Научная статья на тему 'МЕСТО И РОЛЬ ИНСТИТУТОВ КОНФУЦИЯ В ПОПУЛЯРИЗАЦИИ И ПРОДВИЖЕНИИ В СТРАНАХ МИРА КОНЦЕПЦИИ "СООБЩЕСТВА ЕДИНОЙ СУДЬБЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА"'

МЕСТО И РОЛЬ ИНСТИТУТОВ КОНФУЦИЯ В ПОПУЛЯРИЗАЦИИ И ПРОДВИЖЕНИИ В СТРАНАХ МИРА КОНЦЕПЦИИ "СООБЩЕСТВА ЕДИНОЙ СУДЬБЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА" Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
938
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / ИНСТИТУТЫ КОНФУЦИЯ / КОНЦЕПЦИЯ "СООБЩЕСТВА ЕДИНОЙ СУДЬБЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА" / ВСЕМИРНЫЙ КОНГРЕСС ИНСТИТУТОВ КОНФУЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бояркина Анна Владимировна

Актуальность темы обусловлена необходимостью исследования место и роли Институтов Конфуция в процессе реализации концепции Си Цзиньпина «Сообщества единой судьбы человечества». Объект исследования: популяризация и продвижение концепции «Сообщества единой судьбы человечества». Предмет исследования: деятельность Институтов Конфуция как механизма «Сообщества единой судьбы человечества». Установлено, что не все представители научного и культурного сообщества положительно оценивают идею международной дружбы и сотрудничества КНР с миром через деятельность этих Институтов. Так, в США Институты критикуют за распространение коммунистической идеологии и обвиняют в непрозрачных финансовых операциях. Все больше трудностей в своей работе испытывают Институты Конфуция в Европе, Японии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Бояркина Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PLACE AND ROLE OF CONFUCIUS INSTITUTESIN POPULARIZATION AND PROMOTIONOF «СOMMUNITY OF SHARED FUTURE FOR MANKIND IN THE WORLD»

The topicality of this article is due to the need to research the place and role of Confucius Institutes in implementing Xi Jinping’s concept of Community of shared future for mankind. Object of the research: popularization and promotion of the concept of Community of shared future for mankind. Subject of the research: the activity of Confucius Institutes as a mechanism of Community of shared future for mankind. It is argued that not all representatives of the scientific and cultural community positively assess the idea of international friendship and cooperation between China and the world through the activities of these Institutes. For instance, in the United States, the Institutes are criticized for the spread of communist ideology and accused of opaque financial transactions. Confucius Institutes in Europe, Japan are experiencing more and more difficulties in their work.

Текст научной работы на тему «МЕСТО И РОЛЬ ИНСТИТУТОВ КОНФУЦИЯ В ПОПУЛЯРИЗАЦИИ И ПРОДВИЖЕНИИ В СТРАНАХ МИРА КОНЦЕПЦИИ "СООБЩЕСТВА ЕДИНОЙ СУДЬБЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА"»

БОЯРКИНА Анна Владимировна

канд. полит. наук, доцент Академического департамента английского языка ДВФУ (г. Владивосток). Электронная почта: [email protected]

Место и роль Институтов Конфуция в популяризации и продвижении в странах мира концепции "Сообщества единой судьбы человечества"

УДК 327

DOI: 10.24866/2542-1611/2021-4/14-27

Китай,

Институты Конфуция,

концепция "Сообщества единой судьбы человечества"

Всемирный конгресс

Институтов

Конфуция

Актуальность темы обусловлена необходимостью исследования места и роли Институтов Конфуция в процессе реализации концепции Си Цзиньпина "Сообщества единой судьбы человечества". Объект исследования: популяризация и продвижение концепции "Сообщества единой судьбы человечества". Предмет исследования: деятельность Институтов Конфуция как механизма "Сообщества единой судьбы человечества". Установлено, что не все представители научного и культурного сообщества положительно оценивают идею международной дружбы и сотрудничества КНР с миром через деятельность этих Институтов. Так, в США Институты критикуют за распространение коммунистической идеологии и обвиняют в непрозрачных финансовых операциях. Все больше трудностей в своей работе испытывают Институты Конфуция в Европе, Японии

Для цитирования: Бояркина А. В. Место и роль Институтов Конфуция в популяризации и продвижении в странах мира концепции "Сообщества единой судьбы человечества"" // Известия Восточного института. 2021. № 4. С. 14-27. Б01: 10.24866/2542-1611/20214/14-27

Введение

Актуальность темы обусловлена необходимостью исследования места и роли Институтов Конфуция в процессе реализации концепции Си Цзиньпина "Сообщества единой судьбы человечества". Это связано со многими обстоятельствами. Во-первых, взаимодействие стран и народов в области культуры находится сегодня на высоком уровне, что позволяет правительству КНР продвигать китайский язык и распространять китайскую культуру по всему миру. До начала XXI в. в Китае отсутствует специальная структура по продвижению языка и культуры. Во-вторых, после выдвижения Си Цзиньпином концепции "Сообщества единой судьбы человечества" Институты Конфуция вносят существенный вклад в формирование положительного имиджа Китая за рубежом, пропаганду, популяризацию и её продвижение. Наконец, в последнее время их деятельность, в том числе в США и некоторых странах Европы, вызывает негативную реакцию. Они объявлены "центрами влияния" Китая, которые несут угрозу демократическому миру, что требует научного исследования.

Цель статьи - показать место и роль основных направлений деятельности Институтов Конфуция как механизма концепции "Сообщества единой судьбы человечества" после прихода к власти Си Цзиньпина - с 2013 г. по настоящее время; представить идеологический компонент во внешнеполитическом курсе КНР. В исследовании применен подход китайской школы международных отношений, позволивший целостно рассмотреть Институты Конфуция как систему популяриза-

ции и продвижения в странах мира концепции "Сообщества единой судьбы человечества".

