Научная статья на тему 'МЕСТО И РОЛЬ МИНЕРАЛЬНЫХ И РУДНЫХ РЕСУРСОВ ФЕРГАНСКОЙ ДОЛИНЫ В СЛОЖЕНИИ И РАЗВИТИИ КУЛЬТУР НА ЕЕ ТЕРРИТОРИИ'

МЕСТО И РОЛЬ МИНЕРАЛЬНЫХ И РУДНЫХ РЕСУРСОВ ФЕРГАНСКОЙ ДОЛИНЫ В СЛОЖЕНИИ И РАЗВИТИИ КУЛЬТУР НА ЕЕ ТЕРРИТОРИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
337
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕРГАНСКАЯ ДОЛИНА / МИНЕРАЛ / РУДА / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / ЗАРШУЙ / МИСКАН / АЛТЫНКАН / РЕЗАКСАЙ / СОХ / ЧАДАК

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рахманов Зафар Одилович

В статье рассматриваются вопрос о место и роли минеральных и рудных ресурсов Ферганской долины. Также анализируя литературу приводится краткие сведения о наличии природных ресурсов Ферганы с древнейших времён до позднего средневековья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PLACE AND ROLE OF MINERAL AND ORE RESOURCES OF THE FERGHANA VALLEY IN THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF CULTURES ON ITS TERRITORY

The article discusses the place and role of mineral and ore resources of the Fergana Valley. Also, analyzing the literature, brief information is provided on the availability of natural resources in Fergana from ancient times to the late Middle Ages.

Текст научной работы на тему «МЕСТО И РОЛЬ МИНЕРАЛЬНЫХ И РУДНЫХ РЕСУРСОВ ФЕРГАНСКОЙ ДОЛИНЫ В СЛОЖЕНИИ И РАЗВИТИИ КУЛЬТУР НА ЕЕ ТЕРРИТОРИИ»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

МЕСТО И РОЛЬ МИНЕРАЛЬНЫХ И РУДНЫХ РЕСУРСОВ ФЕРГАНСКОЙ ДОЛИНЫ В СЛОЖЕНИИ И РАЗВИТИИ КУЛЬТУР НА ЕЕ ТЕРРИТОРИИ

Рахманов Зафар Одилович

младший научный сотрудник Национального центра археологии при Академии наук Республики Узбекистан, Республика Узбекистан, город Ташкент

THE PLACE AND ROLE OF MINERAL AND ORE RESOURCES OF THE FERGHANA VALLEY IN THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF CULTURES ON ITS TERRITORY

Rakhmanov Zafar Odilovich

Junior Researcher,

National Center of Archeology at the Academy of Sciences of the Republic of Uzbekistan, Tashkent, Uzbekistan.

Аннотация. В статье рассматриваются вопрос о место и роли минеральных и рудных ресурсов Ферганской долины. Также анализируя литературу приводится краткие сведения о наличии природных ресурсов Ферганы с древнейших времён до позднего средневековья.

Abstract. The article discusses the place and role of mineral and ore resources of the Fergana Valley. Also, analyzing the literature, brief information is provided on the availability of natural resources in Fergana from ancient times to the late Middle Ages.

Ключевые слова: Ферганская долина, минерал, руда, природные ресурсы, Заршуй, Мискан, Алтынкан, Резаксай, Сох, Чадак.

Key words: Fergana Valley, mineral, ore, natural resources, Zarshuy, Miskan, Altynkan, Rezaksay, Sokh, Chadak.

Введение:

Ферганская долина представляет собой своеобразный природный ландшафт, созданный самой природой. Здесь встречаются почти все типы природных ландшафтов: от желто-серых песков Центральной Ферганы до высокогорных красочных альпийских лугов. Поэтому имеются все возможные условия для продуктивного занятия животноводством, т.е. как мелкого, так и крупного рогатого скота, разведением лошадей. Физико-географическое условия Ферганской долины, особенно северной Ферганы для земледелия, была, конечно, в наилучшем состоянии. Это на самом деле наличие многометровых лессовых, бурых почв, постоянный водный баланс больших, малых рек и саев, обилие подземных родниковых источников, которые являются основой ведения благополучного земледельческого хозяйства.

