Научная статья на тему 'Социально-философские основания формирования научно-образовательных структур'

Социально-философские основания формирования научно-образовательных структур Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
378
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / НАУКА / SOCIAL PHILOSOPHY / EDUCATION / SCIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриенко Валерий Александрович, Куликов Сергей Борисович

В статье представлена совокупность социально-философских оснований, на базе которых становится возможным в обобщенном виде раскрыть пути решения проблемы создания инновационных образовательных структур и тем самым выявить способы повышения качества подготовки научных и научно-педагогических кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дмитриенко Валерий Александрович, Куликов Сергей Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL-PHILOSOPHICAL FOUNDATIONS OF FORMING OF SCIENCE-EDUCATIONAL STRUCTURES

The paper defends the thesis that social-philosophical investigations could help to solve the problem of forming of innovation science-educational structures.

Текст научной работы на тему «Социально-философские основания формирования научно-образовательных структур»

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 316.33

В. А. Дмитриенко, С. Б. Куликов

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТРУКТУР

В статье представлена совокупность социально-философских оснований, на базе которых становится возможным в обобщенном виде раскрыть пути решения проблемы создания инновационных образовательных структур и тем самым выявить способы повышения качества подготовки научных и научно-педагогических кадров.

Ключевые слова: социальная философия, образование, наука.

На современном этапе развития образования актуальна проблема создания новых и модернизации существующих образовательных структур, призванных повышать качество подготовки научных и научно-педагогических кадров [1]. В данной статье раскрывается совокупность социально-философских оснований, на базе которых становится возможным в обобщенном виде представить пути решения этой проблемы, восполняя тем самым некоторые ранее выдвинутые авторами положения, в особенности концепцию подготовки специалистов для современной науки [2].

В границах социально-философского подхода может быть выделено наиболее общее в социальном бытии образования в качестве целостности отдельных аспектов данного объекта. Постановка под вопрос частных сторон образования приводит к тому, что исследования активно развиваются, углубляются и расширяются, превращаясь в относительно самостоятельные области знания. Причем такие области, как социология образования, экономика образования, информатика в образовании, политика в образовании и другие, напрямую не могут быть отнесены к отрасли педагогических наук. Статус определенной системности и внутренней организованности им придает социально-философское направление исследований.

Анализ различных аспектов образования представляет собой все более расширяющийся класс наук, объединенных общностью объекта исследования и различаемых своими предметами. Социально-философское направление исследований опирается на предельно общий (философский) способ понимания истории образования, и именно такое понимание истории выступает здесь своеобразной источниковедческой базой. Под этим подразумевается осмысление образования с точки зрения выявления основных стадий его развития в контексте становления общества. Схематизация периодов становления общества может различаться и в зависимости от специфики отдельной позиции представляет: 1) различение исторических особенностей образования в рамках конкретных

формаций (марксизм); 2) включение в состав особых типов общества (традиционного, индустриального, постиндустриального в границах историко-стадиального подхода); 3) раскрытие уникальных характеристик видов образовательной деятельности в рамках циклически организованного бытия культуры (локально-исторический подход).

Реализация социально-философского подхода допускает возможность придания статуса более высокой степени общности конкретным исследовательским направлениям, ориентирующимся на отдельные аспекты изучения образования. Причем сама такая возможность открывается вместе с выявлением инвариантных моментов, обнаруживающих законы и закономерности социального развития структуры и функционирования образования. Разработка проблемного поля социально-философского направления исследований, принципов и методов, используемых данной областью знания, эмпирической базы, понятийного аппарата является необходимой предпосылкой для решения этого чрезвычайно важного вопроса.

Социально-философское направление исследований образования ориентировано на повышение эффективности управления образованием и прогнозирования его развития. Управление социальным объектом предполагает точное знание о способах получения и обработки необходимой и достаточно полной по существенным параметрам информации. Данная процедура соответствует переводу исследуемого объекта из актуального состояния в проектируемое, а также введению необходимой коррекции с учетом развития объекта во времени. Следовательно, получение существенно общей, достаточно полной информации об образовании (например вследствие обобщения итогов социологических опросов, маркетинговых исследований и др.) выступает одной из важнейших задач социально-философского подхода к изучению развития образования и его мониторинга.

Все это лежит в основе общей стратегии управления образованием. Как представляется, в категориальный аппарат отдельных ветвей социально-фило-

В. А. Дмитриенко, С. Б. Куликов. Социально-философские основания формирования.

