Научная статья на тему 'Место физической культуры в жизни студента'

Место физической культуры в жизни студента Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
91
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ / ДУХОВНАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ СТОРОНЫ РАЗВИТИЯ СТУДЕНТ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Капленко О.М.

Когда речь заходит о физической культуре в техническом вузе, то чаще всего студенты воспринимают предмет, как чисто практический. Предмет, на уроках которого они получают физическую нагрузку, развивая физические качества, т.е. работая только с «упражнениями для тела». А вот связь с духовной, интеллектуальной, социальной сторонами их жизни упускается из виду. Эту информацию студенты должны получать из лекционного материала и на методико-практических занятиях. Но количество часов для лекционного материала очень мало, а для контроля и оценки теоретических знаний по предмету и вовсе отведены буквально минуты. Знания эти даются и проверяются в небольших беседах во время уроков. На наш взгляд это большое упущение в системе подачи материала по предмету «физическая культура». Безусловно, теория без практики мертва. А что же практика без теории? Она иногда просто не понятна, а то, что не понятно может вызвать у студентов просто механическое выполнение упражнений, без особого смысла. Выполнение, скорее, команд преподавателя, а не решения задач, помогающих студентам в их личностном развитии. В нашей работе мы попытались частично восполнить этот пробел, рассматривая предмет «физическая культура» более развернуто, с разных сторон жизни студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место физической культуры в жизни студента»

МЕСТО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ СТУДЕНТА

© Капленко О.М.*

Сибирская государственная геодезическая академия, г. Новосибирск

Когда речь заходит о физической культуре в техническом вузе, то чаще всего студенты воспринимают предмет, как чисто практический. Предмет, на уроках которого они получают физическую нагрузку, развивая физические качества, т.е. работая только с «упражнениями для тела». А вот связь с духовной, интеллектуальной, социальной сторонами их жизни упускается из виду. Эту информацию студенты должны получать из лекционного материала и на методико-практических занятиях. Но количество часов для лекционного материала очень мало, а для контроля и оценки теоретических знаний по предмету и вовсе отведены буквально минуты. Знания эти даются и проверяются в небольших беседах во время уроков. На наш взгляд - это большое упущение в системе подачи материала по предмету «физическая культура». Безусловно, теория без практики мертва. А что же практика без теории? Она иногда просто не понятна, а то, что не понятно может вызвать у студентов просто механическое выполнение упражнений, без особого смысла. Выполнение, скорее, команд преподавателя, а не решения задач, помогающих студентам в их личностном развитии.

В нашей работе мы попытались частично восполнить этот пробел, рассматривая предмет «физическая культура» более развернуто, с разных сторон жизни студента.

Ключевые слова ценности физической культуры; физическая, интеллектуальная, духовная и социальная стороны развития студент; эмоциональный интеллект.

Общество всегда нуждается в здоровом, подготовленном к труду подрастающем и взрослом населении. Исторически физическая культура складывалась именно под влиянием данной потребности общества. По мере становления систем образования и воспитания физическая культура становилась базовым фактором формирования двигательных умений и навыков.

По мнению Л.И. Лубышевой [2], качественно новая стадия осмысления сущности физической культуры связывается с ее влиянием на духовную сферу человека как одного из действенных средств интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания. И если не надо доказывать огромное значение занятий физическими упражнениями на биологическую сущность человека: на его здоровье, физическое развитие, воспитание двигательных качеств, то их влияние на развитие духовности требует, на наш взгляд, особых пояснений и доказательств.

Старший преподаватель.

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки

143

Лучшим доказательством значимости физической культуры для всестороннего развития человека может быть осмысление ценностного потенциала этого феномена. Но прежде чем обратиться к его характеристике рассмотрим понятие ценности в его социологическом и философском значении.

