Научная статья на тему 'Конституционные принципы правосудия по гражданским делам в Азербайджане и России'

Конституционные принципы правосудия по гражданским делам в Азербайджане и России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
644
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мовсумов М. А., Шхагапсоев Заурби Лелович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конституционные принципы правосудия по гражданским делам в Азербайджане и России»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (28) 2005

ценностью, закрепили значительный комплекс социально значимых и жизненно важных прав человека, соблюдение и защита которых провозглашены конституционной обязанностью государства. Безусловно, достигнутые успехи явны и значительны: в политической сфере реализованы идеи политической свободы и идеологического плюрализма, в экономической сфере воплощены идеи о многообразии форм собственности как основы свободной рыночной экономики. К сожалению, все это за счет серьезных социальных издержек. Сегодня и в нормативных актах, и в юридической науке отсутствуют устоявшиеся определения понятия «социальные права», не решен вопрос об отраслевой принадлежности этих прав, не определен согласованный или хотя бы признаваемый большинством перечень самих социальных прав. В документах СНГ социальные права именуются и анализируются как «международные трудовые права»3. С этим трудно согласиться, так как социальные права человека значительно шире его трудовых прав. Социальные права в системе прав человека занимают исключительно важное место. Они призваны гарантировать каждому человеку достойные условия жизни, в массовом сознании они воспринимаются как более значимые, чем гражданско-политические. Не решив социальные вопросы, нельзя рассчитывать на активное участие индивида ни в общественном производстве, ни в общественно-политической жизни. Таким образом, проведение сравнительного анализа законодательства в части закрепления социальных прав в относительно молодых, генетически и духовно близких друг другу конституциях государств-участников СНГ, может представлять, на наш взгляд, как теоретический, так и практический интерес.

1 См.: Гаврилов В.В. ООН и права человека: механизмы создания и осуществления нормативных актов. Владивосток,

1998.

2 См.: Права человека. Изложение фактов. № 16. Комитет по экономическим, социальным и культурным правам. Женева,

1996.

3 См.: Киселев И.Я. Сравнительное и международное трудовое право. М., 1999.

М.А. Мовсумов*, З.Л. Шхагапсоев**

Конституционные принципы правосудия по гражданским делам в Азербайджане и России

Конституция Азербайджанской Республики была принята на всенародном референдуме 12 ноября 1995 г.1 Азербайджанское государство провозглашается демократической, правовой, светской, унитарной республикой. В Азербайджанской Республике государственная власть ограничивается во внутренних вопросах только правом, во внешних вопросах — только положениями, вытекающими из международных договоров, стороной которых является Азербайджанская Республика. Государственная власть в Азербайджанской Республике организуется на основе принципа разделения властей: законодательную власть осуществляет Милли Меджлис Азербайджанской Республики; исполнительная власть принадлежит Президенту Азербайджанской Республики; судебную власть осуществляют суды Азербайджанской Республики. Законодательная, исполнительная и судебная власти взаимодействуют и независимы в рамках своих полномочий (ст. 7).

Азербайджан является унитарным государством и делится на 61 административнотерриториальный район. В состав Азербайджана входит Нахичеванская Автономная Республика. В Нахичеванской АР действуют собственная конституция. На ее территории создан Верховный Суд автономной республики.

В соответствии со ст. 12 Конституции АР высшая цель государства - обеспечение прав и свобод человека гражданина. Права и свободы человека и гражданина, перечисленные в настоящей Конституции, применяются в соответствии с международными договорами, стороной которых является Азербайджан. В этой связи Конституция АР установила, в частности, судебные гарантии прав и свобод человека. Ст. 60 Конституции предусмотрено, что гарантируется защита прав и свобод каждого в суде. Каждый может обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) государственных органов, политических партий, профессиональных союзов, других общественных объединений и должностных лиц.

В ст. 71 Конституции установлено, что соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции - долг органов законодательной, исполнительной и судебной

* Старший преподаватель кафедры гражданского процесса, трудового и экологического права Бакинского государственного университета.

** Кандидат юридических наук, доцент.

властей. Никто не может ограничить осуществление прав и свобод человека и гражданина. Лишь при объявлении войны, военного и чрезвычайного положения, а также мобилизации осуществление прав и свобод человека и гражданина может быть частично и временно ограничено с учетом международных обязательств АР. О правах и свободах, осуществление которых ограничено, заблаговременно объявляется населению.

Провозгласив в ст. 62 недопущение изменений судебной юрисдикции, Конституция АР установила, что каждый обладает правом на рассмотрение его дела в установленном законом суде, а рассмотрение дела в другом суде без его согласия не допускается.