На XVIII съезде КПК в 2012 г. руководитель Китая Си Цзиньпин выдвигает концепцию "Сообщества единой судьбы человечества" (СЕСЧ)1. Эта теория является важнейшей современной китайской дипломатической стратегией, направленной на полную реализацию "китайской мечты" и чувство общности китайской нации [10, с. 37-39; 38, с. 399; 39, с. 344-347]. СЕСЧ основана на традиционной культуре Китая и является основной дипломатической идеологией, отражающей фундаментальные общечеловеческие ценности.

Свой взгляд на проблему развития высшего образования в КНР и расширение деятельности Институтов Конфуция как инструмента "мягкой силы" за рубежом излагают отечественные учёные Е.В Бакумова [1], Э.О. Леонтьева [7]. Свои исследования посвящают вопросам публичной и культурной дипломатии КНР коллектив авторов под руководством профессора В.Г. Гельбраса - Н.В. Кухаренко, С.В. Кухаренко, Ж.В. Петрунина и другие [4], Е.В. Романова и К.Г. Муратшина [9]. И.А. Шведова изучает роль китайских университетов в сотрудничестве Институтов Конфуция с другими странами [16]. Внимание этих исследователей сосредоточено на популяризации языка как основной задачи Институтов Конфуция в реализации политики "мягкой силы" за рубежом. Более аргументированно и обосновано к исследуемой тематике подходят китайские учёные Ван Шо [2], Гао Вэньцзин [3], Чжао Синь [15]. В сравнении с такими представительными и влиятельными структурами, как Британский совет, Альянс Франсез, Институт имени Гёте анализирует Институты Конфуция и их деятельность по продвижению языка и культуры Мо Цзялинь [33]. Профессор Чжун Инхуа определяет знаковую роль китайского языка и культуры в передаче ценностей, улучшении общения и содействии гармонии через формирование концепции "Сообщества единой судьбы человечества" [40]. При достаточной изученности проблемы отечественными, китайскими и зарубежными исследователями значение, место и роль Институтов Конфуция в реализации концепции СЕСЧ, вызовы с которыми они сталкиваются в настоящее время, остаётся относительно новым и малоизученным направлением и представляет научный интерес.

Содержание концепции "Сообщества единой судьбы человечества"

В докладе Си Цзиньпина XIX съезду КПК (октябрь 2017 г.) подчёркнуто, что "Настойчивое содействие построению "Сообщества единой судьбы человечества"" ("М^-Ш^Й^А^^ё^^^") выступает одной из позиций теории "Четырнадцати настойчивых принципов" социализма с китайской спецификой в новой эпохе ("14^М1Ф"). В процессе реализации СЕСЧ развитие культуры и образования направлено на улучшение взаимопонимания между странами и народами всей земли, укрепление дружеских отношений между КНР и другими странами и содействие развитию мультикультурализма в целом [37]. А Институты Конфуция как мощные проводники "мягкой силы" КНР вносят значительный вклад в построение "Сообщества единой судьбы человечества"". Они популяризируют китайскую культуру и обучение китайскому языку, их миссия заключается в содействии гуманитарному и межцивилизационному обмену КНР с другими странами и народами. В этой связи профессор Чжун Инхуа из Тянь-цзиньского педагогического университета, полагает, что язык, как

1 На английский язык это выражение можно переводить двумя вариантами, по-китайски существует только один вариант употребления: ■^ёЛЖФили "сообщество единой судьбы человечества". Концепция "Сообщества единой судьбы человечества" в переводе на английский язык звучит как "a community with a shared future for mankind" ("сообщество общего будущего человечества") или "community of common destiny" ("сообщество единой судьбы").

важный инструмент человеческого общения, играет незаменимую роль в передаче ценностей и гармонизации общения. Построение "Сообщества единой судьбы человечества" нуждается в языке чтобы проложить путь межкультурного и межцивилизационного развития, по мнению учёного [40].

Концептуальное понимание "Сообщества единой судьбы человечества" представлено в докладе XIX съезду КПК. Цель СЕСЧ заключается в продвижении Китаем собственной стратегии глобального управления и мировой экономики, представляя другим странам и культурам антитезу "американской мечты", колониализма, баланса сил, концепции реализма. В задачи реализации СЕСЧ включены воплощение открытого, инновационного и инклюзивного развития, которое принесёт пользу всем странам и народам; стимулирование межкультурных и межцивилизационных обменов и взаимного обучения; и улучшение экокультуры, основанной на уважении к природе и зелёному развитию [30; 31].

В 2015 г. в своём выступлении на 70-й Генассамблее ООН Си Цзиньпин призывает сформировать глобальное партнёрство нового типа на принципах равенства и взаимного уважения. Он предлагает реализовать концепцию "Сообщества единой судьбы человечества" в качестве модели глобального управления в пяти направлениях: политика, экономическое развитие, безопасность, культура и экологическая среда [29].

Эти пять направлений - ценности "Сообщества единой судьбы человечества", которые представляют собой философский и политический фундамент СЕСЧ. Они опираются на идеи "гармоничного мировоззрения" или "гармоничного взгляда на мир" ("^П^Щ^Щ"), который отражает совместный с мировым сообществом поиск ценностей. Идея построения "гармоничного мира" ("^П^Щ^") состоит из пяти элементов, гармонизирующих пространство и время (54—' Первый элемент - политический - обеспечивает действие многомерной системы международных отношений, в которой взаимодействуют государства, крупные центры силы и остальные субъекты на основе многосторонних механизмов с целью выполнения глобальных задач. Вторая составляющая - экономический баланс - выступает гарантом совместного развития в экономической сфере на основе мирного политического диалога и развития развивающихся государств. Это задача общих интересов человечества. Третий аспект - культурное многообразие, которое включает силу человеческого мышления для взаимного обмена и взаимного дополнения культур, что способствует взаимопониманию. Четвёртое направление - поддержание диалога и сотрудничества в области совместной безопасности. Только если обеспечить безопасность другим государствам, возможно гарантировать безопасность себе. Прежняя система безопасности функционирует на основе альянсов устрашения времён "холодной войны", что неприемлемо. Заключительный, пятый вектор означает экологическое, устойчивое развитие окружающей среды [34, с. 637].

