Научная статья на тему 'Место и роль кредитования в системе государственного регулирования'

Место и роль кредитования в системе государственного регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
519
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА КРЕДИТОВАНИЯ / БАНКОВСКАЯ СТРУКТУРА / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ / ЛИЗИНГ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / ЛЬГОТНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА / КРЕДИТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ЦЕНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жукова О.И.

В статье отмечается, что сложность экономического регулирования как многоуровневой системы имеющей ряд противоречий между различными участниками процесса, обуславливает многочисленные проблемы в достижении согласованности процесса его функционирования, вызывая дисбаланс в развитии экономики, пре-одоление которого, исключительно полагаясь на рыночное саморегулирование в сложившихся условиях не представляется возможным. Высокий уровень конкуренции со стороны иностранных производителей в связи со вступ-лением в ВТО, могут привести к ухудшению положения российских товаропроизводителей, что требует совершен-ствования мер государственного регулирования сельского хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место и роль кредитования в системе государственного регулирования»

УДК 336.77

МЕСТО И РОЛЬ КРЕДИТОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ЖУКОВА О.И.,

кандидат экономических наук, доцент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Реферат. В статье отмечается, что сложность экономического регулирования как многоуровневой системы имеющей ряд противоречий между различными участниками процесса, обуславливает многочисленные проблемы в достижении согласованности процесса его функционирования, вызывая дисбаланс в развитии экономики, преодоление которого, исключительно полагаясь на рыночное саморегулирование в сложившихся условиях не представляется возможным. Высокий уровень конкуренции со стороны иностранных производителей в связи со вступлением в ВТО, могут привести к ухудшению положения российских товаропроизводителей, что требует совершенствования мер государственного регулирования сельского хозяйства.

Ключевые слова: система кредитования, банковская структура, рентабельность производителей, лизинг, государственное регулирование, финансовые ресурсы, льготное кредитование, институциональная структура, финансовый кризис, законодательная база, кредитные учреждения, цены.

PLACE AND ROLE OF CREDIT IN THE SYSTEM STATE REGULATION

ZHUKOVA O.I.,

PhD, Associate Professor of Finance University under the Government of the Russian Federation.

Essay. The article notes that the complexity of economic regulation as a multilevel system has a number of contradictions between the different actors, causes numerous problems in achieving consistency of its operation process, causing an imbalance in economic development, pre-overcoming which, relying exclusively on market self-regulation of the circumstances, not pre- It seems possible. The high level of competition from foreign producers in connection with introd-leniem the WTO, could lead to the deterioration of Russian producers, which requires perfect-tence of state regulation of agriculture measures.

Key words: credit system, the banking structure, the profitability of manufacturers, leasing, government regulation, financial resources, concessional lending, institutional structure, the financial crisis, the legal framework, credit institutions, prices.

Введение. Одним из наиболее важных элементов государственного регулирования сельского хозяйства является кредитование. Возможность и необходимость кредита обусловлены закономерностями кругооборота капитала в процессе воспроизводства, распределения и перераспределения валового национального продукта, при которых создаются временно свободные денежные ресурсы, выступающие источником кредита для других субъектов экономических отношений, нуждающихся в дополнительных средствах.

Система кредитования сельского хозяйства имеет ряд особенностей, препятствующих повышению спроса и предложения финансовых ресурсов. Прежде всего, это высокие риски, характерные для отрасли - зависимость от природно-климатических условий, ценовой диспаритет сельского хозяйства и отраслей промышленности. Также можно выделить такие особенности для каждой из сторон кредитного процесса. Со стороны кредиторов: недостаточное развитие банковской инфраструктуры в сельской местности, удалённость кредиторов от заёмщиков; дефицит кредитных продуктов, удовлетворяющих потребности сельскохозяйственного производства, особенно долгосрочных ресурсов; специфика оценки кредитоспособности сельскохозяйственных заёмщиков, необходимость разработки специальных методик; низкая доходность по ссудам небольшого размера, предоставляемым сельхозтоваропроизводителям. Со стороны заемщиков: низкая рентабельность (убыточность) производителей; отсутствие залоговой базы; закредитованность сельскохозяйственных товаропроизводителей; недостаточность средств для обслуживания кредитов; недостаточная информированность сельскохозяйственных товаропроизводителей. Для их преодоления требуется корректировка механизма государственного регулирования сельского хозяйства с целью обеспечения необходимых условий реализации всех функций кредитной системы в сельском хозяйстве, созда-

ние эффективной финансово-кредитной инфраструктуры сельского хозяйства, решение проблемы дефицита финансовых ресурсов в отрасли.

