Научная статья на тему 'Место и роль человеческого и социально-политического капитала в процессах модернизации Российкой Федерации'

Место и роль человеческого и социально-политического капитала в процессах модернизации Российкой Федерации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
101
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА / МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ / SCIENCE ABOUT SOCIETY / MODERNIZATION / INSTITUTIONAL ECONOMY / SOCIAL CAPITAL / POLITICAL STRUCTURE / MASS CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бабаян Вилен Гургенович, Гладышева Алла Викторовна

Каждая страна, рассчитывающая провести модернизацию, должна отыскать наиболее подходящий для своей страны «оператор» преобразования. Математические модели таких транзитов подобраны в основном для малых стран, не перегруженных ОПК. В этих условиях преимущество получают идеи институциональной экономики и политической модернизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLACE AND ROLE OF THE HUMAN AND SOCIO-POLITICAL CAPITAL IN PROCESSES OF MODERNIZATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

Each country, expecting to carry out modernization, has to find «operator» of transformation most suitable for the country. Mathematical models of such transits are picked up generally for the small countries which haven't been overloaded with military-industrial complex. In these conditions advantage is got by ideas of institutional economy and political modernization.

Текст научной работы на тему «Место и роль человеческого и социально-политического капитала в процессах модернизации Российкой Федерации»

МЕСТО И РОЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ПРОЦЕССАХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В. Г. БАБАЯН, А. В. ГЛАДЫШЕВА

Каждая страна, рассчитывающая провести модернизацию, должна отыскать наиболее подходящий для своей страны «оператор» преобразования. Математические модели таких транзитов подобраны в основном для малых стран, не перегруженных ОПК. В этих условиях преимущество получают идеи институциональной экономики и политической модернизации.

Ключевые слова: наука об обществе, модернизация, институциональная экономика, социальный капитал, политическая структура, массовое сознание.

1. Политическое наследство

Российский политический ландшафт после октябрьской революции 1917 г., приведший к власти сторонников РСДРП, очень быстро был опустошен. Если в выборах в состав Учредительного собрания (У С) участвовал весь спектр партий того времени -от монархистов до анархистов - КД, СР, РСДРП, Бунд и т. д., то вскоре после объявления большевиками о прекращении деятельности УС почти все партии, не поддержавшие большевистский переворот, были вынуждены перейти на нелегальное положение, а со временем совсем прекратили существование.

В России (затем в СССР) фактически все дебаты по путям развития страны строились исключительно на основе признания марксистских взглядов на процессы построения социальноэкономических систем (СЭС), суженных учениями В. И. Ленина о государстве и революции. Диктатура пролетариата, подарившая со временем огромные льготы правящей номенклатуре, стала непреодолимым препятствием для деятельности инакомыслящих личностей не только за пределами РСДРП, но и внутри самой партии. Внутриполитические дискуссии, которые шли в 1920-х гг. по самым разным направлениям внутри РСДРП, заканчивались почти всегда репрессиями против оппортунистов - то троцкистов, то зиновьевцев и далее по списку. РСДРП становилась сама жертвой рутинизации личности Сталина. Осознание этого факта пришло уже после его смерти И. Сталина, но не превратило политическую сферу в источник действительно новых творческих решений. Информационный интерьер становился все более скудным, и борьба с противниками дейст-

вующей власти часто выходила далеко за рамки общепринятого понимания о научной дискуссии.

В связи с этим удивительным кажутся ностальгические заявления продвинутых эрудированных политиков, которые говорят о распаде СССР как о «шекспировской трагедии общемирового значения» (А. Пионтковский), призывы практически отказаться от обвинений политического руководства СССР в грубом нарушении прав человека не только в «братских странах», но и в пределах своей страны (С. Кургинян). Российская политическая общественность к моменту распада СССР была в глубоком «нокдауне», а государственная власть оказалась в руках бывших крупных хозяйственных чиновников, директоров крупных предприятий, причем безо всякого конституционного оформления. Вакуум политической власти с трудом заполняли сторонники КПРФ и новые эрзац-партии, создававшиеся под харизматические личности - В. В. Жириновского, Г. А. Явлинского, В. С. Черномырдина и др. Большие политические дебаты уходили на второй план ввиду сложности внешнеполитической обстановки, экономических и военных условий жизни страны. Этот этап жизни страны был, посуществу, этапом борьбы страны за выживание при абсолютной неподготовленности всей системы управления к транзиту от общегосударственной собственности к какому-то подобию государственно-частного партнерства.

