Научная статья на тему 'МЕСТО И РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ В МЕХАНИЗМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РОССИИ И КАЗАХСТАНА'

МЕСТО И РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ В МЕХАНИЗМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РОССИИ И КАЗАХСТАНА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
62
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРОКУРАТУРА / ГОСУДАРСТВО / РОССИЯ / КАЗАХСТАН / PUBLIC ADMINISTRATION / PROSECUTOR'S OFFICE / THE STATE / RUSSIA / KAZAKHSTAN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нуркутергенов Самат Курмангазевич

В статье говорится о месте и роли прокуратуры в механизме государственного управления России и Казахстана

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Place and the role of the prosecutor's office in the mechanism of state administration of Russia and Kazakhstan

The article talks about the place and role of the prosecutor's office in the mechanism of state administration of Russia and Kazakhtan.

Текст научной работы на тему «МЕСТО И РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ В МЕХАНИЗМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РОССИИ И КАЗАХСТАНА»

МЕСТО И РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ В МЕХАНИЗМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РОССИИ И КАЗАХСТАНА НУРКУТЕРГЕНОВ Самат Курмангазевич,

аспирант Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, магистр юридических наук. E-mail: ruslanlaw@mail.ru

Краткая аннотация: В статье говорится о месте и роли прокуратуры в механизме государственного управления России и Ка-

Abstract: The article talks about the place and role of the prosecutor's office in the mechanism of state administration of Russia and Kazakhtan. Ключевые слова: государственное управление; прокуратура; государство; Россия; Казахстан. Keywords: Public administration; the Prosecutor's Office; the state; Russia; Kazakhstan.

Механизм государства сложное и многогранное явление, а понимание место и роли органов прокуратуры в государстве имеет практическое значение.

В структуру механизма государственного управления можно включить механизм отправления правосудия, механизм осуществления законодательной и исполнительной власти, а также механизм обеспечения законности. Структура и механизм государственного управления зависит от многих факторов, в том числе от исторических особенностей самого государства, географического положения, государственного устройства и много другого.

Для ясного представления исследуемого предмета следует обратиться к общему пониманию механизма.

Механизм (от греческого те^апе - орудие, машина) - 1) устройство для передачи и преобразования движений, представляющее собой систему тел (звеньев), в которой движение одного или нескольких тел (ведущих) вызывает вполне определенные движения остальных тел системы; механизмы бывают различные по конструкции и назначению, составляют основу большинства машин, приборов и других технических устройств; 2) внутренне устройство чего-либо; 3) совокупность состояний и процессов, из которых складывается какое-либо физическое, химическое, физиологическое и т.п. явление1.

Как доктрина механицизм - это учение, рассматривающее природу и все, что в нейнаходится, как механизм в указанном выше смысле слова либо как совокупность механизмов, так что, как верил Декарт, все в ней может быть объяснено через«величины, фигуры и движения». В этом узком значении механизм обычно противопоставляют динамизму,сторонники которого вслед за Лейбницем совершенно справедливо утверждают, что одних фигур и движений мало, а необходимо принимать во внимание еще и определенное число сил.

Впрочем, и эти силы можно рассмотреть как составную часть упомянутых величин, и тогда перед нами будет механицизм в широком смысле слова, не столько противостоящий динамизму, сколько включающий его в себя. Таким образом, механицизм есть учение, желающее объяснить все, во всяком случае, все происходящее в природе, одной механикой в научном смысле термина, т.е. с помощью изучения сил и движения (пример: квантовая механика).

В широком толковании механицизм довольно близок материализму, вернее говоря, материализм есть не более чем обобщенный механицизм2.

Следует обратить внимание, что представление о госу-

дарстве различается с точки зрения социологии, юриспруденции, философии, политологии, идеологии.

Применительно к государству понятие «механизм» зависит от того, что понимается под государством и в какой период развития оно проходит. В частности, классовый подход предопределял и понимание механизма государства. Королев А.И. отмечал, что механизм государства есть система органов и учреждений, посредством которых обеспечивается экономическое и политическое гос-

3

подство определенного класса или классов» .

