Научная статья на тему 'Место и роль бюджетирования в системе управления предприятием'

Место и роль бюджетирования в системе управления предприятием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
133
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / АГРЕГИРОВАННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ / СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ / КЛЮЧЕВОЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Несвоев В.А., Тищенко У.В.

Данная статья посвящена исследованию бюджетного управления предприятием. Приведена структурная схема системы бюджетного управления организацией и дано её обоснование. Введено понятие агрегированного показателя эффективности и описана методика его расчета. В заключении автор приводит одно из возможных направлений дальнейшего развития бюджетного управления сбалансированная система показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место и роль бюджетирования в системе управления предприятием»

240 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

зического объема ОФ. Это может указывать на экстенсивный характер процессов воспроизводства.

На рисунке 1 представлены графики, позволяющие сопоставить динамику индексов производства по обрабатывающим видам экономической деятельности в целом, и в частности по высокотехнологичным видам деятельности в обрабатывающей промышленности. Исходно на графиках представлены значения базисных индексов в % к январю 2012 года.

Таким образом, анализируя графики, представленные на рисунке 1, можно отметить, что темпы роста производства по высокотехнологичным видам деятельности обрабатывающей промышленности определенно выше темпов роста производства по обрабатывающей промышленности в целом.

Данный факт выступает в пользу принятого решения о развитии инновационных производств, в рамках национальной инновационной системы [1], для придания промышленности характера драйвера, обеспечивающего рост всей национальной экономики. По сути дела, необходимо обеспечить переход к качественно новому этапу промышленного развития [3]. Между тем, дальнейшая успешная реализация данного направления требует сосредоточения серьезных ресурсов, так как сам по себе масштаб современных инновационных производств остается незначительным.

Список литературы:

1. Голиченко О. Национальная инновационная система: от концепции к методологии исследования // Вопросы экономики. - 2014. - № 3.

2. Капелюшников Р. Производительность и оплата труда: немного простой арифметики // Вопросы экономики. - 2014. - № 7.

3. Татуев А.А., Стефанчук Е.Н., Хоконов М.М. Новый этап промышленного развития // Экономика промышленности. - 2014. - № 1.

4. Эффективность экономики России [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru/ free_doc/new_site/effect/macr1.xlsx.

МЕСТО И РОЛЬ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

© Несвоев В.А.*, Тищенко У.В.*

ОАО «Газпром газораспределение Белгород», г. Белгород

Данная статья посвящена исследованию бюджетного управления предприятием. Приведена структурная схема системы бюджетного

* Начальник группы методологии, внедрения и учета отдела информационных технологий и связи.

* Инженер-программист.

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами

241

управления организацией и дано её обоснование. Введено понятие агрегированного показателя эффективности и описана методика его расчета. В заключении автор приводит одно из возможных направлений дальнейшего развития бюджетного управления - сбалансированная система показателей.

Ключевые слова: бюджетное управление, агрегированный показатель эффективности, сбалансированная система показателей, ключевой показатель эффективности.

Современное предприятие представляет собой сложную систему, состоящую из множества элементов, находящихся в тесном взаимодействии как внутри компании, так и за её пределами. Несмотря на множество работ по управлению предприятием в общем, и бюджетному управлению в частности, данный вопрос остаётся открытым. Каждая из теорий посвящена отдельному направлению управления: качество, финансы, время, взаимоотношение с клиентами, внутреннее устройство предприятия. Таким образом, задача синтеза универсальной системы управления остаётся актуальной. Данная статья направлена на исследование бюджетного управления предприятием, претендующего на главную роль в системе управления предприятием [5, с. 25].

Для постоянного совершенствования деятельности предприятия с учетом изменяющихся условий и выявляемых возможностей, измерения влияния факторов внутренней и внешней среды необходим бюджет [3, с. 4].

Бюджет - это количественное выражение положений финансового плана. В свою очередь бюджетирование - это процесс составления и реализации бюджета в практической деятельности компании. Экономическая сущность бюджетирования состоит в разработке взаимосвязанных бюджетов производственно-финансовой деятельности организации, ее подразделений, исходя из текущих и стратегических целей функционирования, контроля за выполнением этих бюджетов, в корректирующем воздействии на отклонения от параметров их исполнения. В информационном отношении это система, интегрирующая результаты процессов планирования, учета, контроля и анализа стоимостных показателей деятельности организации.