Математические модели таких транзитивных систем разработаны крайне скудно, обычно в очень упрощенном виде, для таких стран, как Польша, Венгрия, не слишком перегруженных обороннопромышленными комплексами. Историки, социологи и экономисты до сих пор дискутируют, пытаясь

найти пути преодоления элементов нелегитимно-сти, которыми полны все истории приватизации. И все-таки политическая обстановка в стране после принятия Конституции РФ 1993 г. стала принимать все более нормальные формы, особенно после 2000 г., прихода к власти нового президента В. В. Путина и партии ЕР. Эта партия заняла позицию правого центра и смогла, успешно консолидировав многонациональные регионы, противостоять и КПРФ, и ЛДПР, и СР, которые по принятым в политологии принципам можно охарактеризовать как левые партии. В результате, по общему мнению, которое разделяют и сторонники ЕР, политическая карта страны оказалась несбалансированной. Отсутствовала по-настоящему правая консервативная партия, что заставляло ЕР маневрировать от центра вправо и обратно, и это наносило ей определенный урон. К тому же партия ЕР, сделав упор на лояльности региональных лидеров, не смогла обеспечить нужных площадок для дискуссии молодым креативным политикам внутри самой партии.

Надо отметить, что в последнее 20-летие в мировой политике и других стран (например, Франции, Германии) также не происходило таких открытых политических дискуссий мирового значения, как это было в период усиления в мире коммунистических партий. Партийная жизнь оживлялась главным образом в период подготовки парламентских или президентских выборов, а затем снова уходила в тень закулисных и даже секретных дискуссий. При этом вектор мировой политики строился, исходя из интересов стран «золотого миллиарда», формируемой экономическими лидерами, опирающимися на ТНК и глобальную банковскую систему. В последние годы повестку дня глобальной политики определяют, в основном, члены так называемой Тройственной комиссии, которые собираются регулярно перед тем, как организуются официальные встречи в верхах государственных лидеров - G8. Современная политэкономическая наука еще не выработала общепринятых языковых средств описания этой новой реальности. Активно действующий в последние годы русский историк А. И. Фурсов справедливо замечает, что невозможно идти в будущее, пользуясь чужой «сеткой» наук об обществе. Нейтральных знаний не бывает». Реальная власть, считают многие политологи, уходит из поля зрения демократической общественности в закрытые наднациональные структуры. Обычная, видимая политика, сохраняя внешние необходимые формы, на самом деле, превращается в коктейль из шоу-бизнеса и административного ресурса. Нет сомнений, что такая реальность вызывает протесты во многих странах. Журнал «Time» назвал человеком

2011 г. «абстрактного протестующего». Люди по всему миру заявляют себя активными творцами истории, требуют пересмотра общественных контрактов с властными институтами, бросают вызов самой системе представительства, обвиняя ее в коррупции и неспособности отвечать на современные проблемы и события. Молодежь составляет ядро протестного электората и электората, поддерживающего правые идеи. Они же свой протест часто выражают планами отъезда за рубеж. А если человек в 30-40 лет говорит об отъезде за рубеж, то это уже «хлопанье дверью». Но время цинизма прошло. И те, кто не хочет уезжать, считают, что можно что-то сделать, что это наша страна, и мы можем за нее отвечать.

Древний китайский философ Сунь Цзы в книге «Искусство войны» делает мудрый вывод о том, что одержать победу в сражении - это не предел искусства. Покорить противника без сражения - вот венец искусства. По существу ,речь идет о многомерном понятии, которое принято называть не очень точным выражением - «информационная война». Смысл этого выражения, по-видимому, шире, чем простая засылка ложной информации: побеждает та страна, чья модель управления и развития популярна в своей стране и более привлекательна для соседей. Вся духовная история человечества есть единый ветвящийся процесс, в котором исторические эпохи отличаются формой воплощения высшего начала. Россияне часто считают неудобным похвалить свою страну, и за помощью в этом немаловажном деле не грех обратиться к иностранным исследователям русской культуры: «Нация проявляет себя во всем, даже в позах, жестах. Посмотрите на немецкого орла на гербе - символ Германии: у него крылья расправлены прямо от головы под прямым углом - в этом проглядывается нечто зловещее. Русский же орел удивляет: две головы, на каждой из которых по короне, а между ними еще одна корона. И получается, что он гораздо умнее и образованнее всех остальных. У него отличный обзор, он хорошо все видит с высоты, но может подолгу парить, не зная как спуститься на землю, чтобы что-то изменить быстро и радикально. Взгляд вашего орла интернационален и идеалистичен» [1].

