Научная статья на тему 'Права граждан старшего возраста в области массового спорта'

Права граждан старшего возраста в области массового спорта Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
385
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА ГРАЖДАН СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ / МАССОВЫЙ СПОРТ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ / ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СПОРТИВНЫЕ ФЕДЕРАЦИИ / RIGHTS OF CITIZENS OF THE SENIOR GENERATION / SPORT / LEGISLATION ON PHYSICAL CULTURE AND SPORTS / THE POWERS OF PUBLIC AUTHORITIES AND LOCAL GOVERNMENTS / SOCIALLY ORIENTED NON-PROFIT ORGANIZATIONS / SPORTS FEDERATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мельник Т.Е.

Одной из главных задач государственной политики в области физической культуры и спорта провозглашается увеличение числа граждан, включая лиц старшего возраста, систематически вовлеченных в физкультурно-спортивную деятельность. Целью исследования является разработка предложений законодательного характера, направленных на поддержку массового спорта среди пожилых граждан. Выявляется наличие законодательных возможностей в данном направлении, определяется роль органов государственной власти и местного самоуправления как организаторов массового спорта. Исследуются различные направления вовлечения пожилых граждан в массовый спорт. Анализируется федеральное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации о физической культуре и спорте в части закрепления полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления по развитию массового спорта. Анализируются положения законодательства в целях выявления инструментов привлечения некоммерческих организаций к развитию массового спорта среди пожилых граждан. Выводы. Органы государственной власти и местного самоуправления играют первостепенную роль в увеличении числа пожилых граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, что отвечает концепции социального государства. Для этого имеются необходимые законодательные предпосылки, однако требуется корректировка законодательства, направленная на выделение категорий пожилых граждан как получателей публичных услуг в области физической культуры и спорта. Возможно также и законодательное оформление ветеранского спорта. В программных документах субъектов Российской Федерации необходимо, кроме обеспечения проведения спортивных соревнований, также предусматривать ресурсную поддержку систематических занятий физической культурой и спортом лиц старшего поколения. С помощью государственной аккредитации предлагается ориентировать спортивные федерации на развитие массового спорта, в том числе спорта пожилых граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORT AND RIGHTS OF SENIOR GENERATION

One of the main objectives of the state policy in the field of physical culture and sports is to increase the number of citizens, including those of the older generation, who are systematically involved in sports activities. The aim of the study is to develop legislative proposals aimed at supporting mass sports among elderly citizens. The presence of legislative opportunities in this direction is revealed, the role of public authorities and local self-government as organizers of mass sports is defined. Various directions of involvement of elderly citizens in mass sports are researched. The article analyzes the federal legislation and the legislation of Russian constituent entities on physical culture and sports in terms of consolidating the powers of public authorities and local authorities for the development of mass sports. The article analyzes the provisions of the legislation in order to identify tools to attract non-profit organizations to the development of mass sports among elderly citizens. It is concluded that the primary role of public authorities and local authorities lies in increasing the proportion of older citizens, systematically engaged in physical culture events and sports, which corresponds to the social state concept. In general, there are necessary legislative prerequisites for this. At the same time, a certain adjustment of the legislation is required, aimed at the institutionalization of elderly citizens as recipients of public services in the field of physical culture and sports. There is also legislative support of veterans' activities. In Russian constituent entities it is necessary to provide in the program documents, in addition to ensuring the holding of sports competitions, also resource support for systematic physical training and sports of the older generation. The resources of the third sector should also be used. It is offered to focus sports federations, by means of the state accreditation, on development of mass sports, including, sports of elderly citizens.

Текст научной работы на тему «Права граждан старшего возраста в области массового спорта»

ТРУДОВОЕ ПРАВО И ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

DOI: 10.12737/jrl.2019.11.7

права граждан старшего возраста в области массового спорта

МЕЛЬНИК Тимур Евгеньевич, научный сотрудник отдела социального законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

Россия, 117218, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34

E-mail: melnikte@gmail.com

Одной из главных задач государственной политики в области физической культуры и спорта провозглашается увеличение числа граждан, включая лиц старшего возраста, систематически вовлеченных в физкультурно-спортивную деятельность.

