МЕСТО ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
А.А. Поляруш, канд. пед. наук
Красноярский государственный аграрный университет, Ачинский филиал (Россия, г. Ачинск)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-12-3-199-201
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме дезактуализации гуманитарного знания в системе высшего образования. На основании анализа государственных образовательных стандартов, а также привлечения теоретических положений синергетики и мировоззренческой позиции М. Мамардашвили, устанавливается объективная необходимость обогащения образовательных программ гуманитарными дисциплинами, в частности, философией.
Ключевые слова: образование, теория, компетентностная парадигма, философия, метод познания, культура, мировоззрение.
Образование в современной Россия, судя по нескончаемому и бесплодному реформированию апологетами Болонского процесса, находится в «разобранном» виде, переживает утрату перспективы. Сенека: «Кто не знает, в какую гавань он плывёт, тому нет попутного ветра». Образ будущего должен жить в общественном сознании.
Шатания образовательных стандартов от практикоориентированной парадигмы к компетентностной по сути ничего не меняет: сегодня главной задачей любого вуза является подготовка высококвалифицированных специалистов, востребованных на современном рынке труда. Однако рынку труда в условиях информационного общества свойственна стремительная динамика, следовательно, выпускник вуза должен владеть не пресловутыми навыками, востребованными «современным рынком труда», а способом овладения знаниями. В широком смысле это значит владеть теорией. Как бы современное общественное сознание ни относилось к И.В. Сталину, невозможно не признать стратегической значимости его последних прижизненных слов: «...Вы должны в ближайшее время заняться вопросами дальнейшего развития теории. Если мы напутаем в теории, то загубим все дело. Без теории нам смерть, смерть!» [1].
Основы теории вырабатывается гуманитарными науками. Во-первых, они ре-
шают проблему критериев научного знания, во-вторых, сама методология является предметом их исследования и, наконец, гуманитарные науки вооружают естественные и технические науки всеобщими методами познания.
Вместе с тем современная технологическая цивилизация, основанная на неопозитивизме и «ползучем эмпиризме», по меткому выражению философа Г.В. Лобастова, обостряет кризис гуманитарных наук. Остроту этой проблемы С.П. Курдюмов, специалист в области синергетики, охарактеризовал как «пропасть двух культур - естественнонаучной и гуманитарной» [2]. Эту же проблему обозначает Г.Г. Малинецкий: «Новая эпоха потребует нового стиля, чтобы собирать и идти вперёд, а не распадаться и стремительно откатываться назад в Новое Средневековье» [2].
Нацеленность высшего образования на подготовку специалиста, обладающего набором компетенций, подтверждает положение гуманитарных дисциплин в структуре учебных планов. С самых верхних позиций обязательных дисциплин, например, философия, была передвинута на самые низкие позиции.
Сам факт наложения образовательных стандартов на человека выходит за рамки здравого смысла, о чём предупреждал М. Мамардвшвили: «Человек - это то, что постоянно воспроизводится» [3].
Философ советского периода Мераб Мамардашвили, обозначает реальность как «антропологическую катастрофу», разводя экзистенциальные понятия «существование» и «бытие». Различие между ними обозначается с помощью двух простых вопросов «почему?» и «зачем?». Вопрос «почему?» отражает внешнюю, не зависящую от субъекта причину. Вопрос же «зачем?» предполагает наличие самостоятельной воли, способной к свободному це-леполаганию. К традиционным вопросам образования: «чему учить?» и «как учить?» добавляется новый, актуальный в сложившихся социально-экономических обстоятельствах вопрос, обозначенный М.К. Мамардашвили, «зачем учить?» Но именно этот вопрос априорно правомерен касательно сферы человеческой жизни. Мировоззренческий вопрос «зачем?» рассматривает гуманитарное знание. Человек, в сознании которого не возникает сакрального вопроса «зачем?» занимает инерционно-пассивную позицию и перестаёт быть человеком, по своему социальному предназначению.
Особое положение среди гуманитарных дисциплин, как было сказано выше, занимает философия. Именно философия вооружает человека методом мышления, учит мыслить, что и требуется от выпускника современного вуза.