софских исследований образования наряду с такими центральными понятиями, как понятия самого образования и структуры образования, вполне естественным образом входит понятие стратегической доктрины образования. Содержание данного понятия раскрывается в отношении разработки научных основ политики в области образования, ибо под «доктриной образования» в общем и целом следует понимать систему государственных взглядов на сущность целевых установок развития образования. В понятие доктрины также включается представление о формах подготовки кадров (например, в системе, соответствующей принципам Болонского соглашения, это бакалавриат, магистратура и докторантура). Не менее важны и способы решения задач по материальному обеспечению подготовки.

Социальная философия образования выступает конституирующей областью знания и должна тесно взаимодействовать с общей философией, т. е. теорией познания и учением о бытии, а также с общей или теоретической педагогикой. Однако ни общая философия, ни педагогика не имеют своим специальным предметом изучения то же, что и социальная философия образования. В рамках общей философии господствует установка на общезначимость выявляемых законов, перспективы приложения которых обычно представляются в самом абстрактном виде. Например, для Г. Гегеля общество совпадает со ступенью самосознания абсолютного духа, в то время как в образовании он различает субъективную сторону (вхождение единичного субъекта в мир духовных связей и отношений) и процесс общего самообразования и самовоспитания духа [3]. М. Хайдеггер в рамках проекта фундаментальной онтологии обобщает мир социальных связей до «бытия-друг-с-другом». С этой точки зрения, одной из важнейших структур, обеспечивающих процесс воспроизводства знания (вернее, «понимания»), является язык, имеющий в качестве фундамента речь [4]. Таким образом, общая философия и социальная философия образования соотносятся как фундаментальное основание познавательной деятельности и версия его возможной конкретизации.

В отличие от социально-философского подхода в границах общей педагогики как исследования законов и закономерностей воспитания и обучения, в ином смысле выявляются законы развития структуры и функционирования образования. В данном случае действие законов не распространяется на всю полноту проявлений воспитательного процесса (он также зависит от морально-нравственных и правовых норм, ценностных ориентиров и многого другого). Общая педагогика в отношении к социальной философии имеет вид одного из элементов эмпирического базиса, наряду с другими дисциплинами формируя сумму опытных данных, требующих дальнейшего анализа и систематизации.

Более сложным является вопрос о соотнесении социально-философских исследований образования и некоторых направлений философского анализа науки, в особенности философии педагогики. Исследовательская практика [5] показывает, что относительно педагогики философия науки обладает в целом теоретико-методологическим значением, позволяя связать педагогические теории с областью их приложения. Под этим подразумевается, в частности, анализ общих форм научного мышления и уточнение перспектив его развития. В число философских оснований методологической культуры педагога-иссле-дователя помимо понятия об общей ее корреспонденции принципам антропологизма, ориентации на практику (деятельность), программный характер и сверхприродность или искусственность (надбиологизм) входят идеи рефлексивности, «чистого» логицизма и трансцендентальной феноменологичности. Опора на такие основания позволяет представить любую возможную форму педагогического исследования как сложную систему практической деятельности, которая обусловлена (запрограммирована) совокупностью методологических нормативов, причем относительно спонтанных по складыванию с позиции внешнего наблюдателя.

С этой точки зрения возможно раскрытие логики соотношения традиций и инноваций в современном образовании. Причем интерпретация в категориях субъект-объектной оппозиции допускает выявление в качестве предпосылки традиционного образования (его принципы восходят к системе воззрений Яна Коменского [6, 7]) ассоциацию субъектной стороны образовательного процесса с активностью творческого центра (учителя, преподавателя), противопоставленного объектной периферии учеников (студентов). Деятельность подобного рода предполагает, что субъект транслирует молодому поколению коллективный опыт предшествующих поколений, причем установка на абсолютизацию традиционных форм влечет за собой тенденцию к зарождению и воспроизводству авторитаризма.

Пределы современной ориентации образования на инновации предполагают субъект-субъектное отношение, объективирующее сам процесс взаимодействия сторон в рамках диалога и сотворчества. Основные проблемы инновационной стратегии включают неизбежную деформацию образовательного пространства в условиях: а) внешнего упорядочения самого пространства требованиями учебной программы (качественной несоизмеримости представления целей урока (лекции, семинара) учителем и учениками (преподавателем и студентами)); б) возрастной дистанции субъектов; в) вовлеченности участников диалога в процесс развития социума и подчинение их предпочтений феномену частной «моды». Эти проблемы также соотносятся с интенцией на самозамыкание инновационного образования, формирование самостоя-

тельных способов бытия, противопоставленных слоям общества, получившим традиционное (на тот или иной момент времени) образование. Сохранение целостности социальных связей предполагает неустра-нимость диалектики традиций и инноваций в качестве базиса становления образования в целом.

