Научная статья на тему 'Местное самоуправление в г. Рязани: особенности формирования, современные тенденции и перспективы развития'

Местное самоуправление в г. Рязани: особенности формирования, современные тенденции и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2438
432
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЯЗАНИ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ РЕФОРМА / ГОРОДСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СТРУКТУРА ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / MODERN HISTORY OF LOCAL SELF-GOVERNMENT IN RYAZAN / MUNICIPAL REFORM / A MUNICIPAL GOVERNMENT / STRUCTURE OF LOCAL SELF-GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Локшина Ксения Николаевна

Автор проводит исторический обзор становления местного самоуправления в Рязани, особое внимание обращено на процессы, происходившие в 1990-х начале 2000-х гг. Также в статье подробно рассматриваются структура и полномочия органов местного самоуправления в Рязани. Именно от организации системы органов местного самоуправления непосредственно зависит эффективность функционирования местных органов власти. Автор считает, что самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления населением как единственным источником власти является одной из концептуальных составляющих института местного самоуправления в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Local self-government in Ryazan: features of formation, current trends and development prospects

The article is devoted to the study of local government in Ryazan. The author carries out the historical review of local government formation in Ryazan. The article also considers in detail the structure and powers of Ryazan. It is the organization of the local government system that the efficiency of local authorities directly depends on. The article stresses that independent definition of local government structure by the population as the unique source of power is one of the conceptual components of the institute of local government in Russia.

Текст научной работы на тему «Местное самоуправление в г. Рязани: особенности формирования, современные тенденции и перспективы развития»

-----\

90

Политология

К.Н. Локшина

Местное самоуправление в г. Рязани: особенности формирования, современные тенденции и перспективы развития

Автор проводит исторический обзор становления местного самоуправления в Рязани, особое внимание обращено на процессы, происходившие в 1990-х -начале 2000-х гг. Также в статье подробно рассматриваются структура и полномочия органов местного самоуправления в Рязани. Именно от организации системы органов местного самоуправления непосредственно зависит эффективность функционирования местных органов власти. Автор считает, что самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления населением как единственным источником власти является одной из концептуальных составляющих института местного самоуправления в России.

Ключевые слова: современная история местного самоуправления в Рязани, муниципальная реформа, городское управление, структура органов местного самоуправления.

Местное самоуправление в современной России находится пока еще в переходном состоянии. За последние 15 лет трижды предпринимались масштабные реформы этого института, но все они остаются незавершенными, что снижает эффективность местной власти и порождает недоверие к ней граждан.

В Рязанской области сложилась территориальная модель организации местного самоуправления, и в настоящее время территории области существует 29 муниципальных образований: 4 городских муниципальных образования (города Касимов, Рязань, Сасово, Скопин), 25 районных муниципальных образований (Ермишинский, Захаровский, Кадомский, Касимовский, Клепиковский, Кораблинский, Милославский,

Михайловский, Новодеревенский, Пителинский, Пронский, Путятин-ский, Рыбновский, Ряжский, Рязанский, Сапожковский, Сараевский, Сасовский, Скопинский, Спасский, Старожиловский, Ухоловский, Чуч-ковский, Шацкий, Шиловский районы). В процессе муниципальной реформы городские муниципальные образования были наделены статусом городских округов, районные муниципальные образования - статусом муниципальных районов, в составе которых образованы новые городские и сельские поселения [16, с. 24].

Изучая историю развития местного самоуправления в Рязани, прежде всего, следует отметить период с 1964 по 1987 гг., когда городской Совет и, одновременно, исполком Совета возглавляла Надежда Николаевна Чумакова. За годы ее руководства была выполнена широкая программа развития города и превращения его в один из прекраснейших областных центров России. За 20 лет, в связи с ростом промышленности, население Рязани выросло почти вдвое: с 280 до 530 тыс. жителей. Была создана сеть школ и больниц, дошкольных учреждений и магазинов, сооружено несколько мостов и путепроводов, подземных переходов и десятки километров сетей разного назначения: газ, вода, тепло, телефон [9, с. 76-79].

