Научная статья на тему 'Место и роль дефиниций «Представительство» и «Доверенность» в российском законодательстве'

Место и роль дефиниций «Представительство» и «Доверенность» в российском законодательстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1586
303
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО / ДОВЕРЕННОСТЬ / ДЕФИНИЦИЯ / ТЕРМИНОЛОГИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО / НОРМОТВОРЧЕСТВО / REPRESENTATION / POWER OF ATTORNEY / DEFINITION / TERMINOLOGY / LEGISLATION / LAWMAKING / RULE-MAKING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коротков Д. Б.

Согласованное и грамотное использование правовых дефиниций в российском законодательстве является важной задачей юриспруденции. Рассматриваются такие правовые дефиниции, как «представительство» и «доверенность», применительно к порядку их регулирования отраслью гражданского права и последующего использования в иных отраслях права. Задача автора - установление отраслевой принадлежности исследуемых правовых дефиниций, а также уяснение порядка и возможности их совместного правового регулирования различными отраслями российского права. Делается вывод о том, что дефиниции «представительство» и «доверенность» имеют в плане своего установления гражданско-правовую отраслевую принадлежность. Иные отрасли права используют указанные дефиниции в значении, закрепленном за ними в гл. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом возможность конкретизации в нормах отдельных отраслей права объема полномочий представителя и требований, предъявляемых к форме и содержанию доверенности, не изменяют общего смысла дефиниций данных межотраслевых институтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLACE AND ROLE OF DEFINITIONS "REPRESENTATION" AND "POWER OF ATTORNEY" IN THE RUSSIAN LEGISLATION

Development of the domestic legislation demands from modern jurisprudence of active research of problems of interaction of branches of the right in a question of development of unity of terminology. It speaks, in particular, that a number of civil legal definitions, getting to texts of regulations of public law, actually changes the sense, creating a problem of different interpretations and errors of right application. Thus, coordinated and competent use of legal definitions in the Russian legislation is an important problem of law. Statement of the specified task is explained first of all by weak applied development and insignificance of attention paid to the matter from authorities. In the present article it will be a question of such legal definitions as "representation" and "power of attorney" in relation to an order of their regulation by branch of civil law and their subsequent use in other branches of the right. Explanation of a place and role of the specified definitions in the Russian legislation is a significant and actual problem of law. The importance of the matter is explained first of all by intersectoral value of institutes of representation and the power of attorney. The purpose of the present article consists in establishment of branch accessory of studied legal definitions, and also in explanation of an order and possibility of their joint legal regulation by various branches of Russian law. Following the results of the conducted research the author came to a conclusion that definitions "representation" and "power of attorney" have civil branch accessory in respect of the establishment. Other branches of the right use the specified definitions in the value fixed to them in hl. 10 Civil codes of the Russian Federation. Thus possibility of a specification in norms of separate branches of the right of volume of powers of the representative and requirements imposed to form and content of the power of attorney, don''t change the general sense of definitions of data of intersectoral institutes.

Текст научной работы на тему «Место и роль дефиниций «Представительство» и «Доверенность» в российском законодательстве»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2014

УДК 347.462

Юридические науки

Выпуск 1(23)

МЕСТО И РОЛЬ ДЕФИНИЦИЙ «ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО» И «ДОВЕРЕННОСТЬ» В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Д.Б. Коротков

Кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры гражданского права Пермский государственный национальный исследовательский университет 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15 E-mail: [email protected]

Аннотация: Согласованное и грамотное использование правовых дефиниций в российском законодательстве является важной задачей юриспруденции. Рассматриваются такие правовые дефиниции, как «представительство» и «доверенность», применительно к порядку их регулирования отраслью гражданского права и последующего использования в иных отраслях права.

Задача автора - установление отраслевой принадлежности исследуемых правовых дефиниций, а также уяснение порядка и возможности их совместного правового регулирования различными отраслями российского права.

Делается вывод о том, что дефиниции «представительство» и «доверенность» имеют в плане своего установления гражданско-правовую отраслевую принадлежность. Иные отрасли права используют указанные дефиниции в значении, закрепленном за ними в гл. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом возможность конкретизации в нормах отдельных отраслей права объема полномочий представителя и требований, предъявляемых к форме и содержанию доверенности, не изменяют общего смысла дефиниций данных межотраслевых институтов.

Ключевые слова: представительство; доверенность; дефиниция; терминология; законодательство;

законотворчество; нормотворчество

Активное развитие отечественного законодательства, а также постоянное и закономерное усложнение правового регулирования требует от юридической науки активного исследования проблем взаимодействия отраслей права в плане выработки единства терминологии. Это объясняется в том числе и широким использованием различными отраслями права комплекса гражданско-правовых дефиниций, что требует приведения их к общему знаменателю.