В государстве, где преобладал подход общечеловеческих ценностей трактовка государственного механизма, расширялась. Сырых В.М. убежден, что механизм государства - это совокупность государственных органов, осуществляющих государственную власть, и обеспечивающих реализацию функций государства. По его мнению, 1) глава государства, 2) органы законодательной власти, 3) органы исполнительной власти, 4) суды, 5) органы государственного принуждения - органы внутренних дел, прокуратура, органы государственной безопасности, исправительные учреждения, 6) вооружен-

4

ные силы, взятые вместе, характеризуют механизм государства .

Корельский В.М. подчеркивает, что механизм государства - реальная организационная материальная сила, располагая которой государство осуществляет власть; материальное «вещество», из которого состоит государство. Облекая же понятие механизма государства в дефиницию, он находит: «механизм государства — это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства»5.

Спиридонов Л.И., отмечает, что в последние годы в правовой литературе обращают на себя внимание представляющие научный интерес исследования, критикующие "узкую" и "широкую" концепции определения государственного механизма. В их основе лежит попытка рассматривать механизм государства в динамике, во взаимоотношении между собой его составных частей. Среди сторонников данной точки зрения следует назвать Э.П. Григониса, С.И. Игонькину, И.П. Антонова, В.В. Гибова и ряд других. Одним из первых данную позицию выразил Г.А. Мурашин, который еще в 1972 году писал: «Механизм государства употребляется наряду с терми-

1 http://tolkslovar.ru/m4593.html

2 https://philosophy_sponville.academic.ru/1063

Тадевосян B.C. Прокурорский надзор в СССР. М.: Юрид.лит., 1956. Теория

государства и права. Учебник/Отв.ред.: д.ю.н. А.И.Королев, д.ю.н. Л.С.Явич.

Ленинград.: Изд-во ЛГУ, 1982. С.69

4 Сырых В. М. Теория государства и права. - М.: Былина, 1998. С.38

5 Корельский В.М., Перевалов В.Д. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. М.Издательская группа ИНФРА М-НОРМА. 1997. С. 79

захтана.

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2019. № 12(180)

ном "государственный аппарат", однако, лучше определяется суть этого явления не в статике, а в движении». Наиболее последовательно эта позиция была аргументирована Э.П. Григонисом, который обращался к лексическому значению слов "аппарат" как совокупности учреждений, обслуживающих какую-либо отрасль управления, и "механизм" как системы, где движение одного вызывает движение другого, и пришел к следующему выводу: понятия "государственный аппарат" и "государственный механизм" лежат в разных плоскостях и соотносятся между собой как вещь, находящаяся в покое, статике (государственный аппарат), и та же вещь, находящаяся в движении, в динамике (механизм государства). Само понятие механизма государства Э.П. Григонис определяет как "функционирование, действие органов государства", что выражается в определенных способах, принципах функционирования системы государственных органов (государственного аппарата), во взаимосвязи и взаимодействии между собой его отдельных частей1.

Перевалов В.Д. считает, что механизм государства— это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства2.

Значение и роль органов прокуратуры в системе механизма государственного управления является дискуссионным,а также динамично развивается с изменениями внутри государства и преобразованиями государственно-правовых институтов.

По изменениям функций и полномочий органов прокуратуры можно наблюдать трансформацию механизма государственного управления.

По мнению многих авторов, прообразом прокуратуры России и эталоном прокуратуры для западных стран стала прокуратура Франции, возникшая в XIV веке, основным предназначением которой было выполнение карательных функций в государстве, обеспечение незыблемости держателя верховной власти.3.

В России прокуратура, ранее ликвидированная в результате революции 1917 года, была возрождена 28 мая 1922 года на III сессии ВЦИК, которая приняла «Положение о прокурорском надзоре», согласно которому учреждалась государственная прокуратура в целях осуществления надзора за соблюдением законов и в интересах правильной постановки борьбы с преступностью. «Положение о прокурорском надзоре» определило предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов.

Начало первого этапа исторического становления и развития прокуратуры Казахстана было положено 13 июля 1922 года 2-м созывом 3-й сессии КазЦИК, решением которого в составе Народного комиссариата юстиции была учреждена государственная прокуратура. В соответствии с ним Народный комиссар юстиции вы-

1 https://studwood.ru/1178860/pravo/sootnoshenie_ponyatiy_mehanizma_gosudarstva_ apparat_gosudarstva

2 Теория государства и права. Учебник для вузов. В.Д. Перевалова. Москва, Норма 2002. С. 79.