Ферганская долина богата природными и минеральными ресурсами. Природные ресурсы Ферганской долины сыграли большую роль в развитии историко-культурных процессов.

История изучения:

В Ферганской долине, окруженной горными грядами, имелось много минералов, пригодных для изготовления орудий труда и оружий для местных охотничьих племен. В частности, к югу от Алтыарыка имеются горная местность с выходами на поверхность минеральных ресурсов кремния, где археолог М. Касымов в 60-х годах XX века обнаружил мастерскую по добыче и обработке кремниевых орудий эпохи среднего палеолита [14, с. 259-261; 21, с. 5-11].

В Сохской долине имеются месторождения сурьмы, которую с древнейших времен использовали для получения бронзы и косметических целей. Особенно в период эпохи поздней бронзы на Кайраккумах выпускали высокопробные металлические изделия. Бронзовая продукция была необходима для хозяйственных нужд разных племен и от этих бронзолитейных производств остались многочисленные поселения [16, с. 39-51; 17].

Ю.А. Заднепровский, основываясь на разработках Кетменьтюбе, отмечает о наличии Наукатского месторождения самородной меди [12, с. 80]. Ближайшее месторождение меди находилось на расстояние 50 км с севера от городища Далверзин в районе Тентаксай, на востоке у Кампыр-Равата на р. Карадарьи и на юге в Тюя-Муюне. В Чуст руда могла поступать из южных районов Чаткальского хребта из долины реки Гава (около 50 км), а металлурги Кайраккумского поселения использовали сырьё из соседнего Наукатского месторождения и из Карамазара. Весьма существенную роль играло также наличие в горах Ферганы оловоносных месторождений, потому что в составе бронзовых изделий эпохи бронзы и раннежелезного века Ферганской долины в преобладающем большинстве изделий имелось много оловоносных минералов [12, с. 80].

Для античного периода смутные сведение имеют китайские источники почти не дающие информации о наличии природных (минеральных и рудных) ресурсов Ферганской долины [6, с. 162; 23, с. 55].

Но А.Н. Бернштам утверждает, что в Кушанский период в Фергане растет экономика и резко повышается значение горнодобывающей промышленности. Древние разработки сурьмы, например, в районе Хайдаркана, датируются предметами кушанского времени [4, с. 17].

В свое время среди прочих стран Арабского халифата Фергана, а также земли, входившие в состав Мавераннахра, считались в X в. богатыми различным ценным ископаемым сырьем. Для Ферганы письменные источники этого времени дают следующий перечень: золото, серебро, свинец, медь, железо, ртуть, каменный уголь, нефть, кыр, смола, поваренная соль, нашатырь, купорос, асбест, бирюза, безоар, а также медицинские снадобья [24, б. 15; 13, б. 82; 18, с. 16].

В горных районах между Ферганской долины и Ташкентским оазисом имелись месторождения железных руд. По мнению Ю.Ф. Бурякова, в Чач и Илак «неочищенная руда» и «крица» поступали из горных районов к северо-востоку от Ташкента [10, с. 156]. В такой же ситуации находилось, видимо, и Канка, куда в большом количестве поступало «неочищенная руда» [7, с. 93-106; 8, с. 137-149]. Итак, металлическая руда (железо) в средневековую Фергану поступала из горных районов Ташкентского оазиса. Мы не исключаем и Аксуйское месторождение железной руды на верхней Кашкадарье, откуда Ферганские металлурги могли бы покупать сырьё и обрабатывать его у себя.

Часть железа, в виде металла поступала в Фергану из Уструшаны. Л.М. Сверчков считает, что Маргузарские горы были в качестве железорудной базой средневековой Уструшаны [22, с. 20].