Итак, как было отмечено ранее, предприятие представляет собой сложную систему с элементами обратной связи, позволяющими оценить результат управления. В свою очередь бюджет - это инструмент управления [1, с. 78].

Деятельность организации, прежде всего, должна быть направлена на реализацию миссии компании, которая подвержена незначительному изменению во времени. Затем проводят анализ слабых и сильных сторон (SWOT-анализ). Результатом анализа является разработка финансовой цели компании, стратегии развития. На этом рубеже заканчивается стратегическое планирование и начинается бюджетное управление, так как стратегический план превращается в текущий бюджет, нацеленный на короткий промежу-

242 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

ток времени (обычно год). Другими словами, бюджет начинает реализовываться [4, с. 103]. На рис. 1 приведена схема бюджетного управления.

Рис. 1. Схема бюджетного управления

Из приведенной схемы следует, что исполнение текущего бюджета начинается с постановки текущей цели (/тц), которая сравнивается с состоянием компании в каждый момент времени (/тек) при помощи петли отрицательной обратной связи. В случае наличия рассогласования (А /тц = /тц - /тек) управляющее устройство (финансовая служба) вносит корректировку в бюджет до тех пор, пока не будет затронут следующий уровень бюджетного управления - стратегический бюджет (/сц). Схема работы та же, система отслеживает ведение операционной деятельности предприятия и в случае наличия отклонения (А/сц = /сц - /тек) вырабатывает управляющее воздейст-

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами

243

вие. Эталоном деятельности предприятия является его миссия. В случае отклонения от миссии (А/м = /м - /тек), по сути, предприятие прекращает свою деятельность в первозданном виде, то есть превращается в другой вид бизнеса со своей миссией.

Введём понятие агрегированного показателя эффективности деятельности предприятия А = /(a1... an), где al... an - контролируемые показатели, в качестве которых могут выступать ключевые характеристики процесса работы организации. В качестве примера выберем три параметра: чистая прибыль, рентабельность, а также ключевой показатель эффективности деятельности предприятия (Key Performance Indicator, KPI). Последний заключается в построении системы оценки, которая помогает организации определить достижение стратегических и тактических (операционных) целей. Использование ключевых показателей эффективности даёт возможность организации оценить своё состояние и помочь в оценке реализации стратегии. Набор параметров является произвольным и зависит от сферы деятельности предприятия и его целей. Функциональная связь определяется результатом математического моделирования. Рассмотрим связь параметров, основанную на весе параметров в общем результате:

3

A PiAi, (1)

i

где Pi - «вес» параметра (P1 - вес чистой прибыли, P2 - вес рентабельности, P3 - вес KPI), Ai - показатель (A1 - показатель чистой прибыли, А2 -показатель рентабельности, А3 - показатель KPI).

Итак, после того как были определены ключевые показатели необходимо провести их ранжирование. Пусть P1 = 0,5; P2 = 0,25 и P3= 0,25 (сумма весов должна ровняться единице). Затем следует обозначить максимальные значения показателей, соответствующих достижению миссии: Almax = 100 млн.руб., A2max = 1 и A3max = 1.

Положим, что текущие значения параметров в произвольный момент времени следующие: A1 = 10 млн. руб., A2 = 0,8, A3 = 0,6 в абсолютных величинах и в относительных согласно максимальных значений:

A1

Almax 100

10 = 0,1; A2

A2max

08 = 0,8; = 06

1 A3max 1

= 0,6.

(2)

Зная вес показателей и их значение определим агрегированный показатель эффективности деятельности предприятия:

A = £ PiAi = 0,5 • 0,1 + 0,25 • 0,8 + 0,25 • 0,6 = 0,05 + 0,2 + 0,15 = 0,4. (3)

3

244 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

Очевидно, что максимальное значение А = 1 и соответствует достижению миссии предприятия.

Таким образом, бюджетное управление в системе управления предприятием занимает ключевое место - именно бюджетное управление отвечает за реализацию стратегии, эффективность текущей производственно-финансовой деятельности и за обратную связь в системе управления.