Целью исследования является разработка предложений законодательного характера, направленных на поддержку массового спорта среди пожилых граждан. Выявляется наличие законодательных возможностей в данном направлении, определяется роль органов государственной власти и местного самоуправления как организаторов массового спорта. Исследуются различные направления вовлечения пожилых граждан в массовый спорт. Анализируется федеральное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации о физической культуре и спорте в части закрепления полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления по развитию массового спорта. Анализируются положения законодательства в целях выявления инструментов привлечения некоммерческих организаций к развитию массового спорта среди пожилых граждан.

Выводы. Органы государственной власти и местного самоуправления играют первостепенную роль в увеличении числа пожилых граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, что отвечает концепции социального государства. Для этого имеются необходимые законодательные предпосылки, однако требуется корректировка законодательства, направленная на выделение категорий пожилых граждан как получателей публичных услуг в области физической культуры и спорта. Возможно также и законодательное оформление ветеранского спорта. В программных документах субъектов Российской Федерации необходимо, кроме обеспечения проведения спортивных соревнований, также предусматривать ресурсную поддержку систематических занятий физической культурой и спортом лиц старшего поколения. С помощью государственной аккредитации предлагается ориентировать спортивные федерации на развитие массового спорта, в том числе спорта пожилых граждан.

Ключевые слова: права граждан старшего поколения, массовый спорт, законодательство о физической культуре и спорте, полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, социально ориентированные некоммерческие организации, спортивные федерации.

Для цитирования: Мельник Т. Е. Права граждан старшего возраста в области массового спорта // Журнал российского права. 2019. № 11. С. 96—105. DOI: 10.12737/jrL2019.n/7

Sport and Rights of Senior Generation

T. E. MELNIK, Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, Moscow 117218, Russian Federation

E-mail: melnikte@gmail.com

One of the main objectives of the state policy in the field of physical culture and sports is to increase the number of citizens, including those of the older generation, who are systematically involved in sports activities.

The aim of the study is to develop legislative proposals aimed at supporting mass sports among elderly citizens. The presence of legislative opportunities in this direction is revealed, the role of public authorities and local self-government as organizers of mass sports is defined. Various directions of involvement of elderly citizens in mass sports are researched.

The article analyzes the federal legislation and the legislation of Russian constituent entities on physical culture and sports in terms of consolidating the powers of public authorities and local authorities for the development of mass sports. The article analyzes the provisions of the legislation in order to identify tools to attract non-profit organizations to the development of mass sports among elderly citizens.

It is concluded that the primary role of public authorities and local authorities lies in increasing the proportion of older citizens, systematically engaged in physical culture events and sports, which corresponds to the social state concept. In general, there are necessary legislative prerequisites for this. At the same time, a certain adjustment of the legislation is required, aimed at the institutionalization of elderly citizens as recipients of public services in the field of physical culture and sports. There is also legislative support of veterans' activities. In Russian constituent entities it is necessary to provide in the program documents, in addition to ensuring the holding of sports competitions, also resource support for systematic physical training and sports of the older generation. The resources of the third sector should also be used. It is offered to focus sports federations, by means of the state accreditation, on development of mass sports, including, sports of elderly citizens.

Keywords: rights of citizens of the senior generation, sport, legislation on physical culture and sports, the powers of public authorities and local governments, socially oriented non-profit organizations, sports federations.

For citation: Melnik T. E. Sport and Rights of Senior Generation. Zhurnal rossijskogo prava = Journal of Russian Law, 2019, no. 11, pp. 96—105. (In Russ.) DOI: 10.12737/jrl.2019.11.7

Деятельность современного Российского социального государства разворачивается по многим направлениям. Доминантная и определяющая цель, как следует из Конституции РФ, заключается в обеспечении достойной жизни и свободного развития человека. Масштабность и глобальность заданной конституционной цели предопределяют и широту используемых государством средств. В их ряду находится в том числе государственная политика в сфере физической культуры и спорта. Обеспечение условий для занятий физической культурой и спортом, вовлечение населения в физкуль-турно-спортивную деятельность характеризуют социальное начало деятельности государства в данной сфере, определяют сущность государственного участия в ней.