17 января 2017 г. в Давосе Си Цзиньпин обращается к мировым лидерам как решительный защитник глобализации и свободной торговли и призывает их "улучшить жизнь населения", создать "лучший мир" и вместе работать над формированием "Сообщества единой судьбы человечества" [35]. На XIX съезде КПК "Содействие созда-

нию "Сообщества единой судьбы человечества" включено в Устав Коммунистической партии Китая, а затем в 2018 г. в Конституцию Китайской Народной Республики. С этого периода начинается реализация "Сообщества единой судьбы человечества" уже не как метафизического плана, а долгосрочной философской и политической стратегии.

Содействие Институтов Конфуция в реализации концепции "Сообщества единой судьбы человечества"

В Китае Конфуций является вершиной мудрости и культуры, просвещения и образованности, он автор ряда внешнеполитических доктрин Поднебесной, которые актуальны и в наши дни. Весь мир отождествляет его с традиционной китайской культурой. В этой связи политическое руководство КНР называет центры китайского языка и культуры "Институтами Конфуция" [3].

В основные функции Институтов Конфуция входят: пропаганда и развитие китайской культуры и искусства; удовлетворение потребностей людей из различных стран, изучающих китайский язык; а также гуманитарное сотрудничество между КНР и другими странами; построение "гармоничного мира" [3].

Институты Конфуция стали всемирно известным брендом в сфере языковой и культурной коммуникации, которые, взяв за основу качество и интенсивное развитие, создали авторитетное и влиятельное международное образовательное сообщество. В настоящее время в мире насчитывается 548 Институтов Конфуция и 1193 Классов Конфуция в 154 странах и регионах [32]. Число слушателей, принявших участие в различных программах Институтов Конфуция превышает 12 720 000 человек [13, с. 56]. Институты Конфуция укрепляют систему, стандарты и содержание образования, а также продолжают углублять реформы преподавательского состава, учебных ресурсов и методов обучения. За последнее десятилетие в Институтах Конфуция обучились 300 000 китайских преподавателей; совместно разработано 9300 томов учебных материалов и книг для чтения; расширено использование Интернета и больших данных [12, с. 17].

Необходимо отметить, что Институты Конфуция являются интегрированной платформой для преподавания языка, культурного обмена, академических исследований и социальных услуг в рамках инициативы "Один пояс, Один путь" и построения "Сообщества единой судьбы".

Благодаря развитию двусторонних обменов Институты Конфуция являются мостом дружбы между китайцами и народами других стран. За всё это время Институты Конфуция приглашают в Китай 39 000 молодых людей из других стран для обучения по стипендиальной программе; инициируют "План новой синологии Конфуция" и оказывают финансовую поддержку более 2000 экспертам и учёным для проведения исследований в Китае; обновляют конкурс "Мост китайского языка" ("ЖШ^"); ежегодно проводят Всемирный съезд и региональные и специальные конференции Институтов Конфуция для обмена учебным опытом и демонстрации культур разных стран [12, с. 17]. Всё это способствует тому, что Институты Конфуция становятся важным посредником в процессе взаимного обмена и взаимного обучения между цивилизациями.

Действуя наступательно и обращая минимум внимания на реакцию мирового сообщества, Институты Конфуция расширяют культурно-образовательное влияние в мире, прежде всего в соседних странах АСЕАН [36]. С целью укрепления партнёрских отношений подписана Совместная декларация АСЕАН-Китай о стратегическом партнёрстве во имя мира и процветания. Второй План действий (2011-2015 гг.) и третий План действий (2016-2020 гг.) направлены на образовательные проекты Китай-АСЕАН "Сообщество единой судьбы человечества". Так, Институты Конфуция в странах АСЕАН проводят курсы изучения официального языка путунхуа (северный диалект, или мандарин) для служащих в государственных университетах и государственных учреждениях. Например, Институт Конфуция при Университете Чулалонгкорна (Таиланд), Институт Конфуция Морского Шёлкового пути, Институт Конфуция Университета Дхуракия Пандит, Институт Конфуция при Университете Касецарт предлагают курсы китайского языка государственным служащим различных министерств [23, р. 127].

Отметим, что ещё в 2004 г. премьер КНР Вэнь Цзябао вносит девять предложений по укреплению политических, экономических и культурных связей с АСЕАН, а в 2005 г. подписан Меморандум о культурных обменах между Китаем и АСЕАН [23, р. 129; 139].

Коллектив учёных из Филиппин и Таиланда анализируют деятельность Институтов Конфуция в реализации мегапроекта "Морского Шёлкового пути" как основного экономического двигателя СЕСЧ. В рамках этого мегапроекта Китай вносит большой вклад в мир во всём мире и взаимное развитие соседних стран. В этой связи учреждение Институтов Конфуция Морского Шёлкового пути направлено на то, чтобы лучше развивать и продвигать обучение китайскому языку в Таиланде как точку опоры "Морского Шёлкового пути" и содействовать обменам между Китаем и Таиландом во всех областях [21]. Институт Конфуция при Королевской академии Камбоджи играет большую роль в продвижении СЕСЧ и китайской инициативы "Один пояс, один путь" в королевстве. Институт Конфуция в Камбодже повышает уровень знания о Китае, мегапроекте "Один пояс, Один путь", популяризирует китайский язык. Многие камбоджийские правительственные чиновники не изучили механизм работы, детали реализации инициативы. Например, как это начинание продвигается вперёд, каким образом страна присоединится к нему и какую выгоду от этого она получит [24]. Кроме этих соавторских исследований, публикуется большое количество трудов по таким вопросам, как обучение китайскому языку сотрудников министерств, полицейских управлений, учёных из Камбоджи, Индонезии и других стран АСЕАН [22; 26].

