Научная статья на тему 'Место и роль негосударственного образования на рынках труда и образовательных услуг в Нижегородской области'

Место и роль негосударственного образования на рынках труда и образовательных услуг в Нижегородской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / ПЕРЕПРОИЗВОДСТВО СПЕЦИАЛИСТОВ С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ / ПОКАЗАТЕЛИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуськова И.В., Пономарева О.Г., Серебровская Н.Е.

В статье проанализированы основные социально-экономические показатели рынка труда нижегородского региона. Исследовано влияние экономического кризиса 2008-2009 гг. на рынок образовательных услуг региона. На основании анализа структуры занятости на региональном уровне исследованы проблемы занятости населения и трудоустройства выпускников вузов, выявлены тенденции развития рынка образовательных услуг. Определено место негосударственного сектора в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место и роль негосударственного образования на рынках труда и образовательных услуг в Нижегородской области»

ПРИОРИТЕТЫРОССИИ

УДК 378 (043). 331.5 (-3)

30 (171) - 2012

МЕСТО И РОЛЬ

НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РЫНКАХ ТРУДА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

И. В. ГУСЬКОВА, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики Е-mail: guskova545@yandex. ru

О. Г. ПОНОМАРЕВА,

кандидат экономических наук,

доцент кафедры экономики,

проректор по маркетингу и внешним связям

Е-mail: olga. ponomareva24@yandex. ru

Н. Е. СЕРЕБРОВСКАЯ,

доктор психологических наук, заведующая кафедрой социальной психологии и педагогики Е-mail: serebrovskaya-n@yandex. ru Нижегородский институт менеджмента и бизнеса

В статье проанализированы основные социально-экономические показатели рынка труда нижегородского региона. Исследовано влияние экономического кризиса 2008-2009 гг. на рынок образовательных услуг региона. На основании анализа структуры занятости на региональном уровне исследованы проблемы занятости населения и трудоустройства выпускников вузов, выявлены тенденции развития рынка образовательных услуг. Определено место негосударственного сектора в регионе.

Ключевые слова: региональный рынок труда; экономическая активность и занятость населения; перепроизводство специалистов с высшим образованием; показатели высшего образования.

Внедрение рыночных отношений в сферу высшего образования, расширение сферы платного образования делают актуальной проблему взаимодействия рынка образовательных услуг и

рынка труда, ведь формировать современные требования к качеству рынка образовательных услуг способен именно рынок труда. В период экономических кризисов взаимодействие рынков труда и образовательных услуг осложняется, контрагенты находятся в поисках оптимальных решений, идя по пути сокращения издержек. Однако выход из кризиса предполагает модернизацию производства, внедрение новых технологий, развитие малого и среднего бизнеса, что обусловливает спрос на специалистов, способных обеспечить реализацию преобразований [1, 4].

В России проблема взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг характерна для всех регионов, причем в каждом из регионов имеет свою специфику. Регионы России последние 20 лет резко дифференцировались по своему экономическому развитию, промышленному потенциалу,

наличию трудовых ресурсов. Регионы, имеющие развитую систему высшего образования, являются более конкурентоспособными и привлекательными для инвестиций. Поэтому исследование рынков труда и образовательных услуг, а также вопросы взаимодействия между ними наиболее значимы на региональном уровне [3].

Нижегородская область - один из наиболее экономически развитых регионов Российской Федерации, относится к числу крупнейших индустриальных центров России с высокой долей перерабатывающей промышленности в экономике. Уникальный научно-технический потенциал оборонно-промышленного комплекса в сочетании с мощной образовательной базой позволяет области занимать 4-е место в России по инновационному потенциалу.

В силу исторически сложившегося в России разделения труда и выгодного географического положения Нижегородская область является одним из ведущих российских промышленных и научных центров, а также центров по разработке и применению наукоемких технологий. Нижегородская область является ведущим регионом России по производству восьми видов промышленной продукции. В числе основных секторов промышленности - машиностроение, химическая, нефтеперерабатывающая, передельная черная металлургия, лесная, целлюлозно-бумажная, легкая, пищевая. Они сконцентрированы в Арзамасском, Борском, Выксунском, Володарском, Кстовском, Павловском, Городецком, Кулебакском районах [2].