В части физической культуры и спорта Российское государство придерживается активной позиции, наглядным проявлением которой является подход, предполагающий в качестве одной из главных целей и одновременно критерия эффек-

тивности государственной политики увеличение количества занимающихся физической культурой и спортом. Так, среди национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации на период до 2024 г., утвержденных Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204, предусматривается увеличение до 55% доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом. Фактически для большинства граждан государством предлагается определенная поведенческая модель, стиль жизни.

Особую актуальность при этом приобретает проблема вовлечения в занятия физической культурой и спортом, в массовый спорт лиц старшего возраста, что во многом обусловлено необходимостью выработки адекватных средств реагирования на демографические изменения, в частности на явно обозначившийся тренд к старению населения. Например, по данным Федеральной службы государственной статистки, по состоянию на август 2018 г. доля численности населения

старшего трудоспособного возраста (для мужчин — старше 60 лет, для женщин — 55 лет) составляла 25,4%1.

По мере старения населения все большую актуальность приобретает вопрос о выработке организационных и правовых механизмов, обеспечивающих права пожилых людей, их включенность в полноценную общественную жизнь2. Усилия в данном направлении предпринимаются и на международном уровне. Как отмечают А. Х. Абашидзе и В. С. Ма-личенко, в рамках ООН «достигнуто общее согласие о том, что наличие Конвенции о правах пожилых людей необходимо в качестве международного механизма для обеспече-

1 URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ population/generation/# (дата обращения: 28.04.2019).

2 Следует отметить терминологическое многообразие в обозначении данной демографической группы. В международных документах, например ООН, используются такие понятия, как «пожилые люди» (Принципы ООН в отношении пожилых людей 1991 г.), «лица старшего возраста» (Декларация по проблемам старения 1992 г.). В Конституции РФ предусматривается государственная поддержка пожилых граждан (ч. 2 ст. 7). В официальных документах, на основе которых осуществляется государственная политика в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, применяются понятия «люди старшего возраста» и «старшее поколение» (например, в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г., утв. распоряжением Правительства РФ от 7 августа 2009 г. № 1101-р). В связи с этим полагаем возможным согласиться с точкой зрения об использовании данных понятий как равнозначных, так как в основу выделения данной группы населения вне зависимости от терминологических расхождений положен возрастной ценз, а именно для мужчин — старше 60 лет, для женщин — старше 55 лет (см.: Пожилое население России: проблемы и перспективы // Социальный бюллетень. 2016. № 5).

ния полной реализации прав данной уязвимой группы населения»3.

В ряде европейских стран, где ситуация с долей пожилых людей в структуре населения отличается наибольшей остротой, принимаются специальные законодательные акты, формирующие государственную политику по данному направлению. Например, в Польше принят Закон от 11 сентября 2015 г. «О лицах старшего возраста», учреждающий систему государственного мониторинга положения данной демографической группы. Примечательно, что предусматривается сбор информации по такому параметру, как активность пожилых граждан в сфере физической культуры и спорта4.

В мире обсуждаются как общие инструменты, касающиеся всех аспектов жизни старшего поколения, так и меры по отдельным направлениям, например в области трудовых отношений, здравоохранения, социальной защиты и т. д.5

Физическая активность является тем средством, которое имеет безусловное положительное влияние на здоровье человека и влечет позитивный общественный эффект (сохранение экономически активного

3 Абашидзе А. Х., Маличенко В. C. Международно-правовые основы защиты прав пожилых людей // Успехи геронтологии. 2014. Т. 27. № 1. С. 12.

