УЧАСТИЕ ИНДИИ В СОДЕЙСТВИИ МЕЖДУНАРОДНОМУ РАЗВИТИЮ*
В.В. Шикин, Е.А. Дегтерева
МГИМО (У) МИД России пр. Вернадского, 76, Москва, Россия, 119454
Статья посвящена эволюции статуса Индии — от реципиента к крупнейшему новому донору программ международной помощи. Показаны механизмы администрирования индийской помощи, а также географическая и отраслевая структура проектов, финансируемых Индией в рамках программ международной помощи. Особый акцент сделан на участие Индии в сотрудничестве по линии «Юг—Юг» в рамках ряда межрегиональных организаций.
Ключевые слова: содействие международному развитию, официальная помощь развитию, новые доноры, сотрудничество «Юг—Юг».
Индию, наряду с другими развивающимися странами, относят к так называемым новым донорам [2]. По разным оценкам, вклад Индии в содействие международному развитию (СМР) ежегодно составляет около 1,5—3 млрд долл. США [1; 5]. Однако в отличие от большинства других новых доноров, эта страна уже давно предоставляла помощь развитию соседним странам. В 1950 г., спустя лишь три года после обретения независимости, Индия оказала финансовую поддержку Непалу, при этом она сама оставалась крупнейшим реципиентом иностранной помощи.
Индия: путь от реципиента к донору.
За полвека независимости Индия проделала внушительный путь от крупнейшего реципиента международной помощи до страны-донора. В период с 1951 по 1992 гг. в эту страну поступило около 55 млрд долл. CША иностранной помощи [12]. При этом молодая индийская республика ежегодно оказывала финансовую и техническую поддержку соседним странам Южной и Юго-Восточной Азии: Непалу, Бутану, Шри-Ланке, Бангладеш и Мьянме.
В 1958 г. был учрежден Консорциум помощи Индии, в который вошли тринадцать стран: Австрия, Бельгия, Великобритания, Канада, Дания, ФРГ, Франция, Италия, Япония, Нидерланды, Норвегия, Швеция, США и группа Всемирного банка. Задачей Консорциума являлась координация предоставления помощи на двусторонней основе и направления этих потоков в определенные сектора экономики в соответствии с индийскими пятилетними планами развития. Консорциум предоставлял помощь преимущественно в форме льготных займов, а также в виде продовольственной и гуманитарной помощи. Всего на страны — члены Консорциума приходилось свыше 60% всей предоставляемой Индии помощи [9]. После проведения либеральных экономических реформ в Индии члены Консорциума решили урезать объемы предоставляемой помощи. Затем финансовые потоки
* Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Перспективы многостороннего взаимодействия стран БРИКС как новых доноров программ содействия международному развитию», проект № 12-32-01022а1
полностью прекратились в связи с индийскими ядерными испытаниями в 1998 г., но и после снятия международных санкций с Дели организация оставалась нефункциональной [14]. Еще одним значительным источником международной помощи для Индии являлся План Коломбо по сотрудничеству в области экономического развития в Южной и Юго-Восточной Азии. Но если с начала 1950-х гг. Индия участвовала в данной организации на правах реципиента, то сейчас она сама выступает в роли донора, спонсируя проекты технического развития на территории стран-участниц. К концу 1980-х гг. крупнейшим донором Индии являлся Советский Союз, на долю которого приходилось около 16% всей международной помощи развитию, направляемой в эту южноазиатскую республику, однако после 1991 г. и этот источник помощи был потерян [9].
Коренным образом Индия пересмотрела свою политику в области СМР в 2000-х гг. В бюджетной речи 2003—2004 гг. были изложены ключевые моменты новой политики: Индия согласна принимать помощь на двусторонней основе только от пяти государств-доноров (включая ЕС); Дели выплатит долги по займам большинству государств-доноров и международным институтам и увеличит размер помощи, предоставляемой развивающимся странам путем списания долгов и увеличения грантов в рамках программы «Индийская инициатива развития» [15].
В то же время Индия не только сократила свою зависимость от иностранной помощи, сведя к 2010 г. объем получаемой помощи к рекордно низкому показателю 0,3% от ВВП [8], но и сама заявила о себе как о крупном региональном доноре. Дели значительно нарастил объемы финансовой, технической и гуманитарной помощи соседним государствам. В 2010 г. Непалу было выделено на различные инфраструктурные проекты 250 млн долл. Увеличились объемы средств, направляемых в Бутан, преимущественно за счет выделения грантов на строительство новых ГЭС. В том же году Бангладеш получила от Индии льготный кредит на сумму 1 млрд долл., что стало самым большим в истории Индии единовременно выделенным пакетом финансовой помощи [12].
