Научная статья на тему 'Место и роль науки в современной культуре'

Место и роль науки в современной культуре Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
2907
375
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРА / ПОЗНАНИЕ МИРА / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Шаяхметкызы Динара, Алмухаметова Меруерт Сакенкызы, Койшыбаев Даулен Нурланулы

В данной работе представлен анализ взаимодействия науки с ее культурным окружением. Описание трансформации взаимоотношения науки и культуры в ходе исторического развития. Представление основных принципов и позиций, позволяющих оценить роль науки в культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место и роль науки в современной культуре»

Место и роль науки в современной культуре

1 2 3

Шаяхметкызы Д. , Альмухаметова М. С. , Койшыбаев Д. Н.

1Шаяхметкызы Динара / Shayakhmetkyzy Diñara - магистрант;

2Алмухаметова Меруерт Сакенкызы / Almukhametova Meruert Sakenkyzy - магистрант;

3Койшыбаев Даулен Нурланулы / Koishybayev Daulen Nurlanuly - магистрант, кафедра сенсорики, факультет лазерной и световой инженерии, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в данной работе представлен анализ взаимодействия науки с ее культурным окружением. Описание трансформации взаимоотношения науки и культуры в ходе исторического развития. Представление основных принципов и позиций, позволяющих оценить роль науки в культуре.

Ключевые слова: наука, современная культура, познание мира, социальный институт.

Наука сейчас изучается как культурное явление, иными словами важнейший элемент духовной культуры людей. Но исследовать какой-либо феномен, решать задачи, находить ответы, сформулировка, эксперименты, относится ли это к культуре? Относится по тому же принципу: что является новой характеристикой человеческого развития и высшим достижением в совершенствование разума любого индивида [1, с. 598].

Культурное поле в том или ином срезе исторического времени задает обществу и составляющим его людям систему ценностей, оценок, критериев и норм, в дальнейшем оказывает решающее влияние на поведение людей, их базовые представления о категориях должного во всех областях человеческой деятельности.

Целью данной работы является анализ взаимодействия между наукой и культурой.

Наука является частью культуры в качестве одной из форм специфической человеческой деятельности, имеющей социальную природу. Наука инновационно заострена. Она выделяется из остальной культуры своей динамикой, предельно быстрым обновлением. Деятельность науки регулируется принципиально познавательной целью [2, с. 184]. Прочие цели науки имеют для нее лишь побочную значимость. Для науки характерна ведущая роль профессионального сообщества.

Первоначально понятие «культура» подразумевало целенаправленное воздействие человека на природу, а также воспитание и обучение самого человека. Современная трактовка понятия «культура» отражает как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие конкретных исторических форм этой жизнедеятельности. Таким образом, под «культурой» будем понимать специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Взаимодействие науки с ее культурным окружением выражается в поистине неисчислимой совокупности связей и корреляций, пронизывающих науку и уходящих в общее мировоззрение эпохи [6, с. 3-20]. Мировоззрение формирует для науки определенный горизонт, и прорыв за эти рамки представляет собой сложную задачу. Поэтому общий ход научного продвижения является равнодействующей собственного инновационного устремления науки, ее нацеленности на новизну, креативность, улучшение наличных знаний и общего состояния знаний и возможностей, достигнутых культурно-исторической эпохой.

Наука как продолжение культурного проекта. Сложность изучения феномена науки состоит в том, что он должен рассматриваться в разных планах. С одной стороны, необходимо видеть науку в ее специфике, как отдельную, автономную

область человеческой деятельности. С другой стороны, нужно видеть науку и в ее родстве, общности с другими сферами социокультурного пространства.

В представленном к рассмотрению была предпринята попытка анализа взаимоотношений науки и культуры в современной картине мира, определив роль и место науки в современном обществе, исследованы положительные и отрицательные стороны влияния научных исследований на современное общество и его культуру, приведены примеры влияния науки на общество и цивилизацию.

Наука представляет собой неотъемлемую, составную часть культуры современного общества, взаимодействующую со всеми формами духовной деятельности человека. Динамический характер современной техногенной цивилизации во многом обусловлен динамическим характером науки и научного познания [7, с. 189-200].

Ни одно серьезное изменение в общественной жизни, ни одна социальная, экономическая, военная реформы, так же как и создание национальной образовательной доктрины, принятие какого-либо серьезного закона, не могут сегодня обойтись без предварительных научных исследований, социологических и психологических прогнозов, теоретического анализа. Социальная функция науки более всего важна в решении глобальных проблем современности.

Итак, основными функциями современной науки являются культурно-мировоззренческая (познавательная); производственная (в современных условиях наука так неразрывно связана с производственной деятельностью, что фактически исполняет функцию производительной силы общества); и социальная (наука включена в процесс социального развития и управления ими обществом через проводимые научные исследования в различных сферах жизни человеческого общества).