В истории философии развёрнуто богатство определений мышления, обозначены его тупики, субъективные ошибки, представлена его собственная всеобщая форма, которая отражает собой форму бытия самой объективной действительности. Этот предмет следует изучать и осваивать, чтобы присвоить себе всеобщую, универсальную способность мышления, мышления глубокого, всегда доходящего до последних пределов. Разумеется, было бы хорошо этот предмет представить коротко и только в его необходимых формах. Учебник обычно к этому и стремится, но потому неминуемо догматизируется. Конечно, это важно - закрепить универсальное содержание предмета философии в учебной программе, а потом найти способ его выражения в учебнике, в учебных пособиях и прочих методических материа-
лах. Административный контроль за адекватным воспроизведением этого содержания в процессе преподавания оказывается завершающим моментом догматизации самого педагогического процесса.
Поэтому отбор материала для учебного процесса, ставящего целью развитие ума, мышления, - дело весьма серьёзное и непростое. Философия - это такой объём материала, в котором на любой вкус всё найти можно. Поэтому проблема в сегодняшних условиях всё более связывается с самим преподавателем, его собственным взглядом на предмет философии и его движение. Классическая линия истории философии: Декарт и Лейбниц, Кант и Гегель - вот точки, через анализ которых легко войти в любую философию, в любую форму мышления, не утрачивая при этом масштаба целого.
В философских текстах студент сталкивается с живой мыслью мыслителя. Деятельность с предметом, содержащим в себе всеобщие определения человеческого мышления, по своему существу, никак не зависит от последних политических событий, идеологических телешоу, - если даже они постановляют «мыслить по-новому». Здесь студент обязан осваивать то, что выработала сама история, а не осваивать через представления авторов учебных пособий, которые шатаются вместе со сдвигами идеологических принципов.
Предмет задаёт и общий уровень культуры и студенческой, и преподавательской среды. И дело тут заключается не только в расширении этой культуры, сколько в её углублении. Расширение, как правило, влечёт за собой профанацию. Глубина же, наоборот, позволяет свободно и самостоятельно входить в любое содержание. Но это как раз и связано с освоением принципов мышления, с превращением их в активную деятельную способность.
Внутри процесса освоения предметного содержания философии по классическим текстам ломаются схематизмы обыденного сознания. Тут-то и происходит формирование личностной устойчивости, её определённости и глубины. Здесь принципиально ломается старая педагогическая технология. Так называемые «образователь-
ные технологии» в их несметном формальном многообразии представляют собой лишь попытки упаковать старое содержание в новую блестящую упаковку.
Преподаватель, по своему общественному предназначению, должен преподавать науку, иначе говоря, учить действовать (в философии - теоретически) с предметом, и в этом он может и должен опираться только на объективность и устойчивость этого предмета. Задача преподавателя заключается в том, чтобы дело образования опиралось не на слово и стоящие за ним сложившиеся представления, а чтобы вывести студента на всеобщие, необходимые определения предмета и тем самым ввести его мысль в форму понятия,
понимания. У обучающегося формируется деятельность, деятельность с предметом, предметная деятельность, и она осуществляется по такому способу, который диктуется как педагогом, так и предметом - в идеале это одно и то же, ведь педагог -живой представитель предмета, и он знает его в истине. Именно в деятельности и формируется мышление.
Подводя итог размышлениям о месте гуманитарных дисциплин в системе высшего образования, следует признать объективную необходимость нерасторжимого единства гуманитарных и естественных наук как условие их взаимного теоретического обогащения и практической эффективности.
Библиографический список
1. Сталин: «Без теории нам смерть, смерть!». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://maxpark.com/community/1920/content/3541642. (дата обращения 03.12.2021).
2. АНО «Центр междисциплинарных исследований им. С.П. Курдюмова «Сретенский клуб». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://spkurdyumov.ru/ (дата обращения 08.12.2021).
3. Когда человек перестаёт быть человеком. Мрачный прогноз М. Мамардашвили. Антропологическая катастрофа. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.b17.ru/blog/81302/ (дата обращения 06.12.2021).
PLACE OF HUMANITIES DISCIPLINES IN THE SYSTEM OF MODERN HIGHER
EDUCATION
A.A. Poliarush, Candidate of Pedagogical Sciences Krasnoyarsk State Agrarian University, Achinsk branch (Russia, Achinsk)
Abstract. The article is devoted to the topical problem of deactualization of humanitarian knowledge in the system of higher education. On the basis of the analysis of state educational standards, as well as the attraction of the theoretical provisions of synergy and the ideological position of M. Mamardashvili, the objective necessity of enriching educational programs with humanitarian disciplines, in particular, philosophy, is established.
Keywords: education, theory, competence paradigm, philosophy, method of cognition, culture, worldview.