Примечательно, что наряду с объемами значительно расширилась и география предоставления помощи Индией. Возросла доля стран-реципиентов индийской помощи, находящихся за пределами Южной Азии. Особенно стоит отметить Афганистан и государства африканского континента. В 2011 г. Дели выделил дополнительные финансовые средства в размере 500 млн долл. Афганистану с целью восстановления хозяйственной инфраструктуры этой разрушенной войной страны. Тем самым общий объем помощи, предоставленной Кабулу, составил 2 млрд долл. США [3]. В том же году Дели всего выделил около 5 млрд долл. в форме льготных кредитов более 15 африканским странам [12].
I. Система предоставления помощи иностранным государствам
В Индии, несмотря на возросший объем предоставляемой помощи, до сих пор не существует единой системы управления ее распределением. Ведущая роль в распределении помощи отводится Министерству иностранных дел. Именно оно занимается предоставлением грантов региональным соседям, таким как Непал, Бутан, Бангладеш, Шри-Ланка, Мьянма и Афганистан. Традиционно внешнеполитическое ведомство Индии отвечает и за реализацию программ технического сотруд-
ничества ITEC и SCAAP. Также в управлении МИД находится Индийский совет по культурным связям ICCR, который отвечает за популяризацию индийской культуры за рубежом и организацию культурных обменов с иностранными государствами. В вопросах СМР индийский МИД тесно взаимодействует с Министерством финансов, которое принимает решения по открытию кредитных линий иностранным государствам через EXIM банк. Данная структура была основана в 1981 г., и ее основной задачей является продвижение индийского экспорта за рубежом. Но поскольку в полномочия EXIM также входит финансирование импортеров, можно рассматривать его как один из ключевых инструментов предоставления помощи Индией развивающимся государствам, так как кредитование зачастую осуществляется на льготной основе. Помимо этого, в финансировании проектов развития за рубежом могут участвовать и отраслевые министерства (угля, нефти и природного газа, горнодобывающей промышленности, энергетики и т.д.). Примечательно, что, в отличие от традиционных доноров, Индия не предоставляет финансовую, техническую и гуманитарную помощь через неправительственные организации, не считая индийский Красный Крест, который принимает активную роль в предоставлении помощи пострадавшим от стихийных бедствий [1]. Несмотря на то что вопросы СМР находятся исключительно в ведении госструктур, в Индии отсутствует единая система распределения помощи иностранным государствам, что негативно сказывается на эффективности определения приоритетных проектов и их реализации.
Столкнувшись с этой проблемой, индийское руководство пришло к выводу о необходимости создания единого автономного агентства, которое контролировало бы работу большинства программ СМР. В 2007 г. с этим предложением выступил министр финансов Индии П. Чидамбарам. Агентство IIDCA (India International Development Cooperation) должно было координировать предоставление растущей финансовой помощи, а в его управляющих органах должны были быть представлены чиновники из министерств иностранных дел, финансов и торговли [5]. Однако инициатива так и осталась нереализованной, вместо этого в 2012 г. в структуре МИД появилось новое ведомство — Управление по делам развития и партнерства (DPA). В его составе действуют три отдела: первый отвечает за предоставление грантов странам Южной Азии и Африки и открытие кредитных линий, второй — за программы технического сотрудничества и предоставление грантов странам Юго-Восточной и Центральной Азии, а также Латинской Америки, третий — за проекты СМР в Афганистане, Мьянме, Непале, на Шри-Ланке и Мальдивах [11]. В ближайшие 5—7 лет через недавно созданное управление планируется предоставить до 11 млрд долл. помощи [4].
II. Структура предоставляемой Индией помощи и каналы ее предоставления
Объем и структура предоставляемой Индией помощи развития с трудом поддается точной оценке. Во-первых, Индия не подотчетна Комитету содействия развитию ОЭСР, который ведет подробную статистику, касающуюся вопросов СМР. Во-вторых, в Индии не существует единой базы данных, в которой отражались бы расходы всех государственных ведомств на СМР. И, в-третьих, в большинстве
займов, предоставляемых Индией иностранным государствам, точно не известен грант-элемент, что вызывает трудности, связанные с тем, относить ли данный займ к помощи или к коммерческому кредиту.
