Научная статья на тему 'Вопросы классификации художественно-публицистических жанров в науке о журналистике'

Вопросы классификации художественно-публицистических жанров в науке о журналистике Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
915
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / ОСОБЕННОСТИ ЖАНРОВ ЖУРНАЛИСТИКИ / КЛАССИФИКАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ЖАНРОВ / ФАКТ / РЕПОРТАЖ / ФИЧЕ / ЛИЧНОСТНОЕ ИНТЕРВЬЮ / ПОРТРЕТ / ARTISTIC AND PUBLICISTIC JOURNALISM / FEATURES OF GENRES OF JOURNALISM / CLASSIFICATION OF ARTISTIC AND PUBLICISTIC GENRES / FACT / REPOR / FEATURE / PERSONAL INTERVIEW / PORTRAIT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Владимирова Татьяна Николаевна, Морозов Роман Павлович

В статье рассматриваются классификации художественно-публицистических жанров, представленные А. А. Тертычным, Л. Е. Кройчиком, А. В. Колесниченко, Г. С. Мельник, К. Е. Виноградовой и Р. П. Лисеевым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Issues of classifying artistic and publicistic genres in journalism

The article considers the classifications of artistic and journalistic genres presented by A. A. Tertychny, L. E. Kroychik, A. V. Kolesnichenko, G. S. Melnik, K. E. Vinogradova and R. P. Liseev.

Текст научной работы на тему «Вопросы классификации художественно-публицистических жанров в науке о журналистике»

художественный текст: ■ изучение и преподавание!

001: 10.31862/1819-463Х-2019-5-11-15

УДК 82.0 ББК 76.01

ВОПРОСЫ КЛАССИФИКАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ЖАНРОВ В НАУКЕ О ЖУРНАЛИСТИКЕ

Т. Н. Владимирова, Р. П. Морозов

Аннотация. В статье рассматриваются классификации художественно-публицистических жанров, представленные А. А. Тертычным, Л. Е. Кройчиком, А. В. Колес-ниченко, Г. С. Мельник, К. Е. Виноградовой и Р. П. Лисеевым.

Ключевые слова: художественно-публицистическая журналистика, особенности жанров журналистики, классификация художественно-публицистических жанров, факт, репортаж, фиче, личностное интервью, портрет.

ISSUES OF CLASSIFYING ARTISTIC AND PUBLICISTS GENRES IN JOURNALISM

T. N. Vladimirova, R. P. Morozov

Abstract. The article considers the classifications of artistic and journalistic genres presented by A. A. Tertychny, L. E. Kroychik, A. V. Kolesnichenko, G. S. Melnik, K. E. Vino-gradova and R. P. Liseev.

Keywords: artistic and publicistic journalism, features of genres of journalism, classification of artistic and publicistic genres, fact, repor, feature, personal interview, portrait.

Жанровое своеобразие различных журналистских материалов зависит от многих факторов: аудитории и платформы, на которую рассчитан материал, поставленных задач, функций, которые необходимо выполнить, а также технологий, применяемых при создании. Однако существуют также некоторые особенности, которые изначально заложены в том или ином жанре.

У художественно-публицистических жанров, так же как у информационных и аналитических, существует ряд признаков, которые и позволяют выделять их в отдельную группу [1-3]. Однако исследователи, объектом деятельности которых являются художественно-публицистические жанры, выделяют разные признаки. Так, например, А. А. Тертычный, характеризуя художественно-публицистические жанры, выделяет следующие особенно-

сти: повышенная требовательность к языку, художественная образность, эмоциональная насыщенность текстов, глубина авторского обобщения действительности [4, с. 248]. В соответствии с этими особенностями он относит к художественно-публицистической журналистике следующие жанры: очерк, фельетон, памфлет, пародия, сатирический комментарий, житейская история, легенда, эпиграф, эпитафия, анекдот, шутка, игра. Данная классификация является полной и подробной как из-за количества выделенных автором особенностей, так и в связи с разнообразием представленных жанров.

Однако в дальнейшем исследователи из этих жанров выделили две большие группы: основные - очерк, фельетон, памфлет, как наиболее распространенные и часто встречающиеся, и второстепенные (иногда игровые) - все остальные. К основным также впоследствии был отнесен такой жанр, как эссе. Эти четыре «основных» жанра можно встретить в классификации, которую предлагает Л. Е. Кройчик. В данном случае в качестве основной причины обособления вышеупомянутых жанров выбран метод образного познания действительности, который используется при создании очерка, фельетона, памфлета и эссе. Таким образом, Л. Е. Кройчик выделяет группу ис-следовательско-образных текстов.

Также важно отметить, что в своей классификации Л. Е. Кройчик дает жанру следующее определение: «относительно устойчивая структурно-содержательная организация текста, обусловленная своеобразным отражением действительности и характером отношения к ней творца» [5, с. 13]. В связи с этим Л. Е. Кройчик подразделяет на группы не жанры, а авторские, журналистские тексты, которые, в свою очередь, включают в себя жанровые элементы.