Роль и место науки в современной культуре определяются её тремя ипостасями: наука как отрасль культуры, наука как способ познания мира, наука как социальный институт. Как отрасль культуры наука познает реальность посредством изучения отдельных ее частей, а результаты науки, в свою очередь, требуют эмпирической проверки. Как способ познания наука - не только результат научного исследования, но и само исследование. Как социальный институт наука представляет собой совокупность исследовательских институтов и лабораторий, оснащенных разнообразными приборами, вычислительной и иной техникой, информационными массивами, представляющих собой непосредственную производительную силу, которая направлена на познание, объяснение и изменение окружающей действительности.

Литература

1. Гусейханов М. К. Концепции современного естествознания: учебник и практикум. 8-е изд., перераб. и доп. М., Изд-во «Юрайт», 2011. 598 с. Серия: Основы науки.

2. Балим Г. М., Рыжов В. П., Рыжов Ю. В. Проблемы системного анализа культуры. Таганрог, Изд-во ТРТУ, 2003. 184 с.

3. Гусарова Ю., Черниховская Т. За существование гениев человечество платит огромную цену. [Электронный ресурс]: Сноб: электрон. научн. журн. M., 2015. № 4. URL: https://snob.ru/selected/entry/99460/ (дата обращения: 20.12.2015).

4. Большая советская энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: http://bse.sci-lib.com/ (дата обращения: 15.12.2015).

5. Василенко П. М., Погорелый Л. В. Основы научных исследований. Киев: Вища школа, 1985. 266 с.

6. Келле В. Ж. Наука как вид интеллектуального производства // Социальная динамика современной науки / В. Ж. Келле, Е. З. Мирская, С. А. Кугель и др. М.: Наука, 1995. С. 3-20.

7. Комарова Е. К. Гуманистическая ориентация науки // Социальная динамика современной науки / В. Ж. Келле, Е. З.Мирская, С. А. Кугель и др. М.: Наука, 1995. С. 189-200.

8. Цифровая библиотека по философии. [Электронный ресурс]. URL: http://filosof. historic.ru/books/item/i00/s00/z0000000/st049. shtml/ (дата обращения : 19.12.2015).

9. Вундт В. Введение в философию. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Vundt/ (дата обращения: 13.12.2015).

10. Бессонова Л. А. История и философия науки: курс лекций. ЭБС Университета Управления «ТИСБИ». [Электронный ресурс]. М., 2004. URL: http://www.tisbi.org/home/media/sources/page-718/page-729/page-3097/2/ (дата обращения: 20.12.2015.)

11. Культурология. XX век. Энциклопедия. В 2-х томах. СПб.: Университетская книга; OOO «Алетейя», 1998. 447 с.

12. Фейерабенд П. Против метода (Очерк анархистской теории познания «Против методологического принуждения») // Избранные труды по методологии науки. М., 1986. С. 125-467.

13. Искусство и картина мира / В. С. Жидков, К. Б. Соколов; М-во культуры Рос. Федерации, Рос. акад. наук, Гос. ин-т искусствознания. С.-Пб.: Алетейя, 2003. 463 с.

14. Новости высоких технологий. 9.01.2015. [Электронный ресурс]. URL: http://hi-news.ru.

15. Родчанин Е. Г., Колесников В. И. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс): учебник. М: Изд.-торг. корпорация «Дашков и К», Ростов- на Дону. Наука-Пресс, 2008. 432 с.

16. Кохановский В. П. Философия науки в вопросах и ответах. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 352 с.

17. Канке В. А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги ХХ столетия. М.: Логос, 2000. 320 с.

18. Философия и методология науки: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под редакцией В. И. Купцова. М.: Аспект-Пресс, 1996. 554 с.

19. Лешкевич Т. Г. Философия науки: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2006. 272 с.

20. Поликарпов В. С. История науки и техники (учебное пособие). Ростов н/Д: Феникс, 1998. 352 с.

21. Гугление затормаживает слабоумие. [Электронный ресурс]. URL: http://blog.shitov.ru/9A7DA8D8-F4A5-3D46-B79F-0543EBBAF3EC/ (дата обращения: 19.12.2015).

22. Google-эффект. [Электронный ресурс]. // Сноб: электрон. научн. журн. 1.04.2013. URL: http://snob.by/google-effect.html/ (дата обращения: 21.12.2015).

23. Журнал «Science». [Электронный ресурс]. URL: http://www. Sciencemag.org/ (дата обращения: 16.12.2015).

24. Интернет-портал «Point.md». Наука. 03.11.15. [Электронный ресурс]. URL:

http://point.md/ru/novosti/nauka/ (дата обращения: 20.12.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.