По данным ЭКОСОС за 2008 г., примерно 80,2% всей индийской помощи предоставлялось на условиях грантов, а остальные на условиях льготных кредитов. Большая часть индийской помощи носит технический характер. Эти средства направляются на малые и средние проекты развития (дороги, мосты, электростанции, медицинские и образовательные учреждения, и т.д.), которые ориентированы на нужды не государства-реципиента в целом, а конкретной группы людей на местном уровне. Что касается географического распределения индийской помощи, то главным ее реципиентом традиционно остается Бутан — 36%, на Афганистан приходится 25%, и на Непал — 13%. Около 80% всей индийской помощи приходится на страны Южной и Юго-Восточной Азии, остальные на Африку и Центральную Азию [7].
Большая часть индийской помощи предоставляется на двусторонней основе. Она представлена в виде грантов, льготных займов, кредитных линий, списания задолженности и гуманитарной помощи. Подавляющее большинство грантов выделяется из бюджета МИДа и идет на финансирование проектов развития в странах Южной и Юго-Восточной Азии. С льготными кредитами, выделяемыми по линии EXIM, ситуация диаметрально противоположная. Больше половины льготных кредитов получают страны Африки, в то время как региональным соседям Индии достается около 6% [8]. Это вызывает не лишенные оснований подозрения в том, что Индия использует международную помощь в качестве инструмента политического давления. А учитывая то, что большинство кредитов имеют «связанный» характер, их также можно расценивать как инструмент завоевания внешних рынков для индийских товаров.
Значительная часть помощи, выделяемой на двусторонней основе, приходится на программы технического сотрудничества, самой старой из которых является ITEC (действует с 1964 г.). Ее цель заключается в подготовке иностранных специалистов, финансировании инфраструктурных проектов развития, поставке промышленного оборудования и оказании помощи регионам, пострадавшим от стихийных бедствий. В рамках данной программы развивающимся странам была предоставлена техническая помощь на общую сумму свыше 2 млрд долл. и прошло подготовку более 40 000 иностранных специалистов, в том числе госслужащих. К подготовке иностранных специалистов в различных сферах подключены крупнейшие индийские университеты (Национальный открытый университет им. Индиры Ганди, Индийские технологические институты) и крупные компании как государственные (Hindustan Machine Tools, Rail India Technical & Economic Services), так и частные (Tata Consultancy Services, NIIT, Aptech).
Кроме предоставления помощи на двусторонней основе, Дели финансирует различные программы СМР через международные организации и специализированные финансовые институты и фонды. Всего Индия выделяет около 20% от своего общего бюджета на СМР для финансирования проектов на многосторонней основе [13]. Сюда входят взносы в различные структуры ООН (ПРООН, ЮНИСЕФ,
Продовольственная программа ООН), международные программы и фонды (Фонд реконструкции Афганистана, Техническое сотрудничество в рамках плана Коломбо) и международные финансовые институты (МФВ, Группа Всемирного банка, АБР).
III. Индия и сотрудничество «Юг — Юг»
В отличие от развитых стран, Индия позиционирует себя не как донора, а как партнера развивающихся стран в рамках взаимовыгодного сотрудничества «Юг— Юг». Такой подход основывается на политической традиции, заложенной Дж. Неру в первые годы независимости республики. Одним из пяти основных принципов внешней политики Индии, ставших известными под названием «Панчашила», являлся антиколониализм. Индия считала себя пострадавшей от британского колониального режима, обвиняя бывшую метрополию в неэквивалентном обмене экономическими благами. Антиколониализм внешней политики Индии заключался не только в том, чтобы способствовать процессу деколонизации в Азии и Африке, но и в том, чтобы, наладив сотрудничество с недавно получившими независимость государствами, помочь им преодолеть социально-экономическую отсталость, виной которой, по мнению индийского руководства, были бывшие метрополии. И хотя деколонизация в мире почти завершилась, традиция выстраивать партнерские отношения с развивающимися странами, так же как и Индия испытавшими на себе европейский колониализм, глубоко укоренилась во внешнеэкономической политике Дели.