Ценность - это понятие, которое получило широкое распространение при изучении личности и социального поведения. В ценностях воплощена значимость предметов и явлений социальной среды для человека и общества. Ценности являются социально приобретенными элементами структуры личности, выступают как фиксированные, устойчивые представления о желаемом. Ценности существуют независимо от конкретной личности как элемент культуры и становятся элементами духовной культуры личности, важными регуляторами поведения в той мере, в какой осваиваются эти ценности.

Поэтому, говоря о ценностном потенциале физической культуры и спорта современного социума, необходимо иметь в виду два уровня ценностей: общественный и личностный - и представлять механизм преобразования общественных ценностей в достояние каждой личности.

К общественным ценностям физической культуры мы относим: интеллектуальные, ценности двигательного характера, ценности педагогической технологии, мобилизационные и интенционные (интенция - направленность сознания, мышления на какой либо предмет, намерение, цель) ценности.

Обратим особое внимание на интенционные ценности. Они являются, пожалуй, еще недостаточно осмысленными, ценностями физической культуры, отражая сформированность общественного мнения, престижность физической культуры и спорта в данном обществе, их популярность у различных категорий людей, а главное, желание и готовность человека к постоянному развитию и совершенствованию потенциала своей физической культуры. По эффективности их освоения можно реально оценить запросы общества и каждого человека в физической культуре и спорте, а также их действительное отношение к этой важнейшей сфере культуры.

К группе интенционных ценностей относятся и социально-психологические установки людей, которые определяются характером, структурой и направленностью потребностей, мотиваций и ценностных ориентаций на занятия физическими упражнениями.

Как видим из вышесказанного, речь идёт о развитии нескольких составляющих человека.

В известной книге «7 навыков высокоэффективных людей» [1] ее автор -Стивен Кови - рассматривает жизнь человека с четырёх позиций или четырёх измерений - физического, духовного, интеллектуального, социальноэмоционального. Эти измерения являются как бы «фундаментом», основой для дальнейшего возведения «стен» - сторон нашей жизни. Ведь от того, каким будет этот фундамент, зависит и качество «здания» под названием «человек».

144

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

ФИЗИЧЕСКОЕ - упражнения, питание, управление стрессовыми ситуациями позитивный настрой.

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ - служение, сопереживание, синергия, внутренняя безопасность.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ - письмо, чтение, воображение планирование.

ДУХОВНОЕ - прояснение ценностей и приверженность им, учёба, медитация.

«Конечно это не единственное определение» - пишет С. Кови, - но большинство жизненных философий прямо или косвенно отталкиваются именно от этих измерений, хотя называться они могут иначе. Так философ Герб Шеперд описывает здоровый образ жизни в виде баланса четырёх ценностей: перспективы (духовное измерение), автономии (интеллектуальное), связанности (социальное) и тонуса (физическое). Джордж Шихан приводит четыре роли человека: хорошее животное (физическое измерение), хороший специалист (интеллектуальное), хороший друг (социальное), и святой (духовное). Более того, любая убедительная теория мотивации и организации включает в себя эти четыре измерения - экономику (физическое), общение с людьми (социальное), развитие и реализация человеческого потенциала (интеллектуальное), смысл деятельности, вклад, вносимый организацией (духовное)».

Занятия физическими упражнениями помогают выработать такие важные качества, как дисциплинированность, умение рационально использовать свободное время способность анализировать свои успехи и неудачи (интеллектуальное), коммуникабельность, желание быть лучшим (социальное).

Рассмотрим немного подробнее сочетание всех этих сторон жизни человека. Для этого возьмем студента ВУЗа.

Связь физической культуры с интеллектуальным измерением (к интеллектуальному измерению относиться: письмо, чтение, воображение, планирование).

Начнем с планирования и письма. Часто на вопрос: «Занимаетесь ли вы дополнительно физкультурой?» студенты чаще всего отвечают отрицательно, ссылаясь на отсутствие времени. Однако, лишь единицы и даже на старших курсах, планируют свое время, имеют ежедневники или хотя бы блокнот, в которых расписывают свое время. А ведь если правильно распределить свое время, расставить приоритеты, то хотя бы по 30 минут в день совершенно спокойно можно выделять для физических упражнений. Ведение «Рабочей тетради самоконтроля» позволит студенту следить за изменениями, происходящими при выполнении физической нагрузки.