На долю области приходится 72 % общероссийского производства автобусов (Газель, ПАЗ), 60 % грузовых автомобилей (ГАЗ), 49 % листов из термопластов, 21 % стальных труб, 16 % полимерных пленок, 12 % пищевых концентратов, 4 % легковых автомобилей (марка «Волга»), 7 % первичной переработки нефти. Эта специфика наложила свой отпечаток и на систему высшего профессионального образования региона, обусловив ее исторически сложившийся высокий потенциал, подтверждающийся наличием в регионе вузов с высоким уровнем подготовки специалистов [5].

Территория Нижегородского региона включает в свой состав 48 муниципальных районов, различающихся по природным, экономическим, социально-демографическим показателям. Центром Нижегородской области является город Нижний Новгород с численностью населения 1 271 тыс. чел. на 1 января 2010 г. Общая численность населения

Нижегородской области составляет 3 323,6 тыс. чел. Причем численность населения постоянно снижается, рождаемость находится на более низком уровне, чем в среднем по России.

Нижегородская область отличается высоким уровнем урбанизации и неблагоприятной демографической ситуацией. Наибольшее число малообеспеченного населения сконцентрировано в сельских районах. Заработная плата работников сельского и лесного хозяйства составляет менее половины среднеобластного значения (46 %). Сельские районы имеют меньшую численность населения, там высока естественная убыль населения - уровень смертности превышает рождаемость в 2,7 раза (в городских поселениях - в 1,9 раза), гораздо выше уровень безработицы [5].

Анализ экономических показателей показал, что ситуация на рынке труда в разных районах области неоднозначна. Различия между районами с промышленным и сельскохозяйственным производством в значительной степени определяют разницу в денежных доходах и занятости населения, сказываются на уровне безработицы. Районы области, ориентированные на промышленное производство и имеющие на своей территории градообразующие предприятия, имеют большую численность населения с более высоким уровнем доходов. Для модернизации и развития промышленности в таких районах требуются высококвалифицированные специалисты. В сельских районах для развития сельского хозяйства требуются специалисты иного профиля. Однако и в тех, и в других районах основой экономического роста является развитие малого и среднего бизнеса. Предпринимательский бум невозможен без наличия специалистов экономико-управленческого и юридического профиля. Следовательно, у населения существует потребность в получении высшего образования или в повышении имеющегося уровня образования.

По ряду значимых социально-экономических показателей Нижегородская область приближается к среднероссийским показателям и представляет собой типичный пример промышленно-аграрного региона Поволжья, Урала и центра России. Поэтому данные регионы имеют общие проблемы на рынке труда, а именно:

1) сокращение численности населения, несмотря

на увеличение рождаемости в последние годы,

высокий уровень демографической нагрузки.

Большая часть демографической нагрузки

определяется не детьми, а лицами пенсионного возраста. Таким образом, налицо процесс старения населения, который содержит угрозу финансового бремени в виде будущего контингента пенсионеров;

2) в настоящее время существенным источником пополнения численности населения является внешняя миграция. Необходимы научно-обоснованные мероприятия по росту рождаемости и увеличению миграции;

3) рост экономической активности населения за счет интенсивного привлечения в экономику учащихся и лиц пенсионного возраста из-за невысокого уровня жизни населения;

4) наличие на рынке труда Нижегородской области глубокого кризиса за счет сокращения персонала на крупных промышленных предприятиях;

5) низкая производительность труда, недостаточно эффективная занятость населения, что определяет более затяжной выход из кризиса;

6) увеличение численности управленческого персонала (руководители, специалисты, служащие). За 9 лет численность управленческого персонала выросла в 2,4 раза, а в России в целом всего в 1,4 раза. При более низкой производительности труда в области данная тенденция является негативной. Необходимо применять меры по ежегодным сокращениям численности управленческого персонала в государственной и социальной сферах;

7) сокращение доли специалистов высшего и среднего уровня квалификации на 5,3 %;

8) при невысокой зарплате по сравнению с общероссийским уровнем работодатель остается заинтересованным в дешевом ручном труде, что не стимулирует внедрения новых технологий и роста эффективности производства. Частично проблемы рынка труда региона

может решить система высшего образования. Региональная система высшего профессионального образования, являясь частью общей социально-экономической системы региона, должна адекватно и своевременно реагировать на изменяющиеся запросы регионального рынка труда, обеспечивать потребности экономики региона в обновлении и пополнении кадров, готовить квалифицированных специалистов, способных эффективно работать в конкурентной экономической среде.