Политическое руководство Индии считает, что их страна является более предпочтительным донором для развивающихся государств, так как структура их экономик больше напоминает индийскую, а не структуру экономик развитых стран. Поэтому Индия лучше понимает потребности стран-реципиентов, и ее помощь более эффективна. Южноазиатская республика неохотно предоставляет помощь на многосторонней основе, считая, что ее интересы в международных финансовых институтах представлены недостаточно. На протяжении последнего десятилетия Дели последовательно добивался пересмотра места Индии в МВФ и оказывал значительное влияние на ход многосторонних торговых переговоров в рамках ВТО. В то же время Индия выступает с новыми инициативами, направленными на повышение эффективности помощи развития, предоставляемой современными международными финансовыми институтами. Среди них можно отметить предложение Индии создать глобальную сеть экспортно-импортных банков и институтов развития G-NEXID. Дели также поддержал идею дальнейшего развития Форума ООН по сотрудничеству в целях развития (ФСР) под эгидой ЭКОСОС. Кроме того, Индия использует действующую с 2003 г. трехстороннюю диалоговую структуру ИБСА (Индия — Бразилия — ЮАР) в качестве канала предоставления финансовой и технической помощи. География проектов, на которые идут индийские средства по каналам ИБСА, не ограничивается лишь тремя странами-участницами. ИБСА также реализует проекты развития в странах Африки южнее Сахары и в Юго-Восточной Азии [8].
Но, пожалуй, самым амбициозным проектом в области СМР, в котором принимает участие Индия, является банк развития стран — участниц БРИКС. Соглашение о его учреждении было подписано на саммите БРИКС в Дурбане в марте
2012 г. В качестве одной из приоритетных целей данного финансового института было заявлено оказание помощи развивающимся странам, преимущественно в виде финансирования инфраструктурных проектов на их территории. Планируется, что банк БРИКС начнет функционировать уже с 2015 г. и его уставной капитал составит 50 млрд долл., но в будущем данная сумма может быть увеличена. Премьер-министр Индии М. Сингх назвал банк развития БРИКС «механизмом для преобразования избыточных накоплений в инфраструктурные инвестиции в развивающихся странах» [10]. Таким образом, учитывая то, что его страны-учредители являются обладателями одних из крупнейших в мире золотовалютных резервов, данная структура сможет аккумулировать огромные средства. Принципиальное отличие учреждения банка БРИКС от других глобальных инициатив, поддержанных Индией, состоит в том, что если раньше Дели предлагал нововведения в рамках существующих Бреттон-Вудских институтов, то банк развития БРИКС фактически был заявлен как альтернатива МВФ и Всемирному банку, которые, по мнению стран-участниц БРИКС, преимущественно представляют интересы развитых стран и не отражают в должной мере изменений происходящих в мировой экономике.
Но пока интересы Индии, с точки зрения Дели, недостаточно представлены в международных финансовых институтах, а перспективы банка БРИКС остаются неясными, Индия предпочитает искать новые форматы для сотрудничества по линии «Юг—Юг» на региональном уровне. На данном направлении можно выделить две основные тенденции.
Во-первых, Индия подключается к сотрудничеству в рамках региональных организаций, в которых она ранее не была представлена. Это хорошо прослеживается на примере сотрудничества Индии со странами Африки. Индия является членом Африканского банка развития, в последние годы она активно наладила сотрудничество с такими африканскими интеграционными группировками, как Африканский Союз, ЭКОВАС и САДК и принимает участие в финансировании их совместных программ развития.
Во-вторых, Дели создает новые форматы сотрудничества с развивающимися странами, которые служат каналами предоставления индийской помощи на региональном уровне. Наиболее известными проектами в этой области являются БИМСТЕК, Группа сотрудничества Меконг-Ганг и Ассоциация стран бассейна Индийского океана.
IV. Заключение. Индия — «нуждающийся» донор?
За полвека независимости Индия проделала длинный путь от крупнейшей страны-реципиента до крупного регионального и в перспективе глобального донора. Средства, ежегодно выделяемые Индией на СМР только по линии МИДа, уже сопоставимы с аналогичными бюджетами таких традиционных европейских стран-доноров, как Австрия или Италия [6. С. 7]. Однако в отличие от традиционных доноров, Индию нельзя отнести к числу благополучных, с точки зрения социально-экономического развития, государств. Не стоит забывать, что, несмотря на высокие показатели экономического роста, данная южноазиатская республика является домом почти для 400 млн людей, живущих ниже черты бедности, а по многим соци-
альным показателям, таким как продолжительность жизни и грамотность населения, Индия не только отстает от международных стандартов, но даже не дотягивает до некоторых региональных соседей [6. С. 2]. Что же заставляет Дели закрывать глаза на внутренние социально-экономические проблемы, демонстративно отказываясь от помощи развитых стран, и выделять огромные средства на решения тех же проблем за рубежом?