Непосредственно судебной власти посвящена глава VII Конституции АР. Ст. 125 Конституции провозгласила, что судебную власть в Азербайджане осуществляют только суды: Конституционный Суд АР, Верховный Суд АР, апелляционные суды АР, общие и специальные суды АР. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского и уголовного судопроизводства и других форм, предусмотренных законом. В осуществлении правосудия, за исключением конституционного судопроизводства, участвуют Прокуратура АР и защита.

Судопроизводство и судоустройство в АР определяется Законом «О судах и судьях». В Конституции АР закреплены полномочия Конституционного Суда, Верховного Суда и апелляционных судов АР и порядок назначения судей этих судов (ст. 130-132).

В Конституции АР закреплены требования, предъявляемые к кандидатам в судьи (ст. 126), независимость судей, основные принципы и условия осуществления правосудия (ст. 127), неприкосновенность судей (ст. 128). Суды выносят решения от имени государства, исполнение этих решений обязательно (ст. 129).

В главу Конституции АР о судебной власти входит отдельная статья о прокуратуре (ст. 133).

В Конституции АР закреплен статус азербайджанского языка в качестве государственного языка (ст. 121). В Азербайджане судопроизводство осуществляется на государственном языке АР или на языке населения, составляющего большинство в соответствующей местности. Лицам — участникам судебного разбирательства, не знающим языка, на котором осуществляется судопроизводство, гарантируется право полного ознакомления с материалами дела, участия в суде с помощью переводчика, выступления в суде на родном языке (ч. 10 ст. 127).

В соответствии со ст. 152 Конституции АР, изменения в тексте конституции принимаются только путем референдума.

16 августа 2002 г. в Азербайджане был проведен референдум, в результате которого были внесены изменения и дополнения в Конституцию АР, в т.ч. и в статьи, посвященные судебной системе и судопроизводству. Так, были внесены изменения в ст. 125 Конституции АР. В перечень судов, осуществляющих правосудие, вместо Экономического Суда АР были включены апелляционные суды, а ст. 132 Конституции АР «Экономический Суд АР» стала называться «Апелляционные суды». В связи с этими изменениями и дополнениями Экономический Суд, выступавший в качестве суда апелляционной инстанции по отношению к местным экономическим судам, был упразднен. Обжалование в апелляционном порядке решений местных экономических судов стало осуществляться в Апелляционном Суде АР, а для экономических судов Нахичеванской Автономной Республики - в Верховном Суде республики.

Этим же референдумом в ст. 130 Конституции АР, определяющую полномочия Конституционного Суда АР, были введены новые положения о праве физических лиц на обращение в Конституционный Суд АР, которое ранее предусмотрено не было. В новой редакции ст. 130 было установлено, что каждый с целью восстановления нарушенных прав и свобод человека для решения может обжаловать в Конституционный суд АР нормативные акты органов законодательной и исполнительной власти, муниципалитетов, судебные акты, нарушающие его права и свободы.

Предусмотренная Конституцией АР возможность обжалования гражданами в Конституционный Суд АР судебных актов на практике уже привела к тому, что Конституционный Суд АР стал фактически вышестоящей инстанцией для судов общей юрисдикции и экономических судов, что не соответствует правовой природе конституционного правосудия. Так, например, постановлением Пленума Конституционного Суда АР от 12 апреля 2004 г. было признано утратившим силу постановление Судебной Коллегии по гражданским делам Верховного Суда АР от 11 июля 2003 г. по исковому заявлению А.А. Ибрагимова о снятии с регистрационного учета и выселении с квартиры С.Тагиевой и членов ее семьи и встречному исковому заявлению ответчиков о признании недействительным регистрационного удостоверения и договора о купле-продаже квартиры. Данное дело было рассмотрено Конституционным Судом АР по жалобе А.А. Ибрагимова2.

В целях системного и сравнительно-правового анализа обратимся к положениям Конституции РФ, относящимся к судебной власти и судопроизводству, и выделим те из них, которые тем или иным образом отличаются от соответствующих положений Конституции АР.

Во-первых, с точки зрения юридической техники, весьма по-разному в обеих конституциях закрепляются те положения, которые, как правило, называются конституционными принципами правосудия.

