Научная статья на тему 'История становления гуманитарного образования на Урале в 20-е годы XX века (на примере обучения иностранному языку в Нижнетагильском горнометаллургическом техникуме)'

История становления гуманитарного образования на Урале в 20-е годы XX века (на примере обучения иностранному языку в Нижнетагильском горнометаллургическом техникуме) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
313
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ / ШКОЛЬНЫЙ СОВЕТ / УЧЕБНЫЙ ПЛАН / ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антидзе Светлана Александровна

Анализируется процесс становления гуманитарного образования на Урале в 20-е годы XX века на примере одного из ведущих образовательных заведений Нижнетагильского горно-металлургического техникума. Обосновывается значимость языкового обучения в развивающемся промышленном районе страны в начале XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История становления гуманитарного образования на Урале в 20-е годы XX века (на примере обучения иностранному языку в Нижнетагильском горнометаллургическом техникуме)»

УДК 377:94(470.5)

Антидзе Светлана Александровна

Аспирантка Нижнетагильской государственной социально-педагогическая академии sveta_antidze@mail.ru, Нижний Тагил

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРАЛЕ В 20-Е ГОДЫ XX ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НИЖНЕТАГИЛЬСКОМ ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОМ ТЕХНИКУМЕ)

Antidze Svetlana Alexandrovna

Nizhniy Tagil State Social-Pedagogical Academy sveta_antidze@mail.ru, Nizhniy Tagil

THE HISTORY OF ESTABLISHING LIBERAL ARTS EDUCATION IN THE URALS IN THE 1920-S (BASED ON LANGUAGE TEACHING IN MINING - METALLURGICAL TECHNICAL COLLEGE OF NIZHNIY TAGIL)

Поскольку проблемы образования и воспитания относятся к актуальным вопросам жизни современного человеческого сообщества, они всегда находятся в фокусе внимания социологов, философов, культурологов, педагогов и представителей других наук. Значимость образования как общественного явления определяется тиражированием социальных норм, ценностей, стандартов, передачей знания духовных богатств, которые выработало человечество, подрастающему поколению, усвоением результатов общественноисторического познания, отраженного в науках о природе, обществе, технике и искусстве, овладением трудовыми навыками и умениями.

В процессе исторического становления образования его содержание претерпело существенные изменения. С изменением направленности общественного развития, с изменениями «ценностей эпохи» менялась сущность образования. Так, в Древней Греции особое место занимало изучение разных видов искусств, в Древнем Риме большое внимание уделяли подготовке государственных деятелей и военоначальников. Средневековье базировалось на христианских канонах, в период Эпохи Возрождения, где все основывалось на принципах гуманизма, усиленно изучали литературу и искусство. С приходом НТР особую популярность получили естественные науки. Теперь же особую значимость приобретает гуманитарное знание и его отражение в содержании образования.

Таким образом, интерес эпохи диктует содержание образования. Через образование происходит обучение и воспитание представителей общества. Образование играет определяющую роль в развитии гражданского общества, формировании институтов и благоприятного режима государственного управления, имеет огромное значение для накопления социального капитала.

236

В современных условиях для гармоничного развития и процветания России, для становления сильного демократического государства, комфортного для жизни его граждан, по мнению Президента России, нужна новая модель формирования кадрового резерва, которая позволила бы привлечь в органы управления, в бизнес и промышленность наиболее талантливых, творчески мыслящих и профессиональных людей [13]. Основным условием эффективных действий по модернизации системы образования является четкая формулировка общенациональной стратегии образования.

В связи с этим особую актуальность в последнее время получает осмысление проблем реформирования системы образования на всех его уровнях, что является решающим как для индивидуального успеха, так и для долгосрочного развития всей страны. Образование создает личность, формирует образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации.

