Научная статья на тему 'МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА» В ПРОЦЕССЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ЖУРНАЛИСТОВ'

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА» В ПРОЦЕССЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ЖУРНАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
53
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА / РЕДАКТИРОВАНИЕ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТЕКСТОЦЕНТРИЗМ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Владимирова Татьяна Николаевна

В статье раскрывается место дисциплины «Художественно-публицистическая журналистика» в процессе подготовки журналистов. Отмечается, что художественно-публицистическая журналистика всегда обращена к актуальным политическим, социальным, бытовым, философским проблемам общества, а диапазон предметно-тематического изображения может включать самые разнообразные аспекты: политика, идеология, экономика, культура, спорт, текущие события, которые рассматриваются через призму определенных политико-идеологических установок. Рассматриваются формируемые в процессе ее изучения компетенции: способность осуществлять авторскую деятельность с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа и имеющегося мирового и отечественного опыта, способность осуществлять редакторскую деятельность в соответствии с языковыми нормами, стандартами, форматами, жанрами, стилями, технологическими требованиями разных типов СМИ и других медиа. Обосновывается необходимость ее построения на модульной основе. Изучение курса «Художественно-публицистическая журналистика» создает возможности по созданию и реализации авторских проектов. Делается вывод о возможности оценки усвоения данной дисциплины на основе выполнения практико-ориентированного задания в ходе промежуточной аттестации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Владимирова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PLACE OF THE DISCIPLINE «ARTISTIC AND PUBLICISTIC JOURNALISM» IN THE PROCESS OF PRACTICE ORIENTED TRAINING OF FUTURE JOURNALISTS

The article reveals the place of the discipline «Artistic and journalistic journalism» in the process of training journalists. It is noted that artistic and journalistic journalism is always addressed to the current political, social, everyday, philosophical problems of society, and the range of subject-thematic images can include the most diverse aspects: politics, ideology, economy, culture, sports, current events, which are considered through the prism of certain political and ideological installations. The competencies formed in the process of its study are considered: the ability to carry out authoring activities taking into account the specifics of different types of media and other media and the existing world and domestic experience; the ability to carry out editorial activities in accordance with the language norms, standards, formats, genres, styles, technological requirements of different types of media and other media. The necessity of its construction on a modular basis is substantiated. Studying the course «Artistic and journalistic journalism» creates opportunities for the creation and implementation of author's projects. The conclusion is made about the possibility of assessing the assimilation of this discipline on the basis of performing a practice-orientation task during the intermediate certification.

Текст научной работы на тему «МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА» В ПРОЦЕССЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ЖУРНАЛИСТОВ»

ПЕМГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

DOI 10.37523/SUI.2022.48.2.014 УДК 378

Владимирова Татьяна Николаевна

доктор педагогических наук, доцент,

Директор Института журналистики, коммуникаций

и медиаобразования,

Московский педагогический государственный университет, 119991, Россия, г. Москва, ул. Малая Пироговская, 1, стр. 1, e-mail: tn.vladimirova@mpgu.su

Tatiana N. Vladimirova

Doctor of Pedagogics, Associate Professor,

Director of the Institute of Journalism, Communications

and Media Education,

Moscow Pedagogical State University,

build.1, 1, Malaya Pirogovskaya str., Moscow, Russia, 119991,

e-mail: tn.vladimirova@mpgu.su

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА» В ПРОЦЕССЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ЖУРНАЛИСТОВ

Аннотация. В статье раскрывается место дисциплины «Художественно-публицистическая журналистика» в процессе подготовки журналистов. Отмечается, что художественно-публицистическая журналистика всегда обращена к актуальным политическим, социальным, бытовым, философским проблемам общества, а диапазон предметно-тематического изображения может включать самые разнообразные аспекты: политика, идеология, экономика, культура, спорт, текущие события, которые рассматриваются через призму определенных политико-идеологических установок.

Рассматриваются формируемые в процессе ее изучения компетенции: способность осуществлять авторскую деятельность с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа и имеющегося мирового и отечественного опыта, способность осуществлять редакторскую деятельность в соответствии с языковыми нормами, стандартами, форматами, жанрами, стилями, технологическими требованиями разных типов СМИ и других медиа.

