Научная статья на тему 'Место дисциплины «Иностранный язык» в образовательных заведениях среднего Урала (1919-1923г. )'

Место дисциплины «Иностранный язык» в образовательных заведениях среднего Урала (1919-1923г. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ / МЕТОД ПРЕПОДАВАНИЯ / ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНЫЙ ПЛАН / FOREIGN LANGUAGES / TEACHING METHOD / LANGUAGE EDUCATION / SCHOOL CURRICULUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антидзе Светлана Александровна

Анализируется роль иностранного языка в учебно-воспитательном процессе образовательных заведений Урала в 1919-1923 гг. Обосновывается важность языкового обучения в уральском регионе в первой трети XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антидзе Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF FOREIGN LANGUAGES IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIDDLE URALS (1919-1923)

The article analyses the foreign language role in the training process of the Urals educational institutions in 1919-1923 and aims to substantiate the importance of the language schooling in the region in the first third of the XX century.

Текст научной работы на тему «Место дисциплины «Иностранный язык» в образовательных заведениях среднего Урала (1919-1923г. )»

УДК 371:94 (470.5)

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ СРЕДНЕГО УРАЛА (1919-1923Г.)

Антидзе Светлана Александровна, аспирант Нижнетагильская государственная социально- педагогическая академия г. Нижний Тагил, Свердловская область, Россия sveta_antidze@mail. ru

Анализируется роль иностранного языка в учебно-воспитательном процессе образовательных заведений Урала в 1919-1923 гг. Обосновывается важность языкового обучения в уральском регионе в первой трети XX века.

Ключевые слова: иностранные языки; метод преподавания; языковое образование; учебный план.

THE ROLE OF FOREIGN LANGUAGES IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIDDLE URALS (1919-1923)

Antidze Svetlana

Nizhniy Tagil State Social-Pedagogical Academy Nizhniy Tagil, Sverdlovskaya oblast, Russia sveta_antidze@mail. ru

The article analyses the foreign language role in the training process of the Urals educational institutions in 1919-1923 and aims to substantiate the importance of the language schooling in the region in the first third of the XX century.

Keywords: foreign languages; teaching method; language education; school curriculum.

Настойчивое продвижение общества к демократическому устройству и рыночной экономике серьезно видоизменило содержание и функции образования как важного фактора социальной стабильности, расширило его горизонты. В современных условиях образовательное учреждение - школа, например - вправе выбирать собственный вариант учебного плана, вводить дифференцированное и профильное обучение, позволяющие выдержать конкуренцию и занять свое место в социальной нише [1]. И совершенно ясно в этом отношении, что проверка на общественную востребованность демонстрирует очевидную необходимость изучения иностранных языков в школах, как для индивидуального успеха учащихся, так и для долгосрочного развития всей страны.

Эволюция развития современной концепции российского образования определяет актуальность языкового обучения.

Какое место занимали иностранные языки в образовательном процессе школ Урала первой трети XX века? Чем руководствовались преподаватели некоторых уральских учебных заведений, делая акцент на изучение иностранных языков? Осмысление этих вопросов позволяет представить комплексный характер истории формирования учебно-воспитательного процесса, на примере изучения

иностранных языков в самых разных образовательных заведениях уральского региона.

На основании имеющихся в нашем распоряжении архивных документов: статистических сведений по школам Нижнетагильского уездного отдела народного образования за 1919-1920гг., отчетов о работе отделов народного образования и школ Нижнетагильского уезда за 1918-1923гг., анкетных данных о состоянии школ Нижнетагильского уезда за 1920г., результатах инспекторских обследований состояния и работы школ Нижнетагильского уезда за 1922 г., - мы попытались проанализировать практики распределения языковых недельных часов, составления учебных планов в школах Среднего Урала.

В результате нашего исследования стало очевидным, что список уральских школ, в которых когда-либо изучался иностранный язык, не велик в сравнении с общим числом учебных заведений того времени (1919- 1923гг.). Однако анализ конкретных исторических документов подтвердил, что в некоторых школах Уральского края среди прочих многочисленных предметов имело место и преподавание иностранного языка. Так, например, нами было установлено, что в школе II ступени - Нижнетагильской «язык преподавания был русский и немецкий» [2]. Каких - либо конкретных данных относительно учебной программы по иностранному языку, преподавательского состава, языковой недельной нагрузки, к сожалению, нам выяснить не удалось. Однако, перелистывая архивное дело, мы обнаружили, что:

1. Время основания школы: 1894г.; школа преобразована из Высшего начального училища; состояла в Оренбургском ведомстве; была мужской школой; обучение - бесплатное, содержалась за счет государства.

2. Число отделений в школе: 4 основных, 4 параллельных.