Профессор Щюто Мотоко рассматривает Институты Конфуция в странах АСЕАН с точки зрения реализации публичной дипломатии. По его мнению, они ориентированы на преимущественно молодые профессиональные кадры со знанием китайского языка; развитие деловых отношений и распространение образовательных идей через сеть Институтов Конфуция. Таким образом образуется синергия инициативы "Экономического пояса Шёлкового пути" и "Морского Шёлкового пути XXI века" с интеграцией стран АСЕАН. В свою очередь, это создаёт следующие противоречия. В связи с этническим разнообразием и открытым доступом к множеству источников ин-

формации в регионе, реализация публичной дипломатии Китая через Институты Конфуция будет оказывать обоюдоострый эффект для стран АСЕАН, уверен профессор. Это способствует, с одной стороны, содействию развития отношений АСЕАН с Китаем на основе взаимной выгоды, с другой - усилению разобщения стран в этом регионе. По мнению Щ. Мотоко, с укреплением взаимодействия между Китаем и АСЕАН характер их отношений становится асимметричным, особенно в сфере межличностных и студенческих обменов [23, р. 145]. Это стало серьезным испытанием для реализации концепции "Сообщества АСЕАН--2025" [17].

Успешно Институты Конфуция популяризируют и продвигают концепцию "Сообщества единой судьбы человечества" в Африканских странах, Латинской Америке и странах Карибского бассейна в сфере образования и культуры. Филиал Института Конфуция при Университете Ганы - лидер в преподавании китайского языка в Гане [19]. Так, железная дорога между Момбасой и Найроби является важным проектом по объединению объектов "Одного пояса, Одного пути". Большинство управляющего персонала, проводников поездов прошли обучение в Институте Конфуция при Университете Найроби [14]. Китай и латиноамериканские страны совместно строят "Сообщество Китая и Латинской Америки с единым будущим" [27].

Выдвинутая и обоснованная на XIX съезде КПК Си Цзиньпином идея о теории социализма с китайской спецификой в новую эпоху предполагает выполнение грандиозной задачи к середине XXI в. -превратить Китай в современную, сильную, процветающую, демократичную, культурно развитую, гармоничную и социалистическую страну. В этой связи перед Институтами Конфуция также поставлена задача преподавать эту теорию и популяризировать революционную культуру с китайской спецификой и донести её до широкой общественности.

По предложению Си Цзиньпина правительство КНР во главе с Ли Кэцяном предложили руководству Институтов Конфуция обновить содержание и формы обучения. В ряде стран, в том числе Нидерландах, Ирландии, России и Италии, где созданы Институты Конфуция, пересмотрена экзаменационная программа, и китайский язык включён в список экзаменов по окончании средней школы, что в будущем ещё больше укрепит всемирный "бум китайского языка" и "бум увлечения Китаем". При совместной поддержке разных стран и народов они демонстрируют тенденцию бурного развития, идут в ногу со временем и превратились в активных исполнителей идеи "сообщества единой судьбы".

С 2006 г. обобщают, способствуют обмену опытом и укрепляют сотрудничество образовательных институций всего мира Всемирные съезды Институтов Конфуция, также известные как "Давос образования". Они являются масштабной ежегодной площадкой работы Институтов Конфуция по всему миру [25].

В 2017 г. проходит XII Всемирный съезд Институтов Конфуция в г. Сиань под лозунгом "Углубление сотрудничества, развитие через инновации, совместная работа по созданию сообщества единой судьбы человечества". Цель конгресса - выработать долгосрочную программу развития Институтов Конфуция как проводников китайской культуры во внешний мир и популяризировать взаимное изучение

цивилизаций в процессе строительства "Сообщества единой судьбы человечества" [12, с. 16].

В рамках XII съезда учёные и эксперты подчёркивают, что Институты Конфуция смогут воплотить культурные концепции "все-охватности" и "гармонии несмотря на различия", что вполне соответствует основной идее "Сообщества единой судьбы человечества". Содействие новому развитию посредством реформ и инноваций, строительства "Морского Шёлкового пути XXI века" должно популяризировать китайский язык и философские мысли и продвигать культуру. Это отвечает основным идеям построения "Сообщества единой судьбы человечества" и является квинтэссенцией концепции китайской национальной культуры "весь мир - одно целое", "достигать гармонии несмотря на различия".

Представители образования из стран Европы, Азии, Африки, США обмениваются мнениями и выражают готовность ещё больше узнать о китайском образовании в новую эпоху, о направлениях политического курса, в особенности о важнейших реформах. Институты Конфуция реализуют "дипломатию близости народов между странами, которая состоит из взаимопонимания между ними".

В Пекине полагают, что Институты Конфуция могут успешно содействовать реализации экономического развития и "делиться друг с другом ради общего блага", способствуя "взаимному благоприятствованию и взаимной выгоде". Вице-канцлер Университета Замбии Люк Мумба сообщает, что в рамках строительства "Одного пояса, Одного пути" реализуются проекты в сфере строительства инфраструктуры: замбийская сторона предоставляет природные и кадровые ресурсы, китайские партнёры обеспечивают технологической и финансовой поддержкой [6, с. 25].

Трудности в продвижении Институтами Конфуция концепции "Сообщества единой судьбы человечества"

Тем не менее не всё происходит так гладко в сфере деятельности Институтов Конфуция. В последнее время в условиях ухудшения китайско-американских отношений на Институты Конфуция со стороны Вашингтона оказывается сильное давление. Они объявлены "центрами влияния" Китая, которые несут угрозу демократическому миру. Финансируемая правительством КНР программа обучения китайскому языку и культуре за рубежом столкнулась с жёстким отношением администрации бывшего президента США Д. Трампа. В 2019 г. Государственный департамент и департамент образования США вводят строгий контроль за деятельностью Институтов Конфуция. Они подверглись критике в Конгрессе и других государственных органах как "пропагандистское оружие коммунистического правительства Китая". Минобороны США также отказывается от финансирования языковых курсов в университетах, которые сотрудничают с центрами Конфуция [5]. По словам М. Помпео, "американские школьники и студенты должны иметь доступ к изучению китайского языка и культуры "без манипуляций КПК и её подручных" [11].

Китай отвергает критику деятельности институтов, называя её "политизированной и необоснованной". Сегодня руководство Институтов вынуждено обеспечить прозрачную финансовую отчётность для американских контролирующих органов [8].