3 Басков В.И. Прокурорский надзор. Учебник для вузов. М.: БЕК, 1996. С.558

полнял функции прокурора Республики. Этой же сессией было учреждено «Положение о прокурорском надзоре»4.

Позднее Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1955 года утверждено «Положение о прокурорском надзоре в СССР» (Положение о прокурорском надзоре в СССР. Утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР 23.05.1956// Ведомости Верховного Совета СССР. 1996. №9. С.222), которое предоставляло Генеральному прокурору СССР и подчиненным ему прокурорам широкие полномочия по осуществлению надзора за законностью в

5

деятельности органов административной юстиции, включая суды .

30 ноября 1979 года принят Закон «О прокуратуре

СССР», который впервые на законодательном уровне определил

6

правовой статус этого органа .

В соответствии с нормами ГПК КазССР прокурор обязан был во всех стадиях гражданского судопроизводства своевременно принимать меры к устранению всяких нарушений закона, от кого бы эти нарушения не исходили. Свои полномочия в гражданском судопроизводстве прокурор осуществлял независимо от каких либо органов и должностных лиц, подчиняясь только закону и руководствуясь указаниями Генерального прокурора СССР. Прокурор имел право обратиться в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц или вступать в дело в любой стадии процесса, если этого требует охрана государственных или общественных интересов или прав и охраняемых законом интересов граждан7.

В соответствии со ст.4 Закона Республики Казахстан «О Прокуратуре» (утратил силу 30 июля 2017 года) в целях обеспечения верховенства Конституции и законов Республики Казахстан, защиты прав и свобод человека и гражданина прокуратура от имени государства осуществляет высший надзор за точным и единообразным применением Конституции, законов и указов Президента Республики Казахстан и иных нормативно правовых актов; представляет интересы государства в суде8.

Многие исследователи отмечали, что формирование правового государства с концепцией разделения властей не предполагает зависимость от надзора органов прокуратуры. По опыту Запада, предлагалось лишить прокурора в гражданском процессе права истребования дела из суда и дачи заключения по любому гражданскому делу9.

Сейчас прокуратура Казахстана исключила надзор за судебными актами на стадиях первой и апелляционной инстанции.

Оставив при этом надзор только повступившим в законную силу судебным актам, где прокурор вносит протест.

Так, в соответствии со ст.5 Закона Республики Казахстан

4 Этапы становления и развития прокуратуры Республики Казахстан, //http://online.zakon.kz.

5 Басков В.И. Прокурорский надзор. Учебник для вузов. М. БЕК, 1996. С.30.

6 О Прокуратуре СССР. Закон СССР// Ведомости Верховного Совета СССР.1979. №49. С.843.

7 ст.12, 31 ГПК КазССР

8 Закон Республики Казахстан от 21.12.1995№ 2709<Ю Прокуратуре»// http://adilet.zan.kz/

9 Михайловская И. В фокусе: проблемы посткоммунистической прокуратуры (Россия) // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 1999. №8. С.73-74.

«О прокуратуре» в пределах и порядке, установленных законом, прокуратура осуществляет высший надзор за законностьюсудебных актов, вступивших в законную силу.

Полемика относительно полномочий прокурора в гражданском судопроизводстве существовала и при обсуждении ГПК РФ 2002 года. Выделялось 2 подхода: 1) участие прокурора должно быть обусловлено либо необходимостью защиты публичного интереса, либо невозможностью или крайней затруднительностью для лица самостоятельно обратиться к правосудию за защитой своих прав и получить такую защиту (27). 2) сохранение в ГПК РФ 2002 года полномочий, предусмотренных в ГПК РСФСР (28), когда прокурор мог вступить в любое дело на любой стадии процесса, если это требовала охрана государственных или общественных интересов или прав и охраняемых законом интересов прав граждан (ч.1 ст.41 ГПК РСФСР 1964 года).

По ГПК РСФСР 1964 года прокурор имел широкие полномочия в гражданском процессе. В ст.12 ГПК РСФСР предусмотрено, что прокурор обязан во всех стадиях гражданского судопроизводства принимать предусмотренные законом меры к устранению всяких нарушений закона, от кого бы они не исходили. Свои полномочия в гражданском судопроизводстве прокурор осуществляет независимо от каких бы то ни было органов и должностных лиц, подчиняясь только закону и руководствуясь указаниями Генерального прокурора СССР.

