УДК 35-2428
Холодова А.В. студент Митрофанова Я. С., к. э. н.
доцент
департамент магистратуры (бизнес-программ) руководитель магистерской программы «Государственное управление и администрирование» Тольяттинский государственный университет
МЕСТО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация: в данной статье на основе анализа научных источников предпринята попытка определить место физической культуры и спорта в деятельности органов муниципального образования.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, муниципальное образование, место, спортивная политика.
Kholodova A. V. student
Mitrofanova Ya.S., candidate of economics
associate professor Department of Magistracy (Business Programs) head of the Master's program "Public Administration and Administration"
Togliatti State University
THE PLACE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN THE ACTIVITIES OF MUNICIPAL EDUCATION BODIES
Abstract: in this article, based on the analysis of scientific sources, an attempt is made to determine the place of physical culture and sports in the activities of municipal authorities.
Keywords: physical culture, sport, municipality, place, sports policy.
Прежде чем перейти к непосредственному исследованию особенностей обеспечения физической культуры и спорта в муниципальном образовании, следует отметить, что местная власть решает региональные проблемы и удовлетворяет потребности граждан. Реализация их интересов в сфере культуры и спорта характеризуется некоторыми особенностями, которые необходимо рассмотреть более
подробно. На муниципальные власти возлагаются значительные полномочия. Граждане имеют право на получение качественных услуг и в этом деле местные власти могут им оказать существенную поддержку. В муниципальном образовании решается задача, касающаяся предоставления населению доступа к спорту и оздоровлению.
Однако на местном уровне могут быть удовлетворены не все потребности жителей. Здесь необходимо понимать особенности региона, в котором проживет гражданин. Следует учитывать следующие факторы:
-историю становления и развития региона;
-культурную составляющую развития региона;
-градостроительные особенности.
Все эти аспекты необходимо учитывать, принимая решение о плане по предоставлению услуг местным жителям, в противном случае не удастся удовлетворить их интересы и потребности. Органы местной власти реализуют свои полномочия в рамках поставленных государством задач, при этом они должны ориентироваться на общественный интерес [1; С. 187].
Граждане больше всего заинтересованы в реализации своего интереса в спортивной сфере. На местном уровне они могут его удовлетворить при условии, что должностные лица сделают все от них зависящее в рамках своих полномочий. Общество считает спорт залогом эффективной жизнедеятельности, вследствие чего оно заинтересовано в том, чтобы местные власти создавали условия для занятия им. Роль спорта и физической культуры определена такими критериями:
- вовлечение в спортивную деятельность местных жителей;
- содействие укреплению физического состояния и здоровья граждан, которые, таким образом, повышают свою личную производительность и снижают нагрузку на социальную систему за счет сокращения дней пребывания на больничном;
- содействие организации плодотворных производственных отношений, основанных на строгой трудовой дисциплине;
- реализация на местном уровне программ, которые пропагандируют занятия спортом, что повышает заинтересованность молодых людей в ведении здорового образа жизни и снижает социальную напряженность вследствие сокращения осуществленных ими правонарушений;
- вовлечение молодежи в региональные общественные отношения.
Эти направления важны для регионального развития и повышают
эффективность деятельности общества. Гражданам важно, где они проводят досуг. Также они беспокоятся о своем здоровье и желают иметь условия для занятий спортом. Спорт и здоровье населения - это основы устойчивого развития регионов страны. Правоотношения в этой сфере определяют состояние человеческих ресурсов на разных уровнях [2; С. 10].
На местном уровне гораздо больше элементов, определяющих
эффективность спортивной деятельности. Особенности регионального развития в значительной степени обуславливают полноту удовлетворения потребностей населения в занятии физической культурой и спортом. Учет этого критерия является залогом эффективности взаимодействия между гражданами и местной властью. Значительную важность приобретает реализация таких мероприятий:
- осуществление программ, которые содействуют укреплению спортивной инфраструктуры в регионе;
- вовлечение молодежи в массовый спорт;
- финансирование организаций, предоставляющих услуги массового спорта местному населению.
Муниципальная политика в сфере спорта обладает особенностями и в вышеперечисленных программах и мероприятиях она находит свое проявление. Спорту местные власти придают массовость путем вовлечения в занятия им как молодежи, так и других заинтересованных граждан. Подобная политика характеризуется следующими особенностями, суть которых проявляется в наличии отдельных элементов, составляющих ее целостность (рис. 1).
Рис. 1 - Элементы муниципальной спортивной политики [2; С. 46]
Судя по данным рис. 1, муниципальной политике в области спорта свойственны особенные составляющие, определяющие ее суть. Эти элементы позволяют отличать ее от программ, которые направлены на поддержку и вовлечение граждан в занятие спортом, реализуемых на разных уровнях. Одним из направлений муниципальной политики является содействие развитию массового спорта. Особенную важность представляет
оказание местными властями услуг в сфере спорта населению, что позволяет удовлетворять его интересы и потребности в ведении здорового образа жизни и усиления личной эффективности и работоспособности.