Необходимость согласованного и грамотного использования правовых дефиниций в российском законодательстве является важной задачей юриспруденции. Постановка указанной задачи объясняется как слабой теоретико-прикладной разработкой, так и незначительностью оказываемого

© Коротков Д.Б., 2014

данному вопросу внимания со стороны органов власти.

Как верно отмечают в науке, «каждый юридический термин в законодательном тексте выполняет определенную функцию, направленную на наиболее точное выражение соответствующего понятия. Грамотность употребления юридической терминологии в контексте каждого нормативного правового акта является основой высокого качества закона, стабильности его существования. В современном нормотворчестве актуальными остаются такие проблемы, как соответствие термина смыслу, вкладываемого в него понятия, наличие имплицитного в законодательном тексте, употребление оценочных понятий, языковые погрешности в тексте закона. До конца не исследованы особенности использования дефиниций в текстах гражданско-правовых нормативных

актов, недостаточно внимания уделяется анализу их содержания. На стадии начального рассмотрения находятся проблемы, связанные с межотраслевым функционированием гражданско-правовой терминологии» [9].

Необходимо учитывать, что множество цивилистических дефиниций неизбежно попадает в тексты нормативных актов публичного права. При этом смысл данных гражданско-правовых дефиниций зачастую видоизменяется. Указанное неизбежно создает проблему разночтений применительно к одним и тем же дефинициям, используемым отраслями как частного, так и публичного права. По словам председателя Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации С.Е. Нарышкина, «в современном праве, во многом присутствуют следы прежних идеологических доктрин. К тому же в принятых законах нередко присутствуют "многочисленные декларативные и отсылочные нормы". Немало и дублирования, которое, вызвано быстрым и активным законотворчеством. Следствием этого процесса является большой объем и темпы роста законодательного массива, который характерен для российской правовой системы. Гражданам трудно разобраться во всех тонкостях правовых норм, а порой это сложно и людям подготовленным. Проблемным является и язык, которым пишутся законы. Он перегружен тяжелыми формулами, избыточно конкретными, а иногда излишне общими и, наоборот, неконкретными. Российское законодательство и правовая система со всеми ее достоинствами и недостатками находятся в состоянии перехода от одного этапа к другому, и само право нуждается в модернизации» [12].

С учетом обозначенного тезиса о необходимости устранения из законодательства «двойных определений» сложно согласиться с высказываемой в науке точкой зрения о том, что «однозначность термина в тексте закона заключается не в единственном его значении, а в одинаковом восприятии и единообразном толковании данной терминоединицы в пределах конкретной отрасли права» [9, с. 5]. Полагаем, что

однозначность термина должна прослеживаться при его использовании во всех отраслях права.

В то же время заслуживает поддержки точка зрения, согласно которой «одной из основных тенденций развития гражданско-правового терминологического поля является терминологическая преемственность, которая обеспечивает стабильность функционирования юридической терминологии. Сохранение процесса преемственности необходимо сделать главнейшим принципом российского нормотворчества. В разных отраслях права юридический термин может обладать различными нормативными дефинициями, что оправдывается теми задачами, которые ставит перед собой законодатель, формулируя ту или иную отраслевую правовую норму. При межотраслевом функционировании гражданско-правовых терминов в законодательстве РФ идеальной моделью является употребление их в тех значениях, в которых они используются в гражданском праве» [9, с. 20-21].

Таким образом, анализ грамотного и согласованного использования дефиниций, в том числе гражданско-правовых, различными отраслями права выходит на первый план законотворческой работы.

В настоящей статье речь пойдет о таких правовых дефинициях, как «представительство» и «доверенность» применительно к порядку их регулирования отраслью гражданского права и последующего использования в иных отраслях права.

Уяснение места и роли указанных дефиниций в российском законодательстве является актуальной задачей юриспруденции. Значимость данного вопроса объясняется межотраслевым значением институтов представительства и доверенности.

Цель настоящей статьи заключается в установлении отраслевой принадлежности исследуемых правовых дефиниций, а также в уяснении порядка и возможности их совместного правового регулирования различными отраслями российского права.