4 Например, согласно последнему опубликованному докладу о положении лиц старшего возраста, который ежегодно готовится по результатам мониторинга, отмечается, что данная категория граждан относительно редко участвует в физкультурно-спортив-ных мероприятиях (25,1% от общего количества пожилых), а количество регулярно занимающихся физической культурой и спортом и того меньше — 10,6%. См.: Informacja o sytuacji osöb starszych w Polsce za rok 2017. URL: https://www.gov.pl/web/rodzina/ informacja-o-sytuacji-osob-starszych-za-rok-2017 (дата обращения: 25.04.2019).

5 См., например, рекомендацию № 162 Международной организации труда «О пожилых трудящихся» 1980 г.

населения, разгрузка системы здравоохранения и т. д.).

На этом фоне представляется актуальным обращение к анализу отечественного законодательства о физической культуре и спорте как одного из важнейших инструментов обеспечения развития физической культуры и спорта среди различных групп населения, в том числе лиц старшего возраста.

Значимость данной темы определяется и теми серьезными задачами, которые стоят перед государством и органами местного самоуправления по развитию массового спорта среди пожилых граждан. В частности, увеличение доли лиц старшего возраста, систематически занимающихся физической культурой и спортом, обозначено в качестве одного из приоритетов государственной политики: в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 7 августа 2009 г. № 1101-р; в государственной программе Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 302; в Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 5 февраля 2016 г. № 164-р; в федеральном проекте «Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта и подготовка спортивного резерва», где конкретизируются показатели по возрастным группам населения6. В указанном федеральном проекте планируется, что доля граждан старшего возраста, систематически занимающихся

6 Утвержден протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Демография» от 14 декабря 2018 г. № 3.

физической культурой и спортом, в общей численности граждан старшего возраста будет увеличена с базового значения 5,8% до 22% к 2024 г.

Вне всякого сомнения, такая масштабная задача может быть реализована исключительно при активизации государственных и муниципальных структур, а проблему вовлечения лиц старшего возраста в систематические занятия физической культурой и спортом как направление социальной политики следует рассматривать прежде всего в контексте и через призму компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления. При этом четко обозначенный концепт целеполагания и оценки эффективности деятельности государства, основанный на определении доли населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, подтверждает необходимость выделения в структуре федеральных органов исполнительной власти самостоятельного органа, отвечающего за государственную политику в области физической культуры и спорта, и актуализирует ее социальные начала в данной сфере. Соответственно, и в законодательстве о физической культуре и спорте должен усилиться социально-правовой элемент, притом что в последнее время наметился явный крен в сторону гражданско-правовой направленности данной отрасли.

Вовлечение старшего поколения в систематические занятия физической культурой и спортом — сложная задача. Ее решение требует комплекса мер. Так, предлагаются различные мероприятия организационно-управленческого характера, среди которых: создание координационно-совещательного органа в форме Совета по развитию физической культуры и массового спорта при Правительстве РФ; выстраивание системы соревнований для пожилых граждан; популяризация и развитие видов спорта и спортив-

ных дисциплин, рассчитанных прежде всего на данную демографическую группу (например, скандинавская ходьба); подготовка физкуль-турно-спортивных инструкторов по работе с лицами старшего возраста7.

Кроме того, представляется возможным рассмотреть и меры законодательного характера. До недавнего времени вопрос обеспечения пожилых граждан в физкультурно-спор-тивной жизни рассматривался в основном в разрезе так называемого ветеранского спорта (или спорта ветеранов). Было подготовлено несколько законопроектов, направленных на его развитие. При этом понятие «ветеранский спорт» и описываемое с его помощью социальное явление не охватывают в целом проблемы участия лиц старшего возраста в занятиях физической культурой и спортом. В литературе отмечается, что устоявшийся подход к пониманию ветеранского спорта предполагает включение в него спортивных практик не любого человека, а спортсменов, ушедших из большого спорта, но продолжающих выступления на соревнованиях уже иной возрастной категории8. Таким образом, понятие «ветеранский спорт» тесно связано с этапами профессионального пути лиц, имеющих статус спортсмена. Поэтому представляется некорректным применение его для характеристики участия в физкультурно-спор-тивной деятельности всех лиц старшего возраста. Кроме того, ветеран спорта не обязательно и не всегда должен относиться к указанной демографической группе. Ветеранами спорта могут быть и лица, не достигшие 30—40 лет9.