Еще один аналог традиционной классификации художественно-публицистических жанров предлагает А. В. Колесниченко. В качестве жанрообразующих признаков им были выбраны предмет, метод и функция того или иного жанра. Аналогом художественно-публицистических жанров в дан-

ном случае выступают жанры эмоциональной публицистики, предметом которых является человек за событием, методом -описание людей в драматических ситуациях, а функцией - вызов эмоциональной реакции читателей [6, с. 7]. К этой группе, в отличие от упомянутых нами предыдущих групп, относятся следующие жанры:

1. Репортаж - рассказ очевидца, позволяющий достичь «эффекта присутствия». В данном случае для жанра репортажа, который, как правило, относят к новостным жанрам, можно провести параллели с проблемным или путевым очерком, которые также обладают «эффектом присутствия» и ведутся от лица человека, наблюдавшего те или иные действия.

2. Фиче - история, написанная от третьего лица, но также дающая возможность пережить случившееся. Аналогом этого жанра может выступать как фельетон, который имеет большую эмоциональность, но при этом, в связи с функциями, в большей степени относиться к публицистике, так и зарисовка, в которой преобладают художественные элементы.

3. Личностное интервью - раскрытие человека через его суждения и рассказанные им эпизоды из жизни. Поскольку при создании портретного очерка структура повествования не совпадает с биографией, а фокусируется на основных эпизодах, взаимосвязанных между собой общим мотивом, то именно этот жанр можно считать аналогом личностного интервью.

4. Портрет - раскрытие человека через его поведение в обычных жизненных ситуациях. Здесь очевидны параллели с портретным очерком, поскольку можно исходить даже из названия.

Таким образом, несмотря на то, что А. В. Колесниченко выделяет жанры прикладной журналистики, мы находим явные параллели с художественно-публицистическими жанрами.

Наиболее полную характеристику групп жанров при их классификации предлагают Г. С. Мельник, К. Е. Виноградова и Р. П. Лисеев, поскольку они отмечают, что

«каждый жанр в журналистике имеет свою содержательную и формальную специфику» [7, с. 41]. Это означает, что в основу классификации, предложенной данными авторами, легли как устойчивые признаки, к которым можно отнести структурно-композиционные и стилистические, так и изменчивые свойства, которые трансформируются под влиянием условий смежных с журналистикой сфер.

Под устойчивыми структурными признаками в данном случае понимаются те составляющие, которые А. В. Колесниченко выделял как основные жанрообразующие признаки - предмет, метод и функция. Помимо этого авторы делают упор на логических основаниях, которые лежат в основе изменчивых жанрообразующих факторов. К ним относятся:

1. Цель, которую хочет достигнуть автор, используя определенный жанр.

2. Характер, свойства и своеобразие предметов и явлений, которые отражает произведение, созданное автором в конкретном жанре.

3. Степень или глубина проникновения автора в действительность, которая зависит от того, насколько важна передача достоверной информации и фактов, преобладает ли их значимость над значимостью образа.

4. Степень детализации, к которой автор прибегает в том случае, если хочет сделать упор на конкретных примерах, образах.

5. Количество собранных фактов и объем информации, которые растут в соответствии с важностью анализа при создании материала.

6. Включенность авторской оценки в предмет описания, которая не может быть допущена в том случае, если журналист выступает в роли информатора, однако необходима при создании публицистического произведения.

7. Специфика издания, для которого готовится публикация, наименее конкретный из всех перечисленных факторов, но в то же время он является наиболее изменчивым.

Кроме того, в качестве других жанрообразующих факторов рассматривают: тип речи, стилистику, объем применяемых экспрессивных средств. Также авторы, ссылаясь на труды А. И. Золотарева [8, с. 14], предлагают рассмотреть жанры в рамках отношений «функция - форма», где в качестве показателей жанра будут выступать преобладание утилитарного или эстетического.

В соответствии с предложенной классификацией Г. С. Мельник, К. Е. Виноградова и Р. П. Лисеев по аналогии с А. А. Тертыч-ным выделяют следующие жанры: фактологические, информационные; исследовательские, аналитические; художественно-публицистические.

Таким образом, рассмотрев все вышеуказанные исследования, мы можем сделать следующие выводы:

1. Во всех рассмотренных нами классификациях есть особенности, которые выделяют все исследователи: преобладание авторского мнения над документальными фактами, наличие художественных образов, а также наличие эмоциональной составляющей.

2. Жанры журналистики, в частности художественно-публицистические, не являются статичными и со временем претерпевают значительные изменения. Это во многом связано с тем, что появляются новые возможности реализации авторских задумок, а запросы аудитории постоянно меняются. Подобного мы не можем наблюдать в информационных и аналитических жанрах, так как у них устойчивые свойства преобладают над изменчивыми [9].

Рассмотрим жанровую специфику художественно-публицистических жанров с точки зрения предложенной дифференциации. Однако следует отметить, что изменчивые факторы затрагиваться не будут, так как они индивидуальны для каждого отдельно взятого материала.

