Научная статья на тему 'Местные налоги, сборы, штрафы и иные платежи'

Местные налоги, сборы, штрафы и иные платежи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1059
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
TAXES / LOCAL TAXES / FEES / CHARGES / LOCAL BUDGET / TAX AUTHORITIES / TAX PAYMENT / BENEFITS CALCULATION OF TAX PAYMENTS REVENUES OF THE LOCAL BUDGET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сулейманова Л.Р., Федорова О.В., Бойко Н.Н.

В представленной статье рассматриваются местные налоги, уплачиваемые в бюджеты муниципальных образований. Изучаются их виды и особенности взимания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses local taxes paid to the budgets of municipalities. Studied their types and features of charging

Текст научной работы на тему «Местные налоги, сборы, штрафы и иные платежи»

УДК 34

Юридические науки

Сулейманова Л. Р., студентка юридического факультета Башкирский государственный университет, Стерлитамакский филиал Федорова О. В., студентка юридического факультета Башкирский государственный университет, Стерлитамакский филиал Бойко Н. Н., научный руководитель, к.ю.н., доцент, Башкирский государственный университет, Стерлитамакский филиал

МЕСТНЫЕ НАЛОГИ, СБОРЫ, ШТРАФЫ И ИНЫЕ ПЛАТЕЖИ

Аннотация: в представленной статье рассматриваются местные налоги, уплачиваемые в бюджеты муниципальных образований. Изучаются их виды и особенности взимания.

Ключевые слова: налоги, местные налоги, сборы, платежи, местный бюджет, налоговые органы, налоговый взнос, льготы, исчисление налоговых платежей, доходы местного бюджета.

Annotation: this article discusses local taxes paid to the budgets of municipalities. Studied their types and features of charging.

Key words: taxes, local taxes, fees, charges, local budget, tax authorities, tax payment, benefits calculation of tax payments revenues of the local budget.

Местные налоги и сборы - это те налоговые взносы, которые уплачиваются в пользу местных бюджетов [4, с. 49]. Главными и бюджетообразующими платежами России являются НДС, НДФЛ, налог на прибыль. Они имеют мощную фискальную отдачу и всегда занимают место в концепциях налоговой политики. Однако, эти платежи, кроме налога на прибыль, обеспечивают федеральный бюджет (17% ставки налога на прибыль поступают в регионы). Хотя на федеральном уровне распределение происходит

эффективно, муниципалитетам требуются свои собственные безвозмездные доходы [3, с. 77].

В таком разрезе местные налоги и сборы крайне важны в налоговой системе любой страны и могут значительно влиять на муниципальное благосостояние при разумном управлении.

Глава 2 Налогового кодекса раскрывает основные положения системы налогов и сборов России. В статье 12 главы указано, что все фискальные платежи страны делятся на три ступени по бюджетам - федеральные, региональные, местные [1].

В четвертом пункте этой статьи указано, что местные налоги и сборы -это платежи, закрепленные во второй части кодекса и дополняемые законами органов муниципального самоуправления. Также им переданы полномочия по введению и упразднению этих платежей.

Относятся к органам муниципального самоуправления:

- представительные органы муниципальных образований;

- представительные органы муниципальных районов (поселений);

- представительные органы городских районов (округов).

Таким образом, все виды населенных пунктов и даже внутренние их районы выступают в качестве муниципалитетов. Исключение составляют Санкт-Петербург, Москва и Севастополь - как города федерального значения они отнесены к субъектам России, но тоже реализовывают и упраздняют муниципальные налоги и сборы [5, с. 935].

Местный бюджет формируют неналоговые и налоговые доходы, в том числе ассигнования, которые поступают для того, чтобы осуществить определенные государственные полномочия.

Местные налоги и сборы - это обязательные для отдельных субъектов правоотношений платежи, установленные НК РФ. Также источниками права в данной сфере могут быть локальные акты, принятые органами власти муниципалитетов.

Все муниципалитеты наделены правом детализировать порядок расчета налогового базы, налоговые ставки, перечень налоговых льгот, правила и сроки перечисления.

В БК РФ в настоящее время имеются нормы, предусматривающие процентные отчисления в доходы местных бюджетов от таких федеральных налогов и сборов, как налог на доходы физических лиц, единый сельскохозяйственный налог, государственные пошлины. Так, например, в соответствии с п. 2 ст.61 БК РФ в бюджеты поселений зачисляются средства от налога на доходы физических лиц — по нормативу 10 %; от единого сельскохозяйственного налога — по нормативу 50 %; от государственной пошлины — по нормативу 100 % [2]. Тем не менее, отчислений от указанных федеральных налогов недостаточно для укрепления доходов местных бюджетов. Поэтому на современном этапе местные бюджеты, как правило, дефицитны.