Местная спортивная политика имеет отличия от политики в этой сфере, которая реализуется на региональном уровне. Местная политика осуществляется в укрупненных направлениях, содействующих ее эффективной реализации. Следует отметить, что эти направления деятельности тесно взаимосвязаны между собой. Иными словами, подчеркивается важность интереса граждан в занятии массовым спортом и разработки направлений реализации муниципальной спортивной политики.
Муниципальная спортивная политика может быть определена следующим образом. Это деятельность местных властей, которая удовлетворяет интересы граждан в занятии спортом. При ее реализации важны критерии, которые характерны для территории, на которой она осуществляется. Также власти создают благоприятные условия для того, чтобы жители могли поддерживать свое здоровье на приемлемом уровне и заниматься массовым спортом. Задача местных властей состоит в вовлечении граждан в спортивную деятельность. Необходимо создать спортивную инфраструктуру на местном уровне, чтобы удовлетворить запрос граждан в поддержании приемлемого уровня здоровья. Требуется содействовать развитию рынка, на котором население может получить качественные спортивные услуги.
Местная спортивная политика реализуется с некоторыми проблемами и противоречиями, вызванными сложностью построения эффективного взаимодействия между гражданами и возможностями местной власти, которые положены в основу удовлетворения потребностей населения. Противоречия в этих отношениях заключаются в том, что спорт приносит позитивный эффект, однако, заниматься им стремятся не все граждане территории. Местные власти должны управлять спросом и предложением на этом рынке и координировать действия основных его игроков.
Власти на местном уровне создают инфраструктуру, содействующую пробуждению интереса у граждан к занятию спортом и поддержанию здоровья. Следует учитывать, что все потребители распределяются в группы по разным признакам, в том числе и по возрасту, что определяет уникальность их спортивных предпочтений. Дети стараются добиться высоких результатов в занятии отдельными видами спорта и часто рассматривают его с профессиональной точки зрения. Следует учитывать перспективный интерес граждан в этой сфере. Взрослым гражданам важно тренироваться для получения хорошей физической формы и приемлемого состояния здоровья.
Л.Р. Шакиров полагает, что спортивная деятельность
многосторонняя и многообразная, и это необходимо учитывать при разработке политики в этой сфере [5]. В.С. Шкрыль акцентирует внимание на развитии детского спорта и вовлечения в него молодежи [6; С. 92]. Необходимо принимать во внимание мотивацию граждан в занятиях спортом, формируя направления местной спортивной политики.
Следует пропагандировать спорт и вовлекать в него граждан, рассказывая о его преимуществах для здоровья и организовывая хорошую инфраструктуру. Большое значение имеет информирование граждан в СМИ о важности спортивной деятельности и возможностях ее реализации именно на этой территории. Спортивные мероприятия являются акциями, пробуждающими интерес граждан к осуществлению этой деятельности. Преимущества спорта хорошо заметны при этом. На местном уровне важно осуществлять спортивные мероприятия. Это важная составляющая политики, реализуемой в данной сфере.
Особенную важность приобретает вовлечение граждан в поддержание физической формы. Некоторые виды спорта на местном уровне нуждаются в поддержке, что позволит усилить эффект от их осуществления.
Анализируя особенности проявления спортивной деятельности на местном уровне, отметим следующее. Муниципальная политика в спортивной сфере созвучна государственной политике, которая реализуется в данной области. Ею охвачены следующие направления: -организация приемлемой спортивной инфраструктуры; -финансовая поддержка спортивных организаций; -установление тесных связей между муниципалитетами, действующими совместно в сфере предоставления спортивных услуг гражданам.
Вместе с тем, в рамках реализации спортивной политики на местном уровне можно говорить о необходимости разрешения противоречий, имеющих место в связи с «наличием объективного положительного эффекта, который достигается от занятий массовым спортом, а также фактом фактической невысокой заинтересованности со стороны значительной части населения. Как следствие, основная функция муниципальной спортивной политики, как нам видится, заключается в управлении спросом и предложением, которые имеются на рынке спортивных услуг» [5].
Следует отметить, что «основной задачей местных властей в данном направлении является именно создание условий, которые были бы наиболее приемлемы для участия жителей муниципального образования в тренировках. При этом важно исходить из такого критерия, как принадлежность к социальным группам. В последнем случае имеется в виду юношеский и взрослый спорт, что объясняется также отличием в мотивации потребителей» [5].
