Научная статья на тему 'Место и роль курса "костюм и сценическое оформление танца" в творческо-образовательном процессе хореографа'

Место и роль курса "костюм и сценическое оформление танца" в творческо-образовательном процессе хореографа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
681
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЦЕНИЧЕСКИЙ КОСТЮМ / УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА / ИСПОЛНЕНИЕ / ТАНЕЦ / ТВОРЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / STAGE COSTUME / TRAINING PROGRAM / PERFORMANCE / DANCE / CREATIVE ASPECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Портнова Татьяна Васильевна

В статье рассматривается значение курса «Костюм и сценическое оформление танца», который является значимым в теории и практике хореографического образования. Анализируется авторская программа, ее структура и содержание, в которой исторический костюм и сценическая культура находятся в неразрывной связи, так как покрой одежды влияет на основные движения, манеру танцевального исполнения. Формулируется вывод о том, что знания, полученные в результате освоения данного курса, способствуют развитию и совершенствованию творческих способностей хореографа постановщика, автора хореографического произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Place and role of the course "Costume and stage design of dance" in the creative and educational process of the choreographer

The article discusses the importance of the course "Costume and stage design of dance", which is significant in the theory and practice of choreographic education. The author analyzes the author's program, its structure and content, in which the historical costume and stage culture are inextricably linked, as the cut of clothing affects the main movements, the manner of dance performance. The conclusion is made that the knowledge gained as a result of the development of this course, contribute to the development and improvement of the creative abilities of the choreographer, the author of the choreographic work.

Текст научной работы на тему «Место и роль курса "костюм и сценическое оформление танца" в творческо-образовательном процессе хореографа»

УДК 378.1 + 793.3

МЕСТО И РОЛЬ КУРСА «КОСТЮМ И СЦЕНИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ТАНЦА» В ТВОРЧЕСКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ХОРЕОГРАФА

Портнова Татьяна Васильевна, доктор искусствоведения, профессор Института Славянской культуры; Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина. Москва, РФ

В статье рассматривается значение курса «Костюм и сценическое оформление танца», который является значимым в теории и практике хореографического образования. Анализируется авторская программа, ее структура и содержание, в которой исторический костюм и сценическая культура находятся в неразрывной связи, так как покрой одежды влияет на основные движения, манеру танцевального исполнения. Формулируется вывод о том, что знания, полученные в результате освоения данного курса, способствуют развитию и совершенствованию творческих способностей хореографа - постановщика, автора хореографического произведения. Ключевые слова: сценический костюм; учебная программа; исполнение; танец; творческие аспекты.

PLACE AND ROLE OF THE COURSE "COSTUME AND STAGE DESIGN OF DANCE" IN THE CREATIVE AND EDUCATIONAL PROCESS OF

THE CHOREOGRAPHER

Portnova Tatyana Vasil'evna, PhD (Doctor of Arts), professor of Institute of Slavic culture; Russian State University named after A.N. Kosygin, Moscow, Russian Federation

The article discusses the importance of the course "Costume and stage design of dance", which is significant in the theory and practice of choreographic education. The author analyzes the author's program, its structure and content, in which the historical costume and stage culture are inextricably linked, as the cut of clothing affects the main movements, the manner of dance performance. The conclusion is made that the knowledge gained as a result of the development of this course, contribute to the development and improvement of the creative abilities of the choreographer, the author of the choreographic work.

Keywords: stage costume; training program; performance; dance; creative aspects.

Для цитирования: Портнова Т.В. Место и роль курса «Костюм и сценическое оформление танца» в творческо-об-разовательном процессе хореографа // Наука без границ. 2019. №. 8(36). С. 69-74.

Введение

Курс «Костюм и сценическое оформление танца» является значимым в теории и практике хореографического образования, непосредственно определяющим имидж не только конкретного постановочного решения, но всей труппы и коллектива в целом.

Костюм - одно из средств, помогающих постигать стилевые особенности хореографии различных эпох, он является второй оболочкой актера, значительным помощником в образной характеристики танца. Разработанная авторская программа и учебное пособие предназначены для студентов, обучающихся по направлению

«Хореографическое искусство» [1]. Методология изучения данной дисциплины состоит в овладении студентами знаний по сценическому оформлению хореографического номера и целого балетного спектакля, а так же развитие творческой фантазии, художественного воображения и личной инициативы в практическом применении полученных знаний.