Так, в соответствии со ст. 125 Конституции АР, судебную власть в АР осуществляют посредством правосудия только суды.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (28) 2005

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (28) 2005

Ст. 127 Конституции АР «Независимость судей, основные принципы и условия осуществления правосудия» закрепляет следующие положения: судьи независимы, подчиняются только Конституции и законам АР; судьи несменяемы в течение срока своих полномочий; судьи рассматривают дела беспристрастно, справедливо, соблюдая юридическое равноправие сторон и в соответствии с законом; недопустимость прямого или косвенного ограничения судопроизводства с чьей-либо стороны и по какой-либо причине, незаконного воздействия, угрозы и вмешательства; осуществление правосудия на основе равноправия граждан перед законом и судом; гласность судопроизводства во всех судах, за исключением случаев, установленных законом; недопустимость заочного судопроизводства по уголовным делам, за исключением случаев, предусмотренных законом; принцип состязательности; гарантии права на защиту каждого на любой стадии судопроизводства; презумпция невиновности; осуществление судопроизводства на государственном языке АР или на языке населения, составляющего большинство в соответствующей местности.

В ст. 128 Конституции АР отдельно говорится о неприкосновенности судей.

В Конституции РФ отдельными статьями закрепляются положения об осуществлении правосудия только судом (ст. 118), о независимости судей (ст. 120), их несменяемости (ст. 121) и неприкосновенности (ст. 122). В ст. 123 Конституции РФ установлено, что разбирательство во всех делах должно быть открытым, за исключением случаев, установленных федеральным законом (ч. 1); недопустимость заочного разбирательства уголовных дел, за исключением случаев, установленных федеральным законом (ч. 2); осуществление судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 3); осуществление судопроизводства с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом (ч. 4).

В российской юридической литературе перечисленные конституционные положения трактуются чаще всего как самостоятельные принципы правосудия3. Однако единого мнения по этому поводу пока еще не достигнуто. Так, например, Е.Б. Абросимова полагает, что неприкосновенность судей является одной из форм обеспечения независимости судебной власти, а несменяемость судей -гарантией независимости4.

А.А. Власов пишет, что независимость судей как принцип независимости судей обеспечивается предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи; правом судьи на отставку; неприкосновенностью судьи; системой органов судейского сообщества; предоставлением судье за счет судье государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу5. Таким образом, несменяемость и неприкосновенность судей указанный автор считает отдельными компонентами принципа независимости судей.

В Конституции АР предпринята попытка разграничить принципы и условия осуществления правосудия. Если толковать текст ст. 127 Конституции АР буквально, то в ней выделяется только один принцип - принцип состязательности, а несменяемость, гласность и т.п. являются условиями осуществления правосудия. С другой стороны, очевидно, что текст ст. 127 Конституции АР в основных своих чертах повторяет положения международно-правового акта - Основных принципов независимости судебных органов. Таким образом, можно сделать вывод, что авторы российской конституции при формулировании соответствующих положений исходили в большей степени из юридической доктрины, а при разработке Конституции АР были восприняты нормы международного права.

Во-вторых, и в Конституции АР, и в Конституции РФ в главы о судебной власти включены статьи о прокуратуре, причем в азербайджанской конституции о прокуратуре упоминается дважды.

В ч. IV ст. ст. 127 Конституции АР указано, что в осуществлении правосудия, за исключением конституционного судопроизводства, участвуют Прокуратура АР и защита. Таким образом, из текста Конституции вытекает, что Прокуратура АР участвует в гражданском судопроизводстве.

В соответствии со ст. 50 ГПК АР, прокурор может участвовать в процессе в качестве истца при предъявлении им иска в защиту интересов государства в случаях, когда имеется соответствующее обращение юридических лиц, учредителями которых является государство либо государственное предприятие (организация). В частности, при наличии соответствующего обращения юридических лиц, учредителями которых являются государственные учреждения или организации, прокурор в целях защиты интересов государства может подать заявление по делам: о владении, пользовании и распоряжении имуществом; о признании движимого имущества бесхозяйным и имуществом и признании права государственной собственности на движимое имущество (ст. 306.3 ГПК АР). Прокурор, если он является истцом или заявителем в судебном разбирательстве в случаях, указанных в ст. ст. 50 и 306 ГПК РФ, может приносить протест на судебные акты. При этом установлено, что протест прокурора является жалобой, которая приносится им в суд апелляционной инстанции по делу, в рассмотрении которого он участвовал, и по своему юридическому значению, правовым последствиям приравнивается к апелляционной жалобе (ст. 357.3) Генеральный прокурор АР обладает правом принесения протеста в порядке дополнительной кассации на Пленуме Верховного Суда АР, но только в том случае, если в судебном разбирательстве в качестве истца или заявителя участвовал прокурор (ст. 422, 423 ГПК АР).