Следующим важным этапом исследования кредита является познание его форм. Наиболее интересной формой кредита как элемента государственной кредитно-финансовой поддержки сельского хозяйства является лизинг. Он способен стать мощным импульсом технического перевооружения сельскохозяйственного производства, что крайне важно в условиях низкой оснащенности хозяйствующих субъектов техникой, ее изношенности и выбытия. Лизинг - это особая форма финансирования поставок машин, оборудования и других основных средств в сельском хозяйстве посредством долгосрочной аренды. Развитие денежного обмена вызвало переход к денежной форме кредита, она является преобладающей в настоящее время.

Результаты исследований и их обсуждение. В советский период кредитование хозяйств в силу низкой стоимости и автоматического распределения кредитных ресурсов, а также их фактически безвозвратного характера, практически ничем не отличалось от бюджетного субсидирования, а сама кредитная система, по сути, выполняла функции по кредитно-кассовому обслуживанию хозяйств в рамках кредитного плана. Процентные ставки по кредитам были номинальными, не отражали реальную стоимость кредитных ресурсов. Краткосрочные кредиты предоставлялись под 1,5 % годовых, а долгосрочные - под 0,75-2 %. Переходный период характеризуется двумя принципиально важными обстоятельствами: абсолютным отсутствием рыночных принципов распределения кредитных ресурсов, а также полной неготовностью как банков, так и сельскохозяйственных предприятий, работать в новых рыночных условиях. Одной из форм государственного регулирования кредитных отношений в аграрной сфере, характерной для переходного периода, было льготное кредитование, осуществляемое через Агропромбанк с возмещени-

ем из бюджета разницы между фактическими и льготными процентными платежами, которое просуществовало до 1994 г. Оно было малоэффективным из-за нецелевого использования бюджетных средств. В конце 1993 г., когда ставка рефинансирования составила более 200 %), с коротким сроком кредитования (4-6 месяцев), кредиты стали абсолютно недоступны для сельского хозяйства с его сезонным и низкорентабельным производством.

Еще одной формой государственного регулирования процесса кредитования сельского хозяйства, характерной для переходного периода, получившей распространение в 1995-1996 гг., можно считать товарный кредит. Он предоставлялся из федерального бюджета на основании заявок органов региональной власти в размерах потребности в ГСМ на проведение весенних полевых и уборочных работ под 10 % годовых на условиях бюджетной ссуды. Однако данная мера не обеспечила должного результата, имел место целый ряд случаев нецелевого использования ГСМ, полученных на условиях товарного кредита, возврат кредитов также стал проблематичным.

Таким образом, система кредитования отрасли в постсоветский период не обеспечила положительный эффект, из-за сложившегося диспаритета цен сельхозтоваропроизводители не имели возможности погашать задолженность по полученным кредитам. Централизованные кредиты не позволяли решать инвестиционные задачи в сельском хозяйстве.

Следующим этапом госрегулирования кредитных отношений в аграрной сфере стало введение с 2001 г. субсидирования процентных ставок за счет бюджетных средств по кредитам, полученным аграриями в российских кредитных организациях. Субсидии предоставлялись заемщикам ежемесячно, в размере 2/3 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В рамках Государственной программы на 2008-2012 гг. льготное кредитование сельского хозяйства осуществлялось путем предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, включая индивидуальных предпринимателей, и организациями независимо от организационно-правовой формы, осуществляющими первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, в размере: 1) 80 % ставки рефинансирования, но не более фактических затрат на уплату процентов по кредиту; при этом из региональных бюджетов - до 20 % ставки рефинансирования (по кредитам на техническую и технологическую модернизацию - 20 %); 2) 100 % ставки рефинансирования - для стимулирования приоритетного развития молочного и мясного скотоводства (до 2009 г. размер субсидирования части процентной ставки составлял: из федерального бюджета - 2/3 ставки рефинансирования, из регионального бюджета - до 1/3). Софинансирование из региональных бюджетов осуществлялось на уровне не менее трехпроцентных пунктов сверх ставки рефинансирования. По кредитам малых форм хозяйствования: из федерального бюджета возмещалось не менее 95 % ставки рефинансирования (но не более их фактических затрат), из региональных бюджетов - не менее 5 % ставки рефинансирования ЦБ РФ. Было также введено субсидирование кредитов, полученных на рефинансирование ранее взятых инвестиционных кредитов. В Государственной программе на 2013-2020 гг. размер возмещения части процентной ставки изменен: из федерального бюджета предполагается финансировать 2/3 ставки

рефинансирования, из регионального бюджета-1/3, как было до 2009 г.

