Научная статья на тему 'Место и роль финансовой информации в условиях информатизации общества и финансизации экономики'

Место и роль финансовой информации в условиях информатизации общества и финансизации экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1816
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ФИНАНСИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суворова Т. П.

Финансовая информация одно из наименее изученных экономических явлений. Между тем, вусло-вияхрастущей информатизации общества, с одной стороны, и его финансизации, с другой стороны, она превращается в ключевой элемент рынка. На основе финансовой информации в последнее время формируется самостоятельный сегмент финансового рынка, который также представляет интерес с научно-практической точки зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial Information in Information Society and Modern Economy

Tatiana Suvorova addresses financial information as one of the least-studied economic phenomena. Financial information is becoming a key marketing element in information society with the financial aspect as a major stability factor. Financial information forms a separate segment of the market, this sector should be studied in the scientific and practical perspective

Текст научной работы на тему «Место и роль финансовой информации в условиях информатизации общества и финансизации экономики»

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ экономики

УДК 336.02: 338.2

МЕСТО И РОДЬ ФИНАНСОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА И ФИНАНСИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

Т.П. Суворова,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

Институт туризма и гостеприимства (филиал), г. Москва

Tatiana Suvorova addresses financial information as one of the least-studied economic phenomena. Financial information is becoming a key marketing element in information society with the financial aspect as a major stability factor. Financial information forms a separate segment of the market, this sector should be studied in the scientific and practical perspective.

Финансовая информация — одно из наименее изученных экономических явлений. Между тем, вусло-вияхрастущей информатизации общества, с одной стороны, и его финансизации, с другой стороны, она превращается в ключевой элемент рынка. Fla основе финансовой информации в последнее время формируется самостоятельный сегмент финансового рынка, который также представляет интерес с научно-практической точки зрения.

Ключевые слова: финансовая информация, информатизация, финансизация.

Вторая половина XX века, особенно последняя его четверть, ознаменована масштабными качественными изменениями в финансово-экономической, информационной, институциональной, организационной и технологической среде. В экономической литературе эти процессы именуются глобализацией, финансизацией, сервисизацией, информатизацией, виртуализацией, сетизацией. Среди них особое место занимает параллельное и почти одновременное проявление информатизации и финансизации. Информация и информатизация общества, с одной стороны, финансы и финансизация экономики, с другой стороны, оказывают влияние на всю жизнедеятельность человека, трансформируют многие экономические явления, выступают катализатором движения капитала. В России процессы информатизации и финансизации совпали во времени с социально-экономической реформой постсоветского периода. Это обусловило их невысокую динамику и медленное протека-

ние в стране. Однако уже сегодня они прослеживаются во всех сферах жизнедеятельности. Информация в целом и финансовая информация в частности становятся важнейшими сущностными характеристиками современного общества, а их изучение является важной научно-практической задачей.

В первоначальном понимании информация (от лат. 1п/огтаИо — изложение, разъяснение) — это сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т.д.). С середины XX века информация — это общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире [2, с. 455] [3, с. 498].

Для выполнения своей содержательной функции информация должна отвечать определенным требованиям. В экономической энциклопедии «Политическая экономия» советско-

го периода применительно к Экономической информации эти требования сформулированы следующим образом: полнота и достоверность; сопоставимость данных по кругу и охвату во времени и пространстве; непрерывность обновления; взаимосвязь элементов; непротиворечивость и согласованность; адекватность изучаемым явлениям и процессам [5, с. 61]. Этот перечень может быть дополнен требованиями релевантности (существенности), полезности, своевременности, обоснованности, полноценности, структурированности и др.

Перечисленные требования могут быть дополнены следующими свойствами информации, в числе которых:

• потенциальная эффективность, которая со временем может не только не убывать, но и возрастать (например, открытия ученых, которые нередко признаются и реализуются по истечении определенного времени);

• относительная независимость от ее создателя, что обусловливает возможность тиражируемое™ и многократного использования;

• зависимость фактической реализуемости и эффективности от степени использования информации;

•абстрактность, что позволяет использовать кодификацию при ее передаче;

• субъективная ценность, поскольку в первоисточнике она возникает в результате происходящих процессов и экономических явлений и не требует затрат труда; последние возникают в процессе ее передачи, обработки, хранения.