Цель курса заключена в ознакомлении обучающихся с историческим процессом возникновения и развития стилей в костюме и их влиянием на сценический костюм и художественное оформление спектаклей балетного театра. Выработать у студентов навыки самостоятельного анализа исторических, стилистических и коммуникативных характеристик сценографии. Развитие творческой фантазии, художественного воображения, личной инициативы в практическом применении полученных знаний.

Задачи курса состоят в:

- формировании общих представлений об истории развития костюма;

- понимании зависимости костюма от природно-климатических условий, его связь с обрядовой культурой и обрядовыми танцами как отражение эпохи и часть сценического образа, воплощенного в хореографии;

- осознании необходимости профессионального подхода к созданию сценического костюма как части выразительного средства танцевального творчества;

- ознакомлении с основами театрально-декорационного искусства и сценографии, тенденциями развития сценической площадки;

- ознакомлении с технологическим и механическим оборудованием сцены;

- обеспечении формирования у студентов общих представлений о сценических эффектах и их применении;

- развитии умений использования в работе над хореографической постановкой 70

образных решений сцены;

- совершенствовании и развитии творческих способностей хореографа - постановщика хореографического произведения.

Структура и содержание курса

В учебную программу и пособие включены структура и содержание курса, краткая концепция изучаемых тем, методические указания к выполнению творческих работ, докладов, презентаций, рефератов, перечень необходимой литературы. Знания, получаемые студентами при изучении данного курса, должны помочь будущим хореографам и балетмейстерам в практической деятельности при художественном решении собственных постановок. Предпосылками успешного освоения курса являются базовые знания по другим дисциплинам специализации: «Искусство балетмейстера», «Классический танец», «Народно-сценический танец». Содержание курса органично связано с курсами: «Основы хореографической драматургии», «Мастерство хореографа», «Теория и практика режиссуры в хореографии», которые являются неотъемлемой частью профессионального образования хореографа. Предполагается также знание материала дисциплин «Теория и история хореографического искусства», «История культуры и искусства».

Курс «Костюм и сценическое оформление танца» является составной частью обучения студентов хореографической квалификации, он состоит из трех разделов: «Исторический и сценический костюм в хореографическом искусстве», «Сценическое оформление танца» и «Творческие аспекты решения сценического костюма для танца».

Первый раздел включает темы, посвященные историческим аспектам формирования костюма. Рассматриваются основные черты национальной одежды, ее особенности, связанные с происхождени-

ем народа, его историческим развитием, региональными культурными особенностями. Раскрывается сложение на его основе сценической одежды, его влияние на эстетическое развитие творческой личности: исполнителя, хореографа, режиссера-постановщика. Прослеживается связь с композиционными и стилистическими особенностями национальной танцевальной культуры [2].

Второй раздел «Сценическое оформление танца» анализирует темы, связанные с вопросами устройства сцены, декорационного оформления световых и цветовых вариантов, необходимых в решении сценических задач художественно-образного видения постановки. Основное содержание раздела касается эволюции исторического развития сценического оформления танцевальных произведений.

Третий завершающий раздел включает изучение цветовых, пропорциональных, композиционных и иных закономерностей при создании балетного костюма и решении сценического пространства. Сценический костюм входит составной частью в целостную концепцию художественного оформления балетного спектакля. Балетмейстер-постановщик или руководитель хореографического коллектива должен уметь, в зависимости от рисунка танца, подбирать и группировать костюмы по стилю, по структурным особенностям, линиям и цвету, которые являются средством передачи определенной атмосферы и внутренней сущности постановки [3].

Изучение художественных закономерностей при создании танцевального костюма и решении сценического пространства проводится на основе следующих источников:

- эскизах костюмов и декораций отечественных и зарубежных театральных художников;

- образцах народно-прикладного искусства, народных промыслах;

- изобразительном иконографическом материале (фотографиях и репродукциях);

- подлинных выступлениях балетных трупп, лучших хореографических коллективов и отдельных исполнителей;

- видеозаписях спектаклей и хореографических номеров

Дисциплина «Костюм и сценическое оформление танца» изучается с учетом системного и последовательного освоения теоретических знаний, подкрепленных практическими заданиями.