Между тем в отечественной литературе можно часто встретить высказывания такого рода, как: «Россия больна, нужно вкладывать деньги в науку, оздоровиться», «Россия испытывает драматический период своего развития, горизонт планирования резко сузился» (Р. Ф. Полищук, ФИАН), «в России есть только одна сила - бюрократия», «системный кризис в стране назрел» (М. Делягин, политолог), «будет все большее и большее ощущение исчер-

панности от этого 20-летия» (С. Кургинян, политолог). В упомянутом выше Физическом институте РАН под руководством проф. Д. С. Чернавского проводятся серьезные исследования, которые не могут не заинтересовать специалистов по информационному менеджменту: математическое моделирование развивающихся систем. Один из выводов, который был получен разработчиками темы, звучит так, что социальная динамика определяется не телевидением, а борьбой на совсем другом уровне: в гонке нановооружений, космических технологий, в совершенствовании методов информационной войны для сборки и разборки социальных субъектов, в борьбе за правопорядок, социальное благополучие народа, за высокий статус науки и образования в обществе. Существует согласие в том, что современное информационное общество представляет собой особый тип и социального структурирования, и власти. После индустриального капитализма, базирующегося на владении средствами производства, после финансового капитализма, опирающегося на власть денег, наступает этап некоего символического информационного капитализма, в котором власть основана и осуществляется через средства коммуникации путем управления информационными потоками. Политологи соглашаются, что наступает пора, когда без учета закрытых и открытых свойств социальных капиталов всякое прогнозирование будет слишком коротким. К тому же сегодня «происходит большое переформатирование политической карты», «человек, который утолил свои первые потребности и задумался о свободе, не связывает себя с ЕР» (А. Ильницкий, член ЦИК ЕР). Но и патерналистская политика не способна далее обеспечивать стабильные результаты на выборах, для участников которых частью принимаемого морального кодекса становятся понятия справедливости и порядочности.

2. Социальный капитал и новая институциональная экономика В последнее время в российской экономической науке все более уверенно заявляет свои права на мейнстрим новая институциональная экономика, которая опирается на фундаментальные работы нобелевских лауреатов по экономике - Д. Норта, Р. Коуза, Э. Остром и многих других авторов. С российской стороны эти работы возглавляют профессор МГУ А. Аузан и профессор Л. И. Полищук из ВШЭ-ГУ. Основной посыл исследований заключается в том, что экономическая наука пока плохо представляет, какова роль многих формальных и неформальных институтов. Сами способы исследования авторы называют методом рассеянного света, когда рассматриваются не узкий кусочек

СЭС, а ее широкие слои, включая человеческий, социальный и партийный капитал, хотя и не вполне четко. В недавней работе «Проблемы асоциального капитала» нами также затрагивались подобные вопросы, но с упором на учете роли деструктивных процессов в обществе [3]. Принималось во внимание, что влияние профессионально несформиро-вавшихся сограждан не способно вносить в социальный капитал СЭС положительных вкладов. Следует также пояснить, что в новой институциональной экономике закрытым социальным капиталом принято считать совокупность всевозможных умений и связей некоторых замкнутых групп, например, чиновников одного министерства, сослуживцев на одном предприятии или просто членов большой семьи. Однако использование такого ресурса обычно приносит положительные эффекты прежде всего самой группе, но не обязательно всему обществу. Правда, за пределами опубликованных исследований остались важные вопросы о границах существования и генезисе подобных общественных эффектов свободного доступа [2]. Авторы утверждают к тому же, что представления о том, что надо понимать под государством, народом и т. п., нуждаются в постоянном пересмотре. Надо отметить, что один из активных сторонников новой институциональной экономики А. А. Аузан является руководителем комиссии экспертов при Президенте РФ, а взгляды и предложения такой комиссии ложатся на стол Президента как альтернативные предложениям официальных представителей министерств.