Система кредитования сельского хозяйства включает в себя различные институты, обеспечивающие отрасль финансовыми ресурсами: банки, к которым относятся универсальные коммерческие банки: Сбербанк, Внешэкономбанк, Внешторгбанк, Газпромбанк, МДМ-Банк, специализированный банк - Россельхозбанк, а также пара-банковские организации: страховые, инвестиционные и лизинговые компании, сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы.

Важная роль в реализации механизма льготного кредитования сельского хозяйства принадлежит государственному банку ОАО "Российский сельскохозяйственный банк", созданному в 2000 г. с целью формирования на его базе национальной кредитно-финансовой системы обслуживания товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства. В рамках реализации Государственной программы ОАО «Россельхозбанк» выполняет финансово-кредитные, информационно - консультативные, организационные функции, а также функции агента Правительства Российской Федерации. В краткосрочном плане, как и большинство банков, финансируемых государством, Россельхозбанк нацелен на обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей кредитными ресурсами и контроль эффективности этих инвестиций. В средне- и долгосрочном плане он должен проложить дорогу к самодостаточной кредитной системе, которая обеспечит сельскохозяйственному сектору доступ на частный кредитный рынок. За период 2008-2011 гг., общий объём кредитов, выданных Россельхозбанком в рамках Государственной программы, превысил 1,2 трлн. рублей. Подобное расширение сфер деятельности Россельхозбанка с одной стороны усиливает его позицию как института развития, с другой стороны может привести к превращению банка в монополиста на рынке сельскохозяйственного кредита, в результате сельскохозяйственный сектор кредитного рынка может оказаться невыгодным для других банков. Став монополистом, он может подорвать рыночные основы кредитования сельского хозяйства в России, что недопустимо, особенно в связи с вступлением в ВТО. Поэтому важно скорректировать цель Россельхозбанка, переориентировав ее с кредитования сельского хозяйства на развитие процесса кредитования отрасли с участием коммерческих банков и сельскохозяйственных кредитных кооперативов. По нашему мнению, специализированный государственный сельскохозяйственный банк, стремящийся развивать рынок частного кредита, должен позиционировать себя как часть системы кредитования сельского хозяйства, в большей мере являясь гарантом, регулирующей структурой. Наиболее устойчивые заемщики должны переходить от системы полугосударственного финансирования на частный рынок, в то время как сельскохозяйственный банк будет продолжать финансирование менее устойчивых хозяйств, готовя их к выходу на частный кредитный рынок.

Можно согласиться с авторами, по мнению которых лучшим вариантом является создание сельскохозяйственного банка, который являлся бы финансовым учреждением второго уровня, кредитующим сельскохозяйственный сектор через частные коммерческие банки. При этом частные банки могут самостоятельно оценивать кредитоспособность сельхозпроизводителя, принимать риски по кредиту, и собирать платежи по нему, используя стандартные коммерческие методы. Однако, использование коммерческих банков в качестве конечного кредитора недостижимо до тех пор, пока сельскохозяйственный сектор не продемонстрировал управляемость рисков по кредиту. Государственный (или полугосударственный) банк-

посредник должен быть нацелен на поиск возможностей для привлечения частных банков на рынок кредитования сельского хозяйства в качестве партнера в финансируемых кредитах. Он может способствовать привлечению частного банковского капитала на сельскохозяйственный кредитный рынок, обеспечивая их долгосрочными ресурсами для кредитования отрасли, как сейчас это происходит с кредитованием сельскохозяйственных кредитных кооперативов; финансировать более рискованные субординированные кредиты с целью развития частного кредитования в рамках проектного финансирования сельского хозяйства.

Деятельность Россельхозбанка на рынке кредитования следует также оценивать с учетом вступления страны в ВТО. Государство уже не будет обладать возможностью увеличивать кредитные возможности Россельхозбанка путем наращивания его капитала за счет бюджетных средств без сокращения поддержки сельского хозяйства, оказываемой через другие механизмы. Таким образом, для создания стабильной системы кредитования сельского хозяйства необходимо как повышение финансовой устойчивости сельхозпроизводителей, так и создание конкурентной среды на рынке агрокредитования, что подтверждается мировой практикой. Россельхозбанк, фактически являясь монополистом в сфере кредитования отрасли, препятствует приходу частного капитала, что в связи с вступлением в ВТО, может привести к недостатку кредитных средств для сельского хозяйства.