Всё больше трудностей в своей работе испытывают Институты Конфуция в Европе. Под давлением США закрыт Институт Конфуция при Карловом Университете в Чехии. В связи с усиливающимся влиянием Китая на образовательные организации закрываются Институты и школы Конфуция в Швеции [8]. Цель такой политики-лишить Китай возможности создания прокитайских лоббистских структур на территории Европы и США, уверены российские учёные [5]. Администрация премьер-министра Ёсихидэ Суги внимательно следит за Институтами Конфуция, созданными китайским правительством при университетах Японии. Одной из причин повышенной обеспокоенности является то, что Соединённые Штаты Америки и некоторые европейские страны закрывают эти учреждения, полагая, что они используются Коммунистической партией Китая для шпионажа и пропаганды. Кроме того, не обеспечена финансовая прозрачность работы этих институтов [28].

Итак, Институты Конфуция играют важную консолидирующую роль в популяризации и продвижении в мире концепции "Сообщества единой судьбы человечества". Эти Институты содействуют гуманитарному и межцивилизационному обмену КНР с другими странами и народами. Их деятельность осуществляется на глобальном, региональном, национальном и местном уровнях. Своей целью они ставят популяризацию обучения китайскому языку через идею единства судьбы, на основе общих интересов, укрепления связей и дружбы между народами и странами. Через культурный обмен, преодоление острых разногласий между цивилизациями Институты Конфуция пытаются нивелировать культурное превосходство одних народов над другими. Хотя деятельность Институтов сопровождается некоторыми сложностями и проблемами, они способствуют сближению стран, объединению их общей судьбы.

Литература

1. Бакумова Е.В., Гулинов Д.Ю. Институт Конфуция: опыт реализации языковой политики Китая // Китайская и русская лингвокультуры в современном глобальном мире: сборник научных трудов. Волгоград, 2015. С. 14-20.

2. Ван Шо. Институт Конфуция как инструмент культурной дипломатии Китая (2004-2017 гг.): автореферат ... кандидата исторических наук: 07.00.15, 2019. 29 с.

3. Гао Вэньцзин. Институты Конфуция в мире // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 6. Ч. 1. URL: http:// human.snauka.ru/2015/06/11485 (дата обращения: 11.08.2021).

4. Гельбрас В.Г., Петрунина Ж.В., Ки-реев А.А., Друзяка А.В., Буяров Д.В., Ку-харенко Н.В., Кухаренко С.В., Афонасенко Е.В., Кузнецов Д.В. Традиционный Китай на пути к модернизации. М.: КРАСАНД, 2013. 320 с.

5. Гуманитарное противостояние Китая и Европы будет усиливаться - экс-перт//ЕВРАЗИЯ ЭКСПЕРТ. 03.06.2021. URL: https://eurasia.expert/gumanitamoe-protivostoyanie-kitaya-i-evropy-budet-usilivatsya/ (дата обращения: 12.08.2021).

6. Институт Конфуция развивается и строит сообщество единой судьбы чело-вечества//Институт Конфуция. № 1 (46). 2018. С. 23-25.

7. Леонтьева Э.О., Белокопытова М.С. Институты Конфуция как инструмент внешней политики КНР // Регионалисти-ка. 2016. Т. 3. № 5. С. 51-58.

8. Макарычев М. США объявили китайский "Институт Конфуция" иностранной миссией//Российская газета. 13.08.2020. URL: https://rg.ru/2020/08/13/ ssha-obiavili-kitajskij-institut-konfuciia-inostrannoj-missiej.html (дата обращения: 10.08.2021).

9. Романова Е.В., Муратшина К.Г. Институты Конфуция как инструмент "мягкой силы" КНР во взаимоотношениях с Итальянской Республикой на современном этапе // Дневник Алтайской школы политических исследований. 2017. № 33. С. 176-182.

10. Си Цзиньпин. О государствен-

ном управлении. II. Пекин: Издво лит. на иностр. яз., 2018. 802 с.

11. США объявили китайский Институт Конфуция иностранной мисси-ewVRIA.rn. 13.08.2020. URL: https://ria. ru/20200813/1575755758.html (дата обращения: 14.08.2021).

12. Углубление сотрудничества, развитие через инновации, совместная работа по созданию сообщества единой судьбы человечества"//Институт Конфуция. № 1 (46). 2018. С. 14-22.

13. Успешно завершился XII съезд Институтов Конфуция//Институт Конфуция. № 1 (46). 2018. С. 54-56.

14. Ху Ифэн. Железная дорога Момбаса-Найроби-описание будущего Кении// Сборник рассказов об "Одном поясе, одном пути". URL: http://www.mofcom.gov.cn/ article/beltandroad/ke/ruindex.shtml (дата обращения: 08.08.2021).

15. Чжао Синь. Деятельность КНР по международному продвижению китайских языка и культуры // Общество: Философия, История, Культура. 2020. № 2 (70). С. 1-3.

16. Шведова И.А. Интернационализация высшего образования в Китае // Вестник Томского государственного университета. Серия История. 2013. № 1. С. 132-138.

17. ASEAN Community Vision 2025. URL: https://www.asean.org/wp-content/ uploads/images/2015/November/aec-page/ ASEAN-Community-Vision-2025.pdf (дата обращения: 01.08.2021).

18. China's engagement with Latin America and the Caribbean // U.S - China Economic and Security Review Commission. October 17, 2018. URL: https://www.uscc. gov/sites/default/files/Research/China's%20 Engagement%20with%2 0Latin%2 0 America%20and%20the%20Caribbean_.pdf (дата обращения: 16.08.2021).

19. China unveils Model Confucius Institute edifice in Ghana university// Global Times. 2017.12.1. URL: http://www. globaltimes.cn/content/1078159.shtml (дата обращения: 14.08.2021).

20. Chinese landmark concept put into UN resolution for first time//Xinhua. Feb

11, 2017. URL: http://www.xinhuanet.com// english/2017-02/11/c_136049319.htm (дата обращения: 14.08.2021).

21. Phraprommangkalachan Ed.D. Confucius Institute of Maritime Silk Road: a diplomatic strategy for world peace and development. Christopher Fuster Bueno, Ph.D., 2015. 170 p.

22. Reddick J., Co C. In Cambodia's Chinese-language schools, a hard push for soft power//The Phnom Penh Post. 18 December 2017. URL: https://www.phnompenhpost. com/national-post-depth/cambodias-chinese-language-schools-hard-push-soft-power (дата обращения: 13.07.2021).