Кроме вышесказанного к интеллектуальному измерению относиться знание анатомо-морфологических и социально-биологических основ, физиологии человека, знания по здоровому образу жизни, психофизиологические основы учебного труда и т.д. Все эти темы рассматриваются в теоретическом разделе кафедр физической культуры.

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки

145

Эмоциональный интеллект - еще один вид интеллекта, ставший сейчас очень востребованным. В этом убежден американский психолог Дэниел Го-улман [4], первый заговоривший об исключительной важности эмоционального интеллекта. Не секрет, что современная жизнь диктует свои требования. И требования эти относятся не только к академическим знаниям. Из двух одинаково подготовленных людей (спортсменов, студентов, специалистов) преимущество может оказаться у того, кто ярче, эмоциональней покажет себя, кто с вдохновением будет представлять свое выступление, будь то соревнование или ответ у доски. Нужно принять как данность: наиболее преуспевают сегодня в профессии те, кто умеет управлять своими эмоциями и эмоциями других. Эмоциональный интеллект - это энтузиазм, оптимизм, порыв при выполнении любого дела. Без этого даже самая хорошая идея может остаться незамеченной. Ниже приведены 5 базовых и самых важных для профессиональной жизни качеств, которые выделяет Дэниел Гоулман.

Самосознание: всегда осознавать свои чувства и использовать свои склонности для принятия правильного решения. Реально оценивать себя и в полной мере верить в себя.

Самообладание: управлять своими эмоциями таким образом, чтобы они облегчили вам работу, а не мешали ей. Быть ответственным и уметь отказаться от немедленного вознаграждения ради достижения более отдалённой цели. Уметь быстро восстанавливаться после эмоциональных потрясений.

Мотивация: использовать свои самые глубинные желания в качестве компаса, который указывает путь к цели, помогает брать на себя инициативу, действовать более эффективно и упорно идти вперед, несмотря на разочарования и возможные неудачи.

Эмпатия: чувствовать в унисон с окружающими, уметь сопереживать им, встать на их точку рения и поддерживать гармоничные отношения с самыми разными людьми.

Коммуникабельность: владеть своими эмоциями во взаимоотношениях с людьми и проявлять проницательность в оценке ситуаций и тонкостей человеческих отношений. Быть тактичным. Использовать свои способности, чтобы убеждать, направлять, согласовывать позиции и сглаживать противоречия, чтобы налаживать сотрудничество и воодушевлять коллег.

Последние исследования психологов и нейробиологов показывают, что каждый из нас способен улучшить свой эмоциональный интеллект так же, впрочем, как и интеллектуальный. Урок физической культуры - это урок, где очень ярко проявляется множество эмоций. И где, как ни на таком уроке есть прекрасная возможность «подкачать» свой эмоциональный интеллект. А участие в соревнованиях! Ведь в соревнованиях принимают участие не только спортсмены, но и судьи, и болельщики, и зрители, т.е. практически любой студент может стать участником соревнований.

Связь физической культуры с духовным измерением (прояснение ценностей, приверженность им, учеба, медитация).

146

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Физическая культура - это не только работа с «телом», хотя именно телесно - двигательные качества человека являются предметом интереса в этой области. Как всякая сфера культуры, культура физическая - это, прежде всего работа с духом человека, его внутренним, а не внешним миром.

У древнеримского поэта-сатирика Ювенала (ок. 100 л. н.э.) [1] есть такие строки:

«Надо молить, чтоб ум был здравый в теле здоровом.

Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью...

Духа, что к гневу не склонен, страстей неразумных не знает».