Обосновывается необходимость ее построения на модульной основе. Изучение курса «Художественно-публицистическая журналистика» создает возможности по созданию и реализации авторских проектов. Делается вывод о возможности оценки усвоения данной дисциплины на основе выполнения прак-тико-ориентированного задания в ходе промежуточной аттестации.

Ключевые слова: журналистика, редактирование, практико-ориентированное обучение, тексто-центризм, образование, обучающиеся.

THE PLACE OF THE DISCIPLINE «ARTISTIC AND PUBLICISTIC JOURNALISM» IN THE PROCESS OF PRACTICE ORIENTED TRAINING OF FUTURE JOURNALISTS

Summary. The article reveals the place of the discipline «Artistic and journalistic journalism» in the process of training journalists. It is noted that artistic and journalistic journalism is always addressed to the current political, social, everyday, philosophical problems of society, and the range of subject-thematic images can include the most diverse aspects: politics, ideology, economy, culture, sports, current events, which are considered through the prism of certain political and ideological installations.

The competencies formed in the process of its study are considered: the ability to carry out authoring activities taking into account the specifics of different types of media and other media and the existing world and domestic experience; the ability to carry out editorial activities in accordance with the language norms, standards, formats, genres, styles, technological requirements of different types of media and other media.

The necessity of its construction on a modular basis is substantiated. Studying the course «Artistic and journalistic journalism» creates opportunities for the creation and implementation of author's projects. The conclusion is made about the possibility of assessing the assimilation of this discipline on the basis of performing a practice-orientation task during the intermediate certification.

Keywords: journalism, editing, practice oriented education, textocentrism, education, students.

Современные научные исследования определяют актуальные векторы в развитии журналистского образования. Это и вопросы влияния цифровизации и, как следствие, адаптация учебных программ будущих журналистов в условиях конвергенции средств массовой информации, развития новых медиа, и проблемы сопряжения профессиональных стандартов для массмедиа и федерального государственного образовательного стандарта высшего образования 42.03.02 «Журналистика», а также интенсивный поиск технологий практико-ориентированного обучения в вузе.

© 2022 Владимирова Т. Н.

В Институте журналистики, коммуникаций и медиаобразования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» ООП по журналистике нацелена на освоение авторского и редакторского типа задач профессиональной деятельности, а объектом профессиональной деятельности (или области знания) является «журналистский текст и (или) продукт, передаваемый по различным каналам и адресованный разным аудиторным группам» [1].

Этим продиктована логика построения учебного плана, основанного на модульно-компетентностном принципе построения, что дает возможность формирования гибкой образовательной структуры. Так, учебным план 42.03.02 Журналистика, профиль «Журналистика» включает в себя следующие модули: 1) социально-гуманитарный; 2) коммуникативно-цифровой; 3) здоровьесберегающий; 4) предметно-теоретический; 5) филологический; 6) практическая журналистика.

Создана образовательная среда института, которая позволяет будущим журналистам увидеть свою профессию в динамике ее функционирования, а также осмыслить значение академических и практических знаний в решении ее задач.

Дисциплина «Художественно-публицистическая журналистика» входит в модуль «Практическая журналистика» и все чаще актуализируется в теории журналистики. Причин этому несколько: 1) произошедшие масштабные трансформации в области цифровизации всех сфер человеческой жизни; 2) рост информационных потоков; 3) цифровые технологии позволили не только оперативно доставлять информацию, но и производить ее аудитории самостоятельно (например, блогосфера, новые медиа, интернет-журналистика).

Известно, что художественно-публицистическая журналистика всегда обращена к актуальным политическим, социальным, бытовым, философским проблемам общества, а диапазон предметно-тематического изображения может включать самые разнообразные аспекты: политика, идеология, экономика, культура, спорт, текущие события, которые рассматриваются через призму определенных политико-идеологических установок. Поэтому публицистика находится в многочисленных научных связях: публицистика и политика, публицистика и общественное мнение, публицистика и литература, публицистика и искусство, публицистика и пресса.