23. Shuto Motoko. Patterns and views of China's public diplomacy in ASEAN countries: focusing on Confucius Institutes// Journal of Contemporary East Asia Studies. 2018, Vol 7 (2), pp. 124-148. doi: 10.1080/24761028.2018.1553227

24. Spotlight: Confucius Institute in Cambodia serves as platform for promoting China's Belt and Road Initiative//China.org. cn. October 13, 2016. URL: http://www.chma. org.cn/world/0ff_the_Wire/2016-10/13/ content_39479660.htm (дата обращения: 14.08.2021).

25. The 11-th Confucius Institute Conference to be held in Kunming soon// Confucius Institute Headquarters (Hanban). 2016.12.09. URL: http://english.hanban.org/ article/2016-12/09/content_667796.htm (дата обращения: 12.07.2021).

26. Theo Rika, Leung M. China's Confucius Institute in Indonesia: mobility, frictions and local surprises // Sustainability. February 2018. 15 p. doi: 10.3390/su10020530

27. Time for Closer Partnership and Greater Cooperation Through the China-CELAC Forum//Ministry of Foreign Affairs, the People's Republic of China. 2018.01.18. URL: http://www.chinacelacforum.org/eng/ zyxw_1/t1527415.htm (дата обращения: 11.08.2021).

28. U.S., Europe Close Confucius Institutes Over Spying Suspicions. Why Does Japan Keep Them? // Japan Forward. May 26, 2021. URL: https://japan-forward.com/u-s-europe-close-confucius-institutes-over-spying-suspicions-why-does-japan-keep-them/ (дата обращения: 14.08.2021).

29. Xi Jinping attends General debate of 70th Session of the UN General Assembly and delivers important speech, underlying to inherit and advocate purposes and principles of the UN Charter, establish new type of international relations with win-win cooperation as core and build community of shared mankind destiny// Ministry of Foreign Affairs, the People's Republic of China. 2015.09.29. URL: http:// www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/topics_665678/ xjpdmgjxgsfwbcxlhgcl70znxlfh/t1304144. shtml (дата обращения: 10.08.2021).

30. Yang Jiechi. Promoting the building of a community with a shared future for mankind//People's Daily. Nov 19, 2017. URL: http://en.theorychina.org/xsqy_2477/201712/ t20171212_360713.shtml (дата обращения: 04.07.2021).

31. iodise, ягш

2017^10^280„ = Доклад Си Цзиньпина на XIX съезде КПК. 18 октября 2017 года // Жэньминьван-Жэньминь Жибао. 28.10.2017. URL: http://cpc.people. com.cn/n1/2017/1028/c64094-29613660.html (дата обращения: 04.07.2021).

32. = Институты Конфуция (Международное Научно-образовательное подразделение) // Сайт Международного Научно-образовательного подразделения. URL: https://baike.baidu.com/item/?L^^ K/812632?fr=aladdin (дата обращения: 14.08.2021).

33. ?L

х\№гтчштщ% // ¿шш*

Ш°МЩ21-27с = Мо Цзялинь. Сравнительное исследование Института Конфуция с основными структурами по продвижению языка и культуры в мире // Журнал Юньнаньского педагогического университета. 2009. № 5. С. 21-27.

34. ^^а^^шст) /шыщ

Шо 2018.8о =

Дипломатия: теория и практика/под ред. Ян Чуан. Пекин: Изд-во "Шицзе Чжиши", 2018. - 730 с.

35. ^MftMft,

2017^01^18

Во = Разделяя общую ответственность и стимулируя глобальное развитие. Ключевая речь Си Цзиньпина на ежегодной церемонии открытия Всемирного экономического форума 2017 // Синьхуаван. 18.01.2017. URL: http://cpc.people.com.cn/ n1/2017/0118/c64094-29031339.html (дата обращения: 02.07.2021).

36. ^ffi^:

штштшш//ш^ш° 2013^10^25

Во =Си Цзиньпин. Пусть соседние государства примут и поймут "сообщество единой судьбы человечества" // Синьхуа-ван. 25.10.2013. URL: http://www.xinhuanet. com/politics/2013-10/25/c_117878944_2.htm (дата обращения: 02.07.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

37.

201710-18 о = Си Цзиньпин выдвигает предложение следовать по пути мирного развития и способствовать построению "Сообщества единой судьбы человечества" // Синьхуаван. 18.10.2017. URL: http:// www.xinhuanet.com/politics/19cpcnc/2017-

10/18/c_1121821003.htm (дата обращения: 29.07.2021).

38. ФШ^ШШо +ААЖ:

2018о = "Ключевые слова Китая. XIX Съезд/Бюро изданий и распространения китайского языка. -Пекин: "Синь Шицзе" , 2018.

39. Фа^ш^о ^ааМ:

2019о = "Ключевые слова Китая. Управление государством/Бюро изданий и распространения китайского языка. - Пекин: "Синь Шицзе", 2019.

40.

0Шо 2018^06^22Во = Чжун Ин-хуа. Новые знания и новое восприятие: Институты Конфуция способствуют построению "Сообщества единой судьбы человечества" // Жэньминьван-Жэньминь Жибао.22.06.2018. URL: http://theory.people. com.cn/n1/2018/0622/c40531-30074614.html (дата обращения: 04.07.2021).

Anna V. BOYARKINA,

Ph.D. (in Political Science), Associate Professor, Academic Department of the English Language, FEFU (Vladivostok, Russia).

E-mail: [email protected]

The Place and Role of Confucius Institutes in Popularization and Promotion

of «Community of Shared Future for Mankind in the World»

UDC 327

DOI: 10.24866/2542-1611/2021-4/14-27

China,

Confucius Institutes, Community of shared future for mankind, Confucius Institute Conference

The topicality of this article is due to the need to research the place and role of Confucius Institutes in implementing Xi Jinping's concept of Community of shared future for mankind. Object of the research: popularization and promotion of the concept of Community of shared future for mankind. Subject of the research: the activity of Confucius Institutes as a mechanism of Community of shared future for mankind. It is argued that not all representatives of the scientific and cultural community positively assess the idea of international friendship and cooperation between China and the world through the activities of these Institutes. For instance, in the United States, the Institutes are criticized for the spread of communist ideology and accused of opaque financial transactions. Confucius Institutes in Europe, Japan are experiencing more and more difficulties in their work.