С конца 1980-х гг. развитие местного самоуправления в Рязани происходило в период перемен политического и социально-экономического характера, которые изменили развитие региона в целом. Во многом это было связано с переменами, которые произошли в самой стране. В целом, данный обзорный период характеризовался сложностью и неоднозначность происходивших процессов, повышенной неустойчивостью в сфере власти и управления. Об этом говорит уже тот факт, что в сфере городского управления первый руководитель менялся шесть раз, менялись также заместители, руководители подразделений, главы представительных органов на областном и городском уровнях.

Переходя к анализу становления современного городского управления в г. Рязани, стоит в первую очередь отметить, что значимым этапом политической реформы «перестройки» стали выборы народных депутатов 1989-1990 гг. На территории Рязани и пригородов выборы были альтернативными и избирательная борьба могла принять конкурентный характер. Но накануне выборов оппозиционные кандидаты были отстранены от голосования через механизм окружных избирательных собраний, предусмотренных тогда в законе о выборах. Этот факт вызвал широкий общественный резонанс и недовольство избирателей. Необходимо заметить, что в новой для себя атмосфере конкурентной избирательной борьбы областное руководство не смогло устойчиво контролировать ситуацию политическими средствами [2, с. 44].

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

Политология

Еще более решающими стали выборы народных депутатов Советов всех уровней (народных депутатов РСФСР, областного, городских и районных Советов) в марте 1990 г. Накануне этих выборов положение оппозиционных областным властям сил заметно укрепилось. Почти во всех городских округах обеспечивалась альтернативность. Предвыборная борьба в городе впервые носила характер открытого политического столкновения власти и оппозиционных ей сил. Проходили уличные митинги, шумные многолюдные собрания на предприятиях и в учреждениях. Состоявшиеся 4 и 18 марта 1990 г. (в два тура) выборы дали противоречивые результаты, оказавшие важное влияние на дальнейший ход политического процесса в регионе. Кандидаты, связанные с действующей властью, в основном потерпели поражение. В трех городских округах по выборам народных депутатов РСФСР после двух туров голосования были избраны два оппозиционных кандидата: А. А. Гаврилов и В.В. Рюмин. В результате выборов в органах власти сложилась непростая ситуация. В городском Совете Рязани большинство составляли оппозиционные областному руководству депутаты. С их помощью председателем городского Совета был избран В.В. Рюмин. Новое руководство городского совета сразу стало стремиться к контролю над административным контролем городского управления. В соответствии с принципами происходившей реформы органов власти Советов горсовет имел возможность оказывать директивное влияние на городской исполком, менять его структуру и кадровый состав. В городе предполагалось ликвидировать районное деление, упразднив райсоветы и райисполкомы. Вместо них предполагалось расширить городской совет (за счет части депутатов районных советов), а вместо городского исполкома создать мэрию с делением города на административные округа, управляемые префектами. Полномочия мэрии и мэра по этой схеме значительно расширялись, а горсовета - суживались, ограничиваясь вопросами городского законодательства и бюджета [6, с. 11].

Первые президентские выборы в июне 1991 г. привели к конфронтационным процессам и перевороту в стране. В первые же дни после «путча» в Рязани началась активная ликвидация организационных структур КПСС. Под руководством Н.В. Молоткова, В.В. Рюмина и близких к ним депутатов городского и областного Советов осуществлялись преобразования в структурах управления. В начале октября 1991 г. начались преобразования структуры исполнительной власти. В этот же период в Рязани произошли преобразования и структур городского управления. В городском Совете был упразднен президиум, вместо которого был избран малый Совет из 15 человек, председателем которого стал С.В. Вобленко.

В.В. Рюмин становится главой мэрии города, в которую были преобразованы структуры городской исполнительной власти. Оба руководителя начинают уделять большое внимание вопросам реформы органов власти местного самоуправления. С.В. Вобленко с 1993 г. являлся экспертом Совета Федерации, членом Совета Общественной палаты при президенте РФ, где занимался вопросами реформы местного самоуправления. Впоследствии он стал автором проекта «Нооград», в котором предлагалось реорганизация городского управления Рязани по модели французских и японских техноэкополисов [9, с. 34].