3. Образовательный ценз, стаж работы и состав учителей (1919-1920 уч.гг.): В школе работало 7 учителей. Высшее образование было лишь у одного человека, все остальные имели - среднее. Педагогический стаж 6 учителей составлял 5 лет и более, 1 преподаватель имел 2 года практики.

4. Состав учащихся, их возрастная группа: В школе обучались дети с 9 летнего возраста (5 человек). Всего за 1919-1920 гг. в стенах школы учились 358 человек [3].

Другим доказательством того, что в уральских образовательных заведениях иностранный язык изучался среди прочих предметов, может служить и школа II ступени № 4[4]. Из архивных документов следует, что в школе работали 6 учителей. Немецкий язык преподавал Н.С.Гибсон, который за плечами имел 7 классов гимназии [4].

Учебно-воспитательный процесс в школе строился следующим образом. Ученики посещали занятия 5 дней в неделю, с понедельника по субботу. В среднем в день было по 4 - 5 уроков, с учебной нагрузкой приблизительно в 22 часа. В школе применялась предметная система преподавания. Занятия проводились по программам начальных училищ и средних учебных заведений.

Изучение расписания учебных занятий показало, что в I А и I Б группах учащиеся имели по 3 урока немецкого языка в неделю. Такое же число недельных занятий по иностранному языку было у школьников II и III групп. Кроме «нового языка» в школе изучались: словесность, физика, алгебра, геометрия, рисование, черчение, история, естествознание, арифметика и география. В соответствии с

расписанием учебных занятий - 23 урока в неделю.

Из исторических документов, адресованных в Нижнетагильский уездный отдел народного образования (Уотнаробр), нами установлено, что в школе II ступени № 2 одним из обязательных предметов согласно учебному плану был тоже немецкий язык [5].

Это учебное заведение было исключительно мужским. В школе обучалось 110 человек, большая часть учеников были дети рабочих и служащих.

Учителем немецкого языка числилась Романова Е. А., закончившая 8 классов гимназии и сдавшая экзамен по иностранному языку на право преподавания немецкого языка.

Обращает на себя внимание тот факт, что в процессе реализации учебно-воспитательного процесса в школе формировалось очень важное направление деятельности, обозначенное нами как совершенствование педагогической деятельности учительского состава. Прежде всего, стало очевидным, что учителя стремились повысить свое педагогическое мастерство, накопить опыт и поделиться собственным мнением с преподавателями других школ II ступени по вопросам постановки учебно-воспитательного дела. Основными формами повышения квалификации могут быть названы: периодическое участие в совещаниях для учителей школ II ступени, обмен опытом и, безусловно, самообразование.

По мнению педагогического состава школы, для работы в школе II ступени была «необходима более солидная подготовка, чем та, которая дается, например, в 9 классах гимназий, как в смысле общего развития, так и относительно знаний специально педагогических. Но само школьное дело заставляет искупать эти недостатки путем самообразования и заставляет его искать новые пути в преподавании путем, хотя бы знакомства с новыми методическими руководствами и применения их в виде опыта, на практике» [5]. Такое понимание проблемы наводит на мысль о том, что к вопросу обучения в школе подходили без ложной скромности серьезно. Учителя явно прикладывали немалые усилия, чтобы улучшить образовательный процесс.

В школе применялась наиболее характерная для школ II ступени предметная система преподавания. Общим принципом в преподавании являлось стремление дать знания ученикам не в готовой форме, а так, чтобы они являлись результатом их самостоятельной работы, их поиска, наблюдений, обобщений и выводов.

Немецкий язык преподавался приблизительно по программе мужских средних учебных заведений в объеме 4 классов. В неделю в каждом из классов было по 4 урока иностранного языка.

Следует отметить, что Романова Е. А., учитель немецкого языка, пыталась применять в учебной деятельности новый естественный метод профессора Берли-ца, основанный на широкой наглядности, аналогии и обобщении. Этот метод, по мнению некоторых современников, например, П. П. Блонского, являлся самым подходящим для преподавания в индустриальной трудовой школе. Его, в основном, использовали при заучивании новых слов и чтении статей. На занятиях для закрепления уже полученных знаний прибегали к многочисленным наглядным пособиям или рисункам, выполненным самими учащимися, что демонстрировало актуализацию использования методических приемов на уроках немецкого языка в школе II ступени № 2.

Изучая материалы дела, связанные с инспектированием школ Нижнетагильского уезда за 1922-1923 уч.г., мы установили, что в Надеждинской школе II ступени тоже преподавался иностранный язык [6]. Язык обучения - французский. Учителем числилась Москаленко Е. И. К сожалению, ни учебной программы, ни методических материалов по преподаванию французского языка, нами в этом деле не обнаружено.

