Научная статья на тему 'Место философии образования в структуре социально-философского знания'

Место философии образования в структуре социально-философского знания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
610
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ / СТРУКТУРА / ЗНАНИЕ / PHILOSOPHY OF EDUCATION / SOCIAL PHILOSOPHY / STRUCTURE / KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Куликов Сергей Борисович, Дмитриенко Валерий Александрович

В статье раскрывается место философии образования в структуре социально-философского знания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSITION OF PHILOSOPHY OF EDUCATION IN STRUCTURE OF SOCIAL-PHILOSOPHICAL KNOWLEDGE

The paper defends the thesis that philosophy of education has a special position in structure of social-philosophical knowledge. It's the part of philosophy which could help to maintain the logic of forming of mental representation of reality and principles of transition from tradition to innovation.

Текст научной работы на тему «Место философии образования в структуре социально-философского знания»

УДК 37.013.73

С. Б. Куликов, В. А. Дмитриенко

МЕСТО ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ В СТРУКТУРЕ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

В статье раскрывается место философии образования в структуре социально-философского знания. Ключевые слова: философия образования, социальная философия, структура, знание.

Для современной философии актуальным остается вопрос о внутренней дифференциации философского знания. Этот вопрос обусловлен, с одной стороны, важным противоречием, которое возникает между необходимостью выделения отдельных направлений философского исследования в целях конкретизации их предметной и проблемной области, а с другой - актуальным состоянием философского знания, которое традиционно не имеет строгих границ, аналогичных, допустим, разделам физико-математического естествознания.

В данном контексте принципиально важным выступает выявление места философии образования в структуре социально-философского знания. Решение этой задачи позволит в ясной и отчетливой форме представить цели и смысловое наполнение философских исследований образования в общем составе фундаментальных вопросов общественного бытия. Станет возможным обнаружить способы повышения качества подготовки научных и научно-педагогических кадров, базирующихся на принципах общей философии, но сохраняющих в достаточной мере четкие границы предметности.

Общим основанием выделения специального подраздела социальной философии, а именно философских исследований образования выступает представление о том, что в отношении теории и практики социальной мысли философия со времен И. Канта воспринимается как конституирующая область знания. Тесная взаимосвязь социальной философии и общей философии обусловлена тем, что общая философия содержит ряд установок, предполагающих выделение общезначимых законов. Перспективы приложения выявляемых общефилософских закономерностей раскрываются в самом абстрактном виде. Поэтому возможность выявить философию образования в границах общей философия, с одной стороны, и социальной философии, с другой стороны, совпадает с тем, что общая философия и социальная философия, предполагающая в качестве одной из своих предметных областей анализ проблем образования, соотносятся как фундаментальное основание познавательной деятельности и версия его возможной конкретизации.

Не менее существенной является возможность отделить философию образования, рассмотренную в составе социально-философских исследований, от общей или теоретической педагогики. В границах об-

щей педагогики, как особого направления исследований законов и закономерностей воспитания и обучения, в ином, нежели в социальной философии образования, смысле выявляются законы развития структуры и функционирования образования. В данном случае действие законов не распространяется на всю полноту проявлений воспитательного процесса. В отношении к социальной философии общая педагогика имеет вид одного из элементов эмпирического базиса, формируя сумму опытных данных, требующих дальнейшего анализа и систематизации.

Именно в таком ракурсе актуализируется вопрос о соотнесении социально-философских исследований образования и некоторых направлений философского анализа науки, в особенности философии педагогики. В данном отношении важным является то, что философия науки для педагогики имеет значение одной из теоретико-методологических основ. В частности, анализ общих форм научного мышления и уточнение перспектив его развития позволяют построить общую модель связи теоретической педагогики и практических областей ее применения.

В перспективе такой модели формируется особое представление действительности. В основу полагаются философские принципы интеграции науки и образования. Интеграция подразумевает концептуальное различие между сущностью и существованием мышления, отражая напряженность, противопоставленность, оппозиционность всех элементов как отдельных форм существования человеческой мысли. С этой точки зрения открывается целостность предпосылок самой возможности пересечения образовательного пространства с критицизмом научного сознания.

В число элементарных составляющих модели связи теоретической педагогики и практических областей ее применения также входит особое понятие о логике соотношения традиций и инноваций в современном образовании. Под традиционным образованием принято подразумевать принципы воспитания и обучения, восходящие к системе воззрений Яна Коменс-кого [1, 2]. В качестве предпосылки традиционное образование, истолкованное в категориях субъект-объек-тной оппозиции, допускает выявление специфической формы образовательной деятельности двусоставного вида. С одной стороны, субъектная сторона образовательного процесса совпадает с наличием активного творческого центра, представленного в роли школьного учителя или вузовского преподавателя. С дру-

Вестник ТГПУ. 2009. Выпуск 8 (86)

гой стороны, творческий центр противопоставлен объектной периферии учеников или студентов. В этих границах субъект передает коллективный опыт предшествующих поколений, причем в ситуации абсолютизации традиционных форм возникает тенденция к зарождению и воспроизводству авторитаризма.

Инновационные компоненты современного образования предполагают субъект-субъектное отношение участников образовательного процесса. В этом контексте объективируется само отношение сторон в форме диалога и сотворчества. Причем диалогические установки не свободны от некоторых проблем. В частности, образовательное пространство, включающее специфическое распределение ролей его участников, подразумевает зависимость общего порядка выстраивания такого распределения от возрастной дистанции субъектов, равно как и от неясности смысла для отдельных участников, а именно учеников набора целей и задач учебной программы.