По виду обслуживаемой человеческой деятельности информация подразделяется на следующие виды:

• научную,

• техническую,

• производственную,

• управленческую,

‘экономическую,

• социальную,

•правовую [1] [4, с. 20].

Учитывая предмет настоящего исследования, остановимся подробнее на управленческой и экономической информации.

К управленческой относится информация, которая обслуживает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ и обеспечивает решение задач организационно-экономического управления экономикой и ее звеньями. Она представляет собой разнообраз-

ные сведения экономического, технологического, социального, юридического и другого содержания. При этом сведения экономического характера являются важнейшей составляющей управленческой информации [1]; [4, с. 20].

Экономическая информация — это документированные сведения, отражающие состояние и ход экономических процессов. В этом качестве она представляет собой отражение общественно-экономических явлений и процессов. С одной стороны, она является результатом развития социально-экономических наук, их конечным продуктом, С другой — неотъемлемой составной частью и исходной основой развития этих наук, их фундаментом поскольку современная экономическая информация является одновременно:

• предметом труда (первичная информация, необработанные данные),

• средством труда (совокупность знаний, приемов, средств для ее переработки),

•результатом труда и объектом купли-продажи (обладает потребительскими свойствами).

Для экономической информации характерны большие объемы; цикличность и многократное повторение в определенные временные интервалы (месяц, квартал, год и т.д.), многообразие ее источников и потребителей, наличие логических операций |1]; [4, с. 20], а также коммулятивнасть (накопительность), что следует из основной закономерности экономики.

В массиве управленческой и экономической информации особое место занимает информация финансового характера. Однако ни в энциклопедических изданиях, ни в фундаментальных исследованиях автору не удалось найти определение финансовой информации. Это говорит о недооценке ее как категории современными учеными. По нашему мнению, финансовая информация представляет собой сведения финансового характера, имеющие предметное содержание и предназначенные для снятия неопределенности и принятия финансовых решений.

Прикладные вопросы формирования и использования финансовой информации в последнее время активно исследуются на диссертационном уровне. Однако в этих исследованиях преобладают учетные, технические и инструментальные аспекты. Недостаточно

исследованы управленческие аспекты. До настоящего времени не раскрыты многие финансовые аспекты, отсутствует унифицированная терминология как в области финансовой, так и в области экономической информации. Недостаточно проработаны вопросы классификации финансовой информации, атакже вопросы финансовой прозрачности и рейтинг-контроля стандартов раскрытия финансовой информации. Не получили должного освещения инфраструктура рынка финансовой информации и вопросы влияния финансовой информации на корпоративный менеджмент. Это обусловливает необходимость продолжения исследований в области финансовой информации, ее формирования, принципов раскрытия, распространения и использования.

Финансовая информация в той или иной мере необходима всем участникам рынка: институциональным структурам финансового рынка, органам государственного управления всех уровней, хозяйствующим субъектам всех организационно-правовых форм и видов деятельности, домохозяйств.

Финансовая информация — понятие многогранное. Разнообразие ее источников, объектных характеристик, форм и форматов предоставления, пользователей, экономических контуров, измерителей и т.д. обусловливает множество ее типологий. По мнению автора, разновидности финансовой информации могут быть классифицированы по следующим критериальным признакам:

• функциональной роли,

• технологии получения и хранения,

• способу отображения,

• форме представления,

• отношению к хозяйствующим субъектам,

• значимости для принятия решения,

•источнику формирования и способу получения,

• временному периоду,

• измерителям,

• привилегиям доступа,

• признаку платности,

• степени обработки.

По функциональной роли финансовая информация дифференцируется в зависимости от выполняемых задач: различают отчетную (финансовая отчетность компаний, биржевые сводки и др.), нормативно-регулятивную (правовые нормы, обязательные нормативы и т.д.), справочную (например, обменные

курсы, биржевые индексы и т.д.), оценочноаналитическую (например, аналитические критерии для сравнительных оценок, вспомогательные коэффициенты для выполнения оценок), планово-целевую (например, целевые индикаторы, планируемые финансовые агрегаты и финансовые результаты) информацию, несистемные данные.

