Научная статья на тему 'Место Бразилии в системе международной помощи'

Место Бразилии в системе международной помощи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
367
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРАЗИЛИЯ / ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА / ЛИБЕРАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ РАЗВИТИЮ / OFFICIAL DEVELOPMENT ASSISTANCE / СОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНОМУ РАЗВИТИЮ / INTERNATIONAL DEVELOPMENT ASSISTANCE / МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОМОЩЬ / INTERNATIONAL ASSISTANCE / БРИКС / BRICS / НОВЫЕ ДОНОРЫ / NEW DONORS / NATIONAL INTERESTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мосейкин Юрий Никитович

В статье анализируется социально-экономическая модель латиноамериканских государств и показано, каким образом посредством бразильского национального механизма содействия международному развитию элементы и подходы, отработанные в рамках данной модели, транслируются в другие страны мира в рамках сотрудничества по линии «Юг-Юг».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Place of Brazil in international aid system

This paper analyzes the socio-economic model of Latin American countries and shows how Brazil promotes the elements and approaches of this model within the framework of cooperation «South-South» via national mechanism of international development assistance.

Текст научной работы на тему «Место Бразилии в системе международной помощи»

МЕСТО БРАЗИЛИИ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОМОЩИ*

Ю.Н. Мосейкин

Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье анализируется социально-экономическая модель латиноамериканских государств и показано, каким образом посредством бразильского национального механизма содействия международному развитию элементы и подходы, отработанные в рамках данной модели, транслируются в другие страны мира в рамках сотрудничества по линии «Юг—Юг».

Ключевые слова: Бразилия, Латинская Америка, либеральный подход, официальная помощь развитию, содействие международному развитию, международная помощь, БРИКС, новые доноры.

Латиноамериканская модель

В начале XXI века модель развития стран латиноамериканского региона подвергается серьезным качественным изменениям. И если в социальной жизни Латинской Америки главным стали демократизация и формирование основ гражданского общества, то для экономической сферы конец прошлого столетия и начало нынешнего ознаменовались ярко выраженным переходом к либеральной экономической политике, ускоренной интеграцией в международные экономические процессы и повышением роли латиноамериканских стран в мировом хозяйстве. Но эта открытость в сторону мировой экономики подвергла серьезным испытаниям всю социально-экономическую конструкцию латиноамериканской модели и потребовала внести изменения в парадигму развития стран региона в период мирового финансово-экономический кризиса [3. С. 23].

Истоки кризиса заложены международной финансовой и промышленно-эко-номической архитектурой, сложившейся в последние двадцать пять лет, и с которой тесно связаны дискуссии о будущей судьбе процесса глобализации. Несмотря на это латиноамериканские страны вынуждены искать пути решения накопившихся проблем через призму обеспечения собственной независимости и самостоятельности в условиях усиливающейся вовлеченности всего происходящего в регионе в общий контекст глобализирующейся мировой экономики.

Возникшая в конце прошлого века монополярная структура мировой экономической системы меняется под воздействием глобализации мировой экономики, формирования новых центров мировой экономической мощи. В частности, под воздействием выхода на мировую арену Китая и других стран БРИКС, исчезновения так называемого второго мира, смягчением противостояния «Восток—Запад» и нарастанием противоречий по оси «Север—Юг».

* Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Перспективы многостороннего взаимодействия стран БРИКС как новых доноров программ содействия международному развитию», проект № 12-32-01022а1.

В рамках этих глобальных сдвигов особое место принадлежит странам Латинской Америки, которые, практически утратив статус развивающихся стран, еще не нашли своего места в глобальной архитектонике мира.

Краткие итоги опыта реформирования экономики в странах Латинской Америки, согласно разным исследованиям, в обобщенном виде доказали, что структурные реформы связаны с большими издержками в краткосрочной перспективе. Кроме того, необходимо понимать, что любая реформа создает предпосылки для интенсификации перераспределительных процессов, а такие меры, как приватизация, либерализация внешней торговли и рынка капиталов отнюдь не гарантируют повышения эффективности, если они не поддерживаются соответствующей институциональной инфраструктурой. Следовательно, свободный рынок сам по себе не гарантирует развитие и богатство, не обеспечивает устойчивых темпов экономического роста, не позволяет избежать политической нестабильности и сохранить свою финансовую систему под суверенным контролем. Отсюда следует вывод: в период проведения реформ роль государства увеличивается.

Анализ опыта реформирования и применение различных моделей экономического развития в странах Латинской Америки, как и во всем мире, позволяет доказать, что все модели различаются степенью вмешательства государства в экономику и масштабами приватизации государственного сектора. При этом на разных этапах экономического реформирования эта степень то увеличивается, то уменьшается в зависимости от изменения социально-экономических приоритетов. Наиболее тяжелые последствия в экономике той или иной страны возникают там, где реформаторские правительства не смогли своевременно определить место государства в регулировании экономикой. В этом смысле могло бы быть полезным изучение и применение успешных инструментов государственного регулирования, которые применяются в Китае, Индии, Юго-Восточной Азии и в ряде экономик переходного периода.