Анализ списка учителей и их специализации, подтвердил, что в школе кроме французского языка изучались: математика, география, русский язык, словесность, естествоведение, физика, рисование, физкультура [6].

Преподавание иностранного языка в школах Урала, несомненно, осуществлялось, однако, как свидетельствуют многочисленные архивные документы, изучение иностранного языка полностью отсутствовало в школах I ступени. Нами были просмотрены свыше 500 листов архивного дела № 66 и сотни анкетных карточек учителей школ I и II ступени уральского региона на 1920г. [7].Анализ исторических документов доказал, что в данных школах обучение иностранному языку не велось. Однако, несмотря на отсутствие новых языков в программах этих учебных заведений, мы выяснили, что некоторая часть школьных работников владела знаниями иностранного языка. Следует признать, что преподавание иностранных языков не входило в их компетенцию. У них совершенно другая специализация. Тем не менее, в своих анкетных данных на вопрос о владении иностранными языками, многие из учителей отмечали некоторые познания в этой области. Так, в большинстве случаев упоминался французский язык. Из огромного количества анкетных карточек в 20 числился именно этот язык. Кроме того, учителя прежде изучали немецкий, латинский, греческий языки [7].

Таким образом, становится ясно, что далеко не во всех образовательных заведениях уральского края в первой трети XX века обучали иностранным языкам. Однако, изучив архивные документы, понимаем, что в некоторых школах II ступени осуществлялось преподавание иностранного языка. Как свидетельствуют анкетные данные учителей школ I и II ступени уральского региона за 1920 г., 25 учителей, обучавших различным учебным дисциплинам, владели некоторыми познаниями по иностранным языкам. Это подтверждает мысль о том, что языковому образованию уделяли внимание - иностранным языкам обучали в уральских учебных заведениях начала XX века.

Необходимость изучения иностранного языка была вызвана велением времени, когда в связи с совершенствованием техники производства, усложнением хозяйства, возрастала и потребность в грамотных и квалифицированных рабочих. Умение понимать иностранную речь и говорить на языке открывало новые горизонты формирования будущих специалистов. Вопросы, связанные с изучением иностранного языка, пыталось решить руководство уральского края еще в начале XX века. Эти проблемы остаются актуальными и в наши дни.

Литература

1. Областная газета № 352 (4597) от 7 ноября 2008 года. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации Президента России Дмитрия Медведева.

2. НТГИА. Ф. 141.Оп. 1. Д.5. Л.190 -192.

3. НТГИА. Ф. 141.Оп. 1. Д.5. Л.194.

4. НТГИА. Ф. 141.Оп. 1. Д. 87. Л.188 - 189 об.

5. НТГИА. Ф. 141.Оп. 1. Д. 87. Л.204 - 205 об.

6. НТГИА. Ф. 141.Оп. 1. Д. 159. Л.15 - 16.

7. НТГИА. Ф. 141.Оп. 1. Д. 66. Л.1-552.

УДК 373.51

УПРАВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ МАРШРУТАМИ УЧАЩИХСЯ В СЕТЕВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Бурдельная Юлия Анатольевна,

к.п.н., заведующий кафедры управления и экономики образования

Институт развития образования Омской области, г. Омск, Россия burdelnayaua@mail. ru

В данной статье обобщается опыт управления индивидуальными образовательными маршрутами обучающихся в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений. Раскрывается алгоритм управления индивидуальными маршрутами на основе сетевой модульной программы профильного обучения и возможности зачета сетевых курсов, освоенных в различных образовательных учреждениях.

Ключевые слова: сетевое взаимодействие образовательных учреждений; профильного обучения; индивидуальный образовательный маршрут; кредино-рейтинговая система; модульная программа.

MANAGEMENT INDIVIDUALLY EDUCATIONAL ROUTES STUDENTS IN NETWORKING OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Burdelnaya Yulia

Institute of Education of Omsk Region, Omsk, Russia burdelnayaua@mail. ru

In Dana article summarizes experience in management of individual educational routes studied in the conditions of networking of schools. Discloses a control algorithm of individual educational routes through a network of modular program of Special Education and the possibility of offsetting the network of courses that have been domesticated in different obrazatelnyh institutions.

Keywords: network interaction of educational institutions; profile training, an individual educational route; kredino-rating system; the modular program.

Сетевое взаимодействие образовательных учреждений направлено на формирование устойчивых и упорядоченных связей между ними, которые определяют структуру сети, оказывают воздействие его участников друг на друга, обуславливают их изменения и развитие. Требование более полного удовлетворения современных образовательных запросов при эффективном использовании имеющихся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.