В настоящее время в РФ прокурорский надзор в гражданском процессе исключен и заменен на участие прокурора в судебном разбирательстве гражданских дел (ст.45 ГПК РФ).

С политическими и экономическими изменениями, развитием общества, меняются цели, задачи и приоритетные направления работы органов прокуратуры.

На сегодня в Казахстане наблюдается ограничение функций и соответственно полномочий прокурора.

Почему это происходит?

На коллегии по итогам 2016 г. Генеральный прокурора Республики Казахстан Асанов Ж.К. отметил необходимость отказаться от ряда полномочий органов прокуратуры в пользу повышения эффективности. В выступлении отмечалось, что если какая-то работа не дает никакой пользы людям, обществу, государству, то от нее надо избавиться (Заседание коллегии по итогам 2016 г. и задачам на 2017 год. https://www.google.com/amp/s/www.nur.kz/amp/1389596-asanov-prokuroram-ne-sozdavayte-illyu.html).

Считаем, что такая позиция правильная, поскольку неБиблиография:

нужная и излишняя работа должна исключаться.

Вместе с тем, ненужная работа не должна подменяться сокращением полномочий.

Так, в настоящее время, согласно ч.1 ст.401 ГПК РК в соответствии с правилами, предусмотренными настоящей главой, на решения суда, не вступившие в законную силу, может быть подана апелляционная жалоба, принесено апелляционное ходатайство прокурором в апелляционном порядке.

Таким образом, если ранее прокурор в Казахстане вносил протест, то теперь вноситься апелляционное ходатайство, за исключением вступивших в законную силу судебных актов по которым, как и прежде, вноситься протест.

Отличительные особенности природы протеста от ходатайства прокурора очевидны. Так, в соответствии со ст.4 Закона РК «О прокуратуре» протест вносится на противоречащий закону акт и в протесте прокурор требует отмены незаконного акта. Тогда как природа ходатайства заключается в просьбе лица, адресованная уполномоченному органу или должностному лицу.

Полагаем, что прокурор, представляя интересы государства в суде, руководствуясь исключительно требованиями закона, должен не просить, а требовать привести в соответствие с законодательством соответствующие акты.

Исходя из приведенных примеров и исследованных материалов, сформированы следующие выводы:

1. Место и роль органов прокуратуры в системе механизма государственного управления является дискуссионным, в большей степени зависит от происходящих изменений внутри государства, развитием государственно-правовых институтов.

Сейчас прокуратура занимает особое место и важнейшим институтом в системе государственной власти осуществляющий высший надзор, является элементом механизма государственного управления, «ядром» правоохранительной системы и ключевым органом обеспечения законности.

Полагаем, что эти ключевые функции органов прокуратуры должны стать ориентиром при проведении реформ как внутри прокуратуры, так и всего механизма государственного управления.

2.Поскольку органы прокуратуры занимают особое место в системе государственного механизма, по ее трансформации, изменениям функций и полномочий органов прокуратуры можно определенно утверждать о происходящих изменениях в государстве в целом.

3. Механизм государственного управления без сильного органы прокуратуры, является неполноценным.

Тадевосян B.C. Прокурорский надзор в СССР. М.: Юрид.лит., 1956. Теория государства и права. Учебник/Отв.ред.: д.ю.н. А.И.Королев, д.ю.н. Л.С.Явич. Ленинград.: Изд-во ЛГУ, 1982.

Сырых В. М. Теория государства и права. - М.: Былина, 1998.

Корельский В.М., Перевалов В.Д. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. М.Издательская группа ИНФРА М-НОРМА. 1997.

Теория государства и права. Учебник для вузов. В.Д. Перевалова. Москва, Норма 2002. Басков В.И. Прокурорский надзор. Учебник для вузов. М.: БЕК, 1996. Этапы становления и развития прокуратуры Республики Казахстан, //http://online.zakon.kz. Басков В.И. Прокурорский надзор. Учебник для вузов. М. БЕК, 1996. О Прокуратуре СССР. Закон СССР// Ведомости Верховного Совета СССР.1979. №49.

Михайловская И. В фокусе: проблемы посткоммунистической прокуратуры (Россия) // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 1999. №8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.