Статья 15 приводит все существующие местные налоги и сборы:

- налог на имущество физических лиц;

- земельный налог;

- торговый сбор.

Последний платеж появился в кодексе с принятием соответствующих поправок в 2014 году.

Рассмотрим перечисленные местные налоги подробнее.

Базой по земельному налогу выступает цена объекта налогообложения в денежном выражении, стоимостная характеристика объекта. В случае земельного налога база равна кадастровой стоимости участка. Переход на кадастровую оценку недвижимости - земли и домов - обусловлен долгосрочной концепцией унификации имущественных платежей в единый налог. Кадастровая стоимость земельных участков выводится при помощи следующего: умножение общей площади участка земли и удельного показателя.

Удельный показатель зависит от ряда характеристик земли, основные из них: вид разрешенного использования земли и принадлежность к определенному административно-территориальному округу. На сайте Росреестра rosreestr.ru приведен подробный порядок кадастровой оценки недвижимости и нормативно-правовая база этих технических операций

В целях налогообложения кадастровая стоимость вычисляется по каждому земельному участку обособленно и рассчитывается на начало каждого года. Если земельный участок появился в течение года, то оценка и расчет стоимости осуществляется в момент внесения записи об объекте в ЕГРН Федеральной регистрационной службы.

ЕГРН - новый единый свод информации обо всех объектах недвижимости, содержащий как сведения о правах собственности, так и кадастровые данные.

Когда земельный участок располагается на границе двух или более местных административно-территориальных зон, то база исчисляется в долях кадастровой стоимости соответственно долям участка в каждой муниципальной зоне.

В общей собственности налоговая база для каждого налогоплательщика рассчитывается обособленно, согласно его доле в собственности. Физические лица освобождены от самостоятельного исчисления базы и дальнейших расчетов земельного налога. Они уплачивают этот платеж по налоговым уведомлениям, которые ИФНС рассылают несколько раз за год - до истечения крайнего срока уплаты. Организации вычисляют налоговую базу самостоятельно.

Кодекс указал налоговую преференцию федерального уровня в статье 391, в пункте 5, определив не облагаемую налогом часть базы - 10000 рублей. Льгота предоставляется не всем лицам, а только кругу плательщиков: Герои России, СССР; кавалеры ордена Славы; ветераны и инвалиды военных и боевых действий; инвалиды с детства и инвалиды первой и второй группы; лица, подвергшиеся радиационному действию АЭС в Чернобыле и «Маяке»;

испытатели ядерного оружия и ликвидаторы ядерных аварий на военных объектах; лица, перенесшие лучевую болезнь в связи с воздействием ядерной техники. Налогоплательщики, подходящие под несколько приведенных категорий, выбирают одно из оснований по своему усмотрению.

Местные власти вправе увеличивать размер облагаемой и не облагаемой налогом части, расширять список исключенных от уплаты земельного налога.

Предприятия перечисляют платеж до 1 февраля, а физические лица - до 1 декабря будущего года, т.е. за налоговый год уплата производится в наступающем году в начале и в конце организациями и физическими лицами соответственно.

Следующий вид местного налога - налог на имущество физических лиц. Российская налоговая политика ориентирована на масштабные преобразования в вопросе имущественных налогов и приведение всех нынешних платежей по имуществу - земельного, физических лиц и организаций, возможно, транспортного - к одному платежу с дифференцированными тарифами, коррелирующими со стоимостью объектов (налог на роскошь, столь активно обсуждаемый в последние годы, и есть часть будущего единого имущественного налога).

В этих целях на всей территории России производятся работы по оценке недвижимости и переводе стоимости в кадастровую. Так, и для налога на имущество физических лиц, прежде исчисляемого от инвентаризационной стоимости, проводятся мероприятия перевода оценки в кадастровую [7, с. 116].

С 2017 года уже 72 региона страны исчисляют базу по кадастровой стоимости, тогда как всего в России 85 субъектов, включая города федерального значения. Таким образом, только 13 регионов все еще не перешли на новую оценку недвижимости и продолжают использовать в расчете инвентаризационные данные, причем закон предоставил им время до 2020 года, чтобы осуществить все необходимые мероприятия [Перечень перешедших на новую систему приведен на сайте ФНС www.nalog.ru.].