7 URL: http://government.ru/news/35473/ (дата обращения: 03.02.2019); http:// government.ru/orders/selection/401/35765/ (дата обращения: 25.02.2019).

8 См.: Колобков П. А., Виноградов А. А., Окуньков Ю. В. О развитии ветеранского спорта в Российской Федерации. М., 2014. С. 8—15.

9 Там же. С. 14.

Таким образом, признавая возможность законодательного регулирования отношений в области ветеранского спорта, учитывая его специфику, следует признать, что массовое вовлечение населения старшего возраста в систематические занятия физической культурой и спортом не может быть обеспечено исключительно в пределах правового оформления ветеранского спорта.

В рамках действующего законодательства задача по увеличению числа лиц пожилого возраста, систематически занимающихся физической культурой и спортом, как было отмечено выше, может быть решена через активизацию деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по развитию и поддержке массового спорта.

В Федеральном законе от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» под массовым спортом понимается часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическое развитие граждан посредством проведения организованных и (или) самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях (п. 4 ст. 2). В развитии массового спорта принимают участие как органы государственной власти, так и органы местного самоуправления. За федеральными органами государственной власти закрепляется полномочие участия в содействии развитию массового спорта (п. 213 ст. 6). Органы государственной власти субъектов РФ содействуют развитию массового спорта, в том числе включению соответствующих мероприятий в программы развития вида спорта (п. 11 и 42 ч. 1 ст. 8). Развитие массового спорта отнесено к компетенции органов местного самоуправления (п. 11 ч. 1 ст. 9).

Как видно из приведенных положений названного Федерального за-

кона, среди органов публичной власти основная нагрузка в деле вовлечения лиц старшего возраста в систематические занятия физической культурой и спортом приходится на муниципальную власть. При этом органы государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ фактически обязуются оказывать поддержку муниципальным образованиям в этом вопросе, так как, несомненно, физическая культура и спорт лиц старшего возраста — это часть массового спорта. Например, за счет средств государственных бюджетов могут возводиться объекты спорта в форме физкультурно-оздоровительных комплексов, составляющих инфраструктурную основу массового спорта на местах.

В ряде субъектов РФ в законодательстве о физической культуре и спорте общее полномочие по содействию развитию массового спорта конкретизируется применительно к различным группам населения, в том числе пожилым гражданам. В частности, в Законе Республики Алтай от 25 сентября 2008 г. № 81-РЗ «О физической культуре и спорте в Республике Алтай» среди основных направлений развития физической культуры и спорта указано и его развитие среди граждан пожилого возраста (п. 4 ст. 5). Данное направление признается приоритетным при предоставлении государственной поддержки также в Алтайском крае (п. 1 ст. 6 Закона Алтайского края от 11 сентября 2008 г. № 68-ЗС «О физической культуре и спорте в Алтайском крае»), Брянской области (ст. 2 Закона Брянской области от 9 ноября 2009 г. № 93-З «О физической культуре и спорте в Брянской области»), Новосибирской области (ст. 3 Закона Новосибирской области от 4 декабря 2008 г. № 285-ОЗ «О физической культуре и спорте в Новосибирской области»).

Признание на законодательном уровне в субъектах РФ важности физической культуры и спорта среди лиц старшего возраста имеет

большое значение. Вместе с тем даже в тех регионах, где отраслевое законодательство не содержит подобных положений, как показывает анализ, прежде всего программных документов, предусматривается проведение физкультурно-спор-тивной работы за счет бюджетных средств с пожилыми гражданами. Как правило, такая работа строится на финансировании и организации проведения физкультурных и спортивных соревнований. Нельзя, конечно, отрицать, что такой вариант, т. е. связанный со структурированием системы соревнований, вносит свой вклад в вовлечение старшего поколения в физкультурно-спор-тивную жизнь, но для обеспечения систематичности и массового охвата этого явно недостаточно.