Учебный материал программы «Костюм и сценическое оформление танца» структурирован по трем направлениям:

• теоретический, формирующий систему знаний законов сценографии, освещения сценического пространства, особенностей костюмов разных народов и эпох для полного осуществления творческого замысла хореографа при постановки танцевальных композиций;

• практический, целью которого является разработка эскизов костюмов танцевальных композиций, представленных для защиты дипломной практической работы;

• контрольный, целью которого является дифференцированное и объективное выявление знаний и навыков студентов по результатам их учебной и практической деятельности.

Все три раздела дополняют друг друга в достижении целей и задач данной программы.

Задачи и знания по данному курсу ориентированы на практическую междисциплинарную связь с курсом «Мастерство хореографа» при нахождении художественно-образной концепции номера или спектакля.

Методология изучения

Программа курса «Костюм и сценическое оформление танца» составлена с учетом специфики подготовки художественных руководителей хореографического коллектива, преподавателей хорео-

графических дисциплин и занимает одно из важных мест в системе профессиональных дисциплин. В курс включен материал по всестороннему изучению театрального и бытового костюма различных времен и народностей [4]. Усвоение этого материала поможет найти стиль и выбрать форму художественного решения в любой конкретной практической ситуации, позволит эффективно взаимодействовать с профессиональным художником в совместной работе над созданием сценического художественного танцевального образа.

В курсе приводятся результаты изучения основных закономерностей и проблем развития театрально-декорационного искусства, основных стилей изобразительного искусства и театральных направлений на основных этапах их развития. Рассматриваемое разнообразие индивидуальностей театральных художников разных поколений, различных манер, приемов и средств выражения способствует раскрытию творческого воображения будущих хореографов при решении ими конкретных сценических постановочных задач. Изучение этого материала проводится параллельно с изучением основных закономерностей решения сценического пространства, основных изобразительных стилей и форм.

Важное место в курсе занимает материал по изучению национального костюма, его классификации и основных видов. Большое внимание уделяется разнообразию форм русского народного костюма, что определяется спецификой работы будущих художественных руководителей хореографических коллективов в народных жанрах, где условия постановок требуют предельно лаконичного и выразительного решения [5]. Так же предусматривается изучение приемов декорационного решения, где главное место занимает образность сценического костюма, мера условности и реализма его оформления [6]. Необходимым методом изучения костюма должна

являться творческая практика самостоятельного сбора и исследования материала. Практические занятия целесообразно проводить в форме посещения сценических площадок крупнейших театров, концертных залов, дворцов народного творчества и др. Цель посещения - знакомство со сценическим и закулисным пространством, пошивочным цехом, костюмерной, радио-и светоцехом. Особенно результативным служит занятие в форме экскурсии в творческую мастерскую художника-постановщика, где в беседе студенты знакомятся с процессом создания оформления спектакля, рассматриваются постановочные планы, макеты, эскизы, проекты декораций. Обсуждаются проблемы творческого взаимодействия балетмейстера и художника. В качестве творческих работ может быть предложен альбом рисунков или эскизов костюмов к основным историческим эпохам с указателем элементов того или иного костюма. В качестве источников берутся произведения художников, иллюстрации, имеющиеся фотографии, интернет-ресурсы (данная работа обычно предлагается к промежуточной аттестации.) Вторая творческая работа (предлагаемая в конце курса) представляет собой создание модели костюма к одной исторической эпохе или к сценическому образу (по выбору студента). В созданной модели должны узнаваться стиль, исторический период, спектакль или номер, учитываются покрой, конструкция, ткани, цвет, фактура, орнамент, декор, прически, аксессуары, обувь, грим. Обращение к опыту мастеров, к изучению музейных собраний является традицией познания творческой сферы деятельности. В опыте, произведениях старых мастеров (балетмейстеров, артистов, художников) таятся огромные возможности воспитательного и художественно-педагогического значения. Изучение произведений искусства сценического костюма (графических эскизов, фотоматериала, объемных

моделей) важно не только в плане профессиональной подготовки студентов, но и как средство формирования у них общей культуры, художественного вкуса, бережного отношения к памятникам культуры [7]. Большое значение в приобретении творческих навыков должно отводиться деятельности современных мастеров, сумевших в образном строе своих произведений передать современный нам мир костюма, решить в известной мере задачи, стоящие перед искусством наших дней.