Безусловно, среди мотивов Индии как донора присутствуют альтруистические соображения. Они присущи как для культуры людей, исповедующих индуизм или ислам, так и для политической традиции независимой Индии, традиционно подчеркивающей свою солидарность с развивающимися странами и пытающейся позиционировать себя как защитника их интересов на международной арене.
Тем не менее, учитывая географическое распределение индийской помощи и ее характер, нельзя отрицать тот факт, что Индией как государством-донором в первую очередь движет экономический расчет и политические амбиции. Странам Южной Азии, непосредственно граничащим с Индией, помощь поступает по линии МИДа преимущественно в виде грантов. Такая политика объясняется попыткой максимально привязать к себе своих соседей, создав тем самым безопасный пояс из стран-соседей или стран, которые играют важную роль, с точки зрения обеспечения безопасности Индии (Афганистан, Мьянма, Маврикий и т.д.). Проекты развития в странах Африки и Юго-Восточной Азии финансируются через Министерство финансов посредством открытия кредитных линий EXIM банком. Эти регионы представляют для Дели меньший интерес с политической точки зрения, однако «связанный» характер предоставляемой финансовой помощи указывает на наличие экономических интересов в данных районах. Льготные кредиты используются в качестве инструмента захвата внешних рынков индийскими экспортерами. К тому же индийская финансовая помощь нередко следует за индийскими добывающими компаниями, которые нуждаются в создании достаточной инфраструктуры для ведения экономической деятельности, а быстро растущая экономика Индии заинтересована в получении доступа к иностранным ресурсам. Кроме того, не стоит забывать и о политических амбициях Дели, который не согласен со своим текущим статусом на международной арене и требует признания себя в качестве полноценного политического центра силы. Тем не менее, сколь меркантильными ни были бы соображения, которыми руководствуется Дели, факт остается фактом: Индия вошла в XXI век уже в качестве государства-донора, вклад которого в содействие международному развитию в ближайшие годы будет возрастать.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Галищева Н.В. Индийская помощь странам Южной и Юго-Восточной Азии // Вестник МГИМО-Университета. — 2011. — № 4.
[2] Дегтерев Д.А. Основные подходы: к оказанию содействия международному развитию // Вестник МГИМО-Университета. — 2011. — № 4.
[3] Address by Prime Minister to the Joint Session of the Parliament of Afghanistan, Kabul, May 13, 2011, Ministry of External Affairs. URL: http://www.mea. gov.in/mystart.php?id= 510117626&flg=1
[4] Aid 2.0. India is thinking about setting up its own aid agency. Why should others give aid to India? // The Economist August 13, 2011. URL: http://www.economist.com/node/21525899
[5] Aid from India, coming to a country near you // The Hindu, September 5, 2012. URL: http://www.thehindu.com/opinion/op-ed/aid-from-india-coming-to-a-country-near-you/article 3859607.ece
[6] Andreas Fuchs, Krishna Ch. Vadlamannati, The Needy Donor: An Empirical Analysis of India's Aid Motives, University of Heidelberg, Department of Economics, July 2012 // URL: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0305750X12003063
[7] Background Study for the Development Cooperation Forum, Trends in South-South and triangular development cooperation, ECOSOC, April 2008. URL: http://www.un.org/en/ecosoc/ doc s/pdfs/south- south_cooperation.pdf
[8] Bijoy C.R. India: Transiting to a Global Donor, 2010. URL: http://www.europe-solidaire.org/ IMG/pdf/India_-_from_Debtor_to_Donor_-_Case_Study_C-R-Bijoy_1_.pdf
[9] Foreign Aid India, Foreign Economic Relations // URL: http://www.indianchild.com/foreign_ aid_india.htm
[10] India, China Split On BRICS Bank Initial Corpus // The Times of India March 28, 2012. URL: http://timesofindia.indiatimes.com/business/international-business/India-China-split-on-BRICS-bank-initial-corpus/articleshow/19248773.cms
[11] MEA, Development Partnership Administration. URL: http://www.mea.gov.in/development-partnership-administration.htm
[12] Niharika A. A Global Shift in Foreign Aid, Starting in India // The New York Times, November 15, 2012. URL: http://india.blogs.nytimes.com/2012/11/15/a-global-shift-in-foreign-aid-starting-in-india/?_r=0
[13] NORRAG, A Brave New World Of "Emerging", "Non-DAC" Donors and Their Differences From Traditional Donors/ Subhash Agrawal, Emerging Aid Donors: India, 2010. URL: http://www.norrag.org/es/publications/boletin-norrag/online-version/a-brave-new-world-of-emerging-non-dac-donors-and-their-differences-from-traditional-donors/detail/emerging-aid-donors-india.html
[14] Priya R.D. India Is Not Missing Paris Aid-India Club// The Times of India, June 4, 2003. URL: http://articles.timesofindia.indiatimes.com/2003-06-04/india/27217964_1_donor-countries-forex-reserves-pledges
[15] Union Budget 2003—2004 / Union Budget & Economic Survey. URL: http://www.indiabudget.nic.in/ub2003-04/bs/speecha.htm
INDIA'S PARTICIPATION IN INTERNATIONAL DEVELOPMENT ASSISTANCE
V.V. Shikin, E.A. Degtereva
MGIMO-University of the Russian Ministry of Foreign Affairs
Vernadskogo prospect, 76, Moscow, Russia, 119454
The article deals with the evolution of the status of India — from the recipient to the largest emerging donor of international aid programs. Administrative mechanisms of Indian assistance, as well as geographical and sectoral structure of projects funded by India in international assistance programs are shown. Particular emphasis is placed on the participation of India in «South—South» cooperation via a series of inter-regional organizations.