1Х-Х века ознаменуются в истории Ферганы, повышением спроса на стальные и железные предметы ремесленников. Особенно были знамениты оборонительные доспехи, а также мечи и сабли, которые затем экспортировались в далекие страны и даже на рынки Хорасана, Ирака и Багдада и пользовались большим спросом за свои высокие качества.

На тот момент, местная добыча металла и металлообработка не достаточно обеспечивала ремесленников, и поэтому они вынуждены были покупать металл из соседних областей и перерабатывать его.

В самой Фергане были значительные месторождения железной руды и, в том числе, по свидетельству автора Худуд-ул-Олам, магнитного железа [24, б. 15]. Как думают некоторые геологи, железо добывалось в руднике Исфара, который занимал огромную территорию, и ещё здесь добывались серебросвинцовые руды. Уже в конце XIX в. этот рудник был известен под названием пещеры Кони-гут («Рудник погибели») [19].

На основании археологических находок в Кони-гуте (монет, лампа, фрагментов керамики и других предметов), устанавливается, что разработка рудника началась задолго до IX - X вв. К этому времени он представлял собой уже крупную пещеру с несколькими входами. Большое число средневековых железных рудников расположено на юго-западных склонах Чаткальского и Кураминских хребтов. Руда, часто плавилась поблизости от рудников, причем, во дворе одного укрепленного пункта была найдена крица железа до 30 кг весом.

Известен ряд других месторождений железа, один из них, находится в округе Верхняя Ниса, а также пунктов плавок железной руды, обозначенных шлаковыми отвалами. Предположение о высоком содержании в руде марганца подтверждается сообщениями письменных источников о высоком качестве ферганских стальных изделий, так как известно, что как раз железная руда с марганцем считалась у прежних опытных кустарей Кавказа лучшей и шла на изготовление дорогого оружия. На старинных железных рудниках Арсланбаба, кроме железа, по-видимому, добывали и охру [18, с. 27-29].

В Ферганской долине в древности добывали и золото. Конечно, в условиях Средней Азии в древности, так и в эпоху средневековья золото добывали в основном на открытых речных бассейнах с помощью промывания золотосодержащих песков.

Как отмечает М.Е. Массон, в пору раннего средневековья Фергана была страной, где происходила оживленная добыча серебра и особенно золота. Добыча последнего производилась в разных местах, но главным образом концентрировалась в трех районах: в окрестностях столицы Ахсыкента [1, с. 27, 102, 140], в горном округе Некада и в горном округе Верхняя Ниса. Под окрестностями Ахсыкента, развалины которого лежат на правом берегу Сырдарьи, подразумевается долина Касансая, где сохранились весьма многочисленные следы промывки рассыпного золота. Горный округ Некад находился в юго-восточной части Ферганы и от города Куба до Некада считалось семь фарсахов, т. е. около 50 км. Верхняя Ниса соответствовала горной части бассейна реки Сох.

Видимо был и другой район по добыче золото. В частности, в северо-западной Фергане имеется горная речка Резаксай, где в начале ХХ века местное население в бассейне этой реки промывали золотосодержащий песок, а в 50-е и 60-е годы XX в. золото добывалось на промышленной основе [3, б. 61-62]. Речная долина Резаксай на северо-западной части Ферганской долины и является небольшой речкой, питающейся в основном снежно-дождевыми талыми водами.

В бассейне Резаксая в летнее время поступление воды практически прекращается. На территории этой речки был обнаружен единственный археологический памятник в виде поселения [11, с. 42-45; 2, с. 229230, 234. Рис. 1а]. Но население окрестных районов использовали эту местность в качестве пастбища для скота [2, с. 229-230, 234. Рис. 1а].

О наличии в этом регионе золотоносных песчаных выходов указывает топоним под названием «Олтинкон» и «Заршуй» (Зарсув). Этнографические опросы, проведенные в селении Чадак, подтвердили, что в конце XIX века и в начале XX века, видимо и в раннем средневековье местное население селений Чадак и Олтинкон часто занимались промыванием песка в бассейне реки Чадаксай1.