Заключение

При изучении дисциплины «Костюм и сценическое оформление танца» реализуется компетентностный подход, что предусматривает развитие у студентов способности к самостоятельному мышлению, формированию умения и навыков использования полученных знаний в профессиональной деятельности. В результате освоения дисциплины студент должен знать основные особенности и национальный колорит сценического костюма; развитие костюма на балетной и театральной сценах; эволюционное развитие театрально-декоративного искусства сцены; теоретические основы творческой организации целостности костюма и сценического оформления танца; основы конструктивного изображе-

ния эскиза костюма и декорации; творчество ведущих художников-сценографов. Уметь использовать полученные знания в творческой деятельности; передать художественный замысел танца в единстве с оформлением сцены и костюмов исполнителей; использовать для оформления хореографической постановки подручные предметы и несложную бутафорию; создавать единый образ танца, музыки и художественного оформления. Владеть способностью организовать сценическое пространство; выбирать и использовать в работе над хореографической постановкой образные решения сцены; навыками самостоятельного составления и изготовления эскизов костюмов для классических, национальных и современных танцев; культурой профессиональной речи, сценическим репертуаром согласно программным требованиям, навыками творческого подхода к решению профессиональных задач разного уровня, навыками общения и совместной практической работы с театральным художником; методами самостоятельной работы с учебной и специальной литературой по проблематике дисциплины; умениями и навыками применения знаний по данной дисциплине в творческой постановочной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Портнова Т.В. Костюм и сценическое оформление танца : учебно-методическое пособие : направление подготовки: 52.03.01 Хореографическое искусство", профиль подготовки: «Искусство балетмейстера». - Москва : РГУ им. А.Н. Косыгина, 2019. - 50 с.

2. Градова К.В., Гутина Е.А. Театральный костюм. Всероссийское театральное общество, 1976.

- 112 с.

3. Кириллов А.П. Мастерство хореографа : Учебное пособие для студентов хореографических отделений вузов культуры и искусств. - М.: МГУКИ, 2006. - 154 с.

4. Кассен-Скотт Д. Иллюстративная энциклопедия костюма и моды. - М., 2002. - 192 с.

5. Исенко С.П. Русский народный костюм и его сценическое воплощение. - М.: МГУКИ, 1999.

- 144 с.

6. Захаржевская Р. Костюм для сцены. - М.: Советская Россия, 2005. - 112 с.

7. Ратнер Я.В. Эстетическая природа зрелищных искусств. - М: Искусство. 2004. - 92 с.

REFERENCES

1. Portnova T.V. Kostyum i scenicheskoe oformlenie tanca [Costume and stage design of the dance]: uchebno-metodicheskoe posobie : napravlenie podgotovki: 52.03.01 Horeograficheskoe iskusstvo", profil' podgotovki: «Iskusstvo baletmejstera». Moscow : RGU im. A.N. Kosygina, 2019, 50 p.

2. Gradova K.V., Gutina E.A. Teatral'nyj kostyum [Theatrical costume]. Vserossijskoe teatral'noe obshchestvo, 1976, 112 p.

3. Kirillov A.P. Masterstvo horeografa [The skill of the choreographer]: Uchebnoe posobie dlya studentov horeograficheskih otdelenij vuzov kul'tury i iskusstv. Moscow, MGUKI, 2006, 154 p.

4. Kassen-Skott D. Illyustrativnaya enciklopediya kostyuma i mody [Illustrative encyclopedia of costume and fashion]. Moscow, 2002, 192 p.

5. Isenko S.P. Russkij narodnyj kostyum i ego scenicheskoe voploshchenie [Russian folk costume and staging]. Moscow, MGUKI, 1999, 144 p.

6. Zaharzhevskaya R. Kostyum dlya sceny [Costume for stage]. Moscow, Sovetskaya Rossiya, 2005, 112 p.

7. Ratner Ya.V. Esteticheskaya priroda zrelishchnyh iskusstv [The aesthetic nature of the spectacular arts]. Moscow, Iskusstvo, 2004, 92 p.

Материал поступил в редакцию 30.07.2019

© Портнова Т.В., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.