По аналогии с классификацией информации, финансовая информация по технологии получения и хранения подразделяется на активный информационный ресурс (информация в цифровом формате) и пассивный информационный ресурс (информация на бумажном носителе). В современном обществе в структуре информационных ресурсов ведущую роль играет их «активная» составляющая, т.е. информация, доступная для автоматизированного хранения, поиска, передачи и обработки.

Разнообразие способов отображения финансовой информации позволяет подразделять ее на текстовую, табличную, графическую, звуковую. Наиболее информативен применительно к финансовой информации табличный формат. Наибольшую наглядность финансовой информации придает графический формат. Наилучшая описательность финансовой информации достигается использованием текстового формата. Звуковой формат представления финансовой информации носит, главным образом, рекламный характер.

Наряду с разнообразием способов отображения финансовой информации разнообразны и Формы ее представления: динамический ряд, тренд, рэнкинг (ранжированный список), финансовый отчет, презентация. На уровне хозяйствующих субъектов наибольшее распространение получила такая форма представления информации, как финансовый отчет. Наиболее отработанными являются технологии его составления и презентации в публичных компаниях. В межхозяйственных сравнениях в условиях сформировавшейся рейтинговой культуры наибольшая информативность характерна для рэнкингов, представляющих собой ранжированные списки компаний по уровню капитализации, активов, прибыли, чистого капитала и т.д. Для характеристики биржевых операций и отраслевых рынков широкое распространение получили динамические ряды, соответствующие им графики и сформированные по ним тренды (направление или вектор изменений).

По отношению к хозяйствующему субъекту финансовая информация подразделяется на внутреннюю, характеризующую хозяйствующий субъект и подконтрольную ему, и внешнюю информацию, находящуюся вне зоны его влияния и управления. Внутренняя финансовая информация включает данные о затратах и результатах, имуществе и обязательствах, финансовом состоянии и движении капитала. К внешней финансовой информации относятся макроэкономические данные финансового: характера, информация о регулировании предпринимательской деятельности и налогообложении, состоянии рынка, конкурентах, поставщиках. Оба контура финансовой информации взаимозависимы и взаимообусловлены. Так, финансовая отчетность, представляя собой внутреннюю характеристику хозяйствующего субъекта, ориентирована на внешних пользователей и может как позитивно, так и негативно представлять его в деловом сообществе. С другой стороны, благоприятная рыночная конъюнктура в целом и фондового рынка в частности нередко способствует росту котировок компании без активного вмешательства с ее стороны.

По значимости для принятия решения финансовая информация как часть экономической информации подразделяется на полезную, ложную и избыточную. Ложная информация опасна неправильными управленческими решениями, поэтому данные финансового характера в практике менеджмента многократно дублируются. Избыточная информация требует много времени на обработку данных, что: зачастую приводит к упущенной выгоде изнза несвоевременного принятия решения.

По источникам Формирования и способу получения финансовая информация подразделяется на следующие виды:

1) учетную, которая генерируется в системе бухгалтерского учета и приобретает аккумулированный вид в форме финансовой отчетности,

2) расчетную, в большинстве своем представляющую собой результаты пересчета учетных данных с применением индексов, коэффициентов, мультипликаторов и т.д.,

3) статистическую, формируемую в результате аккумулирования данных финансовой отчетности на уровне регионов, отраслей, национальной экономики,

4) биржевую со своими специфическими характеристиками, например, ежеминутным изменением вследствие отражения событий, происходящих на рынке (биржевая информация, как правило, включает регламенты торгов, условия листинга, списки котирующихся ценных бумаг, характеристику эмитентов и торгуемых контрактов, текущие котировки и статистическую базу, методику расчета собственных индексов и др.).

По временному' признаку финансовая информация может быть:

•ретроспективной и охватывать сколько-нибудь длительный прошлый период,

• отчетной и характеризовать завершенный календарный год или его часть,

• оперативной или текущей, отражая, например, изменение котировок в режиме реального времени,

• прогностической, т.е. характеризовать будущие периоды на основе применения той или иной методики расчетов.