Следует отметить, что «при реализации спортивной политики на местном уровне местные власти должны в обязательном порядке учитывать указанные различия в мотивации. В связи с этим все предпринимаемы меры в последствии должны способствовать доведению до местных жителей всех необходимых и точных сведений о наличии возможностей к последующему занятию спортом» [6].
Вместе с тем, особое внимание в данном вопросе следует уделить СМИ, поскольку последние имеют необходимый ресурс для информирования населения муниципального образования.
Кроме того, существенный эффект создают проводимые на местном уровне спортивные мероприятия, так как они в большей степени демонстрируют преимущества, которые достигаются от занятий спортом.
Таким образом, спортивные события, которые проходят в муниципальном образовании - это отдельный элемент муниципальной спортивной политики, который по своей сущности способствует более активной вовлеченности всех жалующих местных жителей в занятия физической культурой и спортом.
Также следует отметить такой элемент муниципальной спортивной политики, как поддержка отдельных видов спорта. Следует в связи с этим указать, что фактор поддержки имеет тесную взаимосвязь со спортивными достижениями.
Вместе с тем, «существенной проблемой, препятствующей развитию массового спорта на муниципальном уровне, являются слабое материально-техническое состояние или отсутствие сети физкультурно -спортивных сооружений, а также низкая эффективность их использования из-за технической изношенности спортивного оборудования, инвентаря, неудовлетворительного состояния самих объектов, что требует капитальных вложений в ремонт. Поэтому для достижения массового вовлечения населения в занятия физической культурой и спортом необходимы мероприятия, позволяющие снизить себестоимость основных ресурсов для физкультурно-спортивных организаций - кадровых, информационных и капитальных. В связи с этим целесообразен пересмотр базовых принципов системы ресурсного обеспечения массового спорта» [4; С. 129].
Выходом из сложившейся ситуации видится именно муниципально-частное партнерство (далее - МЧП).
В качестве проекта МЧП следует рассматривать проект, который, по своей сути, должен отвечать таким определенным критериям, как:
-разделение рисков между муниципальным образованием, а также частным партнером (бизнесом);
-учет не только муниципальных, но также частных интересов (бизнес-интересов);
-соответствие целям социального, а также экономического развития и
последующим стратегиям, направленным на развитие;
-достижение социальных эффектов, которые носили бы исключительно положительный характер;
-возможность осуществления софинансирования проектов МЧП.
Как известно, территориальные стратегии социально -экономического развития регионов не только разрабатываются, но и реализуются на принципах партнерства, в том числе муниципально-частного. Стратегия учитывает, как интересы муниципального образования, прежде всего, территориальных органов власти и управлений, в аспекте согласования действий и выбора приоритетных направлений распределения средств, так и интересы частных структур, связанные с развитием на перспективу, приоритетными направлениями поддержки и стимулирования властей, долгосрочными инвестициями.
Между тем, как показывает мировая практика, адекватным образом отражая сложную структуру и функционирование современной смешанной экономики, механизм МЧП удачно вписывается в новую парадигму взаимоотношений муниципального образования и бизнеса. Подобный способ эффективного взаимодействия, а также использования потенциала частного предпринимательства и возможностей муниципального образования приобретает всю большую популярность в России.
Использованные источники:
1.Бойкова Т.Ю. Правовое регулирование государственной политики развития и поддержки массового спорта в Российской Федерации / Т.Ю. Бойкова, С.И. Смирнов // Ленинградский юридический журнал. - 2019. -№ 1 (55).
2.Калиева Е.А. Маркетинг взаимодействия как современный способ продвижения отрасли спорта на муниципальном уровне (на примере продвижения работы по месту жительства и ВСФК ГТО) / Е.А. Калиева, А.С. Яковлев, А.В. Колычев//Теория и практика физической культуры. -2017. - № 12.
3.Лахнов А.Н. Понятие и сущность муниципальной политики в сфере физической культуры и спорта // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019. - № 10-2 (37).
4.Хайбуллин М.И. Использование механизма государственно -частного партнерства в развитии сферы физической культуры и спорта на муниципальном уровне // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - 2011. - № 4 (70). - С. 129.
5.Шакиров Л.Р. Многообразие спортивных направлений и видов спорта для проведения досуга детей и молодежи в муниципальных бюджетных учреждениях молодежной политики / Л.Р. Шакиров // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, студент магистратурыов и студентов, посвященной
десятилетию победы Казани в заявочной кампании на право проведения XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года и 5-летию проведения Универсиады-2013. В 3-х томах. - 2018.
б.Шкрыль В.С. Роль и перспективы реализации муниципальных программ для детскоюношеского спорта (на примере ДЮСШ Пограничного муниципального района Приморского края) / В.С. Шкрыль // Молодежный научный потенциал XXI века: ступени познания: сборник материалов III Молодежной международной научно-практической конференции. - 2018.