«Художественная журналистика - это авторский анализ реальных событий с помощью эмоционально-чувственных средств: очерк, портрет, эссе, памфлет, этюд, фельетон и пр.» [7, с. 53].

В художественно-публицистических жанрах основным методом является художественный. «Факт здесь типизируется и дается его образная трактовка» [7, с. 44]. В качестве предмета здесь выступают типы, автор стремится раскрыть их наиболее полно при помощи художественных форм. Что касается функций, то, как правило, под функциями художественно-публицистических жанров чаще всего понимают единство двух функций -информационной и воздействующей.

Если рассматривать группу художественно-публицистических жанров в рамках отношений «функция - форма», то она будет ближе к эстетической. Это связано с композиционным строением, которое подразумевает наличие таких составляющих, как пропорция, ритмичность, метрическая

и масштабная организация, симметрия, контраст, нюанс.

Основным типом речи, используемым при создании художественно-публицистических произведений, будет описание. Авторы также выделяют следующую схему: признак 1+ признак 2 + признак 3.

Исходя из всего вышеописанного, можно видеть, что, несмотря на наличие разнообразных классификаций, большинство исследователей выделяет идентичные особенности художественно-публицистических жанров. Тем не менее для характеристики группы художественно-публицистических жанров и их специфики нами была выбрана наиболее полная классификация, предложенная Г. С. Мельник, К. Е. Виноградовой и Р. П. Лисеевым.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Безбородова Ю. В., Долгина Е. С. Жанры газетной журналистики: учеб. пособие. Нижневартовск, 2014. 106 с.

2. Владимирова Т. Н. Художественно-публицистическая журналистика: к теории вопроса // Наука и школа. 2019. № 3. С. 54-59.

3. Грабельников А. А. Основы организации и техники производства журналистских текстов. М., 1983.

4. Тертычный А. А. Жанры периодической печати: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2000.

5. Кройчик Л. Е. Основы творческой деятельности журналиста. СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000.

6. Колесниченко А. В. Практическая журналистика: учеб. пособие. М.: Изд-во Московского ун-та, 2008.

7. Мельник Г. С., Виноградова К. Е., Лисеев Р. П. Основы творческой деятельности журналиста: конспект лекций и практикум. СПб.: С.-Петербургский гос. ун-т, Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций. 2013.

8. Золотарев А. И. Семантическая избыточность и эстетический дизайн: автореф. дис. канд. филос. наук. М., 2002.

9. Морозов В. Э. Художественно-публицистические жанры в современной российской журналистике: практикум. М., 2018. 87 с.

REFERENCES

1. Bezborodova Yu. V., Dolgina E. S. Zhanry gazetnoy zhurnalistiki: ucheb. posobie. Nizhnevartovsk, 2014. 106 p.

2. Vladimirova T. N. Khudozhestvenno-publitsisticheskaya zhurnalistika: k teorii voprosa. Nauka i shkola. 2019. No. 3. Pp. 54-59.

3. Grabelnikov A. A. Osnovy organizatsii i tekhniki proizvodstva zhurnalistskikh tekstov. Moscow, 1983.

4. Tertychnyy A. A. Zhanry periodicheskoy pechati: ucheb. posobie. Moscow: Aspekt Press, 2000.

5. Kroychik L. E. Osnovy tvorcheskoy deyatelnosti zhurnalista. St. Petersburg: Znanie, SPbIVESEP, 2000.

6. Kolesnichenko A. V. Prakticheskaya zhurnalistika: ucheb. posobie. Moscow: Izd-vo Moskovskogo un-ta, 2008.

7. Melnik G. S., Vinogradova K. E., Liseev R. P. Osnovy tvorcheskoy deyatelnosti zhurnalista: konspekt lektsiy i praktikum. St. Petersburg: S.-Peterburgskiy gos. un-t, Vyssh. shk. zhurn. i mas. kommunikatsiy, 2013.

8. Zolotarev A. I. Semanticheskaya izbytochnost i esteticheskiy dizayn. Extended abstract of PhD dissertation (Philosophy). Moscow, 2002.

9. Morozov V E. Khudozhestvenno-publitsisticheskie zhanry v sovremennoy rossiyskoy zhurnalistike: praktikum. Moscow, 2018. 87 p.

Владимирова Татьяна Николаевна, доктор педагогических наук, доцент, директор Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования Московского педагогического государственного университета, проректор Московского педагогического государственного университета

e-mail: [email protected]

Vladimirova Tatiana N., ScD in Education, Associate Professor, Director, Institute of Journalism, Communications and Media Education, Moscow Pedagogical State University, Vice-Rector, Moscow Pedagogical State University

e-mail: [email protected]

Морозов Роман Павлович, магистрант Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования Московского педагогического государственного университета по программе «Медиа-безопасность личности в цифровую эпоху»

e-mail: [email protected]

Morozov Roman P., Post-graduate student, Institute of Journalism, Communications and Media Education, Moscow Pedagogical State University, „Media Security of a Person in the Digital Age" program

e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 07.10.2019 The article was received on 07.10.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.