For citation: Boyarkina A. V. The place and role of Confucius Institutes in popularization and promotion of "Community of shared future for mankind in the world"" // Oriental Institute Journal. 2021. № 4. P. 14-27. DOI: 10.24866/2542-1611/2021-4/14-27

References

1. Bakumova E.V., Gulinov D.YU. Institut Konfutsiya: opyt realizatsii yazykovoj politiki Kitaya // Kitajskaya i russkaya lingvokul'tury v sovremennom global'nom mire: sbornik nauchnykh trudov. Volgograd, 2015. S. 14-20.

2. Van SHo. Institut Konfutsiya kak instrument kul'turnoj diplomatii Kitaya (2004-2017 gg.): avtoreferat ... kandidata istoricheskikh nauk: 07.00.15, 2019. 29 s.

3. Gao Vehn'tszin. Instituty Konfutsiya v mire // Gumanitarnye nauchnye issledovaniya. 2015. № 6. CH. 1. URL: http://human.snauka. ru/2015/06/11485 (data obrashheniya: 11.08.2021).

4. Gel'bras V.G., Petrunina ZH.V., Kireev A.A., Druzyaka A.V., Buyarov D.V., Kukharenko N.V., Kukharenko S.V., Afonasenko E.V., Kuznetsov D.V. Traditsionnyj Kitaj na puti k modernizatsii. M.: KRASAND, 2013. 320 s.

5. Gumanitarnoe protivostoyanie Kitaya i Evropy budet usilivat'sya - ehkspert// EVRAZIYA EHKSPERT. 03.06.2021. URL: https://eurasia.expert/gumanitarnoe-protivostoyanie-kitaya-i-evropy-budet-usilivatsya/ (data obrashheniya: 12.08.2021).

6. Institut Konfutsiya razvivaetsya i stroit soobshhestvo edinoj sud'by chelovechestva// Institut Konfutsiya. № 1 (46). 2018. S. 23-25.

7. Leont'eva EH.O., Belokopytova M.S. Instituty Konfutsiya kak instrument vneshnej politiki KNR // Regionalistika. 2016. T. 3. № 5. S. 51-58.

8. Makarychev M. SSHA ob"yavili kitajskij "Institut Konfutsiya" inostrannoj missiej//Rossijskaya gazeta. 13.08.2020. URL: https://rg.ru/2020/08/13/ssha-obiavili-kitajskij-institut-konfuciia-inostrannoj-missiej.html (data obrashheniya: 10.08.2021).

9. Romanova E.V., Muratshina K.G. Instituty Konfutsiya kak instrument "myagkoj sily" KNR vo vzaimootnosheniyakh s Ital'yanskoj Respublikoj na sovremennom ehtape // Dnevnik Altajskoj shkoly politicheskikh issledovanij. 2017. № 33. S. 176-182.

10. Si TSzin'pin. O gosudarstvennom upravlenii. II. Pekin: Izdvo lit. na inostr. yaz., 2018. 802 s.

11. SSHA ob"yavili kitajskij Institut Konfutsiya inostrannoj missiej// RIA.ru. 13.08.2020. URL: https://ria. ru/20200813/ 1575755758.html (data obrashheniya: 14.08.2021).

12. Uglublenie sotrudnichestva, razvitie cherez innovatsii, sovmestnaya rabota po sozdaniyu soobshhestva edinoj sud'by chelovechestva"//Institut Konfutsiya. № 1 (46). 2018. S. 14-22.

13. Uspeshno zavershilsya XII s"ezd Institutov Konfutsiya//Institut Konfutsiya. № 1 (46). 2018. S. 54-56.

14. KHu Ifehn. ZHeleznaya doroga Mombasa-Najrobi-opisanie budushhego Kenii//Sbornik rasskazov ob "Odnom poyase, odnom puti". URL: http://www.mofcom. gov.cn/article/beltandroad/ke/ruindex.shtml (data obrashheniya: 08.08.2021).

15. CHzhao Sin'. Deyatel'nost' KNR po mezhdunarodnomu prodvizheniyu kitajskikh yazyka i kul'tury // Obshhestvo: Filosofiya, Istoriya, Kul'tura. 2020. № 2 (70). S. 1-3.

16. SHvedova I.A. Internatsionalizatsiya vysshego obrazovaniya v Kitae // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Istoriya. 2013. № 1. S. 132-138.

17. ASEAN Community Vision 2025. URL: https: //www. asean.org/wp-content/ uploads/images/2015/November/aec-page/ ASEAN-Community-Vision-2025.pdf (data obrashheniya: 01.08.2021).

18. China's engagement with Latin America and the Caribbean // U.S - China Economic and Security Review Commission. October 17, 2018. URL: https://www.uscc. gov/sites/default/files/Research/China's%20 Engagement%2 0with%2 0Latin%2 0 America%20and%20the%20Caribbean_.pdf (data obrashheniya: 16.08.2021).

19. China unveils Model Confucius Institute edifice in Ghana university// Global Times. 2017.12.1. URL: http://www.

globaltimes.cn/content/1078159.shtml (data obrashheniya: 14.08.2021).

20. Chinese landmark concept put into UN resolution for first time//Xinhua. Feb 11, 2017. URL: http://www.xinhuanet.com// english/2017-02/11/c_136049319.htm (data obrashheniya: 14.08.2021).

21. Phraprommangkalachan Ed.D. Confucius Institute of Maritime Silk Road: a diplomatic strategy for world peace and development. Christopher Fuster Bueno, Ph.D., 2015. 170 p.

22. Reddick J., Co C. In Cambodia's Chinese-language schools, a hard push for soft power//The Phnom Penh Post. 18 December 2017. URL: https://www.phnompenhpost. com/national-post-depth/cambodias-chinese-language-schools-hard-push-soft-power (data obrashheniya: 13.07.2021).