Недавние исследования процессов реформирования экономики свидетельствуют о том, что применение рецептов неолиберальной школы зачастую ведет к неадекватным потерям. Базируясь на этих исследованиях можно выделить ряд коренных ошибок неолиберальной концепции. Апологеты неолиберализма игнорировали издержки институциональной трансформации, полагая, что создания рыночных правовых рамок достаточно для формирования эффективных институтов. Вместе с тем они переоценивали роль макроэкономической политики, не принимали во внимание возможность «институциональных конфликтов» при заимствовании институтов из других культур. И, самое главное, неолибералы не учитывали, что для успеха реформ необходимо эффективное государство. Сейчас теория переходных экономик сама находится в процессе перехода к новому пониманию задач, возможностей и технологии реформ.

Противоречивость результатов неолиберальных реформ особенно сказалась в период финансово-экономического кризиса, затронувшего практически все страны региона. Будучи связанным с долгосрочными тенденциями мирового политического и экономического развития, современный глобальный кризис имеет и свои особенности, и отличительные черты как следствие далеко зашедших процессов глобализации, региональной политической и экономической интеграции, глобаль-

ной миграции и т.п. Во многом порожденный этими специфическими процессами, он является важным рубежом в мировом развитии.

Его природа сложна и многогранна. Это не просто финансовый (банковский) или экономический (ипотечный, продовольственный, энергетический и т.п.) кризис. Это кризис прежнего мироустройства, прежнего мирового порядка и, прежде всего, неолиберальной модели глобализации в том виде, как она сформировалась к концу XX в. К числу наиболее важных черт этой модели относятся: доминирующая роль США как мирового экономического, политического и военного лидера, полное отделение в экономике финансовой сферы от производственной и связанное с этим наличие огромного количества ничем не обеспеченных финансовых активов, распространение вширь институтов либеральной демократии без учета существования необходимых условий и предпосылок и т.п.

Глобальный кризис выявил проблематичность и во многом несостоятельность этих компонентов прежней неолиберальной парадигмы. В то же время большинство государств оказались не готовыми к пересмотру прежнего неолиберального курса, а отсутствие эффективной стратегии преодоления кризиса усугубляет ситуацию и сужает горизонты возможного принятия мер по его преодолению.

Движущей силой пятилетнего подъема (2002—2008 гг.) стал высокий и более диверсифицированный экспорт при улучшении условий торговли.

Полученный в результате этого профицит по счетам текущих операций привел к значительному увеличению валютных резервов и существенно ослабил зависимость от притока внешнего капитала. Такое развитие ситуации резко отличается от предыдущих периодов, когда подъем достигался в основном за счет притока капитала и роста внутреннего спроса, что приводило к увеличению дефицита счета текущих операций и завышению курсов национальной валюты.

С другой стороны, произошло укрепление экономических институтов, хотя достижения стран в этой области существенно различались, и процесс не везде был устойчивым. К числу позитивных изменений относятся образование более независимых центральных банков, улучшение управления государственными финансами, совершенствование управления государственными предприятиями и усиление финансового регулирования и надзора.

Ситуация требует от латиноамериканских стран совместных усилий по разрешению финансового кризиса и разработке плана действий по преодолению негативного влияния кризиса на регион, сдерживания дальнейшего роста цен на продовольствие и энергоносители. Трудность положения определяет и разность подходов правительств и финансовых организаций региона к принятию решений по преодолению кризиса.

Разногласия стратегии стран региона по решению вопросов экономического кризиса отражает многообразие политических проектов.

Несмотря на то что лидеры латиноамериканских стран разошлись в оценках мирового финансового кризиса, они договорились потребовать на предстоящих мировых антикризисных форумах коренных изменений в международной финансовой системе. Однако при выработке единого решения о путях выхода из кризиса ощущается некий идеологический привкус.

Несмотря на несовпадение антикризисных стратегий, существующих в разных странах Латинской Америки, большинство из них все-таки принимают меры по расширению внутреннего спроса. Только так удастся нейтрализовать угрозу рецессии, исходящую от коррекций экономического курса в погрязших в долгах странах. Это значит, что антикризисные меры направляются на решение четырех важнейших задач: восстановление ликвидности, капитала, стабильности рынка и повышение эффективности регулирования.

Процессы глобализации как в объективном контексте, так и в рамках неолиберального экономического проекта, бросают втянутым в этот процесс странам новые вызовы. Прежде всего, это стремительный темп глобализации в целом и научно-технического прогресса в частности. И здесь почти не на что рассчитывать даже странам, получающим доходы от экспорта нефти, поскольку такая стремительность все больше увеличивает дистанцию между этими государствами и Западом, между ними и формирующимися основными рынками.