Говоря о современных технологиях бюджетного управления, нельзя не упомянуть о сбалансированной системе показателей. Сбалансированная система показателей (от англ. Balanced Scorecard (BSC)) была разработана на основе выводов исследования, проведенного в начале 1990-х годов профессором Harvard Business School Робертом Капланом (Dr. Robert S. Kaplan) и президентом консалтинговой фирмы Renaissance Solutions Дэвидом Нортоном (David P. Norton). Исследование проводилось с единственной целью: выявить новые способы повышения эффективности деятельности и достижения целей бизнеса [2, с. 29].

Суть данного подхода к управлению заключается во взаимосвязи стратегических замыслов и решений с ежедневными задачами, способ направить деятельность всей компании (или группы) на их достижение. Организация, внедрившая эту систему, получает в результате «систему координат» действий в соответствии со стратегией на любых уровнях управления и связывает различные функциональные области, как, например, управление персоналом, финансы, информационные технологии.

Проведенный критический анализ позволяет констатировать тот факт, что данный подход обладает рядом ограничений, препятствующих его повсеместному внедрению, а именно:

1. не рассматривает информацию о развитии конкурентов;

2. недостаточная изученность методики применения;

3. недостаточный уровень внутрифирменного управления.

Сбалансированная система показателей, скорее, дополняет и намечает

тренд трансформации бюджетного управления, на практическую реализацию которого потребуются десятилетия.

Список литературы:

1. Добровольский Е. Бюджетирование: шаг за шагом [Текст] / Е. Добровольский, Б. Карабанов, П. Боровков, Е. Грухов, Е. Бреслав. - СПб.: Питер, 2005. - 448 с.

2. Каплан Р.С. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию [Текст] / РС. Каплан, Д.П. Нортон. - М.: Олимп-бизнес, 2010. -210 с.

3. Наумова Н.В. Бюджетирование в деятельности предприятия: учебное пособие [Текст] / Н.В. Наумова, Л.А. Жарикова. - Тамбов: изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. - 112 с.

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами

245

4. Хлевная Е.В. Бюджетирования как инструмент реализации страте-гии и управления развитием организации [Текст] / Е.В. Хлевная // Управленческий учет. - 2009. - № 7. - С. 103-112.

5. Хруцкий Е.В. Внутрифирменное бюджетирование: Настольная книга по постановке финансового планирования [Текст] / Е.В. Хруцкий, В.В. Гамаюнов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 464 с.

АДАПТИВНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК

© Ряжских Т.Г.* *, Тимофеева Н.Ю.*

Воронежский государственный университет, г. Воронеж Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, г. Елец

В работе исследуется вопрос о целесообразности применения адаптивных методов прогнозирования денежных средств предприятий АПК России. Обосновывается необходимость применения адаптивно-рационального подхода к прогнозированию.

Ключевые слова прогнозирование, адаптивные модели, адаптивнорациональный подход, денежные средства, предприятия АПК.

Для современного этапа развития АПК характерно низкая эффективность и неустойчивость финансово-экономического состояния предприятий. Это существенно тормозит инновационное и инвестиционные процессы в данной отрасли. Важную роль в функционировании предприятия АПК играет прогнозирование денежных потоков, которое позволяет заранее предвидеть дефицит или излишек денежных средств и своевременно скорректировать деятельность предприятия [2, 4, 5]. Повышение качества функционирования предприятий АПК может быть достигнуто за счет более точного прогнозирования поступлений денежных средств по периодам года. Наиболее эффективными методами прогнозирования среди известных на сегодняшний день являются адаптивные, поскольку имеют механизм автоматической настройки на изменение исследуемого показателя [1, 3].

Рассмотрим применение адаптивных методов прогнозирования денежных средств на примере предприятия АПК (КФХ «Родничок» Липецкой области, Измалковский район) и спрогнозируем показатели прогнозного плана денежных средств предприятия (Бюджета Движения Денежных Средств) - «поступление денежных средств от реализации продукции» на 10 месяцев вперед.

* Аспирант кафедры Информационных технологий и математических методов в экономике Воронежского государственного университета.

* Старший преподаватель кафедры Экономики и экономического анализа Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина, кандидат экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.