Таким образом, участие прокурора в гражданском судопроизводстве в Азербайджане выражается в следующем:

- прокурор участвует в гражданском судопроизводстве в качестве истца только в защиту интересов государства и только в том случае, когда имеется обращение государственных организаций;

- протест прокурора приравнивается к жалобе стороны.

В Конституции РФ специально об участии прокурора в судопроизводстве не упоминается, а в соответствии с ч. 5 ст. 129 Конституции, полномочия и порядок деятельности прокуратуры определяются федеральным законом.

Согласно ст. 34 ГПК РФ, прокурор наряду со сторонами и третьими лицами входит в состав лиц, участвующих в деле, в то время как в ст. 46 ГПК АР, определяющей состав лиц, участвующих в деле, прокурор отдельно не выделяется. В ГПК РФ предусмотрена специальная ст. 45 «Участие в деле прокурора». Кроме обращения в суд с заявлением в защиту интересов государства (РФ и субъектов РФ), как это предусмотрено как в ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и муниципальных образований. Прокурор может вступить в дело с заявлением в защиту прав, свобод и интересов граждан в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может обратиться в суд - т.е. в российском гражданском процессе прокурор может участвовать по собственной инициативе, что исключено по ГПК АР.

Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных ГПК РФ и другими федеральными законами, в целях возложенных на него полномочий. В гражданском процессе Азербайджана подобных полномочий прокурора не предусмотрено.

В соответствии с ГПК РФ, прокурор вправе подавать апелляционные, кассационные и надзорные представления - т.е. в тексте ГПК РФ изменено традиционное наименование акта прокурорского реагирования с протеста на представление. В ГПК АР сохранено наименование «протест» и в то же время специально подчеркивается, что протест прокурора по своим своему юридическому значению, правовым последствиям приравнивается к жалобе. В ГПК РФ специального указания на это обстоятельство не имеется, однако фактически представление прокурора ничем не отличается от жалобы заинтересованных лиц.

Участие прокурора в деле в качестве истца по ГПК АР и в качестве самостоятельного лица, участвующего в деле, по ГПК РФ обуславливает принципиальную разницу в процессуально-правовом положении прокурора в гражданском судопроизводстве обеих стран. В Азербайджане прокурор как истец является стороной гражданского процесса с вытекающими отсюда последствиями, т.е. правом на совершение распорядительных действий вне зависимости от волеизъявления заинтересованных в исходе дела государственных организаций (правом на отказ от иска, на увеличение или уменьшение исковых требований и т.п.). В России же прокурор подобными полномочиями не обладает, а в случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска (ч. 3 ст. 45 ГПК РФ).

В обеих конституциях предусмотрены отдельные статьи о прокуратуре, которые входят в главы, посвященные судебной власти. В этих статях преимущественно регулируется порядок назначения прокуроров.

Что касается функций прокуратуры, то в ст. 129 Конституции РФ они вообще не определяются, и содержится ссылка на федеральный закон. В ст. 133 Конституции АР установлено, что прокуратура АР в порядке и случаях, предусмотренном законом, осуществляет надзор за исполнением и применением закона; в предусмотренных законом случаях возбуждает уголовные дела и ведет следствие; поддерживает в суде государственное обвинение; возбуждает в суде иск; приносит протесты на решения суда. Фактически в сфере гражданского судопроизводства прокуратура выполняет только две функции, указанные в ст. 133 Конституции АР: возбуждает в суде иск и приносит протест на решения суда, не осуществляя функции надзора за исполнением и применением закона.

В обеих конституциях указано, что прокуратура является единым, централизованным органом с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим (ч. II ст. 133 Конституции АР, ч. 1 ст. 129 Конституции РФ).

Таким образом, и в Конституции АР, и в Конституции РФ имеет место сохранение некоторых формулировок законодательства советского периода, когда прокуратура имела широкие надзорные функции, в т.ч. и в сфере гражданского судопроизводства, и официально считалась самостоятельным контрольно-надзорным государственным органом наряду с органами государственной власти, органам государственного управления и органами суда6.

Конституционное отнесение прокуратуры к судебной власти как в Азербайджане, так и в России лишено каких-либо оснований, поскольку она не выполняет функций правосудия. Широкие полномочия прокурора в России, в т.ч. и в сфере гражданского судопроизводства, хотя и менее значительные, чем в советский период, позволяют говорить, что прокуратура все еще остается самостоятельным органом государственной власти, не относящимся ни к одной из ее ветвей. В

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (28) 2005

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (28) 2005

Азербайджане же полномочия прокурора, особенно в сфере гражданского судопроизводства, ограничиваются участием в деле в качестве равноправной стороны.