Анализ рассмотренных событий свидетельствует о том, что все предпринятые в этот период преобразования вели к ослаблению институтов представительной власти, и происходило значительное усиление исполнительной власти на областном и городском уровнях.

Вместе с тем, осенью 1993 г. проявились конфликты, которые оказали влияние на дальнейший ход политического процесса. С началом осеннего кризиса областной Совет занял в отношении действий президента конфронтационную позицию. Он осудил указ Президента РФ от 21 сентября 1993 г. (о роспуске Советов) и поддержал действия Верховного Совета РФ. Глава администрации Рязанской области Лев Башмаков только 19 октября принял постановление о прекращении полномочий областного Совета. Городской Совет активного участия в осенних событиях не принимал. Его председатель С.В. Вобленко выступил с предложением о самороспуске, и деятельность горсовета прекратилась ввиду отсутствия кворума. В этот, столь неспокойный в городе период, мэрии в основном удалось обеспечить избрание лояльных Президенту депутатов в Государственную Думу (К. Лайкам) и Совет Федерации (Е. Строев). Результаты выборов и референдума в области вызвали явное недовольство президентской администрации, что обострило конфликт Л.П. Башмако-ва и В.В. Рюмина. Башмаков попытался ограничить влияние Рюмина в городе. Однако в январе 1994 г. указом Президента, по рекомендации

В.В. Рюмина, главой администрацией области был назначен Геннадий Константинович Меркулов, бывший председатель горисполкома Рязани в 1986-1988 гг. [3, с. 98].

После данных событий уже в марте 1994 г. были назначены выборы областной Думы, городской Думы Рязани, референдум по Уставу Рязани, выборы муниципальных комитетов в районах. Порог явки для признания выборов состоявшимися был установлен в 35%. Выборы мэра Рязани были заменены референдумом по Уставу города, который требовал 50% явки. В итоге этого вместо положенных 19 избраны были лишь 12 депутатов областной Думы в сельских районах, из которых 7 были главами

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

Политология

районных администраций. Выборы в областную Думу в городских округах, референдум и выборы представительного органа в городе из-за низкой явки избирателей не состоялись. Таким образом, вместо устойчивой легитимации областной власти произошло формирование слабой, зависимой от администрации и фактически нелегитимной областной Думы (не имела в своем составе положенных по норме 2/3 состава), которая смогла приступить к работе лишь по специальному указу президента [4, с. 28].

В апреле 1994 г. новым мэром Рязани назначается вице-мэр Владимир Марков. Назначение осуществляется по представлению администрации Президента РФ главой администрации области. Важно заметить, что в этот период система органов власти в городе не претерпела принципиальных изменений. Город продолжал управляться исключительно мэрией.

Выборы представительных органов местного самоуправления прошли 7 апреля 1996 г. во всех 29 административно-территориальных образованиях области, которые впоследствии приобрели статус «муниципальных образований». Одновременно с выборами в 25 территориях проводились муниципальные референдумы по основным положениям Уставов муниципальных образований. В ряде районов проходили выборы населением глав муниципальных образований [Там же, с. 29.] Принятые законы и проведенные выборы позволили сформировать в области систему органов местного самоуправления. Они усилили самостоятельность органов власти районного уровня. Укрепилась вся система представительных органов власти в регионе, повышался и самостоятельный статус избранных глав районов. Существенными были и политические итоги выборов. В ряде муниципальных образований они привели к фактической победе оппозиции - из 23% избранных депутатов, заявивших о своей партийной принадлежности, 16% составляли члены КПРФ. Председателем Городского Совета был избран представитель КПРФ Павел Маматов. Качественный состав депутатского корпуса стал отражением протестного состояния населения города, недовольного ухудшающимся экономическим положением [3, с. 97].