Государства теряют контроль над трансграничными обменами информацией, технологией, миграцией населения, распространением болезней, торговлей оружием и финансовыми операциями (законными и противозаконными), возрастает роль негосударственных игроков (от коммерческих компаний до общественных организаций) во внутренних и международных делах.

Национальный механизм СМР Бразилии

В 1987 г. было создано Бразильское агентство по сотрудничеству — Agencia Brasileira de Cooperacao (ABC) — при Министерстве иностранных дел. АВС объединяет в себе и техническую, и внешнеполитическую функции. Как отмечает директор АВС Марко Фарани, Агентство участвует на всех этапах подготовки определенной программы, включая процесс ее реализации, координацию смежных проектов, финансирование и кадровое обеспечение. ABC находится в постоянном взаимодействии с более чем 70 институтами и министерствами Бразилии, задействованными в проектах, а также с посольствами страны, которые служат каналами связи с местными правительствами [1]. Программа ООН по развитию (ПРООН) сыграла важную роль в создании Агентства, в обучении кадров, в информационном обеспечении проектов. В компетенцию АВС входит следующее:

1. Координация, обсуждение, одобрение и оценка технического сотрудничества страны на международном уровне.

2. Координация и финансирование технической помощи, предоставляемой развивающимся странам.

3. Разработка, одобрение и реализация проектов технического сотрудничества по линии Юг—Юг.

Важную роль в координации технического сотрудничества АВС играет система информационного сопровождения проектов (SIGAP), где собираются все сведения о каждом проекте, его ориентировочной стоимости, необходимых ресурсах и принимаются стратегические решения.

С 2008 г. АВС выполняет 236 проектов и программ технического сотрудничества по линии Юг—Юг в 58 странах мира, а сейчас количество проектов выросло и охватывает 81 страну. Бразилия оказывает содействие в развитии сельского

хозяйства, в подготовке кадров, совершенствовании образования, правосудия, системы здравоохранения, в защите окружающей среды, передаче информационных технологий, налаживании инфраструктуры в градостроительстве, в области культуры, защиты прав человека.

АВС играет лидирующую роль в проектах технической помощи, половина которых относится к здравоохранению, на них израсходовано 16% из общего бюджета в 30 млн долл. в 2010 г. За последние пять лет Бразилия осуществила более 100 миссий и тратит на проекты в области здравоохранения около 4 млрд долл. ежегодно, включая кредиты, займы, гранты, техническое содействие, прочно закрепив за собой роль лидера в международной деятельности по развитию здравоохранения развивающихся стран.

***

Бразилия играет активную роль в системе международной помощи. Имея разветвленный национальный механизм содействия международному развитию, она не только оказывает помощь странам «глобального Юга» в борьбе с бедностью, в улучшении образования и здравоохранения, но и проецирует свои подходы к глобальному управлению и мироустройству [2].

ЛИТЕРАТУРА

[1] Борзова А.Ю. Бразилия — Африка: пример высокоэффективного и перспективного сотрудничества // Азия и Африка сегодня. — 2013. — № 9.

[2] Дегтерев Д.А. Содействие международному развитию как инструмент продвижения внешнеполитических и внешнеэкономических интересов // Вестник МГИМО-Универси-тета. — 2012. — № 2.

[3] Доклад Стиглица о реформе международной валютно-финансовой системы: уроки глобального кризиса. Доклад Комиссии финансовых экспертов ООН. — М.: Международные отношения, 2010.

PLACE OF BRAZIL IN INTERNATIONAL AID SYSTEM

Yuriy Moseykin

Institute of International Economy and Business Department of Macroeconomic Regulation and Planning of Economic Faculty Peoples' Friendship University of Russia

Mickluho Maclay str., 6, Moscow, Russia, 117198

This paper analyzes the socio-economic model of Latin American countries and shows how Brazil promotes the elements and approaches of this model within the framework of cooperation «South-South» via national mechanism of international development assistance.

Key words: official development assistance, international development assistance, international assistance, BRICS, new donors, national interests.

REFERENCES

[1] Borzova A.Ju. Brazilija — Afrika: primer vysokojeffektivnogo i perspektivnogo sotrudni-chestva // Azija i Afrika segodnja. — 2013. — № 9.

[2] Degterev D.A. Osnovnye podhody k okazaniju sodejstvija mezhdunarodnomu razvitiju // Vest-nik MGIMO-Universiteta. — 2011. — № 4.

[3] Doklad Stiglica o reforme mezhdunarodnoj valjutno-finansovoj sistemy: uroki global'nogo krizisa. Doklad Komissii finansovyh jekspertov OON. — M.: Mezhdunarodnye otnoshenija, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.