В этом отношении гуманитарное образование является не только стратегически важным фактором обеспечения социально-экономического развития, научно-технического прогресса, но и неким фундаментом духовной безопасности человека и общества в целом. Гуманитарное образование -«основа основ» духовной жизни человека. Именно оно формирует человека как существо мыслящее, начиная с первых этапов его социолизации. Именно система гуманитарного образования определяет суть любого таланта в любой сфере профессиональной деятельности.

Гуманитаризация предполагает, прежде всего, приобщение человека к гуманитарной культуре человечества. Другими словами, гуманитаризация обычно рассматривается как необходимый компонент профессионального образования, способствующий преодолению одномерности человека, задаваемой его профессиональной подготовкой. Это конкретный способ приобщения молодого человека к духовным ценностям цивилизованного мира, его окультуривание в широком смысле слова, отнюдь не сводимом к узкой профессионализации.

Поэтому необходимость реформирования современного гуманитарного образования, в первую очередь, вызвана важными функциями гуманитарной культуры, обеспечивающей с одной стороны, духовную преемственность нации, с другой - являющейся условием успешности человека в узкоспециальной сфере в личностном отношении [2, с. 302-303].

В контексте переживаемых обществом цивилизационных проблем, в реальной социокультурной ситуации вопросы гуманитаризации образования как основы духовной безопасности человека и общества, залога гармоничного развития государств, рассматриваются в качестве важнейшего условия повышения эффективности образования и воспитания и как лучшее «лекарство» для преодоления кризисных ситуаций.

Анализ исторического опыта доказывает, что именно на усиление гуманитарной подготовки специалиста любого профиля, возлагались надежды в странах, оказавшихся в тяжелом положении, начиная с эпохи Просвещения. Ослабление значимости гуманитарного образования влекло за собой проблемы в сфере образования в целом.

Чрезмерное внимание к техническим и профессиональным навыкам, снижение роли гуманитарного цикла в общей структуре подготовки специалистов объясняет и кризисные явления 70-х годов XX века в ряде стран. В то историческое время гуманитарные науки либо ограничивались одним предметом, либо отсутствовали вообще в системе учебных планов.

В частности, программы в США в 72% высших заведений не предусматривали изучения американской литературы и истории. К тому же, в 75% вузов страны из учебных программ было исключено преподавание европейской истории. Относительно изучения иностранных языков в вузах вопрос в стране решался также, в основном, не в пользу последних. Так, учебные программы лишь менее 50% вузов требовали изучения иностранных языков [2, с. 168-169]. Вышеприведенные примеры демонстрируют устойчивое снижение уровня гуманитарного образования.

Сегодняшней России становится ясно, что отсутствие или недостаток уровня общей культуры порождает процессы торможения должного развития точных наук, требующих большого интеллектуального потенциала. В свою очередь, проекты, реализуемые без гуманитарной поддержки, приводят к техногенным катастрофам [13].

Актуальность усиления гуманитарной подготовки специалиста любого профиля обусловлена историческим контекстом концепции образования современной России.

Нельзя рассматривать перспективы развития образовательной системы, исходя только из анализа настоящего. Для построения некоторого вектора необходимо зафиксировать историческую точку отчета.

Как решался вопрос обучения иностранным языкам в технических образовательных заведениях на Урале в 20-е годы XX в.? Почему в начале XX в. в системе советского технического образования был сделан акцент не только на формирование технических и профессиональных навыков слушателей, но и на усиление гуманитарного образования, в частности на обучение иностранным языкам? Чем обусловлен интерес преподавательского состава Выйской школы в Нижнем Тагиле к процессу обучения иностранным языкам? Осмысление этих вопросов позволяет представить комплексный характер, форму и структуру истории формирования образовательного процесса в Нижнетагильском горнозаводском техникуме.

Несмотря на большое количество статей и монографий, ряд важных вопросов истории развития школ при горных заводах Урала, в частности практики формирования и развития процесса обучения иностранному языку, еще не получили всестороннего научного освещения.