В России, кроме того, прокуратура продолжает осуществляет общий надзор.

Следует отметить, что в конституциях других стран - бывших советских республик и стран Восточной Европы этот вопрос решается по-разному.

В конституциях Беларуси, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана прокуратуре посвящены целые разделы либо главы. Прокуратура признается единой и централизованной системой и продолжает осуществлять характерный для советского времени общий надзор7. В конституции Украины также предусмотрен самостоятельный раздел о прокуратуре, но упоминания об общенадзорных функциях прокуратуры в ней нет8. В Молдове, Казахстане, Армении, Грузии и в Азербайджане положения о прокуратуре размещены в соответствующих главах или разделах конституций, посвященных судебной власти. В Молдове, так же как и в России, конституционное отнесение прокуратуры к судебной власти в целом остается декларативным, т.к. в обеих странах существует прокурорский общий надзор. В Казахстане, кроме того, прокуратура конституционно, так же как и Азербайджане и в России, считается единой и централизованной системой. Конституции закавказских республик, относя прокуратуру к судебной власти, фактически не говорят и об осуществлении ею функций общего надзора, а в конституции Грузии прокуратура прямо называется учреждением судебной власти9. В Конституции Кыргызстана прокуратура конституционно отнесена к исполнительной власти10. В конституции Литовской Республики можно найти упоминание о прокуратуре. В ст. 118 Конституции Литвы, входящей в гл. 9 «Суд», установлено, что «...государственное обвинение поддерживается, уголовное преследование производится, контроль за органами дознания осуществляется прокурорами»11. Никаких других функций, в т.ч. и общенадзорных, литовской конституцией не предусмотрено. В конституциях Латвии и Эстонии о прокуратуре вообще не упоминается.

Среди стран Восточной Европы отдельные разделы и главы о прокуратуре имеются только в конституциях Венгрии, Словакии, в также Сербии и Черногории. В конституции Польши разд. 7 называется «Суд и прокуратура». Функции, напоминающие общий надзор, по настоящее время осуществляются прокуратурой Венгрии. Весьма характерно для стран рассматриваемого региона и прямое подчинение прокуроров органам исполнительной власти. Так, в Польше прокуратура подчиняется министру юстиции, который осуществляет функции генерального прокурора. В Румынии органы прокуратуры осуществляют свою деятельность под административным управлением министерства юстиции12.

В конституциях стран Западной Европы упоминаний о прокуратуре не встречаются.

Третье обстоятельство в плане различий между конституциями Азербайджана и России, на которое следует обратить внимание, касается языка судопроизводства.

Как уже отмечалось, в Азербайджане судопроизводство осуществляется на государственном языке АР или на языке населения, составляющего большинство в соответствующей местности (ст. 121 Конституции АР). Аналогичная норма закреплена в ст. 11 ГПК АР.

В Конституции РФ аналогичной статьи нет, а установлен общий статус государственного языка. В соответствии со ст. 68 Конституции РФ, государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык, а республики в составе РФ вправе устанавливать свои государственные языки. Государственные языки республик наряду с русским языком употребляются в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях.

Положения о языке судопроизводства и делопроизводства в судах закреплены в ст. 10 ФКЗ «О судебной системе РФ». В соответствии с данной статьей судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, Высшем Арбитражном Суде РФ, других арбитражных судах, военных судах ведутся на русском языке - государственном языке РФ. Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись на государственном языке республики, на территории которой находится суд. Судопроизводство и делопроизводство у мировых судей и в других судах субъектов РФ ведутся на русском языке либо государственным языком республики, на территории которой находится суд.

Иными словами, исходя из смысла закона, судопроизводство во всех судах РФ осуществляется на русском языке, а у мирового судьи, в Верховном суде и конституционном суде республики в составе РФ может осуществляться на государственном языке республики, на территории которой находится суд. Об этом же, только в обобщенном виде, говорится в ст. 9 ГПК РФ, в соответствии с которой «Гражданское судопроизводство ведется на русском языке или на государственном языке республики, которая входит в состав РФ и на территории которой находится соответствующий суд. В военных судах гражданское судопроизводство ведется на русском языке». В ст. 12 АПК РФ установлено, что судопроизводство в арбитражном суде ведется на русском языке - государственном языке РФ.