Депутаты Городского Совета сразу же приступили к разработке Устава города. Необходимо отметить, что была попытка мэрии провести свой вариант Устава города на референдуме, который проходил так же, как и выборы 7 апреля, но референдум не состоялся из-за низкой явки избирателей. Несмотря на противодействие мэрии и областной администрации, уже в начале июня 1996 г. на заседании городского Совета был принят Устав города, содержащий ряд крайне невыгодных для исполнительной власти статей. Например, ст. 54 Устава резко ограничивала полномочия мэра города, предусматривала его выборы из состава депутатов городско-

го Совета, ставила деятельность мэрии под жесткий контроль депутатов [15]. Борьба вокруг Устава города привела к тому, что в городе оказалось два мэра. В августе 1996 г. мэр города В. К. Марков ушел с занимаемой должности, а исполняющим обязанности мэра был назначен заместитель мэра Ю. Ромашкин. В это же время Городской совет, в соответствии с Уставом города, избрал мэром П. Д. Маматова. Но приступить к работе П. Д. Маматову не дали, ссылаясь на то, что Устав города не зарегистрирован в Управлении юстиции, вследствие чего «уставной» конфликт еще более обострился. Помимо формально-правового, конфликт приобрел и публично-политический аспект. Стороны проводили массовые акции, вели пропагандистскую кампанию в СМИ, инициировали активность общественно-политических организаций, а также известных в городе людей. 8 декабря 1996 г. Маматов одержал победу на первых в истории города выборах мэра Рязани, набрав 45,6% голосов [6, с. 99]. После выборов был изменен не только персональный состав руководства мэрии, но и ее формально-правовой статус. Была ликвидирована и сама мэрия. Вместо нее, согласно Уставу города, создавалась городская администрация, которая в важнейших вопросах (кадровых, финансовых, правовых и т.д.) значительно больше зависела от городского Совета.

Итак, несмотря на имеющуюся напряженность, конфликты политических групп города важной заслугой городского Совета 1-го созыва было принятие основного нормативного документа - Устава города, который регламентировал различные сферы городской жизни, а также произвел разделение двух ветвей власти - представительной и исполнительной, с наделением каждой определенными полномочиями. Положительным является и тот факт, что реформа местного самоуправления началась в регионе с проведения выборов городского представительного органа местного самоуправления в Рязани и референдума по Уставу города

Через четыре года в 2000 г. состоялись выборы в городской Совет 2-го созыва. Было избрано с учетом дополнительных выборов 28 депутатов. Председателями Совета были избраны сначала А.И. Мухин, а затем А.А. Чайка. Этот Совет объявил о приоритетности образования и здравоохранения в деятельности городского самоуправления. Бюджетные ассигнования на эти важнейшие отрасли были доведены сначала до 50%, а затем были превышены.

В 2004 г. был избран городской Совет 3-го созыва. Количество депутатских мест в нем было увеличено до 35 человек. Председателем Совета был избран В.М. Варгин. Количество комитетов было сокращено до четырех. Важным направлением этого Совета было претворение в жизнь Федерального закона № 131, который разделял полномочия властей всех

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

Политология

уровней. Были внесены изменения в большое количество нормативных актов, была принята новая редакция Устава города. Из состава городского Совета был избран глава муниципального образования, которым стал С В. Сазонов, он возглавил также и городской совет [13, с. 23].

В результате этого этап реформы местного самоуправления, начавшийся в Рязани в 2004-2005 гг., предполагал введение так называемого «двухуровневого местного самоуправления». Создание большого числа муниципалитетов на уровне поселений должно было сделать местное самоуправление более демократичным, близким к гражданам и их нуждам, повысить его эффективность [12, с. 12].

После принятия в 2003 г. Федерального закона № 131 законодательная власть была вынуждена принять большое количество изменений и дополнений в этот закон либо законов, которые требовали изменений в нем. В связи с данным фактом, 30 августа 2006 г. Рязанская областная Дума приняла Закон Рязанской области «О признании утратившими силу законов Рязанской области о местном самоуправлении в Рязанской области» [8]. Существенно был обновлен закон Рязанской области от 29.11.2004 г. № 129-ОЗ «О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Рязанской области» [7]. Наконец, решением Рязанского городского Совета от 30 июня 2006 г. № был принят новый Устав муниципального образования - городской округ город Рязань Рязанской области [16, с. 246].