Для организации систематических занятий физической культурой и спортом требуется соответствующая организационная структура (клубы, секции и т. п.), в рамках которой пожилые граждане могли бы с определенной периодичностью получать услуги физкультур-но-спортивного характера. Во многих муниципальных организациях, например, учреждаются физкультурно-оздоровительные комплексы, в составе которых функционируют так называемые группы здоровья (оздоровления), ориентированные на лиц старшего поколения.

Таким образом, можно констатировать, что законодательство в части полномочий органов публичной власти уже содержит положения, позволяющие им развивать физическую культуру и спорт среди лиц старшего возраста. Активизация же физкультурно-спортивной работы в данной группе населения, как представляется, возможна по следующим направлениям.

Первое — это пропаганда и популяризация физической культуры и спорта. Для этого могут быть использованы уже закрепленные в законодательстве инструменты государственной и муниципальной

политики в области физической культуры и спорта. В частности, в соответствии с Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации относится осуществление пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни (п. 12 ст. 6). Органы государственной власти субъектов РФ имеют право участвовать в осуществлении такой пропаганды (п. 5 ч. 2 ст. 8). К полномочиям органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта относится популяризация физической культуры и спорта среди различных групп населения (п. 2 ч. 1 ст. 9).

Второе направление связано с оплатой для граждан за счет бюджетных средств публичных услуг в области физической культуры и спорта. Законодательство о физической культуре и спорте, распределяя полномочия по развитию массового спорта между уровнями публичной власти, не содержит конкретных положений относительно того, как, в какой форме они должны быть реализованы. Во многих случаях на практике предоставление услуг обеспечивается через муниципальные физкультурно-спор-тивные комплексы за счет формирования муниципального задания, в том числе по предоставлению услуг для лиц старшего возраста10. Следует отметить, что при формировании муниципального задания муниципалитеты обладают большим усмотрением. Однако законодательство не определяет отдельно пожилых граждан как получателей муниципальных услуг, поэтому отсутствуют обязывающие нормы

10 В литературе отмечается, что «наличие системы публичных услуг — атрибут современного социального государства».См.: Пу-тило Н. В. Публичные услуги: между док-тринальным пониманием и практикой нормативного закрепления (10 лет спустя) // Журнал российского права. 2017. № 8. С. 82.

в части определения расходов муниципального задания именно на данную демографическую группу. Возможным вариантом гарантирования прав пожилых граждан видится выделение их в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в отдельную категорию жителей, в отношении которой органы публичной власти, прежде всего органы местного самоуправления, реализуют полномочия в части развития массового спорта.

Представляется, что такой вариант корреспондирует с п. 1 ст. 3 указанного Федерального закона, в котором одной из задач законодательства о физической культуре и спорте провозглашается обеспечение права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения. В таком случае данное общее право применительно к пожилым гражданам будет обеспечено конкретизированными обязательствами публично-правовых образований по предоставлению этим лицам публичных услуг в рассматриваемой области. Прежде всего речь идет об услугах по организации систематических занятий физической культурой и спортом.

В последнее время в ряде субъектов РФ предпринимаются шаги по модернизации физкультурно-спор-тивной работы с пожилыми гражданами. В этом отношении можно привести пример г. Москвы11, где с 2018 г. реализуется проект «Московское долголетие»12. Суть его заклю-

11 Следует признать, что во многом благодаря своим ресурсным и финансовым возможностям данный субъект РФ может позволить себе поиск и реализацию новых форм такой работы. Вместе с тем представляется, что московский опыт может быть задействован и в иных субъектах Федерации с учетом их особенностей.

12 Начало его реализации связано с принятием постановления Правительства Мо-

сквы от 13 февраля 2018 г. № 63-ПП «О про-

чается в том, что за счет средств городского бюджета финансируется участие граждан старшего поколения и иных категорий граждан в культурных, образовательных, физкультурных, оздоровительных и иных досуговых мероприятиях. При этом важно, что концептуальную основу составляет не просто идея поддержания средствами физической культуры и спорта здоровья лиц старшего возраста, а формирование модели активного участия данной демографической группы в общественной жизни, в социальных коммуникациях.