Таким образом, заложенные в предметном содержании курса «Художественно-публицистическая журналистика» элементы содержания присутствуют во всех разделах модуля по практической журналистике, такие как «Аналитическая журналистика», «Новостная журналистика», «Новые медиа», «Интернет-журналистика», «Основы творческой деятельности журналиста», «Авторский медийный проект», «Персонифицированная журналистика» и т. д. Здесь четко прослеживаются принципы системности, преемственности, интеграции и акцентирования содержания журналистского образования, что позволяет перевести на другой уровень профессионально-творческое становление будущего журналиста.

Содержание дисциплины нацелено на формирование профессиональных компетенций:

ПКО-1 - способность осуществлять авторскую деятельность с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа и имеющегося мирового и отечественного опыта;

ПКО-2 - способность осуществлять редакторскую деятельность в соответствии с языковыми нормами, стандартами, форматами, жанрами, стилями, технологическими требованиями разных типов СМИ и других медиа.

При сформированности данных компетенций выпускник должен знать существующие разновидности и форматы журналистских текстов; уметь определять проблемно-тематическое направление СМИ и потребности аудитории в информации определенного характера и содержания, создавать и редактировать авторские медийные продукты; владеть приемами, алгоритмами, технологиями создания и редактирования журналистских произведений как продукта профессиональной творческой деятельности.

Обучение в рамках курса «Художественно-публицистическая журналистика» построено по принципу текстоцентризма. Обучающиеся создают авторские тексты в жанрах: путевой очерк, портретный или биографический очерк, эссе, памфлет или фельетон, авторская колонка.

Т. В. Гордиенко отмечает, что «существующая система средств массовой информации и, как следствие, функционирование в ее рамках текстов различных видов, характеризуется стабильным поступательным развитием. Журналистика, представляющая собой особый социальный институт, сущность которого заключается, прежде всего, в оперативном отклике на современные события, объединяет различные виды не только информационных и аналитических, но и художественно-публицистических текстов. Это могут быть очерки, эссе, репортажи, блиц-опросы, анонсы, комментарии, памфлеты, интервью, рекламы, статьи, рецензии, новостные тексты, для которых характерны соответствующие коммуникативно-прагматические нормы [2].

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Принцип текстоцентризма объясняет не только разработку методов изучения текста, но и его создания и редактирования. «Будучи в центре общественной, политической и языковой жизни, средства массовой информации (СМИ) так или иначе взаимодействуют со всеми социальными институтами, с различными видами и жанрами текстов» [3].

Кроме того, в процессе подготовки текстов идет серьезная проверка социально-гуманитарной и филологической составляющих подготовки будущих журналистов. Художественно -публицистическая журналистика представляет собой особую мировоззренческую информацию, создает целостную картину современной действительности, поскольку основана на реальных фактах, конкретных ситуациях, типичных моментах настоящего. Этому подчинена логика построения курса. Преподавателем создаются задания, которые характеризуют основные этапы формирования компетенций в процессе освоения дисциплины. Обучающим предлагается найти в общественной жизни проявления реальных проблем, ставится вопрос о возможности их решения с помощью жанров художественно-публицистической журналистики.

Оценочные средства для проведения промежуточной аттестации представляют собой практико-ориентированное задание. Так, предлагается на примере конкретного текста показать особенности развертывания факта в художественно-публицистическом произведении; на примере авторского портретного очерка рассказать о специфических особенностях данного жанра; на примере авторских студенческих работ показать, какими методами исследования и познания действительности в художественной публицистике пользовался автор при создании (метод наблюдения, биографический и т. д.) [4].

Изучение курса «Художественно-публицистическая журналистика» создает возможности по созданию и реализации авторских проектов. Это находит воплощение в рамках информационно -медийного сопровождения форумных кампаний, общественно значимых событий и мероприятий, реализуемых как в стенах вуза, так и за его пределами.

Обучающиеся Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования МПГУ становятся победителями профессиональных конкурсов: в 2021 г. - 1-е место в конкурсе студенческих медиапроектов «УниверСити» в номинации «Художественно-публицистическая работа: аудио» с материалом «Долорес Харт: между двумя богами» и 1-е место в спецноминации «Лучший подкаст» профессионального конкурса для журналистов «Вместе медиа» с работой «Красным по белому»; 3-е место в номинации «Лучшее эссе, очерк, интервью, репортаж, статья, заметка, подкасты» с выпуском программы «Чеснок» в конкурсе НКО-профи-2020».