Мы не исключаем наличие медной руды в бассейне Резаксай, потому что любой золотодобывающий рудник содержал и медную руду. Из-за этого в Ангренском золотодобывающем карьере добывают и медную руду2.

На эту тему есть разные мнения учёных. Ферганские месторождения меди могут быть сведены в четыре группы; первая из них была в горах Исфары, вторая - в округе Верхняя Ниса, где добывалась медь, обозначаемая термином под которым как будто подразумевали руду, шедшую на изготовление бронзовых сплавов - «желтой меди». Куски шлаков с корольками меди и медной зеленью, встречающиеся в разных местах по боковым притокам Соха, указывают на места выплавки этого металла из руды. Третья группа была расположена в упоминавшийся горном округе Некад, главный и единственный город который назывался Мискан, т. е. «Медный рудник».

Одно из крупнейших месторождений Некада находилось в южной Фергане, которое тысячу лет назад и ранее разрабатывалось на медь. И наконец, четвертая группа медных месторождений приходилась на район Вагазия в северо-западной части Ферганы, охватывавший Наукадские месторождения, горы Супетау, округ Папа и другие соседние территории. Неподалеку от современной Наукадской переправы через Сырдарью был расположен город Наукад-Мискан (т. е. «Наукадский медный рудник»). Судя по археологическим находкам, в том числе двум железным клиньям, в 1Х-Х вв. шла добыча меди в рудниках урочища Серакселахи в горах Супетау. По-видимому, к тому же времени относятся древние выработки в северо-восточной части Кураминских гор, на медном месторождении Дугап Папского района, по левому берегу реки Чадаксу [19, с. 28]. Отдельных пунктов, где в Фергане добывали медь, в раннем средневековье, несомненно, было много. Продукция функционировавших тогда медных рудников не только покрывала местную потребность, но обеспечивала вывоз ее вместе с железом в другие области.

М.А. Бубнова, изучившая Базардаринский рудник, сопоставляя его с рудниками Ферганы приводит об известном месторождении ртути в Сохе, Южной Фергане первой половине XIII в. основываясь на письменный источник [9, с. 7].

Она также отмечет, что в XI в. именно в период «серебряного кризиса» серебро поступало в Фергану из Базардаринского рудника, которое в то время контролировалась Караханидами. После 1041 г., когда утвердился в Ферганской долине Тамгач Богра-хан, рудники Восточного Памира перешли под эгиду западных караханидов. Хотя работали рудники Шельджи и через Чаткальскую долину серебро могло поступать в Ферганскую долину, но оно продолжало быть дефицитным сырьем [9, с. 60-63].

Письменные источники также дают нам сведения о наличии нефтяных запасов на территории Ферганы. В частности, в источнике Мухаммад Азиза Маргилоний «Тарихи Азизий» отмечается, что Чимянское месторождение нефти были известны до колониального периода Ферганской долины [20, б. 74]3.

Другой важный природный ресурс для жизни древнейшего и средневекового человека - наличие в Ферганской долине дикого ячменя, пшеницы, проса и других съедобных растений. Такой благоприятный природный ресурс, каким являются дикие пищевые продукты, дал большой импульс в развитии на начальных этапах земледельческих культур.

Природной возможностью Ферганской долины земледельческой страны является её географическое расположение, окруженной скотоводческими племенами окрестных гор, что наложило отпечаток на историю сложения населения и его культуры. Эту особенность неоднократно подчеркивал А.Н. Бернштам [5]. Постоянное проникновение скотоводов, приходящих традиционными путями через горные перевалы или «Ходжентские ворота» на западе долины, было одной из причин обитания здесь разно племенного населения. Пришельцы постепенно оседали, смешивались с местным населениям, сохраняя при этом связи с населением территории своего первоначального обитания. Значительную роль в истории Ферганской долины играли юго-западные, южные связи с древнеземледельческими центрами, впоследствии -среднеазиатскими государствами.