Представительство как гражданское правоотношение на протяжении длительного времени привлекает исследователей, что

объясняется его повышенной значимостью как одного из гарантов права субъекта на свободное участие в гражданском обороте. Нормы, регулирующие отношение представительства, реализуются как физическими, так и юридическими лицами. Расширяется сфера их включения в гражданский оборот, что способствует поиску оптимальных способов приобретения прав и выполнения обязанностей (за исключением прав и обязанностей, тесно связанных с личностью субъекта). Нормы, регулирующие отношение представительства, должны отвечать реалиям времени, что невозможно без повышенного внимания ученых к проблемам практики их реализации. Имеющиеся в законодательстве пробелы правового регулирования отношения представительства порождают противоречивую судебную практику, что значительно осложняет гражданский оборот и не позволяет субъектам эффективно вступать в правоотношение представительства.

Представительство как институт гражданского права нашло закрепление в отраслевой консолидации действующих в России узаконений в гражданско-правовой сфере - Своде законов гражданских 1832 г., как составной части Свода законов Российской Империи [6]. Составители Свода не внесли в понятие представительства принципиально новых положений, а лишь систематизировали накопившийся с 1649 г. правовой материал. Последующие редакции Свода, имевшие место в 1842 г. и 1857 г., имели те же недостатки, что и Свод в редакции 1832 г. В силу низкого уровня законодательной техники отсутствовало легальное определение представительства, не разграничивались уполномочие как односторонняя сделка представляемого и соглашение сторон, предшествовавшее совершению уполномочия. Позднее под представительством в праве дореволюционной России по общему правилу стало пониматься правоотношение, в силу которого одно лицо (представитель) действует вместо другого лица (представляемого) от его имени и за его счет, последствия же этих действий непосредственно переносятся на представляемо-

го [11]. Советский период в развитии отечественного государства и права, проявившийся во внутренней политике периода с 1917 по 1921 г. охарактеризовался задачей скорейшего вытеснения любых спекулятивных отношений как чуждых советскому строю. Только личный труд мог быть источником приобретения собственности. Социалистические организации не должны были привлекать к своей деятельности представителей, не производящих продукта. Лишь с началом развертывания Новой экономической политики (НЭП) в 1921 г. наметились положительные тенденции в области либерализации гражданского оборота и «оживления» неотъемлемых его атрибутов, в том числе отношения представительства. Потребовалась перестройка гражданского законодательства, как инструмента, гарантирующего реализацию НЭП и обеспечивающего большую защиту и стабильность гражданского правопорядка.

В учебной литературе при классификации представительства традиционно выделяют его виды в зависимости от оснований возникновения [3; 4; 7; 8; 10]. Указывают, что в зависимости от оснований возникновения представительства последнее подразделяется на виды: договорное, законное и основанное на акте уполномоченного органа.

Считаем, что данная классификация не отражает всей сложности правоотношения представительства, классификацию представительства необходимо проводить не только по его видам, но и по формам. При этом виды представительства должны выделяться в зависимости от отраслевой принадлежности правоотношения представительства, а формы - в зависимости от оснований возникновения представительского полномочия. Практическая значимость1 [9] и ценность предложенной классификации

1 Проводя обоснование предложенной классификации мы учитывали, в частности, позицию Е.А. Суханова о том, что любая вновь предлагаемая классификация того или иного правового является должна иметь практическую ценность и значимость, поскольку «цивилистическая наука создана для практики, поэтому сама по себе игра ума бессмысленна».

состоит в том, что она, во-первых, отграничивает материальное и процессуальное представительство от договорного представительства, представительства в силу закона и др., а во-вторых, позволяет вести разработку принципов, единых для каждой формы представительства. В зависимости от отраслевой принадлежности выделяются следующие виды представительства:

- материальное представительство, включающее в себя представительство в гражданском праве, трудовом праве, налоговом праве и др;

- процессуальное представительство, включающее в себя представительство в гражданском процессе, арбитражном процессе, уголовном процессе.

Отождествление материального и процессуального видов представительства недопустимо и основано на ошибочном стремлении урегулировать в рамках одного вида представительства все возможные действия, которые совершаются представителями от имени и за счет представляемых. Доводы сторонников объединения материального и процессуального видов представительства свидетельствуют лишь о том, что функции материального и процессуального представителя зачастую осуществляются одним и тем же лицом, что объясняется большей эффективностью такой деятельности (не секрет, например, что отстоять в суде правомерность совершения того или иного действия при прочих равных условиях значительно проще самому исполнителю данного действия, который лучше остальных осведомлен о всех тонкостях его совершения). Однако это не делает материальный и процессуальный виды представительства тождественными, поскольку объект их правового регулирования различен:

- объектом правоотношения материального представительства будут являться юридические и тесно связанные с ними фактические действия представителя, совершаемые от имени и за счет представляемого и регулируемые материальным правом,

- объектом процессуального представительства будут являться процессуальные

действия, которые совершаются представителем от имени и за счет представляемого в предусмотренном процессуальным законодательством РФ порядке (ст. 54 Гражданского процессуального кодекса РФ [2]).