Целью функционирования такой системы является удовлетворение спроса на образовательные

услуги со стороны населения и спроса на выпускников со стороны регионального рынка труда. Поэтому региональная система высшего профессионального образования непосредственно влияет на состояние регионального рынка труда и, как следствие, на развитие региональной экономики и области в целом.

Последствия двух экономических кризисов, охвативших страну в 1990-х гг. и в 2008 г., не могли не отразиться и на состоянии высшего профессионального образования. Резкое сокращение бюджетного финансирования (более чем на 60 %), неполное и несвоевременное выделение заложенных в бюджете средств, отсутствие продуманной государственной политики в области образования неизбежно привели к негативным последствиям и отрицательно сказались на развитии системы высшего образования в России.

Указанные факторы оказали свое влияние и на деятельность системы высшего образования Нижегородской области. Численность студентов высших учебных заведений за 1985-1992 гг. уменьшилась на 5,2 тыс. чел., или на 8,4 %. Снизился прием в вузы Нижегородской области. Так, за период с 1985 по 1993 г. прием снизился на 17 %, причем если до 1989 г. он колебался от 12,4 тыс. чел. до 12,6 тыс. чел., то с 1990 г. наблюдалось его постепенное сокращение (1990 г. - 12,1 тыс. чел., 1991 г. - 11,6 тыс. чел., 1992 г. - 10,6 тыс. чел.) [6].

Число студентов на 10 тыс. чел. населения Нижегородской области на конец 1994 г. составляло 148 чел. при средней цифре по России 171.

Ситуация с образованием начала медленно меняться с 1995 г. Высшая школа Нижегородской области, сумев преодолеть кризис востребованности высшего образования в 1992-1994 гг., от процесса «выживания» перешла к процессу активного развития. В 1995 г. прием в вузы превысил максимум за 10 лет и составил 13,1 тыс. чел. Число студентов увеличилось и составило 156 чел. на 10 тыс. чел. населения Нижегородской области. Развитие рынка образовательных услуг проявилось в активизации внебюджетной деятельности вузов в виде платного образования. Появился и стал активно развиваться негосударственный сектор высшего образования. К 1998 г. в негосударственных вузах обучалось уже 1,4 тыс. чел.

В табл. 1 представлены основные показатели системы высшего профессионального образования Нижегородской области. Благоприятный период подъема экономики страны после кризиса 1998 г. способствовал росту интереса населения к высшему

Таблица 1

Основные показатели системы высшего профессионального образования Нижегородской области, тыс. чел.

№ п/п 1 2 3 Показатель 1998 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2011/ 2008, %

Общая численность студентов 78 109,1 131,1 149,7 165 175,3 182,2 186,9 180,6 183,5 180,2 175,3 158,6 86

Государственные вузы 76,6 97,5 113,6 124,3 139,3 150,4 153,7 158,8 154,4 154,4 153,1 148,2 135,0 87

Негосударственные вузы 1,4 11,6 17,5 25,4 25,7 25 28,5 28,1 26,2 29,1 27,1 27,1 23,6 81

Прием в высшие учебные заведения 22,7 27,7 34,4 43,6 43,5 45,2 42,8 47,1 42,7 44,9 40,1 34,9 28,2 63

Государственные вузы 20,7 21,7 27,6 35,6 37,4 39,0 36,1 40,3 36,5 37,1 35,0 30,4 24,7 65

Негосударственные вузы 2,0 6,0 6,8 8,0 6,1 6,2 6,7 6,8 6,2 7,8 5,1 4,5 3,5 45

Выпускники высших учебных заведений 10,5 13,9 16,2 21,0 23,3 25,2 29,6 30,8 34,1 40,3 43,2 44,6 40,0 0

Государственные вузы 10,4 13,6 15,7 20 22 23,3 25,2 26 29,1 34,8 35,4 36,5 33,8 97

Негосударственные вузы 0,1 0,3 0,5 1 1,3 1,9 4,4 4,8 5,0 5,5 7,8 8,1 6,2 112

Источник: подготовлено по данным Министерства образования Нижегородской области.