Анализ протоколов заседаний школьного совета Нижнетагильской горнозаводской школы, хранящихся в Нижнетагильском Государственном историческом архиве, позволяет отразить практики комплектации кадрового состава преподавателей, выбора сроков обучения, распределения недельной нагрузки, формирования системы оплаты труда преподавателей иностранного языка в Выйской школе в 20-е г. XX в., выпускники которой шли работать на горные заводы и фабрики.

В первой половине XIX в. в связи с ростом горнозаводской промышленности и совершенствованием техники производства, возрастала и потребность в грамотных и квалифицированных специалистах по горному делу. Для нормального обеспечения функционирования заводов необходимы были надзиратели заводских производств, приказчики, горные техники, механики и другие профессиональные кадры горнометаллургического производства. Привлечение иностранных специалистов для зарождавшейся металлургической промышленности не могло удовлетворить ее растущие потребности в обученных кадрах. К тому же стоимость их услуг обходилась казне достаточно дорого. Обучение молодых людей за границей с целью получения российской молодежи нужных знаний и определенной специальности также не давало необходимого эффекта. Все это требовало больших затрат и встречало различные трудности. Поэтому не случайно перед государственной властью была поставлена задача о принятии неотложных мер по обучению собственных молодых специалистов, непосредственно на Урале. При этом усиленное развитие промышленности в российской империи требовало поставить подготовку технического персонала для заводов на качественно более высокий уровень. Для этого, например, в Нижнем Тагиле в середине XVIII в. по предписанию Н. А. Демидова была открыта горнозаводская школа [1].

Рассматривая различные периоды развития Выйской школы (она же: Нижнетагильское арифметическое училище Демидовых (1765-1806 гг.) - Выйс-кое высшее заводское училище (1806-1862 гг.) - Нижнетагильское реальное училище (1862-1896 гг.) - Нижнетагильское горнозаводское училище (1896— 1917 гг.), - Нижнетагильский Горнозаводской Техникум (1921 г.) - от сост.), можно обнаружить, что в начальные периоды его развития преподавание некоторых предметов в этом учебном заведении достаточно часто зависели от случая. Подтверждением этому может служить запись в отчете П. П. Ларионова «Сведения об учебных заведениях Нижнетагильского горного округа на 1 января 1915 г.». Она гласит: «находился крепостной, знающий францу зский язык - вводили этот язык, находился механик - поручалось преподавание механики». За недостатком подходящих преподавателей совершенно разнородные предметы поручалось вести одному и тому же лицу, в основном, старшему учителю или смотрителю [3, с. 3].

В повестке дня заседания Педагогического совета Нижнетагильского горнозаводского технического училища от 18 апреля 1920 г. одним из предложенных вопросов было «распределение уроков персонально между преподавателями и в связи с этим приглашение новых преподавателей» [8].

Согласно списку преподаваемых в этом учебном заведении предметов (всего их числится 17) учащихся обучали горному искусству, математике, практической химии, законоведению, механике, рисованию и черчению и др. Однако архивные документы засвидетельствовали и то, что среди дисциплин, входящих в курс горнозаводского училища, отсутствует преподавание иностранных языков. Этот факт у нас не вызывает удивления, при-

нимая во внимание хаотичный выбор учебных предметов, определяющийся наличием соответствующих преподавателей в учебном заведении.

Протоколы заседаний школьного совета Нижнетагильского горнозаводского училища за 1919-1920 гг. позволяют нам утверждать, что вопрос преподавания иностранных языков, в частности немецкого, время от времени выносился на рассмотрение заседаний педагогического совета. В протоколе №3 от 07.07.1920 г. значится, что на очередном собрании под председательствованием М. Н. Ветлугина вновь был поднят вопрос об изучении учащимися немецкого языка, о чем свидетельствует запись: «поручить Л. И. Челышеву просить Ведне взять уроки немецкого языка» [9]. Анализ исторических документов подтвердил факт согласия инженера Р. Ю. Венде «на преподавание немецкого языка в Горнозаводском училище» [10].