Особое значение имели постоянные контакты с присырдарьинскими племенами, которые, проникая в западные районы долины, способствовали установлению связей с населением степей и общности в культуре населения Ферганы и присырдарьинских районов [15]. Ещё одно направление контактов - с населением Восточного Туркестана через перевалы Ферганского хребта и восточного Алая [5, с. 185-204;

1 Этнографические данные были получены в 1983 году от Эргашева Жамолиддина, 79 лет, из кишлака Алтинкон (опрос брал М.Х.Исамиддинов) и 2018 году от Х.У.Бахромова, 50 лет, из кишлака Чодак (опрос брал З.О.Рахманов) Папского района Наманганской области.

2 АО «Алмалыкский ГМК» // http://agmk.uz/index.php/ru/

3 Из книги: «Урусия Фаргона мамоликини олгандан кейин тарих 1875 инчи масихо йилида урис духтири тура Олтиарик билан Чимён орасидаги даштни ва кир тепаларни айланиб куриб, бир жойдан аз руи тажриба ёг борлиги аломатини топибди. Ушал жойни очган экан, ер остида неча кабат арчадан килинган зинапоялар намоён булиб чикибди».

12, с. 194]. Все эти явления прослеживаются на протяжении длительного развития древних культур Ферганы.

Заключение

Таким образом, в Ферганской долине были все возможности для жизни древнейшего, древнего и средневекового человека. Это горный, предгорный и равнинный ландшафт, обилие влаги, давшие человечеству великое наследие - земледельческую и скотоводческую культуру. Предгорные, горные и степные районы долины тесно были связаны с хозяйствами и жизнью скотоводческого населения. Кроме того, предгорная полоса была тесно связана с возникновением и развитием горнорудного, горнодобывающего промыслов. Из-за этого в древнейший и древний периоды здесь развивалась металлургия, основанная на горнорудные базы, давшая большой импульс развитию производства меди и бронзы, а в средневековье благодаря железным рудам в северо-западной части долины развивалось металлургические производство железных орудий и оружий.

Литература:

1.Анарбаев А.А. Ахсикет - столица древней Ферганы. - Ташкент.: Tafakkur, 2013. - 535 с.

2.Баратов С.Р. Альбом иллюстраций к диссертации: «Культура скотоводов Северной Ферганы в древности и раннем средневековья (по материалам курумов и мугхона)» // Дисс. на соис. учен. степ. канд. истор. наук. - Самарканд. 1991. - С. 229-230, 234. Рис. 1а.

3.Бахромзода У. Чодак (кишлок тарихидан лавдалар). - Наманган. Наманган нашриёти, 2000. - 76 б.

4.Бернштам А.Н. Древняя Фергана (Научно популярный очерк). - Ташкент.: Из-во АН Уз ССР, 1951. - 48 с.

5.Бернштам А.Н. Историко-археологические очерки Центрального Тянь-Шанья и Памиро-Алая // МИА. №26. - М.-Л., Изд-во АН СССР, 1952. - 346 с.

6.Бичурин Н.Я (Иакинф). Собрания сведений о народах обитавших в Средней Азии в древние времена. - М.-Л., Из-во АН СССР, 1950. Т. II. - 335 с.

7.Богомолов Г.И., Гендельман П.И. Бытовые металлические предметы с городища Канка // ИМКУ. Вып. 25. - Ташкент.: Фан, 1991. - С. 137-149.

8.Богомолов Г.И., Гендельман П.И. Металлические изделия с городища Канка // ИМКУ. Вып. 24. -Ташкент.: Фан, 1990. - С. 93-106.

9.Бубнова М.А. Древние рудознатцы Памира. - Душанбе.: Дониш, 1993. - 176 с.

10.Буряков Ю.Ф. Генезис и этапы развития городской культуры Ташкентского оазиса. - Ташкент.: Фан, 1982. - 212 с.

11.Дудакова О.В., Дудаков С.А. О методике подсчета объемов выработки древнего рудника (на примере Актепа) // ОНУ. №5. - Ташкент.: Фан, 1994. - С. 42-45.