Эти изменения послужили средством перестройки муниципального уровня публичной власти, его обновления и упорядочения, приближения к населению. Их смысл состоял в том, чтобы повысить эффективность деятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения и осуществлении отдельных государственных полномочий, привести нормативную модель местного самоуправления в соответствие с реалиями времени. Необходимо отметить, что муниципальная реформа предусматривает серьезные преобразования и в системе органов местного самоуправления. Новый закон жестко определяет перечень основных органов местного самоуправления, а именно: представительный орган, глава муниципального образования, местная администрация и контрольный орган, причем первые три определяются как обязательные. С учетом названных нововведений федерального законодательства Устав муниципального образования - городской округ г. Рязань предусматривает следующую структуру органов местного самоуправления:

1) представительный орган города Рязани - Рязанская городская Дума (представительный орган предшествующих созывов именовался «Рязанский городской Совет»);

2) глава муниципального образования - председатель Рязанской городской Думы;

3) исполнительно-распорядительный орган - администрация города Рязани, возглавляемая главой администрации города Рязани;

4) контрольный орган - Контрольно-счетная палата города Рязани.

Представительный орган - Рязанская городская Дума - имеет как

полномочия, установленные в соответствии с федеральными законами и законами Рязанской области, так и исключительные полномочия [16, с. 249]. К исключительным полномочиям представительного органа города Рязани относятся принятие Устава города Рязани, внесение в него изменений и дополнений, а также утверждение бюджета города Рязани и отчета о его исполнении, принятие планов и программ развития муниципалитета, утверждение отчетов об их исполнении, определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления и др. Работу представительного органа города Рязани возглавляет и организует глава муниципального образования, который избирается представительным органом города Рязани тайным голосованием и является председателем Рязанской городской Думы. Кандидат считается избранным на должность главы муниципального образования, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов представительного органа города Рязани [Там же, с. 234].

На первом заседании представительного органа местного самоуправления нового созыва, состоявшемся 20 марта 2008 г., депутаты в составе 22-х человек единогласно избрали Ф.И. Провоторова на должность главы муниципального образования, председателя Рязанской городской Думы1. Согласно Уставу города Рязани, Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению города и представительному органу, а также не реже одного раза в год представляет отчет о своей деятельности и деятельности представительного органа г. Рязани [Там же, с. 236]. Как высшее должностное лицо города глава муниципального образования представляет город Рязань в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями. В обязанности главы муниципального образования входит издание в пределах своих полномочий нормативно-правовых актов, контроль за исполнением решений предста-

1 23 апреля 2012 г. Федор Провоторов обратился с заявлением в Рязанскую городскую Думу об освобождении с должности главы муниципального образования г. Рязани, которое было удовлетворено.

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

Политология

вительного органа г. Рязани и собственных правовых актов, заключение контракта с главой администрации г. Рязани, организация приема граждан, рассмотрение предложений, заявлений, жалоб и иных обращений населения муниципального образования и др.

Исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления выступает администрация г. Рязани, возглавляемая главой администрации. Администрация города осуществляет исполнение полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Рязанской области. Администрация города в своей деятельности подотчетна Рязанской городской Думе.

Исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления руководит глава администрации города Рязани на принципах единоначалия. Глава администрации города Рязани назначается на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий представительного органа г. Рязани и отчитывается перед последним не реже одного раза в год о деятельности администрации города. Глава администрации города Рязани представляет проекты нормативных правовых актов, предусматривающих установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств бюджета города, представляет администрацию города в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, средствами массовой информации и гражданами, организует и контролирует в пределах своей компетенции выполнение решений представительного органа г. Рязани, правовых актов главы муниципального образования Рязани, содействует развитию системы органов территориального общественного самоуправления населения, рассматривает и учитывает в своей деятельности их предложения, сообщает им результаты рассмотрения и др. [19, с. 246]. Что касается контрольного органа местного самоуправления, то в настоящее время в администрации города функционирует контрольно-ревизионный отдел, подчиняющийся заместителю главы администрации по экономике и финансам. Так, депутаты комитета по бюджету, налогам и инвестициям городской Думы на своем очередном заседании рассмотрели окончательный проект положения о Контрольно-счетной палате города Рязани. В частности, члены комитета говорили об обеспечении гарантий руководителям контрольного органа и квалификационных требованиях, предъявляемых к ним.