Одним из наиболее важных моментов при кредитовании в рамках господдержки является целевое использование льготных кредитов. В связи с этим, возрастает необходимость усиления контрольной функции как со стороны государственных органов, так и со стороны коммерческих банков.

С позиции эффективности использования денежных средств в сельском хозяйстве принципиальным остается вопрос о предпочтительности государственных либо рыночных источников финансирования и кредитования на отдельных этапах формирования рыночных отношений. Мы поддерживаем точку зрения авторов, подчеркивающих важность комплексного подхода со стороны государства в процессе организации финансово-кредитной поддержки отрасли, учитывающего механизмы финансирования, кредитования, организации страховой защиты товаропроизводителей, способного обеспечить сбалансированное развитие сельского хозяйства в специфических условиях и при наличии формируемых в отрасли рисках. Для отраслей АПК, независимо от экономических условий их существования - рыночной системы или системы всеобщего государственного регулирования - характерны такие особенности, как резко выраженная сезонность производства, а для сельского хозяйства также и несовпадение по времени рабочего периода с полным циклом воспроизводства и зависимость конечных результатов от природных и биоклиматических факторов. Все эти особенности, вместе взятые, существенно влияют на колебания структуры оборотного капитала предприятий по периодам года и делают необходимой организацию системы государственных субсидий, банковского кредита и страхования от стихийных бедствий и неблагоприятных лет.

Негативное влияние на сельское хозяйство оказал очередной финансовый кризис 2009 г. Помимо внешних мировых факторов, в российских реалиях доминируют внутренние факторы, к ним можно отнести следующие: 1) закреди-тованность сельского хозяйства, большая часть прибыли рентабельных организаций, а также финансовые ресурсы, полученные низкорентабельными и убыточными хозяйствами в качестве государственной поддержки, расходуются на обслуживание кредитов, что сильно ограничивает воз-

можности производителей осуществлять расширенное воспроизводство, обновлять материально-техническую базу, применять инновационную технику и технологии; 2) отсутствие в России реальных источников долгосрочных инвестиций, большая часть банковских кредитов российским предприятиям - это кредиты до 1 года, т.е. финансовые ресурсы, связанные не с инвестиционными целями, а с текущим пополнением оборотного капитала. При этом и у самих банков в условиях кризиса ликвидности нет долгосрочных источников финансирования; 3) в условиях развивающегося экономического кризиса коммерческие банки повышают процентные ставки по кредитам, ужесточают требования к потенциальным заемщикам, что ухудшает финансовое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей и ограничивает приток финансовых ресурсов в отрасль; 4) снижение инвестиционной привлекательности и отток капитала из России.

Таким образом, кредит в условиях рыночной экономики является активным инструментом государственного регулирования, обеспечивающим формирование рыночной системы, фактором экономического роста. Роль государства в прямом финансировании и кредитовании по мере развития рыночных отношений в стране, впоследствии может сокращаться при условии одновременного усиления роли государства как гаранта в целях стимулирования участия рыночных финансовых институтов в процессе финансово-кредитного обеспечения отрасли. На первых же этапах формирования системы сельскохозяйственного кредита, она может и должна оставаться весьма значительной.

Проведенные исследования обозначили необходимость существенной корректировки системы государственного регулирования сельского хозяйства России, что означает в первую очередь его признание стратегическим направлением государственной политики, а протекционизма - необходимой компенсацией неизбежных потерь аграрной отрасли, обусловленных особенностями ее функционирования в условиях рынка, аналогично опыту развитых стран. Меры государственного регулирования на современном этапе не носят системного характера и потому не оказывают должного влияния на развитие аграрного сектора экономики. Теоретическая и практическая важность и необходимость исследования обозначенной проблемы усиливается в связи с тем, что сельское хозяйство может оказать стимулирующее воздействие на многие другие отрасли экономики и стать своего рода локомотивом, способным вывести экономику страны из кризисного состояния. Создание конкурентоспособного сельскохозяйственного производства невозможно без значительной господдержки и регулирования отрасли. Система государственного регулирования и поддержки должна носить стимулирующий характер. Государственную поддержку следует рассматривать как стратегический ресурс, позволяющий использовать новейшую технику и прогрессивные технологии, при этом она должна нацеливать товаропроизводителей на поиск резервов производства, на сокращение затрат и повышение результативности работы.