Вызванная велением времени потребность изучения иностранного языка, ясно осознавалась не только преподаватели учебного заведения, но и самими учащиеся. По просьбе слушателей II класса в учебную программу их класса было введено преподавание немецкого языка. 7 октября 1920 г. на заседании школьного совета рассматривался вопрос относительно необходимости изучения немецкого языка в школе, о чем с докладом выступил Е. В. Смольников. Распределения учебного времени, отведенного на изучение немецкого языка, происходило следующим образом. На 1 и II семестре приготовительного класса, равно как и в I классе школы, на иностранный язык отводилось по 2 часа в неделю, однако в старших классах горнозаводского училища (II, III, IV классы) учебное время было ограничено лишь одним часом. Таким образом, следует, что на преподавание немецкого языка во всех классах отводилось 7 часов в неделю [11].

Согласно историческим документам Р. Ю. Венде составил программу преподавания немецкого языка, учитывая указанное количество часов [И]. (К сожалению, обнаружить учебную программу по иностранному языку в фондах Нижнетагильского Государственного исторического архива за исследуемый в нашей статье период, нам не представилось возможным). За учителем закреплялось право «объединять на занятиях по несколько классов», поскольку почти во всех группах изучение немецкого языка осуществлялось практически с нуля [11].

Должностные лица училища понимали необходимость профессиональной подготовки грамотных квалифицированных кадров для горнозаводской промышленности Урала. Они осознавали, что владение иностранным языком окажет положительное влияние на повышение уровня профессиональной подготовки будущих специалистов горного дела. Таким образом, цель обучения немецкому языку они видели, прежде всего, в предоставлении возможности ученикам «читать технические книги при помощи словаря» [11].

Можно предположить, что изучение иностранного языка не являлось само по себе целью в этом учебном заведении, хотя его значимость была очевидной. Развивающейся горнозаводской промышленности Урала были

необходимы собственные квалифицированные рабочие. Формирование языковой грамотности слушателей разных курсов этого заведения выступало необходимым средством, неким инструментарием получения новых знаний технической направленности. Таким образом, иностранный язык служил, на наш взгляд, орудием для овладения уникальными в уральской русскоязычной языковой среде знаниями горного дела.

Стоит отметить, что мнения относительно сроков обучения иностранному языку были разные. На одном из заседаний Педагогического совета прозвучали предложения о том, чтобы «преподавание немецкого языка закончить II классом». Тем не менее, при этом допускались «общие уроки этого предмета для III и IV классов». Однако речь шла не о постоянном расписании, а о временном. Таким образом, предполагалось, что в I и II семестрах приготовительного класса на изучение немецкого языка отводилось 3 часа в неделю. Распределение учебного времени для I и II классов было соответственно по 2 часа в неделю. Отсюда следует, что все 7 часов - запланированная недельная нагрузка преподавателя, приходились на первые годы обучения в училище.

В результате голосования большинством голосов эти предложения были одобрены и принято постановление [11].

Количество учебного времени, отводимое на обучение немецкому языку, тоже постоянно менялось. Если в 1920 уч. г. на преподавание немецкого языка во всех классах отводилось 7 часов в неделю, то уже в 1921-1922 гг. число учебных часов по «новому языку» было увеличено [11]. Так, в смете по Нижнетагильскому Горнозаводскому училищу в течение года, а именно с 1 января 1921 г. по 1 января 1922 г., недельная учебная нагрузка преподавателя по иностранному языку составляла 11 часов вместо прежних 7. Оплату производили в расчете 150 рублей за час. Согласно документам оплата по 150 рублей в час введена в смету на основании «распоряжения Екатеринбургского губернского тарифно-нормировочного отдела, № 1623, разряд 2». Получается, что ежемесячно учитель по немецкому языку получал 6 тысяч 600 рублей. Итого в течение года по смете на заработную плату преподавателя было заложено 79 тысяч 200 рублей [12].