При этом следует отметить, что в России, в действовавшем до введения в действие ГПК 2002 г. гражданском процессуальном законодательстве, была предусмотрена норма, аналогичная той, которая закреплена в ст. 121 ГПК АР. В соответствии со ст. 8 ГПК 1964 г., судопроизводство по гражданским делам велось на русском языке, автономных республиках, автономных областях,

автономных округах - соответственно на языке автономной республики, автономной области, автономного округа или на языке большинства населения данной местности.

Эта формулировка вытекала, в свою очередь, из положений Конституции СССР 1977 г. (ст. 159) и Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве (ст. 11).

В Азербайджане, как видно, сохранен прежний подход к языку судопроизводства. При этом одним из оснований отмены решения или определения суда апелляционной инстанции является нарушение правил о языке, на котором ведется судопроизводство (ст. 418.4.8 ГПК АР).

На практике в Азербайджане сложилась такая ситуация, когда язык судопроизводства по конкретному гражданскому делу определяется по волеизъявлению сторон и с согласия суда. Так, например, 8 апреля 1999 г. судебная коллегия по гражданским делам Бакинского городского суда вынесла определение на русском языке13, несмотря на то, что русский язык не является ни государственным языком Азербайджана, ни языком большинства населения г. Баку.

Осуществление судопроизводства на том языке, который был избран по волеизъявлению сторон и с согласия суда, на наш взгляд, будет способствовать своевременному рассмотрению и разрешению дела, экономии сил и средств суда, а также наиболее полному использованию процессуальных прав и исполнению процессуальных обязанностей сторонами.

При этом язык, избранный для ведения судопроизводства, как представляется, должен быть таким, которым владеет население данной местности. Так, например, население г. Баку в большинстве своем владеет русским языком. Такая же ситуация возможна и в ряде субъектов РФ.

Исходя из изложенного, было бы целесообразно закрепить в гражданском процессуальном законодательстве Азербайджана, а также России, норму следующего содержания: «Судопроизводство может вестись на том языке, который избран по волеизъявлению сторон и согласия суда и которым владеет население данной местности».

Выше мы рассмотрели конституционные принципы правосудия, которые получили прямое закрепление в конституциях Азербайджана и России. Конституционные принципы во многом равнозначные принципам права вообще. Сами же, принципы права, по мнению многих исследователей, представляют собой руководящие идеи, характеризующие его содержание и сущность14.

По поводу перечня и классификации принципов права в юридической науке единого мнения

нет.

Так, С.С. Алексеев выделяет принципы законности, справедливости, юридического равенства (всеобщности правосубъектности), социальной свободы, социального, гражданского долга (дисциплины), объективной истины, ответственности, ответственности за вину15.

В.Н. Синюков считает, что российскому праву присущи принципы народовластия, верховенства права, федерализма в устройстве государства и строения правовой системы, юридического равенства граждан перед законом, политического, идеологического и экономического плюрализма, гуманизма, незыблемости и неотчуждаемости прав человека, законности, справедливости, ответственности за вину16.

По мнению О.И. Цыбулевской, к правовым принципам относятся социальная справедливость, равноправие граждан, единство прав и обязанностей, гуманизм, сочетание убеждения и принуждения в праве, демократизм17.

Нередко среди принципов права выделяются наиболее важные из них. Так, В.К. Бабаев выделяет генеральные принципы справедливости и свободы, которые получают свое развитие в иных принципах права: демократизма в формировании и реализации права, законности, национального равноправия, гуманизма, равенства граждан перед законом, взаимной ответственности государства и личности18. В.М. Чхиквадзе еще в 1987 г. писал, что важнейшим принципом права является гуманизм19.

Предпринимаются попытки классификации правовых принципов по различным основаниям. Чаще всего, в т.ч. в науке гражданского процесса, их делят по степени охвата регулируемых общественных отношений на общеправовые, межотраслевые и отраслевые20.

Э.П. Григонис принципы, относящиеся к юриспруденции, условно делит на две большие группы. Первая группа юридических принципов прямо закреплена в законах и иных нормативно-правовых актах. Именно эти принципы, по его мнению, подразделяются на общеправовые, в т.ч. конституционные, межотраслевые и отраслевые. Эту группу принципов указанный автор предлагает именовать практическими, поскольку «они применяются, или, во всяком случае, должны применяться в правоприменительной практике». Вторую группу принципов Э.П. Григонис условно называет теоретическими. Такие принципы могут быть также непосредственно закреплены в законодательстве и тогда они совпадают с практическими принципами, но чаще всего они вытекают из смысла, сущности права или «даже представляют собой принципы-идеи», принципы-пожелания21.

Понятия, близкие, на наш взгляд, к понятию принципов, вытекающих из смысла, сущности права, в юридической литературе называют также правовыми идеями22, нормами-программами, нормами-задачами конституционных актов23.