Все эти проблемы имеют особое значение в поле социально-философского анализа, ибо раскрывают возможность понимания условий замыкания инновационных форм образования в границах становления относительно самостоятельных способов бытия. Способы бытия данного рода предполагают оппозицию между слоями общества, получившими «традиционное» или «инновационное» образование. С философской точки зрения, целостность социальных связей предполагает неизбежность (и неразрешимость) таких противоречий, выявляя особую диалектику традиций и инноваций в обществе.

Таким образом, модель связи теоретической педагогики и практических областей ее применения на основе философии, включающая особые формы понимания действительности и логики социальных отношений, предполагает возможность выделения оснований концептуализации образования и их критической рефлексии. В этих рамках социальная философия образования позволяет обобщать данные, предоставляемые педагогической наукой, и функционирует в составе философского анализа науки как относительно автономный его элемент.

В перспективе такого понимания места философии образования, по необходимости входящей как в состав общей философии на правах частного случая, так и в рамки социально-философского знания как отдельное направление исследований, может быть выделен целый ряд специфических функций философии образования. Становится возможным выявить фундаментальные признаки социального бытия образования, причем представляя его с самых различных сторон. Так, оказывается оправданным тезис о том, что развитие изучения аспектов образования, приводящее к возникновению относительно самостоятельных областей знания (социологии образования, экономики образования, информатики в образовании, политики в образовании и др.), в собственных осно-

вах предполагает логическую связь на базе социальной философии. Эта связь предполагает анализ форм существования мысли, обусловливающих способы представления действительности, а также типов социальных связей, основанных на явлении противодействия традиций и инноваций.

Наличие связи, раскрывающейся между представлением действительности и феноменом смены установок (от всего «традиционного», «старого» к чему-то «инновационному», «новому»), предполагает особый интерес к общим формам изменчивости общества. Изменчивость общества открывает перспективу анализа смысла истории, в рамках которой возможно выявление как минимум трех типов схематизации изменений: формационного, историко-стадиального и локально-исторического. В этом контексте реализация социально-философского подхода допускает возможность придания статуса более высокой степени общности конкретным исследовательским направлениям, ориентирующимся на отдельные аспекты изучения образования.

Философия образования, истолкованная как ветвь социальной философии, причем в аспекте формирования устойчивых связей между общефилософскими категориями, принципами анализа науки и теоретическими положениями педагогики в поле прояснения логики изменений социальных связей и отношений, ориентируется на повышение эффективности методов управления образованием и прогнозирования его развития. В число методических принципов управления социальным объектом входит понятие критериев точности знания, представлений о способах получения и обработки необходимой и достаточно полной по существенным параметрам информации. Помимо моделирования в перечень таких способов входит также проектирование объекта в рамках вычленения функциональной зависимости его изменений от времени. Это может быть положено в основу общих направлений анализа управления образованием. Философски истолкованное проектирование позволяет отвлечься от конкретной структуры образования и его содержания и сосредоточиться на анализе обобщенного вида стратегической линии развития образования. С этой точки зрения становится возможным выявление базовых оснований систематизации государственных (правовых, политических и др.) взглядов на сущность целевых установок образования, т. е. включиться в процесс разработки его доктрины. Так, в плане актуальных процессов создания в России системы, соответствующей принципам Болонского соглашения, это означает обращение внимания не только на отдельные элементы данной системы (например двухуровневое высшее образование), но и общую идеологию процесса как такового.

Таким образом, философия образования занимает в достаточной степени специфическое место в

структуре социально-философского знания. С одной стороны, данное направление исследований может быть истолковано как «средняя» ветвь, разделяющая общую философию и философию науки в поле анализа целого ряда социальных проблем: принципы формирования осмысленного представления действительности, связности переходов от «традиционного»

к «инновационному» и другие вопросы. С другой стороны, особенности положения философии образования в составе социально-философских исследований предполагают возможность истолковать данную область как источник информации относительно обобщенных способов управления образованием, анализ идеологических установок его развития.

Список литературы

1. Коменский Я. А. Лабиринт света и рай сердца / пер. с чеш. С. Скорвида и др. М.: МИК, 2000. 319 с.

2. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М.: Педагогика, 1982.

Куликов С. Б., кандидат философских наук, доцент ИК ТГПУ Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061. E-mail: sb2004.79@mail.ru

Дмитриенко В. А., доктор философских наук, профессор, зав. РАО, заслуженный деятель науки РФ.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061. E-mail: dwa@tspu.edu.ru

кафедрой педагога-исследователя ИТО ТГПУ, чл.-корр.

Материал поступил в редакцию 19.09.2009

S. B. Kulikov, V A. Dmitrienko POSITION OF PHILOSOPHY OF EDUCATION IN STRUCTURE OF SOCIAL-PHILOSOPHICAL KNOWLEDGE

The paper defends the thesis that philosophy of education has a special position in structure of social-philosophical knowledge. It’s the part of philosophy which could help to maintain the logic of forming of mental representation of reality and principles of transition from tradition to innovation.

Key words: philosophy of education, social philosophy, structure, knowledge.

Kulikov S. B.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Tomskaya oblast, Russia, 634061.

E-mail: sb2004.79@mail.ru

Dmitrienko V. A.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Tomskaya oblast, Russia, 634061.

E-mail: dwa@tspu.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.