В декабре 2021 г. Союз журналистов Москвы вручил награды студентам института и сотрудникам газеты «Педагогический университет» за совместные публикации, посвященные ветеранам Великой Отечественной войны в рамках Международного конкурса «Дети войны. Они не играли. Они в ней жили». Студенты получили дипломы за художественно-публицистические материалы: «Война навсегда оставила грустные глаза», о судьбе профессора кафедры социальной педагогики и психологии МПГУ Л. В. Тарапбакиной (авторы: студентка Елизавета Неклюдова, преподаватель доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций Наталья Кодола), «География - любовь на всю жизнь» - портретный очерк профессора кафедры физической географии и геоэкологии МПГУ Э. М. Раковской (авторы: студентка Анастасия Рогатко, преподаватель доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций Наталья Кодола).

Таким образом, содержание дисциплины «Художественно-публицистическая журналистика» формирует у будущих журналистов профессиональные компетенции по владению приемами сбора информации, подготовке авторских материалов, редактирования, освоению знаний лучших образцов журналистики, расширению форматов работ, участию в конкурсах, формирующих первый профессиональный опыт.

Библиографический список

1. ООП ВО по направлению подготовки журналистика [Электронный ресурс]. URL: https://oc.mpgu.su/SoKO21/Бакалавриат/ИЖКиМ/очная/42.03.02%20%20Журналистика/Журналист ика%204г/1.%20описание%200п/0п_42.03.02%20журналистика%200ф0.pdf (дата обращения: 12.02.2022).

2. Гордиенко Т. В. Журналистика и редактирование. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФА-М, 2017.

176 с.

3. Таюпова О. И. Текстоцентризм в процессе современного журналистского образования // Трансформация медиасреды в XXI веке: материалы Международной научно-практической конференции / отв. ред. Д. В. Неренц. М., 2019. С. 132-136.

4. Рабочая программа дисциплины Б1.В.03 «Художественно-публицистическая журналистика» по направлению подготовки журналистика [Электронный ресурс]. URL: https://oc.mpgu.su/SoKO21Бакалавриат/ИЖКиМ/очная/42.03.02%20%20Журналистика/Журналисти ка%204г/4.%20Анн.%20и%20РПД/РПД/Худ.-публ._журн^ (дата обращения: 12.02.2022).

References

1. OOP VO po napravleniyu podgotovki zhurnalistika [OOP HPE on the prepared journalism done]. URL: https://oc.mpgu204 gSoC20 description20 iv20 204 gSoC20 description20 iv20 RPD/Izkim/glaznya/42.03.02% 20%20 Journalism / Journalism%204g / 1.%20 descrip-tion%20op/OP_42.03.02% 20 journalism%20ofo.pdf (Аccessed: 12.02.2022) [in Russian].

2. Gordienko T. V. Zhurnalistika i redaktirovanie [Journalism and editorial]. Moscow, 2017, 176 р. [in Russian].

3. Tayupova O. I. Tekstotsentrizm v protsesse sovremennogo zhurnalistskogo obrazovaniya [Textocentrism in the process of modern journalistic education]. Transformatsiya mediasredy v XXI veke: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Transformation of the media environment in the XXI century: materials of the intercity scientific and practical conference]. Moscow, 2019, рр. 132-136 [in Russian].

4. Rabochaya programma distsipliny B1.V.03 «Khudozhestvenno-publitsisticheskaya zhurnalistika» po napravleniyu podgotovki zhurnalistika [The program of disciplines B1.V. 03 «Artistic and journalistic journalism» on the made journalistic journalism]. URL: https://oc.mpgu.su/SoKO21Бакалавриат/ИЖКиМ/очная/42.03.02%20%20Журналистика/Журналисти ка%204г/4. %20Ann.%20i%20RPD/RPD/Hood.-publ._jurn.pdf Accessed: 12.02.2022) [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.