Финансовая информация весьма специфична с точки зрения ее измерителей. В качестве ее характеристик используются:

• финансовый агрегат (итоговое значение разделов финансовой отчетности),

• валюта баланса (итог его актива и пассива),

• маржа (например, разница между доходами и материальными затратами),

• финансовый результат (прибыль или убыток),

• сальдо (разница между доходом и расходом, скорректированная на входной остаток),

• фондовый индекс (характеристика биржевой активности),

• биржевая котировка (текущая цена предложения финансового актива на бирже),

•рейтинг, представляющий собой независимую качественную характеристику, например, эмитента путем отнесения его к определенному классу, разряду, категории.

По привилегиям доступа финансовая информация подразделяется на публичную (ориентированную на внешних пользователей) и конфиденциальную (закрытую информацию, ориентированную на руководство, собственников и т.д.). В структуре информации по привилегиям доступа особое место отводится инсайдерской информации — служебной информации с ограниченным доступом. Эта информация может быть технического, мето-

Таблица

Классификация разновидностей финансовой информации_______________________

Классификационный признак Разновидности финансовой информации

Функциональная роль Отчетная

Нормативно-регулятивная

Справочная

Оценочно-аналитическая

Планово-целевая

Несистемные данные

Технология получения и хранения Активная (в цифровом формате)

Пассивная (на бумажном носителе)

Способ отображения Текстовая

Табличная

Графическая

Звуковая

Форма представления Динамический ряд

Тренд

Рэнкинг

Финансовый отчет

Презентация

Отношение к хозяйствующему субъекту Внешняя

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Внутренняя

Значимость Полезная

Ложная

Избыточная

Способ формирования Учетная

Расчетная

Статистическая

Биржевая

Временной период Ретроспективная

Отчетная

Оперативная

Прогностическая

Измеритель Финансовый агрегат

Валюта баланса

Маржа

Финансовый результат

Сальдо

Фондовый индекс

Биржевая котировка

Рейтинг и др.

Продолжение таблицы Классификация разновидностей финансовой информации

Привилегии доступа Публичная

Конфиденциальная

Инсайдерская

Платность Рыночная

Нерыночная

Степень обработки Первичная

Производная

дического, управленческо-экономического и, конечно, финансового характера.

Финансовая инсайдерская информация обычно является объектом законодательного регулирования. В России работа над соответствующим законом ведется с 2002 года, однако до настоящего времени закон об инсайдерской информации не принят. Между тем, отсутствие механизма привлечения к ответственности инсайдеров способствует махинациям и манипуляциям с ценными бумагами, ведению недобросовестной конкурентной борьбы на финансовых и товарных рынках2.

Множественные нарушения общепризнанных норм подрывают авторитет и снижают

привлекательность национального рынка для иностранных инвесторов.

По признаку платности различают рыночную информацию, т.е. предоставляемую на платных условиях, и нерыночную информация, предоставляемую бесплатно.

И, наконец, по степени обработки различаются первичная и производная финансовая информация. Описанная выше Классификация разновидностей финансовой информации приведена в табл.

Литература

1. Автоматизированные информационные технологии в экономике. / Под ред. Г-А. Титоренко. М.: Компьютер, ЮНИТИ, 1999.

2. Большой энциклопедический словарь. / Гл. редактор А.М. Прохоров. М.: Большая российская энциклопедия; СПб: Норинт, 2002.

3. Советский энциклопедический словарь. / Гл. редактор А.М. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1984.

4. Хотинская Г. И. Информационные технологии управления. М.: Дело и Сервис, 2003.

5. Экономическая энциклопедия, Политическая экономия. // Гл. ред. А.М. Румянцев. Т. 2. М.: Советская энциклопедия, 1975.

'Ответственность за нарушение инсайдерского законодательства в различных странах имеет свои национальные особенности, что обусловлено развитием Экономики и ориентированностью фондового рынка Самое «мягкое» наказание в отношении инсайдеров предусмотрено вЯпонии - 6 месяцев тюремного заключения и/или штраф. В большинстве стран максимальное наказание равняется 5 годам лишения свободы и/или штрафу. Самое жесткое наказание такие правонарушения установлено в США — 10 лет лишения свободы и/или штраф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.