образованию. За исследуемый период численность студентов Нижегородской области выросла в 2,3 раза. Увеличение числа студентов наблюдалось как в государственных, так и в негосударственных вузах. Контингент студентов государственных вузов увеличился в 2 раза. Число студентов негосударственных вузов увеличилось практически в 20 раз и достигло к началу 2009 г. 27,1 тыс. чел., что составило 17,7 % от контингента студентов государственных вузов Нижегородской области. Таким образом, развитие негосударственного сектора высшего образования привело к увеличению доли негосударственных вузов в общем объеме численности студентов с 1,8 % в 1998 г. до 17,7 % в 2009 г. [6].

Сегодня негосударственные образовательные учреждения ведут подготовку более чем по 20 специальностям и направлениям в основном экономико-управленческого и гуманитарного профиля. Высокие темпы роста высшего образования в негосударственных вузах до начала кризиса 2008 г. объясняются высокой востребованностью специалистов экономико-управленческого профиля на рынке труда, более низкой платой за «входные барьеры»: аренда помещений вместо их покупки, низкие инвестиции в материальную базу, компьютерную технику, небольшие вложения в человеческий капитал преподавательского состава - большинство

подготовлены и работают в государственных вузах. Кроме того, негосударственные вузы быстрее реагируют на спрос среди населения и адаптируются к рыночным условиям.

Динамика роста численности студентов свидетельствует о том, что негосударственный сектор высшего образования Нижегородской области прочно занял свою нишу в образовательном пространстве области и вносит значительный вклад в подготовку специалистов экономико-управленческого профиля. Основная часть студентов негосударственных вузов обучаются по заочной форме.

В государственных вузах при практически стабильной численности «бюджетников» наблюдается явная тенденция роста численности студентов, обучающихся на платной основе. С 2001 по 2008 г. количество этих студентов увеличилось с 52,2 тыс. чел. до 96,2 тыс. чел., или рост составил 85,9 %.

За исследуемый период количество студентов, поступивших на бюджетные места, осталось стабильным по численности, а их относительная доля в общем приеме снизилась с 52,9 до 28,5 %, или в 1,9 раза. Прием в негосударственные вузы после резкого роста, вызванного открытием большого количества филиалов в 1990-х гг., с 2000 г. стабилизировался, за последующий период его рост незначителен. Доля студентов, поступивших в

- 5

негосударственные вузы в 2008 г. составила 17,4 % от общего приема.

Наблюдается устойчивая тенденция увеличения доли поступивших на обучение с полным возмещением затрат. За исследуемый период количество студентов, поступивших на платное обучение, увеличилось в 3,3 раза и составило 71,7 % от общего приема. Таким образом, высшее образование становится платным для большей части населения, причем основной объем платных услуг оказывается государственными вузами. Это вполне объяснимо наличием хорошей материально-технической базы и постоянного профессорско-преподавательского состава в государственных вузах и, наоборот, арендой учебных площадей и малочисленным ППС в негосударственных вузах.

Социально-экономический кризис 2008 г. негативно сказался на развитии системы высшего образования региона. К тому же его действие усилилось негативными демографическими процессами, происходящими в области.

Падение рождаемости в 1990-е гг. привело к тому, что количество школ в Нижегородской области только за период с 2002 по 2007 г. уменьшилось на 106 ед., или на 17 %, а численность учащихся уменьшилась на 28,4 %.

Темпы сокращения учащихся составляют в среднем 1 800 чел. в год. С 2010 по 2011 г. количество выпускников школ и потенциальных абитуриентов уменьшилось на 6 031 чел. и составило 16 028 чел. Демографический кризис, по прогнозу, в части выпускников школ будет продолжаться до 2015 г.

По данным Министерства образовния Нижегородской области, в 2011 г. в регионе произошло снижение основных социально-экономических показателей системы высшего образования, что свидетельствует о продолжающемся кризисе высшего профессиональого образования (табл. 2).

В государственных вузах Нижегородской области продолжается процесс сокращения бюджетных мест. Ежегодное сокращение до 2011 г. составляло в среднем 3-5 % и происходило в основном за счет непрофильных специальностей (в технических вузах -экономико-гуманитарных направлений). В 2011 г. сокращение составило 10 %, или около 2 тыс. мест. В связи с этим государственные вузы активизировали свою деятельность на рынке платного образования, заинтересовывая студентов возможностью перевода на бюджетные места, также было начато активное привлечение абитуриентов из сегмента экономико-

Таблица 2

Показатели системы высшего образования

Нижегородской области в 2010-2011 гг.