До наших дней эти слова дошли в известное всем выражении «В здоровом теле здоровый дух», что полностью подтверждает связь физического и духовного в человеке.

Под медитацией подразумевается хотя бы несколько минут в день, минимум 15-20, чтобы «собраться с мыслями», побыть в тишине наедине с самим собой, вспомнить события прошедшего дня, проанализировать их, сверить свои планы, провести их коррекцию, если в этом есть необходимость. Подумать о своих целях не только на месяц или год, но и на три, пять лет вперед. Вспомнить миссию своего присутствия на Земле.

Физическое измерение - (упражнения, питание, управление стрессовыми ситуациями, позитивный настрой) - предусматривает эффективную заботу о своем физическом состоянии: употреблении правильной пищи, обеспечение достаточного отдыха, регулярные физические упражнения.

Когда мы говорим о регулярных физических упражнениях, то речь идет о выделении от 3 до 6 часов в неделю - т.е. минимум 30 минут в день ежедневно. Можно выполнять полноценную программу физических упражнений у себя дома. Такая программа должна развивать в нашем теле выносливость, гибкость и силу.

Педагоги, психологи, гигиенисты, физиологи, философы говорят о врожденном характере стремления к движению и большом значении двигательной активности для жизнедеятельности человека. Естественная потребность в движении имеет огромное значение для всех функций человеческого организма, включая психическую. Подавление потребности в движении отрицательно сказывается на органической жизни человека, его интеллектуальной деятельности, протекании психических процессов, психических состояний вплоть до подавления личности.

Питание, а вернее сказать правильное питание, порой кажется чем-то нереальным, когда речь заходит о питании студентов. Возможно, это тоже зависит от простого незнания, а скорее нехотения потратить время и разобраться в этом вопросе. Хорошо питаться - значит сделать самые выгодные инвестиции в обеспечение собственного здоровья на долгие годы. Качественное питание сохраняет оптимальное здоровье и увеличивает потенциальные возможности физической и умственной деятельности.

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки

147

Социально-эмоциональное измерение (служение, сопереживание, синергия, внутренняя безопасность) не требует специальных затрат времени, как требуют другие измерения. Мы его осуществляем в процессе, каждодневного взаимодействия с другими людьми. Оно, как бы, присутствует внутри каждого измерения.

Как видим, все эти четыре составляющие тесно и неразрывно связаны между собой. И физическое измерение не является автономным, а работает только во взаимодействии с другими измерениями. Физическая культура -это не только «махание руками и ногами», это взаимозависимая, находящаяся в неразрывном контакте с другими сферами жизни человека структура.

Список литературы:

1. Мудрость тысячелетий. Энциклопедия / В. Балязин. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. - 848 с.

2. Семь навыков высокоэффективных людей. Возврат к Этике Характера: пер. с англ. / Р. Кови Стивен. - М.: Вече, Персей, АСТ, 1997. - 480 с.

3. Социология физической культуры и спорта: учеб. пособие / Л.И. Лу-бышева. - М.: Академия 2004. - 240 с.

4. Человек и его потребности: учеб. пособие. - М.: Альфа-М; Инфра-М, 2008. - 402 с.

5. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман; пер. с англ. А.П. Исаевой. -М.: Хранитель, 2008. - 478 [2] с.

СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ КАК НЕОБХОДИМЫЙ ЭЛЕМЕНТ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ВУЗЕ

© Левченко А.А.* *, Басов Е.Н.*, Блужин И.А.*

Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

В статье представлены основные выводы исследования по изучению психолого-педагогических характеристик потребностно-мотивацион-ной сферы студентов, степени активности студентов в процессе занятий физической культурой. Анализируется влияние спортивных игр в формировании положительной мотивации студентов к занятиям по физическому воспитанию в вузе. Приводится обоснование введения спор-

* Старший преподаватель кафедры Физического воспитания.

* Старший преподаватель кафедры Физического воспитания.

* Старший преподаватель кафедры Физического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.