниками СНК выбрали своей медицинской профессией дерматовенерологию и косметологию.

Перспективными направлениями СНК кафедры дерматовенерологии, косметологии и ДПО являются:

- разработка и проведение тематических олимпиад и научных конкурсов с возможностью оценки глубины и прочности знаний, стимулирования творческого потенциала студентов.

- Интегрированный подход к образованию с учетом необходимости синтеза науки с практической медицинской деятельностью.

- Обучение навыкам анализа большого объёма информации, концентрации внимания и междисциплинарный подход в решении клинических задач, т.е. практическая реализация проблемного метода образования, когда студенты должны осознать, сформулировать и определить алгоритмы решения клинической ситуации в составе команды при максимальной индивидуальной активности.

Список литературы:

1. Андреев Е.А., Валеева Р.Р. Научно-исследовательская работа студентов // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сборник статей по материалам ХХУШ международной студенческой научно-практической конференции. 2015. № 1 (28).

2. Власова В.Н., Таирова Н.Ю. Организация научно-исследовательской работы студентов в медицинском университете // Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 4. С. 173-182.

3. Зорик В.В., Карипиди Г.К. Роль студенческого научного общества в формировании врача-хирурга. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2017. - № 4-1. - С. 114-116.

4. Смирнова Е.В. Роль научного студенческого общества в подготовке будущих специалистов. // Приволжский научный вестник. 3 (31), часть 2. - 2014. С.90-92.

5. Соболева Е.В., Пешиков О.В., Пешикова М.В., Шлепотина Н.М. Современные подходы в обучении студентов медицинских вузов // Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области.

2017. Т. 1, № 1 (16). С. 34-36.

6. Федина Н.В., Ткаченко Т.Г., Дмитриев А.В. и др. Студенческий научный кружок как метод «индивидуально-ориентированного» преподавания дисциплины // Наука молодых (Егц&йо Juvenium).

2018. Т. 6, № 1. С. 87-108.

7. Федулаев Ю.Н., Орлова Н.В., Каминер Д.Д., Чупракова А.Ю., Савина Д.В., Ломайчиков В.В., Пинчук Т.В. Роль студенческого научного кружка в структуре высшего медицинского образования. // Медицинское образование и профессиональное развитие. Том 11, №2 2020. - С.26-39.

8. http://www.rusnauka.com/3_SND_2018/Pedagogica/2_233006.doc.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.