В настоящее время главой муниципального образования г. Рязани является Лариса Максимова. Она была избрана на данную должность на внеочередном заседании Рязанской городской Думы 5 мая 2012 г. Решение о ее избрании было принято депутатами единогласно. По словам Л.И. Максимовой, необходимо повысить, прежде всего, авторитет Рязанской городской Думы, а также найти взаимопонимание с администрацией города, дабы избежать возможных конфликтов [14, с. 7]. Рязанские эксперты-политологи предполагают, что Лариса Максимова сможет выстроить ровные, деловые отношения с администрацией города и усилить контроль за ее деятельностью, поскольку у Максимовой уже накоплен серьезный опыт работы в представительном органе власти.

Детально изучив структуру органов местного самоуправления города Рязани, можно привести мнение С.Е. Чаннова о том, что возможности населения самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления теперь ограничены [10, с. 28]. Действительно, Федеральный закон № 131-ФЗ закрепляет норму, по которой порядок формирования, полномочия, их срок, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации деятельности указанных органов определяются уставом соответствующего муниципального образования (в данном случае - Уставом города Рязани). Однако именно от организации системы органов местного самоуправления непосредственно зависит эффективность построения и функционирования местных органов власти.

Таким образом, подводя итог анализу рассматриваемой проблемы, можно сделать соответствующие выводы.

Реформа местного самоуправления стала важной политической инициативой, свидетельствующей о тенденциях децентрализации территориального управления, освобождение государства от функций, которые с успехом могут выполнять другие органы управления, например, территориальные сообщества. Принцип самостоятельности местного самоуправления, который включает в себя, в том числе и самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления населением как единственным источником власти, является одной из концептуальных составляющих института местного самоуправления в Российской Федерации.

Современная политико-правовая модель местного самоуправления в г. Рязани полностью адаптирована к общей концепции развития публичной власти в Российской Федерации. Цель данной политической стратегии - установить баланс интересов не только между различными уровнями власти, но и между властью и обществом. Системе местного

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

Политология

самоуправления в процессе построения устойчивой и безопасной политической системы отводится важная роль аккумулятора и реализатора интересов общества. В частности, в муниципальном образовании г. Рязань произошел переход на двухуровневую систему территориального устройства, а также проходит процесс оптимизации системы компетенций органов местного самоуправления и органов государственной власти, образована сбалансированная система органов управления муниципальной власти [18, с. 116].

Местное самоуправление, как и вся российская политическая система, накапливает положительный опыт функционирования в качестве полноправного института, но, в то же время, требует дальнейшего развития и совершенствования. Неслучайно в Послании Федеральному Собранию Д.А. Медведев обозначил задачи по развитию институтов демократии, повышению уровня и качества народного представительства во власти и акцентировал те аспекты этой работы, которые непосредственно связаны с низовыми уровнями публичной власти [11]. Так, например, вопросы формирования структуры органов местного самоуправления являются частью проблемы, связанной с определением баланса между существующими процессами централизации и децентрализации в сфере функционирования местного самоуправления. Это позволяет говорить о том, что в систему организации властно-управленческих отношений на уровне муниципального образования г. Рязань привнесены элементы сдержек и противовесов, характерные для системы разделения властей на областном и федеральном уровнях государственной власти. Они направлены, с одной стороны, против характерного для современной практики чрезмерного усиления единоличной власти глав муниципальных образований, а с другой - против неоправданного вмешательства представительных органов в исполнительно-распорядительную деятельность. В дальнейшем все это должно оптимизировать разделение труда между органами власти, входящими в структуру органов местного самоуправления, повысить эффективность их деятельности по обеспечению устойчивого развития города Рязани. Серьезное влияние, создавшее дополнительные проблемы для реализации реформы, оказала сложившаяся культура местного самоуправления, которая во многом была сформирована советской политической традицией. Однако в итоге все же появилась (и это важное достижение реформы) двухуровневая система, создался институциональный ограничитель вертикальности власти. Но появившиеся поселения оказались в условиях явного недостатка финансовых средств, инфраструктурных и кадровых ограничений. То же, только в другом масштабе, можно говорить и о городских округах.

