УДК 323.2
Толстых Валентина Юрьевна, магистрант направления государственное и муниципальное управление, Курский государственный университет
e.mail: [email protected]
МЕСТНОЕ СООБЩЕСТВО КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТОВ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ
Аннотация: данная статья посвящена анализу развития институтов непосредственной демократии. Рассмотрены ключевые понятия и особенности влияния местного сообщества на развитие институтов непосредственной демократии. Проведен анализ, по результатам которого местное сообщество можно представить, как корпус избирателей, совокупность лиц, пользующихся политическими правами. На основе результатов проведенного анализа сделаны выводы.
Ключевые слова: местное сообщество, местное самоуправление, непосредственная демократия, демократия, выборы, референдум.
Tolstykh Valentina Yurievna, undergraduates of the direction State and municipal management, Kursk State University.
e.mail: [email protected]
LOCAL COMMUNITY AS A BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF INSTITUTIONS OF DIRECT DEMOCRACY
Annotation: This article is devoted to analysis of the development of institutions of direct democracy. Examines the key concepts and features of the influence of local communities on the development of institutions of direct democracy. The analysis, the results of which the local community can be thought of as a body of voters, the set of individuals enjoying political rights. Based on the results of the analysis of the findings.
Keywords: local community, local government, direct democracy, democracy, elections, referendum.
Реализация непосредственной демократии на местном уровне связана с минимизированием влияния негативных явлений как политико-правового, так и социально-психологического порядка, что свидетельствует об актуальности темы настоящего исследования.
Связь местного сообщества с развитием непосредственной демократии на местном уровне прослеживается, прежде всего, через его правотворческую функцию и полномочия по решению вопросов местного значения, за исключением взаимодействия с институтом муниципальных выборов, поскольку в этом случае затрагивается порядок формирования данного органа. Согласно мнению В.Б. Слатинова, уровень развития демократии местного
сообщества формирует практики функционирования и политико-экономические модели управления институтами самоуправления [2, с.142].
Существует несколько подходов к определению института непосредственной демократии.
Так, согласно А.В. Никифоровой, непосредственная демократия является формой непосредственного волеизъявления граждан или какой-либо группы населения [3, с. 147].
Ю.И. Никколова считает, что непосредственная демократия представляет собой определенную сферу политической жизни общества, которая заключается в отношениях с властью, в результате которых население государства, его отдельные группы или граждане в индивидуальном порядке, осуществляют свою власть, через выражение ими прямого волеизъявления, которое подлежит обязательному учету при принятии решения публичным органом власти [4].
Сущность непосредственной демократии заключается в том, что граждане РФ способны напрямую оказывать влияние на решение многих различных вопросов в общественной и государственной сферах жизни страны. Основная цель непосредственной демократии состоит в обеспечении стабильного функционирования представительной демократии, согласно волеизъявления народа; установление контроля и надзора за деятельностью представительных органов государственной власти и народных представителей в них; содействие народу при принятии им решений по основным вопросам жизнедеятельности государства и общества.
Согласно ч.3 ст. 3 Конституции РФ все формы непосредственного выражения власти народа можно разделять на высшие, к которым относятся референдум и выборы, а также другие формы, названные в Конституции РФ формулировкой определенных политических прав (ст. 30 и 33 Конституции РФ). Следовательно, можно утверждать об обеспечении на конституционном уровне ряда форм конституционной демократии, таких как референдум, выборы, собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования, индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Названные формы были последовательно закреплены в федеральном и региональном законодательстве, муниципальном нормотворчестве. Однако, именно на муниципальной ступень послужила основной опорой для продвижения данных форм непосредственной демократии в России.
В свою очередь, субъекты РФ в своих конституциях и законах устанавливают различные формы непосредственного волеизъявления. К традиционным формам, получившим закрепление в Конституции РФ, на уровне субъектов Российской Федерации появляются отзыв депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта, публичные слушания, опрос граждан и некоторые иные.