12.Заднепровский Ю. А. Древнеземледельческая культура Ферганы // МИА. №118. - М.-Л., Изд-во АН СССР, 1962. - 328 с.

13.Ибн Х,авкал. Китоб сурат ал-ард / Мовароуннадр; араб тилидан тарж., изодлар муаллифи Ш.С.Камолиддин, масъул мударрир Ф.С.Х,асанов. - Тошкент.: "Узбекистан миллий энциклопедияси" Давлат илмий нашриёти, 2011. - 400 б.

14.Касымов М.Р. Добыча и техника обработки кремня в каменоломнях-мастерских Средней Азии. Научные работы и сообщения. Кн. 3. - Ташкент.: Изд-во АН УзССР, 1961. - С. 259-261.

15.Левина Л.М. Джеттыасарская культура // В книге: Низовья Сырдарьи в древности. Вып. IV. Часть 3-4. Могильники Алтынасар 4. - Москва.: 1994. - 312 с.

16.Литвинский Б.А. Изучение памятников эпохи бронзы и раннего железа в Кайрак-кумах в 1956 г. // Археологичесике работы в Таждикистане в 1956 году. Вып. IV. - Сталинабад. 1959. - С. 39-51.

17.Литвинский Б.А., Окладников А.П., Ранов В.А. Древности Кайрак-кумов (Древнейшая история Северного Таджикистана) // Труды. Том XXXIII. - Душанбе.: Издателство АН Таджикской ССР, 1962. - 405 с.

18.Массон Е.М. К истории горного дела на территории Узбекистана. - Ташкент.: Изд-во АН Уз ССР, 1953. - 75 с.

19.Массон Е.М. Рудник Погибели (Из истории первых лет деятельности Туркестанского кружка любителей археологии). - Фрунзе.: Кыргызстан, 1971. - 48 с.

20.Мудаммад Азиз Маргилоний. Тарихи Азизий: (Фаргона чор мустамлакаси даврида) // Суз боши ва изодлар муаллифлари: Ш.Водидов, Д.Сангирова; Масъул мударрир: А.Каюмов/. - Тошкент.: Маънавият, 1999. - 112 б.

21.Окладников А.П., Касымов М.Р., Конопля П.Т. Капчигайская палеолитическая мастерская // ИМКУ. Вып. 5. - Ташкент.: Фан, 1964. - С. 5-11.

22.Сверчков Л.М. Поселения Мык - источник по истории средневековый Уструшаны // Автореф. дисс. на соис. уч. степ. канд. истор. наук. - Самарканд. 1991. - 25 с.

23.Хужаев А. Фаргона тарихига оид маълумотлар (Кадимий ва илк урта аср Хитой манбадаридан таржималар ва уларга шардлар). - Фаргона. Фаргона нашриёти, 2013. - 288 б.

24.Худуд ул-Олам (Мовароуннадр тавсифи). Форс тилидан таржима, суз боши, изодлар ва жой номлари курсаткичи муаллифи Омонулло Буриев. - T.: Ozbekiston, 2008. - 64 б.

25.Этнографические данные / Этнографические данные были получены в 1983 году от Эргашева Жамолиддина, 79 лет, из кишлака Алтинкон (опрос брал М.Х.Исамиддинов) и 2018 году от Бахромова Хуршида Улмасовича, 50 лет, из кишлака Чодак (опрос брал З.О.Рахманов) Папского района Наманганской области.