Местному самоуправлению приходится бороться со стремлением вышестоящих уровней публичной власти сконцентрировать ресурсы наверху, а ответственность переложить вниз.

Итак, вследствие проведенного анализа, можно сделать заключение, что необходима дальнейшая оптимизация и совершенствование основных направлений реформы местного самоуправления.

Библиографический список

1. Авдонин В.С. Взаимодействие трех уровней власти в Рязанской области // Центр - регионы - местное самоуправление / Под ред. Г.М. Люхтерханд-Михалевой и С.И. Рыженкова. Вып. 4. М.; СПб., 2001.

2. Авдонин В.С. Рязанская область: реформа местного самоуправления в условиях раскола элиты // Реформа местного самоуправления в региональном измерении. М., 1999.

3. Авдонин В. Муниципальные выборы и референдумы в Рязанской области // Местное самоуправление в современной России: Политика, практика, право / Под ред. С.И. Рыженкова. М., 1998. С. 95-108.

4. Авдонин В.С. Муниципальные выборы и референдумы в Рязанской области // Местное самоуправление в современной России: политика, практика, право. М., 1998.

5. Акульшин П.В. Рязанские губернаторы: эпохи и люди // Власть и общество в России: традиция и современность (к 100-летию учреждения парламентаризма в России). Рязань, 2006.

6. Владимиров С. Рязанская область // Политический мониторинг ИГПИ. М.. 1998.

7. Закон Рязанской области от 29.11.2004 г. № 129-ОЗ «О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Рязанской области». иКЬ: http://www.msu.ryaz.ги/іпііех.рЬр?ш=100&ііі=119 (дата обращения: 09.03.2012).

8. Закон Рязанской области от 30 августа 2006 г № 109-0З «О признании утратившими силу законов Рязанской области о местном самоуправлении Рязанской области». ЦКЪ: http://www.ryazanlaws.ru/index.php?ds=781457 (дата обращения: 09.03.2012).

9. История Рязанской области: руководители Рязанского края 1778-2008 / Под ред. П.В. Акульшина. Рязань, 2008.

10. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: Постатейный / Под ред. С.Е. Чаннова. М., 2008

11. Медведев Д. А. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. 5 ноября 2008 г. ШЬ: http://www.kremlin.ru/text/appears/2008/11/208749. shtml (дата обращения: 09.03.2012).

12. Петренко В. «Власть будет работать, но с минимальными полномочиями» // Вечерняя Рязань. 2005. 29 сентября. С. 4-5.

13. Реформа местного самоуправления в региональном измерении / Под ред.

С.И. Рыженкова и Н.А. Винника. М., 1999.

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

Политология

14. Трубушкина О. Впереди - работа // Рязанские ведомости. 2012. 6 мая. № 81.

15. Устав города Рязани от 3 июня 1996 г. № 23. ЦКЬ: http://www.xolopov. narod.ru/gorod/ustav.txt (дата обращения: 09.03.2012).

16. Холопов В.А. Город Рязань. Местное самоуправление: становление, современная модель, стратегия развития. Рязань, 2008.

17. Холопов В.А. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие. Ростов-н/Д., 2010.

18. Холопов В.А. Государство и местное самоуправление: основные аспекты стратегического взаимодействия. Рязань, 2007.

19. Холопов В.А. Территориальное общественное самоуправление как стратегическая основа развития гражданского общества в России. Рязань, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.