Местное сообщество принимается, прежде всего, как корпус избирателей, совокупность лиц, пользующихся политическими правами.
Местное сообщество осуществляет свои функции по управлению государством через местное самоуправление, являющейся формой осуществления народом принадлежащей ему власти, сущность которой заключается в самостоятельном решении вопросов местного значения, посредством проведения референдумов, выборов, собраний, шествий, иных форм непосредственного народовластия.
Осуществление народной власти реализуется также через выборные и другие органы местного самоуправления.
Экзеков М.Х. отмечает, что в настоящее время российское законодательство предусматривает широкий выбор организационно-правовых форм объединений и участия их в управлении: политические партии, общественные и религиозные организации, общины коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьи общества, общественные фонды и т.д. В тоже время все эти формы являются разновидностью общественных объединений, представляющих собой согласно Федеральному закону «Об общественных объединениях» «добровольное, самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей» [5, с. 168].
В современных условиях становления в нашей стране демократического правового государства, которое основано на республиканской форме правления и разделении властей, местное сообщество является важнейшим инструментом для развития институтов непосредственной демократии и, тем самым, реализации политических прав и интересов граждан.
Однако следует отметить, что непосредственная демократия реализуется не должным образом в силу имеющихся социально-экономических, политических, идеологических и других проблем в Российской Федерации. Это является тревожным сигналом, так как в результате этого происходит процесс замедления на пути становления гражданского общества. Данные негативные тенденции проявляются из-за отсутствия стремления у представительных органов государственной власти и местных самоуправлений выстраивать конструктивное, партнерское отношение с населением.
Вышеперечисленные проблемы затрудняют развитию институтов непосредственной демократии мешая местному сообществу выражать свои политические интересы.
Чтобы устранить имеющиеся проблемы и создать нормальные правовые, идеологические, социальные, экономические условия рекомендуется:
1) на каждом этапе получения образования российскими гражданами повышать их уровень политико-правовой осведомленности;
2) организовать специальную государственную консультативную комиссию по реализации местными сообществами форм непосредственной демократии;
3) внедрить специальные передовые информационные технологии при реализации местным сообществом своих властных функций;
4) использовать более разнообразные формы непосредственной демократии, сделать их более доступными;
5) повышать уровня взаимодействия властей в части законодательного развития институтов непосредственной демократии.
В заключение можно присоединиться к мнению Е.Н.Пясецкой и отметить, что на данный момент в России не в полной мере реализуется на практике непосредственное участие граждан в решении вопросов государственного управления [6]. Можно заметить, что в современной России представительная демократия является доминирующей формой по отношению к непосредственной, но она не всегда отражает реальную волю народа.
На пути к развитию непосредственной демократии в Российской Федерации имеются трудности, которые проявляются во многих сферах общества. Устранение указанных выше проблем ускорит процесс становления демократического государства в нашей стране.
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст. М., 2016. 48
с.
2. Слатинов В.Б. Мэр или сити-менеджер: институциональные эффекты выбора модели муниципального управления в областных центрах Черноземья // Среднерусский вестник общественных наук. 2012. № 2. С. 141-148.
3.Никифорова А.В. Представительные органы местного самоуправления и формы непосредственной демократии на местном уровне: взаимосвязь (на примере Калужской области) // Новая наука: современное состояние и пути развития. 2017. № 3. С. 147-150
4. Никколова Ю.И. Национальный референдум в Российской Федерации как форма непосредственной демократии // nauka-rastudent.ru [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=28427073
5. Экзеков М.Х. Форы самоорганизации народов Северного Кавказа и развитие институтов непосредственной демократии на уровне местного самоуправления в современной России // Успехи современной науки. 2016. № 8. С. 168-171
6. Пясецкая Е.Н. Социальная активность населения как категория исследования // Политика, экономика и инновации. 2016. № 4 (6). С. 1.