Желание руководства и учителей этого образовательного заведения иметь среди прочих предметов учебного плана «новые языки» определялось осознанием значимости обучения иностранным языкам в освоении слушателями профилирующих предметов горного дела. В учебном плане 1923 г. в графе «новый язык» также числилось изучение немецкого языка. Согласно «Личному списку преподавателей горнозаводского техникума», учителем иностранного языка с сентября 1923 по сентябрь 1924 гг. по-прежнему оставалась Е. А. Романова, с общим числом недельных часов, отведенных на данную дисциплину - 14 [4].

В соответствии с учебным планом 1923 г., количество языковых учебных часов на трех курсах, включая подготовительный, за неделю составило 6 часов, без подготовительных курсов - 4 часа [5]. Расписание уроков в

1923 -1924 уч. гг. также подтверждает факт преподавания немецкого языка в техникуме [6]. Кроме того, в протоколе заседания Школьного Совета от 21 декабря 1923 г. засвидетельствован факт организации кружка по изучению английского языка, в котором работа велась с 20 членами [7].

Таким образом, изучение различных аспектов процесса развития обучения иностранному языку учащихся Нижнетагильского горнозаводского техникума позволило нам определить сущность, роль и место языкового обучения в системе гуманитарной подготовки будущих техников-горняков и техников-металлургов, проследить изменения мотивационных практик, используемых в деятельности преподавательского состава техникума. Критический анализ исторических источников содействовал осознанию того, насколько значимой оказалась потребность, как преподавателей, так и учащихся горной школы г. Н. Тагила в изучении иностранного языка, открывающего новые горизонты формирования будущих квалифицированных специалистов горной промышленности и появления «хорошо осведомленных граждан» с глубокими и разносторонними знаниями по предметам гуманитарного цикла, независимо от конкретной специальности, людей, способных полностью самореализовываться благодаря своей научной и общей культуре.

Исторический опыт неопровержимо доказывает, что гуманитарное образование ограждает человеческое сообщество от технократических снобов, повышает культуру и творческий потенциал личности и, в конечном итоге, обогащает жизнь человека. Вопросы, связанные с гуманитаризацией образовательного процесса, пыталось решить руководство уральского края еще в 20-е годы XX в. Эти проблемы остаются стратегически важными и в наши дай.

Библиографический список

1. ГАСО. Ф. 643 . Оп . 1. Д . 112. Л. 358.

2. Запесоцкий, А. С. Образование: Философия, Культурология, Политика [Текст]/ А. С. Запесоцкий; РАН Институт философии. - М.: Наука, 2002. - 456 с.

3. Ларионов, П. П. Сведения об учебных заведениях Нижнетагильского горного округа на 1 января 1915 года [Текст]: сборник/П. П. Ларионов //Попечительный совет учебных заведений Нижнетагильского горного округа. - Нижний Тагил: Типография Е. М. Левитской, 1915. - 58 с.

4. НТГИА. Ф. 26. Оп. 1. Д. 15. Л.5.

5. НТГИА. Ф. 26. Оп. 1. Д. 15. Л.М.

6. НТГИА. Ф. 26. Оп. 1. Д. 15. Л.15.

7. НТГИА. Ф. 26. Оп. 1. Д. 15. Л.18.

8. НТГИА. Ф. 141. Оп. 1. Д. 12. Л. 9 - 10.

9. НТГИА. Ф. 141. Оп. 1. Д. 12. Л. 27 об.

10. НТГИА. Ф. 141. Оп. 1. Д. 12. Л. 29.

11. НТГИА. Ф. 141. Оп. 1. Д. 12. Л. 39 об.-41 об.

12.НТГИА. Ф. 141. Оп. 1. Д. 43. Л. 169 - 170 об.

13. Областная газета № 352 (4597) от 7 ноября 2008 года. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации Президента России Дмитрия Медведева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.