В.Н. Кудрявцев в этом аспекте пишет о проблеме общечеловеческих ценностей: «Долгое время признание таких ценностей рассматривалось как отступление от марксизма. Третировались, например, такие демократические принципы, как независимый суд, состязательность сторон,

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (28) 2005

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (28) 2005

презумпция невиновности и т.п. Со страниц научных изданий стали исчезать такие понятия как справедливость, милосердие, гуманность, человечность, добропорядочность. Обновленная политическая система, включающая правовое государство, должна широко использовать все эти близкие понятия, институты и категории, базироваться на них»24.

Возвращаясь к конституционным принципам правосудия, в т.ч. и в сфере гражданского судопроизводства и исходя из вышеизложенного, предлагаем ввести в научный оборот понятие фундаментальных конституционных принципов. Фундаментальные конституционные принципы могут быть закреплены в конституции, но могут и не закрепляться в ней, вытекать из смысла конституции.

В первую очередь в этой связи следует обратить внимание на принцип справедливости.

Так, в преамбуле Конституции АР в качестве одной из целей ее принятия указывается на желание народа Азербайджана утвердить справедливость, а в ст. 127 Конституции установлено, что судьи рассматривают дела справедливо. Упоминания о справедливости встречаются также в ст. 8, 99 Закона АР «О судах и судьях». В ст. 95 указанного Закона приведен текст присяги судьи: «Клянусь беспрепятственно, справедливо осуществлять правосудие в полном соответствии с Конституцией и законами АР, беречь независимость и достоинство судьи, вести себя в духе уважения к высокому званию судьи».

В преамбулу Конституции РФ включены слова о вере многонационального народа РФ в «добро и справедливость». В ч. 2 ст. 3 Закона РФ «О статусе судей» от 26 июня 1992 г. установлено, что судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебной деятельности должен избегать всего, что бы могло умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. Судья в РФ принимает присягу следующего содержания: «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспрепятственным и

25

справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть»25.

Как указывалось выше, о правовом принципе справедливости пишут многие исследователи, однако понятие ее практически никем не раскрывается.

В нормативно-правовых актах понятие справедливости раскрывается редко и только применительно к отдельным отраслям права. Так, в ст. 8 УК АР «Принцип справедливости» указано, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливым, т.е. соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного, а также что никто где-нибудь может быть наказан дважды за одно то же преступление. Аналогичные нормы закреплены в ст. 6 УК РФ.

С точки зрения философии справедливость определяется как понятие о должном, соответствующее определенным представлениям о сущности человека и его неотъемлемых правах26.

В.И. Даль пишет, что справедливый - это «правильный, сделанный законно, по правде, по совести, по правоте, - человек, судья, творящий правдивый, праведный суд, идущий по всей правде, неподкупный». Слово «справедливый» означает «истинный, основательный, не вымышленный», а

27

«справедливость» связывается им с «правдой», «правосудием» как однокоренными словами27.

Если слово «правосудие» дословно перевести на азербайджанский язык, то оно будет звучать как «справедливое разрешение».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, слово «справедливость» не в последнюю очередь связано с правосудием и является, на наш взгляд, тем правовым принципом, который является фундаментальным в сфере судопроизводства. Причем он является именно конституционным фундаментальным принципом, поскольку непосредственно вытекает из преамбул как азербайджанской, так и российской конституций.

При этом мы придерживаемся точки зрения тех авторов, которые признают преамбулу за составную часть нормативного акта, в т.ч. и конституции, которая имеет юридическое значение28. О справедливости говорится также в преамбулах конституций Албании, Болгарии, Испании, Литвы, Молдовы, Польши, Эстонии и многих других стран.

Выше мы уже обратили внимание на то, каким образом принцип справедливости раскрывается в уголовном законодательстве Азербайджана и России. Следует отметить, что опыт такого закрепления имеет место и в уголовно-процессуальном законодательстве Азербайджана. Так, в ст. 28 УПК АР в качестве принципа уголовного судопроизводства предусмотрен принцип объективности, беспрепятственности и справедливости. В тексте самой статьи указанные понятия не разъясняются. Исходя из общесмыслового понятия справедливости, можно заключить, что справедливость в данном контексте включает в себя понятия объективности и беспристрастности. В тексте ст. 28 УПК АР при этом закрепляются: требование рассмотрения дел только на основе фактов; правила о том, что при осуществлении судопроизводства судьи не могут выражать какие-либо интересы кроме интересов закона и что судья, прямо или косвенно заинтересованный в результатах процесса, не может участвовать в отправлении правосудия по данному делу; обязанность судов проверять жалобы, поданные в связи с нарушением закона в ходе процесса. Установлено также, что не допускается самовольное изменение правил отправления правосудия для отдельных лиц.