В настоящее время общепризнанным является утверждение, что мерой открытого социального капитала является участие граждан в самых разных ассоциациях, НКО, иных объединениях и партиях. Попытаемся рассмотреть подробнее, в чем, в сущности, заключаются представительские функции партий, кого они представляют, чьи интересы защищают. В условиях классовых обществ проблем различения партий по принадлежности к тому или иному классу почти не возникает. Несложно определиться с характером партий при нормальном устойчивом развитии традиционных СЭС: они различаются как консервативные или либеральные (демократические). В чистом виде подобным образом составить характеристики партий развивающихся СЭС практически невозможно. Современные национальные лидеры не являются изолированной от международных лидеров группой харизматических личностей. Немало геополитиков склоняются к мнению, что в мировом масштабе все значимые решения формируются в рамках Трехсторонней комиссии, называемой иногда Бильдербергским клубом. Принципиальная позиция этой организации

заключается в том, что «слишком много демократии в политике может быть опасным» (Д. Рокфеллер). При этом большая часть деятельности комиссии засекречена, ни о какой прозрачности речи не идет, а подлинной целью клуба провозглашается создание глобальной империи и мирового правительства. В 1991 г. было заявлено, что наднациональная верховная власть предпочтительнее, чем национальное самоопределение. Исследователи деятельности этого всемирного центра, контролирующего более 80 % мирового финансового капитала, заявляют, что миром правит тот, кто контролирует энергию, пути ее доставки и распределения. А это в данное время в основном электроэнергия и различные формы ее получения. Как известно, более 80 % всей электроэнергии человечество получает из углеводородного сырья - нефти, газа, угля. В связи с этим можно утверждать, что всякие рассуждения о важности демократических преобразований, честных выборах, которыми сопровождаются почти все «оранжевые» революции, - это просто фиговые листочки, обычная дымовая завеса, прикрытие для вполне ясных целей - расширение зоной НАТО владения или распоряжения ключевыми запасами этого сырья. Такова реальность, на фоне которой разыгрываются политические игры во многих постсоветских государствах, и они не миновали Россию. Неявно выраженное скрытое знание - это тоже знание, поскольку оно работает. Как выражаются представители компаний, специализирующихся в области политического консалтинга, в большинстве стран партии превращаются в корпорации, реализующие в качестве «товара» на рынке политики имиджи своих лидеров. При обсуждении подобных вопросов во время предвыборных дебатов 2011-2012 гг. можно было услышать от весьма эрудированных участников вопрос: «А как теперь голосовать?». Ответ часто был не менее расплывчат и выглядел в форме - «Да как хотите!».

Такое положение как в геополитике, так и в национальной политике не может устраивать большое число тех, кто пытается понять, как формируются тенденции в политической жизни, каковы вообще перспективы развития мирового сообщества и России. Часто последнее рассматривается с точки зрения перспектив модернизации. И тут надо согласиться с А. А. Аузаном, что модернизация - это не задача, а проблема.

3. Проблемы модернизации

Много стран предпринимали в последнее время попытки произвести модернизации, но из 70 стран эти попытки удались только нескольким странам. Многие социологи и экологи подчеркивают важность отказа от общества чрезмерного потребления

и перехода к обществу разумного потребления, к равновесию и гармонии. Нужно переделать СЭС, сделать их более разумными, более экономичными и если использовать язык институциональной экономики, сделать трансакционные издержки более приемлемыми. Один из предлагаемых нами подходов предполагает, что если принять за основу представление СЭС в виде блоков - рынок, государство, религия, массовое сознание, то становится понятными причины нынешних партийных неопределенностей в России. Блок «рынок» не имеет своего партийного представительства. Партия ЕР должна признать, что она, главным образом, является выразителем интересов блока «государство» и, следовательно, сограждан, финансово зависящих от бюджетных поступлений. В России не образовалось активно действующих на федеральном уровне партий, способствующих объединению людей, мыслящих на языке традиционных религиозных сообществ (например, как ХДС-ХСС в Германии). Не видно продолжения того ранее могучего духовного движения, которое принято называть «русской религиозной философией». И, наконец, блок «массовое сознание» также не может признать ни одну из партий, даже КПРФ, полностью отвечающей интересам этого блока. На наш взгляд, полезно пересмотреть политическую структуру многих стран, только России, под новым углом зрения. Известно, что без новых идей о политической структуре модернизируемого общества произвести политическую модернизацию, а для начала просто пробудить интерес в обществе к политической деятельности, невозможно. Упор при этом только на традиционные воззвания об объединении демократических сил, скорее результат стереотипов мышления, чем продуманное умозаключение.

Проведенный недавно (февраль 2012 г.) опрос студентов 2-4-го курсов АЭиУ ТГУ имени Г. Р. Державина ставил целью выявить, какие тенденции преобладают в массовом сознании молодых людей в отношении внутренней политики. В опросах приняло участи около 80 студентов. Одновременно ставился вопрос об общеполитических интересах, и делалась попытка связать все это с проводимой в стране молодежной политикой - перспективами профессионального роста, получения хорошего образования. Выясняется, что в массовом сознании преобладающими тенденциями являются нигилизм, равнодушие с элементами идеализма и эгоизма. При этом внешнеполитические события явно вызывают активный интерес, хотя в молодежных организациях принимает участие только 10 % студентов.