В перспективе особой модели представления действительности раскрываются философские основания интеграции науки и образования, подразумевая концептуальное различие между сущностью и существованием мышления и отражая собственную напряженность, противопоставленность, оппозиционность всех элементов. Эта модель обеспечивает целостность предпосылок самой возможности пересечения образовательного пространства с критицизмом научного сознания. Также обнаруживается возможность раскрытия принципов модернизации российского образования. Это обусловливается интенцией на проектирование и архитектонику теоретического ядра, центрирующего систему связей между наукой и образованием и возникающего в результате неизбежного напряжения между отечественным и зарубежным подходами (в свете отличий социокультурных контекстов их формирования).

Различение социальной философии образования, направленной на выделение законов и закономерностей развития структуры и функционирования образования, а также частных разделов философского ана-

лиза науки предполагает особое соотнесение этих направлений исследования. Философия науки позволяет выделить основания концептуализации образования, предполагая их критическую рефлексию. Социальная философия образования выступает частным вариантом разворачивания некоторых теоретико-познавательных предпосылок (например, акцентирующих сугубо эмпирические или рационалистические компоненты познания). Позволяя обобщать данные, предоставляемые педагогической наукой и целым рядом других дисциплин, социальная философия образования функционирует в составе философского анализа науки как относительно автономный его элемент.

Таким образом, в число социально-философских оснований формирования научно-образовательных структур входят: 1) представление о системной организации предметного различия отдельных направлений исследования образования и форм их реализации; 2) понимание относительно самостоятельного функционирования исследовательских направлений в составе целого. При этом социальная философия позволяет 1) сфокусировать познавательные интересы в поле выработки стратегии развития образования; 2) выделить общие особенности управления и мониторинга образования; 3) выйти на более высокий уровень осмысления, опираясь на положения общефилософского порядка и теоретико-методологические принципы философии науки.

Список литературы

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года / Министерство образования РФ. М.: ИПК МГУП, 2002. 28 с.

2. Дмитриенко В., Куликов С. Концепция подготовки специалистов для современной науки // Высшее образование в России. 2007. № 8.

С. 94-96.

3. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа. М.: Мысль, 1977. С. 326-381, 39.

4. Хайдеггер М. Бытие и время. Харьков: Фолио, 2003. С. 141-150, 187-194.

5. Куликов С. Б. Философско-научные основания концептуализации образования // Труды Института теории образования ТГПУ / под ред. В. А. Дмитриенко. Вып. 2. Томск: Изд-во ТГПУ, 2006. С. 11-18.

6. Коменский Я. А. Лабиринт света и рай сердца / пер. с чеш. С. Скорвида и др. М.: МИК, 2000. 319 с.

7. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М.: Педагогика, 1982.

Дмитриенко В. А., доктор философскю наук, профессор, зав. кафедрой педагога-исследователя ИТО ТГПУ, чл.-корр. РАО, заслуженный деятель науки РФ.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 6G, г. Томск, Томская область, Россия, 634G61.

E-mail: dwa@tspu.edu.ru

Куликов С. Б., кандидат философскю наук, доцент ИК ТГПУ Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 6G, г. Томск, Томская область, Россия, 634G61.

E-mail: sb2GG4.79@mail.ru

Материал поступил в редакцию 15.09.2009

B. A. flMumpueHKO, C. E. KynuKoe. Coцuanbнo-$unoco$cкue ocHoeanuR ^opMupoeanuH.

V A. Dmitrienko, S. B. Kulikov SOCIAL-PHILOSOPHICAL FOUNDATIONS OF FORMING OF SCIENCE-EDUCATIONAL STRUCTURES

The paper defends the thesis that social-philosophical investigations could help to solve the problem of forming of innovation science-educational structures.

Key words: social philosophy, education, science.

V. A. Dmitrienko

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaja, 60, Tomsk, Tomskaya oblast, Russia, 634061.

E-mail: dwa@tspu.edu.ru

S. B. Kulikov

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaja, 60, Tomsk, Tomskaya oblast, Russia, 634061.

E-mail: sb2004.79@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.