Выводы. Особую важность проблема государственного регулирования сельского хозяйства приобретает в условиях ВТО, в связи с чем от государства требуется применение более взвешенных эффективных мер, способных в короткие сроки принести ожидаемый результат, поскольку сельское хозяйство по объективным причинам является одной из наиболее уязвимых отраслей народного хозяйства. По нашему мнению, среди таких мер можно выделить: усиление стимулирующей роли налогообложения, создающей предпосылки для обновления материально-технической базы, применения передовой техники и технологий, а также для повышения заинтересованности кредитных учреждений в предоставлении финансовых

ресурсов сельскому хозяйству, особенно долгосрочных; дитных учреждений, поддержка развития многоуровневой оказание государственной поддержки для решения зе- системы сельскохозяйственных потребительских и кре-мельного вопроса - совершенствование законодательной дитных кооперативов; создание резервного фонда, спо-базы, возмещение части расходов для оформления земель собного стабилизировать доходы сельскохозяйственных сельхозназначения в собственность; создание специализи- товаропроизводителей в случае их потерь при существен-рованных государственных страховых организаций и кре- ном нарушении межотраслевого соотношения цен.

Список использованных источников

1. Рекомендации по финансово-экономическому регулированию рынка сельскохозяйственной продукции / А.И. Алтухов, А.Н. Куропаткин, Л.П. Силаева и др. - М.: ГНУ ВНИИЭСХ, ФГУП «Эксплор», 2005.

2. Рекомендации по регулированию производства и рынка зерна, сахара, говядины, свинины, мяса птицы, молока /А.И. Алтухов, Л.П. Силаева, В.А. Кундиус и др. - М.: ГНУ ВНИИЭСХ, ОЦНИТ ПГТУ, 2006.

3. Силаева Л.П. Меры государственного регулирования устойчивого развития АПК России // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2011. - № 1.

4. Алтухов А.И. Мировой продовольственный кризис: причины и последствия // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2013. - № 5. - С. 2-5.

5. Комов В.Г., Мартынова Н.А. Государство и аграрный сектор: взаимодействие в условиях санкций // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2015. - № 5. - С. 14-16.

6. О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в регионе: состояние тенденции, перспективы / Д.А. Зюкин, О.В. Святова, Н.А. Пожидаева, В.А. Левченко // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2015. - № 2. - С. 9-16.

7. Государственная поддержка как фактор устойчивого финансового состояния сельскохозяйственных предприятий / Н.В. Жахов, М.В. Шатохин, В.С. Кривошлыков, А.В.Малахов // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2015. - № 7. - С. 21-23.

8. Жахов Н.В. Государственное экономическое регулирование как фактор повышения эффективности сельскохозяйственного производства // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2012. - № 1. - С. 47-50.

9. Совершенствование отраслевой политики бизнеса и государства как условие формирования продовольственной безопасности / В.А. Семыкин, Т.Н. Соловьева, В.В. Сафронов, В.П. Терехов // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2015. - № 2. - С. 2-6.

List of sources used

1. Recommendations for financial and economic regulation of the market of agricultural products / A.I. Altukhov, A.N. Kuropatkin, L.P. Silaeva etc. -. M.: GNU VNIIESKH, FSUE "Explora", 2005.

2. Recommendations for the management of the production and market of grain, sugar, beef, pork, poultry, mo-Lok /A.I. Altukhov, L.P. Silaeva, V.A. Kundius etc. -. M .: GNU VNIIESKH, OTSNIT PSTU 2006.

3. Silaeva LP Measures of state regulation of the sustainable development of agriculture in Russia // Journal of International Agriculture. - 2011. - № 1.

4. Altukhov A.I. World food crisis: causes and consequences // Bulletin of the Kursk-vennoy your country of Agricultural Academy. - 2013. - № 5. - S. 2-5.

5. Komov V.G., Martynova N.A. The State and the agricultural sector: the interaction in terms of sanctions // Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. - 2015. - № 5. - S. 14-16.

6. On state support of Farmhouse-venous production in the region: the state tendencies, prospects / Ziukin D.A., Svyatov O.V., Pozhidaeva N.A., Levchenko V.A. // Vestnik Kursk state agricultural academy. - 2015. - № 2. - S. 9-16.

7. State support as a factor in the US-sustainable financial condition of agricultural enterprises / Zhahov N.V., Shatohin M.V., Krivoshlykov V.S. Malakhov A.V. // Herald of the Kursk state agricultural academy-tural. - 2015. - № 7. - S. 21-23.

8. Zhahov N.V. State economic regulation as the factor of increase of efficiency of agricultural-tural production // Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. - 2012. - № 1. - S. 47-50.

9. Improving sectoral policies busi-ness and the state as a condition of formation of food safety / Semykin V.A. Soloviev T.N., Safronov V.V., V.P. Terekhov // Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. - 2015. - № 2. - S. 2-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.