«ДИАЛОГ» ПЕТРА АЛЬФОНСИ В СВЕТЕ ТЕОРИИ КАПИТАЛОВ ПЬЕРА БУРДЬЕ

Шумилова Юлия Александровна

Бакалавр истории

Национальный Исследовательский Институт Высшая школа экономики

Санкт-Петербург, Россия

Аннотацияю За последние 20 лет, с появлением «новой интеллектуальной истории», возрос интерес к изучению средневековых полемических сочинений. Однако существует очень мало исследований, в особенности в российской историографии, посвященных изучению «Диалога» Петра Альфонси. Именно поэтому основная задача настоящего исследования - анализ различных форм капитала, какими располагал Петр Альфонси и их отражение в «Диалоге» в соответствии с контекстом и целью его создания. Во-первых, посредством анализа немногочисленных фактов биографии Петра и пролога его сочинения выявляются основные социальные связи автора «Диалога», а также анализируется, влияние накопленного социального капитала (а именно авторские социальные связи) на его деятельность как полемиста и как политического деятеля на рубеже XI-XII вв. Во-вторых, через анализ «библиотеки» полемиста (знакомых ему книг и произведений арабских и латинских ученых) и его сочинений, автор исследует интеллектуальный капитал Петра Альфонси. Исследование показало, что судьба Петра Альфонси может служить хорошим примером функционирования социального и интеллектуального капиталов в начале XII века. Полемисту, решившему отказаться от своей прежней веры, удалось достичь определенных высот при дворе и в главном деле своей жизни - споре со своими бывшими единоверцами. Таким образом, он превратил эти виды капитала в капитал символический, самый важный для средневекового автора.

Abstarct. During the last 20 years, with the appearance of the "new intellectual history", the interest in the study of medieval polemical works has increased. However, very few researches, particularly in Russian historiography, have been dedicated to studying of Petrus Alfonsi's "Dialogue". The aim of this study was therefore the analysis of the different forms of capital of Petrus Alfonsi in the Dialogue according to the context of its creation. Firstly, through the analysis of the few facts of Petrus' biography and the prologue of his work, the main social relations of the author of the "Dialogue" are revealed, and also it is analyzed how the accumulated social capital (namely author's social connections) influenced his activity both as a polemist and as a political fig ure at the turn of the XI-XII centuries. Secondly, through the analysis of polemist's "library" (the books and works of Arab and Latin scholars he was familiar with) and his works, author examines the intellectual capital of Petrus Alfonsi. The study revealed that Petrus' Alfonsi fate can serve as a good example of the operation of social and intellectual capitals at the beginning of the XII century. The author who decided to abandon his past faith, managed to reach certain heights at court and in the main business of his life - the dispute with his former co-religionists. Thus, he transformed these types of capital into symbolic capital, the most important for a medieval author.

Ключевые слова: Новая интеллектуальная история, антииудейская полемика, «Диалог» Петра Альфонси, формы капитала, средневековый автор, Средние века.

Keywords: New intellectual history, Anti-Jewish polemics, Petrus Alfonsi's "Dialogue", the medieval author, forms of capital, Pierre Bourdieu, Medieval Ages._

«Диалог» Петра Альфонси и теория капиталов Пьера Бурдье

«Ренессанс XII в.» значительно обогатил инструментарий европейских интеллектуалов, заново открывших для себя античное наследие. Не последнюю роль в передаче знаний сыграло соседство христианской Европы с Аль-Андалусом - мусульманской частью Испании, где сформировалась богатая ученая традиция4.

Из Аль-Андалуса происходил бывший иудей Петр Альфонси. Петр был обратившимся в христианство испанским иудеем. После своего крещения он создал одно из самых влиятельных полемических сочинений против иудеев - «Диалог»5. В своей работе Петр довольно скупо рассказывает о своей жизни, однако представляет систему знаний, полученных им до и после принятия крещения, которыми он пользуется в полемике против иудеев.

Основной предмет настоящей статьи - анализ феномена средневекового антииудейского полемиста Петра Альфонси. При ее создании мы основывались на теории капиталов Пьера Бурдье. Мы попытаемся проследить социальные связи автора «Диалога» до и после его крещения, а также культурного капитала

4 История Испании. Т. 1. С древнейших времен до конца XVIII века I отв. ред. В. А. Ведюшкин, Г. А. Попова. М., 2012.

5 Petrus Alphonsi. Dialogi cum Moysi Judaeo // Patrologiae Cursus Completus. Series Latina. T. 157. / acc. J.-P. Migne. Parisiis, 1854. Col. 535-672.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.