Key words: international development assistance, official development assistance, India, new donors, cooperation «South—South».
REFERENCES
[1] Galishheva N.V. Indijskaja pomoshh' stranam Juzhnoj i Jugo-Vostochnoj Azii // Vestnik MGIMO-Universiteta № 4, 2011.
[2] Degterev D.A. Osnovnye podhody k okazaniju sodejstvija mezhdunarodnomu razvitiju // Vestnik MGIMO-Universiteta № 4, 2011.
[3] Address by Prime Minister to the Joint Session of the Parliament of Afghanistan, Kabul, May 13, 2011, Ministry of External Affairs. URL: http://www.mea. gov.in/mystart.php?id= 510117626&flg=1
[4] Aid 2.0. India is thinking about setting up its own aid agency. Why should others give aid to India? // The Economist August 13, 2011. URL: http://www.economist.com/node/21525899
[5] Aid from India, coming to a country near you // The Hindu, September 5, 2012. Код URL: http://www.thehindu.com/opinion/op-ed/aid-from-india-coming-to-a-country-near-you/article 3859607.ece
[6] Andreas Fuchs, Krishna Ch. Vadlamannati, The Needy Donor: An Empirical Analysis of India's Aid Motives, University of Heidelberg, Department of Economics, July 2012 // URL: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0305750X12003063
[7] Background Study for the Development Cooperation Forum, Trends in «South—South» and triangular development cooperation, ECOSOC, April 2008. URL: http://www.un.org/en/ecosoc/ docs/pdfs/south-south_cooperation.pdf
[8] Bijoy C.R. India: Transiting to a Global Donor, 2010. URL: http://www.europe-solidaire.org/ IMG/pdf/India_-_from_Debtor_to_Donor_-_Case_Study_C-R-Bijoy_1_.pdf
[9] Foreign Aid India, Foreign Economic Relations // URL: http://www.indianchild.com/foreign_ aid_india.htm
[10] India, China Split On BRICS Bank Initial Corpus // The Times of India March 28, 2012. URL: http://timesofindia.indiatimes.com/business/international-business/India-China-split-on-BRICS-bank-initial-corpus/articleshow/19248773.cms
[11] MEA, Development Partnership Administration. URL: http://www.mea.gov.in/development-partnership-administration.htm
[12] Niharika A. A Global Shift in Foreign Aid, Starting in India // The New York Times, November 15, 2012. URL: http://india.blogs.nytimes.com/2012/11/15/a-global-shift-in-foreign-aid-starting-in-india/?_r=0
[13] NORRAG, A Brave New World Of "Emerging", "Non-DAC" Donors and Their Differences From Traditional Donors/ Subhash Agrawal, Emerging Aid Donors: India, 2010. URL: http://www.norrag.org/es/publications/boletin-norrag/online-version/a-brave-new-world-of-emerging-non-dac-donors-and-their-differences-from-traditional-donors/detail/emerging-aid-donors-india.html
[14] Priya R.D. India Is Not Missing Paris Aid-India Club // The Times of India, June 4, 2003. URL: http://articles.timesofindia.indiatimes.com/2003-06-04/india/27217964_1_donor-countries-forex-reserves-pledges
[15] Union Budget 2003—2004 / Union Budget & Economic Survey. URL: http://www.indiabudget.nic.in/ub2003-04/bs/speecha.htm