23. Shuto Motoko. Patterns and views of China's public diplomacy in ASEAN countries: focusing on Confucius Institutes// Journal of Contemporary East Asia Studies. 2018, Vol 7 (2), pp. 124-148. doi: 10.1080/24761028.2018.1553227

24. Spotlight: Confucius Institute in Cambodia serves as platform for promoting China's Belt and Road Initiative//China.org. cn. October 13, 2016. URL: http://www.chma. org.cn/world/0ff_the_Wire/2016-10/13/ content_39479660.htm (data obrashheniya: 14.08.2021).

25. The 11-th Confucius Institute Conference to be held in Kunming soon// Confucius Institute Headquarters (Hanban). 2016.12.09. URL: http://english.hanban.org/ article/2016-12/09/content_667796.htm (data obrashheniya: 12.07.2021).

26. Theo Rika, Leung M. China's Confucius Institute in Indonesia: mobility, frictions and local surprises // Sustainability. February 2018. 15 p. doi: 10.3390/su10020530

27. Time for Closer Partnership and Greater Cooperation Through the China-CELAC Forum//Ministry of Foreign Affairs, the People's Republic of China. 2018.01.18. URL: http://www.chinacelacforum.org/eng/ zyxw_1/t1527415.htm (data obrashheniya: 11.08.2021).

28. U.S., Europe Close Confucius Institutes Over Spying Suspicions. Why Does Japan Keep Them? // Japan Forward. May 26, 2021.

URL: https://japan-forward.com/u-s-europe-close-confucius-institutes-over-spying-suspicions-why-does-japan-keep-them/ (data obrashheniya: 14.08.2021).

29. Xi Jinping attends General debate of 70th Session of the UN General Assembly and delivers important speech, underlying to inherit and advocate purposes and principles of the UN Charter, establish new type of international relations with win-win cooperation as core and build community of shared mankind destiny// Ministry of Foreign Affairs, the People's Republic of China. 2015.09.29. URL: http:// www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/topics_665678/ xjpdmgjxgsfwbcxlhgcl70znxlfh/t 1304144. shtml (data obrashheniya: 10.08.2021).

30. Yang Jiechi. Promoting the building of a community with a shared future for mankind//People's Daily. Nov 19, 2017. URL: http://en.theorychina. org/xsqy_2477/201712/ t20171212_360713.shtml (data obrashheniya: 04.07.2021).

31. 10^18 0, +

AK0I. 2017^10^280. = Doklad Si TSzin'pina na XIX s"ezde KPK. 18 oktyabrya 2017 goda // ZHehn'min'van-ZHehn'min' ZHibao. 28.10.2017. URL: http://cpc.people. com.cn/n1/2017/1028/c64094-29613660.html (data obrashheniya: 04.07.2021).

32. = Instituty Konfutsiya (Mezhdunarodnoe Nauchno-obrazovatel'noe podrazdelenie) // Sajt Mezhdunarodnogo Nauchno-obrazovatel'nogo podrazdeleniya. URL: https://baike.baidu.com/item/JL f ^ |/812632?fr=aladdin (data obrashheniya: 14.08.2021).

33. Jf^l^t^il

^fe.2009^5^.^21-27. = Mo

TSzyalin'. Sravnitel'noe issledovanie Instituta Konfutsiya s osnovnymi strukturami po prodvizheniyu yazyka i kul'tury v mire // ZHurnal YUn'nan'skogo pedagogicheskogo universiteta. 2009. № 5. S. 21-27.

34. ate^a (T)

M: t^&W^tt, 2018.8. =

Diplomatiya: teoriya i praktika/pod red. YAn CHuan. Pekin: Izd-vo "SHitsze CHzhishi",

2018. - 730 s.

35. ÄMftMft,

2017^01^18 В. = Razdelyaya obshhuyu otvetstvennost' i stimuliruya global'noe razvitie. Klyuchevaya rech' Si TSzin'pina na ezhegodnoj tseremonii otkrytiya Vsemirnogo ehkonomicheskogo foruma 2017 // Sin'khuavan. 18.01.2017. URL: http://cpc.people.com.cn/n1/2017/0118/ c64094-29031339.html (data obrashheniya: 02.07.2021).

36. ^ffi^: ^^lÂ^fttWÏ

2013^

10^25 В. =Si TSzin'pin. Pust' sosednie gosudarstva primut i pojmut "soobshhestvo edinoj sud'by chelovechestva" // Sin'khuavan. 25.10.2013. URL: http://www.xinhuanet.com/ politics/2013-10/25/c_117878944_2.htm (data obrashheniya: 02.07.2021).

37.

201710-18. = Si TSzin'pin vydvigaet predlozhenie sledovat' po puti mirnogo razvitiya i sposobstvovat' postroeniyu "Soobshhestva edinoj sud'by chelovechestva" // Sin'khuavan.

18.10.2017. URL: http://www.xinhuanet.com/ p olitics/ 19cpcnc/2017-10/18/c_1121821003. htm (data obrashheniya: 29.07.2021).

38. +AAM:

Ж. ЖЖ: |Щ^ЖШ±,2018. =

"Klyuchevye slova Kitaya. XIX S"ezd/Byuro izdanij i rasprostraneniya kitajskogo yazyka. -Pekin: "Sin' SHitsze" , 2018.

39. ф s ^ i M . ^ a a rn Щ : £ ^ Ж ; Ж Ж : I i ^ Й №

2019. = "Klyuchevye slova Kitaya. Upravlenie gosudarstvom/Byuro izdanij i rasprostraneniya kitajskogo yazyka. - Pekin: "Sin' SHitsze", 2019.

40. It^. laif:

KBS. 2018^06^22В. = CHzhun Inkhua. Novye znaniya i novoe vospriyatie: Instituty Konfutsiya sposobstvuyut postroeniyu "Soobshhestva edinoj sud'by chelovechestva" // ZHehn'min'van-ZHehn'min' ZHibao.22.06.2018. URL: http://theory.people.com.cn/n1/2018/0622/ c40531-30074614.html (data obrashheniya: 04.07.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.