Что касается правового регулирования доверенности, то, согласно легальному определению, закрепленному в п. 1 ст. 185 Гражданского кодекса РФ [1], доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.

Значение доверенности в современном гражданском обороте велико. Доверенность является, по общему правилу, основным документом, фиксирующим полномочия представителя перед третьим лицом в договорном представительстве. Доверенность опосредует внешнее отношение представительства, без которого теряет смысл все отношение представительства в целом.

Изучение понятий «представительство» и «доверенность» приводит к выводу о гражданско-правовой отраслевой принадлежности данных институтов и определяющих их дефиниций.

В то же время анализ норм иных отраслей права также указывает на факты использования ими данных дефиниций.

Так, согласно п.п. 1, 2 ст. 26 Налогового кодекса РФ [5], налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ. Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях. Согласно п. 3 ст. 26 НК РФ, полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК РФ и иными федеральными законами. Статья 29 НК РФ предусматривает, что уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании дове-

ренности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено НК РФ. Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Лицо, являющееся ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, вправе делегировать предоставленные ему НК РФ полномочия по представлению интересов участников этой группы третьим лицам на основании доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Анализ положений НК РФ о представительстве в налоговых правоотношениях показывает наличие в статьях 26 и 29 НК РФ оговорок о возможности предусмотре-ния в НК РФ иного порядка выдачи доверенности. В настоящее время такой иной порядок в НК РФ не прописан, что представляется обоснованным, поскольку глава 10 ГК РФ содержит достаточное регулирование данного института.

Однако даже при возможности специального правового регулирования института представительства и доверенности в нормах Налогового кодекса РФ отмечаем, что сами дефиниции «представительство» и «доверенность» используются законодателем в том значении и смысле, который придает им ГК РФ.

Аналогичный анализ норм административного, уголовного, гражданского процессуального и арбитражного процессуального законодательства также показывает, что дефиниции «представительство» и «доверенность» используются в том значении и смысле, который придает им ГК РФ.

По итогам проведенного исследования автор пришел к выводу о том, что дефиниции «представительство» и «доверенность» имеют в плане своего установления гражданско-правовую отраслевую принадлежность. Иные отрасли права используют ука-

занные дефиниции в значении, закрепленном за ними в главе 10 ГК РФ. При этом возможность конкретизации в нормах отдельных отраслей права объема полномочий представителя и требований, предъявляемых к форме и содержанию доверенности, не изменяют общего смысла дефиниций данных межотраслевых институтов.

Библиографический список

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 нояб. 1994 г. №51-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. №32, ст. 3301.

2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 нояб. 2002 №138-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. №46, ст.4532.

3. Гутников О.В. Гражданское право: учебник / под ред. О.Н. Садикова. М.: Юрид. фирма «КОНТРАКТ»; «ИНФРА-М», 2006. Т. I. 493 с.

4. Ем В.С., Козлова Н.В., Корнеев С.М. Гражданское право. Общая часть: учебник; в 4 т. / под ред. Е.А. Суханова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2008. Т. 1. 736 с.

5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 г. №146-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Рос. газета. 1998. 6 авг.

6. Свод законов Российской империи: в 16 т. СПб.: Тип. второго отд-ния собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1887. Т. 10. 403 с.

7. Советское гражданское право: в 2 т. / под ред. В.А. Рясенцева. М.: Юрид. лит., 1986. Т. 1. 560 с.

8. Советское гражданское право: учебник для высш. учеб. заведений / под ред. Ю.Х. Калмыкова, В.А. Тархова. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1991. Т. 1. 452 с.

9. Суханов Е.А. Стенограмма вводной лекции для слушателей Российской школы частного права. URL: www.privlaw.ru (дата обращения: 04.10.2010).

10. Туранин В.Ю. Проблемы формирования и функционирования юридической терминологии в гражданском законодательстве РФ: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Белгород, 2002. 22 с.

11. Чернега О.А. Агафонова Н.Н., Артемен-ков С.В., Безбах В.В. Гражданское право: учебник / отв. ред. В.П. Мозолин, А.И. Масляев. М.: Юристъ, 2005. Ч. 1. 719 с.

12. Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. М.: Статут, 2003. Т. 1. 478 с.

13. Шкель Т. Точка опоры. Как сделать законы понятнее и лучше // Рос. газета. 2013. 5 сент.