Интернет-журнал «Россия в глобальной политике», независимый клуб политических дебатов

«Рентген», анализируя происходившие при проведении выборов в ГД и Президента РФ политические дебаты, отмечали, прежде всего, что оппозиционные партии придерживаются сходных программ. Отличия этих партий - в политической культуре, культуре конфронтации, а также в харизматичности самих лидеров. Эксперты разбирались, появились ли новые формы и приемы воздействия на избирателя, как понимать телевизионные политические ролики - как источник информации или саморекламу. Психологи отмечают театрализованность, присущую всем кандидатам, агрессивность, неумение с достоинством признавать свой проигрыш, при откровенном факте такого события (Г. Зюганов). Было замечено, как выигрышно для В. В. Путина участие в благотворительном вечере, где присутствовали многие иностранные кинематографические звезды, а Путин исполнил популярную песню на английском языке (около 2 млн просмотров в Интернете), но при этом замечают его статичность. Специалисты по рекламе отмечали ошибки кандидатов (например, фразу «человеческий материал» А. Прохоров). Телевизионная реклама традиционно играет главную роль в политической рекламе, но на партию «телевизора» все больше наступает партия «Интернета». Одновременно выявляется откровенное вмешательство зарубежных фондов в формировании политических образов россиян (по некоторым данным на это только 5млрд руб. с 2009 г. выделено США). Все свидетельствует о присутствии типичной «оранжевой» технологии, но и в собственных партийных приемах было немало промахов. Ошибки такого рода можно признать как результат недостатка собственного внутреннего партийного капитала, прежде всего кадрового состава, и неточности в определении самого электората. Неформальные институты, считают институционалисты, могут играть большую роль, чем государственные институты (А. Аузан). Поэтому возможность существования национальных форм модернизации уже признается экспертами. Так, например, Китай не считает необходимым интересоваться глобальными проблемами модернизации, для них превыше всего интересы китайской империи, как бы она не называлась на самом деле. Примерно то же происходит в другой гигантской стране - Индии, которая воспринимает мир совсем не так, как многие страны Запада. Возникает уверенность, что все успешные в этом отношении страны находят особый «оператор», пригодный для своей страны, позволяющий почти безошибочно пройти сложнейшие трансформации без внутренних потерь на «трение».

В различных политических диспутах, которыми так щедра наша жизнь в последнее время, можно

обнаружить множество самых радикальных заявлений, например таких: «Россия не переживет

XXI век, если она не вернется в Европу» (И. Яковенко, профессор РГГУ). Россия стоит перед историческим выбором, похоже, не в первый раз в своей истории. Но только самые большие оптимисты считают, что Европе действительно нужна интеллектуальная Россия в том виде, как она сформирована сейчас. Несмотря на радикальность высказываний А. А. Проханова, можно согласиться с его размышлениями о судьбах России как духовного конкурента либерально-материалистическим моделям. И если России удастся достичь успехов на уровне новых социально-экономических проектов и политической модернизации, создав условия для динамичного развития, то тогда, возможно, Европе будет интересна Россия, так как она была интересна Франции в начале ХХ в. после знакомства с русским балетом. Желающих получать помощь у Европы множество, и хотя у России есть конкурентное преимущество -бездефицитный бюджет, но этого явно мало. В социальном проектировании у России сейчас не меньше возможностей и перспектив при наличии новых информационных технологий, чем у нефтегазовой отрасли, если не пугаться революционных преобразований в этой части СЭС.

Литература

1. Вонсборо Д. Люди - это и есть достояние России // Культура. 2011. № 39.

2. Полищук Л., Меняшев Р. Экономическое значение социального капитала // Вопросы экономики. 2011. № 12.

3. Юрьев В. М. Бабаян В. Г. Проблемы асоциального капитала // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2010. № 2 (018).

* * *

PLACE AND ROLE OF THE HUMAN AND SOCIO-POLITICAL CAPITAL IN PROCESSES OF MODERNIZATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

V. G. Babayan, A.V. Gladysheva

Each country, expecting to carry out modernization, has to find «operator» of transformation most suitable for the country. Mathematical models of such transits are picked up generally for the small countries which haven't been overloaded with military-industrial complex. In these conditions advantage is got by ideas of institutional economy and political modernization.

Key words: science about society, modernization, institutional economy, social capital, political structure, mass consciousness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.