Кадастровая стоимость по каждому объекту высчитывается обособленно. Налоговые органы опираются на данные из ЕГРН.

По данному платежу также имеются преференции:

- квартира - уменьшение базы на 20 метров в квадрате кадастровой цены;

- комната - на 10 метров в квадрате;

- дом - на 50 метров в квадрате;

- комплекс недвижимости - на 1 миллион рублей.

Инвентаризационная стоимость объектов рассчитывается как умножение этой стоимости на коэффициент, определяемый Министерством экономического развития: на 2016 год - 1,329; на 2017 год - 1,425 [8].

Таким образом, за 2017 год база увеличена почти в полтора раза.

Расчет налога исполняется самими налоговыми органами, физические лица лишь обязаны вовремя перечислить платеж в бюджет - до 1 декабря последующего года. Перед наступлением этой даты инспекции рассылают собственникам недвижимости налоговые уведомления.

Еще один вид местного налога - это торговый сбор. По торговому сбору отсутствует статья, посвященная налоговой базе. Данный платеж имеет сходства с ЕНВД и патентной системой. Базой допустимо считать физический показатель, используемый в расчете налога - объект недвижимого или движимого имущества или площадь этих объектов.

Расчет налога стандартен и также напоминает исчисление ЕНВД и ПСН: умножение физического показателя и ставки. Кодекс также установил ограничения по ставкам, которые вводят местные власти, правилами введения ставок по патентной системе.

Торговый сбор перечисляется в бюджет за каждым кварталом до наступления 25 числа последующего месяца. На сегодняшний день этот платеж действует только в Москве - с июля 2015 года.

Сбор стал большой неожиданностью для предпринимателей России, так как в концепциях налоговой политики на протяжении плановых периодов перед его введением не упоминалось о таком преобразовании. Однако сложившаяся

кризисная экономическая ситуация в стране и попытки оптимизации бюджетных программ привели к внеплановому принятию закона о торговом сборе.

Платеж зачисляется в бюджеты регионального уровня, хотя является местным. Благодаря положению об уменьшении налоговой базы по налогу на прибыль, НДФЛ и УСН, он эффективно противодействует искусственному занижению базы, так увеличение размера сбора приведет к необходимости фактической его уплаты в таком же размере.

Однако, проблемой платежа является несправедливость, возникающая среди плательщиков УСН по объектам «Доходы минус расходы» и «Доходы», так как последние не могут вычитать сбор из базы УСН, хотя так же платят торговый сбор.

Также существуют проблемы, связанные с новизной платежа и неполноценностью судебной практики, пробелами в правовом тексте. Например, продажа выставочных экземпляров товара на семинарах не регламентирована законодательством. Неясен вопрос интернет-продаж -попадают ли они в категории торговли со склада.

Доходы от торгового сбора в бюджете Москвы крайне малы - меньше 0,2% от общих налоговых поступлений. На данный момент эффективность платежа невелика.

Библиографический список:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ (часть 1) // Собрание законодательства РФ. - 3.08.1998. - № 31. - Ст. 3824.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 30.09.2017) // Собрание законодательства РФ. - 03.08.1998. - № 31. -Ст. 3823.

3. Благов Ю. В., Глазунова И. В. Деятельность налоговых органов по администрированию местных налогов: проблемы и перспективы // Вестник Омского университета. Серия «Право». - 2015. - № 1 (42). - С. 77 - 82.

4. Бойко Н. Н. Значения бюджета как важного инструментария социальной сферы территориальных образований // Экономика и социум». -2016. - №12 (31). - С. 49 - 56.

5. Бойко Н. Н., Залиев А. Р., Потапов А. А. Актуальные проблемы финансового контроля в РФ // Экономика и социум. - 2016. - № 12-3. - С. 935 -939.

6. Бойко Н. Н. Экономическая основа местного самоуправления: понятие и принципы // Проблемы и перспективы развития местного самоуправления в Российской Федерации: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 21 апреля 2017 г.) / Под редакцией Л. Т. Чихладзе. - М.: РУДН, 2017. - С. 14-18.

7. Краснобельмова А. В. Проблемы администрирования местных налогов // Социально-экономические явления и процессы. - 2017. - № 5 (051). - С. 116 -120.

8. Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ [сайт]. URL.: https://www.nalog.ru/rn02/ (дата обращения: 25.03.2019).

9. Огнева О. С., Бойко Н. Н. Налоговая система Российской Федерации // ta^mum-journal. - 2018. - Т. 2. - № 6 (17). - С. 31-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.