№ п/п Показатель 2010 2011

1 Численность студентов вузов на 10 тыс. чел. населения, чел. 522 479

2 Численность бюджетных студентов на 10 тыс. чел. населения, чел. 172 169

3 Численность бюджетных студентов, чел. 57 232 55 898

4 Численность студентов государственных вузов, чел. 148 298 1 350

5 Численность студентов негосударственных вузов, чел. 25 272 20 386

Источник: подготовлено по данным Министерства образования Нижегородской области.

управленческого профиля на инженерно-технические специальности.

Общее сокращение численности студентов государственных вузов в 2011 г. по сравнению с 2010 г. составило 8,9 %, в негосударственных вузах -19,3 %, что связано с ликвидацией филиалов в Нижегородской области.

В целом сейчас для поступающих ситуация складывается более благоприятная, чем несколько лет назад, когда выпускников школ было больше, и гораздо больше абитуриентов претендовали на бюджетные места.

В нижегородском регионе на начало 2011/2012 учебного года среди образовательных учреждений, реализующих программы высшего профессионального образования, насчитывалось: самостоятельных учебных заведений - 14, филиалов самостоятельных учебных заведений - 21, в том числе государственных самостоятельных учебных заведений - 12, а филиалов государственных самостоятельных учебных заведений - 10. Также 2 негосударственных высших учебных заведения и 17 филиалов негосударственных вузов.

Обучение в стенах этих образовательных учреждений высшей профессиональной школы проходят 158,5 тыс. студентов, из которых 85 % учатся в государственных образовательных учреждениях.

Динамика основных показателей системы высшего образования Нижегородской области за период 2001-2011 гг. представлена на рисунке.

Как видно, в нижегородском регионе продолжается падение численности студентов и приема как в государственные, так и в негосударственные вузы. Общее снижение приема в 2011 г. состави-

200 180 160 140 120 100 80 60 40 20

182,2

186,9

183,5 180,2

175,3

180,6

175,3

158,5

165--

149,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

131,1

43,6

43,5

45,2 42,8

47,1

42,7 44,9 43,2

44,6

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Общая численность студентов -■— Прием в вузы -

Источник: подготовлено по данным Министерства образования Нижегородской области.

Основные показатели системы высшего образования Нижегородской области за период 2001-2011 гг, тыс. чел.

Выпускники вузов

ло 6,7 тыс. чел. Снижение приема абитуриентов привело к снижению численности студентов: по сравнению с предкризисным состоянием в 2011 г. общее количество студентов вузов Нижегородской области уменьшилось на 25 тыс. чел., или на 24 %. Общий прием за этот период упал на 16,7 тыс. чел., или на 27 %.

В 2011 г. численность студентов негосударственных вузов составила 17,5 % от контингента студентов государственных вузов Нижегородской области.

Снижение приема и численности студентов коснулось в основном негосударственных вузов: в сравнении с предкризисным состоянием в 2011 г. их численность снизилась на 19 %, а прием - на 55 %. Сказались последствия экономического, демографического кризисов и неблагоприятной политики Минобрнауки России в отношении филиалов и представительств вузов.

Необходимо отметить, что деятельность негосударственных вузов во многом зависит от политики государства в сфере образования.

Если в первые годы (1996-1998 гг.) резкое увеличение численности этих студентов шло исключительно за счет стремительного роста числа негосударственных вузов на территории Нижегородской области за счет филиалов московских вузов,

то после 2002 г. произошла некоторая стабилизация численности как самих негосударственных вузов, так и контингента студентов. Спад численности студентов в 2004 г. в негосударственных вузах вызван изменением в законодательстве отношений между государственными и негосударственными вузами.

В 2004 г. в Закон РФ от 10.06.1992 № 3266-1 «Об образовании» были внесены изменения (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ), согласно которым государственные вузы не стали ограничивать в приеме студентов на платной основе. В связи с этим резко увеличился приток абитуриентов в государственные вузы. Это связано с предоставлением вузам права частично осуществлять учебный процесс на базе представительств. Необходимо отметить, что с 2001 г. нижегородские вузы вели активную работу по открытию своих представительств на территории Нижегородской области. Данная политика высших учебных заведений не только расширяла доступность высшего образования для сельских жителей региона, но и способствовала нейтрализации последствий демографического спада.