References

1. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii. Chast' pervaja ot 30 nojab. 1994 g. №51-FZ (red. ot 02.11.2013) // Sobr. zakonodatel'st-va Ros. Federacii. 1994. №32, st. 3301.

2. Grazhdanskij processual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 14 nojab. 2002 №138-FZ (red. ot 28.12.2013) // Sobr. za-konodatel'stva Ros. Federacii. 2002. №46, st.4532.

3. Gutnikov O.V. Grazhdanskoe pravo: uchebnik / pod red. O.N. Sadikova. M.: Ju-rid. firma «KONTRAKT»; «INFRA-M», 2006. T. I. 493 s.

4. Em V.S., Kozlova N.V., Korneev S.M. Grazhdanskoe pravo. Obshhaja chast': uchebnik; v 4 t. / pod red. E.A. Suhanova. 3-e izd., pererab. i dop. M.: Volters Kluver, 2008. T. 1. 736 s.

5. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii (chast' pervaja) ot 31.07.1998 g. №146-FZ (red. ot 28.12.2013) // Ros. gazeta. 1998. 6 avg.

6. Svod zakonov Rossijskoj imperii: v 16 t. SPb.: Tip. vtorogo otd-nija sobstvennoj Ego Imperatorskogo Velichestva Kanceljarii, 1887. T. 10. 403 s.

7. Sovetskoe grazhdanskoe pravo: v 2 t. / pod red. V.A. Rjasenceva. M.: Jurid. lit., 1986. T. 1. 560 s.

8. Sovetskoe grazhdanskoe pravo: uchebnik dlja vyssh. ucheb. zavedenij / pod red. Ju.H. Kalmykova, V.A. Tarhova. Saratov: Izd-vo Sarat. un-ta, 1991. T. 1. 452 s.

9. Suhanov E.A. Stenogramma vvodnoj lekcii dlja slushatelej Rossijskoj shkoly chastnogo prava. URL: www.privlaw.ru (data obrash-henija: 04.10.2010).

10. Turanin V.Ju. Problemy formirovanija i funkcionirovanija juridicheskoj termi-nologii v grazhdanskom zakonodatel'stve RF: avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. Belgorod, 2002. 22 s.

11. Chernega O.A. Agafonova N.N., Arte-menkov S.V., Bezbah V.V. Grazhdanskoe pravo: uchebnik / otv. red. V.P. Mozolin, A.I. Masljaev. M.: Jurist#, 2005. Ch. 1. 719 s.

12. Shershenevich G.F. Kurs torgovogo prava. M.: Statut, 2003. T. 1. 478 s.

13. Shkel' T. Tochka opory. Kak sdelat' zakony ponjatnee i luchshe // Ros. gazeta. 2013. 5 sent.

PLACE AND ROLE OF DEFINITIONS "REPRESENTATION" AND "POWER OF ATTORNEY" IN THE RUSSIAN LEGISLATION

D.B. Korotkov

Perm State National Research University 15, Bukirev st., Perm, 614990 E-mail: [email protected]

Abstract: Development of the domestic legislation demands from modern jurisprudence of active research of problems of interaction of branches of the right in a question of development of unity of terminology. It speaks, in particular, that a number of civil legal definitions, getting to texts of regulations of public law, actually changes the sense, creating a problem of different interpretations and errors of right application.

Thus, coordinated and competent use of legal definitions in the Russian legislation is an important problem of law.

Statement of the specified task is explained first of all by weak applied development and insignificance of attention paid to the matter from authorities.

In the present article it will be a question of such legal definitions as "representation" and "power of attorney" in relation to an order of their regulation by branch of civil law and their subsequent use in other branches of the right.

Explanation of a place and role of the specified definitions in the Russian legislation is a significant and actual problem of law. The importance of the matter is explained first of all by intersectoral value of institutes of representation and the power of attorney. The purpose of the present article consists in establishment of branch accessory of studied legal definitions, and also in explanation of an order and possibility of their joint legal regulation by various branches of Russian law.

Following the results of the conducted research the author came to a conclusion that definitions "representation" and "power of attorney" have civil branch accessory in respect of the establishment. Other branches of the right use the specified definitions in the value fixed to them in hl. 10 Civil codes of the Russian Federation. Thus possibility of a specification in norms of separate branches of the right of volume of powers of the representative and requirements imposed to form and content of the power of attorney, don't change the general sense of definitions of data of intersectoral institutes.

Keywords: representation; power of attorney; definition; terminology; legislation; lawmaking; rule-making

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.