Представляется, что эти положения могли бы быть использованы и при формулировании принципа справедливости в гражданском процессе. Справедливость, как видится, включает в себя

также такие компоненты, как гуманизм, разумность, добросовестность, добропорядочность, равенство и т.п.

1 См.: Бакинский рабочий. 1995. 5 декабря.

2 См.: Вестник Конституционного Суда АР. 2004. № 2-3. С. 14-25.

3 См. напр.: Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право РФ. М., 1996. С. 406-411; Боннер А.Т. Принципы

гражданского процессуального права // Гражданское процессуальное право / Под ред. М.С. Шакарян. С. 33-65.

4 См.: Абросимова Е.Б. Судебная власть // Комментарий к Конституции РФ / Под общ. ред. В.Д. Карповича. М., 2002. С. 844, 849.

5 См.: Власов А.А. Гражданское процессуальное право. М., 2004. С. 39.

6 См., напр.: Теория государства и права / Под ред. С.С. Алексеева. М., 1985. С. 214.

7 См.: Конституции стран - членов СНГ. С. 130-131; 340-341; 404-405; 424.

8 См. там же. С. 84.

9 См. там же. С. 163-164, 192, 225-226, 268.

10 См. там же. С. 374.

11 См.: Эхо Литвы. 1992. 10 октября.

12 См.: Конституции государств Восточной Европы. М., 1996. С. 143-144, 155-157.

13 См.: Архив Бакинского городского суда. Дело № 3К - 6/31.

14 См.: Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перавалова. М., 1998. С. 237; Теория государства и права /Под ред. В.К. Бабаева. М., 2004. С. 223.

15 См.: Алексеев С.С. Проблемы теории права. Т 1. Свердловск, 1972. С. 108-109.

16 См.: Курс лекций по теории государства и права / Под ред. Н.Т. Разгильдеева, А.В. Малько. Ч. 1. Саратов, 1993. С. 67-68.

17 См.: Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. Ч. 1. Саратов, 1993. С. 122-126.

18 См.: Общая теория права / Под ред. В.К. Бабаева. Н. Новгород, 1993. С. 128-132.

19 См.: Чхиквадзе В.М. Гуманистические аспекты правовой системы // Правовая система социализма. Функционирование

и развитие / Отв. ред. А.М. Васильев. Т. 2. М., 1987. С. 72.

20 См., напр.: Власов А.А. Указ. соч. 42-43.

21 См.: Григонис Э.П. Механизм правового государства. СПб., 1999. С. 32-36.

22 См.: Алексеев С.С. Восхождение к праву. М., 2001. С. 297-303.

23 См.: Шмайлова Л.П. Правовая природа программных документов социалистических конституций // Правоведение. 1975. № 3; Явич Л.С. Право развитого социалистического общества. Сущность и принципы. М., 1978. С. 32.

24 Кудрявцев В.Н. Какое государство мы строим. М., 1991. С. 13.

25 См.: Российская газета. 1992. С. 29 июля.

26 См.: Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 650.

27 См.: Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. М., 2003. С. 151.

28 См., напр.: Зивс С.Л. Конституция СССР в системе советского законодательства // Советское государство и право. 1978. № 6; Комментарий к Конституции РФ / Под общ. ред. Э.П. Григониса. СПб., 2002. С. 11.

С.М. Рахметов*

Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса (ст. 356 УК Республики Казахстан)

Известно, что одной из особенностей преступности в настоящее время является то, что она носит все более организованный характер. Из числа зарегистрированных органами уголовного преследования Казахстана преступлений в 2004 г. доля групповых составила 16,3%1. Преступные формирования существуют относительное долго благодаря тому, что они оказывают давление, запугивают свидетелей, потерпевших, экспертов и тем самым оказывают противодействие успешному расследованию и разрешению уголовного дела. Имеют место случаи физической расправы над участниками уголовного процесса, если эти лица изобличают членов преступных формирований в совершении преступления, не выполняют их требований. Поэтому в нашей стране необходимо, как это делается во всем цивилизованном мире, принимать меры по обеспечению безопасности судей и участников уголовного процесса. Серьезной помехой этому является разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении указанных лиц.

* Профессор, заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин Казахской Академии труда и социальных отношений (г. Алматы), кандидат юридических наук.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (28) 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.