Изменение законодательства в 2008 г., ограничивающее ведение образовательной деятельности на базе представительств, приводит к закрытию большого числа представительств, начинается со- 7

0

кращение числа филиалов вузов, не отвечающих требованиям Рособрнадзора. Эти факторы приводят к резкому падению набора и снижению численности студентов в негосударственных вузах.

В настоящее время практика ЕГЭ и отчетливая тенденция к увеличению платных мест в государственных вузах постепенно приводят к закрытию или перепрофилировании части негосударственных вузов, имеющих слабую материальную базу. Исследования, проведенные в Нижегородском институте менеджмента и бизнеса показали, что из 17 филиалов негосударственных вузов Нижегородской области только шесть филиалов имеют численность от 1 000 до 1 500 чел., причем прием по результатам 2011 г. составил от 100 до 300 чел. Конечно, это создает некую иллюзию стабильности, которая, однако, омрачается отсутствием собственной материальной базы, штатного педагогического персонала, активизацией деятельности государственных вузов на рынке платного образования.

Одиннадцать средних и мелких филиалов в нижегородском регионе, имеющих численность студентов менее 1 000 чел. и прием по результатам 2011 г. менее 200 чел., находятся в состоянии нестабильности и в ближайшее время могут быть закрыты головными вузами по причине нерентабельности и невыполнения аккредитационных показателей.

В целом по России, по прогнозу президента Ассоциации негосударственных образовательных организаций России А. Л. Вильсона, в ближайшие годы при худшем развитии событий возможно сокращение количества негосударственных вузов на 30-50 %.

Вполне возможно, что разработанные Правительством РФ более высокие требования к качеству образования, наличию штатного ППС (имеющего научные степени), наличию хорошей материально-технической базы, библиотечного фонда вполне оправданны. Они должны стимулировать вузы готовить профессионалов, востребованных на рынке труда. При этом современная нормативно-правовая база не отменяла равного отношения со стороны власти при распределении средств как в государственные, так и в негосударственные вузы, что на практике практически отсутствует. Однако успешно функционирующие негосударственные вузы, созданные с нуля, без поддержки государства, могут являться примером развития бизнеса на достаточно сложном рынке образовательных услуг.

На основе проведенного анализа приходим к следующим выводам. За последние 50 лет наиболее

значимым фактором для модернизационного рывка региона были инвестиции в человеческий капитал, и прежде всего в образование. Проблемы развития человеческого капитала не сводятся к недофинансированию. Важнее всего структурная трансформация, вызванная развитием постиндустриального общества в стране и в регионе и выражающаяся в следующем:

1) образовательная услуга должна иметь непрерывный или пожизненный характер. Негосударственные учреждения более мобильные, поэтому они, скорее всего, быстрее среагируют на потребности рынка труда;

2) образовательная услуга становится индивидуализированной. Человек все чаще будет выбирать собственные образовательные траектории из множества образовательных услуг;

3) образовательная услуга приобретает глобальный характер. Вузам приходится конкурировать не только на региональном уровне, но и с вузами, расположенными во всем мире, в том числе и с мировыми негосударственными;

4) увеличивается доля частного спроса, опережая бюджетный спрос, а значит, растут и требования к качеству предоставляемой образовательной услуги в связи с конкуренцией на рынке труда;

5) все более активную роль начинают играть новые технологии, радикально изменяющие характер оказываемых образовательных услуг (интернет-образование, социальное образование и др.). Традиционные формы образования будут уходить в прошлое, оказывая влияние и на организационные инновации.

Список литературы

1. ВанькинаИ. В., Егоршин А. П., Кучеренко В. И. Маркетинг образования: учеб. пособие. М.: Университетская книга; Логос. 2007.

2. Гуськова И. В., Пономарева О. Г., Шеше-нина О. А. Нижегородская область: рынок труда и рынок высшего образования - состояние, взаимовлияние и перспективы развития // Человек и труд. 2010. № 7. С. 29-33.

3. Гуськова И. В. Трансформация рынка труда России: монография. Н. Новгород: НИМБ, 2010.

4. Менеджмент образования: учеб. пособие / под ред. А. П. Егоршина. М.: Логос, 2009.

5. Российский статистический ежегодник: стат. сб. М.: Росстат, 2001-2011.

6. Статистика Российского образования. URL: http://www. stat. edu. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.