Проект рассчитан на граждан, имеющих место жительства в городе Москве, достигших возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин либо являющихся получателями досрочной страховой пенсии по старости или пенсии по выслуге лет независимо от их возраста. По данным мэра Москвы, в течение первого года реализации проекта предусмотренными им услугами воспользовались около 200 тыс. жителей13. Непосредственно физкультурно-спортивные услуги предоставляются юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы, а также индивидуальными предпринимателями, желающими участвовать в реализации проекта. Отбор кандидатов обеспечивается экспертными советами, создаваемыми при центрах социального обслуживания и государственном казенном

ведении в городе Москве пилотного проекта по расширению возможностей участия граждан старшего поколения в культурных, образовательных, физкультурных, оздоровительных и иных досуговых мероприятиях». В настоящее время действует постановление Правительства Москвы от 18 декабря 2018 г. № 1578-ПП «О реализации в городе Москве проекта "Московское долголетие"».

13 См.: Стенограмма заседания Совета по физической культуре и спорту при Президенте РФ 27 марта 2019 г. URL: http:// kremlin.ru/events/president/news/60152 (дата обращения: 25.04.2019).

учреждении г. Москвы «Ресурсный центр»14.

Данный пример показывает, что возможно привлечение к предоставлению публично значимых услуг в области физической культуры и спорта среди пожилых граждан не только бюджетных учреждений, но и частных лиц, что существенно расширяет организационную базу массового спорта.

В связи с этим следует отметить возможности, которые имеются в Федеральном законе от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», для активизации и поощрения общественного сектора в области физической культуры и спорта. Речь идет о таких институтах, как социально ориентированные некоммерческие организации (ст. 311) и исполнители общественно полезных услуг (ст. 314)15. Правительством РФ взят курс на поощрение некоммерческих негосударственных (немуниципальных) организаций в социальной сфере, увеличение доли бюджетных средств, получаемых социально ориентированными некоммерческими организациями. Так, заместителем Председателя Правительства РФ О. Ю. Го-лодец поручением от 23 мая 2016 г. № 3468п-П44 утвержден комплекс мер, направленных на обеспечение

14 Организация, специально созданная для развития социальных проектов среди лиц пожилого возраста, подведомственна Департаменту труда и социальной защиты населения г. Москвы.

15 В научной литературе данный процесс обозначается как коммодификация, суть которой во многом связана с расширением круга субъектов, оказывающих публичные услуги. См., например: Хабриева Т. Я. Основные векторы и проблемы развития социального законодательства // Журнал российского права. 2014. № 8. С. 6—7; Путило Н. В. Участие частных организаций в предоставлении публичных услуг // Административные процедуры и контроль в свете европейского опыта / под ред. Т. Я. Хабриевой, Ж. Марку. М., 2011. С. 293—313.

поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению на 2016—2020 гг. Предполагается в том числе активизация данных организаций при предоставлении услуг в области физической культуры и спорта. Приказом Министерства спорта РФ от 7 сентября 2016 г. был утвержден План мероприятий по реализации указанного комплекса мер16.

Кроме расширения участия некоммерческих организаций к развитию массового спорта среди пожилых граждан в формате социально ориентированных организаций представляется возможным также и повышение ответственности спортивных федераций в данном направлении. Следует напомнить, что в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» именно на спортивные федерации возлагается развитие культивируемых ими видов спорта. При получении государственной аккредитации спортивные федерации представляют в органы государственной власти в области физической культуры и спорта программы развития видов спорта. Разработка таких программ регламентируется Министерством спорта РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Пока соответствующие документы федерального и ре-

16 URL: https://www.minsport.gov.ru/ events/sotsialno-orientirov/ (дата обращения: 29.04.2019).

гионального уровней не включают положения в части конкретных показателей по развитию массового спорта. При этом представляется, что развитие спорта — это показатель, характеризующий не только выступления команд Российской Федерации или субъектов РФ, но и массовый охват населения тем или иным видом спорта. В связи с этим возможным видится конкретизация аккредитационных требований к общественным организациям, претендующим на получение статуса спортивных федераций, в части включения ими в проекты программ развития спорта положений о культивировании массового спорта, в том числе среди пожилых граждан.

Обеспечение прав лиц старшего возраста права на занятия физической культурой и спортом с учетом государственной задачи по вовлечению данной категории граждан в систематическую физкультур-но-спортивную деятельность требует принятия комплексных мер как организационного, так и законодательного характера. В части законодательного обеспечения требуется отдельное выделение в отраслевом законодательстве указанной демографической группы как получателей публичных услуг в области физической культуры и спорта, закрепление обязанностей органов государственной власти и органов местного самоуправления по поддержке ветеранского спорта, а также конкретизация обязательств спортивных федераций в части развития культивируемых видов спорта среди пожилых граждан.

Библиографический список

Informacja o sytuacji osöb starszych w Polsce za rok 2017. URL: https://www.gov.pl/web/ rodzina/informacja-o-sytuacji-osob-starszych-za-rok-2017 (дата обращения: 25.04.2019).

Абашидзе А. Х., Маличенко В. C. Международно-правовые основы защиты прав пожилых людей // Успехи геронтологии. 2014. Т. 27. № 1.

Колобков П. А., Виноградов А. А., Окуньков Ю. В. О развитии ветеранского спорта в Российской Федерации. М., 2014.

Пожилое население России: проблемы и перспективы // Социальный бюллетень. 2016. № 5.

Путило Н. В. Публичные услуги: между доктринальным пониманием и практикой нормативного закрепления (10 лет спустя) // Журнал российского права. 2017. № 8.

Путило Н. В. Участие частных организаций в предоставлении публичных услуг // Административные процедуры и контроль в свете европейского опыта / под ред. Т. Я. Хаб-риевой, Ж. Марку. М., 2011.

Стенограмма заседания Совета по физической культуре и спорту при Президенте РФ 27 марта 2019 г. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/60152 (дата обращения: 25.04.2019).

Хабриева Т. Я. Основные векторы и проблемы развития социального законодательства // Журнал российского права. 2014. № 8.

References

Abashidze A. Kh., Malichenko V. C. International legal framework of elderly rights protection. Uspekhi gerontologii, 2014, vol. 27, no. 1, pp. 11—17. (In Russ.)

Informacja o sytuacji osdb starszych w Polsce za rok 2017. Available at: https://www.gov.pl/ web/rodzina/informacja-o-sytuacji-osob-starszych-za-rok-2017 (accessed 25.04.2019).

Khabrieva T. Y. Main Vectors and Problems of Development of Social Legislation. Zhurnal rossijskogo prava = Journal of Russian Law, 2014, no. 8, pp. 5—15. (In Russ.) DOI: 10.12737/5271

Kolobkov P. A., Vinogradov A. A., Okun'kov Yu. V. On the development of veteran sports in the Russian Federation. Moscow, 2014. 31 p. (In Russ.)

Putilo N. V. Participation of Private Companies in Provision of Public Services. Administrative procedures and control in the light of european experience. Ed. by T. Y. Khabrieva, Zh. Marku. Moscow, 2011. p. 320. (In Russ.)

Putilo N. V. Public Services: between Doctrinal Understanding and Practice of Normative Consolidation (10 Years Later). Zhurnal rossijskogo prava = Journal of Russian Law, 2017, no. 8, pp. 81—92. (In Russ.) DOI: 10.12737/article_597714e850a8c3.10775309

The elderly population of Russia: problems and prospects. Sotsial'nyy byulleten, 2016, no. 5, 45 p. (In Russ.)

Transcript of the meeting of the Council on Physical Culture and Sports under the President of the Russian Federation on March 27, 2019. Available at: http://kremlin.ru/events/president/ news/60152 (accessed 25.04.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.